Открытое занятие по логопедии «Автоматизация звука Ш. Приключение в осеннем лесу. Логопедические упражнения

1. Автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
2. Выделять звук из слов, делить слова на слоги.
3. Фонемный анализ слов типа КОШКА.
4. Познакомить детей с буквой Ш.
5. Читать прямые и обратные слоги.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, пеналы, буква, палочки, игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Оргмомент.

Дети сидят на своих местах.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма.
Дети слушают музыку.

Ребята, назовите героев сказки «Крокодил Гена и его друзья». (Это – Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др).

Послушайте, кто поёт эту песенку (звучит песенка Чебурашки). Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости.
Логопед ставит на парту игрушку Чебурашка.

Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям. Вы догадались, кто это? (Шапокляк).

На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк.

Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. Поможем её в этом?

Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).

Артикуляция звука (язык чашечкой, губы округлены), характеристика (согласный, твердый, глухой).

У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В имени какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).

В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

3. Автоматизация звука [ш] в слогах .

Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Чебурашка насторожился).
Шта-што-шту-шты! (испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?

4. Фонемный анализ слов .

Посмотрите, кто встретился Чебурашке по дороге (мишка, кошка).
Фонемный анализ слов мишка, кошка.

5. Автоматизация звука [ш] в словах .

Чебурашка вышел из леса и пришел к нам.

а) Игра «Назови картинку». Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)

б) Игра «Добавь словечко».

Логопед говорит от имени Чебурашки, а дети помогают вести рассказ.

Я по лесу шел и волнушку… (нашел). Дальше я в лес… (пошел), в чащу леса … (зашел) и к избушке … (подошел), потом в избушку … (зашел), ничего там не … (нашел), дальше … (пошел). К дереву я … (подошел), там я сладкий мед … (нашел). По дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

в) Игра: «Разложи картинки». Деление слов на слоги.

Чебурашка шёл по дороге и увидел 3 домика.
На доске - три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). У детей на столе лежат картинки. Дети должны разложить свои картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.

6. Физминутка (проводится на ковре).

Слушайте стихотворение и выполняйте действия.

Делай круг!
Шире круг!
Справа друг.
Слева друг.
Мы идём по кругу,
Песенку поём.
Группа наша дружная.
Весело живём.

А теперь приготовьте свои ручки.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.

7. Автоматизация звука [ш] в предложениях . Анализ состава предложения.

Теперь составьте предложение со своим словом. В предложении должно быть пять слов. Покажите Чебурашке, чем мы обозначим слова в предложении. Анализ предложения.

Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

С другом мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки … (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
На столе стояла кошка … (плошка).
На полу сидела плошка … (кошка).

8. Знакомство с буквой Ш : обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек.

Ой, а в конверте кажется ещё что-то есть. Посмотрите, это буквы.

Чтение слогов. Правило: буква Ы никогда не стоит за буквой Ш.

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу.
Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Назовите слова со звуком [ш].
Занятие окончено.

Подготовила и провела
учитель-логопед Мартьянова К.Н.

Олеся Морозова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

Цели : 1. Знакомство со звуком < ;Ш>, его характерными особенностями, с буквой Ш .

2. Закрепление правильного произношения звука < ;Ш> в слогах, словах.

3. Развитие фонематического слуха : умения выделять звук < ;Ш> на слух и в произношении из ряда других звуков , слогов , слов и определять позицию звука в слове .

4. Упражнение в чтении слогов , слов с буквой Ш . Знакомство с правилом написания слога ШИ.

5. Воспитание стремления правильно произносить поставленные звуки .

Оборудование : зеркала, демонстрационные предметные картинки (васильки, ромашки, шмель, пчела, ландыш, фиалка, рубашка, футболка, брюки, шорты, шлепанцы, сандалии, шоколад, конфеты, шалаш, домик, ручка, карандаш, индивидуальные предметные картинки по 2 на каждого ребенка (часы, камыш, лук, лошадка, кольцо, шкаф, санки, пушка, труба, шар, самолет, кошка, заяц, шапка, зонт, мышка, игрушка Шуршунчик, звуковые домики , наборы для схем слов, замок согласных букв , демонстрационная карточка буквы Ш , карточки для чтения, листы Рабочего Букваря с буквой Ш , контейнеры со цветными карандашами, презентация к занятию , компьютер.

План занятия :

I. Организационный момент.

Логопед : Перед началом занятия проводится игра на коммуникативность

«Доброе утро» :

Снова наступило утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Молодцы! Надеюсь, что вы будете на занятии также внимательны друг к другу, как и во время этой игры.

II. Сообщение темы занятия .

Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой . А вот с какими, нам расскажет об этом мой друг Шуршунчик.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Давайте поздороваемся с Шуршунчиком.

Дети : Здравствуй, Шуршунчик.

Шуршунчик : Ждластвуйте, ребята!

Логопед : Ой, Шуршунчик! Что это с тобой?

Шуршунчик : Не жнаю!

Логопед : А ты делал сегодня зарядку для язычка?

Шуршунчик : Нет!

Логопед : Ну, тогда мне все понятно. Твой язычок не проснулся, и поэтому у тебя не получается правильно произнести все звуки . Но это мы сейчас исправим.

Ребята, чтоб слова звучали гладко,

Давайте сделаем для язычка зарядку.

- «Улыбка» :

Рано утром мы проснемся,

Маме с папой улыбнемся.

- «Заборчик» :

В окно выглянем во двор

И увидим там забор.

- «Маляр» :

Чтобы дома было чисто,

Потолок покрасим кистью.

- «Чашечка» :

А теперь мы отдохнем,

Чашку чайную возьмем.

- «Вкусное варение» :

Чай с варением попьём.

- «Лошадка» :

По дорожке узкой, гладкой

Мы поскачем на лошадке.

- «Грибок» :

У дорожки есть дубок,

Под дубком растет грибок.

- «Гармошка» :

Мы от радости немножко

Поиграем на гармошке.

Шуршунчик : Ой! И, правда, помогло. Теперь все звуки получаются !

IV. Выделение <Ш> из имени. Характеристика звука .

Шуршунчик, а какой звук мы будем сегодня учить?

Как, вы ещё не догадались? Этот звук спрятался в начале и середине моего имени!

Ребята, вы догадались, какой это звук ?

- Звук Ш .

Правильно. Произнесите звук Ш и посмотрите на себя в зеркало. Есть ли преграда на пути воздуха? Значит это какой звук : гласный или согласный? Дети отвечают.

Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук . Поет голосок? Значит звук Ш : глухой или звонкий? Ответы детей.

Да, ребята, звук Ш – согласный , глухой, а ещё он всегда твердый. И живет он в синем крыле замка согласных.

Давайте повторим характеристику звука Ш .

Дети повторяют : Звук Ш – согласный , твердый, глухой.

Шуршунчик : Ой, какие молодцы!

V. Игра «Поймай звук Ш » .

Логопед : Да, Шуршунчик, мои ребята очень умные и внимательные.

Шуршунчик : Ой, я хочу поверить действительно ли они такие внимательные. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук Ш » .

Логопед : А что? Хорошая идея! Приготовили ладоши. Если вы услышите звук < ;Ш>, хлопайте в ладоши :

А) Ш, С, М, Ш, Ш, З, Ы, Ш

Б) АШ, УШ, МА, ШО, ШИ, ШЕ, СО

В) САД, МАК, ШУМ, ХОМЯК, ШУТКА, КАРАНДАШ, СТОЛ, КОШКА

Шуршунчик : Молодцы, справились!

VI. Произношение звука в слогах , словах. Выбор слов со звуком Ш .

Шуршунчик : Ребята, я мечтаю стать писателем. И решил написать историю о том, как я летом ходил в гости к Хомяку. Но я хочу, чтобы в рассказе было как можно больше слов со звуком < ;Ш>. Вы поможете их мне подобрать?

Татьяна Анатольевна хорошо знакома с этой историей. Так что пусть она рассказывает, а я буду записывать.

Логопед : Договорились. Ну что ж, начнем.

Однажды прекрасным летним утром Шуршунчик решил отправиться в гости к своему другу Хомячку. Собираясь, он напевал себе под нос весёлые песенки. Я прошу вас сейчас внимательно их слушать и без ошибок их повторить : ША-ШО-ШУ

А начиная с этого момента нам нужна помощь в выборе слов со звуком < ;Ш>.

Итак, Шуршунчик решил принарядиться. Он надел (рубашку или футболку, (брюки или шорты) . На ноги он обул удобные (сандалии или шлёпанцы) . И, закрыв плотно дверь, зашагал по дорожке. Вдоль неё красиво цвели (васильки или ромашки, а над цветами жужжали (шмели или пчелы) . На самой опушке леса рос душистый (одуванчик или ландыш) . На ветке высокой сосны сидела интересная птица. Это была (кукушка или иволга) . Как же красиво было в лесу! То тут, то там в траве виднелись (боровики или шампиньоны) . Выйдя на широкую поляну, Шуршунчик увидел (шалаш или домик) Хомячка. Он очень обрадовался, заметив друга. В подарок Шуршунчик принес (ручку или карандаш) . А Хомячок угощал гостя (шоколадом или конфетами) . А потом друзья решили поиграть в игру «Посели звук Ш в домик » .

VII. Игра «Посели звук < ;Ш> в домик» .

Давайте и мы, ребята, сыграем в эту игру.

Логопед называет слова с доски (слова, которые выбрали дети, а ребята на звуковых домиках определяют позицию звука Ш в них .

Шуршунчик : Ха! Всем вместе легко играть в эту игру. Можно и у соседа подсмотреть.

Логопед : Ну что ж. Давай проверим, как ребята самостоятельно справятся с этим заданием. У вас на столах лежат 2 картинки. Возьмите их, выберете картинку со звуком Ш и определите место звука в нем .

Дети выполняют задание. Затем вслух объясняют его выполнение.

Шуршунчик : Молодцы!

VIII. Физкультурная минутка.

Логопед : Шуршунчик! А мы с ребятами знаем игру про твоего друга Хомячка. Хочешь посмотреть?

Шуршунчик : С удовольствием!

Дети вместе с логопедом выполняют физминутку «Хомячок» :

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, ушки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз,два,три,четыре, пять –

Хомка сильным хочет стать.

IX. Знакомство с буквой Ш .

Шуршунчик : Ой, как интересно! А вы знаете, когда я уходил домой Хомячок подарил мне букву Ш . Хотите, я вам её подарю.

Логопед : Спасибо, Шуршунчик!

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша ,

Букву Ш я написала :

Три шеста и снизу шпала.

Логопед показывает детям демонстрационную карточку с буквой Ш .

Затем, объясняет, как правильно пишется эта буква .

X. Чтение слогов и слов по карточкам :

АШ УШ ОШ ЫШ

ША ШУ ШО ШИ

ШАГ ШУМ ШОК ШОВ

У-ШИ ШИ-НА КА-ША ШУ-БА

XI. Работа на листах Рабочего Букваря .

Логопед : Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами , мы с Шуршунчиком предлагаем вам раскрасить букву Ш на листах Букваря . Каким цветом вы будете раскрашивать буквы ? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш .

Дети раскрашивают букву .

XII. Итог занятия .

Логопед : Ребята, вы запомнили, какой звук и букву мы сегодня изучали ?

Дети отвечают.

Шуршунчик : Молодцы! Спасибо вам, ребята за помощь! До свидания!

Логопед : До свидания, Шуршунчик!

Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизмом, который аналогичен сигматизму свистящих (С, 3, Ц). Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.

Виды сигматизма те же, что и у свистящих.

Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.

Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.

Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по-лость.

Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш

Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.

1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «ГоворилСА, а получилось что?»

2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.

3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с. Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Ш».

  • Кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба (у альвеол);
  • Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • Мышцы языка не слишком напряжены;
  • Губы округлены и выдвинуты вперёд в форме «рупора»;
  • Между зубами маленькая щелочка;
  • Воздух выдыхается равномерно посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
  • Голосовой моторчик не работает.

Подготовительные упражнения для звука «Ш».

Упражнения для губ . Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука «У»). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха . Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки - ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.

Упражнение для языка . Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение . Произнесение длительного звука «Ш». Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук «Ш - Ш - Ш».

Конспект подгруппового логопедического занятия

Логопедическая тема: Дифференциация ш - ж.

Грамматическая тема: Правописание жи - ши.

Цель: Учить дифференцировать ш и ж.

Задачи:

логопедические:

Учить дифференцировать звуки Ш и Ж по звонкости - глухости.

Формировать навык правильного написания сочетаний Жи и Ши.

Обогащать и активизировать активный и пассивный предметный словарь.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Закреплять навык написания букв Ж и Ш в слогах, словах.

коррекционные:

Развивать логическое мышление.

Развивать слуховое внимание.

Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Развивать диалогическую речь.

воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения между детьми.

2. Воспитывать внимательное отношение к заданиям, которые дает логопед.

Оборудование: доска; индивидуальные зеркала; набор символов, для обозначения характеристики звука; предметные картинки для выделения первого звука в словах (жираф, жук, шапка, шишка); таблица с буквами; карточки; рабочие тетради в линейку.

Ход занятия:

I . Организационный момент:

1. Психологический настрой.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие. Садитесь, пожалуйста. Проверьте, правильно ли вы сидите за партой.

Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Логопед: Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать.

II. Повторение:

Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с буквами:

А, а; У, у; О, о; ы; И, и;

К, к; П, п; Т, т; З, з; В, в.

Логопед: Давайте повторим буквы, читайте хором.

(дети хором читают букву, на которую показывает учитель).

Логопед: Назовите гласные.

Логопед: Сегодня мы с вами будем много говорить. А чтобы нам было легче говорить надо подготовить мышцы лица, язык, губы.

Артикуляционная гимнастика.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

(упражнение «Толстячки»)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ

(упражнение «Худышки»)

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

(упражнение «Улыбочка»)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(упражнение «Трубочка»)

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ

(упражнение «Улыбочка»)

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

(упражнение «Парус»)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения «Парусом»)

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

(повторение этих движений языком в положении упражнения «Мостик»)

ГУБЫ СОЖМЕМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

(поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух)

III. Основная часть:

Введение в тему:

Логопед: Чтобы узнать, с какими жителями станы звуков и букв мы будем знакомиться нужно найти общий согласный звук в словах: шуба, камыш, машина.

(логопед выставляет букву Ш на доске)

Логопед: Молодцы! Найдите общий согласный звук в словах: жаба, жук, ежи.

(логопед выставляет букву Ж на доске)

Логопед: Молодцы! Как вы думаете, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать?

(предполагаемые ответы детей: Ш - Ж)

Лингвистический материал: шуба, камыш, машина; жаба, жук, ежи.

Характеристика звуков:

Логопед: Давайте сравним звуки Ш и Ж. Чем они похожи и чем отличаются (по таблице):

(Дети используют индивидуальные зеркала для определения артикуляторного уклада звуков. Совместно с детьми даётся характеристика звуков. Определяется их сходство и отличие. Выставляются символы звуков).

Ш Ж

согласный согласный

губы трубочкой губы трубочкой

зубы сближены зубы сближены

тёплая воздушная струя тёплая воздушная струя

[Ш] - широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] - широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Хлопните, если услышите слог со звуком Ш, топните, если услышите слог со звуком Ж.

Лингвистический материал: Жа, ша, жу, жи, уш, аш, аж, ош, уж.

Упражнение: «Наоборот».

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Если я придумаю слово со звуком Ш, то вы со звуком Ж. (если дети не справляются задание меняется - Если я назову слог со звуком Ж, то вы со звуком Ш).

Лингвистический материал: ШУБА, ЖАБА, ОДЕЖДА, ПОДУШКА или ША, ШУ, ЖА, ШИ, ШО, ЖУ.

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Логопед: Подготовим наши ручки к письму.

В понедельник я стирала,

Во вторник пыль я подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч.

В пятницу я чашки мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Логопед: Наши ручки и пальчики нагрелись и готовы работать. Запишите два слова в тетрадь: ЖУК, ЖИРАФ.

Лингвистический материал: ЖУК, ЖИРАФ.

Логопед: Сколько гласных в слове ЖУК?

(предполагаемые ответы детей: одна).

Логопед: Сколько гласных в слове ЖИРАФ?

(предполагаемые ответы детей: две).

(предполагаемые ответы детей: со звука [Ж]).

Логопед: Правильно. Перед вами лежат карточки-схемы. Вам нужно определить положение звука Ж в словах (положить пуговицу на нужное место: начало, середина, конец).

Логопед: Где находится звук [Ж] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ж] находится в начале слова).

Логопед: Какая гласная стоит в слове ЖУК после буквы Ж?

(предполагаемые ответы детей: У).

Логопед: А в слове ЖИРАФ?

Логопед: У нас получается 2 слога: ЖУ и ЖИ. Произнесите эти слоги и послушайте, одинаково ли слышится звук Ж в этих слогах?

(предполагаемые ответы детей: нет:

в слоге ЖУ он твердый, а в слоге ЖИ - мягкий).

Логопед: Произносим вместе со мной и следим за звучанием: ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ

(дети повторяют хором за логопедом).

Логопед: Так как у нас слышится звук [Ж]?

Логопед: Запомните: звук [Ж] всегда твердый!

Логопед: Теперь запишите слова ШАПКА, ШИШКА.

Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

Логопед: С какого звука начинаются эти слова?

(со звука [Ш]).

Логопед: На карточках-схемах определите, где находится звук [Ш] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ш] находится в начале слова).

Логопед: В слове ШАПКА после буквы Ш какая стоит гласная?

(предполагаемые ответы детей: А).

Логопед: А в слове ШИШКА?

(предполагаемые ответы детей: И).

Логопед: У нас 2 слога: ША и ШИ, в них звук [Ш] одинаково слышится, или по-разному?

(предполагаемые ответы детей:

по-разному: в слоге ША он твердый, а в слоге ШИ - мягкий).

Логопед: Слушаем внимательно и повторяем за мной: ША-ШИ, ША-ШИ, ША-ШИ. Итак, как слышится звук [Ш]?

(предполагаемые ответы детей: одинаково).

Логопед: Запомните: звук [Ш], как и звук [Ж], всегда твердый! Видите, оказывается, не все согласные буквы обозначают два звука - твердый и мягкий. Есть такие буквы - Ж и Ш, которые независимо от того, какая гласная стоит после них, всегда произносятся твердо.

Про эти буквы надо сказать еще: они когда-то поссорились с буквой Ы и не разрешают ей стоять рядом. Буква Ы никогда не стоит после Ж и Ш. Поэтому сочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И.

(на доске: ЖИ - ШИ - пиши с И )

Логопед: Спишите слова в доски: ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ. Возьмите красный карандаш и подчеркните сочетания ЖИ, ШИ.

Физминутка: Мультимедийная ("Солнышко лучистое").

Речевая зарядка. (логопед задает ритм хлопками)

Логопед: Повторяем за мной:

жа - жа - жа - жа - мы видели ужа

ша - ша - ша - ша - мама моет малыша

жу - жу - жу - жу - спешим скорей к ежу

шу - шу - шу - шу - Жене я письмо пишу

Ша-ша-ша - У Даши каша.

Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.

Аш-аш-аш - У Паши шалаш.

Ош-ош-ош - У Миши ковш.

(дети хором повторяют чистоговорки за логопедом).

Работа в тетради.

Логопед: У вас на столе лежат карточки, вам надо вставить сочетания ЖИ или ШИ. С какой буквой вы их напишите?

(предполагаемые ответы детей: с И).

IV . Итог урока.

Логопед: Чем мы занимались сегодня на уроке?

(предполагаемые ответы детей: учились различать звуки Ш и Ж, правильно писать сочетания ЖИ - ШИ.

Дети могут перечислить виды работ, которые выполняли).

Логопед: Чтобы закрепить правильное правописание ЖИ - ШИ, разгадаем кроссворд.

1. Что нужно человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2. Кто ходит в иголках? (ёжик)

3. Маленькие, серенькие, живут в норке. (мыши)

4. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься, и растёт на ёлке. (шишка)

5. Пятнистое животное с длинной шеей, живёт в Африке. (жираф)

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Дома придумать 5 слов — на букву Ж и 5 слов - на букву Ш.

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Тема: «Звук [Ш]»

Цель

Задачи :

Оборудование:

Ход занятия :

1. Орг. момент:

Учитель - логопед

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины.

Учитель - логопед

Ребенок

Учитель - логопед

2. Основная часть:

Учитель - логопед :

Учитель - логопед Улыбочка-хоботок

(Ребенок выполняет).

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед : - Следующее упражнение называется «Лошадка

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?

9. Связь звука с буквой

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

(Ребенок выполняет).

Учитель - логопед:

Игра «Не перепутай»:

Учитель - логопед:

Учитель- логопед:

Ребенок: Ш - ш - ш (повторяет несколько раз).

(Повторяем 2 раза)

(Слайд 3).

Учитель- логопед:

Ребенок: - Вишня и шоколадка.

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед

Ребенок:

Учитель - логопед:

Гимнастика для глаз.

Учитель - логопед : - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи. Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф… шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

Учитель - логопед: - Молодец.

3. Заключительная часть:

Учитель - логопед

Ребенок: - Да. Понравилось.

Учитель - логопед

Поощрение ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: "Звук (Ш)"»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Звук [Ш]»

Цель : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи :

Закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную моторику;

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;

Практическое употребление предложно-падежных сочетаний.

Развивать звукобуквенный анализ слов.

Воспитывать навыки самоконтроля;

Воспитывать активность и внимательность на занятии;

Оборудование: презентация, ватный шарик, ворота, картинки, стеклянные камушки.

Ход занятия :

1. Орг. момент:

Учитель – логопед : - Здравствуй Дима! Сегодня мы с тобой отправимся в гости к одному звуку. А чтобы узнать, к какому именно, нужно внимательно послушать стихотворение и услышать, какой звук там встречается чаще всего:

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины.

Учитель - логопед : - Скажи, пожалуйста, какой звук встречается чаще?

Ребенок : - Чаще всего встречается звук [Ш]. (Слайд 1).

Учитель - логопед : - Правильно, это звук [Ш]. И сегодня мы отправимся к нему в гости на машине. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться и сделать гимнастику для губ и языка.

2. Основная часть:

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Учитель - логопед : - Какое время года сейчас? По каким приметам мы узнаем, что наступила зима? Давай скатаем снежок, и поиграем с тобой в необычный зимний футбол. Для этого мы будем дуть на снежный комочек, чтобы он попал в ворота. Вдох через нос, выдох через рот плавный и продолжительный.

Учитель – логопед : - Следующее упражнение называется «Улыбочка-хоботок ». Нужно широко улыбнуться, а затем вытянуть губы в хоботок.

(Ребенок выполняет).

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед : - Следующее упражнение называется «Лошадка ». Нужно поцокать языком, как будто скачет лошадка.

Следующее упражнение «Фокус» подуем давай на снежинку.

Представь, что на улице идет метель и холодные снежинки падают нам лицо, сдуем снежинку, произнося звук Ш.

Акустико-артикууционная характеристика (слайд)

Когда мы произносим звук Ш, какое положение занимают зубы, губы, язык?

Давай дадим характеристику звуку Ш?

Какой он гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?

Когда мы ехали по снежным улицам на машине, у неё спустило колесо, Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо, возьмем насос в руки и качаем: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

9. Связь звука с буквой

-какой буквой обозначается звук «Ш» ?

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «Ш» услышать и произнести.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву ША из счетных палочек.

(Ребенок выполняет).

Учитель – логопед: - Посмотри, в каком красивом доме живет наш звук. (Слайд 2). А рядом с ним живет его сосед звук [С]. Они часто ходят, друг к другу в гости и играют в разные игры. Вот и нам они предлагают поиграть в игру и немножко отдохнуть.

Игра «Не перепутай»:

Учитель – логопед: - Я буду называть звук, слог или слово со звуками [Ш] или [С], а ты, когда услышишь [Ш] поднимаешь руки вверх, а когда услышишь звук [С] - опускаешь руки вниз.

с, ш, са, су, ши, сы, ща, шайба, слон, шалаш, салют, салют, шалун.

Учитель- логопед: - У нашего звука есть домашнее животное - змейка. Давай покажем, как она шипит.

Ребенок: Ш – ш - ш (повторяет несколько раз).

Давай вместе со змейкой произнесём слоги.

(Повторяем 2 раза)

Игра «Что купили в магазине?» (Слайд 3).

Учитель- логопед: - Перед нашим приездом наш звук [Ш] сходил в магазин и купил много продуктов. Давай посмотрим, что он купил, и назовем только те продукты, в названии которых есть звук [Ш]. (Если ребенок затрудняется, то называем все продукты и определяем наличие звука [Ш]).

Ребенок: - Вишня и шоколадка.

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед : - А теперь сосчитаем предметы:

Ребенок:

1 шоколадка, 2 шоколадки, 5 шоколадок. (Слайд 4).

1 вишня, 2 вишни, 5 вишен. (Слайд 5).

Учитель – логопед: - Ты молодец. Все правильно сосчитал и назвал.

Гимнастика для глаз.

Какой праздник мы ждем с приходим зимы?

Игра «Определи место звука в слове»:

Учитель-логопед:- Разложи картинки в 3 колонны:

1-ая Звук Ш стоит в начале слова;

2-ая Звук Ш стоит в середине слова;

3-я Звук Ш стоит в конце слова.

Игра «Готовим одежду к зиме»:

Учитель – логопед : - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи. Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Давай вместе с ним сложим в шкаф вещи:

«Я положу в шкаф…», и называешь ту вещь, которую положишь.

Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф… шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Дополни предложения по картинкам»

Вещи мы сложили в шкаф, теперь звук Ш просит дополнить предложения по картинками прочитать предложения.

Учитель – логопед: - Молодец.

3. Заключительная часть:

Учитель – логопед : - Вот и пришла пора прощаться с нашим звуком.

Тебе понравилось в гостях у звука [Ш]?

Ребенок: - Да. Понравилось.

Учитель – логопед : - Ему тоже очень понравилось, и он приглашает тебя еще раз прийти к нему в гости.

Поощрение ребенка.

Похожие публикации