12 шагов для наркоманов. Вера и религия: одинаковы ли эти понятия? Описание и основные положения программы «12 шагов»

Программа лечения наркомании 12 шагов была создана в 1935 году американским врачом и его другом. Сегодня она пользуется огромной популярностью во всем мире, являясь «настольной книгой» для участников сообществ Анонимных Алкоголиков и Анонимных наркоманов.

О чем 12-шаговая программа

Ее первоочередная задача состоит в том, чтобы люди, страдающие химической зависимостью, нашли в себе силы и честность признать свое зависимое состояние, а после осознали невозможность самостоятельного излечения без помощи извне.

По мере прохождения программы в стремлении излечиться человек обращается к «нечто более могущественному, чему он сам» (с) – некоей высшей силе. Именно она становится катализатором всех изменений, которые будут происходить в нем в будущем.

Зависимый проводит работу над собой, анализирует свое прошлое, признает свою ответственность за собственную жизнь и все, что в ней происходит.

Он признает неправоту в отношении людей, которым когда-либо нанес ущерб, и стремится исправить ситуацию, выполняя добрые дела.

По мере восхождения от одной ступени к другой происходит духовный рост, человек принимает новую систему нравственных ценностей, обретает контроль над своими влечениями и поступками. В процессе лечения наркомании 12 шагов переориентирует зависимого человека. Изменившись внутренне, наркоман начинает помогать новичкам, донося до них свое знание о результативности участия в программе.

12-шаговая программа: кто может в ней участвовать

В настоящее время 12-шагов в разных вариациях используется для помощи зависимым от алкоголя, наркотиков и токсических веществ.

Существует отдельная программа «12 шагов» для родственников людей, страдающих химическими зависимостями. Участие в ней помогает им справиться с состоянием так называемой «созависимости», когда острое переживание за близкого, страдающего алкоголизмом или наркоманией, приводит к тому, что созависимый погружается в проблемы зависимого, испытывает гипертрофированное чувство ответственности за него, тяжело переживает каждый рецидив заболевания, и в конечном итоге живет не своей, а чужой жизнью, погружаясь в депрессию все глубже.

Шаги

Кратко охарактеризуем все 12 шагов лечения наркомании и алкоголизма.

Шаг 1. Признание зависимого состояния и невозможности управлять влечением к психоактивным веществам усилием воли.

Шаг 2. Обращение к высшей силе за помощью. Высшей силой может быть бог, силы природы, астральная сущность и т.д.

Шаг 3. Человек персонифицирует (представляет) это высшую силу и перепоручает себя ей.

Шаг 4. Зависимый исследует себя и свое поведение с позиции нравственности.

Шаг 5. Наркоман находит и признает настоящую причину того, что происходило с ним в прошлом.

Шаг 6. Зависимый готовится к тем изменениям, которые должны с ним произойти.

Шаг 7. Начинается серьезная работа над собой, своими недостатками и ошибками прошлого.

Шаг 8. Участник составляет список людей, которым когда-либо навредил, и внутренне готовится к тому, чтобы искупить свою вину перед ними.

Шаг 9. Зависимый выполняет задуманное и делает добрые дела в отношении других людей.

Шаг 10. Наркоман вновь и вновь исследует себя, выявляя свои ошибки и исправляя их по уже пройденному пути.

Шаг 11. Зависимый продолжает самосовершенствоваться, стараясь сделать свое поведение и мысли лучше.

Шаг 12. Человек делится знаниями о программе и ее возможностях с другими наркозависимыми и помогает им встать на путь исправления.

Клиника «Здоровье»: как проводится лечение наркомании по программе 12 шагов

Участие в сообществе Анонимных Алкоголиков или Анонимных Наркоманов является неотъемлемой частью избавления от химических зависимостей, применяемой в наркологической клинике «Здоровье».

Ведущими являются консультанты по химическим зависимостям – сотрудники наркологического центра, которые в прошлом сами активно принимали наркотики или алкоголь, но смогли обрести контроль над зависимым состоянием, и сегодня придерживаются здорового образа жизни.

Такая известная и нашумевшая во всем мире анонимная программа, как 12 шагов, является действительно по-настоящему значимой системой и одной из лучших разработок двадцатого века. Так, она является универсальной программой, подходящей для многих зависимостей – в том числе программа 12 шагов эффективна при и многих других видах заболеваний.

Здесь вам и зависимость от лекарств, и , а так же множество пристрастий, которые никак не относятся к химикатам.

Программа реабилитации 12 шагов эффективна там, где не помогает обычная терапия, славящаяся своими квалифицированными специалистами, мощными лекарственными медикаментами и самым современным оборудованием. Хотя, если уж говорить совсем честно, то медикаментозная терапия неплохо сочетается с программой.

Особенности программы 12 шагов

Зависимость больного от химии – это его неспособность переживать какие-то жизненные ситуации и проблемы без употребления или введения химических препаратов.

На данном этапе зависимости он считает, что это – действительно действенный способ избавиться от чувств, которые несут в себе проблемы (неуверенность в себе, боль, боязнь и другое). У некоторых таких больных боязнь даже имеет наследственный характер, так как им по природе «досталось» слишком мало гормона счастья.

Вот почему такой человек пытается как-то восполнить гормон счастья искусственным путем, и совсем не важно, почему впервые он притронулся к спиртным напиткам или наркотикам. Здесь имеет значение лишь тот факт, что теперь он будет повторять это снова и снова, единожды почувствовал небывалую уверенность и легкость.

Однако не стоит думать, что на этом жизнь закончена. Так, в двадцатом веке было изобретено лекарство, помогающее выздороветь миллионам больных. И название ему — программа 12 шагов.

Конечно, программа 12 шагов для алкоголиков и наркозависимых не медикаментозная, а прежде всего духовная, и это стоит понимать. Вот почему очень сложно рассматривать ее всего лишь как рецепт, способный помочь сразу же всем.

Так, к каждому из пациентов должен быть подобран свой индивидуальный подход, однако принципы, прописанные в программе 12 шагов для зависимых, должны быть едины для всех.

Не стоит обнадеживать себя, что химическая зависимость по-настоящему излечима. Кроме того, если ей не заниматься, то они будет прогрессировать и легко приведет к смерти.

Ну и конечно же болезнь накладывает неизгладимый отпечаток на все то, чем когда-то жил больной – так, страдает его физическое и психическое здоровье.

А самое главное, что зависимость задевает и духовную сферу личности, и в итоге человек становится эгоистичным, лживым, равнодушным и совершающим аморальные поступки.

Что же до программы 12 шагов для наркозависимых, то она позволяет пациенту честно смотреть на свою жизнь, причем не только на внешнюю, но и на внутреннюю. Так, больной учится отвечать за свои поступки, а что самое главное – не вредить ни себе, ни другим людям.

12 шагов к выздоровлению

Ну вот мы и подходит к самой важной части – к тому, из чего состоит каждый шаг лечения программа 12 шагов.

Первый шаг

1 шаг программа 12 шагов является самой основой – это то, с чего начинается вся система.

На этом этапе пациент должен признать, что он действительно не может самостоятельно справиться со своей зависимостью. А так же должен понять, что его жизнь стала неуправляемой.

Первый шаг программы 12 шагов создан специально для того, чтобы больной смог понять, что до сих пор никто не мог убедить его в том, что он зависим.

Однако теперь он стоит перед правдой – ему необходимо самому признать, что он болен. И у зависимости, как и у любой другой болезни, есть свои последствия.

Второй шаг

На втором этапе человек должен понять, что лишь сила, более всемогущая нежели он сам, может сделать его здоровым и вернуть ему самое главное – разум.

На этом этапе человек так же должен понять, что дело вовсе не в его пристрастии, его слабости, а именно в зависимости.

Теперь же следует обратиться к кому-то или чему-то, что более могущественно, нежели он сам. Для каждого такая высшая сила будет своей – для кого-то это Бог, для кого-то – духовный наставник и так далее.

Третий шаг

На этом этапе программы 12 шагов для наркоманов человек решает препоручить свою жизнь и волю Богу.

Здесь следует научить зависимого доверять. Так, он должен «пустить» все события своим чередом, а не контролировать каждый шаг, дабы поддержать свой нездоровый эгоизм в угоду зависимости. Больной учится отвечать за все свои решения и поступки.

Четвертый шаг

Человек исследует себя с точки зрения нравственности, и делает это бесстрашно и глубоко.

Цель такого исследования заключается в том, чтобы разобраться во всех противоречиях и путаницах своей жизни, чтобы определить, кем же он является на самом деле. Человеку нужно научиться понимать как сильные, так и слабые свои стороны.

Пятый шаг

Пациент должен признать перед собой и другими, насколько же он заблуждался.

Наркозависимый, на глазах у близких, признает что он раньше вел неправильный образ жизни

Шестой шаг

На этом этапе зависимый готовится к тому, чтобы Бог избавил его от всех его дефектов в характере.

На этом этапе главное – подготовиться к активным действиям. Так, человек уже знает, что не химические препараты главная причина его бед.

Это те слабости и дефекты в характере, которые были обнаружены на предыдущих этапах.

А потому пришло время избавиться от всего, что тяготит больного, но вначале нужно подготовиться, дабы шагнуть в новую жизнь, где не будет место страданиям и боли.

Седьмой шаг

На этом этапе пациент просит Бога, чтобы тот избавил его от всех недостатков. Так, он признает, что он вовсе не идеален.

И теперь, когда он готов меняться, пациент наконец-то может сделать это, перейдя к действиям.

Восьмой шаг

Время, когда зависимый должен составить для себя список всех тех людей, которым он когда-либо причинял вред.

И подготовить себя к тому, чтобы полностью или хотя бы частично возместить этим людям ущерб.

Чтобы лечение принесло эффект, нужно научиться прощать себя, других, а так же просить прощение у тех, кого ты обидел.

Здесь следует составить список тех людей, которым был нанесен вред во время зависимости, и приготовить себя к тому, что им придется возместить ущерб любым доступным зависимому способом.

Девятый шаг

Здесь уже можно возместить ущерб всем тем людям, которым был нанесен вред. Исключение составляют те случаи, когда такое возмещение может навредить этому человеку или кому-то другому.

Такое исправление сделанных зависимым ошибок дает возможность побороть угрызения совести. Таким образом и будет доказано желание начать жить по-новому.

Десятый шаг

На этом этапе человек не перестает анализировать себя, а если допускаются какие-то ошибки, понятные его пониманию, то он немедленно это признает.

А для того, чтобы зависимость вновь не захватила пациента, он должен уметь продумывать свои действия и чувства. Ему следует научиться сразу же видеть свои ошибки и признавать, что они действительно совершены.

Одиннадцатый шаг

Совершая все шаги, описанные выше, пациент учился понимать Бога, как он его видит, и осознавать, что есть некая более сильная воля и сила, нежели его собственная.

Не стоит понимать систему именно как религиозную – скорее уж она духовная, направленная на то, чтобы пациенты умели развивать свою духовную сущность.

Двенадцатый шаг

На этом этапе пациент получает духовное выздоровление, пройдя все двенадцать шагов системы. Только после этого он способен понять, насколько многогранна и интересна жизнь.

И только после этого он начинает применять свои знанию в общении с другими зависимыми, используя приобретенные за все время лечения принципы во всех своих делах.

Эффективность программы

Программа 12 шагов, отзывы о которой самые положительные, полюбилась множеству бесплатных и платных , которые с успехом используют ее для лечения больных людей. И, как показывает практика, с ее помощью действительно смогло вылезти из «капкана» множество наркоманов, связавших свою жизнь с химическими препаратами.

Однако, как уже и говорилось выше, система не может помочь всем и каждому, так как для ее осуществления необходим индивидуальный подход, а так же коррекция во время лечения. Вот почему для ее осуществления нужна помощь сразу нескольких специалистов, которые сумеют вовремя найти проблему и «подправить» лечение.

При выполнении системы с больным должны работать как минимум нарколог, психиатр и психолог, так как лишь им под силу распознать беду там, где не увидят ее другие. Ну и конечно же на любом этапе лечения пациенту необходима поддержка семьи, дабы он чувствовал, что его кто-то любит и ценит.

Заключение

Главная задача программы заключается в том, чтобы наркоман начал совершенно новую, не похожую на старую жизнь.

И проходя каждый их шагов, больной получает все новые инструменты, позволяющие войти в нормальную колею.

Благодаря тщательно проработанной системе он начинает жить по-новому, морально помогая тем людям, которые опустили руки и отчаялись выздороветь.

Видео: 12 шагов — самая эффективная в мире программа лечения алкоголизма и наркомании). История

Подобрать центр реабилитации для наркозависимых работающий по программе 12 шагов можно здесь — выберите свой город в таблице

Включает в себя такие основные цели:

  • Эмоциональные - сформировать у человека эмоциональную стабильность, научить контролировать эмоции и чувства
  • Познавательные - показать больному связь между употреблением наркотических веществ и об их последствиях, сформировать трезвое мышление;
  • Социальные - помочь восстановить прежние контакты с друзьями, родственниками, которые будут способствовать только трезвому образу жизни, уже без наркотиков и алкоголя
  • Поведенческие - научится жить на трезвую голову и держать трезвый образ жизни;
  • Духовные - научится признавать недостатки своего характера, а также признать вред, который был нанесен другим людям из-за вашего алкоголизма или наркомании; научится развивать доверие.

Давайте рассмотрим основные принципы нашего главного оружия в борьбе за трезвость. Это является одним из важных аспектов в 12 шаговой программе .

ПЕРВЫЙ ШАГ: Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимостью. Признали, что наши жизни стали неуправляемы.

Никто не мог убедить нас, что мы зависимые. Теперь нам необходимо самим сделать это признание. Нам нужно осознать, что мы больны и, что болезнь вызывает серьезные последствия.

ВТОРОЙ ШАГ: Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

Мы уже признали, что дело не в предметах нашего пристрастия(наркотики, алкоголь, игра), а в нашем заболевании. Теперь, в поисках возможности начать новую жизнь, нам необходимо обратиться за помощью к силе, более могущественной, чем мы сами(принципы программы, духовный наставник, Бог, другие зависимые с большим опытом трезвости и т. д.), поскольку мы уже убедились, что собственной силы воли нам не достаточно.

ТРЕТИЙ ШАГ: Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы его понимали.

Мы учимся доверять. Пробуем позволять событиям идти своим чередом, а не пытаемся контролировать всех и вся в угоду своей зависимости, как мы делали это прежде, опираясь лишь на свой эгоизм. Мы учимся быть готовыми принимать ответственность за наши решения и поступки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.

Цель тщательного и бесстрашного исследования разобраться в наших запутанностях и противоречиях нашей жизни, что бы выяснить кем мы являемся на самом деле. Мы впервые посмотрим на себя честно, пытаясь исследовать свои слабые и сильные стороны.

ПЯТЫЙ ШАГ: Мы признали перед Богом, собой и каким- либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

В этом шаге мы обретаем свободу честно взглянув на свое прошлое, поделившись самым сокровенным с близким человеком, и признав это перед Богом, как мы его понимаем. На протяжении многих лет мы отказывались принять правду о себе. Теперь все начинает меняться.

ШЕСТОЙ ШАГ: Мы полностью подготовились к тому, что бы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

Готовность к действиям- вот к чему мы стремимся, выполняя этот шаг. Мы уже знаем, что не наркотики/алкоголь- причина наших неприятностей. Это наши дефекты характера и слабости, которые мы обнаружили и признали в 4- м и 5-м шагах. Теперь мы хотим избавиться от всего, что тяготит нас, но сначала к этому нужно подготовиться, что бы без страха шагнуть на встречу чему то новому и неизведанному, отказавшись от привычной нам боли и страданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ: Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

Мы осознаем, что мы не идеальны. И без лишней строгости к себе, руководствуясь готовностью меняться, полученной в 6- м шаге, переходим к действиям. Опираясь на опыт наших друзей, которые уже сделали этот шаг, и поддержку силы, более могущественной, чем наша собственная, получаем мужество, силу и надежду, что бы преодолеть наши недостатки.

ВОСЬМОЙ ШАГ: Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.

Что бы перейти к следующему этапу выздоровления, нам необходимо научиться прощать других людей, себя и просить прощения за зло, причиненное окружающим. В этом шаге мы составляем список всех людей, которым навредили во время нашей активной зависимости и подготавливаем себя к тому, что бы возместить им всем ущерб.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ: Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому- либо другому.

Мы исправляем ошибки прошлого, избавляясь от гнетущего чувства вини и угрызений совести. Тем самым мы демонстрируем свое стремление жить по- новому.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ: Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Что бы не попасть в ловушку прежнего губительного образа мышления, мы продолжаем анализировать свои чувства, мысли и поведение. Нам необходимо учиться сразу признавать свои ошибки и исправлять их.

ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании силы для этого.

На протяжении всего выздоровления, выполняя шаги, с 1-го по 10-й, мы обретаем понимание Бога, как силы более могущественной, чем наша собственная. Программа «12 ШАГОВ » не религиозная, но духовная. И нам обязательно нужно улучшать свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимаем, что бы продолжать развивать нашу духовную сущность.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ШАГ: Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы стремились нести весть об этом другим зависимым и применять эти принципы во всех наших делах.

Наша главная задача- начать принципиально новую жизнь. Работая по предыдущим шагам мы получили инструменты выздоровления. Пришло время окончательно и безоговорочно впустить эти чудеса во все сферы нашей деятельности. Благодаря 12 -му шагу мы начинаем жить по- новому, неся весть о выздоровлении тем зависимым, которые все еще страдают, тем самым закрепляя свою веру в том, что мы на верном пути.

Все эти шаги прорабатываются системно, один за другим. Но по сути зависимый начинает учиться пользоваться всеми этими принципами сразу, как только приступает к выздоровлению по этой программе.

Даже беглый взгляд на историю программы "12 шагов" поражает и убеждает в некой особой феноменальности этого явления. Судите сами.

Рождение группы анонимных алкоголиков, созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В. (Вильям Грифт Вилсон, 1895-1971) и врачом – хирургом Бобом (Роберт Хальбрук Смит, 1895-1971) относят к 1935-1937 гг. .

Зародилось движение в Соединённых Штатах Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В последующем ячейки движения распространились в другие регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.

У истоков этого нового объединения стояли также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В 1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде, Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и масштабы распространения этой организации .

Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии "12 шагов", впоследствии дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.

Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

Химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

Зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

У человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели – полностью безмедикаментозное;

Лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

Ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.

Добрались "12-тишаговики" и до России.

С 1987 года "12-ти шаговая" программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА. Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда "вовремя" подсунул Запад, и стали активно внедрять "12-ти шаговую" программу в России. Недаром многие православные россияне считают общества АН оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется "пастырями" из-за рубежа или по их подсказке.

Да и стажировались некоторые наши "продвинутые" активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не только от проблем наркологии, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки – перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской Программе "12 шагов", а обучение этому проходит в реабилитационных центрах "Эшли" (штат Мэриленд) и "Грэймар" (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что "эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах" , руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США – "UST", очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников, а подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), "Грэймар" (штат Нью-Йорк).

"…Программа "12 шагов" лоббируется со стороны государства и финансируется международными структурами".

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания – "Полового воспитания" и "Планирования семьи" – тоже "хорошо себя зарекомендовавших" (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа "Альфа-Омега" все с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…

Нашу страну губят дилетанты и падкие на западные подачки новаторы-реформаторы.

По свидетельству многих российских исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет является духовным иммунитетом. В литературе наркологического профиля была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007 г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот опыт, их суждения не были уж столь восторженными.

Иеромонах же Иона Займовский, автор книги "Церковь и страдающая личность" и руководитель упомянутого Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп АА/АН, работающих по иностранному образцу, "как беспрецедентный успех". Догадайтесь, где стажировался уважаемый иеромонах?

Очень жаль, что священник, живущий в России, здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт душепопечения и излечения духовных недугов.

Это и положительный опыт исцеления пьяниц и алкоголиков в "Обществах Трезвости" перед началом Первой Мировой Войны.

Трудно предположить и печально, если он этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.

Этот опыт теперь активно возрождается в России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый опыт православных организаций по реабилитации наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать, духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в восторге от эффективности своих программ.

Можете ли вы представить себе владыку Николая Японского, просветившего светом Православия Японию, "работающим" там для удобства местного населения по "инославным" программам и говорящего "об иных богах"? Или Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих, многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы вынуждены руками православного священства проводить в православной среде протестантскую или иную миссию?!

В первом номере журнала "Наркология" за 2007 год опубликована статья профессора, доктора медицинских наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Росздрава А.Л. Игонина "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)". Данный материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных позиций объективно отражает различные аспекты работы сообщества "Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов (АА/АН)".

Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?

Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных по сути компонента метода движения АА/АН:

Обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;

Активное взаимодействие между собой и взаимопомощь друг другу пациентов в группе;

Создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент отрадный – тысячи людей перестают быть наркоманами без всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что алкоголизм и наркомания – это болезни, прежде всего, духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к освобождению от чумы XXI века.

Мы не будем сейчас анализировать так называемый "религиозный" опыт работы в 12-ти шагах. Он не только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе не является религиозным. В лучшем случае его можно в какой-то мере назвать "духовным". Но мы же знаем, что между понятиями "религиозный" и "духовный" не стоит знак равенства. Да и духовность духовности рознь!

Рассмотрим второй компонент деятельности АА/АН – групповое взаимодействие. Использование данного метода ни в коем случае не является изобретением общества АА. Это частное проявление групповой психотерапии при наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф. А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков в общении, имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным моментом в процессе реабилитации больных.

Третьим компонентом деятельности общества АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и члены их семей общаются не только во время заседания ячеек, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид деятельности АН требует также особого рассмотрения и внесения корректировки.

Следует отметить большой недостаток в деятельности АА/АН, который может привести их (и периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям. Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных (а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой стороны – может свидетельствовать даже о их связи с деструктивной сектой – в частности, сайентологическими организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой (например, "Нарконон". "Церковь сайентологии" и другие хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам! Сайентология – это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная секта .

И такая связь прослеживается. У нас имеются документы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы, свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире активно распространяются на деньги той самой деструктивной секты – Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи, как известно, питают особое пристрастие к методам психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию со своими сомнительными, а точнее – оккультными, подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.

Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими досье, о чем несколько лет назад показали по TV – о. Анатолий Берестов).

То, что во всём мире "12 шагов" продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские деньги, – это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские деньги.

Анатолий Берестов, иеромонах
Русская линия – 16.10.2007.

Использованная литература

1. Иванова Н., Бирун Н.. "Наркотики: выход есть". С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001. -С. 111-112.

2. Невярович В.К. "Порок души".

3. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность. - М.: Даниловский Благовестник, 2005. - С.21

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Христианская библиотека. 2006.

5. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность". – М.: Даниловский Благовестник, 2005. - C.14.

6. 12 шагов и 12 традиций. - Нью-Йорк, 1989. - С.26.

Многие из нас сталкивались каким-то образом с проблемой наркомании и алкоголизма, которые не просто калечат судьбы людей, а уносят из жизни многие миллионы людей ежегодно. Особенно это актуально стало для России, которая является единственной страной в мире, где больше нет понятия естественного прироста населения, как в других странах. Россия является единственной страной, в которой существует естественная убыль, составляющая около 500 000 человек в год. И почти все они погибли именно по причине алкоголизма и наркомании.

Это не означает, что все они употребляли наркотические вещества, к которым относится и алкоголь. Всемирная Организация Здравоохранения признала алкоголь наркотиком №1 в силу его общедоступности. Табак стоит на 6 месте.

Много людей гибнет от рук наркоманов и алкоголиков в результате ссор и скандалов, грабежей, аварий на дорогах и т.д. Употребление родителями наркотических средств оказывает негативное влияние на здоровье детей и продолжительность их жизни.

Проблема алкоголизма и наркомании стоит очень остро. С целью её решения были созданы общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Это группа из мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, с целью помочь себе и другим избавится от алкоголизма. К ним относятся как те, кто непосредственно употреблял или ещё употребляет наркотические вещества, так и их родственники, друзья или просто те, кому не безразлична эта проблема.

Данное сообщество не является коммерческой организацией, не связано с политикой или религией и существует на пожертвования её членов. Единственное условие для членства — это желание бросить пить.

В своей работе эти группы используют программу "12 шагов", направленную на духовное переориентирование зависимых. Они признают свою зависимость от наркотических средств и обращаются к Богу для излечения, для возмещения ущерба, который они нанесли другим людям и разрешения и помощи донести целительное знание до других зависимых. Принятие "высшей силы" или Бога является обязательным условием программы, так как они начинают осознавать себя, свою тесную связь с Богом, в результате чего изменяется их мировоззрение и образ жизни.

Данная программа появилась в 30-х годах 20-го века в США и вскоре быстро распространилась по всему миру. В России она существует уже более 20 лет.

12 шагов Анонимных Алкоголиков:

  1. Мы признали, что мы бессильны перед алкоголем, что наши жизни стали неуправляемы.
  2. Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нас к здравомыслию.
  3. Приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы Его понимали.
  4. Произвели тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию.
  5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
  6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.
  7. Смиренно просили Его удалить наши недостатки.
  8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили вред, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.
  9. Напрямую возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  10. Продолжали проводить личную инвентаризацию и, когда были неправы, сразу признавали это.
  11. Стремились путём молитвы и размышления углубить нашу осознанную связь с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли для нас и о даровании силы для этого.
  12. Пережив духовное пробуждение, как результат этих шагов, мы стремились нести это послание алкоголикам и применять эти принципы во всех наших делах.

Признавая своё бессилие в программе 12 шагов перед наркотическими веществами, зависимые приходят тем самым не только к осознанию своей зависимости, но и к пониманию того, что им необходима сторонняя помощь, чтобы избавиться от неё.

В следующих пунктах они не только признают существование Бога, но и вверяют Ему свои жизни, понимая, что только по Его милости они смогут в конечном итоге преодолеть это зло.

Однако данная организация не является сектой, поскольку в ней нет проповеди, которые проходят в храмах. Здесь присутствует понимание того, что алкоголик является душевнобольным человеком, нуждающимся в любви и поддержке, заблудившимся в лабиринтах судьбы. В программе не упоминается имя Бога, выказывая тем самым уважение к различным религиозным традициям и объединяя людей разных верований с целью помочь вернуться к нормальной жизни.

У группы Анонимных Алкоголиков существует собственная молитва: "Боже дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого".

В основе развития данных групп существует также 12 традиций, которые поддерживают данные группы и формируют доброжелательное отношение между её членами:

  1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства Анонимных Алкоголиков.
  2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители всего лишь облечённые доверием исполнители, они не приказывают.
  3. Единственное условие для того, чтобы стать членом Анонимных алкоголиков — это желание бросить пить.
  4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или Анонимных Алкоголиков в целом.
  5. У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести наши идеи до тех алкоголиков, которые всё ещё страдают.
  6. Группе Анонимных Алкоголиков никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя Анонимного Алкоголика для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.
  7. Каждой группе Анонимных Алкоголиков следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
  8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определённой квалификацией.
  9. Сообществу Анонимных Алкоголиков никогда не следует обзаводиться жёсткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчинённые тем, кого они обслуживают.
  10. Сообщество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя Анонимного Алкоголика не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.
  11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино.
  12. Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.

В настоящее время программа 12 шагов существует более, чем в 150 странах мира и доказала свою эффективность, благодаря духовно-ориентированному подходу. Она легла в основу других подобных программ, которые делают упор на конкретную религию. Секрет данной программы заключается в том, что она воздействует не только на биологическую сторону человека, но и его духовную природу, о которой он забыл, помогает восстановить утраченную связь с Богом, а также помогает в решении психологических и социальных проблем. В её основе лежат общечеловеческие ценности, такие как вера, добро, любовь, единство. А поэтому программа является универсальной для использования в любой стране и для людей с разными вероисповеданиями.

Похожие публикации