Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Разница между чувственными и рациональным познанием

Познание и его аспекты изучаются многими науками. Обсуждается сущность этого вида деятельности, его формы. В частности, рассматривается вопрос, чем отличается чувственное познание от рационального. Итак, ознакомимся с размышлениями исследователей по этому поводу.

О познании в общем

В целом понятие, о котором идет речь, означает процесс получения человеком знаний о мире и существующих в нем конкретных объектах, явлениях, закономерностях. Такое освоение действительности необходимо, чтобы лучше приспосабливаться к ней, использовать в своих целях многие предметы природы, наконец, совершенствовать себя. Исследователи выделяют в познании чувственную и рациональную составляющие. Рассмотрим их в сравнении.

Сравнение

В каждом случае процесс происходит по-своему. Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т. д. В том, что при этом есть возможность получать сведения только о каких-либо внешних свойствах и качествах, состоит отличие чувственного познания от рационального.

Информация об отдельных характеристиках объектов поступает к человеку в виде ощущений. Например, глаза «рассказывают» о том, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет ощутить холод льда. Более сложным элементом чувственного познания является восприятие. Оно подразумевает совокупность всех ощущений, связанных с конкретным предметом, и отвечает за формирование образов (обычный пломбир воспринимается как вкусный холодный продукт белого цвета). Кроме того, объекты могут существовать лишь в наших представлениях, а не наяву, благодаря тому, что их образ уже был когда-то запечатлен органами чувств.

Рациональное познание, в свою очередь, осуществляется с привлечением разума. Оно ставит целью постигнуть суть вещей, выявить закономерности. Такая познавательная деятельность присуща только человеку. Инструментом в ней является мышление, дающее больше возможностей, чем чувственный опыт.

Рациональное познание, прежде всего, формирует понятия. Они облекаются в слова и заключают в себе обобщающую и самую значимую информацию о предметах. Например, понятие «цветок» подразумевает любое растение такого рода независимо от сорта или особенностей строения (чувственное, если сравнить, всегда занято чем-то единичным, конкретным). Рациональное познание также оперирует суждениями, принимающими вид утверждений или отрицаний. Суждения могут становиться основой для получения выводов – умозаключений.

В чем разница между чувственным и рациональным познанием? В том, что первое осуществляется при непосредственном контакте с миром, а второе меньше привязано к реальности. Но хотя чувства помогают человеку замечать и фиксировать все, что происходит вокруг, с помощью них невозможно устанавливать причины и следствия. Кроме того, такое познание не всегда правдиво, оно способно вызывать иллюзии (пример: «перелом» ложки, помещенной в стакан с водой).

Рациональное познание позволяет получать более адекватные результаты. Опираясь на логику, оно помогает понимать действительность глубже и делать важные прогнозы. Между тем изначально все-таки происходит анализ материала, предоставленного чувствами. Таким образом, каждая из сфер познания играет в общем процессе свою важную роль.

Таблица

Чувственное познание Рациональное познание
Задействованы органы чувств Основано на работе мышления
Формы процесса: отдельные ощущения, восприятие, представление Проявляется в понятиях, суждениях, умозаключениях
Направлено на внешние признаки объектов Помогает постигнуть суть вещей
Является конкретизированным Используется обобщение
Прямой контакт с действительностью Возможен отрыв от реальности
Не «размышляет» о причинах и следствиях Опирается на логику, выявляет закономерности
Не всегда правдиво Более адекватно
Присуще человеку и животным Свойственно только человеку

1 . И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

2 . Понятие – это форма мысли, которая

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений 3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

3 . Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

4 . Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

5. Рациональное - это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

6 . Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением

7 . «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания

8 . Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности

9 . В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

10 . Вывод: «Друзья познаются в беде» - является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки

11 . Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями

12 . Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства

3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики

13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение

14 . Укажите, что из перечисленного не является формой

чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие

В1 . Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

В2.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

В3.

их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

А) установление сходства или различия предметов

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

В4 .

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.

Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор

также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным

и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное

внесение в почву определённого количества влаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Знание и познание» с ответами 10 класс

1 . И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

2 . Понятие – это форма мысли, которая

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений 3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

3 . Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

4 . Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

5. Рациональное - это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

6 . Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением

7 . «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания

8 . Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности

9 . В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

10 . Вывод: «Друзья познаются в беде» - является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки

11 . Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями

12 . Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства

3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики

13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение

14 . Укажите, что из перечисленного не является формой

чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие

В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

В2. Установите соответствие между психическими процессами,

участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и

их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

1)анализ

А) установление сходства или различия предметов

2)синтез

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

В4 . Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.

Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор

также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным

и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное

внесение в почву определённого количества влаги.

Ответы:

АВББА

ВЕДБАГ

БЕАДВГ

А-1; 2-В

Рациональное познание представляет собой совокупность методов и знаний о мире. Рациональное познание свойственно только человеку. Лишь человеческой природе подвластны размышления о времени, пространстве, происходящих событиях и явлениях. Люди в обыденной и профессиональной жизни опираются на научные, философские, религиозные представления о мире. Рациональное познание по своей сути невозможно без анализа происходящих событий, умения сравнивать и обобщать. В данной статье будут рассмотрены формы рационального познания, его отличие от чувственного.

Характеристика рационального познания

Рациональное познание основывается, прежде всего, на логическом подходе. Главное отличие от заключается в том, что рациональное познание опирается на абстрактное мышление, помогает личности выйти за рамки испытываемых чувств. Опираясь на рациональное познание, легче принимать ответственные решения. Дело в том, что люди избегают основывать свои выводы только на чувствах, ведь так возрастает вероятность оказаться обманутым, введенным в заблуждение. Чувства имеют свойство меняться, поэтому только на них полагаться не стоит. У одного и того же человека в разное время суток может меняться настроение, а эмоции способны сильно исказить реальную картину видения мира. Скажем, если вы пребываете в мрачном расположении духа, то все вокруг будет казаться пугающим и ужасающим. Рациональное познание при грамотном и ответственном подходе помогает людям обезопасить себя от совершения множества ошибок, предупредить различные неожиданности.

Формы рационального познания

Существует несколько форм рационального познания. Каждая форма представляет собой способ получения новых знаний, благодаря чему у человека формируется основная база представлений о мире. Формы познания позволяют изучать окружающую действительность и делать собственные выводы о том или ином объекте или явлении.

Понятие

Понятие – это форма познания, которая основана на абстрактном представлении человека. Понятие включает в себя две основные характеристики: объем и содержание. Первое представляет собой описание множества объектов в широком смысле. Например, к понятию «книга» относится и книга в прошлом, и современная книга. Содержание понятия – это отличительные признаки, по которым любой человек может определить, какой предмет находится перед ним. К примеру, все знают, что такое фарфоровая чашка, как она выглядит внешне.

Суждение

Суждение представляет собой такую форму познания, которая связывает воедино несколько понятий. По сути, это субъективное мнение человека по какому-то вопросу, которое у него сформировалось в результате каких-то жизненных обстоятельств или событий. Суждение складывается на основе понятий человека об окружающей действительности и себе самом. Суждение состоит из субъекта и предиката. Субъект – это тот или то, о чем говорится в суждении. Предикат – это само послание или мысль, о котором идет речь.

Умозаключение

Умозаключение представляет собой самый высокий уровень рационального познания. Умозаключение связывает вместе несколько суждений. Говоря иными словами, это окончательный вывод, к которому приходит субъект познания. Основной характеристикой умозаключения является то, что если посылки истинны, то правдивы и сами умозаключения. В противном случае они будут называться ложными.

Таким образом, рациональное познание основано, прежде всего, на разумном подходе. Здесь определяющая роль принадлежит абстрактному мышлению и логике.

На вопрос обясните различия между чувственным и рациональным познанием заданный автором Frambuesa лучший ответ это Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное и рациональное познание тесно взаимосвязаны и переплетены, одно не существует без другого. Философы Нового времени спорили о том, какому познанию: чувственному или рациональному принадлежит ведущая роль. Одни считали, что единственным источником познания являются чувства. Они получили название эмпириков (от греч. «эмпейриа» - «опыт»). Другие, рационалисты (от лат. «рацио» - «разум»), полагали, что чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают. Их надо проверять разумом, логикой. Поэтому, считали они, решающая роль принадлежит мышлению.
Выделяют три формы чувственного познания:
1)ощущение – отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета;
2)восприятие – комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета;
3)представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
Чувственное познание свойственно и людям, и животным. Его результаты выра-жаются в конкретных чувственных образах. Рациональное познание свойственно только человеку, потому что связано с абстрагированием – мыслительной деятельностью, в ходе которой происходит отвлечение от случайных, конкретных свойств предмета. Результаты рационального познания выражаются в идеях, концепциях, теориях. Формы рационально-го познания:
1)понятие – форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках; в отличие от восприятий и представлений, отражающих внешний вид предмета (образ), понятия «схватывают» саму сущность предмета и выражаются в словах (например, «выпускник»);
2)суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними (например, «Все выпускники средней школы сдают экзамены»);
3)умозаключение – форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из друго-го (других), например: «Все выпускники сдают экзамены. Сидоров – выпускник. Следовательно, Сидоров сдает экзамены».
Источник: преподаю обществознание

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: обясните различия между чувственным и рациональным познанием

Ответ от хитросплетенный [гуру]
Нет различия, все целое.
А ты отдаваться по настоящему научилась?


Ответ от Ѐуяткина Татьяна [гуру]
В средневековой философии этот вопрос решали так. Схоласты говорили: "Понимаю, чтобы верить", а мистики говорили: "Верую, чтобы понимать"


Ответ от Посовеститься [гуру]
Могу на живом примере: Я очень чувственный человек,очень люблю свою жену,поэтому мы прожили много лет....Однажды мне жена сказала - ты живешь чувствами,а рационализма в тебе нет.Я ей ответил,что если бы я не жил чувствами, а думал о рационализме-мы бы вообще не смогли жить вместе,потому что я бы не любил тебя,как люблю....Она была не согласна со мной,поэтому я ради нее стал мыслить более рационально,и понял....Зачем я так долго отдавался только ей,в мире столько прекрасного еще другого.В итоге через год мы расстались....Вот теперь вопрос-и каков же итог? Оба потеряли друг друга....Вот как мы познали рациональность. Через год мы встретились,восстановились,но у меня этих чувств уже больше не было....Так какое все же познание глубже и правильнее для жизни?

Познание мира. Чувственное и рациональное познание

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называетсячувственным (или сенситивным) познанием, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio - разум).
На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия.

Следующей формой рационального познания является суждение . Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения.

Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность..

Похожие публикации