Смотреть канал спас мой путь к богу. "мой путь к богу". Однажды умерев, уже нельзя покаяться

Отец Михаил, была ли ваша семья с самого начала православной, и были ли вы с детства верующим и крещеным?

Я не был с детства ни крещеным, ни верующим. Семья не была православной, но в доме, в котором я вырос, к Православию все относились доброжелательно. Помню, как на Пасху пекли куличи и красили яйца, но никто их не освящал. Бабушка иногда ходила в храм со своими подругами, но это бывало довольно редко – может быть, раз в год или еще реже. Бабушка родилась в 1912 году в верующей семье, но после 1917 года все, кроме ее мамы, ушли из церкви. Она всегда с теплым чувством вспоминала, как готовились к праздникам, как ходили в храм, но эти воспоминания больше касались внешней стороны дела.

Когда же вы крестились, пришли к вере?

Крестился я в 21 год, а впервые назвал себя верующим в 20 лет. Это было на втором году моей службы в армии.

Некоторые считают, что армия не способствует пробуждению веры в человеке.

Ну почему? Среди моих знакомых священников многие пришли к вере именно в армии. Не знаю, как это происходило у других, а у меня бывали ситуации, когда своих сил не хватало, помощи ждать было неоткуда… и вот она, эта помощь! Таких моментов было достаточно много, и не без их влияния постепенно изменилось и общее отношение к жизни.

Сразу ли вы пришли от веры именно к православию?

Вернулся я из армии с верой в Бога, но еще не православным христианином. При том, я с детства боялся заходить в действующие храмы. Однажды, лет в 12, в городе Курске во время всенощной я зашел в храм преподобного Сергия. Это был тот самый храм, который построили родители преподобного Серафима Саровского, и с колокольни которого он упал, будучи маленьким мальчиком, но остался невредимым. Я постоял внутри у самого входа две-три минуты, не больше… И не то, чтобы почувствовал себя лишним, нет – но я увидел и ощутил перед собою другой мир, к которому сам не принадлежал.

Потом, после возвращения из армии, появился новый интерес к Церкви и вообще ко всему, что связано с верой, но по-прежнему оставался какой-то трепет перед тем, чтобы переступить порог храма. Мне помогла его преодолеть одна моя знакомая, Светлана Степановна. Она, зная мою любовь к музыке, пригласила меня на Литургию, предложив послушать хороший хор. Это был знаменитый тогда хор храма Всех Скорбящих радости на Большой Ордынке. И вот, в конце января 1989 года, в неделю о Мытаре и Фарисее, я впервые пришел на Литургию. Храм был полон людьми. Мы поздоровались со Светланой Степановной, а затем толпа нас разделила. Хор был хорош, но я был избалованным слушателем, и не могу сказать, чтобы пение меня потрясло или очаровало. Через полчаса казалось, что все я уже услышал, и можно было бы возвращаться домой. Но было бы нехорошо уйти, не попрощавшись, и поэтому пришлось остаться в храме до конца службы. И в это время постепенно пришло какое-то другое ощущение всего, что происходит вокруг. Я почувствовал, что в храме присутствует Нечто, чего больше я нигде не встречал, и понял, что приду туда снова.

И после этого вы решили креститься? Мне уже приходила мысль о крещении, а прежде нее – об исповеди. Но я откладывал ее исполнение. И тогда, после той первой службы, я действительно вновь пришел в храм, и потом еще, и еще… Но Православие мне еще представлялось лишь одним из возможных вариантов некой «религии вообще».

Я стал читать о религии все, что попадалось в руки. Помню, что тогда была прочитана книга В. Соловьева о Магомете, но она не помогла мне стать мусульманином. Уже начинали распространяться разные протестантские книжки. Поначалу я их тоже просматривал, но они совершенно не привлекали, – вот в них-то не было того ощущения присутствия Чего-то высшего, которое привлекло меня в Православии. Несколько раз я присутствовал на мессе в костеле св. Людовика на Лубянке, но потом снова шел в православный храм. Была прочитана детская Библия, а затем – первые три Евангелия, Деяния и несколько глав из Бытия. Мысль о крещении приходила все чаще и чаще, но я все никак не решался. Я понимал, что это очень серьезный, ответственный шаг, что он должен повлечь за собой перемены и внутри, и вовне, в самом образе жизни, а многое во мне противилось этим переменам. Казалось, что времени еще впереди много – целая жизнь, что все решения можно будет принять завтра или послезавтра, а пока пусть все остается, как есть.

И вот меня познакомили со священником. Это и подтолкнуло меня к тому, чтобы креститься. У меня уже было много вопросов о вере, которые я ему и задал. А затем, в конце той первой встречи, уже он стал задавать мне вопросы. Помню, как он спросил меня: «Считаешь ли ты Христа Богом?» Сам себя я об этом в такой форме не спрашивал, я старательно этот вопрос обходил. Я вырос среди людей рационального склада ума. Поэтому всегда хотелось разложить все по полочкам, хотелось во всем ясности, а здесь тайна, которую никаким языком нельзя выразить, никаким умом нельзя объять. Но теперь нужно было что-то ответить, и я понял, что если отвечать честно, то я могу ответить только «да», – нравится мне это, или не нравится, хочу я этого, или не хочу. И я сказал «да». И это «да» многое перевернуло в моей жизни, и в тот самый момент я почувствовал, что теперь многое будет иначе. Потом отец Андрей сказал: «Бог хочет, чтобы ты крестился». Это было сказано так просто, без всякой претензии, без всякой позы, без всякой рисовки! И я ответил: «Ну, если так, то кто я, чтобы противится Богу!» Это было в июле, а крещение совершилось 16 ноября. К тому времени я уже ходил в храм постоянно, и продолжал это делать после крещения.

И вы стали прихожанином в…

В храме Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке. Это продолжалось около двух лет. Потом, в 1991 году, открылся храм Святителя Николая в Пыжах. Первое всенощное бдение состоялось в праздник святых апостолов Петра и Павла, и в этот день впервые настоятель пригласил меня в алтарь. Среди прихожан были двое молодых людей, которые дольше меня были в церкви – они и алтарничали, а я вначале только смотрел, что и как они делают. Один из них уже окончил 1-й класс семинарии, сейчас он священник в том же храме – отец Валерий Гурин. Другой – Денис – только поступил в семинарию. Но когда начался учебный год, они оба уехали в Сергиев Посад, и приезжали только по выходным, а на буднях я оставался один.

Вы в это время учились в медучилище?

Нет, медучилище я окончил до армии. В том же году, когда я пришел в храм, я поступил на медико-биологический факультет 2-го медицинского института и, успешно окончив один курс за два года, я, наконец, понял, что учусь не там. И когда мне представилась возможность стать алтарником во вновь открытом храме, я без всякого сожаления ушел из медицинского института с тем, чтобы потом поступать в семинарию. Но в следующем году был создан Свято-Тихоновский институт, и я поступил в него, чтобы параллельно с учебой оставаться алтарником.

Как отнеслись к вашему воцерковлению родители, знакомые, друзья, в институте?

В медицинском институте отнеслись хорошо. Я не афишировал свою церковность, но и не пытался ее скрывать. Отношение других к моей вере никогда не вызывало проблем – может быть, потому, что меня не особенно беспокоило, кто и как к ней относится. Дома отношение к Церкви изначально было доброе, и мой приход в Церковь не привел к каким-то конфликтам в семье. Но зато возникали вопросы: Не слишком ли много в Церкви постов? И так ли нужно их все соблюдать? Зачем так часто ходить в храм? Справедливо ли оказывать такое предпочтение Православию перед другими религиями? Был и еще один вопрос, – мне никто не задавал его прямо, но он угадывался, – что это за новый «авторитет», отец Андрей, который меня крестил?

И как вы поступали в этой ситуации?

По-разному. Иногда раздражался. И жалею об этом. Но в любом случае, даже если вас дома не понимают и не одобряют, нужно продолжать ходить в храм, отстаивать свою веру. Как бы родители ни относились к выбору своего ребенка, хотя бы и взрослого, он все равно остается для них самым дорогим человеком. Они вас рано или поздно поймут. И если даже не согласятся с вами, то им все равно ничего не останется сделать, кроме как смириться.

Не было ли в семье разочарования в том, что вы должны были стать врачом, медиком, а теперь идете по церковной стезе?

Большого разочарования не было, потому что идея поступления на медико-биологический факультет с самого начала не очень нравилась моей маме. Она, правда, не обрадовалась, когда я оттуда ушел. Но когда я поступил в Свято-Тихоновский институт, ее это вполне устроило.

Думали ли Вы о священном сане, становясь алтарником?

Я не думал заранее о священном сане, – просто нравилось алтарничать. Чувствовал себя на своем месте, и этого было достаточно. Да и духовное образование мне тогда было интересно само по себе. Но со временем появились и мысли о служении Церкви в священном сане. Рукоположения в диаконы я не искал, – это было предложение отца Александра, моего настоятеля, поскольку храму был нужен диакон. А уже потом созрело желание стать священником.

Были ли встречи или поступки других людей, которые вам запомнились тем, что в них светится вера Христова?

Таких встреч было много. Одним из первых таких людей стал иеромонах – ныне архимандрит – Андрей (Крехов). Он тогда восстанавливал храм в Рязанской епархии, и примерно раз в месяц приезжал в Москву по делам. Здесь он жил при храме Покрова на Лыщиковой горе, а я приходил туда и мучил его своими вопросами. До сих пор удивляюсь его терпению. Но с его стороны это была большая помощь. Не знаю, что бы я без него делал. По крайней мере, все бы происходило тяжелее и дольше.

С благодарностью вспоминаю свое пребывание в Пыжах. Там было много интересных встреч. Отец Александр Шаргунов, настоятель храма, это человек, влияние которого мне трудно переоценить. К тому времени, когда храм открылся, он уже лет пятнадцать был в священническом сане, прошел через все трудности, пережитые Церковью в 70-е – 80-е годы. В Пыжах с самого начала всегда звучала проповедь, – проповедь серьезная, на серьезные темы.

Для вас православие – это больше плач о грехах и отдаленности от Бога, или радость о Господе воскресшем?

В духовной жизни бывают минуты великой радости, но бывают моменты, когда надо просто трудиться – и всё, не ожидая, что именно сейчас начнутся всплески духовных чувств. Да, бывало то состояние, когда не знаешь уже, на земле ты, или на небе. Но было и другое, когда ясно, что ты на земле, и что нужно идти по ней дальше.

А что поменялось и поменялось ли что-то в отношении к миру с принятием сначала диаконского сана, а потом священнического?

Отношение к миру поменялось не столько в связи с принятием сана, сколько с приходом в Церковь. Прежде всего, стало ясно, куда вообще нужно идти. Куда, зачем и отчасти – как. Хотя «как?» – это вопрос наиболее трудный, потому что ответ на него не лежит на поверхности. В древности мореплаватели пересекали океан, ориентируясь по восходящему солнцу. Но восток в христианстве – это символ Христа и той новой жизни, которую мы получаем от Него еще здесь, на земле. В одном богослужебном тексте говорится, что Христос пришел «к темному западу – естеству нашему», то есть к нашей падшей природе, поврежденной грехом. Так вот, главное, что изменилось, – появилась возможность двигаться с запада на восток.

Многие люди имеют всё. однако имеют при этом печаль, потому что им не хватает Христа.

Старец Паисий Святогорец

Я не верила в Бога

Эти слова старца Паисия в полной мере относились и ко мне. Всю жизнь, прожитую до клинической смерти, которую я перенесла в 40 лет, можно просто перечеркнуть. Было все: обеспеченная семья, муж, дочь; но в душе было пусто. Впоследствии я осознала причину заполнявшей меня пустоты - я не верила в Бога. Блаженны те, кто не видя, уверовали. Я уверовала как Фома, увидев все собственными глазами после своей смерти.

До своего обращения я не была атеисткой, наоборот, хотела узнать что-то о Боге, читала брошюры о Христе, распространяемые иеговистами, в течение полугода занималась с женщиной-иеговисткой, которая приходила ко мне домой. Вскоре я серьезно заболела, и наши занятия закончились. После болезни я какое-то время чувствовала себя довольно хорошо, но внезапно произошло событие, которое совершенно изменило мое мировоззрение и всю последующую жизнь. Накануне своего сорокалетия я почувствовала себя нездоровой; со мной случился приступ, после которого я была доставлена в больницу.

Врачи, неправильно поставившие диагноз, осложнили течение болезни, после чего я начала умирать от тотального некроза поджелудочной железы. Тогда же я впервые испытала сильное желание исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. И стоило мне об этом подумать, как буквально через полчаса ко мне в палату вошел священник, Я была удивлена, что мое желание так скоро исполнилось. Как выяснилось позже, именно в этот день мама вместе с моей подругой решили навестить меня. Они вышли на улицу, чтобы поймать машину, и увидели во дворе мужчину, который садился в автомобиль. Мама попросила его подвезти их и по дороге рассказала, что у нее умирает дочь. Водитель оказался верующим человеком (позже он пошел учиться в духовную семинарию и стал священником).

Он не взял денег за проезд и предложил попросить батюшку из больничного храма исповедовать и причастить меня. И так все совпало, что священник как раз отслужил Литургию, был свободен и согласился зайти ко мне. Так перед клинической смертью состоялись моя первая исповедь и первое Причастие.

После Причастия на некоторое время я почувствовала облегчение, а потом потеряла сознание и ощутила себя в воздухе, смотрящей вниз на собственное окровавленное тело. Оно лежало на операционном столе, и хирург огромными небрежными стежками зашивал его, готовя в морг. Неожиданно я услышала грозный голос: «Ну что, поверила в Бога?" Ужас пробрал меня до костей, а я поняла, что нахожусь ужe на «том свете». Этот миг я запомнила на всю жизнь.

Именно тогда я осознала, что все, что я читала о загробной жизни - правда. Но трагедия заключалась в том, что вернуться обратно и рассказать своим близким о том, что я видела - уже невозможно.

Однажды умерев, уже нельзя покаяться

В это же время я поняла, что со мной разговаривает мой Ангел Хранитель и что общение наше происходит без слов. Я его не вижу, лишь слышу голос и мгновенно получаю ответ на любой вопрос. Он сказал мне, что я умерла, и дороги назад нет. Однако через некоторое время я почувствовала, что меня со страшной скоростью везут куда-то на каталке. Потом я поняла, что мое тело подсоединили к какому-то аппарату. Все это время я слышала голоса людей, находившихся рядом. Так и мы думаем об умершем человеке, что это лишь тело, а на самом деле он слышит, как констатируют его смерть, видит все, что происходит вокруг. Вообще весь пережитый мною опыт смерти - все было удивительно и страшно. Страшно оттого что, однажды умерев, покаяться, отмолиться и привести близких: к покаянию мы уже не можем, а удивительно то, что есть вечная жизнь, есть Бог... Вот такое необыкновенное двоякое чувство.

Тогда передо мной пронеслась вся моя жизнь. Почему-то мгновенно проснулась совесть. Как быстро сменяющие друг друга кадры, я видела все свои дурные поступки, за которые не принесла покаяния. И самое удивительное, что, видя все это, я начала молиться. Потом узнала, что молилась я словами Иисусовой молитвы. И молилась с таким отчаянием, с такой надеждой на милосердие Божие. что сама удивилась тому, откуда мне все это известно. Но когда я произносила: «Господи, помилуй!» (а это был настоящий крик души!), через какой-то промежуток времени слышала ответ: «Нет». Так продолжалось три раза: мольба о спасении и отрицательный ответ... Это мой Ангел Хранитель просил обо мне Господа, но Его разговор с Богом я не слышала, мне сообщался только результат: «Нет, Бог тебя пока не милует». Но все же у меня в душе почему-то оставалась надежда.

А потом я начала летать на огромной скорости по каким-то трубам. Казалось, это мое состояние длилось целую вечность. Как потом выяснилось, меня повезли в Институт Хирургии РАМН. Муж приехал за мной на машине. К тому времени было зафиксировано пять минут смерти. В машине «Скорой помощи» сердце, почки, легкие функционировали только за счет аппаратов интенсивной терапии.

Когда муж перевозил меня. Ангел Хранитель сказал: «Я не знаю, куда тебя везут, это не запланировано» . Со мной произошло что-то непредвиденное. Я полетела куда-то по трубе, но при этом постоянно чувствовала рядом с собой присутствие Ангела. Я его не видела, но пребывала с ним в общении. Вдруг мы оказались в длинном, как будто ярко освещенном зале, в глубине которого на троне сидел удивительной красоты Мужчина тридцати-тридцати трех лет. Я подумала, что никогда раньше на Земле я не видела человека такой красоты. В Его глазах были мудрость и покой. Взгляд был очень добрым, полным любви и милосердия. «Неужели это Бог? - пронеслось у меня в голове. - Какое счастье видеть Его! И какое несчастье, что я не могу вернуться сейчас на Землю и рассказать близким, что Он есть!"» Эти мысли, словно молния, пронзили меня. Неожиданно я поняла, что все, чем я жила до этого момента - абсолютно все было неправильно! Но главное - Он есть! Осознав это, я почувствовала, что снова лечу вниз. Ведь меня не простили, значит, я лечу в ад.

Ужас охватил меня. Когда я очутилась в более темном пространстве, я снова услышала голос своего Ангела Хранителя: «Дальше мне нельзя. Там плохие ангелы. Держись, Таня. держись!». Отчаяния, которое охватило меня, я не испытывала больше никогда в своей жизни. Не дай Бог никому очутиться там, где побывала я! Господи, помилуй нас всех! Мне казалось, что я сжалась в комок и осталась совсем одна. Я не могла ни управлять собой, ни предпринять хоть какое-то волевое усилие, чтобы что-то изменить. Через некоторое время я как мешок упала на пол какого-то помещения и увидела перед собой человека. «Ну, здравствуй, здравствуй» , - сказал он. И тут я окончательно поняла, что нахожусь в аду, что передо мной - сатана, и я - в полной его власти. Слава Богу, это продолжалось недолго. Вскоре меня как тряпичную куклу «выдернули» оттуда. Невозможно передать словами, какое облегчение и радость я испытала тогда! Оказывается, мне были лишь показаны рай и ад, и, возможно, частично Суд.

Тогда же я услышала от Ангела: «Ты хочешь спастись?». И ответила: «Конечно, я хочу спастись!». «Тогда иди в монастырь». После этих слов я вся внутренне сжалась и как будто даже начала оправдываться: «У меня ведь есть муж, дочь, которую надо воспитывать...». Не правда ли, странно? Человек уже побывал в аду, где испытал чувство ужаса и отчаяния, и продолжает настаивать на своем?! Мне повторили еще раз: «Иди в монастырь». Я пересилила себя и согласилась. Но мое согласие не было принято. И я поняла, что это произошло из-за того, что я согласилась по принуждению. Мой ответ не был свободным. Господь дарует каждому человеку свободу воли. Возможно, это один из самых больших даров из всех тех, которые мы от Него получаем. Он не хочет, чтобы мы спасались по принуждению. И через паузу я услышала: «Тогда езди по монастырям, по Золотому Кольцу». «И меня отпустят?» - спросила я. «Да, но через пять лет ты снова придешь в больницу и будешь ждать». Ровно через пять лет я действительно оказалась в больнице и ждала, словно приговора, решения докторов.

Жизнь после смерти

Когда я пришла в себя после реанимации, первое, что услышали от меня окружающие, было: «Бог есть». Эти слова были сказаны слабым голосом, но все знали, что я вернулась с «того света». Санитарки перекрестились, а врачи не поверили - они были атеистами.

После моего возвращения я полгода лежала в Центре хирургии (РНЦХ им. В.В. Петровского РАМН). В то время там открылся храм во имя св. Великомученика и Целителя Пантелеймона. Он был расположен в том же здании на первом этаже, и я могла посещать все богослужения. После улучшения состояния вдруг резко наступил кризис: начались страшные боли и мне откачивали черную жидкость через трубочку, которую я глотала.

Пришло время Великого поста. Посовещавшись, врачи решили «посадить» меня на пятнадцатидневную голодную диету и ежедневно через капельницу вливать огромное количество лекарств, чтобы поддерживать жизнедеятельность организма и выводить токсины. Температура держалась стабильно на отметке 38 градусов, а состояние было настолько тяжелым, что я не знала, куда себя деть. Молитвы давались с большим трудом. Единственной молитвой, которую я произносила утром и вечером, была «Отче наш», но и она казалась мне бесконечно длинной. Когда я была еще в реанимации, попросила близких принести мне иконы Спасителя, Божией Матери, св. Пантелеймона и молитвослов. Я старалась читать его, но зрение настолько ослабло, что это было очень сложно, но тогда я уже знала, что обращение к Богу - это мое спасение, моя надежда. Впервые в жизни на службах Великого поста я ощутила благодать и спокойствие. Я много плакала, молилась, сидя на скамеечке в храме, просила Господа исцелить меня снова.

Приближалась Страстная Седмица и пятнадцатый день моей «голодовки». Профессор-хирург, который меня оперировал предупредил, что наступило неожиданное осложнение, и на следующий день мне в операционной будут шприцами из живота откачивать жидкость, скопившуюся во внутренних тканях. Я уже знала, что это довольно опасно, да и сама процедура не из приятных. Утром мне сделали УЗИ внутренних органов, и диагноз полностью подтвердился. Во второй половине дня я спустилась в храм на службу. Молила Господа. Богородицу и св. Великомученика и Целителя Пантелеймона облегчить мою участь, честно сказать, уже не надеясь на исцеление. Вечером чувствовала себя плохо, у меня поднялась температура. Окончательно измучившись, я еле уснула.

На двенадцать часов следующего дня была назначена процедура. К этому часу меня пригласили в перевязочную. Профессор решил еще раз вызвать специалиста по УЗИ, чтобы точно знать расположение пораженных участков. Пришла та же врач, которая делала мне предыдущее УЗИ переносным аппаратом. Через минуту она приступила к осмотру, и с удивлением констатировала, что все чисто, «ничего нет»!!! В этот момент я почувствовала, что мне стало необыкновенно легко и что я здорова. Хирург озадаченно посмотрел на меня, облегченно вздохнул и отправил обратно в палату. Я вернулась и решила измерить температуру. Градусник показал 36.6. Это было настоящее чудо в Страстную Седмицу! Я уверена, что это святой Великомученик Пантелеймон молился за меня. Вообще надо сказать, что и сам его больничный храм чудесен. Там полностью обновилась темная икона святых Зосимы, Савватия и Германа! Больные приходят туда перед сложнейшими операциями, чтобы помолиться, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Долгие месяцы своего пребывания в больнице я жила лишь воспоминаниями о том, что со мной произошло. Это переживание и до сих пор остается самым сильным в моей жизни. Теперь все изменилось, но, конечно, прежде была очень серьезная внутренняя борьба. У меня языковое образование, и я хотела идти работать переводчиком. Потом я окончила богословские курсы и начала преподавать в воскресной школе. А затем Промыслом Божиим попала в СИЗО №5 к малолетним правонарушителям. И там я поняла, что те люди, которых, так же, как в Евангельские времена, исцелил и спас Сам Господь, должны служить Ему, Это надо понимать и не малодушествовать, несмотря на то, что темные силы всегда будут препятствовать такому служению.

Сейчас я рассказываю несовершеннолетним преступникам о Боге и испытываю от этого огромное удовлетворение. Они меня ждут. И самое интересное, что я их хорошо понимаю. Я пережила смерть, чувство богооставленности, воскресла и снова занялась не тем, чем надо (не проповедью), и поэтому очень хорошо знаю, что переживают эти люди. Совершив преступление и попав за решетку, все они находятся в замкнутом пространстве. В таких условиях совесть человека раскрывается. Душа-то ведь у нас христианка, и после того, как мы преступаем заповеди Божий, вдруг очень хорошо начинаем это осознавать.

Примерно три четверти заключенных СИЗО приходят к вере. Мои подопечные просят у меня молитвословы, готовятся к Причастию, читают литературу, смотрят фильмы христианского содержания. Они ждут нас, своих учителей, как глотка свежего воздуха. Видели бы вы их глаза! Какие красивые глаза! Мальчики, которые приходят к вере, очень красивые. Они всегда очень внимательно слушают на занятиях. А те ребята, у которых есть родители, пишут им, что теперь у них все хорошо, теперь они занимаются Законом Божиим и ждут этих уроков.

Какие записки они пишут, какие картины рисуют! Это мы здесь спим, а они веруют по-настоящему. Многие из тех, кто по сорок раз прочитывал акафист, освобождались сразу же, хотя им грозило несколько лет заключения. На суде обвинения рассыпались в прах. Попробуйте объяснить благополучному человеку, что такое грех, что такое покаяние. А там уже все понятно, все пройдено. Совершив грех, человек преступает черту дозволенного - а потом начинает говорить совесть, совершается покаяние. Что же, если не покаяние, приближает нас к Богу! В тяжелых жизненных условиях все становится ясно.

В тюрьме начинаются лишения, унижение. В камерах бьют... Один мальчик мне написал: «Я так благодарен Вам за то, что Вы открыли мне истину о Боге. Меня очень сильно избили в камере, но я молился Николаю Чудотворцу, и у меня все зажило». Когда я выйду, я обязательно начну ходить в Храм и молиться Господу и всем святым, которые заступаются за нас.

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие. Опыт, пережитый гостем этого выпуска программы, - драматичен и одновременно... светел, ибо в корне поменял его жизнь, стремительно несущуюся под откос, повернул ко Христу. Как и почему оказался Василий на том свете, что пережил там , как чувство Христовой любви помогло правильно осмыслить жизнь здесь , - его рассказ.

Священник Георгий Максимов : Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодняшний наш гость, скажу сразу, пережил весьма драматичные события в своей жизни, которые и привели его к Богу. В среде людей, далеких от веры, есть такая поговорка: «С того света никто не возвращался». Произносится она с тем подтекстом, что будто бы никто не знает, что нас ждет после смерти. Однако история нашего гостя эту поговорку опровергает. Но прежде чем переходить к разговору о его смерти и возвращении, поговорим немного о предыстории. Василий, не ошибусь ли я, если предположу, что вы выросли, как и многие из нашего поколения, в неверующей среде и с верой были незнакомы?

: Да. Родился я и вырос при другой эпохе. А после армии - для меня это было в 1989-м - возникла совершенно другая парадигма. Советский Союз рассыпался. Приходилось как-то добывать себе пропитание. Молодая семья, ребенок родился. После армии я поработал немножко на заводе, а потом попал в охранное агентство - ЧОП. Сейчас это, конечно, немножко другая структура, но тогда это были охранники, а ночью бандиты, которые выколачивали долги. Много плохого я совершил. Много ужасных поступков. Крови нет на моих руках, но всего остального хватает. Поэтому мне до сих пор стыдно, хотя я каялся. Много народу погибло рядом. Некоторых посадили. Но, так как у меня в тот момент родилась дочь, я решил все-таки уйти с этой дорожки. Потихонечку мне удалось без особых потерь уйти в сторону. Я просто переехал на другое место, обрубил все связи полностью. Пытался как-то строить свою жизнь, но денег не было, и я подрабатывал. Где угодно: торговал, таксовал на своей машине. Познакомился с товарищами на рынке. Тогда это называлось «лохотрон». Проработал три года на рынках Москвы и Подмосковья. Там пристрастился к наркотикам.

Отец Георгий : А как это произошло? Вы ведь были уже взрослым человеком и наверняка слышали, что это опасно.

Героин - очень цепкий демон. Он берет человека в свои объятия и уже не выпускает. Достаточно двух раз

: Я тогда поругался со своей женой, жил один в коммуналке, там у меня собиралась большая компания наркоманов. Я смотрел на их довольные физиономии, когда они кололись и говорили: «Тебе это не надо». Это больше походило на: «Только не кидай меня в терновый куст». И вот захотелось попробовать. Сначала было страшно. Понюхал - особого эффекта не дало. Потом укололся раз, два, три... И всё. Достаточно, я думаю, двух раз. Героин - очень цепкий демон. Он берет человека в свои объятия и уже не выпускает его. Сколько народу ни лечилось, пыталось как-то уйти, слезть с этой темы - удавалось единицам. Я знаю только одну девочку, которой удалось это, но и то ценой больших усилий, и по женской части у нее фиаско. То есть не родит уже. Ну а остальные умирали. Причем люди испытывали клиническую смерть от передозировки и потом шли за новой дозой.

Помню случай с моим товарищем. Мы сидели на кухне: я, он и его девушка. Укололись - он упал. Стало плохо ему, вызвали «Скорую». Те быстро приехали. Выволокли его на лестничную площадку. Там вскрыли грудину и делали прямой массаж сердца... Это зрелище не для слабонервных, скажу я вам. Откачали. И всё равно это ничего ему не дало, и буквально через два месяца он ушел от нас из-за передоза. Страшные вещи. Я сидел где-то год. Это сравнительно мало. Людей по-разному это добивает. Некоторые 10, 15 лет живут на героине - не знаю, почему так долго. Но обычно наркоман живет 5-6 лет максимум.

Отец Георгий : Ваша собственная смерть тоже произошла из-за передозировки?

: Не совсем. Тогда бытовало такое мнение: можно пить водку, и через алкоголь удастся слезть с героина. Но, как оказалось, это не так на самом деле. Были майские праздники, и вот с той целью я пил и пил. Чтобы с героина слезть. Но не помогло. Я не выдержал, и 11 мая мы с друзьями укололись в подъезде. Дело было вечером, после 22 часов. А водка и героин - это смерть сразу. Я не знаю, что там на что влияет, но это сразу практически. И я еще был под парами алкоголя. Помню темноту. Как бы схлопывается сознание. Глаза закрываются, и колокольчики звенят в ушах.

Отец Георгий : То есть у вас наступила клиническая смерть?

: Это самый момент смерти. Никакой боли не чувствовал. У меня мягко, спокойно глаза закрылись, и я упал вниз, скатился к мусоропроводу. Там и остался. Помню только, как буквально через мгновение видел - как будто из-под воды и в замедленном движении - как девушка, одна из нас, бежит, стучит по квартирам, чтобы открыли позвонить в «Скорую» - мобильных телефонов тогда еще не было. Товарищ мой, который был рядом, Сергей, пытается делать мне искусственное дыхание. Но, наверное, не очень-то и умел. Дальше помню, что я уже лежу перед подъездом. Приехала «Скорая». Лежит тело. Вижу свое тело со стороны. Что-то они там делают. А мне уже как-то это стало без разницы. Совершенно неинтересно. Начало тянуть как-то вправо и вверх. Всё ускоряясь. И неприятный звук такой, гул. Завертело и понесло вверх по большой такой трубе. Мысль моя при этом не прекращалась ни на секунду.

Отец Георгий : Понимание того, что наступила смерть , не испугало?

: А поначалу у меня не было этого понимания. Оно пришло позже. Меня стало всё быстрее и быстрее тянуть. Потом такие полупрозрачные стены, туннель, полет всё ускоряющийся. Вокруг какие-то картины, можно сравнить со звездными снимками телескопа Хаббл. И впереди яркий свет. Ярчайший. Это сродни с аттракционом в аквапарке, когда ты по спирали вниз летишь, спускаешься и падаешь в бассейн с теплой водой. И такой аккорд какой-то неземной музыки, что ли. Вот тогда я посмотрел на себя. Только тогда пришло осознание того, что я умер. Никакого сожаления при этом не было. Я чувствовал радость, покой, наслаждение. Я мог посмотреть, где я. Видел, как лежит мое тело в машине «Скорой помощи». Но мне до него как-то... совершенно безразлично. Без презрения какого-то, без ненависти, просто...

Отец Георгий : Как уже нечто чужое?

Я сразу понял, что это Он. А Он - как отец родной. Со мной так никогда никто не разговаривал

: Да. Вот как мимо идешь - лежит камень на улице. Ну, лежит и лежит. После этого меня потянуло вверх, знаете, как будто теплой ладонью вверх стало приподнимать. Я ощущал прямо волны счастья и абсолютнейшего спокойствия. Абсолютной защиты. Всё вокруг пропитано любовью - такой силы, что и непонятно, с чем сравнить. Меня тянуло как будто сквозь какие-то облака. Как самолет взлетает. Всё выше и выше. И передо мной возникла фигура в ослепительном сиянии. Она была в длинном одеянии, в хитоне. Знаете, я ведь до того времени ни разу Библию не открывал и никогда никаких мыслей о Боге, о Христе у меня не было. Но вот тогда я сразу всеми фибрами души понял, что это Он. А Он - как отец родной. Он встретил меня, блудного сына , с любовью, какой не увидишь на Земле. Со мной так никогда никто не разговаривал. Он не укорял, не убеждал, не ругал. Он просто показывал мою жизнь. Мы общались мыслями, и каждое слово Его воспринималось как закон. Без всяких сомнений. Он говорил тихо и ласково, а я всё больше убеждался в том, что был чудовищно неправ не только к себе, но и к родным, да и вообще ко всем. Я плакал, рыдал, сердце мое, разрываясь, очищалось, постепенно мне становилось легче.

Знаете, мне такое сравнение запало в голову: когда горшечник делает какой-то горшок, и вот глиняная заготовка у него упала - и он ее начинает руками выправлять... Точно как горшечник, Он правил мою душу. Она была грязная такая... Так вот, Он прокрутил мою жизнь, как картину, перед моими глазами.

Это известно, что так происходит, я потом читал это у того же Моуди или у других, кто пережил подобное. Здесь ничего нового. Я не придумываю, не вру. Врут, наверное, для достижения какой-то цели. Я же просто хочу рассказать о том, что видел, чтобы люди услышали. Я уже привык к тому, что мне многие не верят и иногда крутят пальцем у виска.

Так вот. Он мог остановить в любом месте жизнь. Это как кинокартина какая-то. Но, что самое интересное, я мог в любом месте зайти посмотреть на себя. Почувствовать ситуацию с точки зрения каждого из окружавших меня людей.

Отец Георгий : Понять, как они это воспринимали?

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие. Гость сегодняшней программы - Аркадий Рамазян. О том, как обычному пареньку из армянской неверующей семьи открылся Бог, почему он оказался в русском православном монастыре, об армянском Православии – историческом и современном, о деятельности православной армянской общины Москвы – беседа с ним.

Отец Георгий: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в гостях представитель православной армянской общины города Москвы. Пркадий, расскажите, пожалуйста, как началось ваше движение к Богу?

Можно сказать, с детства у меня было трепетное отношение к духовному миру. Дело в том, что мое детство до семи лет проходило на севере Армении, где расположен Санаинский монастырь, и наш дом как раз был рядом с монастырем, так что часто я именно там проводил время, играл. Этот древний монастырь принадлежал Армянской Апостольской церкви, но к тому времени давно был недействующим. Меня привлекала его красота, тишина этого места. Часто бывало, что, если случалось что-то не так, например с друзьями поссорился, я всегда уходил туда, где было спокойно и никто не мешал. В монастыре мне всегда было радостно, хотя тогда я и не осознавал, что это место молитвы.

Первый класс я закончил в Армении, а потом мы переехали в Россию. И со второго класса я учился уже в Волгоградской области. Жизнь шла своим чередом. Со временем, уже когда я поступил в Сельхозакадемию, я стал задумываться: для чего живу? Какой смысл того, что я сейчас делаю, например? Но долго на этих вопросах внимание не задерживалось, все-таки текущие дела казались важнее. Во-первых, учеба, а во-вторых, заработки – в это время мы с ребятами уже задумывались о том, чтобы самим зарабатывать. Все учились в Сельхозакадемии, все из сел: у кого-то отец фермер, у кого-то – директор совхоза. Начали расспрашивать, узнавать, какая техника кому нужна – в Волгограде же много было знакомых организаций и людей. Так по ходу учебы начали заниматься предпринимательской деятельностью: технику продавали, б/у трактора – после капитального ремонта. Внешне они выглядели как новые. И вот в то время у меня возникли первые конфликты с совестью.


Отец Георгий: Из-за чего?

Тогда можно было заработать очень много, если станешь обманывать. К примеру, трактор после капремонта можно продавать как новый, «заводской» трактор. Тем более что у «цеховиков», которые собирали трактора, на них были все документы, как на новые. Но ведь сам-то я понимаю, что они после капремонта. Продали так один трактор, второй, третий… Но я чувствую: что-то не то делаю. И вот однажды я б/у-шный трактор продал знакомому фермеру, жившему в моем селе. Он попросил подобрать ему хороший трактор. Я подобрал б/у-шный, но, как мне казалось, хороший. Но все-таки сказал: «Дядь Саш, вы опытный фермер – проверьте его сами». Он посмотрел трактор, завел, покатался – понравилось. «Берем», – говорит. И вот доставили трактор в село, а уже через несколько дней у него потекло масло из каретки. Как мне было неловко! Одно дело – когда продаешь трактор и потом не знаешь, как идут дела у тех, кто его купил, был ли возврат или нет, а другое дело – когда пострадал человек, с которым ты с детства знаком.

Отец Георгий: Стыдно было?

Да. Старался даже первые дни избегать его. Потом все-таки мы увиделись. «Видишь, – говорит, – Армен, масло потекло». – «Виноват, дядь Саш, сам не знал, что трактор такой, – отвечаю. – Может, попробуем вернуть?» Но он по своей порядочности отказался: «Нет уж, сам буду ремонтировать». Вот тогда конфликты с совестью у меня начались. Я стал задумываться: «Тем ли я занимаюсь, чем должен?» И начал больше времени уделять тому, чтобы помогать отцу по фермерскому хозяйству: мы сеяли зерно, семечки – отец взял в аренду около 200 га земли.

Так жизнь шла своим чередом, пока однажды я не попал в тяжелую аварию. Мы с зятем ехали на машине, он не справился с управлением, и мы вылетели с дороги. И когда катились с обрыва, так получилось, что я выпал из машины и машина по мне проехала – меня всего раздавило. Живого места не было. Когда меня привезли в реанимацию, врачи скептически были настроены, говорили обо мне, что не выживу. Один из врачей потом рассказывал, что даже позвонил в морг, «забронировал» место для меня… А я выжил.

И у меня возникло чувство присутствия какой-то восстанавливающей силы. Она как-то была очень близка. Пять месяцев я пролежал в больнице, потом еще пять месяцев дома. И всё это время без движения, в постели, потому что был в гипсе; и в сломанной ноге спица стояла, вокруг которой кость собиралась. Так лежа, я уже в более спокойное состояние пришел, а до этого всё время суета была, много дел. А здесь наступили спокойные дни, когда я размышлял.

Отец Георгий: Господь вырвал вас из суеты.

Да, именно! И вот я лежал и задавал себе вопрос: почему так получилось? – И вдруг начали приходить ответы. «А помнишь: ты это сделал, а помнишь: то сделал, это к тому-то привело…» Я начал очень многое вспоминать – и открывались последствия моих неправильных шагов. Особенно тех конфликтов с совестью. Передо мной стоял такой выбор: или продолжить после выздоровления прежнюю жизнь, в которой можно и денег много заработать, и в свое удовольствие пожить, или же изменить ее. И я принял решение: когда встану на ноги, то однозначно буду вести порядочную жизнь, помогать другим, приносить людям пользу. Не жить просто для себя. Можно сказать, у меня до аварии жизнь бессмысленная какая-то была – ничего не сделал полезного.

Отец Георгий: Да, если Господь сохранил жизнь, то, конечно, это должно быть для чего-то более значимого, чем просто плыть по течению, как прежде.

Да. И когда я вот так размышлял, то почувствовал присутствие как бы особой силы. Я сам еще пока не понимал, что это именно Господь говорит. Я задавал вопрос – и сразу же получал ответ. То есть эта сила, которая меня восстанавливала после моих ранений, настолько разумная, что она даже со мной беседует.

Отец Георгий: Значит, это не просто сила, а Личность?

Именно! Я спрашивал и получал ответ.

И вот, когда я уже стал понемногу ходить, как-то раз я зашел в гости к другу, жившему неподалеку. И увидел у него Библию – вся потрепанная, она лежала в углу и пылилась. Он ее никогда не открывал. Ни он, ни его родители. Господь обратил на нее мое внимание: «Вот, это то, о чем Я тебе говорил, когда ты спрашивал Меня. Возьми, там всё написано». И я согласился: «Да, видимо, это полезная книга, раз Ты мне советуешь». Выпросил у друга эту Библию, пришел домой, начал ее листать и вижу, что Господь мне уже ответил на эти вопросы. То есть очень многое из того, что было написано в Евангелии и в Апостольских Посланиях, уже, оказывается, я знаю. Узнал, когда спрашивал Бога, целый год лежа без движения. Для меня это было такое открытие, что всё это записано! Ничего не надо искать, ничего не надо спрашивать – всё записано. И, по мере того, как я читал Евангелие, жизнь моя как-то склонялась к уединению. Иногда, когда приходили друзья навестить меня, я старался даже скрываться и часто стал уходить на рыбалку. Беру удочку и иду на рыбалку, а на самом деле читаю Библию, сидя на берегу. Потому что дома всё мешало, не было уединенного места.

Отец Георгий: Хорошо придумано насчет рыбалки.

Это я не сам додумался, но в один момент у меня было что-то наподобие откровения. У нас в Православии, конечно, не принято о таких вещах говорить, но это присутствовало в то время, пока я еще только приходил к вере. Видимо, так действовала призывающая благодать. И я реально увидел повеление: «Если ты хочешь еще лучше понять – найди уединенное место. Вот как ты раньше на рыбалку ходил – так же и здесь поступай». И я стал так делать и изучал Библию, сидя на берегу. Потом пришло понимание, что этого мало. Ведь где-то есть и другие люди, которые тоже изучают Библию, не только же я ее читаю. Захотелось их найти. При этом до меня не доходила мысль, что можно пойти в храм. До аварии я, конечно, заходил в храм, ставил свечки, но очень редко, мимоходом. Живя в Волгограде, я заходил ставить свечки в храм Свято-Духова монастыря и даже не знал, что это монастырь.

И вот я спрашиваю: «Господи, а дальше что? Куда мне двигаться дальше?» И ответ: «Ищи такой университет, где о Боге учат». Я начал думать об этом и в какой-то момент собрался поехать поискать. Это тоже случилось благодаря помощи Божией, сам я никогда не решился бы, потому что многое еще из прежней жизни держало меня, какие-то привычки… Я приехал в Волгоград и спрашиваю всех о таком университете – никто не знает. Я в Волгограде учился в Сельхозакадемии и тоже никогда не слышал, что где-то есть богословский университет. Но если Господь мне сказал, что есть, – значит, есть. И вот как-то раз я шел мимо того храма, куда заходил свечки ставить, при этом подумалось: «Зайду-ка сюда, спрошу». Зашел, спросил, и оказывается, что прямо тут, в монастыре, находится Царицынский православный университет, и я как раз пришел в день приема, когда приходят поступать абитуриенты!

Отец Георгий: И как, удалось поступить?

Да, но не сразу. Я пошел на вступительные экзамены в духовное училище, которое было при университете. И ректор духовного училища, отец Виктор, человек военный, полковник в запасе, со мной побеседовал. Он меня спросил по Новому Завету, по библейской истории. Я, конечно же, это знал, потому что читал Новый Завет. Я ответил, а он на меня так глянул и говорит: «А ты знаешь, что нужна еще и рекомендация священника?» А я же в храм-то почти не ходил, только чтобы свечки ставить, и из священников никого не знаю. Я сказал, где живу. Он говорит: «Поезжай домой, придешь на следующий год с рекомендацией, заодно и подготовишься получше».


Я вышел с экзамена и чувствую, что не хочу уходить. Сейчас вот уйду, а мало ли что? Вдруг опять что-то меня отвлечет, задержит и не смогу прийти? Я сел на лавочке, задумался. Еще были такие мысли: если буду учиться, то где денег взять, чтобы за еду платить, за одежду? Надо будет где-то работать, чтобы зарабатывать. Вдруг смотрю: приходят в монастырь благодетели какие-то – вещи принесли. Пожертвовали огромные сумки вещей. Говорят: «Идите берите, кому что нравится. Принесли вещи для тех, кто в них нуждается». А потом, уже вечером, когда я собирался уходить, так как монастырь должны были закрывать, смотрю: студенты идут в трапезную. Я с одним студентом разговорился: «А вы что, прямо здесь кушаете?» – «Ну да, здесь». – «И что, бесплатно?» – «Ну да, – говорит, – бесплатно. А как иначе?» Они еще и удивились, что я об этом спрашиваю. А я-то, когда учился в Сельхозакадемии, должен был зарабатывать деньги, чтобы платить за еду. Там всё платно было. А тут, оказывается, не надо отвлекаться на подработки, все условия для учебы. Я был поражен. И вспомнились слова из Евангелия: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31–33).

Отец Георгий: Не трудно ли вам было при воцерковлении переходить с тех личных молитв по вдохновению, к которым вы привыкли, на чтение молитв по Молитвослову?

Напротив! Когда я взял Молитвослов и начал читать, то изумился, увидев, что здесь уже есть все молитвы. А я сочинял, как помолиться. Но уже все написано – отцы постарались. Каких только молитв там нет, и на какие только случаи в жизни! Не надо ничего изобретать и придумывать.

Я начал молиться по Молитвослову… Как-то раз отец стал жаловаться: сколько уже дней дождя нет – точно неурожай будет. Я один раз послушал его, второй раз послушал, потом думаю: так дело не пойдет. А я в Молитвослове нашел молитвы при бездождии. Пророку Илии и другие. И вот, я взял молитвослов, пошел на наше поле, помолился. Я молился с полной уверенностью, что дождь пойдет, так что даже подумал: надо будет с поля быстрее домой возвращаться, чтобы дождь меня не намочил по пути. И действительно, сразу пошел дождь. Такая вот связь с Богом наладилась: что бы я ни спрашивал – ответ получал. Бывало, что-то спрашиваю, и ответ приходит: «Вот там же всё написано, смотри». Я открывал в том месте Евангелие – и видел там конкретный ответ.

Я все острее чувствовал, что не могу больше без этой связи, что мне нужно место уединенное, где я бы изучал это, где читал бы святых отцов. В общем, решил: иду в монастырь учиться. В тот именно монастырь, где я побывал уже.

Отец Георгий: И как ваши родители к этому отнеслись?

С отцом случился конфликт. Он не хотел меня отпускать. Говорит: «Куда ты пойдешь, как ты меня оставишь, когда столько дел, столько земли?» Потом говорит: «Если хочешь читать – читай, веруй в Бога, но зачем так углубляться?» В общем, не соглашался. И несколько дней я думал о том, как же ему сказать, что я все-таки пойду. А оставаться уже не могу, все мне дома мешает. И даже возникла какая-то обида на родителей: почему они мне до сих пор о Боге не рассказывали? Почему я это сам сейчас узнаю? Почему не сказали, что есть вообще Евангелие? И вот это чувство тоже придало решимости: «Нет, всё, отца не буду слушать – пойду в монастырь». Уехал из дома, поступил в духовное училище. Жил в монастыре, пока учился. Потом поступил там же в университет. Пять лет пролетели быстро.

Первые годы я вообще мало значения придавал тому, что за стеной монастыря происходит. Но монастырь ведь в городе, где живут мои друзья, кто-то пытался связь наладить со мной – увидеть, пообщаться. Постепенно я начал с ними общаться…

Эти несколько лет жизни в монастыре мне очень многое дали. Как-то вознесли меня немножко над мирской жизнью. Многие страсти свои я поборол с помощью Божией. Что-то еще пыталось меня притянуть обратно, в мир, но уже силы как таковой не имело. В монастыре всё мне нравилось. И учеба, и службы. А службы у нас были каждый день. Отец Виктор, полковник запаса, – спаси его, Господи, – нас воспитывал. Каждый день в шесть утра подъем, затем утреннее правило, потом служба, потом занятия… И это меня очень закалило.


Когда прошли пять лет учебы в Царицынском православном университете, появилась мысль: «А куда дальше?» К тому времени я уже много житий святых прочитал, и особенно тронуло меня житие преподобного Сергия Радонежского. А наш Царицынский православный университет носит его имя. И я думаю: наверное, где-то его мощи лежат. Спросил. Мне говорят: «Да, есть же Троице-Сергиева Лавра! Ты что, никогда не слышал?» И у меня мысль возникла: «Ох, как было бы хорошо попасть туда!» Я еще не знал, что меня ждет дальше.

А в нашем университете такое правило: кто заканчивает с «красным» дипломом, того владыка благословляет поступать в академию. Господь помог мне закончить университет с «красным» дипломом, и мне сказали: «Ты можешь ехать учиться в аспирантуру». Владыка благословил. Так я попал в Московскую духовную академию, которая как раз в Троице-Сергиевой Лавре находится.

Отец Георгий: Удалось ли вам за все эти годы в той же степени сохранить живую связь с Богом, которую вы обрели после больницы?

Должен признаться, что в первые годы та жизнь с Богом все-таки была более живой. Сейчас, когда я стал заниматься научной деятельностью – изучил древнеармянский, переводил тексты, – чувствую, что это все немножко отвлекло меня, иссушило. И даже в последнее время уже и молитва какая-то слабая, и вообще чувствую слабость. Часто начал ходить по разным делам, то есть в мир выходить. Сюда вот, в Москву, к родственникам, например, приезжаю. И все это как-то немножко охладило меня. А то первое горение, первый призыв, конечно, запомнился. Я сейчас думаю: «Дай Бог, закончу аспирантуру, и все-таки надо опять серьезно заняться духовной жизнью, как в первые годы, когда я в Свято-Духов монастырь пришел».

Отец Георгий: Да поможет вам в этом Господь! Аркадий, я бы хотел перейти к вопросу, который вам наверняка уже приходилось слышать. Кто-то говорил, наверное: «Ты армянин, есть же Армянская церковь, почему бы не пойти туда?» Как вы отвечаете на такие вопросы? Как объясняете свой выбор?

Впервые я узнал о том, что между Православной Церковью и Армянской есть различия в вероучении и нет евхаристического общения, уже в духовном училище. Когда я пришел туда учиться, я об этом вообще не думал. Для меня самым главным был поиск Бога, возможность больше узнать о Нем. А потом, по ходу учебы, столкнулся с этим вопросом.

Наш преподаватель истории древней Церкви Николай Дмитриевич Барабанов как-то раз спросил: «Вот ты армянин, а как здесь оказался?» Я в ответ: «Есть же в Православии и другие нации, что удивительного?» Он мне рассказал об Армянской Апостольской церкви и о разделении из-за ложного учения. Он-то историк, всё знает. А мы только начали историю древней Церкви изучать, дошли до II Вселенского Собора. О Церкви в Армении было мало, но я уже прочитал о просвещении Армении, житие святого Григория Просветителя прочитал. Оно меня вдохновило: вот какие у нас в Армении были великие святые! А преподаватель мне говорит: «Произошло разделение из-за того, что Армянская церковь не приняла IV Вселенский Собор. Ты как к этому относишься?» Я сказал: «Николай Дмитриевич, я об этом пока мало знаю». А он: «Скоро я буду задавать доклады. Каждый студент должен будет приготовить доклад о какой-нибудь Церкви. Ты как раз приготовь об Армянской».


И вот я всерьез взялся за это. Пошел библиотеку, набрал книг, стал изучать литературу. Честно скажу, поначалу я чувствовал несогласие с Николаем Дмитриевичем, даже какое-то возмущение. Как это так, что Армянская церковь заблуждается? Наверное, он что-то не так понял. И я потому столь рьяно взялся за книги, что думал найти в них опровержение. Но чем больше я узнавал, тем больше убеждался, что большинство тех святых отцов, которые в Церкви признаны великими святыми, говорят согласно с учением Халкидонского Собора. Это вероучение – не случайно. История показывает, что на самом деле Церковь всегда так веровала. И печальная правда в том, что представители Армянской церкви в то время не приняли учение Халкидонского Собора. Но меня утешило то, что были и православные армяне. Как раз тогда мне попалась статья «Армяне-халкидониты» В.А. Арутюновой-Фиданян, доктора исторических наук, известного арменоведа.

Отец Георгий: Она специализируется как раз на армянах-халкидонитах, которые не отпали в монофизитство .

Да, ее статья мне попалась, и так я впервые узнал, что часть армянского народа приняла Халкидонский Собор и осталась в Православии. Потом и сам начал собирать материалы по этой теме. На самом-то деле не все отделились. Большая часть Западной Армении, которая сейчас входит в состав Турции, была под сильным византийским влиянием. И когда уже было второе разделение, в 592 году, возникает Армянская Православная Церковь. Хотя этот халкидонский католикосат просуществовал недолго. Но был католикос в Православии, Иоанн, он в 610 году погиб в плену. Потом уже не избирали католикоса, но были православные армянские епархии.

Когда я работал над курсовой, то мне тоже попадались свидетельства об армянах-халкидонитах. Например, написанное в VII веке «Повествование о делах армянских» или у историка того же века Мовсеса Каганкатваци и других. Источники рассказывают о том, как внутри самой Армении шло противоборство между халкидонитами и нехалкидонитами. И даже были такие периоды, когда, например в начале VIII века, католикос Елеазар устроил гонения на православных армян. В то время еще была Албания Армянская, которую также называют Албания Кавказская. Сейчас это место находится на территории Азербайджана, и часть Арцаха, современного Нагорного Карабаха, тоже входила в это государство. Так вот там очень много православных армян жило. Глава местной Церкви епископ Нерсес Бакур принял Православие и наладил связи с Константинопольским Патриархатом, Грузинской Православной Церковью. Одним словом, чуть ли не вся Албания Кавказская стала православной. Очень много было православных епископов, священников.

И вот католикос Елеазар устраивает гонения на православных армян с помощью арабских правителей и их воинов. При этом, как свидетельствуют источники, сжигали целые сундуки православных армянских книг. Представляете, сколько сокровищ христианской письменности тогда уничтожили?! И только из-за того, что авторы и владельцы этих книг учили и верили, что во Христе две природы, две воли, два действия.




Отец Георгий: Стоит вкратце рассказать о том, почему учение об одной природе Христа Церковь обозначила как заблуждение, ересь и почему учит о двух природах во Христе. Само учение о воплощении означает, что Бог Слово принял человеческую природу. И, если мы говорим, что после воплощения природа у Него все равно одна, а не две – Божественная и человеческая, – то тогда у нас лишь три варианта: либо эта одна природа только Божественная и вочеловечение было призрачным; либо эта одна природа – человеческая и Христос тогда не был Богом; либо же, как и говорят монофизиты, во Христе была одна сложная, составная природа, состоящая из Божества и человечества. Но в таком случае это означает, что Христос больше не единосущен, то есть не имеет одну природу с Отцом, потому что природа Бога Отца – это Божественная природа, а не сложная божественно-человеческая. И Христос не единосущен и Своей Матери Деве Марии и нам тоже по человечеству, потому что и мы не имеем эту сложную божественно-человеческую природу, но имеем просто человеческую природу. Таким образом, Христос оказывается одинаково чуждым и Отцу, и нам, людям. Это идет вразрез с изначальной верой Церкви, и в частности с Символом веры, принятым на I Вселенском Соборе, в котором сказано, что Христос единосущен Отцу. И вот за эту веру православные армяне, как вы упомянули, подвергались гонениям.

И это не единичный пример. В Х веке католикос Анания Мокаци тоже устроил тяжелые гонения на православных армян. Даже были такие меры, что их заставляли перекрещиваться, потому что считалось, что халкидонское учение – это ересь, о чем открыто во многих местах говорили и соборно осуждали.

Отец Георгий: Причем многократно. На II Двинском соборе 555 года Армянской церковью был предан анафеме Халкидонский Собор и его сторонники. Собор ААЦ 584 года и собор 607 года подтвердили это решение и также осудили и анафематствовали халкидонское, то есть православное, вероопределение. То же самое повторил и Двинский собор 720 года. А в 726 году на соборе ААЦ в Маназкерте было постановлено: «Если кто не будет исповедовать единое естество воплощенного Бога Слова согласно неизреченному соединению в Божестве, что от Божества и человечества… – да будет анафема». Определения этих соборов до сегодняшнего дня остаются в силе и Армянской церковью не пересматривались и не отменялись.

Да и вообще многие видные армянские деятели писали об этом. Открываешь «Книгу Посланий», и там, можно сказать, каждое второе послание на эту тему: мол, греки уклонились в ересь, и вместе с ними грузины пошли и т.п. И католикос Авраам I пишет грузинскому католикосу Кириону об этом же. Это очень печально, конечно, но таковы факты. Я обнаружил действительно очень много разногласий, противоречий, много смуты, которая была в истории. Но это мою веру никак не поколебало, потому что связь с Богом у меня установилась еще до того, как я узнал, что в Церкви были какие-то нестроения. Было всякое в Церкви. И человеческий фактор тоже присутствует. Но все-таки главный в Церкви – Господь. И если ты идешь в Церковь к Богу, то найдешь Его.

Отец Георгий: Собственно, и сейчас довольно много армян нашли Бога именно в Православной Церкви. Насколько я знаю, есть даже община в Москве, в которую вы входите. Расскажите, пожалуйста, о ней.


Православная армянская община Москвы начала свою деятельность 12 октября 2014 года, накануне дня памяти святителя Григория, Просветителя Армении. Состоялось несколько встреч общины, входят в нее православные армяне из разных московских приходов. На этих встречах ведется и просветительская работа, участники выступают с докладами по богословию, истории Церкви, отличию Православия от инославия. Есть и молитвенные встречи. Уже дважды мы собирались на совместную молитву в приделе святителя Григория Армянского в храме Василия Блаженного на Красной площади: на панихиду в день памяти Геноцида армян и на молебен в день памяти святого Григория.

Мы надеемся в будущем расширить деятельность общества, проводить миссионерские встречи, переводить святоотеческие творения на армянский язык, устроить воскресную школу, где помимо Закона Божия, основ Православия и церковно-славянского языка изучались бы и армянский язык, история армянского народа и его культура. Планов много, надеюсь, с Божией помощью получится их воплотить в жизнь.

Отец Георгий: Большое спасибо за ваш рассказ. Очень важно, что вы засвидетельствовали, что на самом деле часть армянского народа всегда оставалась и доныне остается в лоне Православной Церкви, признающей Халкидонский Собор. И это тоже часть истории и наследия армянского народа. Думаю, это важно знать и иметь в виду тем армянам, которые делают выбор. Желаю вам помощи Божией!

Еще в детские годы я мечтал стать летчиком. В то время я много общался со своим дядей. Он был заместителем командующего Московским военным округом по радиолокационной борьбе. Вся его жизнь была связана с авиацией, и он, хотя сам не летал, много мне рассказывал о полётах. Я приезжал к нему в гости в город Кубинку Московской области. Вместе мы посещали авиационные выставки, музеи, по его совету я прочитал много интересных книг по авиации. Так, уже с 5-6 класса я мечтал о полетах. И мечта моя исполнилась. После школы я поступил в Челябинское военное авиационное училище, учился на штурмана.
Уже с 20 лет в моей жизни начались полеты, конечно же, связанные с риском и трудностями. Моя мама переживала за меня и посоветовала креститься в церкви, сказав, что это будет для меня защитой и помощью. В то время я считал, что веровать в Бога - это достаточно скучно, бесперспективно и неинтересно, что это не приносит человеку никакой радости, удовлетворения. Что-то хмурое и темное представлялось мне, когда говорили о вере в Бога. Но все-таки я пошел и крестился в православной церкви.
Раньше в нашей семье единственным верующим человеком была моя прабабушка. Она всегда молилась за всех нас. Мама не отвергала Бога, но и в церковь не ходила. Однажды у нее появилось сильное желание почитать Новый Завет. Она взялась за чтение, но вскоре оказалось, что мама ничего не поняла из прочитанного. Дома она обратила внимание на Новый Завет с надписью: «Валерию (моему отцу) от Ивана». Она спросила папу, кто такой Иван. Он объяснил, что это верующий человек, который работает вместе с ним. Мама сказала, что очень хотела бы поговорить с ним. Вскоре эта встреча и разговор состоялись. Иван Иванович оказался священнослужителем церкви христиан веры евангельской. После разговора с ним моя мама уверовала в Бога.
Она стала все чаще по телефону и в письмах говорить мне о Господе, о Его любви ко всем людям. Стала рассказывать о том, что, уверовав, она как бы воскресла из мертвых, что ее душа наполнилась радостью, счастьем, любовью. Я с интересом слушал ее, потому что все это никак не вязалось с моим представлением о вере в Бога.
Примерно в это же время мой друг, когда-то прочитавший Новый Завет и кое-что уяснивший для себя, будучи сам неверующим человеком, почему-то стал рассказывать мне о том, что является пред Богом грехом. Я этого не знал. Его рассказы также затрагивали мое сердце.
Однажды мой друг попал (отчасти по моей вине) в неприятную историю. Его должны были отчислить из училища. Чувствуя свою вину и бессилие в сложившейся ситуации, я решил обратиться за помощью к Богу. Я дал Господу обещание, что если Он поможет и моего друга оставят в училище, то я целый месяц не буду курить и буду молиться. Моего друга не отчислили, про него даже как будто все забыли. Я же сдержал свое обещание. Это событие произвело во мне сильнейшее переживание и было для меня мощным знамением того, что Бог существует, что Он услышал меня и помог в этой безвыходной ситуации.
Вскоре я приехал домой в отпуск. Моя мама пригласила меня в церковь на богослужение. Я, нисколько не сомневаясь, пошел. Этот период моей жизни был достаточно успешным. У меня не было никаких скорбей. В этот год я стал мастером спорта по авиационному многоборью, чемпионом страны среди высших военных учебных заведений. Конечно же, меня переполняла гордость от совершенных побед. Находясь на богослужении, я нормально воспринял все, о чем там говорилось. У меня даже было такое ощущение, что вокруг меня все какое-то близкое, родное, хотя я был там впервые и никого из собравшихся людей не знал. В тот момент никакого решения о служении Богу я принимать не стал, довольствуясь тем, что имел, просто послушал проповедников и немного вместе со всеми помолился.
Но через несколько дней после этого богослужения, меня коснулись слова мамы, обращенные ко мне. Она говорила о справедливости. Что если человек поступает хорошо, то в конце жизни он должен оказаться там, где будет хорошо. А если человек поступает плохо, совершает греховные поступки, живет только для себя, по справедливости он должен понести наказание за свою жизнь. Она обратилась ко мне и спросила: «А ты ведь знаешь, что ты грешный?» Конечно же, я знал об этом! Даже ребенок 12-14 лет подсознательно уже понимает, что он грешный. Я понял, что мне надо покаяться пред Богом в своих грехах. Тогда мне пришла на ум лукавая мысль, что я покаюсь на всякий случай, ну мало ли, что может со мной случиться. А я тем самым «зарезервирую» себе место там, у Бога. А пока и для себя можно немножко пожить. Я не чувствовал себя сильно плохим, но в то же время понимал, что наказывать меня все же есть за что. И вот с такими мыслями я пришел в церковь на богослужение и там покаялся. Но, к моему удивлению, после молитвы покаяния в моей жизни стали происходить перемены. У меня появилось отвращение к алкоголю. Я уже не мог курить, так как после курения у меня стала сильно болеть голова. До этого я несколько раз пытался бросить, но у меня ничего не получалось. Еще одним чудом было то, что я уже не мог нецензурно выражаться. У меня было такое ощущение, что мне поставили фильтр и скверные слова стали противны моему естеству. Все это для меня было очень сильным знамением от Господа. Раньше я думал, что люди для того, чтобы угодить Богу, неимоверной силой воли сдерживают себя, делая это из-за страха наказания или чего-то подобного. Тогда я понял, что Бог дает человеку силу, помогает ему, освобождает от порочных желаний. Это был переворот в моем сознании, в восприятии Бога. И я уверовал искренне, глубоко. Только через год я принял водное крещение, став членом церкви. Это событие отодвинулось на год потому, что я еще учился в военном училище, и моя жизнь была связана с оружием. После окончания училища я некоторое время все же служил в Московском военном округе в Воронеже. После того, как полк официально вошел в состав миротворческих сил для совершения боевых действий, я написал рапорт об увольнении. Боялся, что может быть такая ситуация, где мне придется применять оружие, что противоречит учению Иисуса Христа.
Несколько позже я женился на верующей девушке, сейчас у нас семеро детей.
17 лет прошло с того времени, как я отдал свою жизнь в руки Божьи, и я ни на одно мгновение не пожалел, что совершил это. Вижу огромную Божью милость надо мной. Хотя и есть трудности, но Господь никогда не оставляет без Своей помощи.

Федор Матлаш, Чувашия
Похожие публикации