В результате люблинской унии 1569 г произошло. Кревская уния и ее последствия. Последствия Люблинской унии

Персональная уния между ВКЛ и Польшей в 15 в. носила неустойчивый характер. Она неоднократно припынялася и снова воссоздают свое действие.

Причины Люблинской унии: стремление белорусского, украинского, литовской шляхты иметь равные привилегии с польской и ограничить произвол магнатов, а также желание облегчить свою воинскую повинность, которую она отбывала в форме "посполитое рушенье ", тогда как в Польше преобладало наемное войско. Унии воспротивились литовско-белорусские магнаты, не желавшие ограничения своих прав, привилегий и земельных владений. Однако их оппозиция оказалась недостаточно сильной, чтобы не допустить осуществления унии.

Кроме внутриполитических, были еще и внешнеполитические факторы, которые заставляли польско-литовские правящие круги к государственному об "единения. Из-за длительного противостояния с Московским царством, опустошительных набегов татар, борьбы за великокняжеский стол Великое княжество Литовское оказалось на грани катастрофы.

Ситуация обострилась в середине 16 в., Когда началась война между Московией и Ливонским орденом. В ту войну была втянута и Литва, которая воевала на стороне ливонцев.

10 января 1569 открылось заседание о "Объединенного сейма, на котором сразу же разгорелись споры между противниками и сторонниками унии.

Тем не менее в июне 1569 депутаты Великого княжества Литовского присягнули на верность государственной унии и подписали акт о ней. Так образовалось государство Речь Посполитая с выборным королем, общим сеймом, денежной единицей, единой внешней политикой, но в каждом государстве сохранялись самостоятельные органы власти, собственная казна, вооруженные силы и законодательства.

После Люблинской унии усилилась дискриминация белорусского населения. Белорусов подвергали всевозможным притеснениям: ограничивали территорию их проживания, не позволяли вступать в ремесленные цехи, запрещали заниматься торговлей и т. п. Значительно усилилось ополячивание, принудительно насажвалися культура, язык, образование, католическая религия, которую особенно упорно вводил орден иезуитов. Кроме того, ополяченная белорусский знать получала в Речи Посполитой высокий социальный статус и возможность быстрого продвижения на государственной службе.

Знать настойчиво вводила Фоль-варочные хозяйства, барщины. По Литовскому Статуту 1588 г. крестьяне закрепощались, устанавливался 20-летний срок розыска крестьянина-беглеца.

Люблинская уния стала событием огромного политического веса.

Для судьбы Бераруси она имела достаточно противоречивые последствия: с одной стороны, способствовала усилению польской экспансии на белорусские земли, разрушительному наступлению католицизма, нарастанию социального напряжения, ополячиванию тогдашней белорусского элиты.

С другой стороны, важным итогом унии был выход белорусских земель на орбиту западноевропейской культуры, мощная вспышка культурно-образовательного движения, которое впервые о "объединила представителей всех сословий и положило начало рождению белорусского народа как осознанной сообщества.

28) Брестская церковная уния
В 1054 г. произошел окончательный раскол христианской церкви на западную - католичество и восточную - православие. Великое княжество геополитически находилась на границе двух религий, поэтому обе конфессии были широко представлены в государстве. Это давало основания православной Москве и католическому Западу для вмешательства во внутренние дела княжества. Чтобы защитить независимость ВКЛ, нужно было что-то другое - не католичество и не православие.
К XVI в. отчетливо проступили черты кризиса православия. Константинополь был захвачен турками, епархии княжества не смогли создать независимую систему образования, подготовить квалифицированные кадры рядового духовенства, наблюдался кризис проповедничеством. Православие теряла интеллектуальную опору - тогдашнюю интеллигенцию. Иезуит Петр Скарга адмячав состояние православия в ВКЛ так - "папы схалопели, наука упала". До того, в условиях Ливонской войны с Россией ориентация на Москву (центр православия, с 1589 - в Москве патриархия) выглядело предательством. В то время на Западе наблюдался духовный подъем, создавались национальные церкви. Необходимость реформирования церкви понимали белорусские православные иерархи. Совпадение этих факторов (культурная деградация православия, возвышение православной Москвы, стремление государственных руководителей ВКЛ на укрепление независимости и устремления Ватикана на окатоличивание княжества) способствовала быстрому проведению церковной реформы - введению униатство.
В первой половине 1590-х гг. на многочисленных встречах с представителями Ватикана православные иерархи вырабатывали условия объединения церквей в ВКЛ. Инициаторами унии выступили епископ брестский и владимиски Ипатий Потей и епископ Луцкий Кирилл Тарлецкий. Их поддержали митрополит Михаил Рогоза, король и князь Сигизмунд III Ваза и канцлер ВКЛ Лев Сапега. На церковном соборе весной 1595 с намерением заключить унию согласились все православные епископы, кроме львовского. Были выработаны «33 статьи» - условия объединения, в соответствии с ними:
соблюдались все церковные праздники согласно православным календарем;
на церковные должности назначаются только "русские" люди;
монастыри и церкви не превращаются в костел;
запрещается переманивать в католичество униатов;
Папа Римский является главой церкви в вопросах веры;
униаты принимают некоторые догматы католической церкви (символ веры и др.)..
После принятия унии не должно было быть ломки обычаев и традиций - внешне ничего не изменилось. На это очень надеялись инициаторы объединения церквей. 23 декабря 1595 И.Пацей и К.Тарлецки встретились в Риме с Климентом VIII, который согласился со всеми условиями и подписал папскую буллу об унии. 6 - 9 октября 1596 г. в Берестье на церковном соборе, куда съехались сторонники унии, униатство было окончательно оформлено как религиозное направление. Одновременно в Бресте на свой собор собрались сторонники сохранения чистоты православия, лидером их был епископ львовский. Наложив взаимные проклятия, иерархи разъехались по епархиям, сея семена вражды и напряженности в обществе. 15 октября 1596 г. королевский универсалом акт унии был утвержден на государственном уровне. Официально православная церковь в ВКЛ перестало существовать, была создана греко-униатская церковь.
Общество восприняло введение унии по-разному. Часть населения решительно ее поддержала особенно в епархиях, что возглавляли сторонники унии, часть населения решительно отказались от реформы. Традиция православия не допускала никаких изменений - так не могла сохраниться чистота "першапачатковасци" христианства. Введение унии принималось как личная трагедия. Другие православные деятели выступали не против унии, а против подчинения папе, против регионального характера унии. Такое сильное сопротивление было непредвиденных, конфронтация только нарастала. Происходили стычки, борьба за храмы и епископские кафедры, некоторые принимали ужасные формы. Жесткий деятельность униатского архиепископа Иосафат Кунцевич в Полоцке и Витебске вызвала взрыв народного гнева - Кунцевич был убит и выброшен в Двину. Такие восстания жестоко подавлялись властями, которые сначала поддержали новую церковь.
Униатства через поддержку государства и культурно-просветительскую деятельность постепенно расширялась среди сельского населения и горожан, мелкой шляхты. К началу XVIII в. оно стало самой массовой религией в княжестве, помогло сохранить национальные особенности белорусского народа, сдержала ополячивание белорусских земель. Это означает, что те надежды, что возложили на униатство в Ватикане и Кракове, не сбылись. Более удачно Ватикан и Краков действовали в среде средних и крупных феодалов ВКЛ. Во время контрреформации они почти все перешли в католичество, что способствовало их ополячиванию, слиянию с феодальным сословием Польши в единое феодальное сословие Речи Посполитой. Белорусские феодалы теряли связь с исторической традицией государства ВКЛ, со своим народом.
Сторонники православия не исчезли с исторической сцены. В 1620 г. они тайно посвятили новую иерархию в Киево-Печерской Лавры (контролировалась православными). Так окончательно произошел раскол бывших православных княжество на две церкви. В восточных районах княжества православные пользовались значительной поддержкой, особенно в крупных городах. Поэтому великие князья со временем вынуждены были официально признать возрождение православия в княжестве. В 1632 и 1633 гг. Владислав IV Ваза признал существование православных церквей и придал им некоторые привилегии, в 1650 г. эти привилегии подтвердил Ян Казимир.

29)Проанализируйте общегосударственные грамоты (привилегии).

В зависимости от действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц ты грамоты (привилеи), которые действовали на всей территории государства и относились ко всему населению, принято называть общеземские. За время существования государства было принято значительное количество этих актов. Некоторые из них имеют наиболее существенное значение для дальнейшего развития правовой сферы деятельности.

Прежде всего, общеземские грамоты закрепляли права шляхетского сословия, которое начало складываться в государстве в 14 веке. Одними из первых таких грамот были три грамоты Ягайло.

Вторая Второй привилегия утверждал, что 47 феодалов ВКЛ примали эти гербы.

3 (От имени Ягайло и Витовта) утверждал, что ВКЛ присоединяется к Польше. Но при этом было закреплено, что после смерти Ягайлы, короли будут отбираться с согласия короля польского.

Люблинская уния и рождение Речи Посполитой.

В 1569 году произошло событие, благодаря которому с карты Европы исчезли два довольно сильных средневековых государства: Польша и Великое княжество Литовское. Вместо них возник подлинный гигант с совершенно необычным государственным устройством – Речь Посполитая.
К этому времени два государства уже имели немалый опыт совместного существования в менее тесных объединениях. Почти два века их соединяли узы персональных и династических уний. Началось все еще а 1385 году, когда литовский князь Ягайло получил вместе с рукой польской принцессы корону Польши. После него несколько королей из династии Ягеллонов занимали два престола одновременно.
Общность интересов двух государств объяснялась прежде всего необходимостью защищаться от внешней опасности. В XIV веке такой угрозой были немецкие рыцарские ордена, осуществлявшие политику «натиска на восток». Династическая уния в этих условиях оправдала себя – Грюнвальдская битва в 1410 году фактически положила конец немецким завоеваниям на востоке.
В XV веке ситуация несколько изменилась, хотя фактор внешней угрозы сохранился. Новым врагом для обоих государств становилось оформившееся в середине XV века Крымское ханство. Ни Польша, ни Литва не были в состоянии надежно защищать свои южные границы на территории Украины от татарских набегов. Эту задачу в основном брали на себя крупные землевладельцы (вроде князя Василия-Константина Острожского), однако на деле они часто вовсе не препятствовали проникновению татарских отрядов в земледельческие районы, предпочитая «грабить награбленное» на обратном пути. Определенную проблему составляли и появившиеся в тот же период казаки, разбойничающие в «ничейных» землях.
В плане военной ситуации Литва в начале XVI века оказалась в более уязвимом положении, нежели Польша. Той после 13-летней войны (1454-1466) удалось добиться решительной победы над давним врагом – Тевтонским орденом, превратившимся в вассала польской короны. Теперь поляки могли задуматься о собственной экспансии в Прибалтику и на земли Новгорода и Пскова. Литва же столкнулась с новым, весьма сильным врагом – Московским княжеством.
Избавление от татарского ига Москва при Иване III стремительно превратила в наступательные войны с целью подчинить своему влиянию бывшие земли Руси, значительная часть которых к тому времени вошла в состав Литвы. Активность литовской католической церкви вызывала недовольство крупных православных феодалов, которые видели в московском князе своего природного сюзерена-единоверца. В конце XV века от Литвы к Москве перешли чернигово-северские земли, Гомельщина, часть Смоленщины. В начале XVI века Москва успешно воевала с союзником Польши и Литвы, Ливонским орденом. В 1514 году московскими войсками был захвачен Смоленск. Неудачно началась для Литвы также Ливонская война (1558-1583) против молодого Ивана Грозного, показавшего себя весьма талантливым завоевателем (тогда он еще не был слишком Грозным).
Таким образом, Литва имела очевидные военные причины укрепить союз с Польшей. Кроме этого, литовская шляхта в значительной мере завидовала «вольности» шляхты польской и мечтала о таких же правах и привилегиях. Однако крупные литовские феодалы (магнаты) относились к идее объединения государств более сдержанно, надеясь вновь получить обычный военный союз или сохранить династическую унию.
Польша тоже стремилась к объединению, рассчитывая за его счет усилить свое проникновение во владения Литвы на Украине, а также продвинуться на восток, остановить экспансию Москвы и захватить часть ее владений. Рассчитывала на объединение и католическая церковь, для которой оно могло стать способом избавиться от влияния в Польше и Литве реформационных учений и православия. Хотя Реформация не получила в Польше значительного распространения, все же положение католицизма в начале XVI века пошатнулось.
Таким образом, международная ситуация при заключении договора про унию однозначно ставила Польшу в более выгодное положение, и польская верхушка воспользовалась этим. В планах польской короны было не только присоединение Литвы, но и ограничение ее возможностей внутри единого государства, и отторжение от нее в пользу собственно Польши значительных земельных владений на Украине.
Непосредственно с предложением о заключении унии выступил Сигизмунд II Август, бывший и литовским великим князем, и королем Польши. Он, кроме всего прочего, рассчитывал на укрепление в едином государстве королевской власти и ограничение влияния сейма, то есть стремился, по примеру ведущих европейских государств, к формированию абсолютизма.
В январе 1569 года собрался Люблинский сейм, где должны были обсуждаться предложения сторон по условиям заключения унии. Решение же сейм вынес только в июле, поскольку между делегациями сразу же возник конфликт. Польша требовала значительных территориальных уступок, единой монеты, созывов сейма (особенно коронационного) только на польской земле. Литва же не желала поступаться воеводствами, желала, чтобы государственные должности на ее территории занимали исключительно местные уроженцы, требовала проведения сеймов поочередно то на одной территории, то на другой, а коронационного – на границе. В знак протеста против польского давления делегация литовских магнатов даже покинула Люблинский сейм.
Но оказалось, что позиция литовской верхушки уже ничего не решает. Литовская мелкая шляхта отнеслась к идее унии с воодушевлением. Люблинский сейм и лично король Сигизмунд II Август в отсутствие литовской делегации приняли решение о передаче Польше значительных литовских территорий (Полесья, Подолии, Волыни и Киевщины). При этом литовские дворяне, проживающие в этих воеводствах, вполне одобрили решение.
Некоторые представители литовской знати стали в таких условиях склоняться уже даже к унии с Москвой, но сдались под напором Сигизмунда II Августа, который пригрозил им конфискацией земель. Литовской делегации пришлось вернуться на сейм и торговаться уже только за масштабы своих уступок Польше, а не за собственно унию.
28 июня Люблинский сейм принял наконец решение об объединении двух государств, а 4 мюля оно было утверждено сеймами Литвы и Польши отдельно. В результате исчезли два государства, а возникло одно, называемое Речью Посполитой, то есть «республикой».
По форме правления оно действительно могло считаться дворянской республикой, поскольку король там не наследовал власть, а выбирался на сейме, да и полномочий имел, пожалуй, меньше, чем сегодня глава президентской республики. Литва (урезанная территориально) все же сохранила значительную автономию: могла чеканить монету (хотя валюта для всего государства была одна), иметь армию, пользоваться своим языком. Все основные государственные должности имелись в Речи Посполитой «в двух экземплярах»: для Короны и для Литвы (к примеру, имелись великий коронный гетман и великий гетман литовский). Литовская католическая шляхта полностью уравнивалась в правах с польской, магнаты сохранили в основном свои владения.
Новое государство на первых порах казалось очень сильным. Оно имело вторую по размерам (после Московского царства) площадь среди стран Европы, многочисленное население, выход к морю. Немедленно проявились и военные преимущества объединения – второй период Ливонской войны оказался для Московского царства неудачным. Но процветание оказалось недолговечным, и погубила его «шляхетская демократия». Многочисленные привилегии шляхты, закрепленные в том числе и Люблинским сеймом, парализовали государственную власть, ослабляли армию, способствовали возникновению многочисленных «рокошей» (антигосударственных выступлений крупных землевладельцев) и мелких междоусобиц, формировали крепостническую систему (от которой развитые государства к тому времени уже практически отказались). В Речи Посполитой медленно развивались мануфактурное производство и ремесло, а торговля велась в основном сырьем.
Можно сказать, что Люблинская уния не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Литовская шляхта, получив права, не получила мирной, богатой жизни (в Польше литовцев нередко обзывали «шляхтич Голота» и смеялись над их болотисто-лесистыми владениями). Не получилось укрепить южные границы, и татары, турки и казаки стали для нового государства настоящим кошмаром. Временные успехи в войнах с Москвой очень скоро (в XVII веке) сменились весьма чувствительными неудачами. Резко отрицательно к решениям Люблинского сейма отнеслись представители православного населения, в том числе дворянская верхушка, так как на них-то как раз всеобщее равноправие шляхты и не распространялось. То же можно сказать про православную церковь. В результате православие превратилось в Речи Посполитой в «пятую колонну» Москвы. Слабая королевская власть и длительные периоды «бескоролевья» (пока шли выборы нового короля) также ослабляли страну.
Сами условия заключения Люблинской унии несли в себе основы будущих проблем нового государства и сформировали все основные причины его довольно скорой гибели. Самая «демократическая» громадная монархия Европы просуществовала немногим более двух столетий.

Люблинская уния 1569

соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство - Речь Посполитую (польск. Rzeczpospolita, буквально - республика). Рассмотрение вопроса об унии началось в январе 1569 в Люблине на общем сейме польских и литовских феодалов. Подписана 28 июня (1 июля утверждена раздельно депутатами польского и литовского сеймов). Завершила начавшийся с Кревской унии 1385 (См. Кревская уния 1385) процесс объединения обоих государств.

Л. у. предусматривала установление в Польше и Литве единообразного государственного устройства, общей денежной системы, общего сейма. Во главе Речи Посполитой стоял король, избираемый совместно польскими и литовскими феодалами. Л. у. подтвердила присоединение к польской короне части территории Великого княжества Литовского, объявляла Ливонию общим владением, отменяла взаимные пошлины. Как единое государство Речь Посполита выступала и на международной арене. Вместе с тем Л. у. не ликвидировала полностью государственной обособленности Литвы: были сохранены особое законодательство и суды, отдельные высшие административные должности, казна, войско, официальным языком остался русский (белорусский); в течение 17-18 веков эти элементы государственности отмирали - Третьего мая 1791 конституция фактически ликвидировала остатки государственности Литвы.

Публ.: Akta unii Polski z Litwa. 1385-1791, Kraków 1932.

А. И. Рогов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Люблинская уния 1569" в других словарях:

    Ян Матейко. Люблинская уния Люблинская уния (польск. Unia lubelska, белор. Люблінская унія, лит. Liublino unija) соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство (Rzeczpospolita Obojga… … Википедия

    Об объединении Польши и Вел. кн ва Литовского в одно гос во. Подписана 28 июня (1 июля утверждена раздельно депутатами польск. и литов. сеймов). Л. у. завершила начавшийся с Кревской (личной) унии 1385 процесс объединения обоих гос в. Заключение… … Советская историческая энциклопедия

    Соглашение (28 июня) об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство Речь Посполиту. Устанавливала единообразное государственное устройство, общий сейм, денежную систему. Остатки государственности Литвы (суды, казна,… … Энциклопедический словарь

    Соглашение об объединении королевства Польши и Великого княжества Литовского в одно государство Речь Посполитую. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    1569 соглашение (28 июня) об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство Речь Посполиту. Устанавливала единообразное государственное устройство, общий сейм, денежную систему. Остатки государственности Литвы (суды, казна … Большой Энциклопедический словарь

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    1569 года, соглашение об объединении королевства Польши и Великого княжества Литовского (см. ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО) в одно государство Речь Посполитую (см. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ). Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств,… … Энциклопедический словарь

    Люблинская уния - Л юблинская уния (1569) … Русский орфографический словарь

    Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине. Вызвана была Л. уния опасением польско католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда Августа литовско польской династии Ягеллонов, отделится от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Люблинская уния или соединение Литовского княжества с Польским королевством на Люблинском сейме в 1569 году. , Коялович М.О.. Книга представляет собой репринтное издание 1863 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
История Украины с древнейших времен до наших дней Семененко Валерий Иванович

Люблинская уния 1569 года и ее последствия

Люблинская уния 1569 года и ее последствия

С середины XV века главным направлением экспансии русских царей стала территория Великого княжества Литовского. Неспособность Литвы (как и Польши) в одиночку отражать внешнюю угрозу привела к тому, что уже в период правления в Польше Сигизмунда II Августа (избран королем в 1548 году) можно говорить о целенаправленном польско-литовском сближении. Взятие Иваном IV в 1563 году Полоцка поставило под сомнение реальность самого существования Великого княжества Литовского, терпевшего военную катастрофу. Предотвратить подобный исход могло лишь объединение Литвы с Польшей. К тому же, несмотря на введенный в Литве запрет на раздачу земли иностранцам (принят в 1447 году), польская шляхта различными путями занимала все больше земельных угодий и должностей на Подляшье, Волыни и Подолии. Мелкие литовские, украинские и белорусские бояре, недовольные засильем крупной знати, стремились получить в будущем объединенном государстве такие же привилегии, как и польская шляхта. Совместными усилиями успешнее, как они полагали, могла бы вестись борьба с турецко-татарской опасностью. Петиции с требованием реального союза Литвы и Польши поступали постоянно к Великому князю литовскому от верхушки литовского и украинско-белорусского населения. Но на сейме 1551 года литовские и украинские магнаты высказали несогласие с идеей объединения. Тогда через 7 лет средняя и мелкая литовская знать, шляхта Волыни и Подляшья обратились к польскому королю с просьбой взять их под защиту в связи с неспособностью Великого княжества Литовского обеспечить безопасность своих подданных от нападений татар и войск московского царя. Ведь в феврале 1563 года войска Ивана Грозного заняли Полоцк - сердце ВКЛ. Город был разграблен, 20 тысяч жителей пленены, и потопу в Астрахани их продавали в рабство персидским купцам по цене 3 рубля за человека. В Москву было вывезено много золота, серебра, драгоценностей, разворована старейшая на территории Беларуси библиотека Софийского собора.

Хотя в январе 1564 года армия ВКЛ во главе с гетманом М. Радзивиллом почти целиком уничтожила 30-тысячное войско царя, однако в дальнейшем княжество не имело шансов выстоять против московской агрессии.

В январе 1569 года в Люблине начал работу польско-литовский сейм, на котором представители Литвы предложили создать унию двух стран, сохранив при этом оба законодательных учреждения - соответственно в Польше и Великом княжестве Литовском. Но собирать их вместе предполагалось только при выборах короля и для решения внешнеполитических вопросов. Не встретив поддержки, литовские и часть украинско-белорусских магнатов покинули заседания сейма. Тогда Сигизмунд II Август, опираясь на поддержку менее состоятельной шляхты, в марте и мае присоединил к Польше Подляшье и Волынь, а 5 июня по просьбе местной аристократии включил в состав польской короны Брацлавщину и Киевщину. 1 июля вернувшиеся на сейм делегаты от Великого княжества Литовского согласились с планом образования Речи Посполитой (Res Publica) - унии Польши с Литвой. Выборный король Польши при этом становился и великим князем Литовским, создавался объединенный сейм, общая монетная система, шляхта получала право владеть земельными угодьями на всей территории Речи Посполитой. В то же время Великое княжество Литовское сохранило право на собственный герб и государственную печать, законодательство, армию, финансы и администрацию.

Таким образом, более чем на 220 лет большинство украинских земель оказалось под властью польских шляхтичей. Только часть украинского Полесья осталась у Литвы, северную Буковину удерживала Молдавия (с 1514 года - Турция). Восточная часть Карпатской Украины после 1526 года оказалась в руках Австрии, западную заняла Трансильвания; Чернигово-Сиверская земля контролировалась Российским государством (с 1618 г. она перешла к Речи Посполитой).

С принятием в 1572 году Польшей так называемых Генриховых артикулов страна стала единственной в континентальной Европе территорией со шляхетской демократией, выборным королем, имевшим строго ограниченные властные полномочия. Между тем во всей остальной Европе (исключая Англию) роль кортесов, парламентов, ландтагов в XVI–XVII веках неуклонно снижалась, усиливалась власть абсолютного монарха, обеспечивавшего стабильность феодальных структур.

Правовой режим Польши после Люблинской унии постепенно распространялся и на земли, где проживало украинское и белорусское население. С 1563 года как в Польше, так и в Литве православная шляхта получила равные права с католической, в середине XVI века исчез из употребления термин «бояре». Однако возможность получить шляхетское звание для представителей всех народов, проживавших в Речи Посполитой, одновременно предполагала существенные ограничения их культурной автономии. Но в судопроизводстве Речи Посполитой несмотря на это использовался не только польский, но и немецкий, украинско-белорусский, армянский, латинский языки. Тем не менее историки Польши в конце XVI - начале XVII века (М. Стрийковский, В. Деболецкий и другие) изучали прошлое своей страны как историю всех территорий, что входили в состав Речи Посполитой - наследницы Сарматского царства и Скифии.

Большинство населения Украины, проживавшего на территории Речи Посполитой, составляло крестьянство, разделявшееся на такие категории:

Тягловые крестьяне, работавшие на помещика сначала 8-10 дней в году, затем по 2–4 дня еженедельно; платили подымный налог, несли дополнительные повинности и работы. Во второй половине XVI века постепенно исчезли;

Ремесленники, служивые крестьяне;

Чиншовые крестьяне, платившие налог зерном, медом, кожами. С расширением фольваркового хозяйства тоже исчезли;

Полусвободные крестьяне;

Бывшие холопы, слившиеся вначале XVII века с крепостными.

С XVI столетия крестьяне были лишены права продавать землю или сдавать ее под залог, а в случае перехода в другую местность следовало уплатить шляхтичу за прежние привилегии и получить от него документ о предоставлении личной свободы.

Еще в 1557 году в Галиции, на Волыни и Подолии была проведена аграрная реформа под названием «Устав на волоки». Пригодные к пахоте земли разделили на участки площадью 19 гектаров в Польше, 22 - в Литве. Их получали в пользование одна, реже - две крестьянские семьи. Чтобы культивировать трехполье, волоку делили на три поля. Владелец такого участка должен был два дня в неделю работать в фольварке шляхтича, платить денежный и продуктовый налог стоимостью 30 грошей, выполнять различные повинности. Богатые крестьяне имели пляц - 75–88 гектаров земли.

После Люблинской унии польские магнаты Потоцкие, Жолкевские, Калиновские, Замойские, Язовецкие, Конецпольские и другие активно вели колонизацию Левобережья. На Волынь, Подолию шло переселение и польских крестьян.

Расширение фольварковой системы означало зарождение протокапитализма, рыночных отношений. Кроме того, введение волоки разрушало, хотя и не полностью, сельскую громаду и общинную форму землепользования. К тому же в течение 10–20 лет крестьяне, проживавшие на земле новых владельцев, оставались юридически свободными. И хотя процесс ограничения миграции крестьянства ускорился после 1588 года, на Переяславщине, Брацлавщине барщины почти не наблюдалось даже в начале XVII века. Если в Галиции работа на шляхтича составляла 4–5 дней в неделю, то на Киевщине - 2–3 дня. По мнению Ю. И. Терещенко, к середине XVII века на территории этнической Украины была закрепощена лишь четвертая часть крестьян. Цитаделью панщины с XVI столетия оставались Западная Украина и Волынь.

Развитие агротехники, улучшение орудий обработки земли привели к тому, что к началу XVII века украинские регионы заменили Испанию в качестве житницы Европы. Заметим, однако, что освоение и раздел между польской шляхтой земель южнее линии Белая Церковь - Винница вызвали недовольство осевших там казаков и беглецов из Галиции, Побужья, Полесья, северо-западной Киевщины, бассейна Южного Буга, Брацлавщины.

Развивались на землях Украины и ремесла: если в середине XVI столетия в Киеве было 20 ремесленных специальностей, то к 1650 году - около 100, а в целом по Украине - до 300. Создавались цехи, зарождалось мануфактурное производство. Основная масса ремесленной продукции вырабатывалась в городах, большинство которых насчитывало всего по 2–3 тысячи человек. Лишь в таких населенных пунктах, как Киев, Львов, Белая Церковь, Меджибож, насчитывалось от 10 до 18 тысяч жителей. Кроме городов с королевским, частновладельческим и церковным статусом, существовали и города, 9бладавшие магдебургским правом (возникло в Германии около 1188 г.). Данная система самоуправления предполагала налоговый иммунитет, судебную независимость, льготы в торговле и ремесле. Первыми получили магдебургское право такие города, как Новый Сонг - в 1294 году, Хуст, Тячев, Вышкове - в 1329, Львов - в 1356, Киев - в течение 1494–1499 годов и другие. На территории Галиции его имели не менее 400 населенных пунктов, а в Восточной и Центральной Украине - более 20.

Но лишь немногие города Украины могли использовать преимущества магдебургского права в полном объеме. Чаще всего оно оказывалось ограниченным: в состав ратушного управления не имели права входить православные горожане, отсутствовала собственность жителей на землю, они слишком зависели от частников и королевской власти, за мещанами сохранялось много натуральных и иных повинностей. Эти ограничения хорошо видны на примере Киева, чье магдебургское право было подтверждено в начале XVI века. Здесь им обладал фактически только 110-гектарный Подол - торгово-ремесленный анклав, градообразующее ядро. Не обладая правом собственности на землю, магистрат в 1602 году лишился западного предместья Подола, где был создан католический епископат - так называемое Бискупское местечко. Часть Старокиевской горы передали магистрату только в 1645 году. В целом из 7000 жителей Подола впервой четверти XVII столетия пользовались магдебургским правом менее половины горожан. Вообще процессы урбанизации и протокапиталистического развития слабо затронули Украину. Если в Лондоне 1632 года насчитывалось 317 тыс. жителей, то в Киеве - чуть больше 10 тыс. Избы украинцев возводились без единого металлического гвоздя, крыша покрывалась камышом, вместо стекол в окнах были вычиненные свиные пузыри.

И все же в начале XVII века Киев славился как крупный торговый центр, куда прибывали купцы из многих государств. Изобилию товаров здесь способствовало введение беспошлинной торговли для местных торговцев в приграничных городах Московского царства. В 1624 году король Сигизмунд III Ваза объявил субботу днем свободной торговли (без взимания пошлин со всех купцов), что еще более интенсифицировало рыночные процессы.

Речь Посполитая в начале 30-х годов XVII века раскинулась на территории в 990 тысяч квадратных километров, переживая свой «серебряный век», счастливейшие годы. В Западную Европу вывозились зерновые хлеба, города покрылись строительными лесами, в Варшаве, ставшей с 1569 года столицей Польши, был перестроен королевский замок, возведен памятник Сигизмунду III. Славилась не только польская конница, но и театр, опера, музыка страны, ходили легенды о пышности посольств - К. Збаражского в Константинополе, Е. Оссолинского в Риме, К. Опалинского в Париже…

Однако Украине приобщение (как польской колонии) к новоевропейской цивилизации принесло не только интенсификацию производства, выход на западные рынки, но и рост социальной напряженности, который привел к ряду восстаний. Это подрывало могущество Речи Посполитой, но и Украины - не в меньшей степени. Кризис восточнохристианской цивилизации и невозможность восприятия достижений западнохристианско-новоевропейской системы ценностей превращали Украину, как и Белоруссию, в периферийные регионы Европы. Ситуация усугублялась противоположной цивилизационно-геополитической ориентацией господствующих и угнетенных слоев украинского общества.

Неудачей закончилась и попытка части польской и московской аристократии объединить оба государства воедино (т. н. «Смута»), хотя канцлер Польши Л. Сапега, будучи в Москве, уверял бояр 4 декабря 1600 года: «…мы с вами славяне, один народ». Пропасть разделила западных и восточных славян по линии вероисповедания, и преодолеть ее не удалось.

Из книги Русь и Литва автора

Глава 21 Люблинская уния К началу 60-х годов XVI века королевская власть находилась в плачевном состоянии. Последние годы жизни Сигизмунд II провел в окружении наложниц, которые его грабили, и колдуний, которых он призывал для восстановления сил. Когда короля спрашивал,

Из книги Россия в средние века автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Люблинская уния 1569 г. 21 декабря 1568 г. Сигизмунд Август выдал литовским представителям указание касательно плана работы совместного польско-литовского сейма. Заседания сейма начались в январе 1569 г.482В начале первого совместного заседания посланники польской шляхты

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Люблинская уния Политическое влияние Польши на Литву, сближая литовско-русский государственный строй с польским, в XV и первой половине XVI в. кое-как поддерживало многократно обновлявшийся новыми договорами династический союз обоих государств, то имевших отдельных

Из книги Русь и Польша. Тысячелетняя вендетта автора Широкорад Александр Борисович

Глава 4 Люблинская уния В конце 60-х годов XVI века усилилось движение польских панов за создание единого государства с Великим княжеством Литовским. Сейчас «самостийные» белорусские историки утверждают, что-де создание польско-литовского государства стало реакцией

Из книги Как Малая Русь стала польской окраиной автора Широкорад Александр Борисович

ГЛАВА 18 ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ В конце 60-х годов XVI века усилилось движение польских панов за создание единого государства с Великим княжеством Литовским. Сейчас «самостийные» белорусские историки утверждают, что-де создание польско-литовского государства стало реакцией

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 91. Люблинская уния 1569 г.; ее значение и следствия Мы видели (§ 41), что, несмотря на постоянное стремление Литвы к самостоятельности и обособлению от Польши, польское влияние в Литве после Витовта продолжало расти. Его проводили великие князья-католики и поддерживала

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

Сигизмунд Август. Люблинская Уния Политика Сигизмунда I (Старого) (1506-1548) продолжалась при его сыне и преемнике – Сигизмунде Августе (1548-1572), который был избран и королем Польши и Великим Князем Литвы, продолживши династическую унию этих, пока еще формально отдельных,

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Люблинская уния 1569 года Уже к началу XVI в. упадок Великого княжества Литовского стал для всех очевиден. В 1522 г. Великое княжество лишилось своих земель в Северо-Восточной Украине - Черниговской и Стародубской, отошедших к Москве. В 1549 и 1552 годах оно не смогло отразить двух

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Люблинская уния Вопрос о государственной унии с Польшей остро поставила на повестку дня прежде всею Полоцкая война. Наша страна не могла собственными силами отразить нападение восточного интервента, освободить оккупированную московским войском Полотчину. Уже в 1562

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ Акт Люблинской унииПроцесс объединения Польши и Литвы, который был начат заключением в 1385 г. Кревской унии, через двести лет завершился подписанием унии в Люблине. В Украине этот союз оценивают неоднозначно, учитывая политику Польши на принадлежащих ей

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Люблинская уния (1569 г.) Шляхта литовских-беларуских поветов еще 13 сентября 1562 года на полевом сейме под Витебском приняла акт о заключении унии с Польшей и направила его великому князю, т. е. Жигимонту ІІ Августу. Участники сейма послали также письмо шляхте Жамойтии, в

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1569 Люблинская уния Эта уния завершила процесс объединения Польши и Литвы, начало которому было положено Кревской унией 1385 г., бывшей по сути династическим союзом: великий князь Литовский Ягайло стал мужем польской королевы Ядвиги и был провозглашен польским королем.

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Уния в Гадяче 1658 года и ее последствия Нарастание антирусских настроений среди окружения гетмана И. Выговского явилось основной причиной интенсивных контактов с Речью Посполитой. Их вел с украинской стороны богатый и образованный шляхтич Ю. Немирич, с польской -

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

Люблинская уния. Рождение титана Великое княжество Литовское и Польша шли навстречу друг другу долгим тернистым путем. Долго тянулся и Люблинский сейм – с 10 января по 12 августа 1569 года. Каждая из сторон – поляки и литовцы – имела свои интересы, часто они не совпадали, а

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Люблинская Уния Сигизмунд-Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие как представители Польши, так и представители Великого княжества Литовского. Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы в эту эпоху

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Люблинская уния Страшные испытания пришлось пережить русскому народу в конце XVI и в начале XVII в. Московская Русь, хотя истерзанная и обнищалая, все же довольно скоро выбилась из Смутной поры, вынесла из нее свою веру и народность во всей их целости; не то было с западной –

Сигизмунд II, в интересах скорейшего решения этого вопроса, созвал "спульный" (срочный или внеочередной) сейм в Люблине (1569): он и явился завершением того политического плана, который столько веков приводился в исполнение. И на этом сейме шла упорная борьба сторонников и противников унии. Каждая сторона выставляла известные нам аргументы: одни ссылались на Мельницкий трактат 1501 года, другие на старые привилеи и прошлое государства. Польские послы не желали считаться ни с какими моральными и политическими соображениями литовцев. В конце концов литовцы уехали, в надежде, что без них дело унии не будет решено. Но в момент их отсутствия поляки присоединили к Польше Подляшье и Волынь, и, конечно, это присоединение было актом насилия по отношению к Литве: бывших на сейме подляшан заставили присягнуть под угрозой лишения имений. Не присягнул только староста Евстафий Волович, лишенный держав, полученных за разные государственные заслуги. Затем, по требованию короля, стали приезжать на сейм уехавшие подляшане и волыняне для принятия присяги. После присоединения поляками двух областей литовцы опять приехали на сейм, но их протест по поводу инкорпорации не имел практического значения. Присоединение двух областей и видимая невозможность для стороны Литвы активно этому противодействовать сделали поляков смелее: они таким же путем присоединили Киевщину.

Реформы 1564-1565 гг. приблизили общественно-политический строй ВКЛ к польскому. По мнению Ю. Бардаха, эти преобразования были обусловлены продуманной рецепцией польских образцов и поэтому они отличались большим рационализмом и последовательностью. Акт Люблинской унии от 1 июля 1569 г. очертил основные конструкции общественно-политического строя Речи Посполитой и сословные права шляхты. Присутствовавшие на сейме прелаты, светские и духовные паны, рада, князья, государственные чины, земские послы ВКЛ и Польши объявили, что во исполнение прежних соглашений они заключают новый договор о возобновлении и исправлении "частично нарушенной унии и самого соединения". Польское королевство и ВКЛ провозглашались "единым нераздельным и неразрозненным телом", общей Речью Посполитой, слившей "в один народ два государства и народа". В состав Короны, в значительной мере по желанию местной шляхты, вошли земли Волыни и Киевского воеводства.

Сигизмунд-Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие, как представители Польши, так и представители Великого Княжества Литовского. Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы в эту эпоху нигде не спрашивались и в решении вопросов о своей судьбе не участвовали.

Представители Польши предложили свой проект унии, который, в главном, состоял в следующем:

  • -- Польша и Великое Княжество Литовское составляют одно нераздельное государство -- "Речь Посполитую".
  • -- Они имеют одного короля, который выбирается совместно и коронуется в Польше.
  • -- Сеймы впредь должны быть общие, не раздельные Польши и Литвы, как было раньше.
  • -- Общая монета и финансовая политика.
  • -- Свобода поселения поляков в Литве, а литовцев в Польше.
  • -- Отторжение от Великого Княжества Литовского и присоединение непосредственно к Польше всех "русских" (украинских) земель Великого Княжества Литовского и южной части Белоруссии.
  • -- Сохранение автономии Великого Княжества Литовского, с отдельным войском и внутренним финансовым управлением (Литовская казна).

Проект вызвал негодование представителей Литвы, которые покинули сейм и уехали из Люблина. Но не все. Многие православные (русские магнаты и шляхта Великого Княжества Литовского) остались и подписали Люблинскую Унию.

Когда на основании этого Сигизмунд издал манифест об отторжении от Литвы русских земель, представители Литвы вернулись в Люблин и 1-го июня 1569 года подписали этот чреватый последствиями исторический документ. Во владении Литвы осталась только территория, населенная литовцами и большая часть Белоруссии.

Вся Украина-Русь, границы которой тогда простирались на юге -- по линии Каменец-Подольск -- Умань -- Днепр (с запада на восток); на востоке -- Новгород-Северский, Стародуб, Глухов, Гадяч, Полтава (несколько восточнее), на севере -- несколько южнее Припяти, а на западе -- по Карпатам -- все отошло к Польше.

Кончился более чем двухсотлетний период сосуществования Украины-Руси с литовцами и начался период непосредственного подчинения Польше

Акт унии предусматривал отказ от принятой ранее процедуры обособленного избрания и возведения на престол великого князя литовского - "чтобы никакого следа и ничего подобного прежним церемониям не было". Общий монарх должен был избираться совместно и короноваться в Кракове. Отсутствие одной из сторон не должно было стать препятствием для избрания монарха. Поскольку, однако, сохранялся государственный титул и отдельная администрация ВКЛ (urzеdy), то провозглашение избранного короля великим князем литовским, русским, прусским, мазовецким, жмудским, киевским, волынским, поляшским и инфляндским должно было осуществляться одновременно.

Уния вводила общий (вальный) коронный сейм для "обоих народов под королем польским", общее представительство "панов польских и литовских" в сенате, равно как и послов в "посольской избе". Оговаривались возможность обсуждения своих проблем на сеймовых сессиях и вне их, в самой Польше и в ВКЛ, глухо упоминалась взаимная помощь во всех возможных "невзгодах". Ликвидировались таможенные пошлины (кроме купеческих), устанавливалась единообразная монета. В отношениях с другими государствами РП выступала как единая держава, предполагалось осуществление единой политики в "делах важных для обоих народов", совместная организация посольств и подписание договоров. Сама Речь Посполитая была построена по федеративному принципу: Корона и ВКЛ сохраняли свою территорию, администрацию, скарб, войско, судебную и правовую системы. Признание специфических особенностей и интересов ВКЛ вскоре после Люблинской унии было зафиксировано также так называемыми литовскими конституциями. С 1581 г. нередко дополнявшими общие решения ("ухвалы") вальных сеймов.

Другие ключевые статьи оговаривали социально-правовые проблемы: новый монарх обязывался уже во время своего коронования публично подтверждать в одном акте права, привилегии и вольности обоих народов и государств. В особых статьях конкретизировались эти обязательства: сохранение действующих законов, уставов, судебных решений, касающиеся всех сословий и прежде всего "княжеского стана и шляхетских фамилий". Подтверждалось право собственности на движимое и недвижимое имущество, пожалования и доходы, связанные с высшими должностями, владение землей и угодьями на основе письменного и обычного права.

Магнаты ВКЛ добились включения в акт унии статьи, запрещавшей процесс экзекуции, осуществленной в середине XVI в. в Польше, проверки и пересмотра великокняжеских пожалований, привилеев, выданных разным народам, землям, поветам, обывателям, конкретным лицам и шляхетским родам, различных сделок с владениями и т. д. Прекращалась дальнейшая раздача господарских владений в ВКЛ, кроме тех, которые могли отойти к ним впоследствии из собственности князей, шляхты, вельмож. Эти имения король мог жаловать шляхте Короны и ВКЛ для обеспечения земской военной службы. Шляхта обоих народов получила возможность приобретать земли как в Польше, так и на территории ВКЛ.

Люблинская уния, как видим, была заключена на принципах правового равенства Польши и ВКЛ, но реальная политическая ситуация существенно изменилась. Среди 140 сенаторов на вальных сеймах только 27 были литвинами. Подобная диспропорция сохранялась и в дальнейшем, хотя численность членов высшей палаты несколько возросла после присоединения Инфляндии в 1598 г., завоевания Черниговской земли и воссоздания Смоленского воеводства в 30-х годах XVII в. В посольской избе из 114 послов литвинами было 48 .

Эти различия были обусловлены большей численностью соответствующих должностных и духовных лиц в Польше (воевод, каштелянов, министров, католических бискупов), тем более после инкорпорации Подляшья и украинских земель. Понятно, что вместе с монархом-католиком это давало определенные преимущества польским представителям в сейме при рассмотрении дел всеми сеймующими станами (король, сенаторы и послы Польши и ВКЛ).

От Люблинской унии и выиграли, и проиграли все стороны. Польша получила значительные территориальные приращения в виде земель, ранее входивших в ВКЛ, перспективу шляхетской колонизации огромных пространств и беспокойную межу с Великим княжеством Московским. Непомерно разросшееся юго-восточное подбрюшье обещало ей новые столкновения с Крымским ханством и его могущественным протектором - Оттоманской Портой. Отношения с казацкой вольницей, слава богу, представлялись еще туманными. Кроме того, воленс-ноленс, в актах унии было записано обоюдное обязательство сторон поддерживать друг друга в случае широких военных действий и других крупных политических осложнений. (Польше это обходилось дороже: черная дыра коронных расходов на квартовое войско, реестровое казачество, да и на большее посполитое рушенье.)

ВКЛ в результате подписания реальной унии потеряло украинские земли, но продлило существование на несколько столетий, почти полностью избавилось от постоянной угрозы крупных набегов крымчаков и масштабной войны с Турцией. Уния дала возможность добиться перелома в Ливонской войне, закрепить ленные права на Инфляндию совместно с Польшей (7).

В начале XVII в. возможности Речи Посполитой казались настолько значительными, что была предпринята попытка передела Восточной Европы. Иллюзии, порожденные масштабными "московскими экспедициями" и претензиями на московское царство рассеялись только после неудачных походов нового короля и великого князя литовского Владислава IV в 30-х годах XVII в.

С усилением польского влияния и культурно-конфессиональной полонизацией магнатерии и значительной части шляхты и городских верхов возросло также участие шляхты ВКЛ в политической и духовной жизни Короны и всей Речи Посполитой, расширились связи с польской и западной культурой. Правящая элита ВКЛ стремилась реально сохранить государственный суверенитет в тех пределах, что были оговорены унией, или даже расширить его, опасалась чрезмерного возрастания польского влияния, передела собственности, втягивания в опасные внешнеполитические акции, не отвечавшие собственным интересам Княжества. Статут ВКЛ 1588 г., завершивший интенсивный процесс кодификации общегосударственного права, не был представлен вальному сейму и был введен в действие благодаря личным связям подканцлера Льва Сапеги и привилею Сигизмунда III. Ничто так не разгораживало две державы на протяжении нескольких столетий, как разные правовые системы. Не очень спешила шляхта оказывать помощь Польше и в ее войнах с Портой, Швецией, крымчаками, в подавлении бунтов и восстаний на украинских землях; бдительно следила за соблюдением норм Статута о предоставлении государственных должностей только урожденной шляхте ВКЛ ("тубыльцам").

По завершении Ливонской войны оставались острые проблемы заключения длительного мира с Москвой. Часть московских бояр, эмигрировавших в ВКЛ, поддерживала партию войны в расчете на возвращение к своим отчинам. Упоминая в 1586 г. об одной из таких попыток беглого боярского сына, кн. Миколай Крыштоф Радзивилл с большим раздражением писал о "росказнях этого хлопа", подстрекавшего к продолжению Ливонской войны. "Да и что может дать она Литве? Хоть бы король овладел всем вплоть до золотой бабы что Литве с того? Что за права Литвы к русским землям? Разве что волчьи... А нас снова завоюют по-старому... Лучше лежать упитым, чем убитым" .Не вдаваясь в рассмотрение всех многозначных последствий альянса с Польшей, стоит отметить только, что для шляхты ВКЛ образование РП значило важный этап ее политической и социальной эмансипации.

Похожие публикации