Какая жизнь была у христиан. Первые христиане и их учение. Актуализация знаний подготовка к основному этапу

Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э . на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

Палестинские евреи на протяжении многих веков находились под чужеземным владычеством. Однако во II в. до н.э. они добились политической самостоятельности, за время которой расширили свою территорию и немало сделали для развития политических и экономических отношений. В 63 г. до н.э. римский полководец Гней Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.

Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Это приводило к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок:

  • хасидеи — правоверные иудеи;
  • саддукеи , которые представляли примиренческие настроения, они были выходцами из высших слоев иудейского общества;
  • фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Фарисеи выступали за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве.

По социальному составу фарисеи были представителями средних слоев городского населения. В конце I в. до н.э. появляются зелоты — выходцы из низших слоев населения — ремесленников и люмпен-пролетариев. Они высказывали наиболее радикальные идеи. Из их среды выделились сикарии — террористы. Их любимым оружием был кривой кинжал, который они скрывали под плащом — по латыни «сика» . Все эти группировки с большей или меньшей настойчивостью вели борьбу с римскими завоевателями. Было очевидно, что борьба идет не в пользу повстанцев, поэтому усиливались чаяния о приходе Спасителя, Мессии. Именно первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета — Апокалипсис , в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое отношение и притеснения евреев.

Наибольший интерес представляет секта ессеев или эссенов , поскольку их учение обладало чертами, присущими раннему христианству. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря в Кумранских пещерах свитки. Общими у христиан и ессеев были идеи мессианизма — ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин, отношение к собственности.

Процессы, происходившие в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и др. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т.д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.

Источники возникновения христианства

Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме — вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.

Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.

Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше» . Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.

Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.

Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.

Наиболее спорным вопросом в исследовании христианства является вопрос об историчности Иисуса Христа. В решении его можно выделить два направления: мифологическое и историческое. Мифологическое направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы написаны через много лет после описанных событий, они не имеют реальной исторической основы. Историческое направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью, проповедником новой религии, что подтверждается рядом источников. В 1971 г. в Египте был найден текст "Древности" Иосифа Флавия , который дает основание полагать, что в нем описан один из реальных проповедников по имени Иисус, хотя о чудесах, им совершаемых, говорилось как об одном из многочисленных рассказов на эту тему, т.е. сам Иосиф Флавий их не наблюдал.

Этапы становления христианства как государственной религии

История становления христианства охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем:

1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

2 — стадия приспособления (II в.);

3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).

На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.

Стадия актуальной эсхатологии

На первой стадии христианство еще не выделилось окончательно из иудаизма, поэтому ее можно назвать иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология» означает, что определяющим настроением новой религии в это время было ожидание прихода Спасителя в ближайшее время, буквально со дня на день. Социальной основой христианства стали порабощенные, обездоленные люди, страдающие от национального и социального гнета. Ненависть порабощенных к своим угнетателям и жажда мести находили свое выражение и разрядку не в революционных действиях, а в нетерпеливом ожидании той расправы, которая будет учинена грядущим Мессией над антихристом.

В раннем христианстве не было единой централизованной организации, не было священников. Общины возглавляли верующие, способные воспринять харизму (благодать, сошествие Святого Духа). Харизматики объединяли вокруг себя группы верующих. Выделялись люди, которые занимались разъяснением учения. Их называли дидаскалы — учителя. Для организации хозяйственной жизни общины назначались специальные люди. Первоначально появились диаконы , выполнявшие простые технические обязанности. Позднее появляются епископы — наблюдатели, надзиратели, а также пресвитеры — старейшины. Со временем епископы занимают главенствующее положение, а пресвитеры становятся их помощниками.

Стадия приспособления

На второй стадии, во II в., ситуация меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его порядкам. Место эсхатологии, общей в этом мире, занимает эсхатология индивидуальная в потустороннем мире, активно разрабатывается учение о бессмертии души.

Изменяется социальный и национальный состав общин. В христианство начинают обращаться представители состоятельных и образованных слоев населения разных народов, населявших Римскую империю. Соответственно изменяется вероучение христианства, оно становится более терпимым к богатству. Отношение властей к новой религии зависело от политической ситуации. Один император осуществлял гонения, другой проявлял гуманность, если это позволяла внутриполитическая ситуация.

Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения: пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.

Влияние других народов на формирование культа в христианстве проявлялось в том, что происходили заимствования обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые другие.

В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях. Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Появилось множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.

Назореи (от древнеевр. — «отказываться, воздерживаться») — проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина. Впоследствии назореи слились с ессеями.

Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Обычные христианские общины рассматривал как душевнобольных, духовными он считал только своих приверженцев.

Гностицизм (от греч. — «имеющий знание») эклектически связывал идеи , заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма, с представлениями восточных . Гностики признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные звенья — зоны . К ним относили и Иисуса Христа. Гностики пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою богоизбранность, преимущество интуитивного познания перед рациональным, не принимали Ветхий Завет, искупительную миссию Иисуса Христа (но признавали спасительную), его телесное воплощение.

Докетизм (от греч. — «казаться») — направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса Христа. Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.

Маркионизм (по имени основоположника — Маркиона) выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеческой природы Иисуса Христа, по своим основным идеям был близок к гностикам.

Новатиане (по имени основоположников — рим. Новатиана и карф. Новата) занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам, которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.

Стадия борьбы за господство в империи

На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников» . Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу. Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии , а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.

В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа — крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г. Император придал этому видению совершенно особый смысл — как знак избрания его Христом для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

В 313 г. Константин издал Миланский эдикт , согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

Христианизация языческих племен

К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов . Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов . в Галин — бургундов и затем лангобардов . Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг . Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика .

Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.

С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином . Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом , т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций , выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.

Ранний период истории христианства охватывает первые три века нашей эры – до проведения первого Вселенского собора. Событие эпохальной важности состоялось в городе Никея, расположенного на территории современной Турции, в 325 году. На Никейском соборе были приняты главные догматы христианской веры.

Первый век нашей эры исследователи называют апостольским. На этом этапе ближайшие ученики Иисуса Христа отправились проповедовать его учение. Апостолы вышли из Иерусалима в то время, когда в этом древнем городе начались гонения на христиан. В 49 г. н.э. (по другим данным – в 51 году) прошел Апостольский собор – это важнейшее событие в истории христианства. Главной причиной созыва собора стала попытка некоторых проповедников связывать иудейским законом обращенных в христианство язычников. Итогами проведенного собрания стал отказ от некоторых норм, которые до этого времени соблюдались в среде крещеных язычников:

  • Отказ от жертвоприношений животных;
  • Отказ от обрезания;
  • Отказ от брачного обычая левирата;
  • Отмена обрядов, которые были введены книжниками и фарисеями в жизнь иудеев.

При этом сохранялись обряды, установленные старцами, и многие другие законы, изложенные в Торе.

Решение собора устроило не всех – вскоре в среде «иудействующих» сформировались две группировки:

    Эбиониты – христиане, которые предпочитали придерживаться традиций обрезания, кашрута, соблюдали субботу. Предположительно название возникло от еврейского слова «бедняк» или от имени основателя этого учения. Возникло течение во второй половине I века, а исчезло, предположительно в V-VII веке.

    Назореи – иудеи, соблюдавшие обеды: не употреблять виноград, не обрезать волосы, не прикасаться к покойным. Приверженцы этого течения были аскетами, что противоречило сущности самого иудаизма. Назорейство не было распространено, но упоминания о назореях встречаются в источниках периода средневековья в контексте обозначения монаха.

Первая половина I века характеризуется сосуществованием иудаизма и христианства, но этому симбиозу положила конец Иудейская война 66-70 годов. Во времена иудео-христианства приверженцы новой веры еще посещали Иерусалимский храм.

Война началась восстанием против центральной римской власти иерусалимских националистов – в это время Римской империей правил Нерон. Император направил на усмирение восставших Тита и Веспасиана. Война закончилась уничтожением Иерусалима, который христиане успели покинуть. Такую версию виденья событий I века предлагают светские историки.

Церковная история отрицает существование симбиоза иудаизма и христианства. Согласно этой концепции, иудеи изначально не принимали христианство и отрицали его, выступали в качестве гонителей. Свидетельства тому церковная история находит в Новом Завете. Упоминается восстание евреев в Палестине, которые выступали против христиан. Рабби Акива был провозглашен мессией и рекомендовал убивать евреев-христиан.

Апостольский период закончился смертью Иоанна Богослова – одного из 12 апостолов – приблизительно, в 100 году. Время правления Нерона ознаменовало начало масштабных гонений на христиан со стороны императоров Римской империи. Религиозным центром после разрушения Иерусалима становится Рим, а наиболее христианизированными областями – восточные регионы империи.

Второй этап развития раннего христианства – время «мужей апостольских». Период охватывает I-II века и характеризуется активной деятельностью учеников апостолов, которые стали первохристианскими писателями. Наиболее известные из них на территории восточной части Римской империи – Поликарп Смирнский и Игнатий Богоносец.

Игнатий Богоносец, третий епископ Антиохийский был учеником Иоанна Богослова. Игнатий известен своей полемикой с поклонниками докетизма – христианского еретического учения, отрицавшего муки и смерть Иисуса. Докеты считали, что если Иисус умер на самом деле – это иллюзия и Боговоплощение в материальном теле невозможно в принципе. По мнению, Игнатия Богоносца, спасение возможно только в реально существующей церкви.

Поликарп Смирнский – ученик Иоанна Богослова, считался отцом и вождем христианства всей Азии. У епископа были ученики, среди которых знаменитейшим был Ириней Лионский. Поликарп – автор «Послания к Филиппийцам», некоторые исследователи считают, что именно он написал некоторые тексты Нового Завета.

Западная часть империи имела два важных религиозных центра – Рим и Афины. Наиболее известными «мужами апостольскими» на этой территории были:

  • Святой Климент – проповедник, папа Римский, автор «Послания к коринфянам».
  • Дионисий Ареопагит – был первым епископом Афин и учеником апостола Павла, мыслитель, святой. Получил хорошее образование в Афинах, изучал астрономию в Египте. Принял крещение и был рукоположен в сан епископа по возвращению из Египта.

Следующим этапом после времени «мужей апостольских» был период появления апологий. В это время зарождалось богословие. Апология была оправдательным словом о справедливости христианства, которое отцы церкви адресовали императорам-гонителям. Апологии представляют собой христианские истины, которые богословы «перевели» на язык разума для борьбы с противниками и еретиками.

Во второй половине II века был созван Лаодикийский собор и основана традиция Александрийского богословия. «Пять книг против ересей» — одна из наиболее известных и масштабных работ того времени, авторства Иринея Лионского.

В середине III века начался самый кровавый период гонений на христиан, связанный с началом правления императора Деция. На этом этапе появилась категория «отпавших» христиан – ради спасения жизни они отрекались от веры. В разных частях империи возникли новые ереси – богомилы, вальденсы, катары. Длительный период гонений укрепил христиан в их вере.

Урок 59. Первые христиане и их учение
Предмет: история.

Дата: 07.05.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цель: познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий.
Ход урока
Текущий контроль знаний и умений.

Задание – пересказ.

Расскажите о правлении Нерона.


План изучения нового материала

  1. Первые христиане.

  2. Преследования христиан римскими властями.

  1. Изучение первого вопроса плана. Первые христиане.

Объяснение учителя


Вера в Христа зародилась в восточной провинции Римской империи – в Палестине, а затем распространилась по всей Римской империи. Христианство возникло в I в. н. э. Первыми христианами были бедняки и рабы, жизнь которых была тяжёлой и безрадостной. В Римском государстве было много восстаний, но они кончались поражением, гибелью вождей, казнью побеждённых. Это привело к тому, что бедняки и рабы потеряли веру в свои силы, они стали рассчитывать не на себя, а на помощь «доброго бога». Надежда на приход бога-спасителя побуждала бедняков и рабов отказываться от борьбы за улучшение своей жизни. Во многих городах и деревнях Римской империи ждали прихода доброго бога. Но бог-спаситель всё не являлся, и тогда они стали говорить иначе: «Наверное, бог уже приходил на землю и жил среди нас в облике человека, но не все люди знали об этом». О боге-спасителе сложили сказание.
Работа по учебнику
Задание 1. Прочитать вслух раздел «Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса».

Задание 2. Ответить на вопросы:


  1. Как назывался родной город Иисуса?

  2. Как звали отца и мать Иисуса?

  3. Какова была цель Божьего суда?

  4. Объясните выражения, которые стали крылатыми: «тридцать сребреников», «поцелуй иуды». В каких случаях сегодня можно употребить эти выражения?

Материал учебника


Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нём сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.

Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия – Иисуса. Они утверждали, что отцом Иисуса был Бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью – Мария, бедная жительница палестинского города Назар е та. Когда Марии пришло время родить, она находилась не дома, а в городе Вифле е ме. В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде мудрецы из далёких стран и простые пастухи пришли поклониться божественному младенцу.

Когда Иисус вырос, он не остался в Назарете. Иисус собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мёртвых, насытил тысячи людей пятью хлебами. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Скоро наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звёзды упадут с неба. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле – царство добра и справедливости.

У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какого-то нищего называют Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора. Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью И у да привёл стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками. Иуда подошёл к учителю и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним. Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь – распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мёртвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Спустя немного времени воскресший (то есть вновь ставший живым) Иисус явился ученикам. Он послал их разнести его учение по разным странам. Поэтому учеников Иисуса стали называть ап о столами (в переводе с греческого – посланцами). Апостолы верили, что Иисус вознёсся на небо и что настанет день, когда он вернётся для свершения Страшного суда.

Рассказы об Иисусе были записаны первыми христианами, эти записи называются Ев а нгелиями. Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христ о с (под этим словом понимали Божьего избранника), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки – все те, кому жилось особенно трудно.

Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось всё больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины.

Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден, прощает своих обидчиков и творит добрые дела.

Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни. Друг другу христиане оказывали помощь, приносили пищу заточённым в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне, ухаживали за больными и стариками. Христиане собирались в домах единоверцев, в заброшенных каменоломнях, на кладбищах. Там они читали вслух Евангелия, выбирали священников , которые руководили их молитвами.

Вера в различные судьбы людей после смерти. Христиане ждали Второго пришествия Иисуса, но шли годы, а Царство Божие на земле всё не наступало. Они прониклись верой в то, что ещё до Страшного суда будут вознаграждены за все страдания после смерти. Христиане вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, упавшие с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его.

Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В аду подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря, а рядом с ним прародителя Авраама. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответил богачу Авраам: «Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».

Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

«Сыны света» из Кумрана
Задолго до рождения Иисуса в Палестине появились люди, которые также ждали установления на земле царства добра и справедливости. Они ушли в пустыню близ Мёртвого моря и основали там поселение. Эти люди имели общее имущество, называли себя «нищими» и «сынами света», а всех остальных – «сынами тьмы». Они призывали ненавидеть «сынов тьмы», верили, что скоро разразится всемирная битва, в которой «сыны света» одержат победу над злом. Своё учение они хранили в тайне. Поселение «сынов света» было раскопано археологами в местности, которую ныне называют Кумр а н.

Иисус знал про «сынов света», но его учение не призывало к ненависти. Оно было обращено ко всем людям. «Что говорю вам в темноте, - внушал он ученикам, - говорите при свете и что на ухо слышите, возвещайте всем с крыш».


Поучения Иисуса в Нагорной проповеди
Христиане почитают священными четыре Евангелия. По преданию, их авторами были: Матф е й и Ио а нн – ученики Иисуса, Марк – спутник в странствиях апостола Петр а и Лук а спутник апостола П а вла. В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса:

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас.

Если вы будете прощать людям согрешения их, то просит и вам Отец ваш Небесный.

Не судите, да не судимы будете.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам.

И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Из рассказов христиан об апостоле Павле
Павел сначала был врагом христиан, он яростно спорил с ними и даже участвовал в их избиении враждебной толпой.

Однажды Павел шёл в город Дамаск, чтобы учинить расправу над живущими там христианами. Внезапно он увидел ослепительный свет, потерял зрение, упал и услышал голос: «Я Иисус, которого ты гонишь. Встань и иди в город». В Дамаске один из христиан исцелил Павла и вернул ему зрение. С этого времени Павел уверовал в Христа и повсюду рассказывал, что Иисус – Сын Божий. Противники христиан замыслили убить Павла и стали стеречь его у городских ворот, чтобы он не сбежал. Тогда друзья Павла посадили его в корзину и на верёвках тайно спустили с оборонительных стен.

Погиб Павел в Риме во время казней христиан при Нероне.
Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну
Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам.
Из ответного письма императора Траяна Плинию
Ты поступил правильно, произведя следствие о тех, на кого донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречётся, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать.

Безымянный донос не до лжно принимать во внимание.


  1. Изучение второго вопроса плана. Преследования христиан римскими властями.

Объяснение учителя


Вероучение христиан требовало терпеливо переносить невзгоды и ждать помощи от «доброго бога», а не бороться за улучшение своей жизни. Поэтому императору с его чиновниками нечего было бояться христиан. Но кем были первые христиане? Бедняки и рабы, недовольные своим положением, готовые примкнуть к любому восстанию против империи. Поэтому за их действиями внимательно следили римские наместники и военачальники.

Христиане собирались группами, создавали организации, выбирали руководителей-священников. Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались поклоняться ему. Они утверждали, что не сегодня-завтра рухнет власть жестокого Рима, справедливое возмездие ждёт всех угнетателей народа.

Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия поможет держать в повиновении рабов, римляне стали преследовать христиан. Особенно сильное гонение началось при Диоклетиане, когда по его приказу разрушались молитвенные дома христиан, сжигались их книги, многие христиане были казнены.


  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы классу:


  1. Где и когда возникло христианство?

  2. Кем были первые христиане?

  3. Каковы были причины возникновения христианства?

  4. Как христиане рассчитывали обрести счастливую жизнь?

  5. Каково было отношение римлян к первым христианам?

  1. Вопросы и задания самоконтроля.

  1. Чем привлекала бедняков, рабов и других обездоленных людей христианская религия?

  2. Как римские власти относились к христианам?

  3. Познакомьтесь с поучениями Иисуса в Нагорной проповеди: сохранили ли они своё значение для людей нашего времени? Если да, то какие именно?

  4. Как возникли выражения «тридцать сребреников», «поцелуй Иуды»? В каких случаях можно употребить эти выражения в наши дни?

учитель истории и обществознания.

МКОУ Каменнабродская СОШ

Ольховского района

Волгоградской области.

Тема: «Первые христиане и их учение»

(5 класс по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера)

Цель урока:

    Обучающая: познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. Выяснить значение принятия христианства;

    Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление. Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов, формировать навыки самостоятельной работы с учебником. Вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям;

    Воспитывающая: приобщать детей к высокому, духовному, нравственному, на примере жизни Иисуса Христа; Высшее, глубочайшее, единое настоящее благо состоит в том, чтобы жить для других, служить им, делить с ними то, что сами мы получаем.

    Задачи:

    Тип урока : комбинированный.

    Задачи: развить навыки работы с историческими документами, развитие познавательных умений.

    Тип урока : комбинированный.

    Основные понятия и термины: христианство,Христос, апостолы, воскресший, Евангелие, священник.

    Оборудование урока: учебник А.А. Вигасина «История древнего мира» для 5 класса, тесты, текст с пропущенными словами для самопроверки, слайды.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Один никому не известный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошёл на преступление в 356г. до н.э. Герострат под­жег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек, хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

    — А как еще можно прославиться?

    — Совершая хорошие поступки.

    — Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

    Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больший след в истории этого урока.

    — Сегодня вам предстоит оценивать результаты своей работы по этапам и выставить их в оценочную таблицу.

    2. Проверка домашнего задания

    Игра не хитрая штука, да в каждой игре — наука (тестирование)

    3. Актуализация знаний подготовка к основному этапу

    Изучая историю разных стран, мы знакомились и с религиозными верованиями народов, живущих в них. Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне.

    Греки Римляне

    Зевс Юпитер царь богов, бог грома

    Гера Юнона покровительница женщин, материнства

    Гестия Веста покровительница домашнего очага

    Посейдон Нептун бог морей

    Арес Марс бог войны

    Что общего между греческой и римской верой в богов?

    Что такое язычество?

    — Как вы думаете, почему люди переставали в них верить?

    — Языческая религия не давала человеку утешения в жизни, ничего не обещала после смерти. Особенно разочарованно относились к языческим богам нищие, рабы. Язычество не давало ясного ответа на вопросы: как следует жить человеку, как относиться к другим людям, для чего вообще дана человеку жизнь? Нужна была новая вера, и она возникла. Это христианство. Прочитайте тему урока «Первые христиане и их учение»

    — На уроке нам предстоит узнать:

      Где зародилась вера в Христа;

      Кто были первые христиане;

      Когда возникло Христианство;

      Где собирались первые христиане для того, чтобы читать вслух Евангелие.

    Таким образом, план изучения нового материала следующий:

    Жизнь и учение Иисуса Христа

    Кем были первые христиане?

    Преследования христиан римскими властями.

— Ребята, а вы что-нибудь знаете о христианстве? (запись на доске)

1) Жизнь и учение Иисуса Христа

И вот в 1 в н.э. по библейскому преданию в городке Вифлееме, в хлеву у девы Марии родился сын, которого назвали Иисусом. В детстве мальчик ничем не отличался от своих сверстников. В 30 лет Иисуса крестил Иоанн Креститель, после чего Иисус начал проповедовать и творить чудеса. Главное, о чем говорил Иисус, это то, что люди должны возлюбить Бога и друг друга, быть смиренными, и тогда им воздастся все после смерти, и они обретут царствие Божье. Кроме того он призывал людей относиться к другим так, как они бы хотели, чтобы относились к ним. Вскоре у него появились ученики, которые назывались апостолы, их было 12.Вскоре Иисус и ученики отправляются в Иерусалим, где состоялась Тайная вечерия – последний ужин Иисуса и его учеников, где произошло таинство причастия. Иисус надломил хлеб, который символизировал его тело, и налил вино, символизирующее его кровь.

После этого Иисуса предал Иуда, один из учеников Христа за 30 серебряников. И Иисус предстал перед синедрионом, который приговорил его к распятию на кресте. Иисуса распяли, а через 3 дня он воскрес. Это было воскресенье. И в память об этом событии все христиане в воскресенье отдыхают. По Библии, Иисус принял смерть за все грехи людей, и поэтому его называют Спасителем .

Жизнь Иисуса Христа изложена в 4-х Евангелиях (от греч. «Благая весть») от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, кроме того, источником из которого мы знаем о нем является часть Библии, которая называется Новый Завет.

Кроме этого к жизни Иисуса обращаются и писатели, например Э.Э. Шмит в произведениях «Оскар и розовая дама» и «Евангелие от Пилата».

Задание 1. «Что рассказывали пер­вые христиане о жизни и учении Иисуса Христа».

Работа с текстом (вставьте пропущенные слова)

Ученики Иисуса утверждали, что отцом Иисуса был Бог Яхве , которому поклонялись евреи, а ма­терью - Мария, бедная жительница палес­тинского города Назарета. Когда Марии при­шло время родить, она находилась не дома, а в городе Вифлееме. В момент рождения Иису­са на небе зажглась звезда. По этой звезде муд­рецы из далеких стран и простые пастухи при­шли поклониться божественному младенцу.

Когда Иисус вырос, он не остался в Назаре­те . Иисус собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых, насы­тил тысячи людей пятью хлебами. Иисус гово­рил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Скоро наступит день Божь­его суда над всеми людьми. Это будет Страш­ный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на зем­ле - царство добра и справедливости.

Работа с документом

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней полутьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Основы нового вероучения были изложены Иисусом Христом в его знаменитой Нагорной проповеди.

Давайте обратимся к фрагменту из Евангелия от Матфея (с.256), и ответьте на вопрос: Сохранили ли идеи нагорной проповеди свое значение для людей нашего времени? Почему?

    Кем были первые христиане

— Давайте обратимся к учебнику. Прочитав текст второго раздела, сделаем все возможные выводы:

    Откуда происходит имя «Христос»?

    Кем были первые христиане? (бедняками и рабами);

    Кто мог стать христианином? (мог стать любой человек, любой национальности);

    Кто может войти в Царство Божье? (Каждый верующий может войти в Царство Божие);

    Где собирались первые христиане? (Собираться в катакомбах и каменоломнях);

    Кого они выбирали и что делали в катакомбах? (Они выбирали священников и читали в слух Евангелие).

Слово «церковь» имеет два значения: христианский храм для молитв и организация христиан.

В III веке христианские общины Римской империи объединя­ются, создается христианская церковь, которую возглавляют бога­тые и влиятельные люди - землевладельцы и торговцы. Они за­нимают высшие церковные должности.

3) Преследования христиан римскими властями.

Вероучение христиан требовало терпеливо переносить невзго­ды и ждать помощи от «доброго бога», а не бороться за улучшение своей жизни. Поэтому императору и его чиновникам нечего было бояться христиан. Но кем были первые христиане? Бедняки и рабы, недовольные своим положением, готовые примкнуть к любому восстанию против империи. Поэтому за их действиями вниматель­но следили римские наместники и военачальники.

Христиане собирались группами, создавали организации, вы­бирали руководителей-священников. Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались поклоняться ему. Они утверждали, что не сегодня-завтра рухнет власть жесто­кого Рима, справедливое возмездие ждёт всех угнетателей народа.

Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия поможет держать в повиновении рабов, римляне стали преследовать христиан. Особенно сильное гонение началось при Диоклетиане, когда по его приказу разрушались молитвенные дома христиан, сжигались их книги, многие христиане были казнены.

Во II веке массовых преследований христиан не было. В III ве­ке, в условиях кризиса империи, правительство стало побаиваться христианской церкви, сильной, влиятельной организации. Христиане перестали поклоняться римским богам и императору. Поэтому, несмотря на то, что христианство не выступало против власти императора, оно подвергалось в III веке преследованиям.

4. Закрепление изученного материала.

Словарная работа

— С какими новыми словами мы сегодня с вами познакомились?

Христианство - мировая религия;

Христос – Божий избранник;

Апостолы – посланы;

Воскресший – вновь ставший живым;

Евангелие – священная книга о жизни Иисуса Христа

Священник – руководитель молитвами у христиан.

5. Итог урока

Итак, ребята, каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, оцените свою работу на уроке.

Рефлексия

«Сегодня я узнал …»

«Я удивился …»

«Я хотел бы …»

Наш урок хочется закончить словами из нагорной проповеди: «Просите, и дано будет вам; ищите, стучите, и отварят вам. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Домашнее задание: § 56.

Всем спасибо за урок!

1. Тацит — это

а) русский историк б) полководец в) римский историк

2. В каком году был убит Цезарь

а) 46 году до н.э. б) 45 году до н.э. в) 44 году до н.э

3.Диктатор – это

а) старый солдат завершивший службу

б) правитель с неограниченной властью

в) искусный полководец

    Восстание Спартака произошло

а) 70-74 годах до н.э. б) 71-74 годах до н.э. в) 74-71 годах до н.э.

    При Нероне Рим достиг своего

а) не изменился б) упадка в) могущества

    Больше всего Нерон любил

а) петь песни б) писать стихи в) играть на сцене

7. В пожаре Рима Нерон обвинил

а) сенаторов б) христиан в) рабов

8.Гибель Нерона была вызвана

а) заговором сената б) несчастным случаем в) восстанием

9. Против Нерона вспыхнуло восстание

а) 65г н.э. б) 63г. до н.э. в) 68г н.э.

§ 1 Предпосылки возникновения христианства

В I в. н.э. на территории Палестины зародилось новое религиозное учение, получившее название христианство. Христианство провозглашало единобожие (веру в единого бога), равенство перед богом, братство всех народов. Эта религия впоследствии превратилась в одну из самых распространенных на земле. Познакомимся подробнее с процессом ее зарождения и развития.

В рассматриваемый период Рим переживал эпоху религиозных брожений. Существовало множество культов, включая культ богов Рима и культы богов тех городов и стран, которые вошли в состав Римской империи. По убеждению римлянина человеческая жизнь во всех ее проявлениях находилась под властью и опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы.

Смерть не воспринималась как простое продолжение земного существования. В потусторонний мир переносился идеал справедливой и гармонично устроенной жизни. Греховность земного противопоставлялась чистоте небесного. Поэтому в эту эпоху начинается формирование новой религии - религии спасения. Именно таковой и становится христианство.

§ 2 Иисус как основоположник христианского учения

В начале I в. н.э. в Палестине появился странствующий проповедник, имя которого было Иисус. Переходя от одного поселения к другому, он говорил, что близится конец света, в котором много зла и несправедливости.

Призывал людей к сознательному отречению от земных, материальных привязанностей. Иисус учил, что души всех людей - рабов и богачей, бедняков и императоров - рано или поздно предстанут перед Всевышним на Страшном Суде. Дела и мысли каждого будут оценены, и те, кто уверовал в Иисуса как в бога, кто терпеливо переносил страдания и муки, получат возможность войти в Царство Божие. А души людей злых и жестоких, поклоняющихся ложным богам, будут отправлены на вечные муки в ад.

В доказательство своих слов Иисус совершал чудеса: превращал воду в вино и воскрешал мертвых. Вскоре вокруг него сложился тесный круг из 12 учеников, называемых апостолами, которым Иисус поручил нести свое учение дальше. На 33 году жизни Иисус за свои проповеди был схвачен властями и приговорен к смерти на кресте. Он мужественно сносил страдания и также мужественно принял смерть. На третий день после погребения, как утверждали его ученики, Иисус воскрес и вознесся на небо, пообещав вернуться в день Страшного Суда.

§ 3 Распространение христианского учения

Некоторые из последователей Иисуса отвернулись от него, посчитав, что бог не может умереть, но большинство продолжали верить. Расселяясь по земле, они учили других, что верующих ждет спасение, а неверующих - адские муки.

Сказания о жизни Иисуса стали записывать. Такие произведения стали называть «евангелиями», что в переводе с греческого означает «благая весть». Несмотря на фантастичность рассказов и их противоречивость, угнетенные люди верили в спасение и также становились последователями Иисуса. Иисуса стали называть Христос, что в переводе означает «спаситель», его последователей - христианами, а религию - христианством.

Начали появляться проповедники, которые путешествовали по городам и распространяли христианское учение среди людей. Первыми христианами становились рабы и бедняки, калеки, вдовы и сироты, те, чья жизнь была наиболее суровой. Верующие христиане объединялись в общины, члены которых совместно молились, слушали чтение Евангелий, отмечали праздники.

Главными праздниками христиан были: зимой - Рождество, приуроченный ко дню рождения Иисуса, а весной - Воскресение Иисуса. Кроме Евангелий, описывающих жизнь Иисуса, христиане почитали также священные книги евреев - Ветхий Завет. Со временем четыре наиболее почитаемых евангелий (от Матфея, Марка, Луки, и Иоанна), а также книги, посвященные деяниям апостолов, стали называть Новым Заветом, который вместе с Ветхим Заветом образовал Библию.

§ 4 Гонения христиан

Вера в Христа запрещала христианам принимать участие в обязательном для всех жителей Империи императорском культе, что рассматривалось как открытое неповиновение властям. Поэтому власти Рима стали запрещать христианские общины, и те были вынуждены собираться тайно: в подземельях, катакомбах и заброшенных домах. Богатые люди долгое время с презрением относились к христианству, называя его «религией рабов».

Однако в III веке н.э. жизнь в империи стала очень опасной. Постоянно вспыхивали восстания и мятежи, вторгались варвары. У людей не было уверенности в завтрашнем дне. В этот сложный момент и богачам понадобилась надежда на лучшее. Кроме того, многие понимали, что христианство отвлекает рабов и бедняков от борьбы с хозяевами, так как проповедники учили, что главной добродетелью человека является смирение.

Чем больше христианство распространялось среди жителей империи, тем больше недовольства оно вызывало у властей. Христиан подвергали гонениям, заключали в тюрьмы, казнили, ссылали на принудительные работы. Любимым развлечением императоров стала травля христиан зверями. В одном только римском Колизее ежедневно в зубах хищников погибали сотни христиан. Ситуация изменилась, лишь когда в начале IV века император Константин, превратил христианство в официальную религию империи.

§ 5 Христианство, как официальная религия Римской империи

Приток новых верующих привел не только к численному увеличению уже существующих общин, но и появлению многих новых общин в больших и малых городах Римской империи. Руководителями общин становились священники, избираемые из самых богатых христиан. Несколькими общинами, расположенными в одной области, руководил епископ. Епископы поддерживали друг с другом тесную связь. Теперь отдаленные общины превратились в единую организацию, оказывающую огромное влияние на население империи.

Список использованной литературы:

  1. Алферова М.В. История и легенды Древнего Рима.
  2. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. – М., 1960.
  3. Басле М.-Ф. Апостол Павел.- Ростов-на-Дону, 1999.
  4. Библия.
  5. Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. – М., 1967.
  6. Ковалев С.И. История Рима. – М., СПБ., 2006.
  7. Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. – М., 2012.
  8. Мэттьюз Р. Гладиаторы. – М., 2006.
  9. Мень А., прот. Книга надежды. – М., 2011.
  10. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М., 1990.
  11. Робер Ж.-Н. Рим. – М., 2006.
  12. Свенцицкая И.С. Изгои Вечного города. Первые христиане в Древнем Риме. – М., 2006.
  13. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989.
  14. Тацит, Публий Корнелий. Анналы. Малые произведения. История.
  15. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. – М., 2002.
  16. Флавий Иосиф. Иудейские древности.
  17. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. – М., 2012.

Использованные изображения:

Похожие публикации