Карма сын бога солнца сурьи. Солнце – Сурья: мифология и ведическая астрология. Место Божества во Вселенской иерархии Божеств

Белый цвет каждый из нас воспринимает по-своему. На первый взгляд может показаться, что он вызывает у всех только положительные эмоции. Так ли это на самом деле? На этот вопрос нельзя ответить однозначно просто потому, что он является нейтральным и противоположен черному цвету. А это вызывает множество вопросов, на которые не так просто ответить.

Характеристика

Большинство людей ассоциирует белый цвет со снегом и зимним временем. Он имеет свое определенное значение в психологии, так как воспринимается нашим сознанием как нечто холодное и ничего не выражающее.

Картина с абсолютно белыми красками будет выглядеть смешно и нелепо. Это будет просто чистый холст, на котором любой желающий может нарисовать изображение. И тем самым донести до всех определенную информацию. А иначе безликий колер так и останется безликим, потому что белый цвет изначально – это основа для того, чтобы человек смог выразить на нем свои чувства и мысли.

Для индивидуальной личности он несет как положительные эмоции, так и отрицательные. И вот почему. С одной стороны, цвет чистоты может успокоить нашу психику. С другой стороны, от его перенасыщения можно легко впасть в депрессивное состояние. Недаром полярники зачастую испытывают угнетенный настрой в связи с длительным пребыванием на заснеженной территории.

Там, где кругом лежит вечная мерзлота, белизна начинает до боли ослеплять, а в результате наш мозг испытывает стресс от дефицита информации. С этого момента запускается сбой в сознании, и наступает уныние. И только сильная личность может с этим бороться.

И вот тогда на помощь людям могут прийти блага цивилизации: связь, интернет и телевидение. Благодаря им жители Севера, где круглый год лежит белоснежный покров, имеют возможность получать информацию различной направленности. Например, картинки, где изображена природа и зеленые насаждения, а также птицы и цветы, которые отличаются разнообразием расцветок и красок.

При помощи зрения человек должен принимать положительные эмоции, и тогда его сознание будет находиться в равновесии с окружающей средой.

А белый цвет так же, как черный цвет, – это цвет пустоты. Когда наступает та самая пустота, тогда и начинается упадок духа.

Обычно белоснежные краски имеют близкие характерные черты с облаками на небесах. Многим иногда хотелось попрыгать хоть разочек в этой эфемерной вате, но, к сожалению, это невозможно, пока каждый смертный имеет физическую оболочку. И именно поэтому человечество начало сравнивать светлые оттенки с жизнью на небе.

Белый цвет недаром считается чистым и безупречным. Обычно в этом колере изображаются Ангелы и другие небожители. Если мы представляем себе привидение, то оно всегда будет выглядеть в виде небольшого белоснежного облака.

В свадебных церемониях неслучайно используется белый цвет в больших количествах. Так невеста и жених хотят показать чистоту своих помыслов. Женщины и девушки облачаются в белые одежды для того, чтобы привлечь к себе внимание. Представительницы слабого пола хотят показать окружающим, что они принадлежат к такому типу дам, который отличается явной непорочностью в поведении.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что характеристика белого цвета показывает двоякое значение оттенка. С одной стороны, он представляет чистоту и начало чего-либо, с другой стороны, пустоту.

Что символизирует?

Белый цвет у некоторых народов символизирует смерть. Когда в семье случается горе, женщины надевают не черные, а белые платки на голову. Мужчины облачаются в белые одежды. Белый цвет – это цвет савана. Поэтому он так же, как и цвет ночи, связан со смертью. Не просто так у большого количества людей снежные оттенки вызывают уныние, так как ассоциируются с погребением и могилой.

Разберемся, почему именно белый цвет вызывает такие необычные эмоции. В культуре отдельных народов считается, что если покойника облачить в черный цвет и окружить его этим же цветом, то на том свете он ничего не сможет увидеть. А светлые тона на похоронах будут указывать умершему дорогу в потусторонний мир.

Но так происходит не всегда и не у всех. Кроме всего прочего, совершенно белый цвет у художников означает полную пустоту или отсутствие цвета. Но в отличие от черного на нем хорошо проявляются другие краски, которые не искажаются. Так, если на черный цвет нанести красный, то получится коричневый колер, а на светлом оттенке красный всегда остается красным. То же самое произойдет и с другими цветами.

Белый цвет умело соединяет в себе спектр цвета и обозначает божественность и невинность. Там, где художники хотят изобразить непорочность чего-либо, они используют белые краски.

Поэтому беспримесные оттенки символизируют саму чистоту и возможность начать все «с нуля». Недаром символика белого цвета еще со времен мирозданья означала союз и перемирие. Когда противник сдается, он вывешивает белый флаг. И это означает, что он готов к переговорам, а значит, к перезагрузке отношений. В дальнейшем обязательно наступит перемирие, и придут новые времена для обеих сторон.

Звезды на темном небосклоне почти всегда серебрятся светлым оттенком. Они притягивают взоры всех своей свежестью, поэтому люди ассоциируют светлый колер со своими мечтами и надеждами. То есть от прикосновения с белыми красками они могут получить помощь свыше.

В связи с этим животных, которые имеют белесый оттенок, во многих странах причисляют к священным. В Индии корова считается необычным животным. И она изображается в белом цвете так же, как и белый азиатский слон, и греческие (это присуще народу Германии) белые лошади, и китайский белый тигр, и египетский белый бык.

Определенные намерения людей означает белый голубь. Он символ мира и доброй воли. Неспроста на свадьбах молодые отпускают в небо белоснежных голубей.

Хорошая и красивая традиция символизирует начало чего-то нового и прекрасного в их жизни.

Но вот какое идет противоречие этому обычаю, когда разговор заходит о приметах. Иные считают белого голубя предвестником смерти. В фильмах с трагичным концом зачастую режиссер вставляет следующий эпизод: в открытое окно светит солнце, а на подоконник садится белая голубка и начинает ворковать.

Прекрасная и чудесная картина! Но люди, наблюдающие это зрелище, начинают суетиться и высказывать свою невообразимую тревогу. Они буквально впадают в панику. И все это происходит из-за того, что белая голубка на окне символизирует чью-то скорую смерть. Особенно такой эпизод бывает уместен тогда, когда в комнате, куда прилетела голубка, находится больной человек. Так что светлый колер может символизировать как негативные проявления нашей с вами жизни, так и положительные. Все в этом мире зависит от индивидуального восприятия.

Особенности восприятия

Они бывают разными. У кого-то белый колер ассоциируется с вакуумом и отсутствием смысла. Другие любят окружать себя белоснежными оттенками для того, чтобы чувствовать индивидуальную чистоту и стерильность.

На белом всегда видна грязь. Поэтому этот колер совершенно непрактичен в быту. Именно по этой причине многие не воспринимают серьезно его белоснежную основу. Человек изначально представляет, сколько ему придется трудиться, чтобы качественно «содержать» белую вещь: одежду, обувь, транспорт, интерьер дома.

Поэтому белесый колорит многих отталкивает на самом начальном этапе. Уже давно известно, что любой цвет вызывает различные ассоциации. Многие не любят белоснежный оттенок из-за того, что он обозначает цвет траура.

Каждый индивид имеет свои психологические основы, благодаря чему он может воспринимать или не воспринимать то, что его окружает. Некоторые терпеть не могут снежную погоду. Особенно тогда, когда белый покров задерживается на многие месяцы. В тех местах, где это часто происходит, люди в большинстве случаев впадают в депрессивное состояние.

Это говорит о том, что однотонные и скучные краски вызывают усталость у каждого из нас. Глазу «не за что зацепиться» и послать в сознание другую, более комфортную информацию. От этого наша психика постепенно начинает бунтовать, а потом «засыпать». И мы становимся безразличными к происходящим событиям.

Чтобы этого не происходило, необходимо в повседневной жизни окружать себя разнообразными цветовыми гаммами. Недаром даже в современных больницах стараются использовать отделку, которая отличается множеством картин и красок.

И это влияет на посещаемость лечебного учреждения и на качественное выздоровление больных людей. Никому не хочется сидеть в очереди среди абсолютно белых стен и таких же занавесок на окнах. Любой постарается побыстрее покинуть такое помещение, вне зависимости от своего состояния.

С другой стороны, цвет «света» вызывает у людей радостные чувства. Благодаря этому наступает эйфория. Тот, кто долго находится вне света, среди стен, которые имеют темный оттенок, старается вырваться наружу, чтобы глотнуть свободы.

Именно белый цвет переплетается у многих с цветом свободы, и они воспринимают его весьма положительно.

Вот получается, что из-за насаждения белого цвета человек может в полном смысле слова ослепнуть. И в то же время из-за его постоянного отсутствия он может также ослепнуть. Это говорит о том, что всем нужна золотая середина. И между белым и черным всегда обязан быть определенный промежуток, который заполняется другими оттенками, более яркими и насыщенными. Тогда наступает равновесие, и в результате психологическое состояние индивида длительное время будет находиться в полном покое.

Каким людям нравится?

Все зависит от характера человека. Для кого-то белый цвет является самым любимым. И вот почему. Некоторые индивиды причисляют себя к определенному кругу. Они воздушны и требовательны к окружающей среде – это так называемая богема.

Любители прекрасной жизни облачаются в белые одежды и живут под теплыми солнечными лучами где-нибудь на вилле, и их окружение: мебель, постельное белье, полы, потолки, шторы имеют соответствующий оттенок.

Это происходит, так как такой человек не заботится о необходимости содержания своего обихода в полной чистоте по причине того, что в округе нет грязи, а вместо нее, на пляже лежит белый песок.

Обычно у таких баловней судьбы есть прислуга, она и заботится о непорочности их окружения. Поэтому подобных людей мало интересует то, сколько они времени будут тратить на чистку помещений и своих платьев.

Еще соответствующим образом данные особы заботятся о том, чтобы окружающие про них думали как о совершенно неземных существах, которым не присуща бренность повседневной жизни. И это, нужно сказать, дано не каждому.

Другие, которые не могут ежедневно пользоваться «белым окружением», но очень хотят это делать, стараются хоть немного приблизиться такому образу жизни. Выезжая на отдых в жаркие места обитания, они используют гардероб, где все вещи имеют белоснежные оттенки. Так, они хотя бы в одежде, но стараются выразить свое восприятие и любовь к белому цвету.

Итак, созерцание белого цвета можно разделить на следующее:

  • это свет и никак не тьма;
  • это безмятежное состояние (недаром минуты пробуждения всегда изображаются в белых тонах);
  • это покой (почти все предпочитают использовать белоснежное белье);
  • это чистота (тоже связана с пребыванием в постели человека);
  • одновременно – это пустота (когда нет в округе ничего, что радует наше восприятие);
  • отрешенность от всего мира;
  • а также целомудрие и девственность;
  • это символ одиночества.

Как относиться к данному цвету – решать вам. Но не стоит сильно задумываться и начинать философствовать.

Черный и белый стоят в отдельном ряду в общей цветовой гамме, так как являются прародителями разнообразных оттенков.

Цвет – это то, что ежедневно окружает каждого человека, вызывает особенные эмоции и ощущения. Выбор одежды, предметов интерьера, подручных средств и много другого согласно оттенкам и палитрам прямо говорят о предпочтениях человека, его душевном состоянии и внутренних ощущениях. Предпочтения в цветах так же характеризуют темперамент и настрой касательно грядущего события.

Значение цветов в психологии

Выбор правильного тона способствует различным эффектам и может даже гарантировать успех в разнообразных начинаниях (на работе, свидании, знакомстве с важными людьми и прочее).
Понимая, что несут в себе определенные оттенки и сочетания, каждому человеку будет проще ориентироваться и даже направлять ход событий в нужное русло. Понять свое состояние, увидеть изменения в своих друзьях и знакомых, поспособствовать улучшению своего настроения и много другого можно правильно подобрав и скомбинировав определенные цвета в своем стиле и окружении (предметы на рабочем столе, домашнем интерьере и т.п.).

Специалистами доказано, что определенные события или воспоминания напрямую связанны с тем или иным цветом. Различные праздники и события практически у каждого ассоциируются с яркими оттенками, такими как красный, оранжевый, зеленый, розовый, желтый и т.п. Печальные же события всегда веют черным или серыми тонами.
Подсознательно люди похоже воспринимают и реагируют на цвета. Еще с детства человек привыкает воспринимать красный как тревожный знак, запрет и тревогу. Зеленый же наоборот позволяет совершать желаемые поступки, уверенно двигаться вперед, не ощущая опасности. Каждый из них имеет свои особенности, по разному влияют на восприятие и психологическое состояние человека.

ЗНАЧЕНИЕ КРАСНОГО ЦВЕТА В ПСИХОЛОГИИ

Люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят, что у него «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный - возбуждающий, горячий, активизирующий, ассоциация с опасностью и агрессией. Красным легко привлечь внимание к любой рекламе. Пульс и давление крови может повыситься, если долго смотреть на красный. Красный быстро утомляет.
Люди, предпочитающие красный, любят быть лидерами. Почти все чувства у них на максимуме. Они настойчивы, не любят откладывать дело. Не редко бывает такое, что те, кто предпочитает красный демонстративны и эгоистичны, нетерпимы, упрямы и жестоки. Женщина в красном, чаще всего, склонна флиртовать с парнями.
Красный цвет обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.

Оранжевый цвет в психологии

Оранжевый довольно близок к желтому. Он имеет схожие особенности и свойства. Бодрость, позитивный настрой, страсть, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность – все это несет в себе данный вариант палитры. Оранжевый положительно влияет на человека и выводит его из депрессивного состояния после тяжелых утрат и разочарований. Входит в список лучших цветов для психотерапии.

Любители этого цвета обладают всепрощающими, отходчивыми, светлыми чертами характера. Стоит учесть, что их особенностью является непостоянство и надменность.

Фиолетовый цвет в психологии

Соединив красный и синий цвет, получается фиолетовый. Расшифровка данного оттенка имеет определенные сложности и несколько нюансов. Большинство художников в древности писали беременных девушек с использованием данного оттенка палитры. Объясняется подобное явление созвучностью с чувственностью.
В современном мире специалисты утверждают о его негативном и даже депрессивном воздействии на человека. Большинство самокритичных, угрюмых, недовольных жизнью личности предпочитают окружать себя фиолетовыми предметами и одеждой. Применяя его в небольшом количестве можно получить выгоду, ведь фиолетовый завышает самооценку. Стоит отметить, что данный цвет не используют при работе с пожилыми людьми и маленькими детьми.

ЗНАЧЕНИЕ РОЗОВОГО ЦВЕТА

Розовый - мягкий цвет, который притупляет эмоции гнева и агрессии. В местах, где исправляют детей с асоциальным поведением, часто используется розовый цвет стен или мебели. Если после тяжелого дня вы приходите домой злым и агрессивным посмотрите на что-нибудь розовое и ваша агрессия улетучиться.
Розовый может означать добро, страсть, романтику, любовь. Те, кто предпочитает розовый хотят жить полной жизнью, желают новых впечатлений, трудолюбивы и не любят отдыхать. Но иногда люди предпочитающий розовый цвет могут быть легкомысленными, инфантильными, любящими покрасоваться перед всеми.
Розовый - это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Синий цвет

Данный оттенок в психологии символизирует спокойствие и удовлетворенность. Он уравновешивает колебания настроения и другие аспекты психики человека, выравнивает самочувствие на протяжении дня. Его рекомендуют для оформления рабочих зон и офисов, когда необходимо развить у сотрудников дисциплинированность, исполнительность, организованность, лидерские качества.
Синий цвет развивает умение находить выгодные компромиссы, принимать холодные взвешенные решения. Располагает к стабильному функционированию всех систем организма человека, в том числе и психических процессов.
Используется в качестве уравновешивающего рычага, который возвращает рассудок и способствует быстрой реабилитации людей с неврозами и другими психическими состояниями. На этом основывается вся психология цвета моря.

Зеленый цвет

Представляет собой совершенно природный и максимально адаптированный цвет, который в жизни человека вызывает только позитивные ощущения.
Естественно, многие оттенки зеленого способны вызывать некоторые неприятные ощущения, например, неоновые. Они со временем раздражают зрительный анализатор, способствуя усталости, и ухудшают самочувствие. Но, кроме этого, неоновые оттенки улучшают аппетит, вызывая чувство голода. Его часто используют в помещениях, которые предназначены для приема пищи.
Другие оттенки зеленого - более спокойные и умиротворенные. Благоприятно воздействуют на зрение и самочувствие человека. Возвращение к первобытному началу человека ассоциирует зеленый с чем-то естественным и родным, поэтому он воспринимается очень легко в любых интерьерах, одежде и бытовых мелочах.

Черный цвет – значение в психологии

Многие уверены, что все, что связано с черным цветом имеет негативное значение, но на самом деле это не так.
Олицетворяет собой авторитарность, так доказано, что люди в черных одеждах становятся более весовыми, поэтому не недолго удивлять, что его предпочитают богатые люди.
В ряде случаев значение цвета указывает на серьезный психологический дисбаланс. Если в рисунках детей преобладает черный, то необходимо срочно обратиться к специалисту.
Человек, предпочитающий такой цвет, является загадкой и, выбирая такую одежду, он неосознанно старается привлечь к себе внимание окружающих. Если в гардеробе преобладают темные тона, то это говорит о том, что в жизни не хватает таких-то важных вещей.
Черный цвет в психологии имеет связь с сексуальной привлекательностью. Люди, которые его любят, согласны на эксперименты в постели.

Значение белого цвета в психологии

Самый светлый представитель цветовой гаммы является олицетворением чистоты, невинности, радости и верности.
Означает свободу возможностей и снятие всех существующих барьеров. Белый цвет в психологии является символом равенства, поскольку в нем сочетаются другие оттенки.
Человек, предпочитающий белый, любому делу отдается полностью, желая довести его до совершенства. Он отрытый миру и легко чувствует обман.
Разбираясь, что значат цвета, стоит заметить, что есть у этого светлого оттенка и противоположное значение, которое связано с тем, что он способен нейтрализовать остальные цвета, олицетворяя собой пустоту.

Значение серого цвета в психологии

Среднее нейтральное значение между черным и белым занимает серый цвет, поэтому он не отвлекает от важных дел. Согласно опросам очень мало людей, которые предпочитают его в своем гардеробе и жизни в целом.
Серый цвет в психологии означает, что человек, которому он нравится, на первое место ставит разум, а не эмоции. Неуверенным людям одежда такого окраса дает силу.
Считают смесь черного и белого оттенком спокойствия, равновесия, реализма и порядка.
Врачи и психологи уверены, что люди, которые любят серый цвет, находятся на грани нервного и эмоционального истощения.

Желтый

Цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.
С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест - чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом»

Голубой цвет – значение в психологии

При желании успокоиться и вызвать у другого человека доверие рекомендуется использовать голубой цвет. С его помощью можно вызвать уважение и подчеркнуть свой социальный статус.
Голубой цвет в психологии является символом стабильности. Он хорошо стимулирует и мотивирует, поэтому рекомендуется окрасить им стены в офисе.
Голубой – символ прямолинейности и стабильности.
В оформлении больницы используют такой оттенок, поскольку доказано, что он придает силы тяжелобольным людям, помогая им бороться с недугами. Спортсмены, тренируясь в зале с голубыми стенами, достигают лучших результатов в соревнованиях.

Значение коричневого цвета в психологии

Если человек предпочитает в своей жизни вещи с таким оттенком, то это указывает на его уверенность в себе. Психологи рекомендуют обязательно использовать коричневый в моментах жизни, когда возникает много проблем. Он вселяет в человека надежду, что все сложится хорошо.
Коричневый цвет в психологии означает, что люди, которые его выбирают, любят работать и всегда говорят правду. Идя на собеседование, рекомендуется надевать коричневые вещи.
Ассоциируется он со здравым смыслом, надежностью и устойчивостью, но при этом он имеет связь с разочарованием и депрессией.
В коричневом цвете сочетается красный, заключающий в себе агрессию и активность, и желтый, который гасит эти качества.
Выясняя значение цветов, стоит указать, что фанаты коричневого любят жизнь во всех ее проявлениях, но при этом они являются рассудительными. В критических ситуациях они могут проявить хладнокровие и рационализм.
Что касается сексуальной жизни, то «коричневый» человек предпочитает консерватизм и традиционность. Для него на первом месте находится эмоциональное состояние, а затем, уже физиология.

Бордовый цвет – значение в психологии

Для формирования этого оттенка используется красный и коричневый цвет, поэтому характеристики присущие им, переходят и на бордо. В жизни его предпочитают сильные деловые люди, которые являются консервативными, уверенными и солидными.

Бордовый цвет в психологии олицетворяет собой власть и силу. Если часто использовать его в одежде, то можно развить напористость, стойкость и целеустремленность.

Важно учитывать, что в больших количествах бордо начинает негативно влиять на психику и может стать причиной развития депрессии, поэтому психологи рекомендуют использовать цвет дозировано.

Разбирая значение цветов, стоит указать, что люди, которые носят бордовые вещи, являются энергичными, и они обладают отличными организаторскими способностями, но при этом они скупы на эмоции.

Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов. Исчерпывающее описание цветовой символики потребовало бы огромного объема текстового материала и по этой причине невозможно на этом сайте. Мы здесь ограничимся перечнем символических значений основных цветов и приведем несколько характерных примеров.

Красный

Означает:

1. Напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.

На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл подныть смятенных… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… (А. Блок)

Красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса (Андрей Белый).

2. Магическое воздействие — привлечение партнера (любовная магия), обеспечение плодородия, здоровья, защита от злых духов, демонов, сглаза, порчи, болезни, для украшения своей внешности и среды обитания.

Разноцветных рукавов Дам из «высоких палат» Вижу я много… Но милее мне всех один цвет: Алая краска любви! (Ямато Моногатари)

Заклинание души риса для обеспечения его плодородия:

О рис, я осторожно пробуждаю твою душу… Я прикасаюсь к твоей душе… Мы обмазываем тебя кровью петуха, петуха тинганга, Мы натираем тебя заместителем, Взятым от петуха, от петуха с высоты… (Е. В. Ревуненкова, в кн.: «Мифы, культы…»)

3. Знак отличия в обществе — одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров…

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин, 19;5) И, раздевши Его, надели на Него багряницу и насмехались над Ним, говоря: радуйся, царь Иудейский! (Мф, 27-29)

4. — окраска храмов и предметов убранства в них, жертвы храмам и святилищам, изображения богов и святых, сцен из священных книг, религиозных эмблем.

Агни призываю как поставленного во главе, Как бога жертвы, жреца Как хотара, приносящего самые большие сокровища… …Ты взмываешь алыми ветрами, Неся благословение домашнему очагу… В твоем желанном цвете видны все красоты разом… (Ригведа, гимн Агни) В восточной части темного невидимого пространства Родительница коров подняла (свое) знамя… Эта юница ниспослала вниз (на землю) сияние на востоке. Она запрягает цугом алых коров. Пусть она вспыхнет сейчас! Пусть выставит свое знамя! Пусть будет создан огонь в каждом доме! (Ригведа, гимн Ушас) Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столько величественный в своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? — «Я, изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Отчего же одеяние твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? — «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною, и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Свое; и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости моей, и вылил на землю кровь их» (Ис, 63:1-6) Второй ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и всё одушевленное умерло в море. Третий ангел вылил чашу свою в реки и источноки вод: и сделалась кровь… За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. (Откр. 16; 3-6)

5. Язык ритуалов — праздники, свадьбы, похороны, карнавалы, шествия, манифестации, парады, очищение.

— И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа, и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою… — И очистит дом кровию птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью… (Левит, 14;49-52) Багряный цвет вселяет в сердце радость, В рубиновом вине таится сладость. Пунцовые бутоны красят сад, Восход пунцов, и ярко-ал закат. У тех, чья жизнь веселием богата, Ланиты яркие, как цвет граната. Сад Ибрагима был в цветенье ал, И, как закат, огонь Мусы пылал. (Амир Хосров Дехлеви. Восемь райских садов)

6. Знаки и сигналы-опасность, запрещение, грех, жадность, честолюбие, боль; условный цвет на эмблемах и геральдических знаках.

…и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостью и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. (Откр. 17, 3-5) На наперснике первосвященника Аарона, служителя Скинии собрания, было четыре красных камня — рубин, карбункул, яхонт и яспис — опознавательные знаки и талисманы четырех колен израилевых.

Государственная символика и геральдика многих стран весьма богата красным цветом.

Желтый

Означает:

1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой : веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.

Желтая невольница из сказок «1001 ночь» так восхваляет свою красоту: «Цвет мой дорог в этом мире, как чистое золото. И сколько во мне преимуществ, и о подобной мне сказал поэт: Её желтизна блестит, как солнца прекрасный цвет. Динару она равна по виду красивому».

Арабский поэт IХ века воспевает красоту женщины, одетой в желтое платье:

Платье желтое надела — и очаровала нас И пленила, покорила множество сердец и глаз.

В поэме Амира Хосрова Дехлеви «Восемь райских садов» главный герой — шах посещает желтый дворец в воскресенье — самый радостный день недели. В заключение этой главы поэмы воспевается хвала желтому:

Цвет благороднейший! Такого цвета Ланиты у влюбленных без ответа. Нас от недугов золото целит, Поскольку цвет шафрана в нем разлит. …и солнце, выплывая из-за гор, Окрашивает в золото простор. И жирный плов на блюде пахнет пряно, Приправленный улыбкою шафрана.

2. Магическое воздействие — бессмертие, счастье в браке, лечение болезней, вызывающих желтизну тела, знак земли и женского начала инь.

В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый журавль был аллегорией бессмертия. (Е. В. Завадская, 1975). В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы обеспечить себе счастье и единодушие в браке. (Д. Фоли, Энциклопедия знаков и символов, 1997).

Лечение желтухи в древней Индии: «…основа магической операции состояла в том, чтобы прогнать желтый цвет с больного на желтые существа и предметы, к которым желтый цвет пристал, как, например, солнцу. (Обряд сопровождался заклинаниями, отсылавшими «желтуху на солнце»). Такая же лечебная сила приписывалась и одной желтой разновидности галок и особенно ее громадным золотистым глазам. Считалось, что если пристально вглядеться в ее глаза и птица ответит таким же взглядом, то человек будет излечен — болезнь перейдет на птицу… Плиний …приписывает такое же свойство еще и некоему желтому камню, схожему по цвету с цветом лица больного».

В Греции эта болезнь и посейчас называется «золотой болезнью» и ее излечению якобы помогает золотой амулет или кольцо…(Д. Фрэзер. Золотая ветвь).

3. Знак отличия в обществе — одежда и головной убор царя, ритуальная одежда священника, знаки царской и жреческой власти — жезл, держава, крест…Здесь желтый цвет явлен на драгоценных фактурах и материалах — таких, как золото, шелк, парча, камни-самоцветы.

Главный китайский бог-демиург Хуан-ди назывлся «Желтый император» (Е. В. Завадская).

И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нем было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову…(2 Цар. 12:30) И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь, и коснулась конца скипетра.(Есф. 5:2)

4. Язык общения с богами и духами — слава, божественная власть, атрибут Аполлона, Зевса, китайских императоров, римских триумфаторов, жертва Аллаху, статуи Будды и его святых, одежда буддийских проповедников и монахов; свет, солнце, Бог, мудрость, праведность.

«И вот сказал Муса своему народу: Вот, Аллах приказывает вам заколоть корову…Она — корова желтая, светел цвет ее, радует она смотрящих». (Коран, сура 2). «И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:3, 4) «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах-слово, сказанное прилично. Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха». (Пр. 25:11, 12).

5. Язык ритуалов — инициации, праздники, обряды, церемонии.

Индийский обряд посвящения в ученики: «В ночь накануне церемонии мальчика намазывали желтым порошком и на его чуб надевали серебряное кольцо. После этого ему приказывали провести всю ночь в абсолютном молчании. Это был мистический обряд, который приготовлял мальчика ко второму рождению. Желтый порошок символизировал нахождение в утробе, а абсолютное молчание означало, что ребенок снова как бы стал бессловесным зародышем». (Р. Б. Пандей, 1982).

В Китае праздник Земли справляли в желтых одеждах (Сычев Л. П., Сычев В. Л., «Китайский костюм»). На алтаре Земли — янтарь медового оттенка.

6. Знаки и сигналы — предостережение, предупреждение, желтое с черным — знак запрета, желтый в виде золота — знак дороговизны и высокого качества товара.

Желтая карточка — недоверие, предупреждение; «желтая акация» в языке цветов означает «ушла любовь». В Китае «желтые фильмы» и «желтая литература» — порнографическая продукция (Д. Фоли, с. 438)

«Желтый билет» — удостоверение личности продажных женщин.

В Англии ХIХ века — желтые шляпы несостоятельных должников, желтые кольца на плащах евреев из гетто.

7. Негативная символика желтого и золота — грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь.

Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, желтые профсоюзы, Желтый дом; «Йеллоу Джек» — флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в желтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции.

Иуду Искариота изображали в желтом плаще, как христопродавца. Во Франции желтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. Ряд негативных значений желтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета.

Японские стихи:

Ветвь, что сломал для тебя, пожелтела; Весна, а на ней уже осени след! (Манъёсю)

Анна Ахматова: Круг от лампы желтый, шорохам внимаю. Отчего ушел ты? Я не понимаю… От любви твоей загадочной, Как от боли, я кричу, Стала желтой и припадочной, Еле ноги волочу…

Сергей Есенин:

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым… …Снова пьют здесь, дерутся и плачут Под гармоники желтую грусть…

С. Эйзенштейн цитирует Ф. Порталя:

«Мавры различали противоположные символы по двум различным нюансам желтого цвета. Золотисто-желтый означал «мудрый» и «доброго совета», а блекло-желтый — предательство и обман…»

«В геральдике золото обозначает любовь, постоянство и мудрость, а желтый цвет — противоположные ему качества: непостоянство, зависть и адюльтер…»

Забавный пример негативного влияния желтого цвета на судьбу человека встречаем в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». Желтый бантик на воротнике блузки превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу.

Впрочем, примеры негативной символики желтого так многочисленны, что читатель сам пополнит этот список.

Зеленый

1. Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай) , молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.

«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах, Зеленый свет колеблется в глазах. Зеленый цвет-наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда» (Амир Хосров Дехлеви)

В Японии зеленый — символ весенних сельскохозяйственных обрядов (Майский плющ — ложе для участников весенних оргий); в Европе это знак земной любви и надежды: «Зеленым облеки себя, сиречь одеждою влюбленных», — пишет Сицилийский Герольд, автор книги о цвете. Странствующий рыцарь, исповедующий культ прекрасной дамы, должен одеваться в зеленое. — «А с наступлением мая не хочется видеть никаких иных цветов, кроме зеленого», — заключает Герольд. (цит. по кн. Й. Хейзинга «Осень средневековья»).

2. Сакральные символы : в Китае — весна, дерево, Юпитер, Зеленый дракон; на Ближнем Востоке — Осирис, Таммуз, (Боги-злаки), в Греции — Деметра, Персефона (богини плодородия); в Индии — будды из рода Кармы, а также кармический тип человека. В христианстве — символ земной жизни Христа и святых. В иудаизме — знаки двух колен Израилевых.

Один из первых христианских храмов (и самый замечательный) — храм св. Софии в Константинополе — построен на столбах из зеленого мрамора, которые были вывезены византийскими строителями из храма Дианы в Эфесе.

И всем векам — пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. (О. Мандельштам)

3. Язык общения между людьми : в древнем Риме зеленый цвет в мужской одежде обозначал изнеженность и противоестественные склонности; в новейшее время в Европе — иронию, буффонаду, буржуазность (как осуждаемое свойство).

Г. С. Кнабе приводит примеры семантики зеленого в древнем Риме (в книге «Древний Рим — история и повседневность», 1986): «В доме Трималхиона, где нелепо и противоестественно всё, гостей встречает привратник в зеленой тунике. Некий Босс, жуликоватый и наглый знакомец Марциала, являлся в театр «в платье цвета травы». Причины такого восприятия очевидны. Зеленый…был «женским» цветом, и использование его в мужской одежде было признаком женственности, изнеженности, намеком на противоестественную порочность. Существовало выражение «зеленоватые (то есть изнеженные, извращенные) нравы».

Русский кубо-футурист Алексей Крученых намеренно эпатирует публику своим внешним видом:

У меня изумрудно-неприличен каждый кусок Костюм: покроя шокинг. Во рту — раскаленная млеем облатка. Стальной шалится Эрот Мой флаг — зараженная тряпка В глазах — никакого порядка! …Я в зеркале не отражаюсь!

Из записных книжек А. П. Чехова: Когда я разбогатею, то открою себе гарем, в котором у меня будут голые толстые женщины с ягодицами, расписанными зеленой краской. (Соч. т. ХII, М. 1949 г.)

В. Кандинский о зеленом: «…зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей — буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами». («О духовном в искусстве»)

4. Магическое воздействие . Лучше всего магическое действие зеленого цвета проявляется в изумруде. Академик А. Е. Ферсман пишет об этом в книге «Рассказы о самоцветах»: «Трудно найти другой самоцвет, который в древности ценился бы больше, чем изумруд — «камень сияния» греков. …Сочный зеленый цвет изумруда глубоко ценился как выражение жизни, молодости и чистоты. Ему приписывали обладание таинственной силой исцелять недуги и даровать счастье».

Поэтами всех стран мира воспет этот камень. Цвет изумруда, по словам индийских сказаний, «подражает цвету шеи молодого попугая, молодой травки, водяной тины, железа и рисункам пера из хвоста павлина». «Змури», — называли этот камень грузины, веря, что в нем, как в зеркале, отражаются все тайны настоящего и будущего.

Римский ученый Плиний писал, что «этот камень природы превыше всех благ земных, что его краса прекраснее благоухания весеннего цветка и что не должно быть дозволено прикоснуться к девственным чертам резцу художника».

Французский поэт Реми Белло воспевает зеленый камень берилл:

Зеленый — лучше всех, коль он похож при этом на горный изумруд своим глубоким цветом. С индийских берегов его привозят к нам, зеленый и златой. Испорченным глазам и печени больной —нет ничего полезней; Одышку, тошноту, сердечные болезни излечивает он — а также он один хранитель брачных уз для женщин и мужчин. Он прогоняет лень, он возвращает друга, пред ним надменный враг робеет от испуга…

5. Негативные символы : тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав, а также некоторых отделяемых человека, свидетельствующих о болезни. Общеизвестны выражения «тоска зеленая», позеленел от злобы (или от зависти), зеленый змий (пьянство). Дьяволица у Бодлера — «суккуб зеленолицый», у Ф. Г. Лорки: «зелен яд заката, но я выпью зелье»; «Осокорь мой, осокорь… Ты безумцем был зеленым, птиц качал под небосклоном…» Описание утопленницы из стихотворения «Сомнамбулический романс»: «С зеленого дна бассейна качаясь, она глядела — Серебряный иней взгляда и зелень волос и тела…»

Зеленый цвет в окраске тела человека (волос, глаз и пр.), конечно, эпатирует, так как здесь он неестествен. Ш. Бодлер рассказывает о Делакруа: «Однажды он пришел в гости, предварительно выкрасив собственные волосы в зеленый цвет, рассчитывая произвести этим большой эффект. — Что же в этом особенного, мой друг, — сказал хозяин, — они у всех людей зеленые».

С. Эйзенштейн пишет о символике зеленого: Цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие.

Шведский теософ Сведенборг описывает глаза безумцев, томящихся в аду, зелеными. Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нем сатана имеет зеленую кожу и громадные зеленые глаза… Глаз в символике означает интеллект. Человек может направить его на добро или на зло. И сатана, и Минерва — и безумие, и мудрость — оба изображались с зелеными глазами…

Как пишет А. Перрюшо, французский художник Тулуз-Лотрек «видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое».

В индийской поэтике зеленый означает отвращение. Об этом можно прочитать в рассказе Д. Сэлинджера «И эти губы и глаза зеленые».

В современной русской литературе фантастического жанра заметна тенденция к негативной семантизации зеленого цвета. В рассказах В. Пелевина, например, зеленым окрашены ворота в потусторонний «Цех № 1», где происходит гибель миров, в том числе Земли. В рассказах фигурируют также чудовище «Зеленый Хидр» — злой оборотень, зеленое кресло директора завода, в котором директор превращается в скелет; у рассказчика, психически больного, дома имеется зеленое кресло и зеленовато-желтая штора.

В заключение этого краткого рассказа о зеленом хочется сказать о нем самое лучшее словами из Корана (сура 55).

46. А тому, кто боится сана Господа своего, — два сада 48. обладающие ветвями 62. и помимо двух — еще два сада, 64. темно-зеленые 66. в них — два источника, бьющие водой 68. в них плоды, и пальмы, и гранаты 70. в них — добротные, прекрасные, — 72. черноокие, скрытые в шатрах, — 76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры…

Синий

Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. Сопряженные с ним значения — таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности, в любви), совершенство, высокое происхождение (голубая кровь), правосудие (божье дело).

Синим изображают: предметы культа богов в Египте, Древней Греции и Риме (Зевс, Гера, Юпитер, Юнона); покров Скинии собрания (Ветхий завет), одежда первосвященника в Скинии; одежды Иисуса и Богоматери в иконописи и живописи; У Псевдо-Дионисия синий обозначает непостижимые тайны. В христианских храмах синие купола символизировали небо, потолки в храмах Древнего Египта — также.

В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; «синий чулок» — прозвище женщины, занимающейся наукой (возникло в Венеции в ХV веке). В Европе Нового времени (Англия, Россия) ордена и награды подвешивали на синих лентах — «Орден Подвязки», награды на скачках, призы за скорость и т.д. (знаки доблести, превосходства). Знак высокого происхождения — «голубая кровь».

Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла. Кроме того, синий — антипод красного и желтого, символов жизни, радости и цветения. Трансцендентность демонических сил и самой смерти также порождает негативную символику синего.

В Китае это цвет злобных демонических существ (Мифы древнего Китая), в Японии — цвет злодеев и дьяволиц (театр Кабуки).

В мусульманской Индии — цвет печали, траура.

«Неделю еще горевали потом, Ходили все в трауре, все в голубом» (Амир Хосров Дехлеви)

В теле человека синий и голубой хороши только как цвет глаз. Там же, где синий неуместен, он обозначает порок, наркоманию, болезненное состояние от холода, голода и пр.

«Я сам, позорный и продажный, С кругами синими от глаз…» (А. Блок) «Но кривятся в почернелых лицах Голубые рты…» (С. Есенин — о каторжниках)

В средневековой Европе выражение «синяя юбка» означала принадлежность женщины к первой древнейшей профессии.

«Кто коттой синею меня снабдил, Что тычет всяк перстом, пусть он умрет!» (Йохан Хейзинга. Осень средневековья)

У А. Блока синий — цвет сумерек, тайны, холода и печали.

«Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла».

У Д. А. Пригова «синяя прозрачная река» обманчиво-прекрасна. По существу, это Стикс — адская река, в которой гибнут все люди.

Несколько иной характер имеет символика голубого. В наше время она то ли сомнительна, то ли откровенно негативна. Чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, эротизм (содомитского толка), маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие и беспроблемность (в худшем смысле), мещанство.

Голубой противоположен розовому физически, но тождествен ему символически. Так сходятся крайности.

Белый

Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Гавное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия.

Символические значения белого:

1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота (саттва), пустота (шунья), целомудрие, девственность, сосредоточенность.

«Белая Ты, в глубинах несмутима, В жизни строга и гневна, Тайно тревожна и тайно любима — Дева, Заря, Купина…» (А. Блок)

2. Магическое действие белая одежда и окраска — средство, способствующее очищению, удаче в войне (у примитивных племен), долгой жизни, здоровью, благу. «У племени бемба инициируемых девушек покрывают побелкой. При этом поют песню: — Мы сделали девушек белыми, подобными белым цаплям. Мы сделали их красивыми…Они теперь убелены от пятен крови…» «Белые бусины обеспечивают женщинам плодовитость». (В. У. Тернер. Символ и ритуал)

3. Знак общественного положения — благородство, знатность, величие, благосостояние. Белые одежды египетских фараонов, жрецов Древнего Востока, тоги римских патрициев, платья женщин «из общества» в древности, средневековье и в другие эпохи; «белые воротнички» — знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, рубашки, интерьеры — знак принадлежности к обеспеченному классу.

4. Язык общения с богами и духами — белые одежды богов, ангелов, святых, праведников в раю, облик Яхве (Саваофа), Брахмана, Атмана, Акшобхьи — первого Будды тибетской пятичленной мандалы (иконы); одежды служителей в православной и католической церкви, белая окраска христианских храмов.

Белый цвет в Ветхом Завете:

«Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный» (Откр. 1, 14)

«И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует» (Откр. 19, 11).

«И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр. 19, 14)

По Псевдо-Дионисию, «Белый стихарь — это образ плоти Христовой, чистейшее бесстрастное одеяние божественной славы, одежда нетления». (Бычков В. В., Византийская эстетика, 1977 г.)

В наше время белый цвет принят как символ божества в новых религиозно-философских учениях — теософии, агни-йоге, «живой этике», экуменизме. Так, супруги Рерихи писали о «земной обители богов» — Шамбале сияющей; старинное ее название — Белый остров, на котором обитает Белое Братство. Там же находится Белая Гора, или Белый Бурхан. «Это мировая Твердыня Света, которая уже испокон веков была овеяна самыми возвышенными надеждами и сокровенными чаяниями всех народов всех времен»…(Угунс, январь 1990г.)

5. Язык ритуалов — белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У примитивных народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц. У африканского народа баньоро белые коровы передавались государю в знак верноподданничества. Участники церемонии коронации государя осыпались белым порошком. Белым был и основной цвет королевских регалий. Королевский повар перед исполнением своих обязанностей должен был очиститься. С этой целью половину его тела покрывали белой глиной. (В. У. Тернер. Символ и ритуал)

Пример из культуры эпохи Возрождения в Италии: Торжественное богослужение по случаю вступления Карло Малатесты во владение городом Римини сопровождалось шествием процессии, состоявшей из девяти тысяч одетых во всё белое мужчин и восьми тысяч женщин. (А. Венедиктов, Ренессанс в Римини, 1970г)

6. Знаки и сигнал ы — в Японии — хризантема, белые аисты и журавли; в Китае — знак Запада, осени и металла; в Индии — «белый образ солнца», цвет касты брахманов; в христианстве — белая лилия, белая роза — символы Девы Марии. Белый флаг — предложение мира. В геральдике белый цвет широко используется как символ.

7. Атрибут высшей красоты — что может быть красивей белых облаков, хризантем, жасмина, цветущей вишни, белых лебедей? В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» белая невольница так восхваляет свой цвет: «Передают, что белизна говорила: — Я свет блестящий, я месяц восходящий, цвет мой ясен, лоб мой сияет, и о моей красоте сказал поэт: Бела она, с гладкими щеками и нежная, подобна по прелести жемчужине скрытой».

…Мой цвет подобен счастливому дню и сорванному цветку и сверкающей звезде… Цвет мой — чудо, и прелесть моя —предел, и красота моя —завершение, и на подобной мне хороша всякая одежда, и ко мне стремятся души. И в белизне многие достоинства, как то, что снег нисходит с небес белым, и передают, что лучший из цветов белый, и мусульмане гордятся белыми тюрбанами, и если бы я стала припоминать, что сказано белизне во славу, изложение, право бы, затянулось.(Рассказ о шести невольницах, т. 5).

Позитивные значения белого кратко и изящно изложены в стихах Дехлеви:

Одежда белая — любому впрок. «Покрова лучше нет!» — сказал пророк. Мы белые цветы предпочитаем По белому мы пишем и читаем. Почтенна белизна седых волос, Аллах всесильный сам ее вознес. И день в свои широкие пределы Включает все цвета, но сам он белый.

8. Освобождение от оков традиции в искусстве. Революция в живописи ХХ века изменила символику белого цвета, придав ему небывалые ранее смыслы. Так, супрематисты видят в белом символ (или эквивалент) неэвклидова n-мерного пространства, которое погружает зрителя в некий медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике. Об этом свидетельствует сам основатель супрематизма К. Малевич: «Движение супрематизма уже идет в этом направлении, навстречу белой беспредметной природе, к белым возбуждениям, к белому сознанию и белой чистоте как высшей ступени этого состояния, будь то покой или движение». (Собрание Ленца Шёнберг, каталог, 1989)

Вершиной и завершением супрематической живописи Малевича была работа «Белый квадрат на белом фоне». Сам «Казимир Великий», как называли его единомышленники, был в восторге от своего открытия. «Я взломал лазурный заслон цветовых ограничений, — ликует он, — и вышел в белизну; ставьте парус и плывите за мной, товарищи штурманы, навстречу бездне, я воздвиг маяки супрематизма… Правьте за мной! Вольная белая бездна — бесконечность — перед вами». Абстракционисты второй половины ХХ века считают К. Малевича своим учителем. И, как способные ученики, они превзошли мэтра в области постижения бездонных глубин белого цвета. Рекомендую прочитать статью Раймунда Гирке в цитированном выше каталоге собрания Ленца Шёнберга, 1989г.

8. Негативная символика белого цвета.

Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.

У заирских комо белый ассоциируется прежде всего со скверной, болезнью, смертью. Это цвет страха, небытия (Иорданский В. Б., Хаос и гармония, 1982). Черная невольница из арабских сказок припоминает, что седина — это знак приближения смерти, а белый — цвет савана покойника, проказы и лишаев, бельма на глазу. Белая известь — самый дешевый материал, а черный мускус — самый дорогой.

В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви.

Белотканных рукавов разлуку Омыла роса. И пронизывая холодом, Осенний ветер подул.

В культуре Европы Нового времени белым отмечены: смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость. Достаточно вспомнить загробные образы европейских романов (привидения, саваны покойников); в ХХ веке белые капюшоны носят члены Ку-клукс-клана; в белом доме живет фурия Бернардина Альба (в пьесе Ф. Г. Лорки); героиня Жана Кокто перед самоубийством обитает в комнате, где всё белое; жертва жестокости нашего времени Мэрилин Монро также отправляется в мир иной из белоснежной комнаты.

В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. У А. Блока белый часто обозначает мертвенность, тоску, отчужденность, транс. «Лицо мое белее, чем белая стена. Опять, опять сробею, когда придет Она…»

«Белой мечтой неподвижно прикован К берегу поздних времен…» «Терны венчают смиренных и мудрых Белым огнем Купины».

У Велимира Хлебникова белый цвет в сочетании с серыми и черными создает трагический колорит. Вот, например, автопортрет поэта:

«Моя так разгадана книга лица: На белом, на белом — два серые зня! За мною, как серая пигалица, Тоскует Москвы простыня».

Черный

Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.

1. ОСНОВНЫЕ СИМВОЛЫ : смерть, разложение, распад материи, ночь (как время пассивности), печаль, горе.

«У народа Уганды баньоро, — пишет В. Б. Иорданский, — черный связан с ночью, смертью, злом и опасностью…В жертву богам баньоро обычно приносили белых животных, и наличие хотя бы черного волоса в хвосте жертвенной коровы могло лишить действенности весь обряд. Напротив, когда человек бывал одержим злыми духами, то им (духам) жертвовали черную козу или курицу. Черное банановое волокно носили в знак траура. Бог преисподней у баньоро ел с посуды, покрытой сажей. Его пища была закопчена, а молоко, которое он пил, получалось от черной коровы».

В русском народном языке слово «черный» обозначает нечто старое, грязное, незавершенное, лишенное блеска: черная старуха, чернавка, черный ход, черный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: черный юмор, «пить по-черному»…

По иссдедованиям В. У. Тернера, у африканского народа ндембу «чернота» это:

1. зло, дурные вещи, 2. отсутствие чистоты или белизны, 3. страдание или несчастье, 4. болезнь, 5. колдовство и ведовство: если у человека черная печень, он способен на убийство, он дурной человек, 6. смерть, 7. половое влечение, 8. ночь или тьма.

2. Магический символ : черная магия, демонизм, колдовство.

Магические ритуалы были неотъемлемой частью культуры всех времен и народов (см. выше). В Европе времен средневековья, Возрождения и т.д. различают белую и черную магии. К черной магии причисляли вызывание духов мертвых, убийство или наведение «порчи» на расстоянии, внушение любовной страсти или ненависти. Оккультные процедуры проводились обычно в темноте, подземелье, при этом фигурировали черные одежды, черные животные, даже кровь требовалась черная (рекомендуем прочитать книгу Е. Парнова «Трон Люцифера», М. 1991 г.).

3. Этические характеристики : гордыня, тайная зависть, греховность, злоба, подлость, мстительность. Черный — это цвет палачей, убийц, пиратов; известны выражения «черная неблагодарность, черная злоба и т.д.» В древней Индии черный цвет соответствовал понятию тамас — состоянию сдавленности, угнетенности. Впечатляющие образы черного видим в поэзии А. Блока:

Старый, старый сон. Из мрака Фонари бегут — куда? Там — лишь черная вода, Там забвенье навсегда… Скелет, до глаз закутанный плащом, Чего-то ищет, скалясь черным ртом… Живые спят. Мертвец всает из гроба. И в банк идет, и в суд идет, в сенат… Чем ночь белее, тем чернее злоба, И перья торжествующе скрипят. (Пляски смерти)

4. Язык общения с богами и духами : черный — это цвет Праматери-Земли, обитателей преисподней, демонических существ. В одном из мифов Древнего Китая говорится о «подземном царстве Юду», в котором жили черные птицы, черные змеи, черные барсы, черные тигры и черные лисицы с пушистыми-препушистыми хвостами. Была там и большая черная гора, на которой жили черные люди. Черный — цвет женственности (как убивающего и порождающего начала, аналогично Матери-Земле). У африканского народа ндембу женщины с очень черной кожей ценятся как любовницы, а не как жены. Женщины белой расы в наше время предпочитают черное платье (сильно декольтированное) в качестве вечернего наряда (а если позволяет климат — то и дневного).

Черный может символизировать «божественную темноту» или «сверхсветлый мрак» (Псевдо-Дионисий Ареопагит), ценность черного не менее, чем белого.

«Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» (Ис. 50, 2) «Наклонил Он небеса и сошел, и моак под ногами Его» (Псл. 17, 10).

5. Язык ритуалов : похороны, свадьбы, оккультные обряды (см. выше, п. 1). Самый «черный» обряд — это «Черная месса»; самая опасная магия — «черная магия». Из Энциклопедии знаков и символов Д. Фоли: «Тайные науки, которыми занимались ведьмы и колдуны, а также прочие, кто имел дело с «Князем тьмы», дьяволом, именовались «черной магией»(с. 420).

6. Знаки, символы : знак смерти на флагах анархистов, пиратов, знаки неофашистов — свастики, черные рубашки; черный лоскут в британском суде — знак смертного приговора, траурный костюм в Европе, черная ряса — знак монашества.

7. Позитивные значения черного : молодость, красота, покой (отдых). Особенно ценится черный на мусульманском Востоке. Черная невольница из сказок «1001 ночи» восхваляет свой цвет в таких выражениях: «Разве не знаешь ты, что приведено в Коране…слово Аллаха великого: Клянусь ночью, когда она покрывает, и днем, когда он заблистает!» И если бы ночь не была достойнее, Аллах не поклялся бы ею и не поставил ее впереди дня, — с этим согласны проницательные и прозорливые. Разве не знаешь ты, что чернота — украшение юности, а когда нисходит седина, уходят наслаждения и приближается время смерти? И если бы не была чернота достойнее всего, не поместил бы ее Аллах в глубину сердца и ока. А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха…И к тому же, разве хорошо встречаться влюбленным иначе, как ночью?…»

Халифы династии Аббасидов любили облачаться в черный цвет. Знамя их также было черным. Амир Хосров Дехлеви пишет:

Цвет славных Аббасидов — черный цвет. Принадлежит он первой из планет, И мрак ночей всегда бывает черным, Нисходит он покоем животворным. И родинка красавицы черна, Как смоль, ее густых волос волна.

9. Черные камни — талисманы : камень Каабы — главного мусульманского храма в Мекке; гагат, гематит, обсидиан, черный агат и другие. (см. книгу Э. Гоникман «Ваш талисман», М., 1997 г.) Несколько выдержек из этой книги: «Гагатовую фигу носили от дурного глаза, от зла и болезней…В древности считали, что гагат охраняет человека от кошмаров, от страха. Гагат — это камень ночи и ночных тайн. Очень часто гагат использовали черные маги для вызывания душ усопших и контактов с ними. Гематит (кровавик) символизирует мудрость и храбрость (в Индии). В старину кровавику приписывали свойства…останавливать кровотечения, гасить вспышки гнева, лечить опухоли. Обсидиан, носимый в перстне, браслете или ожерелье, даст вам собранность, концентрацию. Древние называли его камнем — спасателем, предостерегающим от дурных поступков и от недостойной, нечистой любви».

Оранжевый, фиолетовый и пурпурный — цвета, промежуточные между основными, соседними в круге. Их значения во многом совпадают со значениями соседних цветов.

Фиолетовый : он выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, балансирует между красным и синим, а также между синим и черным. Отсюда его семантика и символика. Основные значения: траур, страх, печаль подавленного духа, таинственность (мистика), старость, угасание жизни, трагизм, болезненность, грустные обстоятельства (у немцев), любовная страсть (в средневековой Японии).

Несколько примеров:

«Это вовсе не случайность, что у некоторых народов фиолетовый цвет избран исключительно траурным… Вид этого цвета действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа» (С. Эйзенштейн — М. Нордау). Поль Гоген передает страх женщины перед привидением, изображая сцену на фиолетовом фоне (картина «Манао Тупапао»). О семантике фиолетового говорят его названия в каталоге цветов начала ХХ века — экклезиастик, фанданго, Офелия и много других, обозначавших явления глубоко впечатляющие и с налетом трагизма.

Японские стихи:

Если любишь меня, В сердце глубоко любовь ты храни: Фиалками окрашенного платья Цвет ты не показывай!

Фиолетовый, склоняющийся к синему, называют лиловым, а разбеленные его оттенки — сиреневыми. Это цвета меланхолические, таинственные, грустно-романтические:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь… (С. Есенин)

Лиловый — это опоэтизированный черный:

А может быть, в притонах Сан-Франциско Лиловый негр Вам подает манто. (И. Вертинский)

Пурпурный

Цвет богатства, царственности, высшей красоты. Он был едва ли не самым почетным и прекрасным в греко-римской античности. У Гомера этот цвет носят герои и боги.

«В мантию был шерстяную, пурпурного цвета, двойную, он облачен» (Одиссея, ХIХ, 225). Герои в «Илиаде» носят блистающий пурпуром пояс. Многократно повторяются стихи: «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»; «Страшно вкруг киля его зашумели пурпурные волны…» У римского поэта Вергилия пурпур еще в большем почете, чем у Гомера:

«Ткани разубраны здесь искусством и пурпуром гордым…» «Пурпурным также котурном завязывать ноги» (Энеида, 1, 635, 335).

В древнем Риме пурпурную одежду имели право носить только императоры. Сенаторам разрешалось иметь только полосы или каймы этого цвета на одежде (обычно белой).

В Византии пурпур — это императорский цвет. Василевс подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги. «Трерий Вселенский Собор (Эфес, 431 г.) постановил в знак наивысшего почитания Марии и Анны изображать их в пурпурных одеждах» (Бычков В. В. Византийская эстетика, 1977, с.103) «…пурпур объединял вечное, небесное, трансцендентное (синее, голубое) с земным (красное). Соединяя в себе противоположности, пурпурный цвет приобрел в культуре антиномического мышления особую значимость.» (Бычков В. В., там же)

Багряница Христа была символом Его мученичества и поругания, а на императорском пурпуре был след кровавой жестокости царского произвола — таковы негативные символы этого роскошного цвета.

Все оттенки пурпурного цвета любимы в народном искусстве славян. Очень много малинового и багряного в поэзии С. Есенина:

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха…» «Полыхают зори, курятся туманы Над резным окошком занавес багряный…»

Можно вспомнить народные выражения «малиновый звон», «не жизнь, а малина». В фольклоре этим цветом окрашено всё отрадное, прекрасное, раздольное.

Серый

Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет у древних римлян символизировал зависть. На древнем Востоке посыпали голову пеплом в знак скорби.

В древней русской литературе и фольклоре серый и сизый — эпитеты хищных животных или птиц («серый волк», «сизый орел»); на эти цвета как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного крестьянина (сермяга).

В произведениях Н. В. Гоголя серый цвет сопровождает всё посредственное, неопределенное, опустившееся. Серого много вокруг Манилова и в жилище Плюшкина (толстый слой пыли и старый хлам). Серый цвет приобрела ряса дьяка Фомы Григорьевича, некогда черная (Ряса у дьяка Фомы Григорьевича была цвету застуженного картофельного киселя).

В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости.

«Не больна мне ничья измена, И не радует легкость побед — Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет».

Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека.

«Встала улица, серым полна, Заткалась паутинною пряжей…»

В. Кандинский также оценивает серое скорее негативно: «Серое…состоит из бездвижного сопротивления с одной стороны и из бессопротивленной неподвижности (подобно в бесконечность уходящей стене бесконечной толщины и бездонной, беспредельной пропасти». «Серое есть безутешная неподвижность. И чем оно становится темнее, тем больше вырастает перевес безутешного и выступает удушающее». («О духовном в искусстве»)


Позитивные значения серого

В эпоху позднего Возрождения серый приобретает ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Сальвиати все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» — хроматических цветов. В ХVIII веке серый становится элегантнейшим цветом. Пудреные парики, мужское и женское платье, гобелены, обивка мебели, стенные обои и шпалеры — везде можно видеть множество оттенков серого — перламутровые, жемчужные, «цвет голубиной шейки» и т.д.

В ХIХ и ХХ веках серый был принят как самый «практичный» в одежде, самый спокойный в интерьере. Была оценена красота серой шерсти, мехов, древесины. Серый стал цветом элегантности, знаком хорошего тона, высокого вкуса. Появилось выражение «благородный мышиный цвет».

Коричневый

Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой серого. В природе этот цвет весьма распространен, и во всех природных объектах ценится людбми. Однако, в древности и в Средние века этому цвету придавали негативный смысл. В древнем Риме коричневые туники носили рабы или люмпен-пролетарии; для высших классов общества этот цвет был запретным. В культуре Ислама коричневый воспринимается как цвет распада и разложения. В суре 87 Корана говорится:

«1. Хвали же имя Господа твоего высочайшего, 2.который сотворил и соразмерил, 3. который распределил и направил, 4. который вывел пастбище, 5. и сделал его коричневым сором!»

В средневековой Европе коричневый и серый в одежде означают страдание и безнадежность. «Серый с коричневым ношу, надеяться и ждать измучась» (Йохан Хейзинга, «Осень средневековья»).

В ХХ веке мастера стиля модерн выражают в коричневом настроения грусти, увядания, предчувствия смерти, усталости и тоски. Андрей Белый, описывая быт Д. Мережковского и З. Гиппиус, замечает, что даже сама атмосфера в их доме была коричневой, и все вещи — такими же, поскольку хозяева — «хмурые люди». В квартире Вячеслава Иванова — «каре-бурявые» ковры, а цвета домов на улице — «буренький» и «шоколадный».

Видимо, есть в этом цвете нечто, привлекающее усталую и болезненную душу,утратившую непосредственную радость жизни. Очень характерно в этом смысле эссе Иосифа Бродского «Трофейная», где перечислено множество коричневых вещей, весьма приятных для поэта: радиоприёмник, патефон, ботинки, фотографии Венеции.

Похожие публикации