Фильм культура в предвоенные годы. Презентация на тему «культура и искусство ссср в предвоенное десятилетие. Изучение нового материала

Вопрос 01. Охарактеризуйте духовный климат советского общества во второй половине 1920-1930-х гг. Что в духовном климате этого периода позволяло осуществлять грандиозные планы модернизации, воспитывать людей, десятилетие спустя одержавших победу над фашизмом? Какие явления, на ваш взгляд, отражают негативные черты этого духовного климата?

Ответ. Искусство, как вся страна было мобилизовано для проведения индустриализации. Оно должно было создавать атмосферу готовности к трудовому подвигу и веры в светлое будущее. И такая атмосфера действительно царила и среди деятелей искусства. Но для достижения такой цели требовалось, чтобы все деятели искусства пропагандировали одно и то же. Началась борьба за единообразие взглядов. Деятели искусства были объединены в союзы по сфере творчества. Союзам давали партийные задания, в рамках союзов производились осуждения тех, кто отклонялся от официальной линии. И если до этого власть мало вмешивалась в споры между творцами, то теперь начали гонения и откровенные репрессии против тех, кто не исполнял предписания партии.

Вопрос 02. Какая роль в воспитании советской молодёжи принадлежала официальной идеологии и пропаганде?

Ответ. По задумке идеологии того времени воспитание молодёжи семьёй требовалось максимально ограничить, воспитывать подрастающее поколение должно было в первую очередь общество. И воспитание это, естественно, должно было быть идеологически правильным. Для этого были созданы соответствующие инструменты. По состоянию на январь 1936 года в стране насчитывалось 5123 клуба и 65 тыс. так называемых красных уголков. Красные уголки организовывались при предприятиях, в учреждениях, общежитиях и жилых домах. В этих небольших по размерам помещениях проводились лекции и собрания по разъяснению внутренней и внешней политики партии, а также культурные и развлекательные мероприятия. В кружках художественной самодеятельности занималось более полумиллиона человек. Во всех этих учреждениях воспитание осуществлялось идеологически правильно. Именно там ковался новый советских человек, о феномене которого и во время Великой Отечественной войны, и в последствии столько написано и положительного, и отрицательного.

Вопрос 03. Какие художественные фильмы 1930-х гг. вам известны?

Ответ. «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев), «Путёвка в жизнь» (реж. Н.В. Экк), «Семеро смелых» (реж. С.А. Герасимов), «Трактористы» (реж. И.А. Пырьев), «Светлый путь» (реж. Г.В. Александров), «Депутат Балтики» (реж. А.Г. Зархи и И.Е. Хейфиц), «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм), «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» (реж. Г.В. Александров).

Вопрос 04. Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жёсткий контроль?

Ответ. Гуманитарная мысль всегда так или иначе анализирует жизнь общества, определяет наилучшие для него пути развития. А именно в этой сфере партия больше всего не любила расхождений со своей официальной идеологией, так как эти расхождения быстрее всего могли привести к критике общественного строя.

Вопрос 05. Назовите характерные черты советской культуры 1920-1930-х гг. Какие из этих черт стали результатом политического воздействия на её развитие?

Ответ. Практически все основные черты культуры либо стали результатом прямого указания политического руководства, либо были следствие других его решений:

1) жёсткое насаждение единообразия мыслей;

2) объединение деятелей культуры в союзы, невозможность творить вне этих союзов;

3) выполнение деятелями культуры заданий политического руководства, прежде всего, прославления преобразований в стране;

4) уход многих талантливых писателей и поэтов в детскую литературу, где было меньше опасность подвергнуться репрессиям;

5) активное участие деятелей культуры в воспитание молодёжи в идеологически правильном русле.

Вопрос 06. Кто из деятелей русской культуры 1920-1930-х гг., на ваш взгляд, популярен и сегодня?

Ответ. До сих пор популярны отличные произведения детских поэтов и писателей того времени: К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Е.Л. Шварца. Это уникальный период, когда действительно талантливые люди выбирали детскую литературу, в которой сложнее было приписать им неправильные политические взгляды, творить для детей было безопаснее.

Вопрос 07. Что понималось в СССР под «воспитанием нового человека», какими средствами оно осуществлялось?

Ответ. Это означало воспитание человека по-новому мыслящего, имеющего новую систему ценностей. Создавался такой человек и через работу СМИ (когда человеку каждый день говорят одно и то же, он начинает этому верить), и через воспитание молодёжи, и через «перевоспитание» в лагерях осуждённых, и через уничтожение тех, кого по мнению компетентных органов уже невозможно было перевоспитать.

Наблюдалось ухудшение снабжения горожан товарами повседневного
спроса, масштабное увеличение денежной массы на руках отдельных
социально-профессиональных групп работников, введение «закрытой»
торговли для некоторых групп населения.

Важную роль играли стимулы: награды (грамоты, ордена), поощрения
участников стахановского движения.

Надежду на будущее вселяли
доступность бесплатного
образования, центры
культуры, преобразования в
крупнейших городах: метро в
Москве, троллейбусы на
улицах ряда областных
городов, строительство
новых фабрик и заводов.

По мысли идеологов сталинского
времени, искусству предстояло взять на
себя пропагандистское обеспечение
программы государственного
строительства и воспитания нового
человека.

Для летнего отдыха детей
организовывали пионерские
лагеря. Крупнейшим среди них был
Артек, где дети отдыхали и
получали знания.

В сельском хозяйстве:
– поддержка личных подсобных хозяйств;
– повышены закупочные цены на продукцию
колхозов и совхозов;
– устанавливался твёрдый план государственных
закупок;
– увеличивались посевные площади под пшеницу
и рожь;
– ставилась задача внедрения в производство
достижений научно-технического прогресса.

Главной составляющей периода
1917–1929 гг. стала «культурная
революция».

Г. Ефимовский
В 1930 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном
начальном обучении» - введено всеобщее обязательное начальное обучение
детей в возрасте 8–10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих
посёлках - всеобщее обязательное 7-летнее обучение.

В конце 30-х гг. перестраивается
система высшего образования,
вводятся учёные степени, при
крупнейших вузах учреждается
аспирантура.
За первые два года советской власти в
стране создали 33 крупных научноисследовательских института, к концу
30-х гг. их насчитывалось около 1800, в
которых было занято
98 тыс. научных работников.

Физика и
электроника
Математика
Физиология
Биология
Теории космических
исследований и
ракетной техники
Владимир Федоренко
Н.Н. Семёнов М.В. Келдыш
1896–1986 гг. 1911–1978 гг.
И.П. Павлов
1849–1936 гг.
Н.И. Вавилов К.Э. Циолковский
1887–1943 гг.
1857–1935 гг.

Разработка танков
Разработка самолётов
Разработка стрелкового
оружия
Разработка орудий
Ж.Я. Котин
1908–1979 гг.
С.В. Ильюшин
1894–1977 гг.
В.А. Дегтярёв
1879–1949 гг.
И.Т. Клейменов
1899–1938 гг.

В апреле 1932 г. были ликвидированы писательские организации
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и другие
творческие группы.

Апрель 1934 г. - открылся
1-й всесоюзный съезд советских
писателей, председателем которого был
избран А.М. Горький.
А.М. Горький
1868–1936 гг.

С.А. Есенин
1895–1925 гг.
А.А. Ахматова
1889–1966 гг.
М.А. Булгаков
1891–1940 гг.
Произведения, которые не отвечали требованиям власти, не издавались.
К числу запрещённых писателей и поэтов были отнесены С. Есенин, А. Ахматова,
М. Булгаков.

Главными становятся темы
революции и социалистического
строительства.

Л. Игнатьева
В.В.
А.П.
Маяковский
Гайдар
1893–1930
1904–1941 гг.
С.Я.
Ю.К.Маршак
Олеша
1887–1964 гг.
1899–1960
К.И.
А.Л.
Чуковский
Барто
1906–1981
1882–1969гг.
гг.
Над детской литературой работали В. Маяковский, С. Маршак,
К. Чуковский, А. Гайдар, Ю. Олеша, А. Барто.

Большой драматический театр
Театр им. Вахтангова
Возникают новые театры.
Театр им. Моссовета

В 30-х гг. шёл процесс становления
нового исполнительского стиля
советского балета.

RIANbot
В бравурности танца А. Н. Ермолаева и В.М. Чабукиани
проявилось новое действенное восприятие жизни.

Галина Уланова, Ольга
Лепешинская - величайшие
танцовщицы-актрисы.
Умнов
Г.С. Уланова
1909–1998 гг.
О.В. Лепешинская
1916–2008 гг.

В 1938 г. был создан Комитет по
кинофикации при Совнаркоме СССР.
Сталин лично курировал советский
кинематограф, собственноручно
утверждал сценарии, предлагал
темы для фильмов.

Первый звуковой фильм - картина
«Путёвка в жизнь» (1931 г.).
Режиссёр - Николай Экк.

«Весёлые ребята»
«Волга,
Волга»
«Мы
из Кронштадта»
«Чапаев»
Режиссёр - Е. Дзиган
Режиссёры - С. и Г. Васильевы
Режиссёр - Г. Александров
Темы
Появлялись
счастливой
картины
жизнина
советских
историко-революционную
людей звучали в кинокомедиях.
тематику.

Целям патриотического воспитания
служил выход кинофильма «Пётр
Первый» (режиссёр - В. Петров, 1937 г.),
в котором российский император
неожиданно предстал величайшим
государственным деятелем.

1930-е гг. - время интенсивного
жилищного строительства.
В 1935 г. был принят Генеральный
план реконструкции Москвы.
На международной выставке в
Париже архитектор Б. Иофан и
скульптор В. Мухина создали
памятник «Рабочий и колхозница».
Олег Фролов
AlexanderKonov

В 1939 г. для пропаганды достижений сельского хозяйства и науки в
Москве стала работать Всесоюзная сельскохозяйственная выставка
(ВСХВ, а с 1959 г. - ВДНХ).

Уничтожилось почти 4/5 всех
сельских храмов. В городах
сносились церкви,
ликвидировались монастыри.
Тоталитарное государство захватило
монополию не только на
материальные, но и на духовные
ценности своего народа.

Социалистический реализм . Был утвержден принцип партийности литературы и прочего творчества на основах марксизма. Главным художественным методом искусства стал соцреализм (термин появился в 1932 г.), рисующий деяния большевиков и критикующий буржуазный образ жизни. Образцом ставились произведения Горького, Фурманова, Серафимовича, Шолохова, Островского, Маяковского. Не давали публиковаться Булгакову, Ахматовой и т.д.В 1934 г. создан Союз писателей, затем – художников, архитекторов, композиторов и т.д.

Воспитание «нового человека» . Искусство и литература выдавали желаемое за действительное, прославляя все новые великие победы социализма, возбуждая в людях энтузиазм и веру в счастливое будущее, ради которого можно и пострадать. Прославлялись герои прошлого Невский, Донской, Грозный.

Развивается худ. самодеятельность, физкультурное движение, возникают красные уголки, Дома пионеров, лагеря.

Искусство . Веяние времени – гигантизм сооружений, подчеркивающий величие первой страны социализма: скульптура «Рабочий и колхозница» Мухиной , ВДНХ (выставка достижений).

Кино изображает мифический героизм большевиков, строителей новой жизни, Ленина и Сталина: Герасимов («Семеро смелых») , братья Васильевы («Чапаев»), Ромм («Ленин в Октябре») и т.д. Появляются музыкальные комедии («Веселые ребята» Александрова с музыкой Дунаевского ).

Вместе с тем уничтожены режиссер Мейерхольд , поэт Мандельштам , писатель Бабель и многие другие.

В опере блистали Нежданова, Лемешев, Козловский , в балете - Уланова и др. Дома: §§ 17-18, 20

У Р О К № 19

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА И МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ

Возвышение Сталина . Пропаганда возвеличивала вождей, давая городам и улицам их имена. В 1922 генсеком стал Сталин, который повел борьбу за власть. Больной Ленин (умер в 1924 ) в письме съезду предлагал освободить Сталина от секретарства, но письмо утаили. Борьбу выиграл в 1929 Сталин. Соперники Троцкий, Зиновьев, Каменев и Бухарин были смещены с постов. Сталин продвинул на ключевые посты своих соратников, ссоря друг с другом соперников. Примитивизмом речей покорял слушателей. В разрез с учением Маркса и Ленина сформулировалидею о возможности построения социализма в одной стране, но ореол продолжателя дела Ленина сыграл свою роль.

Культ личности и террор . Сталину стали приписываться заслуги победы большевиков в 1917г., в Гражданской войне, социалистическом строительстве. Критика расценивалась как контрреволюционный заговор. Пошел гулять тезис Сталина об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма. Неудачи первой пятилетки валили на «врагов народа» и «вредителей», были сфабрикованы дела: «Шахтинское», «Промпартии» и др. На рубеже 20-30-х репрессированы ученые, изобретатели и 3 тыс. бывших офицеров царской армии.

С ростом числа заключенных (за малейшие проступки) был создан ГУЛАГ (Главное управление лагерей), обитатели которых сооружали стройки пятилетки (Днепрогэс, Беломорканал и др.).

Апогея репрессии достигли после убийства в 1934 году руководителя ленинградских большевиков Кирова . Были разрешены пытки, процесс без участия защитника и прокурора, смертная казнь в отношении 12-летних. Семьи «врагов народа» отправлялись в ссылку.

Репрессии 1936-38 гг . Начались суды над лидерами оппозиции. Расстреляны Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков и т.д. Казненного наркома внутр. дел Ягоду заменил еще более свирепый Ежов .

Армейские репрессии . Обвинение Тухачевского в адрес сталинского ставленника наркома обороны Ворошилова в торможении модернизации армии и германская фальшивка о намерении Т. захватить власть послужили поводом для уничтожения 90% элиты командного состава.

Сталинская конституция 1936 г . Провозглашалось построение социализма, уничтожении частной собственности, демократические свободы (на бумаге), руководящая роль ВКП(б), плановая экономика.

У Р О К № 20

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1930-е годы.

Очаги военной опасности . В начале 30-х Япония через Китай придвинулась к границам СССР, в конце 30-х совершила два пробных вторжения у озера Хасан и на реке Халхин-Гол . Гитлер, выведя Германию из Лиги Наций, выдвинул лозунг реванша за поражение в первой мировой войне.

СССР и проблемы коллективной безопасности . С приходом Гитлера к власти в Германии СССР стали смягчать вражду против стран Запада. В 1933 установлены дипотношения с США, в 1934 СССР принят в Лигу Наций. Но призыв наркома иностр. дел Литвинова к созданию системы коллективной безопасности не был ими услышан, был заключен договор о взаимопомощи лишь с Францией и Чехословакией.

Рост военной угрозы . Италия захватила в Африке Эфиопию. Обеспокоенная Франция пошла на сближение с СССР. В Испании в результате Гражданской войны (1936-1939) с помощью Германии и Италии, не смотря на большую помощь республиканцам со стороны СССР, к власти пришли фашисты во главе с диктатором военной хунты Франко .

В 1936 Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт» (позднее к нему присоединилась Италия) для борьбы с большевизмом. В 1938 Германия присоединила Австрию (аншлюс) .

Мюнхенский договор . В 1938 по Мюнхенскому соглашению Великобритания и Франция удовлетворили требование Германии к Чехословакии отдать ей Судетскую область, заселенную немцами, в обмен на обещание ненападения. Но Гитлер, нарушив соглашение, оккупировал всю Чехословакию. СССР же, не найдя общего языка с Францией и Англией по системе коллективной безопасности, вновь начал сближение с Германией.

Советско-германский пакт о ненападении . Был подписан 23августа 1939 в Москве. И приложением к ней – Секретный протокол о разделе сфер влияния в восточной Европе, который был обнародован только полвека спустя Горбачевым в 1989 году. По нему Прибалтика, Бессарабия и Финляндия отходили к СССР, Польша раздиралась надвое. СССР на время отвел угрозу войны на два фронта – против Германии и Японии, но потерял доверие европейских стран.

У Р О К № 21

СССР В 1939-1941 гг.

Политика СССР в начальный период Второй мировой войны .1939-41гг . 1 сентября Германия напала на Польшу, в ответ 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция. 17 сентября в Польшу введены советские войска, состоялся совместный парад с фашистскими, заключен новый договор о дружбе. Затем в 1940 году страны Прибалтики и Бессарабия включены в состав СССР.

В ноябре 1939 советские войска, не получив от Финляндии согласия на отодвигание границ от Ленинграда, вторглись в нее, за что СССР исключили из Лиги Наций. Ценой больших потерь (130 тыс. погибших против 23 тыс. финнов) в феврале 1940 войска прорвали линию Маннергейма, отодвинув границу на 70 км, но включить Финляндию в состав СССР не удалось.

План Барбаросса . В день капитуляции Франции 22 июня 1940 Гитлер приказал разработать план вторжения в мае 1941 в СССР «блицкриг» (молниеносная война) с целью выхода за два месяца на линию Архангельск-Волга-Астрахань. В то же время предложил Сталину войти в Тройственный пакт (Германия, Япония, Италия) против Англии с обещанием отдать Индию, но для СССР были важнее Балканы, которые Гитлер не захотел отдавать из-за запасов нефти в Румынии.

Подготовка СССР к войне . Не хватало военных кадров, самолеты и танки были хуже, чем у немцев. Война планировалась наступательной и на территории противника, потому обороны не было, тем более что новые границы оборудовать не успели. Была введена 7-дневка, с 1939 - всеобщая воинская повинность.

Население готовили к войне и мировой революции морально. В 1934 восстановили уроки истории в школах, обязали изучать повсеместно сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)» с грубым искажением истории. Люди уверовали в быструю победу Красной Армии и в то, что рабочие и крестьяне зарубежных стран не будут воевать против СССР.

Перед вторжением . Сталин не верил в донесения с точной датой вторжения Германии, надеясь оттянуть войну до 1942 года. На предложение начальника Генштаба Жукова нанести упреждающий удар по выдвигающимся к границе немцам ответил отказом, полагая, что Гитлер не начнет войну, пока не покорит Англию.

Дома: § 22 (История России)

У Р О К № 22

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Вторжение . 22 июня 1941 Германия и ее союзники (Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия) перешли границу СССР от Белого до Черного моря, уничтожая с воздуха танки и самолеты на аэродромах. Нашего приказа о боевой готовности не было, связь с войсками нарушена. Главный удар был нанесен по Западному фронт генерала Павлова (вскоре по приказу Сталина был расстрелян с группой других офицеров). За две недели немцы продвинулись на 500 км. Это была катастрофа.

Мобилизация страны . Были созданы Ставка Главнокомандования (ВГК) и Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе со Сталиным, обратившимся к народу лишь 3 июля. В армию дополнительно были призваны более 5 млн. чел. Началась эвакуация предприятий (более 2,5 тыс., 12 млн. чел.), созданы истребительные батальоны для действий в тылу, формируется народное ополчение (1 млн. чел.). Огромную помощь техникой и продовольствием оказали США по программе ленд-лиза .

Гастелло направил подбитый самолет в скопление вражеской техники, 4 месяца держала оборону Одесса , месяц – Брестская крепость .

В сражении под Смоленском немцы впервые были приостановлены. Под Киевом же попали в окружение полмиллиона наших солдат.

Оборона Москвы . Немцы предприняли операцию «Тайфун», не дойдя до Москвы несколько км. Оборону держали Конев и Рокоссовский . Прославились воины дивизии Панфилова во главе с политруком Клочковым . На помощь Москве были брошены сибирские дивизии. В начале декабря 1941 наши войска перешли в контрнаступление, оттеснив противника до 120 км.

Оборона Ленинграда . Город держался в блокаде 900 дней . Поставки продовольствия велись по льду Ладожского озера. Был эвакуирован 1 млн. горожан, погиб 1 млн. от голода, болезней и бомбежек.

Оборона Сталинграда . Ее возглавил Чуйков . Начались уличные бои (известен сержант Павлов , целый месяц державший оборону дома), борьба за Мамаев курган . В Закавказье же к нефти немцы не дошли.

В немецком тылу . В оккупации оказались около 80 млн. человек, начался угон в Германию, массовые расстрелы (особенно евреев). В концлагеря попали ок. 6 млн. (половина погибли). Часть пленных вступили в антибольшевистскую Русскую освободительную армию (РОА ) генерала Власова .

Известны действия партизан Заслонова, Ковпака, подпольной организации в тылу у немцев «Молодая гвардия ».

ДОМА: § 23-24

сердце от песни веселой»

Легко на сердце от песни веселой, Она скучать не дает никогда, И любят песню деревни и села, И любят песню большие города. Нам песня строить и жить помогает, Она, как друг, и зовет, и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет. И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет. Шагай вперед комсомольское племя, Шути и пой, чтоб улыбки цвели. Мы покоряем пространство и время, Мы - молодые хозяева земли. Нам песня строить и жить помогает, Она, как друг, и зовет, и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет. Мы все добудем, поймем и откроем, Холодный полюс и свод голубой, Когда страна быть прикажет героем, У нас героем становится любой.

Нам песня строить и жить помогает, Она, как друг, и зовет, и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет. Мы можем петь и смеяться, как дети, Среди упорной борьбы и труда, Ведь мы такими родились на свете, Что не сдаемся нигде и никогда. Нам песня строить и жить помогает, Она, как друг, и зовет, и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет. И если враг нашу радость живую Отнять захочет в упорном бою, Тогда мы песню споем боевую И встанем грудью за Родину свою. Нам песня строить и жить помогает, Она на крыльях к победе ведет. И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет. И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет.

, наступ-ление фашизма , социальный эксперимент, предпри-нятый в СССР, рост национально-освободительного движения в странах третьего мира , формирование диктаторских режимов во многих государствах нало-жили отпечаток на развитие художественного твор-чества. Войны и преследования со стороны властей заставили сотни и тысячи писателей, скульпторов, артистов и учёных покинуть свои родные страны. Многие из них обосновались в США, Латинской Аме-рике, некоторые выбрали Советский Союз. Это вело к интернационализации искусства .

Период 1920-1930-х гг. стал временем складывания между-народного художественного пространства, взаимовлияние культур разных континентов становится реальным. При этом, конечно, в странах «третьего мира» в творчестве художников продолжали преобладать местные традиции. Антиколониальные и социальные мотивы также нашли своё отражение в искусстве зависимых и по-лусвободных стран.

Экзистенциа-лизм

Для общественной и философской мысли межвоен-ного периода характерной тенденцией стало сохране-ние и даже усиление внимания к человеку и его месту в непростой социальной действительности. В 1920- 1940-е гг. в Европе происходит расцвет экзистенциа-лизма — философии «существования» (от латинского слова «экзистенция»). Экзистенциалистами считают таких непохожих друг на друга по взглядам филосо-фов и писателей, как Хосе Ортега-и-Гассет (Испа-ния), Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер (Германия), Альбер Камю , Жан-Поль Сартр (Франция). Все они рассматривали человека как уникальное духовное существо, способное самостоятельно выбирать свою судьбу, а не слепо следовать божественному предназна-чению. Избрание судьбы предполагало свободу и от-ветственность личного выбора, и опасения по поводу результатов такого решения. Рождение экзистенциа-лизма отразило глубокие искания, в которых пребыва-ли представители духовной элиты западного общества . Материал с сайта

Похожие публикации