Внутренние воды. Внутренние воды южной америки

Южная Америка, превышая по площади только Антарктиду и Австралию, по общему объему стока (7500 км 3) превосходит все остальные материки, кроме Евразии, а по средней толщи­не слоя стока (417 мм) занимает первое место на Земле.

Формированию густой, хорошо развитой речной сети Южной Америки благоприятствуют климатические условия, история развития и рельеф материка. Большая часть Южной Америки с мезозоя представляла собой сушу. Это определяет древность водной сети на значительной части материка. Для рельефа Южной Америки характерны крупные контрасты высот и со­седство величайших низменных равнин с высокогорными хреб­тами, что создает благоприятные условия для формирования больших и сложных речных систем.

Главный водораздел материка находится в Андах, но не всегда совпадает с наиболее высокими хребтами. Большая часть стока с материка направлена в Атлантический океан, в него текут крупнейшие реки Южной Америки. Бассейну Тихого океана принадлежат только сравнительно небольшие водотоки, берущие начало в западной части Анд.

Главный источник питания рек Южной Америки - дожде­вые осадки. Ледниковое питание имеет значение только на юге Анд; роль снегового ничтожна.

В связи с ограниченным распространением в Южной Амери­ке засушливых территорий области, лишенные периферичес­кого стока, занимают лишь небольшую часть ее поверхности. Это южные районы Гран-Чако, внутренние плоскогорья Анд, впадина Атакамы и центральные участки Тихоокеанского побережья.

Гидрологический режим большей части рек Южной Аме­рики определяется количеством дождевых осадков и резко вы­раженной сезонностью их выпадения. Только для приэквато­риальных районов и крайнего юго-запада характерен режим, определяемый равномерным выпадением осадков.

Крупнейшая река Южной Америки - Амазонка. Большая часть ее бассейна лежит к югу от экватора. Площадь бас­сейна реки свыше 7 млн. км 2 , длина ее от главного истока 6400 км. Расход воды Амазонки в несколько раз превышает расход всех крупнейших рек мира. Он равен в среднем 220 тыс м 3 /с. Средний годовой сток Амазонки в нижнем течении (7000 км 3) составляет большую часть стока всей Юж­ной Америки и 15% стока всех рек Земли.

Главный исток Амазонки - река Мараньон - начинается в Андах на высоте 4840 м. Только после слияния с первым крупным притоком - Укаяли - в пределах равнины река получает название Амазонка.

Амазонка собирает свой многочисленные притоки (более 500) со склонов Анд, Бразильского и Гвианского нагорий. Многие из них по длине превышают 1500 км. Наиболее многочисленные и крупные притоки Амазонки - реки южного полушария. Самый большой левый приток ее - Риу-Негру (2300 км), самый большой правый и вообще крупнейший приток Амазонки - Мадейра (3200 км).

Часть притоков, размывая глинистые породы, имеет очень мутную воду («белые» реки), другие обладают прозрачной водой, темной от растворенных органических веществ («чер­ные» реки).

Ширина русла Амазонки после слияния Мараньона и Укая­ли равна 1-2 км, но вниз по течению она быстро возрастает. У Манауса она доходит уже до 5 км, в нижнем течении расши­ряется до 20 км, а в устье ширина главного русла Амазонки вместе с многочисленными островами во время разлива дости­гает 80 км. В западной части низменности Амазонка течет почти на уровне берегов, фактически не имея сформировав­шейся долины. К востоку долина реки глубоко врезается в поверхность и представляет резкий контраст с водораздель­ными пространствами.

Примерно в 350 км от Атлантического океана начинается дельта Амазонки. Несмотря на древний возраст, она не выдви­нулась в океан за пределы коренных берегов. Хотя река и вы­носит огромные массы твердого материала (в среднем 1 млрд. т в год), процессу нарастания дельты препятствуют деятельность приливов и отливов, влияние течений, а также опускание побережья.

В нижнем течении Амазонки большое влияние на ее режим и формирование берегов оказывают приливы и отливы При­ливная волна проникает вверх по течению более чем на 1000 км, двигаясь в низовьях стеной высотой 1,5-5 м. Эта волна мчит­ся против течения с огромной скоростью, вызывая сильное вол­нение на песчаных отмелях и банках и разрушая берега. У местного населения это явление известно под названием «поророка» и «амазуну».

Амазонка в течение всего года полноводна. Дважды в год уровень воды в реке поднимается на значительную высоту. Эти максимумы связаны с дождливыми периодами северного и юж­ного полушарий. Наибольший расход на Амазонке бывает после периода дождей в южном полушарии (в мае), когда основную массу воды несут ее правые притоки. Река выходит из берегов и в среднем течении затопляет огромную территорию, создавая как бы гигантское внутреннее озеро. Потом наступает период постепенного снижения расхода воды, река входит в берега. Наименьший уровень воды в реке - в августе и сен­тябре, затем наступает второй максимум, связанный с периодом летних дождей северного полушария. На Амазонке он прояв­ляется с некоторым запозданием, примерно в ноябре. Этот ноябрьский максимум значительно уступает майскому. В ниж­нем течении реки два максимума постепенно сливаются в один.

До города Манауса Амазонка доступна для крупных судов. Суда с довольно глубокой осадкой могут проникать даже до Икитоса (Перу). Но в нижнем течении из-за приливов, обилия наносов и островов судоходство затруднено. Более глубок и Доступен для океанских судов южный рукав - Рио-Пара, имеющий общее устье с рекой Токантинс. На нем стоит круп­ный океанский порт Бразилии - Белен. Но этот рукав Амазон­ки сейчас связан с основным руслом только небольшими про­токами. Амазонка с притоками представляет собой систему внутренних путей сообщения общей протяженностью до 25 тыс. км.

Транспортное значение реки велико. В некоторых областях она долгое время была единственным путем, связывающим внутренние части Амазонской низменности с Атлантическим побережьем.

Реки бассейна Амазонки обладают большими запасами водной энергии. Многие притоки Амазонки при выходе на низ­менность пересекают крутые края Бразильского и Гвианского нагорий, образуя крупные водопады. Самый грандиозный из них - водопад Сан-Антонио на реке Мадейре. Но используются эти гидроресурсы пока еще очень слабо.

Вторая по величине речная система Южной Америки вклю­чает реку Парану с Парагваем и Уругвай, имеющий общее устье с Параной. Свое название (Ла-Платская) система полу­чила от одноименного гигантского эстуария Параны и Уруг­вая, достигающего 320 км в длину и 220 км в ширину в устьевой части. Площадь бассейна всей системы более 4 млн. км 2 , а длина Параны, по разным источникам, от 3300 до 4700 км.

Истоки Параны - Риу-Гранди и Паранаиба - лежат на Бразильском нагорье. Там же начинаются и многие другие реки системы. Все они в верхнем течении порожисты и обра­зуют несколько больших водопадов. Наиболее крупные водо­пады - Сети-Кедас (Гуайра) на Паране и Игуасу высотой 72 м на ее притоке того же названия. На них создана сеть гидростанций.

В нижнем течении Парана - типичная равнинная река. Главный максимум расхода наступает в мае в связи с летними дождями на Бразильском нагорье. Судоходное значение рек Ла-Платскрй системы и самой Ла-Платы очень велико.

Третья по величине река Южной Америки - Ориноко. Ее длина 2730 км, площадь бассейна - свыше 1 млн. км 2 . Ориноко берет начало на Гвианском нагорье. Ее исток был обнаружен и исследован французской экспедицией только в 1954 г.

Рекой Касикьяре Ориноко соединяется с притоком Амазонки Риу-Herpy, куда стекает часть воды верхней Ориноко. Это один из наиболее значительных примеров бифуркации рек на Земле.

При впадении в Атлантический океан река образует боль­шую дельту, длина которой достигает 200 км.

Уровень воды в Ориноко целиком зависит от дождевых осад­ков, которые выпадают в северной части ее бассейна летом (с мая по сентябрь). Максимум, наступающий на Ориноко в сен­тябре - октябре, бывает выражен очень резко. Разница между летним и зимним уровнем воды достигает 15 м.

Озера в Южной Америке немногочисленны. Основные гене­тические группы озер материка - тектонические, ледниковые, вулканические, лагунные. Небольшие ледниковые и вулкани­ческие озера есть в разных частях Анд. Наиболее крупные ледниковые и ледниково-тектонические озера сосредоточены на западе Южных Анд.

Самое крупное озеро материка - Титикака - расположено на Андийском плоскогорье на высоте более 3800 м, на грани­це между Перу и Боливией. Площадь его - 8300 км 2 , а мак­симальная глубина - 304 м. На берегах озера выражены тер­расы, свидетельствующие о неоднократном понижении его уровня. Озеро имеет сток в другое, более мелководное тек­тоническое озеро - Поопо. В связи с этим вода в озере Тити­кака пресная, а в Поопо сильно засолена.

На внутренних плато Анд и на равнине Гран-Чако много озер тектонического происхождения, мелководных бессточных и засоленных. Кроме того, распространены засоленные болота и солончаки (саларес).

Вдоль низменных берегов Атлантического океана и Кариб­ского моря есть большие озера-лагуны. Самая крупная из этих лагун находится на 1 севере, в обширной впадине между хреб­тами Анд. Она называется Маракайбо и соединена с Венесуэль­ским заливом. Площадь этой лагуны 16,3 км 2 , длина - 220 км. Вода в лагуне почти пресная, во время приливов, однако, соленость ее заметно увеличивается.

Лагуны, почти утратившие связь с Атлантическим океаном, расположены на юго-востоке материка. Наиболее крупные из них - Патус и Лагоа-Мирин

Климат

Южная Америка - самый влажный материк Земли и не такой жаркий, как Африка. Часть Южной Америки расположена в умеренном климатическом поясе. В отличие от Африки все климатические пояса, кроме субэкваториального, сменяют друг друга только при движении к югу от экватора. В целом климат Южной Америки разнообразнее климата Африки. Средние месячные температуры на большей части материка составляют от +20 до +28 С. Однако иногда с юга на материк вторгаются волны холодного воздуха, а на равнинах Патагонии морозы достигают -35 С. Большие различия наблюдаются в условиях увлажнения. Осадки на материке распределяются неравномерно.

В целом климат Южной Америки, для которого характерно обилие тепла и влаги на большей части территории, создает благоприятные условия для круглогодичной вегетации растений. На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год. Однако нередко здесь случаются стихийные бедствия: после затяжных дождей выходят из берегов реки, затопляя поля, селения и дороги. В центре материка нередки засухи, а иногда наступают неожиданные холода.

Для населения стран Южной Америки эти стихийные бедствия особенно тяжелы, не хватает средств для быстрого восстановления нормальной жизни.

Внутренние воды

Южная Америка имеет густую речную сеть. Большая часть стока приходится на Атлантический океан. У большинства рек дождевое питание, снеговое преобладает у рек Патагонии (природной области на юге континента), а ледниковое - у рек Южных Анд, где много ледников.

В Южной Америке текут крупнейшие не только на материке, но и на всем земном шаре реки Амазонка и Парана, образующие огромные речные системы. Амазонка - самая полноводная река на Земле, площадь ее бассейна равна площади всей Австралии. Река имеет свыше 500 крупных притоков, режим ее сложный, подъем воды достигает 12-15 м, воды разливаются на десятки и сотни километров, затопляют обширные пространства, образуют болота.

Реки Парана и Ориноко в отличие от Амазонки имеют бурное половодье и резкий зимний спад воды. На одном из притоков Ориноко расположен самый высокий водопад мира - Анхель (1054 м). Известен также водопад Игуасу (высота 72 м), расположены на одном из притоков Параны. Больших озер мало.

На севере материка выделяется озеро Маракайбо, соединенное узкой протокой с заливом Карибского моря. В Андах развито современное оледенение. Наиболее значительно оно в Южных Андах. С вершины горы Аконкагуа (высшей точки материка) спускаются ледники длиной 6 километров.

Климат

Южная Америка - самый влажный материк Земли и не такой жаркий, как Африка. Часть Южной Америки расположена в умеренном климатическом поясе. В отличие от Африки все климатические пояса, кроме субэкваториального, сменяют друг друга только при движении к югу от экватора. В целом климат Южной Америки разнообразнее климата Африки. Средние месячные температуры на большей части материка составляют от +20 до +28 С. Однако иногда с юга на материк вторгаются волны холодного воздуха, а на равнинах Патагонии морозы достигают -35 С. Большие различия наблюдаются в условиях увлажнения. Осадки на материке распределяются неравномерно.

Южная часть материка расположена в умеренном климатическом поясе. Климат здесь особенно контрастен. На западном побережье он морской, умеренный. Зима сравнительно теплая, с температурами +4-6 С, с пасмурной, ветреной погодой, а лето влажное, прохладное, с частыми дождями при температуре воздуха +8-10 С. Осадков выпадает более 2000 мм в год. В восточной части пояса климат континентальный умеренный с прохладной малоснежной зимой и сухим теплым летом. Однако даже летом здесь случаются снежные метели - сказывается дыхание близкой Антарктики.

Высокогорный климат Анд отличается разнообразием. Главная его особенность - изменение при подъеме от подножий к вершинам и при продвижении с севера на юг у экватора в нижнем поясе Анд климат на восточных и западных склонах экваториальный, а на вершинах лежат снега и ледники. Особенно суров климат в тропическом поясе на центральных плоскогорьях Анд, где воздух исключительно чистый и сухой. Осадки здесь выпадают в основном в виде снега даже летом, но их очень мало. Эти высокогорья самые сухие и бесплодные в мире. Разреженный воздух, обжигающие лучи солнца, ураганные ветры, характерные признаки погоды, которая резко и не один раз меняется здесь в течение суток. Человек с трудом переносит такой высокогорный климат.

В целом климат Южной Америки, для которого характерно обилие тепла и влаги на большей части территории, создает благоприятные условия для круглогодичной вегетации растений. На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год. Однако нередко здесь случаются стихийные бедствия: после затяжных дождей выходят из берегов реки, затопляя поля, селения и дороги. В центре материка нередки засухи, а иногда наступают неожиданные холода.

Для населения стран Южной Америки эти стихийные бедствия особенно тяжелы, не хватает средств для быстрого восстановления нормальной жизни.

Внутренние воды

Поскольку Южная Америка самый влажный материк 3емли, то неудивительно, что природа создала здесь самый большой речной бассейн мира с грандиозной Амазонкой. Площадь бассейна реки почти равна всей Австралии. Подъем воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года. Это несколько сглаживает колебания уровня Амазонки, поэтому она полноводна весь год. При подъеме воды река затопляет обширные пространства, образуя непроходимые болота.

Русло Амазонки в среднем течении достигает ширины 5 км, В нижнем - 80 км, а в устье его ширина доходит до 320 км, так что противоположный берег разглядеть невозможно. Устье реки -1 очищается от наносов морскими приливами и отливами, которые заметны на реке на протяжении 1.400 км от устья.

Воды Амазонки богаты жизнью. В тихих заводях и протоках растет кувшинка виктория-регия с плавающими листьями диаметром до 2 м. Среди рыб наиболее известны хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловая рыба пирарука длиной 4 м. В реке живут кайманы (вид крокодилов), а также млеко питающие - пресноводные дельфины. Стоит ли удивляться, что столь могучая и необъятная река породила множество легенд и мифов, о которых написано много интересных книг.

Парана и Ориноко имеют, в отличие от Амазонки, ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей реки разливаются и затопляют окружающие плоские пространства, превращая их в обширные болота. В сухой период реки сильно мелеют. На реках, стекающих с Анд, Гвианского и Бразильского плоскогорий, много порогов и водопадов. Особой известностью пользуется водопад Игуасу, расположенный на одном из притоков Параны. За 20-25 км слышен его рокот. Река разбивается на 300 струй и потоков, разделенных скалистыми островками с густой растительностью. Это один из красивейших водопадов на Земле. На одном из притоков Ориноко, стекающих с Гвианского плоскогорья, находится самый высокий водопад мира - Анхель высотой 1054 м.

Больших озер на материке немного. Самое большое озеро - Маракайбо лежит на севере во впадине земной коры и соединяется узкой протокой с заливом Карибского моря. По берегам и со дна озера добывают нефть. В Андах расположено озеро Титикака - самое большое высокогорное озеро мира. Берега его густо заросли тростником, из которого индейцы вяжут свои легкие и изящные плоты-лодки.

Реки Южной Америки играют большую роль в жизни населения. На низменных равнинах они судоходны. На реках с бурным течением построены электростанции. В засушливых местах вода используется для орошения полей.

Тема изучается в течение двух уроков.

Первый урок. Климат Южной Америки.

Второй урок.

Сценарий первого урока “Климат Южной Америки”.

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить и конкретизировать знания о климатообразующих факторах, об основных и переходных климатических поясах.
  2. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата материка Южная Америка, выявить причины, определяющие эти особенности климата.
  3. Продолжить формирование умения работать с картами и климатическими диаграммами, составления графического конспекта на контурной карте.
  4. Развитие логического и творческого мышления.



В) “Южная Америка”. Климатическая карта.

4. Раздаточный материал:

Тема урока: Климат Южной Америки.

:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка. Физическая карта”.
В) “Южная Америка. Климатическая карта”.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”

Алгоритм работы с электронным учебником:

меню - материки – Южная Америка – Климат - Самый влажный материк

При выполнении задания из электронного издания использовать: тематические карты, видеоролики, практическое задание №3, климатограммы.

Выполнение задания

1. Нанесите на контурную карту климатообразующие факторы: одной коричневой линией покажите основное направление Анд; обведите линии экватора и тропика. С помощью стрелок покажите направление господствующих ветров. Стрелками красного и синего цвета покажите направления теплых и холодных течений у берегов Южной Америки (подумайте, какое влияние будет оказывать на климат побережья каждый из этих типов течения). Правильность выполнения вы можете проверить, выполнив задание №3 в разделе “Практика”.

2. Ознакомьтесь с климатической картой в разделе “Климат”, надпишите на контурной карте названия климатических поясов и областей.

3. Выберите курсором климатическую диаграмму в экваториальном климатическом поясе, щелкните один раз левой клавишей мыши по ней. Климатограмма увеличится в размере, проанализируйте ее, на контурной карте в экваториальном климатическом поясе сделайте следующую запись: Лето: 1) укажите индекс основной воздушной массы, формирующей здесь климат летом; 2) среднюю летнюю температуру воздуха; 3) влажно или сухо (зависит от количества осадков в этом сезоне). Ваша запись должна выглядеть так: Лето: ЭВМ, Т ср. +24, влажно. Эти же действия выполните для зимы: Зима: … . Далее напишите Осадки:… (укажите сумму осадков за год и их режим).

4. Аналогичные действия выполните для субэкваториального климатического пояса. Обратите внимание, что этот климатический пояс находится в двух полушариях

(северном и южном) и климат в них будет различаться по сезонам. Проанализируйте климатограмму и определите субэкваториальный климат какого полушария она характеризует. Сделайте запись в соответствующем климатограмме полушарии. Сделайте запись для этого же климатического пояса в противоположном полушарии. Чем они различаются?

5. Внимание!!! Следующим характеризуете умеренный климатический пояс.

6. Если вы выполнили все предыдущие задания, и у вас осталось более 10 минут, вы молодец!!! Запишите характеристику климата тропического климатического пояса (климат высокогорий не описывайте).

Проанализируйте графический конспект и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

  1. В каких климатических поясах находится большая часть материка Южная Америка, а, следовательно, какой климат преобладает на нем?
  2. Какой это материк по увлажнению (сухой или влажный)?
  3. Какой из океанов, омывающих Южную Америку, оказывает меньшее влияние на климат материка и почему?
  4. Объясните, почему в умеренном климатическом поясе сформировались две климатические области, резко отличающиеся количеством осадков за год. (Западную часть называют “мокрым углом”, а в восточной части - пустынный и полупустынный климат).
  5. 5=* Объясните, почему в тропическом климатическом поясе на Атлантическом побережье формируется область тропического пустынного (сухого) климата, а в умеренном – область морского (влажного) климата. А в восточной части материка – наоборот: в тропическом климатическом поясе формируется область тропического влажного климата, а в умеренном – область умеренно континентального (сухого) климата?

Ход урока

Учитель: Перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые вопросы из ранее пройденных тем, которые пригодятся нам при изучении нового материала:

Актуализация знаний:

  1. Перечислите природные компоненты
  2. Почему климат изучают сразу после рельефа, раньше, чем внутренние воды, почвы, растительный и животный мир?
  3. План описания климата (перечислить пункты плана).
  4. Какие климатообразующие факторы являются ведущими в формировании климата?
  5. Какие постоянные ветры господствуют в умеренных широтах? - в экваториальных широтах? Какое влияние они оказывают на климат?
  6. Какие месяцы года являются в южном полушарии летними, какие – зимними?
  7. Проанализировав географическое положение материка Южная Америка, предположите, в каких климатических поясах он может находиться?
  8. Какой климат там преобладает – холодный или жаркий?

Этап 2. Операционно-исполнительский. 25-30 мин

Учитель: Сегодня вам предстоит выполнить новый вид работы: составить графический конспект на контурной карте, т.е. показания с клитатограммы вы будете записывать на контурной карте в соответствующем климатическом поясе, составляя таким образом его характеристику. Дальше вам предстоит проанализировать этот графический конспект и сформулировать ответы на вопросы в конце инструктивной карточки (устно или письменно), а затем ответить устно.

Для субтропического климатического пояса климатораммы не даны.

Характеристика климата этого климатического пояса пойдет домашним заданием. Для выполнения этого домашнего задания используйте учебник и карту атласа “Южная Америка. Климатическая карта”.

Графический конспект, который вы сегодня выполните, пригодится вам еще на следующем уроке при изучении темы “Внутренние воды” для характеристики водного режима рек.

Выполнение заданий:

1. Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием и картами атласа по инструктивным карточкам.

2. Составление графического конспекта на контурной карте.

3. Отвечать на вопросы в инструктивной карточке.

Дополнительное задание (для тех, кто раньше других справился с работой):

Задание № 3 из раздела “практические задания” в электронном издании

Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 5-10 мин

Фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности выводов о причинах формирования двух климатических областей в умеренном климатическом поясе.

Если осталось время, обсудить дополнительный 5-тый вопрос из инструктивной карточки. В ином случае этот вопрос идет как задание на дом и обсуждается в начале следующего урока.

Контурные карты с графическими конспектами собираются на проверку.

По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме этого каждый ученик получит отметку за графический конспект на контурной карте (см. приложение №1 ).

Второй возможный вариант выполнения работы – это при анализе климатограмм заполнять таблицу Характеристика климатических поясов материка Южная Америка

Название климатического пояса (области) ГП Воздушная масса Средняя Температура воздуха Влажность Сумма осадков за год, режим осадков Особенности климата
Зима Лето Зима Лето Зима Лето
Экваториальный ЭВМ ЭВМ +26 +26 влаж- влаж- 2860 мм.

Равномерно

Весь год жарко и влажно
Субэкваториальный
Тропический
Субтропический
Умерен-ный влажный
Умерен-ный сухой

Сценарий второго урока

“Внутренние воды Южной Америки”.

Цели и задачи урока:

  1. Продолжать формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Южной Америки.
  2. Сформировать у учащихся представление об основных чертах рек и озер материка.
  3. Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи (установить зависимость внутренних вод материка от рельефа и климата), работая с различными источниками информации.
  4. Продолжить формирование умения составлять характеристику географических объектов.
  5. Продолжить формирование навыков работы с электронным учебником по географии.

Оборудование и дидактические материалы:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка”. Физическая карта.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на первом уроке графическим конспектом.

4. Компьютерный тест.

5. Раздаточный материал:

Инструктивная карточка с заданиями и вопросами.

Тема урока: Внутренние воды Южной Америки.

Для выполнения заданий вам потребуются:

1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.

2. Карты географического атласа (7 класс):

А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “ Южная Америка”. Физическая карта.

3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на предыдущем уроке графическим конспектом по климату.

Алгоритм работы с электронным учебником:

Меню – материки – Южная Африка – внутренние воды. Амазонская низменность

Использовать при работе текст, карты и видеоролики

1. На контурной карте “Южная Америка. Физическая карта” надпишите названия рек: Амазонка и ее крупные притоки, Ориноко, Парана.

2. Анализируя карты атласа, информацию электронного учебника и ваш графический конспект на контурной карте по климату Южной Америки, заполните таблицу.

Характеристика рек Южной Америки

Название реки Крупные притоки Характер течения Основной тип питания В каких климати-ческих поясах протекает, режим выпадения осадков в них (по сезонам: зима, лето). Режим реки (сроки половодья и межени) К бассейну какого океана относится
Амазонка
Ориноко
Парана (доп. задание)

3. Проанализировав свою таблицу, текст и карты электронного учебника, сформулируйте ответы на следующие вопросы (если в конце урока тестирование не предусмотрено, ответы записывают в тетрадь)

  1. Какая из рек этого материка является самой многоводной в мире?
  2. К бассейну, какого океана относится все крупные реки Южной Америки и почему?
  3. С чем связано половодье на большинстве рек Южной Америки?
  4. Какой характер течения у большинства рек этого материка и по какой причине?
  5. Почему этот материк имеет самые многоводные реки Земли? Что этому способствует?
  6. *Реки Ориноко и Сан-Франсиску протекают в субэкваториальном климатическом поясе, но одна из них разливается в январе, а другая – в июле. Объясните причину таких различий.
  7. Какой водопад Южной Америки является самым высоким в мире? Его высота?
  8. Самое большое озеро этого материка?
  9. Какое озеро является самым большим в мире из высокогорных озер?

3. Закройте тетрадь и протестируйтесь

Задание на дом: Параграф 43. На контурной карте подпишите: Озера: Маракайбо, Титикака. Водопады: Игуасу, Анхель.

Реки: Мараньон, Укаяли, Мадейра, Риу-Негру, Парагвай.

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный. 5 мин

Учитель сообщает тему, задачи урока, раздает учащимся инструктивные карточки.

Актуализация знаний: фронтальная беседа по вопросам:

фронтальная беседа по вопросам:

  1. Дайте определение понятия “внутренние воды”
  2. Перечислите виды внутренних вод
  3. Вспомните, что такое “речная система”
  4. К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?
  5. Укажите, какая зависимость существует между реками и рельефом?
  6. Как зависят реки от климата?
  7. Назовите основные типы питания рек.
  8. Как вы полагаете, какой тип питания будет преобладать у рек Южной Америки?
  9. Что такое межень? Половодье?

Этап 2. Операционно-исполнительский. 20 минут.

Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием, картами атласа, графическими конспектами по климатическим поясам Южной Америки используя инструктивные карточки. карточкам. Заполняют предложенную им таблицу.

Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 15 минут.

Компьютерное тестирование.

По результатам компьютерного тестирования отметки выставляются в журнал, кроме того, каждый ученик получит отметку за составленную им таблицу.

Или фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности заполнения таблицы.

Таблицы собираются на проверку.

По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме, того, каждый ученик получит отметку за работу с таблицей и контурной картой.

Тест по теме “Климат и внутренние воды материка Южная Америка”.

  1. Основной воздушной массой, формирующей климат на большей территории материка Южная Америка, является…
    1. умеренная
    2. экваториальная
    3. тропическая
  2. По степени увлажнения Южная Америка является…материком
    1. самым влажным.
    2. самым сухим.
    3. со средним увлажнением.
  3. Большая часть материка расположена в… климатических поясах
    1. холодных
    2. умеренных
    3. жарких
  4. У большинства рек Южной Америки преобладает…тип питания
    1. ледниковый
    2. подземные воды
    3. дождевой
  5. Самый высокий водопад Южной Америки и мира.
    1. Игуасу
    2. Виктория
    3. Анхель.
  6. Из всех рек на Земле Амазонка самая…
    1. длинная
    2. многоводная
    3. широкая
    4. быстрая.
  7. Самое большое из высокогорных озёр Южной Америки и мира это…
    1. Маракайбо
    2. Титикака
  8. “Лето достаточно тёплое, +15 - +20 °С, сухое. Зима прохладная, малоснежная. Количество осадков небольшое – до 300 мм в год”. Это описание соответствует типу климата Южной Америки
    1. субтропический влажный.
    2. тропический пустынный.
    3. умеренный морской.
    4. умеренный континентальный.
  9. В тропических широтах вдоль восточного побережья Южной Америки проходит тёплое течение, а вдоль западного – холодное. На основании этого можно сделать вывод о том, что:
    1. на восточном побережье осадков выпадает больше.
    2. на западном побережье осадков выпадает больше.
    3. температуры воздуха западного и восточного побережья резко различаются
    4. течение не оказывает влияния на климат материка.
  10. На большую часть территории Южной Америки влага поступает с … океана.
    1. Тихого.
    2. Атлантического.
    3. Индийского.

Буинск - 2010 г.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти особенности климата; разобрать особенности климатических поясов Южной Америки. Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Южной Америки.

Развивающие:

2. Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами; продолжить формирование умения составлять характеристику географических объектов.

Воспитательные:

3. Формирование у учащихся способность чувствовать, воспринимать и понимать прекрасное в природе.

Учебно-наглядный комплекс

Карты климатических поясов мира, климатические карты - мировая и Южной Америки, физическая карта Южной Америки; климатические диаграммы, хрестоматии

Формы проведения урока

Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; беседа с учащимися: определение особенностей и отличительных черт климата Южной Америки; практическая работа с климатической и физической картой – определение основных климатических показателей в Южной Америке и влияющих на климат причин; самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картой атласа – определение особенностей климата одного из климатических поясов или областей материка; практическая работа с климатическими диаграммами – определение типов климата; познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами; сформировать у учащихся представление об основных чертах рек и озер материка.

Литература:

1. География частей света. – Москва - 1963 г.

2. Энциклопедия. «Планета чудес и загадок».

3. Энциклопедия. «Я познаю мир».

4. Ж/л «География в школе».

5. Открытый урок мерики..doc

Ход урока.

1. Организационный момент.

Обеспечить нормальную рабочую обстановку. Подготовить учащихся к общению: слушать и

2. Актуализация знаний. Мотивация и целеполагание.

Обеспечить мотивацию актуализировать опыт.(выявить личностный смысл и смысл-контекст

(коллективное понимание)).

Проверка домашнего задания.

Дайте характеристику климатических особенностей Африки?

Дайте характеристику климатических особенностей Австралии?

Вспомните главных климатообразующих факторов?

3. Формирование новых знаний и умений.

I. Вы уже догадались, что тема сегодняшнего урока «Климат и внутренние воды Южной Америки»

Общие черты климатов Земли и особенности климатов двух материков уже изучены, поэтому вам нетрудно будет усвоить особенности климата Южной Америки.

Южная Америка - самый влажный материк на Земле и не такой жаркий как Африка. Причин тому несколько:

1. Большая часть материка расположена в экваториально-тропических широтах.

2. В субтропиках и особенно в умеренных широтах материк узок.

Справочно-информационный материал (Рекорды материка)

Южная Америка – самый влажный материк Земли.

Самое жаркое место (+49 гр. цель.) – Ривадавия (Гран - Чако)

Максимальная среднегодовая температура (+29 гр.) зафиксирована в Маракайбо (Венесуэла)

Самая низкая температура (-33 гр.) зафиксирована в Сармьемто (Патагония).

Самое большое количество осадков (7155 мм) отмечено в Буэнавентуре (Колумбия).

Минимальное среднегодовое количество осадков (1 мм) отмечено в районе города Арика (Чили).

Влажность" href="/text/category/vlazhnostmz/" rel="bookmark">влажность и выпадает много осадков? (Ученики предлагают свои варианты ответов)

Субэкваториальный климатический пояс.

Два сезона - влажный и сухой.

Воздушные массы-

Зимой – тропические (осадки мало выпадают)

Летом – экваториальные

Средняя температура:

Я – 24 гр.

И – 24 гр.

Тропический климатический пояс

Субтропический климатический пояс. Учащиеся самостоятельно характеризуют (дома)

Умеренный климатический пояс

Южная часть материка расположена в умеренном поясе, где господствует западный перенос умеренных воздушных масс.

Выделяется две климатических области:

1. Морской умеренный климат на западе материка: легкая теплая зима (+ 4 – 5 гр.), пасмурная и ветреная погода. Лето влажное, прохладное, частыми дождями, с температурой воздуха до + 15 гр.. Осадков выпадает 2000-3000 мм, такому количеству осадков способствуют Анды.

2. Умеренно – континентальный климат на востоке материка: зима прохладная, малоснежная. Лето сухое и теплое (+ 15- 20 гр.), количество осадков – до 300 мм.

Диаграммы учебника (Рис. № 61, стр. 169)

Высокогорный климат Анд.

Работа с учебником (стр. 169, интересный материал)

III. Внутренние воды. Реки и озера.

Демонстрация слайдов.

1. 1 – 2 слайды – Амазонка (фильм)

2. 3 слайд Ориноко,

3. Парана (мать моря) – 5 слайд.

Водопад Игуасу 6-7 слайд, 8 (фильм).

4. Озеро Титикака – 9 слайд 3812 м. (свинцовая гора) – 10 слайд

5. Озеро Лаго-Архентино – 11 слайд.

6. Озеро Маракайбо.


4. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Вопросы для закрепления.

1. В каких климатических поясах лежит материк?

2. Покажите на физической карте крупных рек и озер?

5. Итоги урока и домашнее задание.

Изучить текст учебника (§ 29)

Работа на к/к.

Описать по типовому план реки Ю. Америки (по выбору)

Дополнительный материал (если осталось время)

Методическое пособие для 7 класса. Стр. 68-69.

Похожие публикации