Что символизирует бордовый цвет. Что говорит о человеке его любимый цвет

Символизм цвета берет свое начало со времен глубокой древности. С незапамятных времен люди наделяли цвета особым смысловым значением, что отразилось в различных религиозных и мистических учениях, мифах, народных сказках, преданиях.

В астрологии, например, семь основных цветов спектра соответствуют 7 планетам: синий – цвет Венеры, красный – ассоциируется с Марсом (красная планета), зеленый цвет – Сатурна, желтый – цвет Меркурия, фиолетовый цвет отождествляется с Луной, а оранжевый — с Солнцем. В эзотерической практике синий цвет часто используют для сосредоточения, медитации, в процессе самопознания.

Символизм синего цвета начал проявляться уже в глубокой древности. В Египте этот цвет имел особое значение. Жертвоприношения и дары богам изображались в оттенках синего. Этот же цвет использовали для изображения париков богов, фараонов, цариц, дабы подчеркнуть их высшее, божественное происхождение. Во время различных церемоний надевали синие парики.

У древних майя синий был цветом жертвоприношений. Предметы из дерева и керамики, настенные фрески, ароматические смолы, все, что было связано с ритуальными жертвоприношениями, расписывалось и покрывалось синими красками. Поскольку майя приносили в жертву даже людей, обреченных, перед смертью, раскрашивали синей краской.

В христианской традиции синева символизирует вечность божественной силы и величайшие таинства. В то же время, у многих славянских народов синий был цветом горестей и печалей, ассоциировался с демоническим миром. В старинных народных преданиях упоминаются синие и черные бесы.

У многих народов мира синий символизирует небо, вечность, постоянство, верность. Его считают цветом стабильности, умиротворенности, глубоких размышлений. В геральдике синий цвет используется для обозначения целомудрия, честности, доброй славы и верности.

Жители востока верят в то, что синий цвет отпугивает злых духов, защищает от негативного воздействия, сглаза и порчи.

Двойственность синего

Значение синего цвета имеет как позитивный так и негативный аспект:

  • позитивное значение синевы: духовность, мудрость, терпение, истина, спокойствие и умиротворение; этот цвет вдохновляет на великие свершения, очищает душу, с синим цветом связана интуиция и тяга к высшим знаниям;
  • негативные проявления синих оттенков: слабость, эмоциональная холодность и неуравновешенность, злопамятство, самодовольство; синий цвет может привести к потере чувства реальности, наркотическим зависимостям, депрессивным состояниям.

Синий цвет в психологии

Характер

Как правило, в определенный момент времени человек предпочитает один, реже два или три цвета, которые преобладают в его окружении, обстановке, одежде и т.д. Со временем цветовые предпочтения могут меняться. Но в любом случае, ваш любимый цвет может многое поведать об особенностях вашего характера и эмоционального состояния.

Психологи для этих целей используют различные цветовые тесты. Наиболее достоверный из них – цветовой тест Люшера, согласно которому синий цвет символизирует спокойствие и удовлетворенность.

Основные характеристики синего цвета с точки зрения психологии:

  • уверенность в себе, решительность целеустремленность, дипломатический подход для решения конфликтов;
  • непреклонность, внутренний стержень, качества наиболее характерные для бизнесменов, людей, обладающих аналитическим складом ума;
  • перфекционизм, склонность все идеализировать, свойственно философам, писателям, творческим личностям;
  • сила духа, волевые лидерские качества – проявляются у политиков, ораторов;
  • организованность и ответственность – синие тона подсознательно помогают человеку концентрироваться на важных целях, структурировать полученную информацию;
  • синий цвет в психологии человека говорит о склонности к интуитивному принятию решений, спокойствии и умении находить разумные компромиссы;
  • в психологии отношений синий цвет означает верность, стабильность, чувство долга, приверженность традициям. Характер

Синий – оттенок неба, покоя, релаксации. Если нравиться синий цвет, то это может означать, что человеку свойственна скромность, меланхоличность, ему очень важно чувствовать уверенность в себе, а так же благосклонность окружающих людей. Выбор такого цвета говорит о желании покоя и стабильности. Наибольшая потребность в этом цвете проявляется в периоды, когда человек болен, либо обижен, при переутомлении.

Если же человек не приемлет синий цвет – это может быть проявлением жажды перемен и постоянного движения, отказ от рутинности и монотонности жизни, нежелание брать на себя ответственность и принимать серьезные решения. Такие люди часто мечтают о легких деньгах и славе.

Цвет и работоспособность. Психология синего цвета в действии

Несмотря на то, что цветовое восприятие у каждого человека сугубо индивидуально, ученые делают активные попытки повлиять на психологическое состояние человека в коммерческих и бытовых целях, в рекламе, одежде, интерьере.

Так, преобладание определенного цвета, или их сочетаний, в оформлении офисных или жилых помещений, создает особенную эмоциональною атмосферу. Не все бизнесмены знают о том, что цветовая гамма интерьера может оказывать заметное влияние не только на работоспособность сотрудников компании, но и отразиться на результатах деловых переговоров.

  • в помещениях для переговоров рекомендуется использовать светлые голубые тона, поскольку они способствуют установлению дружеских отношений, взаимопониманию, лучшему усвоению информации;
  • обилие синевы в помещении, наоборот, снижает работоспособность, может вызвать депрессивные состояния и нежелание работать у сотрудников;
  • созерцание насыщенного синего цвета замедляет сердцебиение, стабилизирует кровяное давление, успокаивает нервное напряжение, однако в больших количествах синий вызывает чувство угнетенности;
  • природные камни насыщенных синих тонов (сапфир, топаз, лазурит) – помогают справиться со стрессом и защищают от ненужных переживаний, избавляют у неопределенности;
  • методика снятия стресса: налейте стакан воды и поставьте его перед собой на лист синей бумаги; устройтесь поудобнее и на протяжении 10 минут просто смотрите на «синюю» воду; после этого водичку нужно не спеша выпить, таким образом «заряженная синяя вода» оказывает благотворное влияние на наше подсознательное.

Синий цвет в одежде


Если в вашем гардеробе преобладает одежда в оттенках синего – вы достаточно умны и независимы, часто ощущаете потребность в душевной теплоте и внимании. Вас отличает терпение, выдержка, сдержанность в эмоциях.

Те, кто выбирает для своего гардероба голубые и васильковые оттенки — мечтатели и романтики, они верят в настоящую любовь, и во всем стараются проявить себя и быть замеченными окружающими. Одежда голубого цвета излучает свежесть и прохладу и идеально подходит для жаркого лета.

Если вы предпочитаете носить джинсы, знайте, что джинсовая одежда производит впечатление благородства и качества.

Так же имиджмейкеры советуют как бизнес-леди так и бизнесменам почаще надевать костюм темно-синего цвета. Он не только стройнит фигуру, но подчеркивает вашу надежность, как делового партнера.

Оттенки синего тона в психологии

Психология изучает не только влияние основных цветов на психологическое состояние человека, но и их оттенков. Оттенки основных цветов также влияют на человеческое восприятие и часто используются в методиках НЛП как дополнительный стимул. Основные оттенки синего и их значение:

Голубой

Глядя на него практически невозможно сконцентрировать свое внимание на определенном объекте; цвет мечтаний и грез, безмятежности, мира и покоя; цвет безмятежности, наивности и чистоты; успокаивает, вселяет надежду в светлое будущее.

Индиго (глубокий синий цвет)

Может привести к угнетенному и апатичному состоянию, вызывает грусть, тоску, меланхолию, глубокое погружение в свое внутреннее пространство.

    Белый цвет - символ чистоты и совершенства. Он включает в себя все цвета спектра и ассоциируется с добродетелью и божественностью. Он оказывает очищающее влияние на энергетику человека.

    Люди, которые выбирают белый своим цветом, обычно, аккуратные, честные и искренние. Но иногда могут быть очень требовательными.

    Позитивные "белые" ключевые слова: нетронутость, полнота, самоотдача, открытость, единство, легкость, многогранность, выявление скрытого и ложного.

    Негативные "белые" ключевые слова: изоляция, бесплодность, окоченение, разочарование, чопорность, скука.

    Вешать зеркало напротив входной двери или непосредственно против постели. В первом случае энергия сразу же направляется обратно в дверь, во втором она разрушает брак или (что тоже плохо) вызывает появление на горизонте соперника.

    Белый цвет оживляет и освещает темные помещения. Он дает ощущение чистоты и свежести.

Красный

    Красный - цвет жизненной энергии. Это очень стимулирующий и возбуждающий цвет, усиливающий человеческие страсти. В природе красный цвет используется для привлечения противоположного пола. Он согревает и активизирует, притягивает взгляд и сообщает об опасности. Его можно использовать для повышения температуры тела и усиления кровообращения.

    Люди, отдающие предпочтение этому цвету, смелы и мужественны, но могут быть мстительными. Часто это - оптимисты. Но этот цвет присущ и вспыльчивым, общительным типам.

    Позитивные "красные" ключевые слова: лидер, упорство, борьба за свои права, созидание, динамичность, настойчивость, признательность, умножение, возрождение, благодарность, первопроходец.

    Негативные "красные" ключевые слова: физическое насилие, похоть, нетерпимость, жестокость, разрушение, разжигание войны, хулиганство, упрямство, бесстыдство, стыд, вина.

    Красный цвет следует использовать в помещениях, где необходима активность и энергичность.

    Одевайтесь в красное, когда хотите выглядеть смело, экстравагантно и сексуально.

Оранжевый

    Оранжевый - цвет созидания. Цвет оптимизма, свободы и побуждения к действию. Он проявляет скрытые возможности человека, помогает освободиться от страхов и депрессии. Символизирует добродушие и стимулирует общительность.

    Люди, одевающие оранжевый, горды, независимы, оказывают сильное влияние на других людей и стремятся завоевать популярность.

    Позитивные "оранжевые" ключевые слова: сила, милосердие, великодушие, терпимость, волнение, неиссякаемая энергия, бесстрашие, общительность, справедливость, свободолюбие.

    Негативные "оранжевые" ключевые слова: гордыня, пессимизм, всепрощение, нарочитость, склонность брать и не отдавать долги, самооправдание, обман.

    Хорошо использовать оранжевый в комнатах, предназначенных для общения. Люди будут доброжелательны и открыты.

    Используйте оранжевый в одежде, когда хотите выглядеть весело, молодо, забавно и раскованно.

Желтый

    Желтый цвет стимулирует умственные способности и помогает усвоению информации. Полезен при неуверенности и застенчивости. Приносит смех и радость. Как и оранжевый, помогает возродить любовь к жизни

    Цвет энергичных людей, возможно, болтунов или артистичных, творческих личностей.

    Позитивные "желтые" ключевые слова: ловкость, сообразительность, радостное восприятие жизни, оригинальность, усердие, восприимчивость, терпимость, честность, справедливость, уверенность в себе.

    Негативные "желтые" ключевые слова: язвительность, сарказм, вероломство, рассеянность, невежество, любовь к болтовне, критичность, нетерпимость, склонность к обсуждению других, рассеянность, глупость.

    Желтый можно применять в комнатах, где нужна сосредоточенность и активная умственная деятельность.

    Желтый цвет в одежде действует также как и оранжевый.

Зеленый

    Самый гармоничный и уравновешенный. Цвет эмоциональных отношений, располагает к любви. Помогает избавиться от негативных чувств и ослабляет возбуждение. Успокаивающе влияет на нервную систему. Это свежий, природный цвет, символизирующий жизнь и гармонию.

    Люди, предпочитающие зеленый, обычно, сострадательны и сентиментальны, любят дружеское общение. Они постоянны и доверчивы.

    Позитивные "зеленые" ключевые слова: проницательность, такт, практичность, стабильность, работоспособность, великодушие, развитое воображение, прогресс, реформы, обязательность, общительность.

    Негативные "зеленые" ключевые слова: ревность, обидчивость, забывчивость, эгоизм, жадность, отсутствие воображения, неустроенность, разочарование, ипохондрия, дефицит.

    Зеленый можно использовать в любой комнате.

    В одежде приемлем почти всегда. Вы будете заметны, но без агрессии.

Голубой

    Голубой - охлаждающий и успокаивающий цвет. Он символизирует мир, спокойствие, мудрость и уравновешенность. Располагает к отдыху и расслаблению. Вселяет уверенность в лучшее завтра.

    Голубой предпочитают люди, стремящиеся к духовным достижениям. Не эгоисты, но иногда могут быть бесхарактерными.

    Позитивные "голубые" ключевые слова: мудрость, терпение, истина, достижения разума, духовность, философия, созерцательность, спокойствие, исцеление, честность, преданность.

    Негативные "голубые" ключевые слова: слабость, эмоциональная неуравновешенность, злоба, суеверие, самодовольство, сентиментальная влюбленность, холодность, лживость, злопамятство.

    Голубой подойдет для комнат отдыха, спален, везде, где вы хотите испытывать чувство покоя.

    Цвет, который желательно употреблять, когда вы хотите выглядеть наивно, нерешительно и простодушно.

Синий

    Способствует вдохновению и осуществлению желаний. Цвет преданности и справедливости.

    Синий цвет указывает на преданность и дружелюбие, но также и независимость.

    Позитивные "синие" ключевые слова: восприимчивость, организованность, соблюдение правил, идеализм, сила духа, очищение, непреклонность, послушание.

    Негативные "синие" ключевые слова: фанатизм, фашизм, подчинение, ритуальность, уверенность в собственной непогрешимости, лживость, пристрастие.

    Если вы хотите выглядеть серьезно и недоступно, то отдайте предпочтение синему цвету.

Фиолетовый

    Цвет высшей доброты, любви и мудрости. Это мощный цвет, являющийся спутником лидеров. Обостряет зрения и чувства. Помогает сбалансировать физическую и духовную энергию.

    Возможно, люди, предпочитающие фиолетовый цвет, несколько склонны к важности. У них, вероятно, хорошо выражено чувство собственного достоинства. Но они могут не осознавать собственных недостатков. Творческие личности, склонные к мистике.

    Позитивные "фиолетовые" ключевые слова: управление, самоотдача, достоинство, гуманность, изобретательность, ораторские способности, творческие склад ума, неограниченность, способности медиума, вера, тайное руководство.

    Негативные "фиолетовые" ключевые слова: мошенничество, жестокость, самонадеянность, напыщенность, продажность, карьеризм, мания величия.

    Фиолетовый хорошо использовать в комнатах для медитации.

    Для того чтобы кого-нибудь заинтриговать, создать впечатление непостижимого и интеллектуального человека, хорошо применять этот цвет.

Черный

    Черный - загадочный и таинственный цвет. Символизирует непознанное и скрытое.

    Черный предпочитают спокойные, сильные люди, обладающие достоинством. Но также черный может выступать в качестве отрицания всего и символизировать неуверенность и мрачное восприятие жизни.

    Позитивные "черные" ключевые слова: мотивированное применение силы, созидание, обучение, способности к предвидению, содержательность, скрытые сокровища.

    Негативные "черные" ключевые слова: разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения.

    Цвет для проявления независимости, изысканности и авторитетности в одежде.

Вся вышеприведенная информация основана на данных психологии и современной Интуитивной Школы Фен-Шуй.

Классический же Фен-Шуй построен по несколько другим законам. Основную роль в нем играют соотношение Инь-Ян и взаимодействие пяти видов энергий, которые для упрощения называют 5 элементами. Ими являются Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Они вступают между собой в определенные взаимоотношения. Наиболее важным для употребления цветов (на начальном уровне применения Фен-Шуй) является Круг Порождения. В этом Круге элементы благоприятно взаимодействуют, поочередно усиливая друг друга.

Психологическое значение цветов.

Можно ли описать словами музыку? Можно ли выразить словами значение взгляда? Как бедны привычные понятия, когда мы пытаемся описать словами чувства, переживаемые нами ярко и сильно!

Такие цвета, как красный и коричневый кажутся нам абсолютно разными. Несмотря на это, мы воспринимаем и тот, и другой как теплые. Понятия «теплый» и «холодный» с точки зрения осязания, совершенно не отражают истинного смысла.

Тот факт, что разные люди воспринимают тончайшие цветовые оттенки с большой точностью, подтверждает, что смысл каждого цвета в человеческом восприятии объективен. Цветоразличение у разных людей вызывает одинаковые, определенные переживания при взгляде на каждый цвет. Поэтому цветовое восприятие является общепонятным языком ощущений, не требующим словесного выражения – визуальный язык.

Цвета имеют не только определенный внешний вид (например, красный или синий), но характеризуются и другими видами восприятия (например, теплый – холодный; круглый – имеющий углы).

Эмоциональное восприятие цвета – это и есть его объективное значение. Например, красный для всех людей является активирующим, возбуждающим. Это истинно для всех культур мира. Чистый красный цвет несет в себе смысл стимуляции и энергии.

Общепринятый смысл цвета оценивается каждым человеком по-своему. Он либо соглашается с таким значением, либо отвергает его, основываясь на собственных ощущениях (например, нервозность, неприятие). На восприятие цвета оказывает мощное влияние личное субъективное ощущение: симпатичный, индифферентный (безразличный), вызывающий антипатию.

В зависимости от душевного состояния человека определенное значение цвета, а соответственно, и смысл, заложенный в нем, подтверждается, игнорируется или отвергается. Если мы считаем цвет красивым, это значит, что мы согласны с его смысловым значением. Этот цвет отражает наше душевное состояние. По выбранному или отклоненному цвету в тесте Люшера, мы можем четко определить наше эмоциональное или физическое состояние. Выбор цвета происходит неосознанно, поэтому он позволяет увидеть реальность, а не субъективное представление человека о себе (как обычно бывает при вербальных методиках – опросах, анкетировании, психоаналитической сессии и т.д.).

Большое количество цветов отражает целую гамму эмоций. Таким образом, цвет является высокодифференцированным языком чувств, как и музыка. Значит, цвета можно назвать «визуализированными чувствами». Более подробно значения цветов и система регуляционной психологии описаны в главном труде М. Люшера «Закон гармонии в нас».

Синий (1).

Темно-синий цвет вызывает ощущение глубочайшего умиротворения. Экспериментально доказано, что при длительном рассматривании темно-синего цвета, дыхание замедляется, пульс и кровяное давление снижаются. Общепринятое психологическое значение темно-синего цвета – покой.

В. Кандинский считает синий «концентрированным движением».

Темно-синий цвет вызывает расслабленность и удовлетворение. Он дает чувство глубокой гармонии, упорядоченности, единения и защищенности. Поэтому покрывало Девы Марии синее.

Синий соответствует чувству самосознания, а также удовлетворения или самоотдачи.

В состоянии внутреннего покоя человек бессознательно открывается к окружающему миру, улавливая более тонкие сигналы извне. Душевное состояние «синего цвета» создает условия для чуткого эстетического восприятия. И. Кант называет это «спокойной удовлетворенностью».

Шеллинг (1775 – 1854 г.г.) описывает в своей «Философии искусства» символ синего как покой – вызываемое красотой своеобразное состояние – штиль на море.

Синий цвет символизирует вечность, отсутствие временных рамок, поэтому его выбирают как символ традиции, единения и сплоченности. («Синий – верность»).

Взаимосвязи и чувство принадлежности выражаются в выборе оттенков синего.

Новалис в своем романе «Генрих фон Офтердинген» описал романтический настрой через образ синего цветка. «Небо было черно-синее и абсолютно чистое. Его (Генриха) заворожил высокий, ярко-синий цветок, росший у источника и касавшийся его своими широкими, блестящими листьями. Он не замечал вокруг ничего, кроме синего цветка и долго, с огромной нежностью его рассматривал». Нечто похожее есть и у Хельдерлина в романе «Гиперион»: «В синеве эфира юный герой видит единство с мирозданием как вечный покой: «Потерянный в далекой синеве, я часто смотрю наверх в эфир. Единство со всем живым, возвращение к благословенному самоотречению, в мир природы – место вечного покоя»».

Одно из известнейших стихотворений И.В. Гете полностью отражает суть синего цвета:

«Тихие вершины спят во тьме ночной,

Сонные долины полны свежей мглой.

Не пылит дорога, не дрожат листы,

Подожди немного – отдохнешь и ты…»

Зеленый (2).

Люшеровский зеленый (2), темный, с оттенком синего, как еловая хвоя, выражает стабильность, твердость, настойчивость и постоянство. Зеленый не обладает воздействующей на других экспансивной энергией (как оранжево-красный), а содержит накопленную внутри энергию напряжения, находящуюся не в состоянии покоя, а готовности к действию. Снаружи она кажется статичной.

У зеленого, как у любого другого основного цвета в зависимости от тона, меняется значение. Чем больше в нем темно-синего, тем более твердым, холодным, напряженным, жестким он воспринимается психологически. Так же, как молекулы образуют определенной жесткости структуру твердого тела, не видимую снаружи, так и в человеческой душе возникает чувство внутреннего напряжения. Это «проникновение в самого себя». Это самоосознание, управление собой, самооценка.

Создавая стабильность и постоянство, зеленый (2) представляет собой систему ценностей.

Отдающий предпочтение такому зеленому (2), может быть охарактеризован как человек, твердый в своих убеждениях, умеющий противостоять внутренним и внешним воздействиям, в т.ч. соблазнам, искушениям; человек, обладающий глубоким чувством самоуважения.

Слова “noblesse o blige” (положение обязывает) или «поступай правильно и никого не бойся» — как раз о таких людях.

Зеленый (2) – то стабильность убеждений, самоуважение, нерушимость нравственных ценностей.

Психологическим значением зеленого (2) является также чувство собственной значимости, проявляющееся как уважение, достоинство, компетентность, авторитет, собственность, доминанта в определенном пространстве.

Если внутренней стабильности зеленого (2) нет, а соответственно и целостности, неприкосновенности, безупречности, то эти качества подменяются демонстрацией, для внешнего эффекта – манерностью, кичливостью, чрезмерной «гордостью», иногда хвастливостью и т.д. Престиж становится позой.

Тот, кто нуждается во внешнем одобрении, использует символы статуса для создания видимости собственной значимости. Он оказывается в свете рампы, направляет на себя прожектора, разыгрывает стабильность, величие, достоинство и престиж.

Красный (3).

Из всех цветов желто-красный (3) оказывает самое сильное активирующее действие. Если долго смотреть на такой цвет, дыхание участится, повысится давление, частота пульса возрастет.

Психологическое значение этого цвета – возбуждение, стимуляция, активность. Это также реакция на требования и вызов. Если идет радостная активация — то красный (3) считается мощной силой. Человек, выбирающий красный (3), воспринимает его как стимуляцию, захват, сильное движущее желание. Это «аппетит» во всех его проявлениях: от страстной любви до жадного обладания. Активность красного (3) – целенаправленная энергия: физическая активность (спорт, секс); эмоциональная (пылкое, страстное воодушевление); это также нимб над головой святого; любовь как покорение. Это и проявление власти. Красный – это вера в собственные силы, уверенность в себе.

Важно помнить, что восприятие любого цвета, будь то красный (активация), или синий (спокойствие) может быть как положительным (предпочтение), так и отрицательным (отвержение).

Если красный (3) внушает антипатию или отвращение, он воспринимается как неприятный или мучительный, несущий в себе угрозу. Возникает раздражение, гнев, отвращение (до физического ощущения тошноты).

Немецкий детский стишок очень хорошо это отражает:

«Красный – это любовь,

Красный – это кровь,

Красный – это черт в ярости…»

Название «красный» как общее название любого другого цвета не отражает истинной сущности цвета, т.к. не учитывается огромное число оттенков, в каждом из которых заложен свой, неповторимый смысл. Так, термин «классическая музыка» объединяет весь спектр, от «Ларго» Генделя до «Болеро» Равеля.

Чистый красный, желтоватый, синеватый или коричневатый – все они имеют абсолютно разные оттенки значений.

Коричневато-красный имеет оттенок умиротворения; синеватый – стабильности, устойчивости так же, как это отражает чистый зеленый; если к красному добавить желтый, то происходит активация.

Желтый (4).

Чистый желтый (4) – самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. При попадании света на желтый цвет, за счет сильного отражения создается впечатление скольжения по поверхности. Желтому не хватает глубины и таинственности темных цветов.

Желтый соответствует чувству свободного развития, поэтому желтый (4) предпочитают люди, ищущие для саморазвития меняющиеся, свободный отношения (может быть, расставания, далекие путешествия, полеты). Желтый – это решение, освобождение, изменение, развитие, широкий простор. Это поиск нового.

Таким образом, желтый (4) является противоположностью зеленому (2): расширение – сжатие; изменение — стабильность; свобода – ограничение.

Желтый (4) также считается цветом «освещения» и избавления (нимб над головой Иисуса Христа — Спасителя).

Беззаботное веселье можно назвать «желтым настроением».

Фиолетовый (5).

Фиолетовый получается при смешивании красного и синего. Красный – это импульс для завоевания и переживания. Его удовлетворение осуществляется в синем. Красный стремится достигнуть согласия и единства путем борьбы и захвата. Синий же стремится к тому же путем спокойной самоотверженности. Оба пути, и красного, и синего нацелены на единение. Оба цвета переходят свои границы и трансформируются. Поэтому фиолетовый можно охарактеризовать как разрушающую барьеры метаморфозу. Путь красного автономный, авторитетный. Путь синего – рецептивный, гетерономный, безусловного приятия. «Мужской» красный и «женский» синий превращаются в не имеющий пола фиолетовый. 75% детей во всем мире, не достигших половой зрелости, предпочитают фиолетовый. Фиолетовый является цветом трансцендентности, перехода в мир, где доминируют эмоциональные ценности. Фиолетовый – это единство противоположностей. Поэтому его так часто используют приверженцы мистических традиций.

Фиолетовый является также выражением любознательности, увлеченности, идентификации, впечатлительности (колебания от красного к синему, от импульсивного желания до осторожной чувствительностью). Такое же восприятие реальности характерно для творческих личностей.

Белый (6) и Черный (7).

Белый из всех цветов – самый светлый. Он может восприниматься как ослепительный.

Черный – самый темный из всех цветов, практически отсутствие цвета. Белый – излучение, черный – поглощение.

Черный – противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Проявляется также как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни.


Плохую книгу можно захлопнуть. От плохой картины - отвернуться. С плохого концерта или спектакля - уйти. Но есть группа искусств, которые воздействуют на людей постоянно и независимо от их желания. Они входят в понятие материальной культуры и связаны с формированием пространственной среды и предметного мира. Встречи с ними нельзя избежать, на них невозможно зажмуриться. Мы сталкиваемся с ними ежедневно и ежечасно, и столь же ежедневно и ежечасно человеческая психология вступает с ними в непосредственное взаимодействие, непрерывно влияя на них, и получая от них сильнейшее воздействие.

Эти искусства - архитектура, дизайн и костюм. И главным воздействующим элементом является цвет . Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета - символа .

Так, солнце, огонь - желтый и красный цвета - создавали ощущение тепла и стали "теплыми"; небо, воздух, лед - голубые, синие цвета стали "холодными". На этой основе образовались новые ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, динамичный - статичный и т.д.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ СИНИЙ ЦВЕТ

Он также отражает физиологическую и психологическую потребность, а именно: покой. Склонность синего цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий - это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает оттенок нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца. Синий - чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст всему беспокоящему, яркому, давящему, утомляющему; это картина мирной нежности и услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной громоздкостью и тяжестью.

Синий - это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно. Если желтый излучает, то синий - поглощает, втягивает лучи в себя. Темно - синий вызывает безмятежный покой. При рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функция бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Организм настраивается на успокоение и отдых. Темно-синий цвет, как и каждый из четырех основных цветов, является цветовым выражением одной из основных биологических потребностей: физиологически - покоя, психологически - удовлетворения. Кто находится в подобном уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя на своем месте: в тесной связи с окружающим и в безопасности. Синий цвет выражает единение, тесную связь. В народе говорят: "Синий цвет - верность". В состоянии единения с окружающим отмечается особая чувствительность к переменам. Поэтому синий цвет отвечает всем цветам чувствительности. Образы, которые несет в себе синий цвет - глубокая ночь, тишина, пещера, темнота, сказка...Он подходит как основной цвет для спален, гостиных. В сочетании с желтым и красным подходит для оформления детских, кухни. Если это глухой синий, то необходимо сочетать с такими же глухими красным, коричневым, зелены, белым. Если это небесно-синий, то сочетаться будет с пастельными тонами, розовыми, серыми, серебристыми оттенками. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Чувственное восприятие - нежность, а его орган - кожа. Синий путь - женский, матриархальный.

Светло - синий (голубой) цвет . Его психологическая характеристика - беззаботное веселье. Светло-синий - цвет беспечности и беззаботности, так как он не предъявляет претензий, а потому не принимает обязательств. Светло-синий и есть то "очаровательное ничто". Это небо, вода, бассейн, цветы. Подходит для детских, спальни. Голубой - это игровое начало. Сочетаем с розовым, светло-зеленым, охристым, оранжевым, сиреневым и другими.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает раздражение,верные и стабильные в своих отношениях, но у них есть комплекс неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению. Обычно это люди с определившейся жизненной позицией, целеустремленные, даже агрессивные.

Красный цвет возбуждает , а поэтому импонирует наблюдателю. Поэтому одеяния королей, кардиналов и отделка тог сенаторов были красными. Но пурпурный с его холодной долей синего цвета действует еще более впечатляюще и одновременно сдерживающе. Этот цвет можно охарактеризовать словами "роскошный" или "великолепный". По этой причине в театрах до последнего времени занавес и сидения были, конечно, всегда красными. Римбауд, который, как известно, одно из своих стихотворений посвятил значениям цветов, считал, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить. Так как научная психология цвета все высказывания обосновывает статистическим опытом, она не может дать оценку этому мнению, однако, она установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: "Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений". В религиозной символике цвет используется также со смыслом. Красный является символом пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освещенных духом. Когда Эрнст Юнгер "Lob der Vokale" констатирует: "Так, красный цвет - цвет господства и мятежа", то в этом он видит проявление возбуждения. В красный цвет окрашено также знамя русской революции. Да, красное по своей сути - революция, переворот. Красное - это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами (цвета красной киновари). Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а следовательно наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего, как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. Красный сигнал светофора заставляет водителя остановиться, чтобы избежать угрозы столкновения. Противопожарное оборудование и пожарные автомашины окрашены в красный цвет, так как они должны выражать высшую степень тревоги. Раздражающее действие красного цвета должно в данном случае превратиться в возбуждающее. Красный цвет соответствует античному элементу "огонь", холерическому темпераменту, а по времени - современности, тогда как желтый указывает на будущее.

Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию - успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование. Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви. Красный путь - мужской, патриархальный. Синий путь - женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый цвет. "В то время как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну…".

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Фиолетовый - это цвет, который не так просто понять. Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный - эти две потивоположности в фиолетовом уничтожаются.

Уничтожение субъективно-объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью - это фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство - его очарование. Слияние противоположностей, отождествление - это одно значение фиолетового цвета. А ведь в любом процессе переживания (в дальнейшем везде - эмоции) и мышления всегда имеются субъективно - объективные противоположности, они действенны и часто трагичны. Синий покой будоражится красным импульсом и побуждается к восприятию воздействий окружающей среды. Но и наоборот: красный импульс тормозится, синим покоем, накапливается, дозируется, дифференцируется и доводится до такого совершенства, что возникает чувственная восприимчивость. Эти колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно - чувствительность. Всевозможные оттенки фиолетового цвета - от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, - имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком состоянии находится будущая мать, эстет, эротоман и человек, верящий в таинственное, божественное. Если отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом следует усматривать "захватывающий интерес" и потребность в чувственном отождествлении, которое приобретает совершенно другой характер, если вторым любимым цветком является возбуждающий, сексуальный красный, а не сентиментальный, спокойный синий.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

В зеленом цвете желтый и синий (синий + желтый = зеленый), как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет статичен.

Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а содержит заключенную в себе энергию потенциальную. Чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холоднее", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, "теплее", расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Оставаться верным себе, выполнять самим же избранное обязательство, скорее уединиться со своей обидой, чем капитулировать и приспосабливаться, - этого требует гордость сине-зеленой саморегуляции.

Конечно, зеленому присущи и положительные консервативные качества, такие, как настойчивость и выдержка. С другой стороны, опыт теста показывает, что люди экстравагантные и эксцентричные, а также стремящиеся к оригинальности, считают чисто зеленый цвет несимпатичным. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый - самый холодный из всех цветов. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих заводских цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Это цветовое воздействие используется в освежающих напитках, освежающих сигаретах или зубных пастах с ментолом. Так как зеленый оказывает успокаивающее действие, его можно применять в ванной, коридорах, уголках отдыха и уединения. Он может быть веселым, а может быть задумчивым, грустным. Оттенки зеленого безграничны. Сочетаем практически с любым цветом схожего с ним по тону, насыщенности; в контрасте с красным, оранжевым, желтым. По ассоциации рождаются образы природных мотивов - лес, водоемы, поляны и т.д.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим. Желтый цвет - легкий, сияющий, возбуждающий, а потому - согревающий. Яркость желтого и полированная блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота.

Предпочтение желтого цвета остальным означает поиски освобождения, несущего счастье, ибо таковое отсутствует. Если же, наряду с этим, отвергается синий - цвет покоя, удовлетворения и единения, - речь идет о несчастном, неподходящем для реальной связи человека, который, постоянно обеспокоенный, ищет удовлетворения в идоле любви. Это предпочтение желтого цвета при отклонении синего часто свидетельствует, например, об "ажитированной депрессии". Если же отклоняется синий цвет (возбужденное беспокойство, чувствительность), а выбирают желтый (поиски и ожидание освобождающей разрядки) и зеленый (напряжение, самоутверждение), то это характерно для честолюбивого человека, которому недостает дружеских связей в коллективе и, который стремится завоевать признание с помощью превосходства.

Желтый выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки, угнетающей их как зависимость. Считается, что желтый - цвет озарения, поэтому ореол Христа и святых также желтый. Сочетаем с черным, голубым, красным, зеленым - с локальными /основными цветами/ и пастельными цветами. Один из самых употребляемых в интерьере. Подходит практически для любой комнаты.

СЕРЫЙ ЦВЕТ

Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. Серый - это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний и не внутренний, он не напряжение и не расслабление. Серый - вообще не территория, на которой можно жить; это только граница: граница - как ничейная полоса, граница - как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление для расчленения противоположностей. Если серый как границу ставят в тесте Люшера на первое место, то не хотят дать познать себя, ограждают себя от всяких влияний, чтобы оставаться невозбудимым. При сильном переутомлении защитной реакцией часто служит склонность к серому цвету. То же наблюдается и во время экспертизы, когда не желают давать возможность изучить себя. Любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем решится, на что-нибудь.

Этот цвет предпочитают те, кто боится "высунуться". Во всех ахроматических цветах (серый, белый, черный) отсутствует дифференцированное отношение к объекту. И наоборот, выбор среди ряда хроматических цветов (по восьмицветовой таблице теста) показывает, насколько эмоционально относительно фиксированная структура личности реагирует на окружающую ситуацию.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

По сравнению со всеми серыми тонами белый цвет характеризуется завершенностью как конечный пункт яркости, а черный - как конечный пункт темноты. В то время как предпочтение серых тонов отражает способ регуляции тонуса, выбор черного или белого, напротив, демонстрирует абсолютное и окончательное решение ("черно-белый приговор"), которое принимается, когда лабильное состояние приводит к кризису. В белом или черном кризисе какой-нибудь возбудитель ведет к необдуманной, неуправляемой динамической разрядке. Черный как концентрическое сгущение отражает агрессивное упорство; белый как эксцентрическое растворение - бегство. Как известно, решение "сражаться или бежать" принимается не в области неокортекса, а в филогенетически ранее сложившихся долях, а именно, в так называемой лимбической системе. Опыт проведения тестов показывает, что максимум 1,4% взрослых выбирают из числа ахроматических цветов белый и черный одновременно. Большей частью эти цвета избираются людьми, испытывающими сильное, невыносимое психическое давление с кризисным обострением, например, детьми в период полового созревания и пребывания в больнице, а также людьми с психическими и нервными расстройствами. Белый цвет является выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления. Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый - это tabula rasa, чистая доска, разрешение проблем и новое начало. Поэтому платье невесты белое. Поэтому белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружением в нирвану. Кто в таблице ахроматических цветов отдает предпочтение белому цвету, тот "нуждается в освобождении от неприятных обстоятельств". Белый - это граница начала и согласие; черный - это отрицание и граница, за которой прекращается "цветовая" жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею "ничто"; ничто, как абсолютный отказ, как смерть или как "нет" в боевом протесте. Знамена анархических и нигилистских союзов были черными; знамя мира - белого цвета.

Черный выражает застой , защиту и вытеснение возбуждающих влияний. Кто ставит черный цвет на первое место, тот из упрямого протеста восстает против своей судьбы. Кто ставит черный на второе место, надеется, что он может от всего отказаться, если он способен насильно взять то, что выражает цвет, стоящий на первом месте. Если, например, на первом месте перед черным стоит красный, то форсированные, ничем не стесненные события должны компенсировать лишения. Если на первом месте перед черным стоит синий, то к гармонии вновь должен привести абсолютный покой. Если перед черным стоит серый, то это тотальное ограждение говорит об отрицании своей судьбы с таким отвращением, что даже хотят скрыть свои настоящие мысли и чувства. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, что по статистическим данным происходит чаще всего, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки. Так как он едва ли способен терпеть лишения, то он рискует выдвигать авторитарные сверхмерные требования. Символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому, если темные тона вам предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к депрессии, сомневаетесь в своих силах.

Идеальный цвет

Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет - ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера. Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение.

Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.

Вот пред Вами четыре типа цветовой гармонии:

  1. Изохромия - композиция в одном цветовом пятне, тоне.
  2. Хомеохромия - цветовая композиция в пределах малого интервала.
  3. Мерохромия - композиция, где цвета подчинены одному главному цвету.
  4. Пойкилохромия - метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета.

А вот теория цветовой гармонии ученого Г.Н. Теплова:

  1. Однотонная , построенная на одном главном цвете или группе близкородственных цветов.
  2. Полярная , построенная на противопоставлении двух противоположных цветов, как бы образующих две однотонные гармонии.
  3. Трехцветная , построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.
  4. Многоцветная , в котором при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

В гармонии должны быть заметными по крайне мере первоначальные элементы многообразия цветовой области: красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, тое есть лишь количественное отношение красок.

Многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и темного, через изменения в цвете. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цветовой ритм. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или в радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.

Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен.

Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека.

В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности локальных цветов - синий, желтый, красный и их оттенки.

Для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых -ахроматические цвета пастельных тонов. Прекрасный дар природы - способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом.

Мы видим одно из свойств предмета - оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Человеку чаще всего цвет рассказывает о свойстве и характеристике предмета и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло. Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира. Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток.

При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки. В древние времена первобытные "человеки" пользовались природными красками - красной глиной, углем, цветным соком растений.

В 1856г. Паркинсон объявил на весь мир о том, что он из химической смеси получил анилиновые краски. С тех пор мы пользуемся "неприродными" цветами - ультрамарином, лиловым, болотным и т.д., смешиваем их и получаем новые оттенки. Х. Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево - красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево - красного цвета эти вегетативные функции повысились. На темно - синий цвет нервная система студентов реагировала обратным образом - наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в крови снижалось, а дыхание замедлялось. То, что произошло с канадскими студентами, случается со всеми людьми во всем мире. "Язык" цветов интернационален. Он не связан с расой и культурой. Даже на животных цвета оказывают такое же действие.

У каждого цвета есть своё значение, свой характер, который влияет на нашу жизнь и поведение гораздо больше, чем кажется. Что такое психология цвета? Как цвета влияют на наши эмоции? Что означает каждый цвет? Какова символика цветов в разных культурах? Каково значение цветов в психологии? Каждый тон и оттенок ассоциируется у нас с определёнными чувствами, мыслями… В этой статье мы с вами ознакомимся с основными понятиями психологии цвета и дадим несколько советов о том, как можно использовать влияние цвета в повседневной жизни. Вы узнаете, как применять знания этой науки на практике.

Психология цвета

Психология цвета: что это такое и для чего служит

Каково значение цветов в психологии? Что означает каждый цвет? Существует целая наука о цвете, которая включает знания о природе, составляющих, характеристиках цвета, цветовых контрастах, гармонии и т.д., называемая колористика . Психология цвета , в свою очередь, исследует то, как на нас влияет тот или иной цвет . Цвета могут изменить наше восприятие, чувства и даже заставить нас волноваться. С помощью цвета можно улучшить память и внимание , и даже убедить человека принять то или иное решение. Знания о значениях цветов – ключ к пониманию поведения людей.

Цвет может полностью изменить наше представление о каком-то определённом объекте, предмете или элементе. Представьте на минуту игрушку для малышей. Скорее всего, вы представили яркую весёлую погремушку или блестящую контрастную забавную игрушку. А теперь представьте эту же игрушку, только … абсолютно чёрного цвета с серебристыми деталями… шокирует, правда?

Проверьте память, внимание и другие способности с помощью

Очень вероятно. Несмотря на то, что как такового кодекса цветов для определённых вещей нет, на протяжении всей нашей жизни мы ассоциируем всё, что мы видим, с теми или иными цветами . Мы делаем это ежедневно и даже не задумываемся. Однако когда внезапно мы замечаем, например, голубой банан, оранжевые линзы для глаз или сверкающее жёлтое дерево, это удивляет нас.

Исследования в области психологии цвета не прекращаются. Владение этими знаниями имеет ключевое значение для творческих людей, бизнеса и компаний, которые планируют вывести на рынок новую продукцию. Однако эта наука полезна и в повседневной жизни: как не ошибиться с выбором подарка к особому случаю, как порадовать лучшего друга правильным презентом, как создать уют в доме – во всём это нам может помочь понимание психологии цвета.

Цвет влияет на эмоции и психическое состояние. Психология цвета: мозг и эмоции

Каждый день мы выполняем огромное количество дел и подвержены влиянию многочисленных стимулов. Нашему мозгу постоянно бросают вызов. Нам даже не всегда хватает времени обработать всю полученную через органы чувств в течение дня информацию.

Поэтому, принятые нами ассоциации о форме и цвете значительно экономят наше время , поскольку обрабатываются автоматически.

Психология цвета: символика синего цвета

Значение зелёного цвета

Зелёный – это самый естественный цвет, цвет природы, травы, молодости и надежды, здоровья, плодородия, денег. Согласно психологии цвета это также цвет свежести и гармонии, мира, спокойствия. Людей, оберегающих природу, также называют “зелёными”.

Однако и у этого цвета есть своя “тёмная” сторона. Он также ассоциируется с ядом, с тем, что отравляет нас, как в выше приведённом примере – “позеленел от зависти или от злости”. Тем не менее всё же большинство значений этого цвета позитивные.

Нейропсихологический

Значение коричневого цвета

Коричневый цвет ассоциируется с ленью, грязью, вульгарностью, бродяжничеством и уродством. Он может казаться устаревшим, скучным. Это один из самых недооценённых цветов.

Однако, коричневый цвет – это также цвет дерева и осени, тепла и уюта. Это цвет шоколада и загара. Этот цвет окружает нас повсюду и вызывает огромное количество самых разнообразных ассоциаций.

Психология цвета: о чём говорит коричневый цвет

Значение серого цвета

В психологии цвета серый символизирует, главным образом, старость, скромность и простоту. Он может быть тёмным, скучным или мягким, и даже таить секреты и тайны. Отсюда выражения – “серая схема” или “серая зарплата”. С другой стороны, этот цвет напоминает нам об элегантности в моде или “сером веществе” головного мозга .

Что означает чёрный цвет

Как и в случае с белым, до сих пор продолжаются споры о том, является ли чёрный на самом деле цветом. Согласно психологии цвета чёрный ассоциируется с ночью, властью и смертью. Он представляет тайну, траур, отрицание, ненависть, жестокость и т.п. Чёрных кошек связывают с неудачей и никому не хочется пережить “чёрный день”.

Однако… у кого в гардеробе нет чёрных вещей? Этот цвет окружает нас повсюду, он полезный и функциональный. Красивое чёрное платье или костюм – всегда элегантный вариант вечерней одежды.

Психология цвета: что означает чёрный цвет

В книге Евы Геллер “Психология цвета” подробно рассказывается о значении цветов. Эта книга является одним из основных источников для данной статьи.

Символика цвета в различных культурах

Было проведено исследование, является ли классификация цветов естественной или определяется обществом. Б.Берлин и П.Кей, изучив различные культуры, пришли к выводу, что среди большинства культур существуют общие тенденции при категоризации цветов. Принято считать, что существует шесть основных цветов , а все остальные так или иначе группируются вокруг них. Понятия об основных цветах совпадают, а далее уже возможны вариации.

Что касается значений: в Европе не принято ярко одеваться на похороны, предпочтительнее чёрный или тёмные цвета. В Азии же траур символизирует белый цвет, поскольку этот цвет связан с идеями о реинкарнации. Однако ранее и в Европе этот цвет широко использовался женщинами в траур, они покрывали большими белыми платками головы.

Впрочем, и в рамках нашей культуры символика цвета не является неизменной . Известно ли вам, что в Европе девочек начали одевать в розовое, а мальчиков – в голубое, примерно с 1920 г.? Последние годы эта традиция подвергается всё большей критике. Со временем мы изменяем значения цветов и создаём новые традиции, которые когда-нибудь также будут забыты или мода будет диктовать свои, новые правила.

Бренд компании очень важен. Если нам говорят про красный цвет и напиток… больше подсказок не нужно, мы понимаем, о какой компании идёт речь. Различные компании используют определённые цвета и другие визуальные элементы в своём логотипе таким образом, чтобы передать свою индивидуальность. Роль цвета является ключевой в маркетинговых стратегиях, а такие науки, как нейромаркетинг, исследуют воздействие цветов на мозг и потребительское поведение человека.

Представьте, что одна и та же ресторанная сеть каждый свой ресторан будет оформлять в совершенно противоположных тонах, не соблюдая корпоративный стиль. В данном случае наше представление об этом бренде будет размыто, мы можем даже не запомнить, что это одна и та же сеть. Как следствие, такой ресторан потеряет много возможностей для удержания и расширения клиентской базы . Конечно, образ, логотип и корпоративный стиль – это ещё не всё, однако это важно. Особенно сейчас, при высоком уровне развития конкуренции на рынке.

Мы даже можем увидеть как компании используют цвета в зависимости от целевой аудитории или текущих тенденций на рынке. Например, многие добавляют в свой логотип зелёный свет, который символизирует экологию и защиту окружающей среды.

Цвет важен не только для клиентов и потребителей. Сотрудники также будут лучше себя чувствовать и повысят свою производительность, если они работают в удобном офисе или помещении. Тёмное, плохо освещённое пространство плохо отразится на работоспособности и вынудит работников как можно меньше времени проводить на рабочем месте.

И наоборот, если мы покрасим стены в белый цвет, добавим в интерьер что-то зелёное, голубое и другие тёплые тона (с учётом корпоративного стиля), рабочее место станет уютным.

Как цвета влияют на нашу повседневную жизнь

Цвета играют большую роль в нашей жизни изо дня в день. С рождения нас спрашивают, какой цвет мы любим, и тут у каждого свои предпочтения. Почти все предметы, которые продаются, доступны в разных цветовых вариантах. Поэтому наверняка при покупке чашки мы выберем свой любимый цвет.

При более серьёзных покупках возможны варианты. Тут главное не ошибиться. Может быть, вы обожаете оранжевый цвет, однако при покупке машины понимаете, что не хотите привлекать чрезмерное внимание на дороге. Поэтому, вероятно, выбор падёт на автомобиль другого цвета.

С другой стороны, машины чёрного или синего цвета плохо видны на дороге ночью. Белый цвет очень требователен к чистоте, и, возможно, вам захочется что-то “повеселее”. Такие сомнения решаются путём долгих размышлений и советов с семьёй и друзьями.

Нейропсихологический

1 Ваш любимый цвет подходит не для всех случаев

Может быть, вы обожаете фиолетовый, однако этот цвет может вызвать тоску, если вы чрезмерно оформите с его помощью вашу комнату. Однако это замечательный цвет в одежде. Можно создавать необычные, непривычные комбинации, например, сочетая его с оранжевым. Но прежде, чем одеться, всегда задумайтесь, подходит ли такой наряд к данному конкретному случаю.

2 Контекст играет ключевую роль в выборе цвета

Мы знаем о значении цвета в разных культурах и обстоятельствах. Прийти на собеседование на должность юриста в ярко-зелёном костюме с блёстками не совсем логично. В других ситуациях не бойтесь экспериментировать.

3 Главное – уметь сочетать цвета

Представим, что нам нужно отправить важное письмо или разработать дизайн плаката, и мы учли все элементы психологии цвета. Однако есть ещё один аспект – как будут сочетаться друг с другом два цвета вместе? Например, коричневый в сочетании с золотистым, жёлтым или оранжевым ассоциируется с осенью. Однако в сочетании с чёрным или серым он становится слишком консервативным и маловыразительным.

4 Цвета также должны быть функциональными

Одевая белую рубашку, кто не думал о том, как легко можно её испачкать чем угодно в течение дня? Есть цвета, более устойчивые к загрязнению, или те, что уместнее носить в жару, или такие, которые помогут нам остаться незамеченными если у нас нет настроения…

При написании письма или создании плаката важно, чтобы цвет шрифта выделялся на фоновом цвете. Как бы нам ни хотелось написать светло-розовым шрифтом на белом, чёрный на оранжевом видно гораздо лучше. Более того, это одна из самых контрастных комбинаций.

5 Используйте цвета, чтобы

Если вы готовитесь к экзамену и не можете запомнить, скажем, какой-то список или перечень, попробуйте связать каждый пункт с определённым цветом. Мнемотехнические приёмы повышают нашу обучаемость . Этот же способ работает, если вам нужно выступить с презентацией. Используйте цвет, чтобы выделить самое важное и свяжите каждый цвет с определённым значением.

6 Будьте последовательны

Если у вас есть свой бизнес или вы только об этом задумываетесь, детально продумайте, какую мысль вы хотите донести до ваших клиентов. Закончив анализ, определите, что должен сделать ваш бренд, чтобы достичь этих целей. Важно, чтобы все подразделения компании действовали в едином корпоративном стиле. Правильный подбор дизайнера для разработки бренда, способного учесть все эти аспекты, может являться ключевым условием для успешного запуска или развития бизнеса.

Спасибо, что прочитали эту статью. Вы теперь задумаетесь о том, какие цвета больше всего вас окружают в повседневной жизни и почему? Воспользуетесь советами? Как всегда, будем признательные за вопросы и комментарии к статье.

Перевод Анны Иноземцевой

Похожие публикации