Байдарка и каноэ чем отличаются. Чем отличается байдарка от каноэ? Что выбрать новичку - байдарку или каноэ

Еще в древности люди придумали способ перемещения по водным просторам с помощью гребли. К плавучим средствам, на которых можно передвигаться, орудуя веслами, относятся байдарка и каноэ. Обе лодки маломерные и на первый взгляд похожи. Но между ними есть и разница. Выясним, чем отличается байдарка от каноэ.

Определение

Байдарка – лодка, идея создания которой принадлежит полярным народам. Изначально рыболовы переправлялись на ней по Ледовитому океану и впадающим в него рекам. Первые конструкции были деревянными, обтянутыми гладкой кожей животных моря. Сейчас байдарки изготавливают из разных современных материалов. Классические модели являются закрытыми, места для гребцов в них – своеобразные люки.

Байдарка

Изобретателями каноэ были индейцы. Они покрывали лодки корой деревьев, чаще всего березы. Основные типы современных каноэ – туристический и спортивный. Это же относится и к байдаркам.


Каноэ

Сравнение

Весла

В каждом случае в руках у гребца находится одно весло. Но отличие байдарки от каноэ состоит в конструкции весел. У байдарки каждое из них имеет по две лопасти, и управляющий лодкой может загребать воду поочередно по обе стороны от борта. У весла каноэ «лопатка» есть только на одном конце шеста. Поэтому грести можно или справа, или слева.

Положение гребца

Для байдарочника предусматривается специальная скамейка, и, управляя лодкой, он сидит. На каноэ гребец традиционно опирается на колено. Чтобы вести такое судно уверенно, требуется чуть больше практики.

Количество гребцов

Мест для гребцов в байдарке, как правило, максимум три. Большее количество является редкостью. Каноэ, особенно его спортивные модели, может быть гораздо вместительней. На таких лодках иногда оборудуются места для семи и даже десяти человек.

Руль

Из двух плавучих средств руль устанавливается только на некоторых моделях байдарки. Подобная деталь существенно облегчает перемещение по широким и глубоким водоемам. Но на мелководье и перекатах использование опущенного руля небезопасно из-за риска его застревания на дне.

Рулить на каноэ можно только с помощью весла. В целом техника гребли на такой лодке сложней. Чтобы вести судно в нужном направлении, каноисту требуется сила и определенная сноровка.

Перенос судна

В чем разница между байдаркой и каноэ в плане удобства их переноса? Здесь следует отметить, что по сравнению с классической закрытой байдаркой транспортировка открытого каноэ для походов может быть менее утомительной. Ведь индейцы продумали конструкцию лодки таким образом, чтобы гребец, перевернув свою «кормилицу» вверх дном, был способен спокойно переносить ее на собственных плечах.

Что лучше купить, байдарку или каноэ.

Байдарки и каноэ имеют много схожего. Они имеют большую маневренность, обладают узкой вытянутой формой с заостренными носами и кормой, способны без труда продвигаться по заболоченным, заросшим тростником водоемам, преодолевать бурные пороги, ходить по морям. Конструкция байдарок несколько отличается от конструкции байдарок, но и те, и другие используются в туризме, водных видах спорта, для , охоты, дальних походов, семейных прогулок.

К принципиальным отличиям байдарок от каноэ можно отнести способ посадки, устройство весел и днища. У байдарок днище узкое, весла двухлопастные, посадка гребцов подразумевает расположение в кокпите или на нем с вытянутыми вперед ногами и прислоненной к упору спиной. Каноэ имеют уплощенное дно, однолопастное весло и предполагают посадку гребцов при опоре на одно колено или сидя на банке. При этом основная разница между этими двумя маломерными судами - положение центра веса людей, которое у байдарок находится ниже уровня воды, а у каноэ - выше. Именно этот фактор вместе с различиями в диапазоне габаритов обуславливает существенную разницу в технических показателях лодок. Каждая из них в сравнении с другой имеет какие-то преимущества и недостатки.

Преимущества байдарок и каноэ

Модели байдарок выпускаются в одноместных (каяки), и трехместных вариантах. Для перевозки багажа в них имеются специальные герметичные отсеки, которые вмещают грузы, объем которых зависит от модификации лодки. Каноэ превосходят байдарки по вместительности. Существуют модели, рассчитанные на семь и более человек. Однако отдельные отсеки для вещей в каноэ не предусмотрены. Багаж в них складывается на дно или в отделения, имеющиеся на аутригере, если он присутствует.

Скорость

Преимущества в скорости среди байдарок и каноэ относительны. Легкий пластиковый каяк длиной около 2,5 метров без труда обгонит такой же каноэ на сравнительно спокойной воде. Однако даже самая длинная байдарка не сможет развить такую же скорость, с которой способен идти каноэ максимальной длины.

Скорость каноэ на открытых акваториях (море, океан) уступает скорости байдарок, если суда не идут с парусным вооружением. Это объясняется тем, что парусность байдарок ниже, и они меньше подвержены влиянию направления ветра. Скорость прогулочных семейных моделей и в том, и в другом случае не превышает шести-восьми километров в час. Такие лодки обычно снабжаются дополнительными системами безопасности, утяжеляющими вес, и обладают формой корпуса, не предусматривающей быстрое движение.

Изоляция

В отношении изоляции гребцов у байдарок есть неоспоримые преимущества. Во-первых, в традиционных моделях с посадкой «сит ин» гребцы располагаются внутри кокпита вплотную к его стенкам, поэтому им не так страшен пронизывающий ветер, как открытым со всех сторон пассажирам каноэ. Во-вторых, конструкция байдарок предусматривает оснащение плотными водонепроницаемыми фартуками и юбками, защищающими внутреннюю часть корпуса от брызг и попадания воды. В каноэ обычно подобных приспособлений нет. Лишь в некоторых парусных вариантах, предназначенных для дальних переходов по морям или океанам, присутствуют закрытые надстройки. Но это отдельно стоящие маломерные суда с узким диапазоном применения.

Управляемость

Что касается преимущества в управляемости байдарок и каноэ, то здесь тоже все относительно. Каноэ управляются только веслами, имеющими одну лопасть-лопатку. В некоторых ситуациях это очень удобно - компактное весло позволяет быстро повернуть лодку и протолкнуть ее на мелководье или среди густых зарослей камышей. Байдарки обладают двухлопастными веслами, упорами, могут оснащаться рулевым и педальным управлением. Это позволяет регулировать движение лодки не только веслами, но и телом либо поворотом стоп. Однако на реках с бурным течением упоры и рулевое управление часто становятся помехой, и каноэ на них нередко имеют преимущество перед байдарками.

Что выбрать новичку - байдарку или каноэ

Вопрос выбора между байдарками и каноэ для новичков обычно решается в пользу байдарок. Если человек имеет слабое представление о технике владения одним веслом на лодке, быстро обучиться плавать на каноэ ему будет сложно. При попеременном отталкивании от воды то с одной, то с другой стороны даже длинная лодка начнет вертеться, рыскать, постоянно сбиваться с курса. Поэтому изначально лучше освоить греблю на байдарке. Ее двухлопастные весла позволяют научиться управлять движением лодки в короткие сроки, так как в этом случае гребцам надо лишь привыкнуть к их ритмичному вращению.

Северные народы (алеуты, эскимосы, инуиты, чукчи и другие) плавали на долгих и узких охотничьих лодках, на которых рыбачили и занимались охотой, в частности преследовали морских животных. Это суденышко длиной до шести метров назывался каяком, но в странах бывшего СССР его традиционно называют байдаркой, и это название является более понятным для граждан СНГ.

Характеристика

Исторически каяк делался из дерева или кости — из этих материалов изготавливался каркас, который обтягивался шкурами морских животных — нерп, тюленей, моржей. Охотник размещался сидя, посадка осуществлялась через люк посредине лодки — «кокпит». Гребля осуществляется с помощью двостороннего весла, эта особенность является главным отличием каяка от каноэ.

Каяки делятся на два типы:

  • лодки, в которых спортсмен сидит внутри каяка, они называются каяки sit-in;
  • каяки sit-on-top — это недавнее изобретение, в таком типе лодки каякисты гребут, сидя сверху, они называются sit-on-top.

Каркасные

Каркасные каяки еще называют разборными. Именно этот тип является традиционной байдаркой. Каркас делают из дерева либо металла и обшивки (так называемой «шкуры»), которая покрывает сверху каркас. В прошлом «шкуры» действительно изготавливались из кожи животных, сейчас они синтетические, за ними проще ухаживать. Каркасные байдарки предназначены для перевозок грузов на тихой воде.

Каркасные каяки (байдарки) могут компактно складываться, храниться в ограниченном пространстве и перевозиться даже на обычном легковом транспорте, в этом плане они очень удобны. Одноместная байдарка широко применялась в туристических целях в Советском Союзе.

Чем байдаки неудобны:

  1. Сборка каркасного каяка производится до от получаса до одного часа в зависимости от модели спортивного судна. Обычный каяк не настолько компактный, но его не нужно собирать и он сразу после прибытия к водоему готов к спуску в воду. Скорость монтажа считается негативным фактором, но скорее он нейтральный, ведь он компенсируется удобством транспортировки и хранения.
  2. А вот действительно негативный фактор каркасного каяка — трудности обеспечения симметричности носа и кормы относительно обшивки (шкуры). Качество пошива пошива имеет большое значение.
  3. Байдарка с каркасом не приспособлена для плавания на бушующей воде, ведь если она налетит на камни, оболочка в большинстве случаев повреждается, что может привести к катастрофическим для спортсмена последствиям.
  4. Каркасные байдарки могут быть довольно опасными, так как они не снабжены герметическими камерами, как современные пластиковые лодки. Кроме того, большие размеры и низкая посадка спортсмена делают управляемость не самой лучшей, так как из-за слишком низкой посадки тело в управлении принимает недостаточно участия.
  5. При встречах с камнями байдарку нужно постоянно ремонтировать — латать шкуру, заделывать повреждение пеной. Для непотопляемости байдарку снабжают емкостями, например надувными камерами.
  6. Каркасная байдарка при движении неуклюжа, не способна к резким маневрам. Она предназначена для прямолинейного движения по спокойной воде.

Надувные

Надувные каяки — это фактически надувные лодки, которые имеют байдаркоподобную форму. Они также имеют свои недостатки:

  1. Главным недостатком является отсутствие жесткости — гребец своим весом может прогибать надувной каяк, при чем нос и корма поднимаются над водой. На двухместных надувных каяках эта проблема не так выражена, но также существует. Чтобы решить проблему, надувное суденышко дополнительно нагружают спереди и со спины гребца, а это лишние заботы.
  2. Недолговечность синтетических материалов, из которых сделан надувной корпус. Борта довольно легко повредить. Вместо камер для вещей в лучшем случае предусмотрены не очень вместительные карманы, но и их может не быть. Чтобы надувной каяк был удобней, в некоторых моделях делают более широкое дно, но в таком случае теряется обтекаемость и этот спортивный снаряд становится похожим на обычную надувную лодку.
  3. Надувной каяк подвержен действию ветра, в ветряную погоду его трудно надувать и грести. Каяк может изменять направление вместе с ветряными порывами и с этим трудно бороться. Чтобы при порывах ветра плыть, придерживаясь прямой линии, движение стабилизируют рулевыми веслами.

Чтобы уменьшить негативные свойства, выпускают комбинированные каяки — жесткое дно и надувные борта. Стоит отметить и преимущества — большая грузоподъемность, непотопляемость при неповрежденной поверхности, компактные размеры в не надутом виде и удобство транспортировки.

Неразборный вид каяков имеет сплошной, преимущественно полиэтиленовый корпус, который максимально закрыт, место есть только для гребца (так называемый кокпит). Неразборный каяк достигает в длину пять метров (при минимуме — 2,5 метра), ширина начинается от 45 сантиметров и достигает 80 сантиметров.

Каяки делают из различных полимеров, стеклополимеров, композитов и других синтетических материалов. Неразборным каякам нет серьезной альтернативы в спорте, они имеют лучшие эксплуатационные характеристики и используются в каякинге в большинстве случаев.

Преимущества цельных неразборных каяков:

  1. Надежность, длительный срок службы, стойкость к ударам, столкновениям, причем даже с твердыми и острыми поверхностями. Конечно, царапины остаются, но целостность поверхности не нарушается. Если образовалась вмятина, она должна выпрямится, если лодку просто поставить на солнце.
  2. Хорошая теплоизоляция, что немаловажно на холодной воде, когда гребец долгое время остается неподвижным, а размять ноги не получится из-за ограниченного пространства.
  3. Жесткая конструкция дает возможность использовать все тело для маневров, а также специальным движениям весла выворачиваться из воды (если спортсмен перевернулся в воду», совершая «эскимосский переворот»).

Выбор

Если каяк выбрать правильно, его можно использовать в разных водных условиях. Однако при активном плавании в определенных водах, желательно выбрать специализированную лодку, поскольку разные каяки ведут себя в разных стихиях по-разному.

Каяки морского и экспедиционного типа можно использовать в любых водах, кроме мест, где есть быстрое течение и пороги, небольшие водопады. Ограничение связано с тем, что такие суда длинные, достигают пяти метров в длину, и они не имеют нужной маневренности. Короткие каяки для белой, то есть пенистой воды можно использовать для катания по волнам, однако небольшая длина делает их неудобными в спокойных водах. Универсальными каяками можно плавать и на бурных реках, и на спокойном озере, и на море с волнами, но серьезного спортивного интереса они не представляют, а рассчитаны на любителей.

Самые распространенные и самые универсальные каяки — пластиковые, изготовлены из полиэтилена, сделанные по технологии ротомолдинга, под высоким давлением (без швов), а также методом склеивания. Такие пластмассовые каяки дешевы, устойчивые к износу.

Несмотря на технический прогресс, сейчас продолжают делать каяки из дерева, которые могут иметь утилитарное прогулочное применение, а также могут быть имиджевыми вещами, так как имеют богатую отделку. Деревянные каяки перед пластиковыми имеют преимущество — они легче, но есть и серьезные недостатки — менее стойкие к повреждением, со временем могут рассыхаться с образованием щелей. Каяки из дерева могут продаваться в виде конструкторов для самостоятельной сборки.

Сравнение каяков sit-on-Top и sin-in

Sit-on-top

Каяки Sit-on-top предназначены для активного отдыха. Каякинг — это довольно новое быстро набирающее популярность массовое занятие, отличное от простого спортивного соревновательного либо экстремального занятия. Лодки этого типа легкие, удобные в эксплуатации и управлении. На них довольно безопасно, так как при переворачивании человек выпадает из лодки, а не опускается головой в воду, как это случается в каяках sit-in, которые используют «юбку» для водной защиты.

При выборе sit-on-top не нужно учится делать сложных эскимосских переворотов, ведь вы находитесь на каяке, а не в каяке. Этот тип каяков имеет разные модификации — от плоских для одного гребца до четырехместных, они могут использоваться на спокойной воде, а также на речном течении или на морских волнах.

Преимущества sin-on-top:

  • простота в использовании, хранении, в самопомощи при переворачивании на воде, что особенно ценится новичками,
  • небольшой вес позволяет легко переносить;
  • не нужно дополнительно укомплектовывать юбкой;
  • на нем можно хранить больше вещей, которые, правда, должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки либо контейнеры;
  • могут использоваться для разных функциональных целей, например как плавучая основа для дайвинга, рыбалки, на плоской поверхности лодки удобно размещать снасти и оборудование для ныряния;
  • стабильно держится на воде, удобный обзор, относительная дешевизна, хороши для людей, которым трудно двигаться.

Недостатки каяков Sit-on-Top

  • открытые к водной стихии, атмосферным осадках, например этот вид лодки неудобен во время дождя, поэтому его использование зависит от времени года и даже погоды;
  • защиты от влаги никакой — гребец будет мокрым всегда, поскольку на пластиковой поверхности кокпита (место сидения человека) образовывается лужа; проблема решается дренажными отверстиями, которые на спокойной воде и при хорошей погоде закрываются пробкой, но таким образом проблема не решается полностью, поэтому или нужно грести аккуратно или же заниматься плаванием в теплых водах и в теплую погоду, из-за этого каяки sit-on-top называются летними;
  • в холодное время нужно пользоваться гидрокостюмом, кроме того, зимнее плавание является экстремальным и практически невозможным;
  • противоположная проблема — ноги могут обгореть на солнце, но это касается и всего тела;
  • трудность с выполнением эскимосского переворота (хотя он возможен);
  • нужда в дополнительных сидениях, которые имеют регулировку, при длительных плаваниях;
  • трудность с транспортировкой;
  • каяки с внешней посадкой более медленные, нежели те, у которых полая внутренность; это связано с меньшей устойчивостью и необходимость сделать sit-on-top шире.

При отсутствии юбки кокпит быстро заполняется водой, становится тяжелым и воду слить можно только на берегу. Нужно изучить «эскимоский переворот», который позволяет быстро перевернуть лодку в рабочее положение.

Преимущества sit-in:

  • более легки в управлении и могут развивать большую скорость при меньших усилиях;
  • гребец и его вещи имеет больше шансов остаться сухими;
  • лучше подходят для долгих плаваний.

Недостатки sit-in:

  • труднее садиться и выходить;
  • кокпит небольших размеров;
  • нужно использовать юбку при сильных волнах;
  • тело должно быть в определенном положении, что не совсем удобно, если нужно активно двигаться в пределах лодки;
  • в жаркую погоду под палубой может быть высокая температура воздуха, особенно при наличии юбки;
  • доступ к вещам затруднен.

Типы по назначению

Каяки делятся на типы по их назначению:

  1. Для рыбалки — в основном Sit-On-Top, реже — Sit-In, также их делают с педальным приводом.
  2. Для серфинга — до трех метров длиной, с плоским дном и высоко поднятым носом, на них удобно кататься по высоким волнам.
  3. С педальным приводом — тримараны, на который можно ставить парус, лодку толкают вперед не пропеллер, а своеобразные плавники.

Виды каякинга

  1. Рекреационный — для прогулок, в основном двухместные или трехместные, для семейного отдыха.
  2. Туристический — универсальный, для заплывов на целый день или на несколько дней.
  3. Экстремальный — плавание по бурным рекам.
  4. Морской — плавание по морским волнам.
  5. Экспедиционный — прочные каяки для дальних плаваний, лодки такого типа иногда называют океаническими.
  6. Серфинг — каяк похож на серфинговую доску.
  7. Слаломный — профессиональный спорт «гребной слалом на каяках и каноэ», олимпийский вид спорта с 1992 года.

Каякинг может быть видом спорта, способом отдохнуть на воде или возможностью передвигаться по водной поверхности в целях рыбалки, путешествия.

Чем отличается каноэ от байдарки.

Каноэ представляет собой узкое маломерное судно небольшого веса, способное проходить мелководье, заросшие тростником места, заболоченную местность, бурные пороги и реки с водопадами. Аналоги современной лодки были созданы тысячелетия назад американскими индейцами и в те далекие времена были выдолбленными из дерева или созданными из бересты челнами. На них преодолевали дальние расстояния, охотились, ловили рыбу, осваивали новые территории.

Современные каноэ изготавливаются из ламинированной фанеры, алюминиевых сплавов, стеклопластика, пластика, композитных материалов, ПВХ. Они используются в туризме, водном спорте, для семейных прогулок, гребного слалома, сплава и остаются одними из самых предпочтительных среди охотников и рыболовов. Каноэ способны набирать хорошую скорость, имеют отличную остойчивость и плавучесть, непотопляемы, долговечны, удобны в путешествиях, подразумевающих переходы по суше. Небольшой вес и компактные габариты позволяют легко переносить лодки на руках и перевозить их к месту спуска на воду на общественном и легковом транспорте.

В принципе, то же самое можно сказать и о байдарках, которые, казалось бы, обладают точно такими же качествами. В чем же принципиальное отличие этих лодок?

Различие конструкций каноэ и байдарки

В принципе, у байдарок и каноэ достаточно много общего. Они имеют удлиненную, заостренную в районе кормы и носа форму, малую осадку, выполняются практически из одних и тех же материалов и имеют одинаковый спектр применения. Тем не менее, конструктивно байдарки и каноэ различны, и это в значительной степени влияет на их свойства. Например, байдарки снабжаются упорами для коленей, стоп, спины, в каноэ они отсутствуют. В основной части туристических моделей байдарок есть герметичные камеры и багажные отсеки, в каноэ их обычно нет. Каркасные байдарки обтягиваются оболочкой-шкурой, среди каноэ таких моделей не существует. Кроме того, между ними существует еще целый ряд существенных различий.

Весла

Пассажиры в байдарках гребут одним веслом. Они имеет две лопасти и управляется, по сути, как весла в обычных гребных лодках, но без уключин. То есть гребцы делают равные круги поочередно обеими руками.

У каноэ тоже только одно весло, но с одной лопастью. В данном случае гребцы постоянно перекидывают его слева направо и обратно, толчками продвигая лодку вперед. В этом есть свои преимущества. Когда приходится преодолевать бурные пороги или водопады, каноэ становятся более поворотливыми, чем байдарки.


Положение гребца

Положение гребцов в байдарках и каноэ совершенно различно. В классической байдарке «сит ин» они размещаются немного ниже уровня воды, вытянув немного согнутые коленях ноги вперед. Центр веса людей находится ниже уровня воды, в результате чего лодка становиться более стабильной и не так сильно расшатывается на неспокойной воде. В байдарках «сит он топ» гребцы сидят на корпусе в такой же позе. Центр их веса смещается немного выше уровня воды, но в таких моделях дно модифицировано, поэтому они сохраняют устойчивость байдарок с посадкой «сит ин».

В каноэ гребцы либо стоят на одном колене, либо сидят на банках. В них центр веса людей находится гораздо выше, чем в байдарках. Поэтому каноэ становятся более подвижными на бурной воде, и для управления ими в такой ситуации нужен хороший опыт.

Количество гребцов

Байдарки предназначены для одного, двоих, троих, максимум четверых человек. Прогулочные модели часто снабжаются откидными сиденьями для детей. Каноэ гораздо вместительней байдарок за счет более широкого диапазона длины. Причем среди них одноместных моделей гораздо меньше, чем среди байдарок. Обычно серийно выпускаются каноэ вместительность от двух до семи или даже десяти человек. Океанские варианты могут вообще быть рассчитаны на пятьдесят гребцов. Эти качества каноэ обусловлены изначальной приспособленностью таких челнов к походам на дальние расстояния. В то время, как народы Севера, являющиеся первыми создателями байдарок, использовали их в основном для рыбалки и охоты, придумавшие каноэ индейцы отправлялись на них исследовать новые места за сотни километров.

Руль

В продаже есть байдарки с приспособлениями для рулевого управления или с возможностью его установки. Часто в них руль объединяется с педальным приводом, который монтируется вместо упоров до стоп и соединяется со специальными плавниками, располагающимися под днищем. Рулевое управление в байдарках значительно облегчает плаванье по широким акваториям и глубоким водоемам. На перекатах, мелководье руль не применяется.

В каноэ руль не устанавливается вообще. В таких лодках есть транец для моторов малой мощности, однако управлять ими можно только с помощью весла. Исключение составляют модели под парусами, которые могут снабжаться рулевым пером.

Технические характеристики байдарки и каноэ

Технические характеристики байдарок и каноэ зависят от модели и ее принадлежности, и во некоторых случаях повторяют друг друга. Так, вес надувных байдарок составляет от 6 килограмм до 22 килограмм, вес надувных каноэ находится примерно в этом же диапазоне. А вот каркасные и надувные байдарки весят от 18 до 40 килограмм, в то время как каноэ такого типа могут весть до 70 килограмм (семиместные).

Грузоподъемность байдарок - от 150 до 370 килограмм. Грузоподъемность каноэ - от 150 до 500 килограмм. Ширина байдарок составляет от 60 сантиметров до одного метра, ширина каноэ - от 85 сантиметров до одного метра. Длина байдарок - от 2,3 метра до 5,2 метров, длина каноэ - от 2,5 до 7 метров. Существуют и каноэ длиной 10 метров. Байдарки такими длинными не бывают.

Скорость байдарки и каноэ

В целом разница в максимальной скорости между байдарками и каноэ может быть существенной за счет того, что каноэ длиннее. На спокойной воде они быстро набирают ускорение и способны уверенно скользить вперед со скоростью до 10-12 километров в час. Байдарки такой скорости могут достигать в редких случаях. Их традиционный максимум - 8 километров в час. Однако при ветреной погоде каноэ уступают лодкам из-за своей приличной парусности. Этому мешает и их уплощенное дно.

Существенная разница между байдарками и каноэ заключается и в степени изолированности гребцов от внешних факторов. Байдарки «сит ин» обычно оснащаются юбками, фартуками, герметично закрывающими внутреннее пространство кокпитов, защищая его от воды и сохраняя тепло. На них можно путешествовать в любую погоду.

Корпус каноэ полностью открыт, и в дождь, ветер или в холодное время года гребцам в них неуютно. Океанские модели могут дополняться отдельными надстройками, в которых люди могут укрываться от холодных брызг и пронизывающего ветра, но традиционные модели каноэ таких надстроек не имеют.

И, наконец, присутствует различия между байдарками и каноэ в уровне управляемости лодками. Байдарки «сит ин» словно надеваются на гребцов и управляются не только веслами, упорами, но и движениями тела. Для того, чтобы добиться такой же виртуозности управления в каноэ, необходимо овладеть специальными техниками.

08.06.11 7:37 PM

Каяк, каноэ и байдарка: терминологические нюансы

Не существует различий между конструкцией каяка и строением байдарки, но в русской словесности устоялась традиция употреблять слово «байдарка» когда речь заходит о надувных или каркасно-надувных байдарок. А слово «каяк» соотносить с категорией сборных и неразборных одноместных пластиковых байдарок.

Впрочем, одним английским словом «kayak» обозначаются оба вида лодок. В таком виде водного спорта, как гребной слалом, выделяют два типа судна – каноэ и каяк. Основной отличительной чертой, которая может сразу броситься в глаза, между этими двумя классами судов заключается в посадке гребца. Так, гребец управляет каноэ, стоя на колене, а каяком – сидя на лавке. Отличается также способ гребли – на каноэ гребут одной лопастью, а на каяке – двухлопастным веслом. Отличается каноэ от каяка и по техническим характеристикам, таким как ширина лодки и форма посадочного места. Так, внешне каноэ представляется шире, чем каяк. Между словами «каяк» и «байдарка», которые обозначают одно понятие, спортсмен выберет слово «каяк» для своего судна. Байдаркой называют туристическую лодку или судно для гладкой спортивной гребли.

Похожие публикации