Фотографии царской семьи начала двадцатого века. В американской библиотеке нашли редкие фотографии царской семьи

«Комсомолка» впервые публикует редкие снимки императора из его личного альбома, который почти век пролежал в запасниках уральского музея [эксклюзив «КП»]

Изменить размер текста: A A

В Екатеринбург к празднованию 400-летию династии Романовых привезли настоящую реликвию - фотоальбом, принадлежавший Николаю II. В нем 210 редких снимков царской семьи, большинство из них никогда раньше не публиковались. Почти все фото делал Николай Александрович или его дети.

Император очень любил фотографировать и пристрастил к этому и жену Александру Федоровну, и детей, - рассказывает «КП » историк и сотрудник Музея Патриаршее подворье Милена Братухина . - В одном из парковых павильонов в Царском Селе была даже фотомастерская. Николай Александрович снимал в основном американскими камерами, а императрица заказывала фототехнику в Великобритании .

Снимки датированы 1913-1916 годами. В альбоме много кадров армейской жизни. Тогда шла Первая мировая война, и царь вместе с наследником Алексеем часто посещали войска. Но главная ценность этого альбома - карточки повседневной жизни царской семьи. Среди снимков есть даже фото со слоном. Оказывается, первый зоопарк в Царскосельском парке в Петербурге появился еще при Николае I. Закрылся он в 1917 году. Дети Николая II часто вместе с родителями приходили в Царскосельский слоновник. Император писал об этом в своем дневнике: «Привел с Алексеем слона к нашему пруду и потешался его купанию».

Альбом с 30-х годов прошлого века находится в Краеведческом музее Златоуста . Долгие годы он бережно хранился в запасниках, и лишь единицы знали о его существовании. Когда «царская» тема вышла из-под запрета, альбом представили широкой публике. Но просто так его не посмотришь - к альбому могут прикасаться лишь несколько человек. Раз в сутки переворачивают всего одну страницу и сразу под стекло: сотрудники музея опасаются за сохранность фотографий.

Как альбом оказался в Златоусте - тайна, - говорит директор музея в Златоусте Надежда Приходько . - Всем известно, что последние дни своей жизни царская семья провела Екатеринбурге, а это 300 километров от нашего города. Есть версия, что реликвию из Екатеринбурга привез директор музея революции товарищ Чевардин. Музей находился в доме инженера Ипатьева , а именно там жили перед смертью августейшие особы. В 1933 году Чевардина перевели в Златоуст, и он, возможно, привез с собой альбом, чтобы спасти его от уничтожения. По второй версии фотографии перевез революционер по прозвищу Касьян, он же Чудинов Дмитрий Михайлович - один из тех, кто конвоировал царскую семью из Тобольска в Екатеринбург. Он жил в Златоусте. И после страшной расправы над Романовыми присвоил себе часть их вещей, не исключено, что и этот альбом, в том числе.

За предоставленные фото «КП» благодарит Краеведческий музей Златоуста и Екатеринбургскую епархию.


1914 год. Царская семья традиционно отправилась в летнее путешествие по Черному морю на яхте «Штандарт». Но фотографии: великие княжны Татьяна, Мария Ольга, (слева - направо) и Анастасия (в центре). Девочки с детства привыкли к этой яхте. Когда они подросли, родители разреши им самостоятельно купаться. Великие княжны любили дурачиться на палубе, общаться с офицерами и придворными.


1914 год. Петергоф . Император позирует на берегу. Скорее всего, этот кадр сделал кто-то из его детей.


1916 год. Николай II с младшей дочерью Анастасией отдыхают в городском саду Могилева (во время Первой мировой тут была Ставка Верховного главнокомандующего). Великой княжне 15 лет. И пусть вас не шокирует этот кадр - в то время курение не было чем-то аморальным. В 1915 году Анастасия, когда царь был в Ставке, а она в Петербурге, писала отцу: «Я сижу с твоею старою папироскою, которую ты мне дал когда-то, и очень вкусно». Конечно, публично великие княжны не курили. И эта фотография скорее шутка.


1916 год. Цесаревич Алексей Николаевич в одном из парков в Царском Селе. В руках у наследника престола любимый черный спаниель Джой (в переводе с английского - «радость»). Пес был с Алексеем до конца его дней. Мальчик взял его с собой в ссылку. Собака пережила своего хозяина - после его смерти спаниеля отправили в Лондон в Букингемский дворец. Обратите внимание: на фото видна тень автора снимка - царя.


1916 год. Император вместе с сыном играет на берегу Днепра . В Могилев они приехали вдвоем 1 октября 1915 года. Царь считал, это поездка пойдет на пользу будущему наследнику престола - вместо обыденных занятий с преподавателем в четырех стенах Алексей мог увидеть жизнь обычных мальчишек.



1914 год. Царское село. Цесаревич вместе с детьми своего воспитателя играют в войнушку. С ними Алексей провел все свое детство. Мальчишки вместе играли, рисовали, лепили снеговиков и катались на каноэ.


1914 год. Царское село. Николай II с сыном катаются на лодке в местном пруду. На берегу их ждут великие княжны Ольга, Татьяна и Мария. Николай II очень много времени уделял своим детям, особенно единственному наследнику.


В ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге был осуществлён расстрел царской семьи российского императора Николая II и членов её свиты. Расстрел произошёл по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, который возглавлялся большевиками.

Постановление:
«Ввиду того, что чехо-словацкие банды угрожают столице красного Урала, Екатеринбургу; ввиду того, что коронованный палач может избежать суда народа (только что обнаружен заговор белогвардейцев, имевший целью похищение всей семьи Романовых), Президиум областного комитета во исполнение воли народа, постановил: расстрелять бывшего царя Николая Романова, виновного перед народом в бесчисленных кровавых преступлениях».

По сей день нет единства мнения среди современных историков по вопросам, была ли дана санкция на расстрел Николая II без суда, что произошло фактически, и была ли дана санкция на расстрел всей семьи, а не только императора. Кроме того, также среди юристов нет единого мнения по вопросу, был ли расстрел санкционирован высшим руководством.

Согласно записям, участникам расстрела было неизвестно, каким образом будет осуществляться «казнь». В ночь на 17 июля к дому Ипатьева прибыл грузовик для перевозки трупов, после чего был разбужен врач Боткин из царской свиты, которому сообщили о необходимости всем срочно перейти в подвал из-за тревожной ситуации в городе. В подвальное помещение перешли Николай II, его жена Александра Фёдоровна, пятеро детей (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей) и четверо человек из царской свиты. Затем Комендант дома Ипатьева Яков Юровский ввёл расстрельную команду и зачитал приговор. Первым был убит император, однако сына и дочерей Николая II, а также горничную и доктора, расстрельщикам не удалось убить сразу. По словам Юровского, на дочерях императора были надеты лифы, сплошь ушитые бриллиантами и драгоценными камнями, которые, некоторым образом, спасали от смертельных пуль. По данным следствия, уцелевших добивали штыком.

После того, как царь Николай II и его семья были казнены большевиками, коллекция личных фотографий королевской семьи была вывезена контрабандой из России. Альбомы предлагают взглянуть на повседневную жизнь семьи Романовых.

Фотография — одна из немногих в альбомах Романовых, которые сосредоточены на простых людях России

Великая княжна Ольга — первенец Николая II

Царевич Алексей — наследник русского престола. Мальчику было 13 лет, когда он и его семья были убиты

Императрица Александра с преданной подругой Анной Вырубовой и дочерью Ольгой. Анна Вырубова была арестована после революции, но сумела убежать в Финляндию с альбомами, которые содержат более 2600 фотографий частной жизни Романовых. Она умерла в Хельсинки в 1964 году

В библиотеке манускриптов Йелльского универститета были найдены редкие фотографии последнего царя Российской Империи Николая 2-го, которые были вывезены из России. Совсем не царские фотографии, скажем прямо, больше похожи на постановочные.
Есть силы, которым выгодно считать Николая 2-го убитым, чтобы претендовать на Российский трон.

Царь Николай II на скалистом берегу Финляндии. Фото: Manuscript Library, Yale Universitity

После того как царя Николая II и его семью расстреляли большевики-революционеры, коллекция личных фотографий царской семьи была контрабандой вывезена из России.

Фотографии нашлись в библиотеке Йельского университета. Предлагаем заглянуть в жизнь царской семьи, которая закончилась так трагично.

После ранней смерти своего отца Николай II признался другу: «Я еще не готов быть царем. Я ничего не знаю о правлении.»

Молодой наследник страдал от гемофилии, генетического расстройства, которое препятствует свертыванию крови.

Анна Вырубова (справа) на пляже с княжнами Татьяной и Ольгой. Фото: Manuscript Library, Yale University

После того как царскую семью расстреляли, Анне, близкому другу семьи, удалось бежать из Советской России с 6 альбомами фотографий семейства.

Императрица Александра (слева) с Анной Вырубовой и Ольгой. Фото: Manuscript Library, Yale University

После революции Анну арестовали, но она сумела бежать в Финляндию с альбомами, которые содержат более 2600 фотографий частной жизни Романовых. Вырубова умерла в Хельсинки в 1964 году.

Императрицу Александру приветствуют на борту Standart, императорской яхты. На заднем плане ее маленькие дочери. Фото: Manuscript Library, Yale University

Две великие княжны на борту Standart. Фото: Manuscript Library, Yale University

Когда дети были маленькими, за каждым присматривал матрос, чтобы они не выпали за борт.

Николай II и его дочери в Крыму. Фото: Manuscript Library, Yale University

Пешеходный мост в Спала, Польша. Фото: Manuscript Library, Yale University

Когда сибирский мистик Распутин помог царевичу оправиться от внутреннего кровотечения из-за ушиба бедра, он стал близким человеком и доверенным лицом королевской семьи.

Императрица Александра и ее дочь, великая княжна Татьяна. Фото: Manuscript Library, Yale University

Говорили, они были особенно близки.

Царь Николай II (слева) приветствует короля Швеции Густава на борту Standart. Фото: Manuscript Library, Yale University

Мальчику было 13 лет, когда он и его семья были расстреляны.

Царевич Алексей, третий слева, играющий в солдат. Фото: Manuscript Library, Yale University

Жильяр, французский наставник семьи, со своими ученицами Ольгой и Татьяной Романовыми. Фото: Manuscript Library, Yale University

После убийства семьи он помогал в расследовании, а после бежал из России. У мер в Швейцарии в 1962 году.

На борту Standart моряки по очереди подпрыгивали на матах. Фото: Manuscript Library, Yale University

Татьяна была описана, как «поэтическая девушка, всегда стремящаяся к идеалу и мечтающая о великой дружбе».

Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария на борту Standart в 1914 году. Фото: Manuscript Library, Yale University

Сестрам исполнилось 22, 21 и 19 лет, когда они были убиты.

Императрица Александра с ее подобием по образцу — в глине. Фото: Manuscript Library, Yale University

Ольга Романова в плетеном кресле на борту Standart. Фото: Manuscript Library, Yale University

Сельские жители на фото во время поездки царя и его семьи. Фото: Manuscript Library, Yale University

Анастасия, самая молодая из великих княжен, сфотографировалась после раунда тенниса с офицером и ее отцом, Николаем II. Фото: Manuscript Library, Yale University

В течение нескольких месяцев после революции 1917 года, Великая княжна Татьяна помогает копать огород, будучи в плену у революционеров. Фото: Manuscript Library, Yale

Царь Николай II и его сын Алексей распиливают древесину, в плену. Фото: Manuscript Library, Yale University


Николай 2 и три великие княжны плывут на лодке по каналу в Церском селе, близ Санкт-Петербурга.


Через несколько месяцев после революции 1917 года, Великая княжна Татьяна помогает сажать овощи в огороде, в то время, как её удерживали в плену большевики.

Царь Николай 2 и его сын Алексей в плену (у большевиков) пилят дрова.
(Мальчонка с гемофилией, не ровён час, порежется)
Они были убиты через несколько месяцев.
В дневнике одного из высокопоставленных советских лидеров было написано, что Владимир Ленин решил убить семью Романовых и тем самым не оставлять анти-большевистские силы в качестве живой эмблемы, особенно в таких тяжёлых обстоятельствах.

Несмотря на то, что царская семья в России являлась примером для подражания, многие правители скрывали от народа страшные тайны. За плечами каждого царя и царицы были грехи, о которых почитатели царской семьи стараются не говорить. Об этих страшных тайнах нам поведает данный пост.

Михаил Федорович (с 1613 по 1645)

Первого из Романовых венчали на царство в 16 лет, и на тот момент он едва умел читать. На следующий же год по его указу в Москве повесили трехлетнего сына Марины Мнишек – якобы внука и наследника Ивана Грозного, которому успели присягнуть отдельные города. Это было после тяжелой Смуты, и страх перед новыми возможными самозванцами вынудил устранить конкурента публично.

Алексей Михайлович (1645-1676)

Отец будущего императора Петра Великого был религиозным маньяком, иногда молился по шесть часов кряду и расправлялся с теми, кто пропускал церковную службу: не спрашивая о причинах, приказывал бросать их в ледяную реку.

Петр I (1682-1725)

В истории описано много страшных сцен, когда Петр показал себя буйным, нечеловечески жестоким и неадекватным до безумия. Вот лишь некоторые факты. Стрелецкие казни. 26-летний Петр самолично рубил головы при огромном стечении толпы и заставлял браться за топор каждого из своей свиты (разве что иностранцы отказывались, оправдываясь тем, что боятся навлечь на себя ненависть русских). Массовые казни фактически превратились в грандиозное шоу: толпе бесплатно наливали водку и та ревела от восторга, выражая лихому государю преданность и любовь. В пьяном угаре царь тут же приглашал в палачи всех желающих, и многие соглашались.

Прижизненный портрет 44-летнего Петра, художник Антуан Пэн:

«Утро стрелецкой казни», Василий Суриков:

Смерть царевича Алексея. Остро конфликтуя со старшим сыном, Петр заставил его отречься от престола и принялся рьяно расследовать его проступки, для чего специально создал Тайную канцелярию. 28-летнего Алексея осудили на смерть за измену и уже после приговора подвергли пыткам в тюрьме: в присутствии отца он получил 25 ударов кнутом. По некоторым сведениям, от этого и умер. А Петр на следующий день шумно пировал, с оркестром и фейерверками, по случаю годовщины Полтавской битвы.

«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», Николай Ге:

«Мария Гамильтон перед казнью», Павел Сведомский:

Казнь любовницы. На следующий же год Петр отправил на плаху свою бывшую любовницу, одну из самых красивых фрейлин при дворе Марию Гамильтон (Гамонтову), узнав, что та дважды спровоцировала выкидыши, а третьего младенца удавила. Хотя на тот момент она уже жила с другим, царь, по-видимому, подозревал, что дети могли быть и от него, и пришел в ярость от такого «душегубства». На казни он повел себя странно: поднял отрубленную голову Марии, поцеловал и преспокойно принялся читать народу лекцию по анатомии, показывая затронутые топором органы, после чего снова поцеловал мертвые губы, бросил голову в грязь и уехал.

Анна Иоанновна (1730-1740)

Племянница Петра I, как и он сам, была большой охотницей до развлечений с участием карликов и «дураков» – придворных шутов. Если многие из них и правда отличались остроумием, то выдумки самой императрицы, приводившие ее в бурное веселье, были скорее похабными. Как-то раз, например, один из ее любимцев, итальянский скрипач Пьетро Миро, прозванный Педрилло (Петрилло, Петрушка), отшутился от попытки высмеять его некрасивую жену, заявив, что его «коза» беременна и скоро принесет «козлят». Анне Иоанновне тут же пришло в голову уложить его в постель вместе с настоящей козой, одетой для смеха в пеньюар, и заставить весь двор подносить им подарки. Угодивший своей хозяйке Педрилло только в этот день обогатился на несколько тысяч рублей. «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», Валерий Якоби (Педрилло слева, изображен со скрипкой, в центре картины в желтом кафтане выпрыгивает выше всех знаменитый шут Балакирев):

Императрица вообще обожала всякие непристойности, особенно сплетни и рассказы порнографического свойства. Зная об этом, ко двору присылали специально отобранных девиц, способных вести такие разговоры и выдумывать все новые и новые истории с пикантными подробностями.

Елизавета Петровна (1741-1762)

Дочь Петра I с детства слыла красавицей и только и делала, что развлекалась, да занималась собственной внешностью, оставшись почти необразованной. Она никогда не читала и даже в зрелом возрасте не знала, что Великобритания – это остров. Больше всего Елизавету занимали маскарады и особенно так называемые «метаморфозы», куда все дамы должны были являться в мужских нарядах, а мужчины – в женских. Причем императрица была убеждена, что у ее придворных соперниц некрасивые ноги и что в мужских лосинах все, кроме нее, выставляют себя на посмешище. Одну из удачливых соперниц, статс-даму Наталью Лопухину, считавшуюся красавицей, Елизавета «милостиво» избавила от смертной казни, велев вместо этого выпороть кнутом, вырвать язык и сослать в Сибирь. Официально Лопухину арестовали и пытали по делу о политическом заговоре, но неофициально это была месть императрицы за отбитых кавалеров и насмешки в юности.

Наталья Федоровна Лопухина, гравюра Лаврентия Серякова:

Наконец, Елизавета обрекла на жуткое существование законного наследника престола, назначенного перед смертью Анной Иоанновной. Императору Ивану VI было всего полтора года, когда дочь Петра устроила переворот и тайно велела бросить его в тюрьму, навсегда разлучив с родителями и оградив от человеческого общения. «Известный арестант», как его называли после строжайшего запрета упоминать имя, был заколот стражниками в возрасте 23 лет, уже при Екатерине II.

Екатерина II (1762-1796)

33-летняя Екатерина свергла и арестовала собственного мужа и троюродного брата Петра III, отношения с которым не сложились с самого начала. Их поженили, когда ей было 16, а ему 17 лет. По одной из версий, он был инфантилен чуть ли не до слабоумия и 9 лет избегал супружеского долга, якобы не зная, что делать в постели с женщиной. По другой версии (и Екатерина признавала это в биографических записках), он ее не любил и не делал попыток сблизиться. При этом открыто заводил любовниц и на одной даже собирался жениться, но умер при невыясненных обстоятельствах через 10 дней после низложения.

Коронационный портрет императора Петра III, Лукас Конрад Пфанцельт:

Между тем саму Екатерину несчастное супружество сделало величайшей любовницей на российском престоле. Своего первенца, будущего императора Павла I, она родила лишь на 10-й год после свадьбы, что породило слухи, будто он не от Петра, хотя внешне на него похож. От разных любовников у императрицы было еще двое детей, причем одного она родила в полной тайне от мужа – чтобы отвлечь императора и увести из дворца, ее верный камердинер устроил пожар в собственном доме.

Современная картина «Триумф Екатерины», Василий Нестеренко (по правую руку от императрицы ее знаменитый фаворит князь Григорий Потемкин)

Последнего фаворита «развратная императрица» завела в 60 лет: им стал 21-летний дворянин Платон Зубов, которого она несказанно обогатила и который через пять лет после ее смерти участвовал в убийстве ее сына Павла I.

Платон Александрович Зубов, художник Иван Эггинк:

Александр I (1801-1825)

23-летний внук Екатерины пришел к власти в результате заговора против собственного отца: он был убежден, что если Павла не свергнуть, тот погубит империю. При этом Александр не допускал убийства, но исполнители – разгоряченные шампанским офицеры – решили иначе: посреди ночи нанесли императору мощный удар в висок золотой табакеркой и задушили шарфом. Александр, узнав о гибели отца, зарыдал, и тогда один из главных заговорщиков произнес по-французски: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!»

Александр II (1855-1881)

Взойдя на престол, Александр, живший до того в счастливом многодетном браке, стал заводить фавориток, от которых, по слухам, имел внебрачных детей. А в 48 лет начал тайно встречаться с 18-летней княжной Катей Долгоруковой, спустя годы ставшей его второй женой.

Сохранилась их обширная эротическая переписка – возможно, самая откровенная от лица главы государства: «В ожидании нашего свидания я опять весь дрожу. Я представляю твою жемчужину в раковине»; «Мы обладали друг другом так, как ты хотела. Но должен тебе признаться: я не успокоюсь до тех пор, пока вновь не увижу твоих прелестей...»

Николай II (1894-1917)

Самой страшной тайной была и остается гибель семьи последнего российского императора. Еще много лет после расстрела в подвале без суда и следствия советские власти врали всему миру, что убит только Николай, а его жена, четыре дочери и сын живы-здоровы и «перевезены в надежное место, где им ничто не угрожает». Это породило популярные слухи о якобы спасшихся княжнах и царевиче Алексее и способствовало появлению громадной армии авантюристов-самозванцев. В 2015 году по настоянию Церкви расследование гибели царской семьи начали «с чистого листа». Новая генетическая экспертиза подтвердила подлинность останков Николая II, императрицы Александры Федоровны и трех великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, найденных под Екатеринбургом в 1991 году и захороненных в Петропавловском соборе.

Реконструированные по останкам лица Николая II и княжны Анастасии:

Затем их начали сличать с генетическими материалами Алексея и Марии, найденными в 2007-м. Сроки их захоронения зависят от готовности Церкви признать останки

В фотографическом наследии Романовых особенно много снимков связано с семьей Николая II. Императорскую семью портретировало много известных фотографов. Остались студийные съемки выдающихся мастеров отечественной фотографии Г. Деньера, С. Л. Левицкого, А. Пазетти, К. Бергамаско. Во время пребывания за границей царскую семью снимали известные зарубежные фотографы: в Дании — Л. Даниельсон, М. Стин, Г. Гансен, в Польше — Л. Ковальский, в Германии — О. Сковранек, Ф. Тельгман и другие. При посещении Романовыми городов Российской империи съемку доверяли лучшим городским фотомастерам: Ф. Орлову в Ялте, М. Мазуру в Севастополе, В. Барканову в Тифлисе, А. М. Иваницкому в Харькове и т. д.

Император Николай II. 1900-е


Император Николай II и императрица Александра Федоровна с дочерьми великими княжнами Ольгой и Татьяной. 1898

Самую большую коллекцию снимков последнего российского императора и его семьи оставило фотоателье «К. Е. фон Ган и К°". Ателье было открыто в Царском Селе в 1887 году. Им владела жена помощника старшего инженера-механика Казимира-Людвига Евгеньевна Якобсон, урожденная Ган. В 1891 году совладельцем ателье становится Александр Карлович Ягельский, который с 1897 года получает исключительное право фотосъемки императора Николая II и его семьи. А. К. Ягельский снимал императора во время дипломатических приемов и визитов, в поездках по стране, во время военных маневров и смотров, официальных придворных мероприятий, на отдыхе на императорской яхте «Штандарт», в финских шхерах, в Ливадии, на охоте в имениях Спала и Беловеж. Эти снимки редко доходили до публики и составляли собственный фотоархив императорской семьи. В 1911 году А. К. Ягельский получил почетное звание Фотографа Двора Его Величества.


Парад войск Московского гарнизона. Москва, 1903

Ягельский также был единственным, кому дозволялось проводить киносъемку царской семьи. С 1900 и до самой своей смерти в октябре 1916 года он был личным кинооператором императора Николая II и оставил весьма значительный киноархив.


Перетягивание на веревке. Финские шхеры, 1911


Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Царское Село, 1903

Много снимал Николая II знаменитый репортажный фотограф К. К. Булла. В 1904 году он получил разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии». От Главного штаба Военного министерства Булла имел свидетельство о разрешении «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа», а также специальное свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни».


Наследник цесаревич Алексей Николаевич. 1911

Множество личных альбомов с фотографиями оставили сами Романовы — император, императрица Александра Федоровна, вдовствующая императрица Мария Федоровна, все дети, включая наследника, были страстными фотолюбителями. С тех пор, как в 1896 году у Николая II появился первый фотоаппарат, он уже никогда с ним не расставался. Часть альбомов заполнял сам император, собственноручно вклеивая и подписывая фотографии. Личные фотоальбомы были у каждого члена семьи, обычно ежегодные или за два-три года вместе.


Император Николай II и Императрица Александра Федоровна в костюмах русских царей XVII века. 1903

Еще одна категория фотографического наследия Романовых — это фотоальбомы их приближенных, тех, кто по долгу службы находился с императором и его семьей в поездках по стране и за рубеж, и особенно во время отдыха. Наибольшее количество семейных фотографий сами Романовы, их личный фотограф А. К. Ягельский и приближенные императора делали именно на отдыхе, когда члены августейшей семьи были предоставлены сами себе и менее связаны условностями придворного этикета. К этому близкому кругу, имевшему возможность делать неформальные фотографии семьи Николая II, принадлежали крупные придворные чины, члены свиты императора, фрейлины, статс-дамы, офицеры императорской яхты «Штандарт» и целый ряд других людей.


Царская охота в Беловежской пуще. Сидят: Великий князь Владимир Александрович (2-й слева), Императрица Александра Федоровна (3-я слева), Император Николай II (4-й слева), Великий князь Михаил Николаевич (6-й слева). Стоят: Великий князь Николай Николаевич мл. (1-й слева), Герцог Саксен-Альтенбургский Альберт (2-й слева), заведующий придворной юношеской частью А. А. Грюнвальд (3-й слева), барон В. Б. Фредерикс (7-й слева) и др. Беловеж, 1897

Судьба фотографического наследия семьи Романовых в Советской России довольно запутана и носит на себе отпечаток трагической судьбы своих владельцев. После расстрела документы и фотографии дома Романовых не раз передавались из архива в архив. Фотографическое наследие до сих пор изучено недостаточно. Мы не знаем даже примерного количества фотографических объектов в государственных хранилищах Российской Федерации; также неизвестно, какое наследие сохранилось в странах СНГ и за рубежом.


Николай II в своем кабинете, 1900

С 6 июля по 9 сентября 2018 года в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО пройдет юбилейная выставка, посвященная императору Николаю II. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения последнего российского императора.

Императорскую семью снимали лучшие фотографы Российской империи. В заграничных поездках Романовы непременно заказывали фотопортреты у известных иностранных мастеров. На выставке представлены студийные портреты семей Александра III и Николая II, занимающие особое место в творчестве их авторов, выдающихся отечественных и зарубежных фотографов.

Уникальная составляющая выставки — фотографии, выполненные Николаем II и членами его семьи. Сам император, императрица Александра Федоровна, вдовствующая императрица Мария Федоровна, все дети, включая наследника, были страстными фотолюбителями.

По материалам, предоставленным РОСФОТО
Похожие публикации