Внешнее отличие старообрядческой церкви от православной. Основные отличия от новообрядческого храма

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Старообрядчество возникло в середине 17 века в ответ на предпринятую в 1653 - 56 годах патриархом Никоном унификацию богослужения и церковных текстов. Приняв через Византию христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви богослужение и уставные тексты. За 6,5 веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста были приняты новопечатные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям. Что касается обряда, изменения реально затронули лишь некоторые незначительные элементы: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, вместо "Исус" стали писать "Иисус", хождение совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. Можно согласиться, что эти шаги были сделаны без достаточной подготовки и необходимой гибкости, порой даже резко. Однако надо решительно сказать, что в этих церковных мероприятиях не было ничего еретического, чтобы возвести на Церковь страшное обвинение в потере благодати. Невозможно уклониться от принципиальных вопросов: считал ли протопоп Аввакум и его последователи, что проведенные изменения лишили людей возможности спасаться в Церкви. Если он так считал, то, значит, страдал обрядоверием - серьезной духовной болезнью, которая ослепила и погубила иудейских вождей во времена Спасителя. Если так не думал, то зачем вызвал в Церкви раскол, которые святые отцы всегда считали тяжелым грехом. В истории Византийской Церкви были очень трудные периоды. Иногда патриарший престол занимали еретики (монофелит Сергий, иконоборец Анастасий и др.). При поддержке некоторых императоров это продолжалось порой многие годы, но борцы за православие не мыслили вызывать раскол. Имея глубоко церковное сознание, они хорошо знали, что это всегда оборачивается трагедией. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что разрывать единство и полноту Церкви не меньшее зло, чем создавать ересь.

Живое дерево должно приносить плоды. Поскольку назначение Церкви вести своих чад к спасению, то и оценивать нужно по тем духовным дарованиями, которые стяжали члены церковного сообщества. Сонм святых - плод Церкви. Святость со всей очевидностью доказывает, что жизнь Церкви благодатна, что в ней действует животворящая сила Святого Духа. Светильники не возможно скрыть под спудом. Наших святых знают православные, старообрядцы и даже нецерковные люди. Почему в старообрядчестве нет таких святых, как Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, великие Оптинские старцы, Ксения Петербургская и Матрона Московская и многие другие дивные угодники Божии?

В конце хочется привести пример. Давно хорошо знаю православную женщину, которая родилась в старообрядческой семье. Много лет назад она начала посещать православные храмы. Ее сестра (уже покойная) осталась человеком нецерковным: не молилась ни в старообрядческий храм, ни в православном. Когда она тяжело заболела (рак печени) и перед смертью пожелала исповедаться и причаститься, сестра ее Марина буквально на руках внесла ее в старообрядческий храм. Там посмотрели списки. В них Ирина не значилась. Исповедовать и причащать категорически отказались. Сестры вернулись домой. Возможности вести в православный храм уже не было. Марина поехала одна. Первым, к кому она обратилась, был отец Константин (несколько лет я знаком с этим священником). Он был занят, но оставил свои дела и поехал. Только по дороге Марина решилась сказать священнику, что везет его к сестре, которая крещена в старообрядчестве. Он без всяких колебаний продолжил путь, исповедал и причастил умирающую Ирину.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан.

Терминология
Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами. В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался. Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».
В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста
Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.
Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки
Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус
В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры
В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть. Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу
К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава
В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе
На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза). Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом
Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки
Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением
Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение
После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

Видно не все знают, что такие шаги Русская Православная церковь уже сделала четверть века назад. На Поместном Соборе Русской православной Церкви 1971г. было утверждено решение Патриаршего Священного Синода от 23/10 апреля 1929г. о “признании старых русских обрядов спасительными, как и новых обрядов, и равночестных им... об отвержении и вменении, яко не бывших порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они не встречались и кем бы они не изрекались...об упразднении клятв Московского Собора 1656г. и Большого московского Собора 1667г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие...”

Таким образом, Русская Православная церковь повернулась лицом к старообрядчеству в стремлении преодолеть раскол, возникший 300 лет назад.
Все знают, что причиною раскола послужили церковные реформы, проводившиеся патриархом Никоном. Чем они были вызваны? Состояние церкви после Смутного времени было плачевным. Обеспокоенность за сохранение благочестия на Руси нашла выражение в деятельности кружка “ревнителей благочестия”, в который среди прочих входил царь Алексей Михайлович, архимандрит Никон (будущий патриарх), протопоп Аввакум (главный поборник старообрядчества) и другие. Среди прочих вопросов ставился и вопрос о «правке» рукописных богослужебных книг для подготовки текста к книгопечатанию. Были найдены противоречия в различных книгах то ли по вине переводчиков, то ли переписчиков, и с целью унификации текста, принято решение выверить его с греческими оригиналами. Вопрос был только в том, насколько бережно и осторожно провести эту работу и другие церковные преобразования. И тут чисто церковные дела стали сферой политических интересов.

Усилилась борьба за централизацию власти, что отмечалось еще при Иоанне Грозном, а было завершено при Петре I. Тактикой царя Алексея было выдвигать сильных людей, которые брали на себя весь удар, а потом смещать их. На первых порах это были бояре Морозовы, затем их сменил патриарх Никон, которому вначале царь дал неограниченную власть. Но позднее представил на церковный суд, лишив всего, и отправил в ссылку. Церковная реформа проводилась силовыми методами, поддержка ее считалась признаком лояльности царской власти, с несогласными жестоко расправлялись как с бунтарями против царя. За короткий срок было изолировано, а потом уничтожено все старообрядческое духовенство. Последний оплот старообрядчества - Соловецкий монастырь, как вражескую крепость брал штурмом военный флот. Разгром русской православной церкви продолжался и при Петре I. Жестоко преследовались старообрядцы, не принявшие западнических реформ, не менее жестоко православные священнослужители и монахи. Петр I перестал доверять русскому духовенству, и на руководящие должности в церкви были призваны иерархи из Украины. Украинское духовенство сохраняло чистоту Православия в условиях католического засилия. Однако, западное влияние сказалось на внешних обрядах: схоластичном богословии, стиле иконописания, пения и т.д. Тем не менее, благодаря мудрости первоиерарха митрополита Стефана, Петру I не удалось до конца выполнить свой замысел превратить церковь по образцу протестантских государств в одно из государственных ведомств. Несмотря на упразднение Патриаршества и установление вместо него власти Священного Синода во главе с обер-прокурором, олицетворявшем власть царя, церковь сохранила в главном свою духовную самостоятельность. Начался 200-летний Синодальный период Русской церковной истории, закончившийся только после революции 1917 года, когда было восстановлено патриаршество. В этот период продолжалась секуляризация (отпадение от церкви) общества, массовые массонско-просветительские увлечения и т.д. К началу XIX века большая часть аристократии и аристократической интеллигенции были пропитаны массонством и западничеством. Даже император Павел I был гроссмейстером мальтийского Ордена. Таким образом, многие современные церковные историки и деятели русской культуры считают церковный раскол Русской Православной Церкви и алексеево-никоновско-петровские реформы губительными для русского православного благочестия.

Как же сложилась судьба старообрядчества? В старообрядчество ушли люди, приверженные старым устоям жизни, часто сильные и волевые по характеру, что и дало им возможность выстоять в условиях жестокого натиска со стороны государства. Долгое время старообрядчество выделялось высокими моральными качествами, трезвостью, сохранением традиционного старинного склада жизни, устойчивыми семьями, почитанием родителей. Огромное влияние старообрядчество оказало на русскую хозяйственную жизнь, промышленность, торговлю, сельское хозяйство. Например, к XIX веку значительная часть российского капитала находилась в руках старообрядцев. Старообрядцами были крупнейшие династии российских промышленников и торговцев. Старообрядчество воспитывало в своих последователях энергию и жизненную устойчивость. Старообрядческие семьи отличала особая бережливость, домовитость, честность и верность слову. Многие обычаи старообрядцев, хотя и носили религиозное обоснование, но, по сути дела, были проявлением практической мудрости. Например, выделение посуды, запрет пить воду в бане, запрет в колодце черпать воду своим ведром, пить из ведерного ковша и т.д. Все это важные гигиенические запреты, часто спасавшие старообрядцев от эпидемий. Член Государственной Думы Уваров писал в начале нашего века: “Когда вы проезжаете по деревне далекой и глухой и видите хорошие дома, богатые постройки, людей не пьяных, занятых работой, людей, нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед - старообрядцы”. Эта характеристика православного исследователя совершенно подходила и старообрядцам Горного Алтая, что было отмечено многими авторами. Так в начале века православный священник Катанды с горечью пишет о религиозном безразличии и часто низком уровне местных жителей, считавших себя православными и противопоставляет им старообрядцев, крепко соблюдавших свою веру и поведением своим подтверждавших ее.

Старообрядчество, особенно беспоповцы, сохраняя старинную культуру, нередко оберегали то, что корнями уходило еще в дохристианскую Русь. Например, обычай вместо освящения воды в храме брать ее в Крещенскую ночь из природных источников, освящение посуды проточной водой и т.д. Также и поморский обычай «христосования с природой», пение особым образом «Христос Воскресе», чтобы вызвать эхо в лесу, поле, водных источниках. Обычай на Радоницу совершать обряд «свистопляски», т.е.под переливчатое пение особых глиняных свистулек в старинных одеждах с пением пасхальных стихир совершать хороводный крестный ход вокруг кладбищ и т.д.

Старообрядческая культура привлекала и привлекает внимание многих отечественных исследователей, которые говорят об особой ценности ее для русского народа.
Что же в отношении религиозной жизни? Раскол от Русской православной церкви имел последствия продолжающихся трещин в среде самих старообрядцев, в результате чего образовалось полсотни «толков», не признающих друг друга и относящихся друг к другу часто с еще большим отрицанием, чем к «новообрядцам». Часть старообрядцев обрели в Австрии изверженного из сана по политическим соображениям епископа и, вопреки каноническим правилам, создали духовенство Белокриницкого Австрийского согласия, ныне возглавляемого Старообрядческим Архиепископом Московским и всея Руси.

Но многие старообрядцы этого не приняли. Другая часть старообрядцев принимала священников, рукоположенных в православной церкви, так называемых «беглопоповцев». После революции к ним из обновленчества перешел епископ, с тех пор это Древнеправославная церковь, возглавляемая Архиепископом Новозыбсковским и всея Руси, не признающая других старообрядцев. Но только половина старообрядцев тем или иным способом восстановили церковную организацию, другие же стали беспоповцами. Различные группы беспоповцев возглавлялись наставниками, которые вносили свои правила, не принимаемые другими. Так и образовалось около 50 толков, каждый из которых только свои обычаи считает верными, а других - «антихристовыми». К настоящему времени большинство толков вымерло и осталось их около десятка. Наиболее известные среди оставшихся: поморский, кержацкий, рижский, гребенщиковский, федоровский, федосеевский, семейственных.

Характерный эпизод приводит один исследователь старообрядчества:
«В одной деревне произошел разговор со старухой:
- Как вы молитесь?
- А я с этими старообрядцами не молюсь, потому что мы другого толка, очень редкого, так что осталась только я, да и один дед из соседней деревни.
- А в чем же ваше отличие?
- Этого я и сама не помню, а только знаю, что с местными старообрядцами молиться грех!»

Сходный эпизод произошел недавно и в наших местах. Перевезли бабушку-старообрядку в новую деревню, где она вскоре умерла. Местные старообрядцы отказались ее отпевать, так как сомневались в чистоте ее веры: «с нами не молилась».
Итак, с чем же мы пришли к сегодняшнему дню? Русская Православная Церковь, несмотря на все издержки и ошибки, сохранила главное: благодатно-литургическую жизнь, установленную Самим Господом Иисусом Христом (Ин.6) и Апостолами. Тем самым в главном не изменила Евангельской Правде. Доказательством этого является богатейшее богословское наследие последних столетий после раскола, в том числе и нашего времени. Главное же доказательство благодатной спасительности пути Русской Церкви - многочисленные примеры святости, известные в России и по всему миру. Преп. Паисий Величковский возродил древнюю практику «творения молитвы Иисусовой», что и было воспринято от него многими монахами, в том числе старцами Оптиной пустыни, куда собиралась вся Россия. Всех святых Русской Православной церкви не перечислить. Достаточно в этом сонме назвать преп. Серафима Саровского и прав. Иоанна Кронштадского, прославленных по всей России и всему миру. А новомученики и исповедники Российские, повторившие в наши дни подвиг ранних христиан!
А как приводила к святости духовная жизнь старообрядчества? Обычно старообрядцы затрудняются в ответе на этот вопрос, называя лишь имена протопопа Аввакума и прочих пострадавших в первый период гонения. А последующие 300 лет?

70 лет гонений на веру, к сожалению, сказались и на старообрядчестве, когда одновременно с разрушением православных храмов уничтожались храмы и молитвенные дома старообрядцев, богослужебные книги. Все меньше остается грамотных наставников. Современная жизнь также наложила свой отпечаток. Изменился быт старообрядцев и внешне стал мало отличаться от быта других российских людей. Нередко в старообрядческих семьях мы можем наблюдать то же пьянство, табакокурение, употребление наркотиков у молодежи, те же конфликтные ситуации и т.д. Осталось лишь чувство своей особенности и противопоставления себя другим. На чем оно основано?

Обычно старообрядцы в адрес православных выдвигают следующие обвинения:

Реформа книг и обрядов.
Здесь поднимается следующий вопрос: допустимы ли церковные реформы в принципе, или христианская вера хранит архаичность и неизменность. Однако, опыт Древней церкви говорит о закономерности реформ. При сохранении неизменной сути, форма исторически менялась. Примером могут служить литургические реформы Иоанна Златоустого и Василия Великого, принятые и старообрядцами. Вопрос о том, насколько удачны «никоновские» правки богослужебных книг, остается до сих пор спорным и нуждается в дальнейшем исследовании. Все это время продолжается выверение текстов и возможно некоторые исправления будут близки к старообрядческому пониманию. Но если мы сравним тексты православных и старообрядческих богослужебных книг, то увидим, что различия носят непринципиальный, частный характер. И если не быть формалистом-буквоедом: «за единый аз умрем», то исчезает почва для споров.

Двуперстность или трехперстность крестного знамении.
Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы. При крестном знамении православные и старообрядцы всего лишь меняют их местами. Сложенные же персты на иконах Спасителя и Святых – знак не крестного знамения, как считают старообрядцы, а благословения именем Господним, по мнению православных, с начертанием греческих букв И Х - имени Спасителя. Так и священнослужители благословляют верующих. Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры. Но самым главным в этом вопросе является то, что после долгих дисскусий двуперстное и трехперстное знамения признаны равночестными, и этим устранена причина для споров.

Действительность Крещения лишь полным погружением.
Крещение полным погружением и Православной церковью считается более правильным. Сейчас повсеместно строятся особые купели, чтобы проводить подобное Крещение, а по возможности даже крестят на водоемах. Но, в случае невозможности крестить полным погружением, допустимо ли крестить “обливанием”, совершается ли при этом Таинство? Да, совершается, говорят нам древние книги: «Учение двенадцати апостолов» (Дидахе, глава 7), Правило 12-е Неокесарийского Собора, Правило 47-е Леодикийского Собора. Об этом же пишут многие святые отцы, рассказывают жития мучеников, одним словом, источники, задолго предшествующие Крещению Руси.

Написание имени Спасителя: ИСУС (старообрядческое) или ИИСУС (православное).
Как написание, близкое к греческому первоисточнику, правильным будет старообрядческий вариант. Но как звучание - правильнее православный. Удвоенным звуком «и» передается длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке. Поэтому произношение имени Спасителя ИИСУС более соответствует Вселенской практике звучания Имени Господнего.

Точно таким же образом, спокойно и без взаимных обвинений, можно объяснить и все другие противоречия, возникшие между православием и старообрядчеством.
В завершении хочется еще раз сказать о том, что сегодня наметился процесс к сближению, преодолению исторической неправды раскола. Сто лет назад возникли старообрядческие единоверческие храмы и монастыри, где при полном сохранении старых обрядов был преодолен раскол. Сейчас аналогичное движение наблюдается со стороны православных людей. В ряде православных храмов по разрешению Патриарха проводятся богослужения «ревнителей старины» полностью по старообрядческому чину. Заходя в православные храмы старообрядцы могут креститься двуперстно. Разрешены служения старообрядцев у древних святынь.
Многие мыслящие старообрядцы также задумываются над преодолением раскола при сохранении всего, что дорого им. Но бывает и другое понимание. Один молодой мужчина из старообрядческой семьи сетовал мне на то, что хотел бы прийти в храм, но не может из-за клятвы, данной в свое время бабушке. Умирая, она сказала ему: «Греши, если не можешь иначе, хоть пей, хоть блуди, - Господь простит, а вот если войдешь в Никонианский Православный храм или в Старообрядческую «Австрийскую»церковь - будешь проклят Богом!»

Сегодня, к сожалению, очень часто не нравственность и четкое знание устоев своей веры отличает старообрядцев, а привычное недоверие к Православной церкви. Соответствует ли это проповеди Евангельской, основам Веры Православной христианской? Разве на ненависти может утверждаться истинная Вера?
В наше время разгула различных сект и ересей не пришла ли пора нам вспомнить братскую любовь нашей единой Веры и преодолеть неправду раскола?

Похожие публикации