Ребенок в 1 и3 месяца. Развитие ребенка в год и три месяца. Правила приучения к горшку

В 1 год и 3 месяца (15 месяцев) у ребёнка появляются свои пищевые предпочтения. В этот период важно приучить малыша к здоровым и разнообразным блюдам в рационе. Сохраняют значение режим питания, качество продуктов, кулинарная обработка и плавный переход от протёртой до твёрдой пищи.

Начнём с тех, которые на детском столе должны появляться ежедневно.

Молоко и его производные

Источник животного белка, витаминов и .

Суммарный объём грудного молока или адаптированной смеси, кефира, йогурта и других молокопродуктов: 500 мл в сутки.

  • Грудное вскармливание не отменяют. Мама может кормить малыша 1–2 раза в день рано утром и на ночь. По мере изменения потребностей детского организма количество и качественный состав грудного молока меняются. Поэтому переедание ребёнку не грозит.
  • Адаптированной смеси отводят всего одно кормление, которое можно заменить 200 мл кефира или кисломолочной смеси перед сном.
  • Творог (дневная норма не превышает 50 г) предлагают в чистом виде или используют для приготовления сырников на пару, пудингов, суфле.
  • или йогурта дают до 200 мл в сутки. Выбирают продукцию с живыми молочнокислыми бактериями и пометкой «для детского питания».

Каши

Источники медленных углеводов, витаминов группы B и минералов.

В рационе появляются содержащие глютен представители: пшеничная, овсяная, пшенная каша на молоке или воде (≈200 г).

Для деток с плохой прибавкой веса 1–2 раза в неделю можно готовить и манную кашку, но без фанатизма: она содержит фитины, затрудняющие всасывание кальция и витамина D.

Мясо

Мясная продукция богата белками и аминокислотами, витаминами группы B, железом.

Нежирная свинина, мясо домашней курицы, крольчатина, говядина и телятина в меню попадают 4–5 раз в неделю по 80 г на порцию в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле.

Овощи

Поставщики растительного белка, витаминов, клетчатки и минеральных веществ.

Используют для приготовления свежих салатов, тушения, добавляют в супы.

Суммарное количество в день: 200 г.

В день 15-месячному ребёнку достаточно 100 г из фруктово-ягодной корзины.

Яйца

Диетический белковый продукт, источник незаменимых аминокислот и витаминов.

В детское меню допускаются только куриные и после термической обработки.

Норма: ½ куриного яйца (белок и желток) или целое яйцо перепёлки. Разрешается давать через день, увеличив количество в 2 раза.

Масло

Обеспечивает растущий организм витаминами A, E, D и ценными жирными кислотами.

Доля растительного масла - четверть от общего количества или 5–6 г в день, сливочного - 15 г.

Хлеб

В детском рационе лидерство за легкоусвояемым белым хлебом из муки грубого помола (40 г в день). Разрешается и до 20 г ржаного хлеба.

Напитки

Детскую бутилированную воду предлагают в некипячёном виде. Из других источников (колодца, водопровода, скважины) требует кипячения.

Организм ребёнка сам регулирует потребность в воде в зависимости от температурного режима и физической активности. Поэтому давать нужно по требованию.

Компоты, соки, морсы

Готовят из фруктов и ягод, типичных для места проживания, без добавления сахара.

Для компотов также подходят и плоды, замороженные впрок.

Продукты, которые дают нерегулярно

Субпродукты

Хороший вариант - ложечка джема из домашних заготовок к творогу, сырникам или каше.

Учтите! Допустимая : 35 г в день с учётом его содержания в других продуктах (молоко, каши, фрукты, овощи и пр.).

Соль

Может навредить: провоцирует задержку жидкости и повышает нагрузку на почки.

  • йогурт, творожки, мороженое;
  • кексы в упаковках;
  • майонез, кетчуп;
  • каши с ароматизаторами;
  • спреды и маргарин.

Можно ли есть с общего стола?

Трапеза за общим столом открывает перед малышом новые горизонты. Поведение взрослых служит примером для формирования пищевой культуры и вкусовых пристрастий, стимулирует интерес к пище.

Если члены семьи придерживаются принципов здорового питания, то ребёнку можно предложить на пробу блюдо взрослого стола.

Приветствуются инициативы : самостоятельно пить из чашки, пользоваться ложкой, брать руками кусочки фруктов и овощей, котлету, сырник и пр.

Не кормите вашего непоседу пищей, к которой детская пищеварительная система ещё не готова: острое и кислое, жареные и жирные блюда, щедро приправленные солью, специями и сахаром.

Комментарии специалистов

Детский диетолог, сотрудник Института питания РМАПО, Л. Титова указывает на частые ошибки, которые совершают родители при составлении меню для пятнадцатимесячного ребёнка.

  • Выбор обезжиренных молочных продуктов . В них мало холестерина, который в 15 месяцев необходим для синтеза гормонов и желчных кислот. Лучшая жирность для молока и кефира - 3,2%, сметаны - 15 %, творога - до 10 %, сыров - 50 %.
  • Приготовление супов на мясном или рыбном бульоне . Его экстрактивные вещества приводят к гиперсекреции пищеварительных ферментов, которые раздражают нежную слизистую, вызывают изжогу, отрыжку и воспалительные заболевания ЖКТ. Варите детские супчики только на овощном бульоне с последующим добавлением отдельно сваренного мяса. Это полезнее.

Педиатр, ассистент кафедры детских болезней медицинской академии Санкт-Петербурга, О. Майорова предупреждает о возрастающей частоте аллергии на белок коровьего молока. Если в семье искусственник, до 2,5 лет лучше использовать частично адаптированные смеси (с последующими формулами).

Новые продукты

Новая пища вводится в рацион ребёнка старше года:

  • в минимальном количестве (чайная ложка, маленький кусочек, щепотка);
  • в утренние часы;
  • с постепенным увеличением объёма до возрастных норм в течение 7–10 дней.

Это могут быть новые ягоды и фрукты, каши, напитки, белок куриного яйца.

При отслеживании реакции уделите внимание не только кожным покровам, но и работе кишечника. Нарушение стула и вздутие живота укажут, что к новому продукту детская система пищеварения не готова, и его нужно отложить минимум на месяц.

Режим питания

Остаётся принципиальным 5-разовый режим питания . Интервал в 4 часа позволяет усвоить съеденное ранее и создать оптимальные условия для переваривания следующей порции.

Кормление в строго зафиксированное время стимулирует закрепление пищевого рефлекса, выработку пищеварительных соков к определённому часу и появление аппетита.

Допустимая погрешность: 15–30 минут.

В течение дня ребенок должен получить 1200–1250 ккал, что соответствует 1100 г пищи.

На долю завтрака и ужина приходится по 25 %, обеда - 35 %, полдника - 15 %.

Про нехочуху

Аппетит в детском возрасте не отличается постоянством и снижается по разным причинам:

  • малоподвижность;
  • калорийные перекусы;
  • недомогание;
  • нежелание есть предложенное.

Отказ от еды - не повод насильно кормить малыша.

Детский врач Комаровский советует:

  • оставить за ребёнком право выбора;
  • временно заменить нелюбимое на равноценное по калорийности, но из других продуктов (например, кашу на макаронные изделия или пюре из картофеля);
  • не повторяться в течение дня и по возможности недели;
  • соблюдать ритуалы: мыть ручки, расставлять тарелки, повязывать салфетку;
  • предлагать вкусные и красиво оформленные блюда.

Переедание

Еще одна проблема в детском питании после года, хотя встречается реже.

Обычно переедание связано с попытками родителей добиться того, чтобы ребёнок съел больше.

  • избыточный вес;
  • снижение физической активности;
  • сбои в работе пищеварительной системы;
  • нарушение микрофлоры кишечника;
  • снижение иммунитета.

Перекусы

Специалисты считают беспорядочные перекусы причиной отказа от основной еды.

Но физически активному ребёнку перерыв в 4 часа порой трудно выдержать - нужен перекус, чтобы восполнить затраты энергии.

Что предпринять:

  1. Для устранения чувства голода дать несколько кусочков фруктов, овощей, ломтик сыра или 1–2 детских печений с кефиром.
  2. Подкрепить непоседу за 1,5 часа до основного приёма пищи.
  3. Если малыш захотел кушать на 30–40 минут раньше установленного графика, пойдите ему навстречу.

Важно научиться понимать, действительно ли ребёнок хочет есть, или у него жажда. Предложенная вода, несладкий компот могут стать быстрым решением проблемы.

Грудное молоко

Материнское молоко после года:

  • на 95 % обеспечивает витамином C;
  • помогает в переваривании пищи;
  • предоставляет иммунную защиту от инфекций.

Принципы приготовления пищи

Пищеварительная система ребенка к 1 году и 3 месяцам уже легко справляется со многими продуктами при условии правильной их подготовки и обработки.

Приоритетно приготовление на пару в пароварке или мультиварке. Приемлемый вариант - варка, допустимый - тушение.

Овощи для свежих салатов натирают на , а перед термической обработкой нарезают небольшими кусочками. В тушёных и первых блюдах их можно чуть размять вилкой.

Мясо пропускают через мясорубку для паровых фрикаделек, котлет, тефтелей, суфле. Отваривают для паштетов с последующим измельчением в блендере, нарезают небольшими кусочками для тушения.

Для рыбного филе подходит варка, тушение, запекание в фольге. Из него также делают фарш для тефтелей и котлет.

Яйца готовят только вкрутую, в виде без жира с добавлением молока, используют для рыбного и мясного фарша, сырников и запеканок с последующей тепловой обработкой.

Предпочтительнее каши однородной консистенции, хорошо разваренные. Можно покупать: соответствующие возрасту растворимые промышленного производства или быстроразвариваемые в хлопьях.

Сливочное и растительное масло добавляют в еду на финише приготовления, не подвергая высоким температурам.

Свежие фрукты очищают от кожицы, нарезают мелкими кусочками или предлагают малышу в ниблере как более безопасном варианте.

Для приготовления молочных каш можно использовать адаптированные смеси. Цельное коровье молоко остаётся под запретом до 3 лет из-за высоких рисков появления аллергии на молочный белок.

  • выбирайте только свежие и экологически чистые продукты;
  • готовьте еду непосредственно перед подачей;
  • не давайте непоседе чересчур горячее или холодное.

Составляем меню

Завтрак
Каши или овощные блюда 200 г
Творожное, рыбное, мясное или яичное блюдо 50 г
Чай 100 мл
Обед
Салат из свежих овощей 30 г
Первое 50 г
Второе (мясное или рыбное) 70 г
Гарнир (овощной или крупяной) 70 г
Компот или сок 100 мл
Полдник
Кефир или йогурт 150 мл
Печенье, сухарики или галеты 15 г
Свежие фрукты или фруктовое пюре 100 г
Ужин
Мясное с овощами, овощное, крупяное или творожное блюдо 180 г
Кефир или йогурт 100 мл

К 1 г. 3 мес. малыш уже более уверенно ходит, а к 1 г. 6 мес. может относительно свободно перемещаться в разных направлениях без помощи взрослого. При этом следует заметить, что его ходьба еще далека от совершенства. Она будет «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Другим показателем стадии раннего детства является речевое развитие . Малыш продолжает овладевать речью. В 1 год у малютки в активном словаре было примерно 10 слов: «мама», «папа», «баба», «дай-дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко» (яичко), «ля-ля» (кукла), «га-га» (уточка), «ав-ав» (собачка). Этот «запас» сохранился и расширился, а некоторые слова наполнились новым содержанием. Например, если в годовалом возрасте малыш называл кошку «кхи-кхи», теперь в его лексиконе это слово может означать все меховые и пушистые вещи: шапку, варежки, мамины волосы, даже, дедушкину седую бороду.

Следовательно, в речевой практике крохи появились первые обобщения , пока что по несущественным признакам . О чем это говорит? Во-первых, о том, что дитя внимательно и даже пристрастно продолжает наблюдать и познавать окружающий его мир. Во-вторых, ребенок делает попытки разобраться в том обилии информации, которую предоставляет ему жизнь, а главное - он уже умеет сравнивать и находить общее и различное. В-третьих, становится ясно, что для малыша особо значимыми являются ситуации, которые «характеризуют» окружающие предметы эмоционально, впечатляюще, чувственно: дитя «откликается» на чисто внешние признаки .

И все же к 1 г. 6 мес. ребенок способен уже не просто выделить новый или наиболее броский, яркий объект, но и заметить различные и сходные признаки («такой» и «не такой»). Малыш даже делает попытки вербализовать свои впечатления, то есть отразить их словом. И делает это на том уровне, на котором формируется его мышление, а именно, - наглядно-действенном . Наглядные ситуации, зрительные впечатления необходимы ребенку первой половины 2-го года жизни. В этот период малыш «живет глазами», накапливая информацию об окружающем мире.

Пойми меня, мама!

Интенсивно развивается понимание речи взрослого , которая еще с большим трудом переходит в активный план, то есть, в разговорную практику. Действительно, к 1 г. 6 мес. в активном словаре ребенка, примерно 30-40 слов. Но понимает дитя в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо мамы или папы, когда они ему что-то говорят, читают, поют или рассказывают. Ребенок готов слушать взрослых! Что же нужно сделать для того, чтобы у сына или дочери своевременно и в достаточной степени формировалось понимание речи? Это очень важно, потому что развитие понимания выступает необходимым этапом овладения разговорной речью. Перечислим основные педагогические условия развития понимания речи взрослого ребенком I г. З мес.-1г. 6 мес.:

  • речь, обращенная к ребенку, не должна быть многословной и быстрой. Дело в том, что латентный (скрытый) период понимания информации, донесенной до ребенка значительно более длительный чем у взрослого. Торопливая речь взрослого ребенком не воспринимается. речь взрослого должна сопровождаться паузами. Речевые конструкции лучше строить из 2-3 слов, т.е. простых предложений.
  • описываемая словом ситуация подкрепляется демонстрацией предмета или действий с ним. Ситуация подчеркивается замедленным показом, синхронно совпадающим во времени с комментариями взрослого. Например, мама говорит: «Куколка едет на лошадке! (Показ в течение 30-45 сек.) Цок, цок, цок! Ляля бах! Упала! (Показ). Куколка садится на лошадку (Показ). Поехала (Показ). Цок! Цок!»
  • отношение к наблюдениям самого ребенка должно быть внимательным. Следует поощрять ситуации, спонтанно возникающего живого интереса. Поддерживать их словом. Например, мама обращает внимание малыша на небо: «Самолет летит! У-у-у!» Или: «Машина едет! Би-би-би!»
  • необходима мотивация действий со стороны взрослого краткими пояснениями в режимных моментах, например, «Бери ложку - будем есть кашу». Или: «Моем ручки - будут чистыми».
  • лепетные слова должны вводиться и присутствовать в лексиконе взрослого в сочетании с общеупотребительными.Например, «Возьмем купаться гагу-уточку». Так взрослый не только вводит уточнение в понимание ситуации, но и побуждает малыша к активному воспроизведению.
  • создается ситуация живого интереса с широким использованием наглядных средств: картинок, иллюстраций, игрушек. Как говорилось выше, мама обеспечивает замедленный темп исполнения самого действия с показываемым предметом. Все происходящее комментируется в процессе показа. Подчеркивается результат действия.
  • допускаются «сюрпризные» моменты, то есть, внезапные появления или исчезновения предмета, неожиданный поворот сюжета. Все показы синхронно совпадают со словом взрослого. Если ребенок не понимает, все повторяется в полном объеме (порядок действий, словесное сопровождение).
  • широко вводится прием вопросов, обращенных к ребенку, не только по поводу нахождения того или иного предмета (игрушки), но и действия с ним, исходя из его предназначения. Например, «Где расческа?» (Лежит рядом). Причешем ляле - куколке волосы» (Показ).

Эмоциональность взрослого как условие понимания: Жест и мимика взрослого играет особую роль - язык эмоций, первый «язык» самого малыша в период довербального, то есть доречевого общения. Сказанное позволяет заметить, что речевое общение с малышом 1 г. 3 мес. - 1 г. 6. мес. требует некоторой подготовленности взрослых. Родители должны научиться разговаривать с крохой так, чтобы он не только понимал их, но и получал удовольствие от их взаимодействия. И еще один важный вывод: чтобы взрослый вошел в контакт с крохой, он сам на время должен стать чуть-чуть ребенком! Почему малыши любят взрослых, сохраняющих черты детскости? Они отличаются доверчивостью, любознательностью, желанием откликаться и удивляться всему, что их окружает, умением видеть в обыденном необыкновенное; они верят в сказку, а, следовательно, видят красоту мира и его неисчерпаемость,. Такие люди дарят малышу самое главное - базальное , то есть, основополающее доверие к окружающему. Ребенку с таким взрослым спокойно и уютно, ведь oн способен как-то по-особенному играть с крохой, заразительно смеяться, чуть-чуть пошалить, эмоционально поддержать его. Чему же учится малыш? Неужели только пониманию близких, а затем и других людей? Нет, он учится любить и по-доброму относиться к окружающему миру.

Не шалости, а знакомство с миром!

По- прежнему большое значение в этом возрасте имеют предметные игры, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Уже хорошо заметно, что внимание ребенка стало более устойчивым, а действия с предметами имеют новый «рисунок», они приобрели выраженный поисковый характер. Малыш, играя, как бы «вычерпывает» все свойства игрушки, желая узнать не только «что это?» но и «что с этим можно делать?»

Ученые, назвав поисковые действия малышей ознакомительной игрой, экспериментально подтвердили, что дитя может довольно долго, не отвлекаясь, заниматься с предметом (игрушкой), если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если каждый поворот игрушки дает е е «новое» видение (меняется цвет, появляется какое-то изображение или звук). Возникает цепь ориентировочных реакций, следующих одна, за другой. Так в поведении ребенка появляется устойчивость игр с предметами, которая имеет большое значение в формировании умственных способностей ребенка. Конечно, это еще не волевое усилие малютки. Все строится на непроизвольном интересе, то есть на основе безусловной ориентировочной реакции, а попросту, - на любопытстве. Вот почему дитя безудержно в своих действиях: лезет во все ящички, коробочки, сумки, все - «подай сюда!». Его невозможно уговорить «не баловаться», потому что такое поведение - веление его возраста, а генетическая программа этого периода детства - практическое накопление чувственного опыта, сенсорной информации об объективных свойствах материального мира.

Малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и закон гравитации (освоения сквозного и замкнутого пространства), и постоянства цветового восприятия независимо от времени суток, и диалектику смены явлений (утро-вечер, тепло-холодно, радость-печаль). Можно сказать, что маленький ребенок– прирожденный «исследователъ», потому что он рожден человеком. Начало раннего детства – «звездный» час формирования его человеческих возможностей, фундамент высотного здания под названием «жизнь». Именно поэтому к ребенку следует относиться с должным пониманием, его нельзя лишать радости познания окружающего мира, мудро руководя этим процессом руководя.

Живое «зеркальце»

Возраст 1г. 6 мес. – особый этап в жизни малыша. Ученые установили, что именно к этому времени у ребенка в 3,5 раза увеличивается устойчивость реагирования на предъявляемую игрушку по сравнению с малышом I г.-1г.Змес. «Скачок» в развитии действий с предметами связан с интенсивным развитием коры головного мозга, то есть отдела, отвечающего за формирование интеллекта. Новым в поведении ребенка к I году 6 мес. можно считать появление функциональных действий с предметами. Малыш уже не манипулирует машинкой, а катает е е по полу, нагружает кубиками; куколку баюкает, кормит, прикладывая к е е личику тарелочку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия . Фрагменты из его собственной жизни: ребенок не берет на себя какую-либо роль, например, мамы, врача, шофера, а отображает виденное им действие, подражая взрослому. Вот почему общение взрослого с малышом трудно переоценить по своей значимости.

Карапузу необходимо показывать действия с предметами быта и игрушками, с ним необходимо заниматься и играть, чаще взаимодействовать, ставя в ситуацию партнерства. Для малютки не существует ничего интереснее, чем наблюдения за действиями и поступками «большого человека». Было бы ошибкой считать, что ребенок калейдоскопично накапливает информацию, не наводя «порядок» в тех впечатлениях, которые он черпает в общении со взрослым. Даже в нежном возрасте малыш делает попытки активной ориентировки, социальной практики и замечает не только как взрослые используют тот или иной предмет, но и какие испытывают при этом чувства - что вызывает у них особую радость, что огорчает, что вызывает прямой протест.

«Стихию» познания – под контроль

Родители обязательно должны обращать внимание на то, как сын или дочь вглядывается в их лица. Чем лучше взрослые научатся понимать своего малыша, тем лучше, по закону «обратной связи», он научится понимать их. А это особенно важно, потому что управляться с ним в этот ранний период детства очень трудно: дитя многое делает вопреки запретам.

«Адский период родительской жизни!»,- говорят многие. Как же выходить из ситуаций прямого неповиновения ребенка? Обратимся к небольшой зарисовке. Мама говорит сыну или дочери: «Видишь, лужа? Не ходи! Ноги будут мокрыми!». Ребенок смотрит на маму и... направляется прямо в лужу! Естественно, взрослый воспринимает подобные «подвиги» малыша как исключительную вредность и хулиганство. А у этого поступка совсем иная природа. Неповиновение малыша здесь – сродни стихии. Поэтому первое, что необходимо сделать, - приготовиться к ее приходу, а значит, взять ситуацию под контроль; второе - не допустить негативных последствий, третъе - противостоять; в-четвертых, вопреки всему, повернуть в нужное русло. Это непросто, но возможно, если знать особенности психики ребенка.

Поясним сказанное. Кроха прекрасно слышит, что мама не разрешает, но сам себе сказать: «Нельзя!», чтобы удержаться в «рамках приличий» он еще не в состоянии. Ситуация искушает его своей непознанностъю, и малыш бьет ногами по воде, радуясь брызгам. В таких случаях лучше прогнозировать поведение маленького человека и избегать нежелательных, а тем более, опасных ситуаций, в которых запретное слово мамы может не сработать, уступив любопытству. Ведь если ребенок окажется на краю платформы в метро, у обрыва, у открытого люка, все может закончиться трагедией. Если препятствия избежать не удалось, лучше взять малыша на руки и обойти опасное место.

Нельзя? Тогда нужно постараться отвлечь внимание ребенка, обратив ситуацию в полезное русло. Так, с лужей можно просто поиграть: опустить в воду чурочки («кораблики»), бросить туда камешки. Таким образом удастся взять ситуацию под контроль и отвлечь кроху от прямого контакта с объектом. Хорошо, если при этом взрослый пошутит, посмеется, сочинит какую-нибудь рифмовочку или песенку:

Мяч плывет по луже,
Грязный мяч не нужен,
Чистый мяч подсохнет,
Подпрыгнет высоко!

Лужа перед нами,
В лужу я не побегу,
Постою на берегу

Каким бы импульсивным ни был ребенок 1г. Змес.-1г. 6 мес, он постепенно начинает усваивать правила поведения, если все члены семьи предъявляют крохе требования, не противоречащие друг другу. Ситуаций, когда, например, при бабушке можно все, а при папе - ничего, быть не должно! В целях сохранения здоровой нервной системы малютки желательно организовать его жизнь в этот период детства таким образом, чтобы дитя получало со стороны взрослых примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запрещающих воздействий. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения взрослых, их педагогической подготовленности.

Никаких физических наказаний! Никаких нотаций, упреков, окриков и стонов! Взрослый должен мудро выводить малыша из всех нежелательных ситуаций, использовать отвлекающие и «обходные маневры», постепенно формируя поведение ребенка, делая его управляемым «со слова». Это приходит не сразу. Но если родителям удается ладить с малышом в этот трудный, но очень интересный период его детства, то такой ребенок к полутора годам становится более организованным, уравновешенным. У него проходит тревожность, свойственная началу 2-го года –«драматическому» периоду первых радостей и огорчений в освоении окружающего пространства. Можно сказать даже больше: к I г. 6. мес. у ребенка возникает базальное доверие к окружающему миру - первооснова всех последующих достижений раннего возраста.

МИНИ-ПРОГРАММА ВТОРОГО ТРИМЕСТРА ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Совершенствовать самостоятельную ходьбу. Создать благоприятную предметно-пространственную, развивающую двигательную среду.
Продолжать совершенствовать координацию движений ребенка в пространстве (устойчивость при смене положений тела: поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Усложнять ситуации, побуждающие к самостоятельной ходьбе, смене направлений движения, исходя из бытовых или игровых задач.
Продолжать совершенствовать ориентировку в пространстве, используя прием показа с кратким пояснением. Побуждать к выполнению двигательного задания, состоящего из одного действия (например, «Подойди ко мне!» или «Принеси кубик со стола!»)
Продолжать совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка (чувство равновесия). Учить ходить по ограниченной поверхности в прямом направлении (по дорожке, «следочкам», доске, положенной на пол).
Продолжать развивать координацию руки и мелкую моторику пальцев. Проводить занятия со специальными пособиями, развивающими ручные умения («шнуровка», «бусы», «цепи» предметов).
Уделить особое внимание развитию понимания речи . Расширить пассивный словарь обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого. Обогащать пассивный словарь ребенка (называть предметы, окружающие малыша, и действия с ними).
Способствовать развитию активной речи ребенка. Продолжать вводить в лексикон ребенка облегченные слова – слова- «заместители», состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» - курочка).
Формировать потребность в речевом общении со взрослыми. Побуждать малыша к речевому общению. Создавать «ситуации диалога» со взрослым; речевого общения всеми доступными для ребенка средствами (мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, слова-«заместители»).
Продолжать развивать наглядно-действенное мышление. В процессе игровых показов формировать в понимаемой речи первые обобщения предметов по существенным признакам.
Расширять сенсорный опыт ребенка в предметной деятельности (игре). Выполнять первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по тождеству(«такой» и «не такой»), состоящие из одного действия: величина («большой - маленький»), форма («шарик-кубик»), цвет.
Продолжать совершенствовать слуховые ориентировочные реакции, способствовать развитию слуха. Вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные модули, игрушки, инструменты).
Расширять знакомство ребенка с окружающим миром. Обогащать сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, давая возможность практически познавать объективные физические закономерности окружающего мира: протяженность расстояний, полое и сквозное пространства, соотношение величин (вложить можно малый и большой, а не наоборот), зависимость действий от формы (из кубов – строить, шары – прокатывать).
Развивать подражание как один из способов познания окружающего мира. Способствовать формированию отобразительных игровых действий с куклой мишкой, зайкой («Покорми лялю», «Положи лялю бай-бай-спать»).
Использовать возрастной стимул «Я сам!» для формирования элементарной самостоятельности. Учить малыша пользоваться ложкой самостоятельно не только при приеме 2-го, но и 1-го блюда.
Создать в семье микроклимат доброжелательности и любви ко всем членам семьи. Оберегать нервную систему ребенка от стрессовых и негативных ситуаций.

Ребёнку исполнился 1 год и 3 месяца, его развитие происходит порой настолько быстро, что родители не успевают диву даваться. Каждый день у крохи появляется новое умение, новое знание. Каким оно должно быть? И как помочь крохе в познании окружающего мира? Сейчас выясним.

Развитие — это то, что дает родителю понять: ребёнку 1 год и 3 месяца и с ним всё в полном порядке. Достаточные умения и навыки малыша — повод для радости. Недостаточные — повод для обращения к специалисту. Но как ни крути, именно они являются своеобразной лакмусовой бумажкой для родителей.

Что должен уметь

Ребёнку исполнился год и 3 месяца, и ежедневно список того, что он должен уметь к этому возрасту, расширяется. Игры с мячом, требующие активных движений, — его любимые. В них он выражает свои эмоции, делая это порой очень смешно и нелепо. Кроха познает мир, выворачивая наизнанку шкафы и рассматривая каждый “вывернутый” предмет по отдельности. Мамин телефон или пульт от телевизора — лучшие друзья малыша. С их помощью он начинает имитировать телефонные разговоры.

В этот период ваше чадо начинает активно демонстрировать свои чувства. Может обнять и поцеловать не только родителей, но и любимую игрушку или собаку. Его не заставишь делать то, чего ему не хочется. Будете напирать — дитя продемонстрирует негодование. Всех родных людей и тех, кто проводит с ним много времени, знает не только в лицо, но и по имени. Произнести может не всегда, но, услышав знакомое имя, непременно реагирует.

Занятия

В возрасте 1 год 3 месяца с ребёнком необходимо проводить занятия ежедневно. Используйте систему Монтессори, выбирая те задачи, которые, на ваш взгляд, малыш решает хуже всего. Развивающее занятие “Рамки Монтессори” — ответ на вопрос, чем интересным и увлекательным занять ребёнка в год и 3 месяца. Для этого понадобятся картонные рамки с вырезанными геометрическими фигурами и вкладыши аналогичной формы. Пусть малыш найдет каждой рамке пару-вкладыш. На первых порах помогите ему, покажите, что нужно делать, на конкретном примере.

Игры

Для развития физической активности малыша можно предложить ему следующий игровой комплекс. Поставьте перед ним коробку с игрушками, попросите заглянуть туда и выбрать, к примеру, мягкого медвежонка. После того как малыш отыщет искомый предмет, попросите его принести игрушку вам. Помимо этой игры, с маленьким ребёнком в 1 год 3 месяца, можно сыграть в “Копилку”, развив таким образом логику и мелкую моторику. Если в хозяйстве есть копилка, прекрасно. Если нет, можно сделать её самостоятельно. Принцип игры прост: попросите чадо протолкнуть в копилку любой найденный им и подходящий для этого предмет. Для облегчения задачи предложите ему зернышко кофе, монетку, закладку для книги, кубик и так далее.

Питание

Специалисты считают, что рацион маленького ребёнка в 1 год и 3 месяца и вплоть до полутора лет должен составлять 1300 килокалорий. При этом кроха должен кушать пять раз в день. Питание малыша в 1 год и 3 месяца окончательно превращается во взрослое, в меню ребёнка превалируют овощи и белки животного происхождения.

Ученые подсчитали и выяснили, что на каждый килограмм массы тела вашего чада в день должно приходиться по четыре грамма жиров и углеводов и по шестнадцать граммов белка. Если вы заметили, что ребёнку, которому исполнился год и 3 месяца, пятое кормление не нужно, если видите, что он плохо его ест, откажитесь от последнего приёма пищи. Кроха даёт вам сигнал, что в пятиразовом питании уже не нуждается.

Сон

В этом возрасте малыши спят приблизительно тринадцать часов в сутки. Читая о том, сколько спит ребёнок и понимая, что ваш кроха в год и 3 месяца спит меньше (или больше), имейте в виду: указанное количество часов может меняться в каждом конкретном случае, то увеличиваясь, то уменьшаясь на пару часов.

В идеале дневных снов должно быть три. Два как минимум. длительность каждого из них должна быть не менее часа. Однако идеал — это не правило и уж точно не реальность. В вашем конкретном случае всё может быть иначе. К тому же, когда ребёнку год и 3 месяца, он нередко плохо спит ночью и днём. Причины снижения качества сна могут быть самыми разными — от прорезывания зубов до психологических переживаний.

Первый серьезный день рожденья малыша уже позади, продолжается его взросление и развитие. На втором году жизни ребенок становится все любопытнее, его навыки и умения развиваются стремительными темпами.

Физиология ребенка одного года и трех месяцев

После года ребенок будет расти немного медленнее, а также замедлится набор веса. Не волнуйтесь, это нормально. Малыш теперь очень много двигается, и почти вся энергия уходит на обеспечение двигательной активности. Скорее всего, вы уже полностью перешли на взрослый стол и на одноразовый дневной сон.

Психология ребенка в один год и три месяца

В год и три месяца действиями малыша, по-прежнему, руководят эмоции (воля тоже присутствует, но изначальный импульс все равно исходит от конкретной эмоции), сознание тоже включается в работу. В пятнадцать месяцев ребенок начинает понимать, что значит совместная игра. В этом возрасте ребенок начинает проявлять первый интерес к сверстникам. Теперь некоторое время дети могут вместе наполнять одно и то же ведерко или копать одну и ту же яму, пока внимание одного из них не переключится на что-то другое.

В 1 год и 3 месяца уже можно начинать читать перед сном. Всего три месяца назад книжки представляли интерес, прежде всего, как предмет, который надо смотреть, трогать и пробовать на зуб. К году ребенок научился переворачивать странички и выучил многие изображенные в книжке предметы. А теперь он готов слушать и воспринимать истории с незатейливым сюжетом. Вечернее чтение может стать прекрасным ритуалом укладывания и заложить любовь к книгам в будущем.

Навыки и умения ребенка в один год и три месяца :
– совершенствует навык ходьбы: держа за руку взрослого ребенок может подниматься по ступенькам и спускаться с них, перешагивать через небольшие препятствия, удерживать равновесие;
– с удовольствием учит новые звуки и слова, неустанно повторяя их за взрослыми;
– занимается «исследовательской» деятельностью, понимая причинно-следственные связи: если построить слишком высокую пирамидку из кубиков, она упадет; если столкнуть стакан со стола, он тоже упадет; если ходить с закрытыми глазами, упадешь сам.

В год и три месяца можно приступить к воспитанию первых полезных привычек – через часто повторяемые осознанные действия. Убирать перед сном в комнате, складывать стопочкой одежду, умываться и причесываться по утрам – все это малыш теперь воспринимает в контексте своей жизни. Кроме того, он уже в состоянии запомнить, что после игры надо сложить игрушки в ящичек, а после обеда поставить тарелку в раковину. Так воспитывается внутренняя организованность.

Советы родителям ребенка одного года и трех месяцев

Весь второй год жизни будет ознаменован для родителей все возрастающей исследовательской активностью малыша. Будьте снисходительны и помните, что его действиями все еще руководят инстинкты. Как еще узнать, что случится с чашкой при падении на пол, если не сбросить ее со стола? Что-либо объяснить ребенку в год и три месяца достаточно сложно, хотя это обязательно нужно делать. Но малыш не может долго держать в памяти ваши напутствия, поэтому не поленитесь лишний раз позаботиться о безопасности и проверить, что утюг выключен, а в розетки вставлены заглушки. Познание мира не должно быть травмоопасным.

Источник — https://deti.mail.ru

    Замечу, что в 1 год и 3 месяца ребенок стал спать ночью не просыпаясь, а днем сон сократился до двух часов. Окончательно ушли от грудного вскармливания, меню стало более разнообразным, меньше стало пюре, протертых продуктов.

    Сын стал играть не только в прятки, собирать пирамидку и складывать кубики, как написано в статье, но мы отказались от ходунков, полюбили домашние качели.

    Ребенок не только рисовал каракули, но исчеркал все стены и, где смог, с увлечением отодрал обои. Появились любимые книги, любимые игрушки, которым отдавалось предпочтение. Полазушник - это да! Все ящики и шкафы были интересны, самое острое удовольствие - стучать ложкой о кастрюлю, чем громче, тем лучше.

    Вообще, в этом возрасте уже проклевывается личность и характер проявляется, удивительно интересный возраст.
    Ответить

    Закрыть [x]

    Очень интересный период в развитии ребенка. Мой сынок уже уверенно бегает, прыгает, играется игрушками сам.

    Появился интерес к книгам. Все чаще просит читать ему, рассказывать, что нарисовано на картинках.

    По-немногу разговаривает, но предложения сложить пока не получается. А так, в принципе, можно разобрать, что ребенок требует в даный момент. С каждым днем все больше и больше новых слов произносит.

    Учимся рисовать, держать правильно карандаши. Но пока хорошо выходит только на стенах. Мы, конечно немного иногда ругаем за это, но он упрямый, постоянно проявляет свой характер.

    Но самое главное, что ни один шкафчик мы не пропустим. Везде ребенку надо посмотреть, потрогать предметы, которые как бы «нельзя».
    Ответить

    Закрыть [x]

    А мы в 1 год и 3 месяца только пошли. Мне показалось, что поздновато, но наш педиатр в этом проблемы не увидел, сказал, что всё в пределах нормы, поэтому нет повода переживать.

    А что касается памяти, то в статье верно подмечено, что в этот период кажется, они помнят все картинки. И с частями тела в этом возрасте проблем уже не было, показывал даже пупик.

    А вот любовь к открыванию тумбочек и шкафчиков, к счастью, обошла нас стороной. Был замечен за этим занятием всего-лишь раз, но работы мне задал на час: вывалил из тумбы все крупы, сверху присыпал ванильным сахаром и лаврушкой «украсил». Больше попыток «усложнить маме жизнь» не предпринималось.
    Ответить

    Закрыть [x]

    В год и 3 месяца моя дочка кардинально изменилась, стала более самостоятельной.Ходить мы научились поздновато в год и 2 месяца, и как только ее ножки окрепли, она стала уверенно передвигаться по квартире.У нее сразу же появилось куча дополнительных занятий.Она уже больше времени играла одна.Кормила своих игрушек, укладывала их спать.Сидела в своем домике(палатке) и разговаривала с мягкими игрушками.

    На этот момент у нас было всего 6 зубов.Но потом зубки полезли сразу по несколько штук.

    Самостоятельно есть еще не могла, но постоянно брала ложку и пыталась есть из тарелки.

    Появился интерес к рисованию, а то до этого мы их грызли.
    Ответить

    Закрыть [x]

    Прямо сейчас мы находимся в этом славном возрасте. Все нормативы из статьи выполнены на ура и в психологическом, и в физическом плане, ходить он стал уверенно уже в год и месяц, но «плюшка» такая полненькая, что и сейчас, уже почти бегом! - переваливается с ноги на ногу. Действительно требует ложку и пытается самостоятельно кушать, любит сидеть за партой и рисовать, выворачивает и проверяет все шкафы, очень усердно играет с машинами и безумно любит книжки, прямо замирает над ними, такое впечатление, что даже не дыша. Единственное, что омрачает это счастье - лезут тройки и четверки, похоже, все вместе, и он стал капризным и требовательным.
    Ответить

    Закрыть [x]

    В этот период я окончила грудное вскармливание. На этом этапе я четко поняла, что ребенок уже многое понимает, у него стал проявляться характер.

    Было такое, что он мог плакать и прижиматься ко мне при виде чужих людей, которые приходили в дом. Я сильно переживала, но со временем это прошло.

    Открывание шкафов тоже имело место быть. Приходилось следить, убирать опасные и острые предметы повыше.

    Этот возраст интересен тем, что ребенок еще как бы маленький, но уже не доставляет столько хлопот, т.к. многое понимает, его уже можно о чем-то попросить.

    Примерно в этот период я уже могла спать всю ночь без пробуждения.
    Ответить

    Закрыть [x]

    На мой взгляд это самый чудесный возраст. Ребенок начинает активно познавать мир, моя дочь в это время уже уверенно ходила, с интересом играла в игрушки, начала разговаривать и повторять за мой все действия как обезьяна. На столько смешно было за ней наблюдать. Она еще не начала показывать свой характер, была покладистым ребенком, послушным, чего не могу сказать о ней по истечении полугода.

    В год и три месяца ребенок очень активно впитывает в себя всю поступающую информацию и тут важно уделять ему как можно больше внимания, заниматься, использовать развивающие игры, даже если мама устала.
    Ответить

    Закрыть [x]

Похожие публикации