Под лежачий камень вода не пойдет. Почему плохо течет вода из смесителя? Решение проблем с напором

В редакцию нашей газеты пришло письмо от Тамары Степановны Чухланцевой из Кизьвы, которая продолжила тему «Поговорки, прибаутки – шутки-баламутки», вызвавшую интерес читателей.

Некоторые приведенные ею пословицы можно часто услышать в нашей повседневной жизни: «Мал золотник да дорог», «Кто не работает, тот не ест», «Семь раз отмерь, один – отрежь», «Делу – время, потехе – час» и другие. Есть и редкие высказывания: «Тихий воз на горе будет», «Хоть ложка узка, а цепляла два куска», «Без хлеба не работать, без вина не плясать». Помимо чисто бытовых, житейских высказываний Т. Чухланцева приводит также пословицы, наполненные глубоким смыслом: «Добрая слава лежит, а худая по свету бежит», «Птица крыльями сильна, жена мужем красна», «Смерть да жена Богом суждена».
Нас заинтересовало, а какие поговорки и пословицы употребляют в своей речи жители других населенных пунктов нашего района?
Много образных выражений слышала от своих земляков жительница Малой Сивы Ирина Александровна Фадеева. Так, например, пословицы «Глаза боятся, а руки делают», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Под лежачий камень вода не течет», «Коли в семье лад, так и работе рад» говорят о том, что в этом селе живут трудолюбивые люди, дружные семьи. Об ответственности мужчины – главы семьи – свидетельствует пословица: «Жена не рукавица, с руки не стряхнёшь и за пояс не заткнешь».
Большим трудолюбием отличаются также жители Серьгино, употребляющие в своей речи пословицы «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Хлеб – всему голова», «На Бога надейся да сам не плошай», «Лето – заготовиха, а зима – прибериха».
Хозяева личных подворий не обходятся без таких образных выражений, как «Корми курицу овсом, так и будешь с яйцом», «Не гони коня кнутом, а гони овсом». А строителям знакома пословица «Кабы не клин да не мох, так бы плотник сдох». Эти и многие другие пословицы собрала библиотекарь Серьгинской библиотеки Любовь Владимировна Порошина.
Популярной среди жителей многих наших сел и деревень стала поговорка «Та же мучка, да не те ручки», напоминающая о том, что у каждого работника свой уровень мастерства и любое дело может быть сделано по-разному.
В 20-м веке от жителей сельской глубинки можно было услышать слово «ладом», что означало «хорошо». Вспоминаются и такие выражения, как «брылы» – губы, «молосные руки», то есть грязные, жирные, запачканные.
Пожилые люди родом из деревень близ села Усть-Буб и сейчас употребляют слова «исть» – есть, кушать, «почто» (произносится «пошто») – в значении «почему» или «зачем».
Ждем от наших читателей новых интересных высказываний, пословиц и прибауток.

Материал подготовила Е. Черных

Оглавление [Показать]

Под лежачий (под лежач) камень (и) вода не течет

ПОД ЛЕЖАЧИЙ (под лежач) КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ. Если ничего не предпринимать, дело не сдвинется с места, ничто не изменится. Говорится тогда, когда кто-л. бездеятелен, не хочет сам о себе позаботиться и т. п. Любит нагорный крестьянин постранствовать, любит людей посмотреть, себя показать. «Дома сидеть, ни гроша не высидишь,- он говорит,- под лежачий камень и вода не течет, на одном месте и камень мохом обрастает. Нет годного на стороне промысла - в извоз едет зимой. Мельников-Печерский, На горах. Что даром-то так сидеть? Даром никто не накормит. Под лежачий камень и вода не течет. Данилевский, Девятый вал. Дед строго и поучительно, с ударениями на значительных словах, внушает: Ты, Володимирыч, человек шатущий. Устоев и веры у тебя нет. Ежели человек без корней, без почвы, без своего места - неверный это человек.- У меня, Фома Селиверстыч, место просторное, богатое: вся земля. А под лежачий камень и вода не течет. Гладков, Повесть о детстве. Я на него пожаловался: ..он сам всю ночь не спал по хозяйственным делам и нам не дал. А один дедок смеется: «Он у нас тревожный… Но под лежачий камень вода не течет. Если бы меньше тревожились, то за два года хозяйства не подняли бы». Шолохов, Слово о Родине. При 40-градусном морозе., мы всегда предпочитали охотиться не выходя из палатки, сидя у примуса и попивая горячий чаек или даже лежа в спальном мешке. При этом, если я напоминал Журавлеву известную пословицу о том, что под лежачий камень вода не течет, охотник, как правило, твердо отвечал: - А все-таки просачивается! Г. Ушаков, По нехоженой земле. Причина казачьей голодовки была налицо: беспросыпная казачья лень, кабаки и какая-то детская беззаботность о завтрашнем дне.. Конечно, жаль малых ребят да скотину, а ничем не поможешь,- под лежач камень и вода не течет. Мамин-Сибиряк, Хлеб. Я молчу, не вступаю в спор. Я целиком на стороне Валентины Павловны: надо же ей в конце концов выбираться, надо действовать, в самом деле - под лежач камень вода не течет. Тендряков, За бегущим днем.
- Симони: Под лежачь вода не идетъ; Снегирев: Под лежач камень вода не течет; Даль: Под лежачий камень (под лежачую колоду) и вода не течет; Михельсон: Под лежачий камень и вода не бежит (не течет); Соболев: Под лежачий камень и вода не течет.

Возможно, многие слышали пословицу: «Под лежачий камень вода не течет». Чему же она учит нас? Казалось бы, к чему здесь вода и камень? Может быть, это наблюдения из области физики? На самом деле, все довольно просто. Если поднять камень, вокруг которого была разлита вода, окажется, что под камнем сухо. Но смысл пословицы куда глубже, а этот пример используется лишь для наглядности.

Я считаю, что основной смысл пословицы заключается в том, что бездействие не приведет ни к чему хорошему. Нельзя добиться чего-то или достигнуть, сидя на месте. Это хорошая поговорка, которая должна заставить задуматься тех, кто ленится и отлынивает от работы. Если не развиваться и не двигаться вперед, то можно отстать в развитии, а то и вообще деградировать.

Это выражение справедливо и для тех, кто не ленится, но по каким-то причинам боится сделать шаг вперед. Если долго предаваться сомнениям и оставаться в нерешительности, то время пройдет, а результата никакого не будет. Или то, что хотели сделать вы, сделает кто-то другой. Тот, кто будет более активным и целеустремленным.

Наши предки были очень умными людьми и простыми словами могли донести истину. Лень и бездействие не могут быть спутниками успешного человека, потому нужно работать над собой и избавляться от этих качеств.

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ

В давние времена жил один крестьянин. Водилось у него кое-какое добро, но больше всего на свете дорожил он любимой женой. Встанут они, бывало, с зарей - и дружно за работу возьмутся. Трудились в поте лица и сводили кое-как концы с концами. Но недаром говорится, что горе да беда по людям ходят. Не прошло и года после свадьбы, как потерял несчастный муж единственное свое сокровище: умерла его дорогая жена.

Известно, что хорошая хозяйка - гордость любого дома, и кто такой жены лишился, тому уж на нерадивую и смотреть противно. Опустела изба у вдовца, остыл очаг, а сам он ходит теперь в грязной рубахе и в пир, и в мир, и в добрые люди. Ничего не поделаешь, пришлось ему подумать о женитьбе. Невест на выданье - что орехов в лесу, а присмотрись к ним - и увидишь: девка красива, да прясть ленива. Надоело крестьянину выбирать себе невесту, и вот однажды решил он пойти в соседнее село и жениться на первой девушке, какая встретится ему на пути.

Когда-то в старину были мельницы с конской тягой. У околицы соседнего села стояла как раз такая мельница, я возле той мельницы вдовец увидел девушку - она дожидалась, пока мельник смелет ее зерно.

Пойдешь за меня замуж, красная девица? - спрашивает он наудачу.

Не знаю. Спроси матушку!

Для жениха невеста всегда найдется, но у крестьянина слово было твердо, и от своего решения отступиться он не захотел.

Пошел к матери той девицы, что возле мельницы помола дожидалась, а она ему и говорит:

Девка у нас на выданье - это правда, да только скажу тебе начистоту: не приучена моя доченька ни овец пасти, ни стирать, ни обед готовить. Потом не пеняй на нас за то, что мы тебе кота в мешке подсунули.

Смотри, сынок, - вмешался тут отец девицы, - набаловала мать свою дочку, только что в мед ее не обмакивала да в молоке не купала. Коли надеешься, что сумеешь сделать изнее хорошую жену, - ну что ж, тогда бери!

Жених и сам понял, какова невеста, едва она слово молвила, но говорит старику:

Не велика беда! Есть у меня большая торба - покуда торба полна, молодуха будет сидеть сложа руки.

И тут вдовец показал старику большую пеструю торбу, доверху набитую всякой снедью - пшеничным хлебом, мясом, маслом, а что за секрет в той торбе заключен, так и не открыл. Только добавил, обращаясь к невесте:

Твое дело следить, чтобы торба всегда была полна, а больше ни о чем не заботься.

И пошло тут веселье: отец до смерти рад сплавить свою лежебоку, да и мать радехонька, что пристроила любимую дочку, а жених доволен, что невеста согласилась лишь до тех пор бездельничать, пока торба будет полна.

На следующий день муж собрался в поле пахать, а молодуха осталась дом сторожить. Перед уходом муж повесил торбу на гвоздь и наказывает:

Эй, торба! Пока ты полна, изволь всю работу по дому переделать!

И к двери, а жена его окликнула:

Что же это ты, муженек, уходишь, а не говоришь, где мне взять обед и ужин?

В торбе всякая всячина припасена, - потрудись только ручки протянуть, моя голубка.

Вечером муж возвратился с пашни домой и видит - молодуха устроилась за печкой с кошкой на коленях, не поймешь, кто кому песни мурлычет. А в доме беспорядок и запустение. Лентяйка спотыкается о метлу, а все равно к ней не притрагивается - с какой стати, если муж приказал торбе хозяйничать.

Муж еще порога не успел переступить, а жена уж к нему с жалобой:

Посмотри-ка, муженек, твоя торба даже в избе не подмела!

Крестьянин притворился, будто это ему в диковинку, разбушевался и давай лупить торбу:

Ах ты лентяйка этакая, все бы тебе на гвозде висеть!

Отхлестал он торбу как следует, а потом воскликнул, словно догадался о чем-то:

Послушай-ка, жена, сдается мне, будто отощала наша торба…

Так я же из нее брала себе еду и на обед и на ужин!

Вот потому, наверное, торба и была сегодня такая нерадивая, - сказал муж и вынул из нее ужин.

То же самое было и на второй и на третий день. Муж все ругал и бил торбу, пока она и вовсе не опустела.

Как же нам теперь быть? - забеспокоилась жена, когда подошло время обедать.

Муж будто тоже расстроился да встревожился, - мол, и у меня от забот голова кругом идет, а когда жена хорошенько проголодалась, сказал:

Да-а, ничего, видно, нам другого не остается, как наполнить торбу доверху… А тогда можно и отдыхать.

Что же нам делать?

Придется потрудиться над торбой. Я ведь тебя предупреждал, когда пришел свататься, - набей торбу и гуляй себе на здоровье. Но после первого же обеда торба сильно похудела - ты и сама это заметила.

Тут муж показал своей жене, за какое дело ей в первую очередь приниматься. Пришлось молодухе и в доме прибрать, и скотину накормить, а муж свернул голову большому петуху и велел его зажарить. Потом достал муки и научил жену тесто замешивать, печку топить да хлеб печь. Когда все было готово, муж сложил хлеб и жареного петуха в торбу и говорит:

Ну вот, теперь, женушка, можешь и посидеть сложа руки.

Пришла пора пшеницу жать. Крестьянин дал жене серп - ступай, мол, жни да снопы вяжи.

Да я же не умею! - плачется молодуха.

Научишься, не горюй, жена. Если любишь за печкой сидеть, люби и торбу битком набивать. Из пшеницы мука будет, из муки - лепешки, вот тебе и торба полна.

Поневоле приходится молодухе работать, да только больно уж ей не нравится, что запасы в торбе то и дело тают и надо их пополнять постоянно. И передала она своей матери: забери, мол, меня домой или мужа моего укроти.

Мать разозлилась, как ведьма, и со всех ног бросилась к дочери. А зять свою тещу давненько поджидал и, как только увидел ее, схватил пилу и давай пилить дрова да сваливать их прямо под ноги себе.

Эй ты, сумасшедший! Где это видано - себе под ноги дрова сваливать? еще от калитки заверещала баба.

А что, матушка, разве только сумасшедшие себе дрова под ноги сваливают? - кротко отвечает зять, будто не догадываясь, какая буря сейчас разразится.

Видит теща, что зять не в своем уме, и ринулась к дочке. Наговорила ей молодуха с три короба, а мать выслушала ее жалобы и давай зятя честить. Зовет его теща в избу, а зятя и след простыл. Они туда, сюда, наконец разыскали его на чердаке.

Разъярилась баба пуще прежнего.

Ты что это забился за трубу, будто летучая мышь или сова какая!

Ох, матушка, не браните меня! - заохал бедняк. - Это я от забот прячусь! Не знаю, куда схорониться, - они меня по пятам преследуют.

Какие еще заботы, разрази тебя гром!

Да вот пахать надо, а у меня один вол подох. Что мне теперь делать, горькому горемыке? Ведь пара волов нужна, с одного-то ярмо спадает и борозда вкривь ложится!

А чем же ты, дурачина, жену-то кормить будешь, если не посеешь вовремя! - отчитывает его баба.

А зять навострил уши, молчит и слушает.

Давай твоего вола, я тебя сейчас научу, как надо работать! - заорала на него теща.

Зять живо вывел вола в поле и плуг наладил. Баба тоже времени даром не теряет - влезла в ярмо вместе с волом и говорит зятю:

Теперь рукоятки крепко держи, борозда-то и ляжет ровненько!

Зять слушается, а теща провела борозду почти до середины поля и говорит:

Что ж ты разнюнился, раскис, словно прошлогодняя кислая капуста? Впрягайся вместо меня, а жена пусть рукоятки у плуга поддерживает - и чтоб все поле было засеяно!

Хорошо, матушка, - отвечает крестьянин. - Только повторите все это погромче, чтобы моя жена услышала.

Да я с тобой, с непутевым, и разговаривать-то не стану, - огрызнулась баба и помчалась к дочери, а от нее прямой дорогой домой, чтоб глаза ее больше зятя не видели.

Возвратилась теща в свое село и по всем соседям разнесла, какой у нее зять растяпа, не может собственную жену хлебом обеспечить, только и знает, что со своей торбой носится. Прожужжала она уши всем соседям, а пуще всех своему старику, покуда не собрался он навестить зятя.

Ну, сойдутся теперь две премудрые головушки! - насмехается баба.

Но старику и дела нет до ее насмешек. Зять ему сразу понравился, видать, что работящий и бережливый хозяин, а свою жену и дочку старик уж до тонкости изучил. Вот и решил он своими глазами посмотреть на житье-бытье молодых. Приходит к деревне и видит, что зять пашет, а дочь вола ведет.

Так, так, дети мои, - обрадовался дед, - дружно работайте и заживете безбедно.

Умно говорит старик, зять прямо не знает, куда его и усадить, а дочка сразу отцу жаловаться:

Батюшка! Как брал он меня замуж, так обещал, что мне совсем не придется работать, а на деле, смотри, я в поле наравне с ним.

Позволь, уговор был такой: отдыхай, пока торба полная! Так ведь, батюшка?

Так, так, - подтвердил тесть. - А что с торбой, разве она не полная?

Полная, - отвечает дочь, - если не брать из нее еду на обед и ужин.

Ну что ж, ты не обедай и не ужинай, вот и будешь баклуши бить, а торба у тебя полная будет! - посоветовал ей отец.

Я голодать не привыкла!

А тогда клади в нее ровно столько, сколько берешь!

Видит старик, что его зять умнее, чем он думал, а зять понял, что тесть у него толковый старик, и уж постарался угостить гостя на славу. Три дня пировали они, хозяйка только подносить успевала. Когда тесть собрался домой, зять проводил его честь по чести да еще баклагу с вином повесил ему на шею.

Подходит дед к своему селу, а баба уж высматривает его. Увидела она мужа с тяжелой баклагой на шее и подняла переполох на всю округу. Сбежались соседи, а баба голосит:

Говорила я вам, какому сумасшедшему моя дочь досталась! Кто не верил, - пусть сам убедится! Этот сумасшедший на мне половину поля вспахал, да я в тот же день от него сбежала! А бедного моего деда три дня продержал и, уж наверное, запрягал его да по моей вспашке и пробороновал на нем и засеял. Так ему и этого показалось мало, он еще несчастному старику повесил ярмо на шею.

Тем временем дед подошел совсем близко, рассмотрели соседи, что у него на шее болтается, и покатились со смеху. А когда старик угостил их вином, все закричали, будто сговорились:

Эй, баба, почаще бы на нас такое ярмо надевали!

Хорватия. Перевод с сербскохорватского Т. Вирты

С древнейших времен стали понимать великое значение воды не только для людей и всяких животных и растительных организмов, но и для всей жизни Земли. Некоторые из первых греческих философов ставили воду даже во главе понимания вещей в природе, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВОДА - один из четырех символических первоэлементов, составляющих мир. По космогонии Фалеса, вода лежит в основе мироздания. Земля же в форме диска плавает в водах Мирового океана. В мифологических традициях различных народов вода находится в начале и… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Шолларская вода - (азерб. Şollar suyu) широко известная в Азербайджане и за его пределами родниковая вода из одноимённого села Шоллар в Хачмазском районе в Азербайджанской Республики. Содержание 1 История 2 Водопровод … Википедия

Под лежач камень и вода не течет. - Под лежач камень и вода не течет. См. ПУТЬ ДОРОГА Под лежач камень и вода не течет. См. РОДИНА ЧУЖБИНА …

под лежачий камень и вода не бежит - (не течет) Ср. Божья воля само по себе, а надо и меры принимать. Под лежачий камень и вода не бежит. Салтыков. Пошехонская старина. 25. Ср. Что даром то так сидеть? Даром никто не накормит. Под лежачий камень и вода не течет. Данилевский. Девятый … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Бывает и то порою, что течет вода горою. - Бывает и то порою, что течет вода горою. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Бывает порою, течет вода горою. - (т. е. в гору). См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Под лежачий камень и вода не течет. - Под лежачий камень (под лежачую колоду) и вода не течет. См. ЗАБОТА ОПЫТ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Живет порою - течет и вода горою. - Живет порою течет и вода горою. См. ЧУДО ДИВО МУДРЕНОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ТЕЧЬ - ТЕЧЬ, текать (теку, течешь, южн., зап. текешь, текет), о жиже: стремиться, литься по наклону. Все реки под гору текут. Куда покляпо, туда и течет. Вообще: бежать струей, сочиться. Вода течет из бочки в ушат. Кровь течет, как из гвоздя, течма… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Почему из крана вода течет? , И. А. Чукавина , Из тучки на землю, по земле - рекой, из реки в трубу, из трубы - в кран. Вот как вода появляется у нас дома. Но это еще не все! Еще есть болота, моря, грунтовые воды, подземные озера, колодцы… Категория: Окружающий мир Издатель: АСТ , Купить за 582
  • Почему из крана вода течет , Волцит П. , Из тучки на землю, по земле - рекой, из реки в трубу, из трубы - в кран. Вот как вода появляется у нас дома. Но это ещё не всё! Ещё есть болота, моря, грунтовые воды, подземные озёра, колодцы… Категория:

Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку "Под лежачий камень вода не течёт (Хорватская сказка)" в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. Вероятно из-за незыблемости человеческих качеств во времени, все нравоучения, мораль и проблематика остаются актуальными во все времена и эпохи. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Сказка "Под лежачий камень вода не течёт (Хорватская сказка)" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

В давние времена жил один крестьянин. Водилось у него кое-какое добро, но больше всего на свете дорожил он любимой женой. Встанут они, бывало, с зарей — и дружно за работу возьмутся. Трудились в поте лица и сводили кое-как концы с концами. Но недаром говорится, что горе да беда по людям ходят. Не прошло и года после свадьбы, как потерял несчастный муж единственное свое сокровище: умерла его дорогая жена.
Известно, что хорошая хозяйка — гордость любого дома и кто такой жены лишился, тому уж на нерадивую и смотреть тошно. Опустела изба у вдовца, остыл очаг, а сам он ходит теперь в грязной рубахе и в пир, и в мир, и в добрые люди. Ничего не поделаешь, пришлось ему подумать о женитьбе. Невест на выданье — что орехов в лесу, а присмотрись к ним — и увидишь: девка красива, да прясть ленива. Надоело крестьянину выбирать себе невесту, и вот однажды решил он пойти в соседнее село и жениться на первой девушке, какая встретится ему на пути.
Когда-то в старину были мельницы с конской тягой. У околицы соседнего села стояла как раз такая мельница, и возле той мельницы вдовец увидел девушку — она дожидалась, пока мельник смелет ее зерно.
— Пойдешь за меня замуж, красная девица? — спрашивает он наудачу.
Девушка встрепенулась и пропела сладким голоском, будто медовых пряников наелась:
— Не знаю. Спроси матушку!
Для жениха невеста всегда найдется, но у крестьянина слово было твердо, и от своего его решения отступиться он не захотел. Пошел к матери той девицы, что возле мельницы помола дожидалась, а она ему и говорит:
-Девка у нас на выданье — это правда да только скажу тебе начистоту: не при учена моя доченька ни овец пасти, ни стирать, ни обед готовить. Потом не пеняй на нас за то, что мы тебе кота в мешке подсунули.
— Смотри, сынок, — вмешался тут отец девицы, — набаловала мать свою дочку только что в мед ее не обмакивала да в молоке не купала. Коли надеешься, что сумеешь сделать из нее хорошую жену, — ну что ж, тогда бери!
Жених и сам понял, какова невеста, едва она слово молвила, но говорит старику:
— Не велика беда! Есть у меня большая торба — покуда торба полна, молодуха будет сидеть сложа руки.
И тут вдовец показал старику большую пеструю торбу, доверху набитую всякой снедью — пшеничным хлебом, мясом, маслом, а что за секрет в той торбе заключен, так и не открыл. Только добавил, обращаясь к невесте:
— Твое дело следить, чтобы торба всегда была полна, а больше ни о чем не заботься.
И пошло тут веселье: отец до смерти рад сплавить свою лежебоку, да и мать радехонька, что пристроила любимую дочку, а жених доволен, что невеста согласилась лишь до тех пор бездельничать, пока торба будет полна.
На следующий день муж собрался в поле пахать, а молодуха осталась дом сторожить. Перед уходом муж повесил торбу на гвоздь и наказывает:
— Эй, торба! Покаты полна, изволь всю работу по дому переделать!
И к двери, а жена его окликнула:
— Что же это ты, муженек, уходишь, а не говоришь, где мне взять обед и ужин?
— В торбе всякая всячина припасена — потрудись только ручки протянуть, моя голубка.
Вечером муж возвратился с пашни домой и видит — молодуха устроилась за печкой с кошкой на коленях, не поймешь, кто кому песни мурлычет. А в доме беспорядок и запустение. Лентяйка спотыкается о метлу, а все равно к ней не притрагивается — с какой стати, если муж приказал торбе хозяйничать. Муж еще порога не успел переступить, а жена уж к нему с жалобой:
— Посмотри-ка, муженек, твоя торба даже в избе не подмела!
Крестьянин притворился, будто это ему в диковинку, разбушевался и давай лупить торбу:
— Ах ты, лентяйка этакая, все бы тебе на гвозде висеть!
Отхлестал он торбу как следует, а потом воскликнул, словно догадался о чем-то:
— Послушай-ка, жена, сдается мне, будто отощала наша торба…
— Так я же из нее брала себе еду и на обед, и на ужин!
— Вот потому, наверное, торба и была сегодня такая нерадивая, — сказал муж и вынул из нее ужин.
То же самое было и на второй, и на третий день. Муж все ругал и бил торбу, пока она и вовсе не опустела.
— Как же нам теперь быть? — забеспокоилась жена, когда подошло время обедать.
Муж будто тоже расстроился да встревожился, — мол, и у меня от забот голова кругом идет, а когда жена хорошенько проголодалась, сказал:
-Да-а, ничего, видно, нам другого не остается, как наполнить торбу доверху… А тогда можно и отдыхать.
— Что же нам делать?
— Придется потрудиться над торбой. Я ведь тебя предупреждал, когда пришел свататься, — набей торбу и гуляй себе на здоровье. Но после первого же обеда торба сильно похудела — ты и сама это заметила.
Тут муж показал своей жене, за какое дело ей в первую очередь приниматься. Пришлось молодухе и в доме прибрать, и скотину накормить, а муж свернул голову большому петуху и велел его зажарить. Потом достал муки и научил жену тесто замешивать, печку топить да хлеб печь. Когда все было готово, муж сложил хлеб и жареного петуха в торбу и говорит:
— Ну вот, теперь, женушка, можешь и посидеть сложа руки.
Пришла пора пшеницу жать. Крестьянин дал жене серп — ступай, мол, жни да снопы вяжи.
— Да я же не умею! — плачется молодуха.
— Научишься, не горюй, жена. Если любишь за печкой сидеть, люби и торбу битком набивать. Из пшеницы мука будет, из муки — лепешки, вот тебе и торба полна.
Поневоле приходится молодухе работать, да только больно уж ей не нравится, что запасы в торбе то и дело тают и надо их пополнять постоянно. И передала она своей матери: забери, мол, меня домой или мужа моего укроти.
Мать разозлилась, как ведьма, и со всех ног бросилась к дочери. А зять свою тещу давненько поджидал и, как только увидел ее, схватил пилу и давай пилить дрова да сваливать их прямо под ноги себе.
— Эй ты, сумасшедший! Где это видано — себе под ноги дрова сваливать? — еще от калитки заверещала баба.
— А что, матушка, разве только сумасшедшие себе дрова под ноги сваливают?
— кротко отвечает зять, будто не догадываясь, какая буря сейчас разразится.
Видит теща, что зять не в своем уме, и ринулась к дочке. Наговорила ей молодуха с три короба, а мать выслушала ее жалобы и давай зятя честить. Зовет его теща в избу, а зятя и след простыл. Они туда, сюда, наконец разыскали его на чердаке.
Разъярилась баба пуще прежнего:
— Ты что это забился за трубу, будто летучая мышь или сова какая!
— Ох, матушка, не браните меня! -заохал бедняк. — Это я от забот прячусь! Не знаю, куда схорониться, — они меня по пятам преследуют.
— Какие еще заботы, разрази тебя гром!
— Да вот пахать надо, а у меня один вол подох. Что мне теперь делать, горькому горемыке? Ведь пара волов нужна, с одного-то ярмо спадает и борозда вкривь ложится!
— А чем же ты, дурачина, жену-то кормить будешь, если не посеешь вовремя! — отчитывает его баба.
А зять навострил уши, молчит и слушает.
— Давай твоего вола, я тебя сейчас научу, как надо работать! — заорала на него теща.
Зять живо вывел вола в поле и плуг наладил. Баба тоже времени даром не теряет — влезла в ярмо вместе с волом и говорит зятю:
— Теперь рукоятки крепко держи, борозда-то и ляжет ровненько!
Зять слушается, а теща провела борозду почти до середины поля и говорит:
— Что ж ты разнюнился, раскис, словно прошлогодняя кислая капуста? Впрягайся вместо меня, а жена пусть рукоятки у плуга поддерживает-и чтоб все поле было засеяно!
— Хорошо, матушка, -отвечает крестьянин. — Только повторите все это погромче, чтобы моя жена услышала.
— Да я с тобой, с непутевым, и разговаривать-то не стану, — огрызнулась баба и помчалась к дочери, а от нее прямой дорогой домой, чтоб глаза ее больше зятя не видели.
Возвратилась теща в свое село и по всем соседям разнесла, какой у нее зять растяпа, не может собственную жену хлебом обеспечить, только и знает, что со своей торбой носится. Прожужжала она уши всем соседям, а пуще всех своему старику, покуда не собрался он навестить зятя.
— Ну, сойдутся теперь две премудрые головушки! — насмехается баба.
Но старику и дела нет до ее насмешек. Зять ему сразу понравился, — видать, что работящий и бережливый хозяин, а свою жену и дочку старик уж до тонкости изучил. Вот и решил он своими глазами посмотреть на житье-бытье молодых. Приходит к деревне и видит, что зять пашет, а дочь вола ведет.
— Так, так, дети мои, — обрадовался дед, -дружно работайте и заживете безбедно.
Умно говорит старик, зять прямо не знает, куда его и усадить, а дочка сразу отцу жаловаться:
— Батюшка! Как брал он меня замуж, так обещал, что мне совсем не придется работать, а на деле, смотри, я в поле наравне с ним.
— Позволь, уговор был такой: отдыхай, пока торба полная! Так ведь, батюшка?
— Так, так, — подтвердил тесть. -А что с торбой, разве она не полная?
— Полная, — отвечает дочь, — если не брать из нее еду на обед и ужин.
— Ну что ж, ты не обедай и не ужинай, вот и будешь баклуши бить, а торба у тебя полная будет! — посоветовал ей отец.
— Я голодать не привыкла!
— Тогда клади в нее ровно столько, сколько берешь!
Видит старик, что его зять умнее, чем он думал, а зять понял, что есть у него толковый старик, и уж постарался угостить хозяина на славу. Три дня пировали они, хозяйка только подносить успевала. Когда тесть собрался домой, зять проводил его честь по чести да еще баклагу с медовым питьем повесил ему на шею.
Подходит дед к своему селу, а баба уж высматривает его. Увидела она мужа с тяжёлой баклагой на шее и подняла переполох на всю округу. Сбежались соседи, а баба голосит:
— Говорила я вам, какому сумасшедшему моя дочь досталась! Кто не верил — пусть сам убедится! Этот сумасшедший на мне половину поля вспахал, да я в тот же день от него сбежала! А бедного моего деда три дня продержал и, уж наверное, запрягал его да по моей вспашке и пробороновал на нем и засеял. Так ему и этого показалось мало, он еще несчастному старику повесил ярмо на шею.
Тем временем дед подошел совсем близко, рассмотрели соседи, что у него на шее болтается, и покатились со смеху. А когда старик угостил их медовым питьем, все закричали, будто сговорились:
— Эй, баба, почаще бы на нас такое ярмо надевали!

На первый взгляд простое и понятное выражение "под лежачий камень вода не течет" имеет глубокий смысл и давнюю историю.

Я думаю, что не скажу ничего нового, если напишу о том, что наши предки славяне были язычниками. К сожалению, культурный слой дохристианской эпохи утрачен, а то, что дошло до наших дней - мало изучено.

Тем не менее, до нас дошли камни, которые выполняли культовую роль в религиозных обрядах. Такие камни устанавливали в языческих храмах, на пересечении дорог, чтобы обозначить границы владений и т. п.

В данном случае нас интересуют те камни, которые использовали в храмах. Они были украшены интересной резьбой, которая несет смысловую нагрузку. Их использовали для совершения религиозных обрядов. Ну, а когда человек обращается к высшим силам? Как правило тогда, когда у него случаются проблемы. Так и наши предки приходили к вот таким вот камням, чтобы совершить обряд. Но нельзя быть потребителем - только брать. Милость славянских богов нужно заслужить добрыми делами, иначе - на их помощь можно не рассчитывать.


Вот и появилось выражение "Под лежачий камень вода не течет" , которое означает:

  • ленивый человек ничего не сможет добиться в этой жизни;
  • чтобы что-то иметь - нужно приложить определенные усилия.

No song, no supper.


19. ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ

Эта пословица говорит о том, что если ничего не предпринимать, дело не сдвинется с места, ничего не изменится.

Она обычно используется, когда мы говорим о бездеятельном человеке, который не может позаботиться даже сам о себе, не хочет ничего менять в своей жизни, ждет, что кто-то ему будет помогать. А в результате так и вся жизнь может пройти и человек ничего не добьётся.

Такой пословицей мы как бы побуждаем человека к действию.

В английском языке похожая по смыслу пословица звучит так:

No song, no supper.

А в немецком языке похожий смысл передаётся словами:

Arbeit bringt Brot, Faulenzen Hungersnot.

Но нужно сказать, что и английская, и немецкая пословицы более конкретны, а в русском языке пословица «Под лежачий камень вода не течет» имеет более обобщенный и даже философский смысл.

(написано Евгением40 для курса "Пословицы и поговорки", 2014)

Похожие публикации