Великий пяток страстной седмицы великого поста. Страстная пятница — что это за день

Страстная пятница - это день скорби. Наши предки чтили традиции, и каждый день христианского календаря нес в себе особый, сакральный смысл, предписывающий определенные действия, и связывались они, как правило, с исторически значимым событием. В наш суетливый век обычаи теряются и забываются. И не все православные помнят, с какими событиями связан этот день. Давайте ответим на вопрос - Страстная пятница - что это такое?

В этот день распяли Иисуса Христа. Предварительно был совершен несправедливый суд, после которого Спасителя подвергли страшным мукам. И этот праздник служит напоминанием людям об этом грехе, о мучительной гибели Сына Божьего и его последующем скорбном погребении. Волна горя прокатилась по миру в день, когда над Иисусом издевались и распинали его. Но, несмотря на это, были тогда те, кто верил и ждал его воскрешения. Именно потому сегодня в этот день мы скорбим и держим строгий пост, но уже подготовили крашеные яйца и выпечку к Пасхе, в знак нашей непоколебимой веры в Возрождение.

Этот день посвящен скорби в то же время надежде и вере в чудо. Верующие люди просят в страстную пятницу о прощении всех грехов, чтобы встретить светлый праздник Пасхи чистыми.

Страстная пятница в 2019 году приходится на 26 апреля. Страстная неделя, названная в честь пятницы, в 2019 году выпадает на период с 22 по 27 апреля, не считая выходных: они считаются праздничными днями. Всю неделю верующие люди строго постятся, а с наступлением Страстной пятницы многие и вовсе отказываются от еды, согласно церковным предписаниям. Грешно потчевать и услаждать свою плоть в день гибели Спасителя.

Практически все поверья, приходящиеся на Страстную пятницу, так или иначе связаны со смертью Христа. Так, например, у поляков считалось, что человек, три года подряд исправно постившийся в страстную неделю, сможет заранее узнать о своей кончине. А значит, как следует подготовиться ко встрече с Всевышним и получить шанс предстать перед ним «чистым» насколько возможно.

Запреты Страстной пятницы

Скорбный характер этого дня наложил множество ограничений и правил на повседневную жизнь верующих людей. К ним можно отнести:

Работу

  • В этот день откладываются дела по дому: уборка, стирка, огородные работы. Даже держать нож в руках считается большим грехом. Когда-то люди верили, что белье, постиранное в этот день и вынесенное для сушки на улицу, может покрыться кровавыми каплями.
  • Нельзя проводить работы с землей. Тот, кто потревожит землю в этот траурный день, может накликать на себя несчастья, а все, что будет посеяно в Страстную пятницу, скорее всего, погибнет или не даст в дальнейшем никаких плодов.
  • Многие верующие люди, почитающие традиции предков и придерживающиеся строгого поста, стараются в этот день не только не мыться, но даже не умываться. Ничто не должно отвлекать от молитвы: человек всецело должен посвятить себя духовному очищению.

Развлечения

  • В этот день строго-настрого запрещается посещать увеселительные мероприятия либо просто весело проводить время. Дети, зачатые в этот день, рискуют родиться больными либо в будущем стать убийцами, а люди, выпившие в Страстную пятницу, - стать зависимыми от алкоголя. Это день скорби и грусти, поэтому даже прослушивание музыки являются большим грехом. В этот день даже в церквях не поют молитвы.
  • Нельзя в этот день проводить различные магические ритуалы, гадания, заговоры. Такие действия являются большим грехом.

Правила Страстной пятницы

Посещение служб

Верующие люди в Страстную пятницу обязаны посетить три службы: утреннюю, дневную и вечернюю, на которых читается повествование о жизни и смерти Иисуса из Евангелия. Каждая из них несет огромный смысл и сакральное значение. Для того чтобы подчеркнуть особенность этого дня, в христианских храмах не служат литургию.

Пост

Как уже было сказано выше, этот день является самым строгим на протяжении всего Великого поста. С самого утра люди ничего не ели, даже теплая вода была неприемлема. Только после трех часов дня можно было немного поесть хлеба.

Благодарение Христа

В Великую пятницу, после выноса Плащаницы, приложиться к которой должен был каждый верующий, даже самый маленький, люди благодарили Христа за то, что он взял грех всего человечества на себя.

Приметы

Страстная пятница сопровождается множеством примет, обычаев и суеверий. Некоторые из них противоречат христианским правилам, некоторые имеют языческие корни, но тем не менее многие верят в них и соблюдают. Конечно, это дело сугубо личное, поэтому не стоит навязывать свое мнение другим людям. Вот несколько из множества примеров обрядов и примет Страстной пятницы, которые давным-давно сформировались и продолжают так или иначе присутствовать в нашей жизни:

  • Если в Страстную пятницу 2019 после совершения последней службы вы принесете домой двенадцать зажженных свечей, то это принесет в ваш дом покой и благополучие.
  • Если верующий человек вытерпит жажду, мучающую его в Страстную пятницу, то весь последующий год ни один напиток не принесёт ему вреда.
  • Освященные в Великую пятницу кольца станут одними из сильнейших амулетов, способных защитить Вас от дурного глаза или болезней.
  • Считалось, что именно в Страстную пятницу можно найти в доме вещь, на которую была наложена порча. Для этого брали свечку, принесенную из церкви после службы, и зажигали ее. Важно было обойти в жилище каждый угол, а там, где свечка начинала чадить или трещать, находилась вещь, способная принести хозяевам беду.
  • Если кто-то из ваших знакомых или родственников страдает от алкоголизма или сглаза, то взятая в этот день печная зола поможет ему избавиться от этих недугов.

Поверья, касающиеся поиска «испорченной» вещи по треску свечи или того, насколько благополучным будет будущее в зависимости от первого встречного человека, распространились и вне Страстной пятницы и обросли подробностями, наподобие «женщины с пустым ведром» и «черной кошки, которая еще и разбила зеркало». Большинство из этих примет существуют благодаря вере в чудо, в некое предвиденье и подсказки свыше. И именно в Страстную пятницу люди ждут, что эти подсказки будут наиболее явными, предупреждающими о грядущем, пусть даже оно сулит недоброе.

Обычаи Страстной пятницы

Обычаи, возникающие со временем вокруг этого дня, зачастую противоречат друг другу. Так, например, запрет на любой вид домашней работы сменяется на обряд печь куличи для Пасхи. Считается, что испеченный кулич будет обладать целебными свойствами и долго не испортится.

Еще одно противоречие относится к запрету тревожить в этот день землю. Появляется версия о том, что посеянная в Страстную пятницу петрушка, укроп или горох принесут большой урожай и сделают вашу землю более плодородной. Со временем приметы меняются. Одни накладываются на другие, создаются новые, старые видоизменяются до неузнаваемости. Верить или нет в них - дело каждой христианской души, но несомненно то, что все они неспроста связаны с Великой пятницей. Это особенный день, пусть мы, быть может, и неспособны до конца понять его отличие от всех остальных, почему именно он был выбран днем смерти Иисуса Христа.

Существует и мнение о том, что Страстная пятница незаслуженно считается самым скорбным из дней Великого поста. Объяснение кроется в том, что Иисус добровольно принял пытки и связанную с ними боль, а впоследствии и свою смерть во имя искупления грехов всех людей. Он не пожелал даже облегчить свою участь, выпив вина, которое предназначалось для преступников, которым была уготована мучительная смерть, и притупляло боль. Это значит, что день является воистину великим, но в том смысле, что знаменует спасение от грехов. И проводить его следует как праздник, а не как поминки.

Надо сказать, что у подобного взгляда нет армии последователей, но он имеет право на существование. Как именно проводить каждый из дней года и Страстную пятницу - дело каждого христианина, в душе которого живет свой собственный цензор, который всегда понимает, что на самом деле грех, а что нет.

Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа

Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
Лк. 23, 34

В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождениее Иисуса Христа во гробе.

На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского. О чтении 12 страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, - именно в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, - говорил святой Иоанн Дамаскин в Великий Пяток, - собрались послушать о кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».

Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (Ин. 13, 31-32), то есть «вместе с крестом», говорит Иоанн Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были, сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть, - и падают пред Его Божественным всемогуществом и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествует над их ослепленною злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись от Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: согрешил, предав Кровь неповинную. Первосвященники, вместо утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: «что нам до того? смотри сам». «Не слова ли это тех, сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя безсмысленною личиною притворного неведения»? Отчаянный Иуда поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, как цена крови, по совету первосвященников, не положили в казну церковную. «Понимаешь ли, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».

Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, и Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т. 2

Песнопения из службы в пятницу Страстной седмицы Великого Поста

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».

Тропарь

Евангелие от Луки

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал Ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это.

Лк. 23, 32-49

И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
Лк. 23, 48

Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение… Какое было это зрелище?

На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им, и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь… Какое это было зрелище?

Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном Изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.

Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст? И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

Возвращались, бия себя в грудь, возвращались в недоумении и ужасе те, которые приходили посмотреть на Спасителя, висевшего на древе крестном, подобно плоду зрелому и червленеющемуся, приходили посмотреть с помыслом испытующим, из самомнения напыщенного и ложного. Вера молчала в них. Возгласило к ним померкшее солнце, возгласила к ним вострепетавшая земля, возгласили к ним камни, с треском расступаясь и подымаясь над могилами мертвецов, внезапно оживленных смертью Спасителя. Возвращались в ужасе тщетно-любопытствовавшие: в ужасе не от совершенного богоубийства, - в ужасе от грозного взора и гласа содрогнувшейся бесчувственной природы, выразившей свое познание Бога пред неузнавшим Его человечеством. Возвращались, бия себя в грудь в страхе за себя, за плоть и кровь свою, в угождение которым пролита кровь, истерзано тело Богочеловека.

В то время, как иудеи, почивавшие в Законе, хвалившиеся обширным и точным знанием Закона, недоумевали, взирая на событие, предреченное Законом и Пророками, взирая на самопроизвольную Жертву, которой они были бессознательными жрецами; в то время, как Иудеи недоумевали и возвращались, волнуемые опасением и мрачным предчувствием собственного бедствия, - стоял пред крестом и Жертвою язычник, сотник, стоял безотходно. Ему невозможно было уйти, потому что он начальствовал стражею, сторожившею Жертву: ему дана была эта счастливая невозможность, потому что таилась в сердце его вера, явная для Сердцеведца. Когда провозгласила природа свое исповедание Бога, - сотник дал ответ на таинственный голос природы, дал ответ на таинственную исповедь исповедью явною и всенародною. Воистину Он был Сын Божий, сказал он о казненном, висящем пред очами его страннике, узнав в казненном страннике Бога. Иудеи, гордившиеся знанием буквы Закона и своею обрядовою наружною праведностью, недоумевали пред распятым на древе Сыном Человеческим и Сыном Божиим. С одной стороны поражали их знамения - землетрясение, раздрание церковной завесы, глубокий мрак, наступивший в самый полдень; с другой - их ослепляли и ожесточали плотской разум и гордое самообольщение, представлявшие Мессию в блеске земной славы, пышным царем, завоевателем вселенной, в главе многочисленного войска, среди сонма роскошных царедворцев. В это время воин, язычник, исповедал казненного странника Богом: в это время исповедал Его Богом уголовный преступник. Сойди со креста! - насмешливо говорили Богочеловеку слепотствующие иудейские архиереи и книжники, не понимая какую всесвятую Жертву, какое всесвятое и всесильное Всесожжение они принесли Богу, - пусть сойдет со креста, чтобы мы видели, и уверуем: в это время грубый, невежественный разбойник признал Его Богом, восшедшим на крест по причине Божественной праведности Своей, а не по причине греха Своего. Телесными очами он видел обнаженного, близ себя распятого, подчиненного одной участи с собою, безпомощного нищего, осужденного и духовною и гражданскою властью, истерзанного, казненного, и еще терзаемого и казнимого всеми выражениями ненависти: очами смиренного сердца он увидел Бога. Сильные, славные, разумные, праведные мира осыпали Бога ругательствами и насмешками, - разбойник обратился к Нему с благонамеренною и успешною молитвою: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие твое (Лк. 23, 42).

Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечем, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось. Но Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это - и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события: безмолвствовала от преизобилия скорби: безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса.

Стоял при кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, - в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал Любовь Божественную. Божественная Любовь есть источник Богословия. Она - дар Святого Духа, и Богословие - Дар Святого Духа. Она открыла Апостолам таинственное значение искупления. Ибо любовь Христова объемлет нас, благовествует ученик и посланник Христов, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (2 Кор. 5, 14). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни.

Внезапно раздался с креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено! Се, Сын Твой ; потом глас к возлюбленному ученику: Се, Матерь твоя . Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого, и объявляет Свою по человечеству Матерь материю ученика и всех учеников своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом, падшая Ева - непорочною Мариею. Преступлением одного, сказал Апостол, подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (Рим. 5, 15). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния безчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.

Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братья, в домы наши, и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши. Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной Любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения. На эту любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту Любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстьми и похотьми; на эту Любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений, и почерпнули из нее исцеление душам; на эту Любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта любовь растворила скорби их Божественным утешением. Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приимет от нас. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14, 23, 24). Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему: то кровь Богочеловека не пролита ли за нас напрасно? Не напрасно ли за нас истерзано Его всесвятое Тело? Не напрасно ли возложена на крестный жертвенник, и заклана Великая Жертва? Всесильно ходатайство Ее за нас во спасение: всесильна и жалоба Ее на тех, которые пренебрегут Ею. Глас крови праведного Авеля восшел от земли на небо, и предстал Богу с обвинением на пролившего эту кровь: глас великой Жертвы раздается среди самого неба, на самом престоле Божества, на котором возседает великая Жертва. Глас жалобы Ее есть вместе и Божие определение, изрекающее вечную казнь врагам и презрителям Сына Божия. Кая польза в крови Моей: внегда сходити Ми во истление? Вещает всесвятая Жертва, обвиняя христиан, искупленных ею, принявших цену Ее в себя, низвергших Ее вместе с собою в смрад греховный. Ужасное преступление это совершается всяким, кто взем уды Христовы, свои душу и тело, искупленные Христом и принадлежащие Христу, творит их уды блудницы разнообразным совокуплением со грехом. Разве не знаете, говорит Апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог. Аминь.

Великая пятница – самый скорбный день Страстной недели и всего года для православных

В Великую или Страстную пятницу был распят Иисус Христос, который для искупления людских грехов принял мученическую смерть на Кресте.

Пост Страстной пятницы - самый строгий день Великого поста, согласно церковным канонам православные в это время полностью воздерживаются от пищи.

Церковные службы
Службы Великой или Страстной пятницы полностью посвящены воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя – Его распятии на Голгофе, мученической смерти, снятию с Креста и погребению. Во всех четырех Евангелиях эти события подробно описаны.

В Великую или Страстную пятницу совершаются три основные службы: Утреня, Царские Часы и Великая Вечерня с малым повечерием.

На утрени – эта служба проходит в Великий четверг вечером, посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелий, которые повествуют о страданиях Спасителя, начиная с Его последней беседы с учениками на Тайной Вечери и кончая Его погребением в саду Иосифа Аримафейского и приставлением к Его гробу воинской стражи.

Верующие стоят с зажженными свечами, во время чтения Евангелия, этим показывая с одной стороны то, что величие и слава не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю.

Литургии в Великую пятницу не бывает, потому что Сам Господь в этот день принес Себя в жертву, за исключением тех лет, когда Страстная пятница совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы, которую православные празднуют 7 апреля. В Великую пятницу совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня – в это время считается, что свершилась крестная смерть Иисуса. Во время службы поют особый канон о распятии Господа и выносят Плащаницу - плат, на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе.

Обычно во время службы на Плащаницу кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу. Плащаницу украшают цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями тело погребенного Иисуса.
Перед Плащаницей во время службы положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все богослужения Великой пятницы и Великой субботы начинаются и завершаются перед Плащаницей, а не в алтаре.

Находится Плащаница в центре храма в течение неполных трех дней, символизируя трехдневное нахождение в гробнице Иисуса Христа. Ее вносят обратно в алтарь за несколько минут до пасхального крестного хода.

В Кафедральном соборе Светицховели во Мцхета (древнейшая столица Грузии), где хранится величайшая реликвия, Плащаница Иисуса Христа, проводят особый ритуал, ставя крест перед алтарем.

Страстная пятница - для всех верующих время скорби и поминовения, когда все земное и бренное теряют свой смысл. Вместе с тем, оно пронизано насквозь предстоящим чудом Воскрешения.

Великая пятница - что можно и нельзя
Пост в Страстную пятницу очень строгий - верующие воздерживаются от принятия пищи до выноса Плащаницы, примерно до 15 часов дня. По истечении этого времени можно есть лишь хлеб и пить воду, а некоторые и вовсе голодают в этот день.

Верующие помимо соблюдения строгого поста, должны максимально отстраниться от мирских забот, так как в этот день работать нельзя. Великая пятница во многих странах объявлена официально выходным, в том числе и в Грузии.

В Страстную пятницу нельзя прясть, шить, пилить или рубить, или что-то резать. Сельскохозяйственные работы выполнять в этот день также запрещаются, ни в коем случае вбивать железные предметы в землю нельзя –по аналогии с прибиванием к кресту гвоздями.

Посему, в Чистый четверг нужно переделать все дела, а в Великую пятницу пойти в церковь на службу и молиться. Прихожане, после службы могут с собой унесите двенадцать свечей, с которыми стояли в храме. Затем эти свечи зажечь в доме, пока сами не догорят, стараясь охватить все уголки. Это в доме очистит атмосферу и привлечет блага.

В Страстную пятницу ничто не должно отвлекать от молитвы и духовного самосовершенствования, поэтому в этот день отказываются от стрижки, окраски волос и вообще любых косметических процедур, и даже не умываются.

Празднование дня рождения или юбилея, если он выпадает на Великую пятницу, нужно перенесите, потому что веселиться и гулять запрещено в день вселенской скорби. В старину говорили, что тот, кто будет смеяться в Страстную пятницу, тот проплачет весь год.

Яйца, по древней традиции красили в один из дней Страстной седмицы - последней недели Великого поста.
Этим ритуалом рекомендовано заниматься в Великий четверг, когда дома проводится генеральная уборка и другие мероприятия по подготовке к Светлому Воскресению Христову.

Но в некоторых странах, в том числе и в Грузии по традиции люди красят яйца, которые символизирует кровь, пролитую Спасителем, в Страстную пятницу до захода солнца.

Приметы, обычаи и традиции
Воздержаться в Великую пятницу необходимо от употребления алкоголя, так как люди, которые напиваются в это время рискуют стать алкоголиками.

В день страданий и смерти Иисуса Христа следует воздержаться и от плотских утех - дети, зачатые в Страстную пятницу, рождаются или больными, или становятся в будущем жестокими преступниками.

Нельзя плевать в Великую пятницу на землю - народные приметы гласят, что тот, кто плюнет на землю - от того на весь год отвернутся все Святые.

Определить, есть ли на вашем доме порча, можно в Великую пятницу - для этого нужно, с остатком зажженной свечи, с которой вы отстояли службу, обойти всю квартиру или дом комнату за комнатой. Свеча сильно затрещит возле "порченной" вещи и начнет чадить черным дымом.

По народным приметам, урожая не будет, если посеять пшеницу или посадить что-либо другое в Страстную пятницу.

В Великую пятницу также нельзя стирать – согласно поверью, если постирать белье и вывесить его сушиться, то на нем появятся следы крови.

Говорят, что человек, который полностью воздержится от еды и воды весь этот день, будет знать время своей смерти за три дня.

В старину люди по Страстной пятнице определяли какой год ожидается - для этого утром проснувшись первым делом, ни с кем не разговаривая, нужно было выглянуть в окно. Если увидели первой птицу, для девушки это к новому знакомству, а для парня - к добрым вестям.

Увидеть с утра первой собаку предвещало грусть и печаль, кошку – к достатку и богатой жизни, молодого парня или мужчину - весь год будете здоровым, а молодую девушку - к благополучию.

Увидеть с утра старика, инвалида или больного человека, к сожалению, предвещало болезнь или крупную потерю, а целую семью - жить со всеми родными в мире и согласии.

Магию Великой пятницы знахари использовали для многих целей - лечили болезни, ставили обереги, заговаривали от болезней. Например, в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски помогает печная зола, взятая в Страстную пятницу.

Устав предписывает воздержание от пищи. Разрешена только вода. В качестве послабления можно употребить немного еды в виде сухоядения после обеда, когда в храмах уже будет вынесена святая плащаница Спасителя.


День страстной пятницы являет собой воспоминание страшных событий распятия Господа. Православный человек должен проникнуться особым пониманием того, какой ценой было достигнуто спасение всего человечества, всего мира. Цена невероятно велика - смерть Сына Божия. В этот день умирает Тот, Кто не сделал ни единого греха. Оставляет свою жизнь сам Бог для того, чтобы даровать возможность вечной жизни в раю каждому. Спасение Христом было совершено не только людей, живших в те времена, но и всех предков и потомков. Именно поэтому каждый стремится в пятницу строго и возносить свой ум к воспоминанию страшных исторических событий. Необходимо пропустить их через свое , прочувствовать весь трагизм происходящего.


Священное Писание повествует о том, что в момент распятия Христа солнце померкло. Природа содрогнулась от того, что сделала со своим Творцом. Наблюдалось землетрясение. Эти природные явления были подтверждены дальнейшими данными астрономов и иных ученых. Так, известно, что в день смерти Христа тьма, окутавшая землю, являлась солнечным затмением.


Страстная пятница является апогеем любви Бога к человеку. Библия так и говорит, что любовь Бога к людям настолько сильна, что Он отдает Своего Единородного Сына . Так было решено еще предвечным советом Троицы перед творением человека. В страстной пятнице воплощается божественный замысел о страдании Бога за грехи людей и в этом проявляется верх любви Творца к творению.


Поэтому христиане всего мира и стремятся сохранить этот день в святосте и чистоте.

Страстная пятница – день, когда Иисус Христос был распят на кресте. Это особенная дата для всех христиан, независимо от того, учения какой ветви церкви они придерживаются. Церковная служба в этот день отличается от обычной.

Великая пятница

На латыни Страстную пятницу называют Dies Passionis Domini, а порой говорят еще Великий пяток. Несмотря на различия в названиях, день, когда христиане вспоминают крестную Иисуса, снятие его с креста, а также погребение, одинаково важен и в , и в католичестве, и в других ответвлениях этой мировой религии.

Согласно уставу, в ночь с четверга на Страстную пятницу следует служить утреню Великой Пятницы. В это время по очереди двенадцать фрагментов из всех евангелий, в которых говорится про Страсти Христовы. В промежутках между разными евангелиями поют песнопения (антифоны и стихры), в которых повествуется о том, как Иуда предал Христа за 20 серебряников, осуждаются его предательство и алчность, предательство иудеев. Немалая часть песнопений посвящена также описанию Страстей Христовых во всем их величии.

В этот день никогда не , за исключением редких случаев, когда по выходит так, что она совпадает с Благовещением. В этом случае на литургию читают Иоанна Златоуста. В Страстную пятницу вместо литургии служат так называемые Царские или Великие Часы, во время этой службы читают паремию – особую часть из Ветхого завета.

Богослужения на Страстную пятницу

В середине дня совершается вечерня с выносом плащаницы. Этой службой, посвященной положению тела Господа Иисуса Христа во гроб, заканчивается цикл богослужений Великой Пятницы. Плащаницу выносят и ставят на почетном месте, в центре или храма.

На Плащанице бывает изображен Иисус Христос, лежащий в гробу. Обычно его изображают в рост.

Плащаницу украшают цветами, воскуривают вокруг нее фимиам, помещают на нее . Во время службы полагается стоять с опущенной головой возле Плащаницы, так как она символизирует то, как Христос принес себя в жертву во Спасение всего человечества. Читают канон «Плач Богоматери».

Вечером проводят субботнюю утреню, затем выносят Плащаницу. Это означает погребение Христа. На Страстную пятницу читают лучшие тексты Богослужений, которые признаны шедеврами церковной поэзии.

Что делать верующим

Самые ревностные христиане ничего не едят, пока не будет вынесена Плащаница, а весь остаток дня питаются только хлебом и водой.

Страстная пятница – время соблазнов. Согласно постулатам христианской религии, в этот день особенно опасно впасть в греховное поведение, поэтому нужно соблюдать особенно строгий пост.

Совет 3: Почему 11-е сентября постный день для православных

В православном церковном календаре существует много различных праздников и памятных дней. Примечательно, что некоторые из красных дней православного календаря являются постными.

11-го сентября вся полнота православной Церкви празднует память святого великого пророка Иоанна Предтечи. Этот человек Иисусом Христом был назван самым великим из рожденных женщинами. Святого Иоанна именуют Крестителем Господним - он крестил Христа.

11-е сентября является постным днем для православных людей. Этот день в церковном календаре называется Усекновением главы Иоанна Предтечи. Церковь чтит не только память пророка, но и воспоминает ужасное событие усекновения главы последнего. Святому Иоанну по повелению нечестивого царя Ирода отрезали голову. Поводом к такому злодеянию послужило научение некой Иродиады, женщины, с которой спал Ирод. Святой пророк обличал царя за блудное сожительство с супругой брата, коей и являлась Иродиада.

Во время празднования своего дня рождения перед царем Иродом танцевала дочь Иродиады Соломия. Она так угодила царю, что последний обещал дать ей все, что она захочет. В результате Соломия, посоветовавшись с матерью, попросила у Ирода голову Иоанна Предтечи на блюде. Ради обещания Ирод повелел отсечь Иоанну Крестителю главу.

Воспоминание этого злодеяния побуждает правславных людей хранить строгий пост 11-го сентября. Это долг воздаяния чести святому пророку. Этот день также является наглядным примером того, как человеческие страсти могут управлять людьми.

11-го сентября по уставу Церкви нельзя употреблять в пищу не только продукты животного происхождения, но также рыбу и растительное масло.

Видео по теме

Источники:

Великая пятница является самым скорбным днем Страстной седмицы. В завершение Великого поста верующие вспоминают последний день земной жизни Иисуса Христа и продолжают готовиться к Светлой Пасхе. Из нашей статьи вы узнаете, как правильно провести этот день.

В 2018 году 6 апреля православные верующие вспомнят о последнем дне Сына Божьего, проведенном на этой земле. Великая пятница — день траура и скорби. В это время действует строгий запрет на употребление пищи, вплоть до отказа от нее. Свободное время следует посвятить не земным развлечениям, а молитве и походу в церковь. В эту пятницу на богослужении даже атмосфера будет наполнена скорбью, поэтому веселье в этот день считается страшным грехом . Эксперты сайта сайт подробно расскажут вам о традициях и обычаях, которые христиане должны соблюдать обязательно.

История события

Не зря верующие называют Великую пятницу одним из самых страшных дней в истории христианства. В этот день зло восторжествовало, а предательство и неблагодарность дали свои плоды. Мессия, которого ожидали на протяжении многих лет, был отвергнут своим же народом и подвергся ужасным мучениям и казни. Апостолы, которые, казалось, готовы были умереть за Иисуса Христа, пропали в самый ответственный момент. Ученики, которые обещали быть преданными, отреклись от своего Учителя. В ту роковую ночь Спаситель не получил помощи от ближних и закончил свою земную жизнь в жестоких муках. Все священники и члены Синедриона возненавидели Христа, а Иуда, совершивший роковое предательство , лишь дал понять своим поступком, кто действительно является настоящим преступником. Даже Пилат, который изначально сомневался в преступности Иисуса Христа, не спас Его жизнь. Сын Божий достойно принял смерть и спустя три дня воскрес, доказав всем, что истинная вера способна творить чудеса.

Великая пятница — не просто день траура. История этого события показывает верующим, что зло и предательство способно погубить человеческую жизнь, о чем в современном мире стали забывать.

Традиции и обычаи Страстной пятницы

В Страстную пятницу действует самый строгий пост . Священнослужители придерживаются мнения, что в этот день стоит вовсе отказаться от еды, даже от постной. Первый прием пищи должен быть только после выноса Плащаницы. Затем рекомендуется есть только хлеб и пить воду.

Подготовку к Пасхе следует завершать в Чистый четверг, так как в Великую пятницу основную часть времени желательно посвятить молитве и посещению храма. В этот день нельзя шить, вязать, убираться и заниматься другими домашними делами. Однако особый запрет накладывается на развлечения. Одна из народных примет гласит, что тот, кто в этот день смеется, поет и веселится, весь год плакать будет.

Посещение храма — важнейшая традиция Великой пятницы. Возвращаясь домой, необходимо взять с собой двенадцать горящих свечей и расположить их возле домашнего иконостаса. Если кто-то из ваших близких болен, одну из свечей нужно установить около изголовья его кровати, и вскоре хворь навсегда покинет его .

Наши предки считали, что хлеб, испеченный в Великую пятницу, не плесневеет и обладает целебными свойствами, способен избавить человека от любой болезни. Согласно другой народной примете, если в этот день испечь хлеб в виде креста, то весь год он будет защищать ваш дом от пожаров.

В давние времена считалось, что Великая пятница — благоприятный период для посева. В этот день было принято сеять горох и укроп, так как полученный урожай впоследствии оказывался не только вкусными, но и обладал чудодейственными свойствами.

Готовить пасхи, печь куличи и красить яйца в Великую пятницу запрещено. Священнослужители рекомендуют завершить приготовление пасхальных блюд в Чистый четверг, так как Страстная пятница — день великого траура. Вместо домашних дел следует больше молиться и заниматься богоугодными делами.

В пятый день Страстной недели категорически запрещено давать и брать деньги в долг. Вместе с деньгами вы рискуете навсегда распрощаться со своим счастьем или взять вместе с ними проблемы и неприятности тех, у кого занимаете. Однако и отказывать в просьбе нуждающимся не рекомендуется. Если вы действительно хотите помочь, то сделайте это безвозмездно.

Строгий запрет накладывается на употребление спиртных напитков. Считается, что, выпив спиртное в этот день, можно навлечь на себя тяжелые проблемы.

В во время Страстной недели наши предки старались соблюдать не только церковные, но и языческие традиции. В этот день люди выходили на улицу и жгли костры, таким образом призывая Перуна — языческого бога огня. Данный ритуал проводили с целью защиты урожая от пожаров и других стихий.

Подготовка к Светлому Воскресению Христову подходит к концу, и к этому моменту верующие уже должны завершить уборку, приготовление пасхальных блюд и другие домашние дела. Чтобы правильно встретить Пасху, следует учитывать важнейшие традиции, связанные с этим праздником . Желаем вам счастья и хорошего настроения, и не забывайте нажимать на кнопки и

Похожие публикации