Презентация на тему "буква ф"

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Познакомить с новыми звуками и буквой.
  2. Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.
  3. Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.
  4. Воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.

Оборудование: Диск с презентацией, компьютер, мультимедийный проектор, фокусы.

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ.

Ребята, кто догадался, кто у нас сегодня в гостях? (Фокусник)
- Кто такой фокусник?
- Фокусник – это артист, который демонстрирует фокусы в цирке или на эстраде.
- А вы любите фокусы? Если будем на уроке внимательно слушать, активно работать, то может быть нам ещё он покажет фокусы.
- Познакомьтесь с ним.

На доске появляется рисунок с изображением фокусника. Слайд 1.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

А сейчас, ребята, фокусник предлагает нам с вами перейти к гимнастике, которая поможет нам подготовиться к работе.

1) Гимнастика.

1) Упражнение на дыхание: вдох – медленный выдох.
2) Упражнение для губ: улыбнуться – вытянуть губы вперед трубочкой.
3) Упражнения для языка: почистить зубки, пощелкать кончиком языка.
4) Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох, выдох через рот.

Дуб – суп
Луг – лук
Пруд – прут
Гараж – шалаш
Воз – рос

Назовите звонкие согласные, глухие согласные.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой.

III. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ ЗВУКАМИ И БУКВОЙ.

Что показывает фокусник? (Фокус)
- Разделите на слоги, поставьте ударение. Произнесите 1-й звук этого слова и дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, твёрдый.)
- Фокусник пришел не один, а принес с собой птицу. Послушаем загадку.

Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит?

Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению.

Разделите на слоги, поставьте ударение. Дайте характеристику 1-му звуку. (Согласный, глухой, мягкий.)
- Давайте подведем итог этой части урока. Что же мы узнали о новых звуках?
- Какой буквой на письме мы будем их обозначать? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ)

3) Физминутка.

Напомню вам, что наш гость выступает на арене цирка. А в цирке часто звучат аплодисменты. Я сейчас буду называть вам слова, имеющие отношение к цирку. Если в слове есть интересующие нас звуки, вы должны 3 раза хлопнуть. Вот так. А если нет – движение головой в разные стороны.

Арена, афиша, артисты, фокусы, звери, птицы, факир, билет, смех, фонарь, радость, фантазия, удовольствие, буфет.

Молодцы! Поаплодируем себе.

4) Знакомство с буквами “Ф ф”. Слайд 4.

Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве “Ф”:

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Филин – два огромных глаза –
Букву “Ф” напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.

Я футбольный судья.
Целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча
У меня под мышками.

Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.

IV. ОТРАБОТКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОГОВ С НОВОЙ БУКВОЙ.

1) Прочитайте слоги на доске: фу фе фы фи фа фо фё Слайд 4.

  • шепотом (хором)
  • громко (хором)
  • радостно (девочки)
  • вопросительно (мальчики)
  • торжественно (один)

На какие группы их можно разделить? По какому признаку?
- Какие гласные обозначают мягкий звук?

2) Гимнастика для глаз.

(К указке прикрепляется бабочка.)

Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.

Глазками передвигаем БАБОЧКУ согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз.

V. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

1) Чтение слов с четким проговариванием и постановкой ударения на стр. 195.

Какие незнакомые слова вам встретились?

2) Беседа по иллюстрации (стр.194 – 195).

Что изображено?
- Какие корабли? (Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка.)
- Как одним словом назвать то, что вы видите?
- Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов. Слайд 5.

Ребята, а вы знаете, что первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! Особое внимание флоту стал уделять Петр I . В 1696 году, 20 октября, Боярская Дума, высший совещательный орган Государства, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

А что вы ещё видите на иллюстрации?

- “Роза ветров” - компас (ориентир в водном пространстве) .

Андреевский флаг – флаг русского флота. Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота, введённого Петром I в 1696, и официально принятого в 1703 году. Слайд 6.

3) Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии: Слайд 7.

“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.

(Читает учитель)

Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург . Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. Слайд 8.

А как вы понимаете выражение “В Европу прорубить окно”?
- Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.

4) Чтение детьми (жужжащее).

5) Чтение вслух хором (отработка выразительности).

6) Физминутка.

На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

(Сопровождать чтение движениями.)

7) Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 194 читает ученик:

… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Из какого произведения взяты строки? (“Сказка о царе Салтане…”.)
- Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)

Отработка выразительного чтения. (Спросить нескольких учащихся.)

VI. ИТОГ УРОКА.

С какими же звуками мы сегодня познакомились?
- Охарактеризуйте эти звуки.
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Мы хорошо поработали, а теперь посмотрим фокус.

Слайд 2

Буква «Ф» является самой молодой и редкой буквой русского алфавита. Ни одно исконно русское слово не начинается с нее. Например, слова фамилия произошло от латинского familia. И так со всеми словами, начинающимися с этой буквы. Не существует ни одного слова в корне которого присутствовала бы «Ф». www.сайт

Слайд 3

Происхождение буквы восходит к греческому, но обнаружить прототип невозможно. По легенде автором «Ф» стал Паламед, забытый герой Троянской войны. www.сайт

Слайд 4

Но даже не смотря на то, что звук иноземен, встречается очень много слов в произношении которых есть буква «Ф». Например, второй, впопыхах и вторник, произносятся через «Ф». Также следует отметить, что в произведениях русских классиков этот звук встречался очень редко. www.сайт

Слайд 5

Возьмем томик Пушкина. Всем известное стихотворение «Сквозь волнистые туманы…». По подсчетам специалистов, во всем произведении ни разу не употребляется «Ф». А в знаменитой «Сказу о попе…» впервые увидеть «Ф» можно только на четвертой-пятой странице. Странно, не так ли? www.сайт

Слайд 6

Ответ на эту загадку прост. Все дело в том, что классики использовали в своем лексиконе только исконно русские слова, а к иноземным прибегали только в случаях крайней необходимости www.сайт

Слайд 7

Но не только для нашего языка «Ф» редка. Во всей группе славянских языков эта буква употребляется в написании меньше всех. Буква «Ф» хоть и является признаком иностранных слов, но изначально присутствовала в кириллице, и произносилась часто. www.сайт

Слайд 8

В старославянском языке эта буква звучала как «фе́ртъ» или «ферт». Точно не известен смысл, но специалисты считают, что звук является подражанием конскому «Фррр». Смысл Ферта имеет индоевропейскую основу. В английском, французском и иногда в немецком языках, существуют прилагательные в корень которых входит ферт. Значение корня «плодородный», в переводе на русский «плодотворный». www.сайт

Слайд 9

Слайд 10

Позже ученые решили, что для одного языка два чужеродных звука это много, поэтому в 1918 году отменили Фиту, оставив лишь одно звучание для буквы. С течением времени, Ферт стал синонимом гордого и надменного человека, а словосочетание «ходить фертом» означает самовлюбленного щеголя. www.сайт

Слайд 11

В современном русском языке «Ф» - глухая и согласная. Встречается в словах подражаниях (фыркать) или в сильно изменившихся (филин). В системе счисления Ф обозначает единицу электрической емкости - Фарада. Таким образом, буква «Ф» является самой загадочной и таинственной в русском алфавите. www.сайт

Посмотреть все слайды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Федор ИвановичТютчев - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики.

3 слайд

Описание слайда:

Родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье. В доме, "совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы", исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада.

4 слайд

Описание слайда:

Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С.Е. Раич,пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе. Превосходно овладев классиками, Тютчев не замедлил испытать себя в поэтическом переводе.

5 слайд

Описание слайда:

В 1819-1821 Тютчев проходил обучение на словесном отделении Московского университета. Поэзия студенческих лет отмечена увлечением немецким романтизмом («Урания», 1820, переложение элегии Ламартина «Уединение», 1820).

6 слайд

Описание слайда:

В 1822 Тютчев был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и в том же году отправился в Мюнхен. Дипломатическая карьера Тютчева не была особенно успешной, тем не менее за границей Тютчев провел более 20 лет, большую часть этого времени - в Мюнхене.

7 слайд

Описание слайда:

Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. <1828>, начало 1850-х годов

8 слайд

Описание слайда:

Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер. Знакомство состоялось в Мюнхене в непростое для обоих время. Тютчев в феврале 1826 г. только вернулся в миссию из восьмимесячного отпуска, в который его отправили после неудачного сватовства к Амалии Лерхенфельд. Элеонора, к этому времени потерявшая мужа и оставшаяся с тремя сыновьями на руках, приходила в миссию по делам наследства: ее муж был российским дипломатом. В марте 1826 г. Элеонора и Теодор, так на немецкий манер звали Федора, заключили "тайный брак". Брак быстро перестал быть "тайным" и вызвал недоумение: зачем блиставшему в свете дипломату потребовалось связывать себя с вдовой старше него на три года и обремененную детьми от прежнего брака.

9 слайд

Описание слайда:

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов.

10 слайд

Описание слайда:

Э.Ф.Тютчевой Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была - Ты, ты, мое земное провиденье!.. Апрель 1851

11 слайд

Описание слайда:

Однако уже в 1839 Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой имел связь ещё будучи женатым на Элеоноре. Они обвенчались 17 июля 1839 года в Берне. От первого брака у поэта уже было три дочери, которых Эрнестина фактически удочерила. Эрнестина была богатой женщиной, и Тютчев не делал секрета из того, что живёт на её деньги. Она считалась красавицей; портрет её написал придворный живописец Штилер.

12 слайд

Описание слайда:

В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 г. он встретился с всесильным А. Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

13 слайд

Описание слайда:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. 28 ноября 1866

14 слайд

Описание слайда:

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком». Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского. Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857).

15 слайд

Описание слайда:

Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело... О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой!.. Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени, - И страшно грустно стало мне, Как от присущей милой тени. <Не позднее апреля 1858>

16 слайд

Описание слайда:

О Елене Александровне Денисьевой, последней, пылкой, тайной и мучительной любви Ф. И. Тютчева, поэта и блистательного остроумца - дипломата, неизвестно почти ничего.. и известно слишком много! Она - адресат более пятнадцати его стихотворений, ставших самыми драгоценными шедеврами русской лирики второй половины девятнадцатого столетия.

17 слайд

Описание слайда:

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей. Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески живой? И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья... Но изменили и оне. И на земле ей дико стало, Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! <Первая половина 1851>

18 слайд

Описание слайда:

Она была на 23 года моложе поэта. Вместе со своей теткой Елена Александровна бывала в доме поэта. Встречался с нею Тютчев и в Смольном институте при посещении своих дочерей. По свидетельству родственника Денисьевой Георгиевского, увлечение поэта нарастало постепенно, пока не вызвало наконец со стороны Денисьевой "такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником..." Так прошло четырнадцать лет. Под конец Елена Александровна много хворала (она была туберкулёзна). Елена Александровна умерла в Петербурге или на даче под Петербургом 4 августа 1864 года. Похоронили её на Волковом кладбище.

Похожие публикации