Вещественный состав литосферы. Основные положения теории литосферных плит. Границы литосферных плит проходят в океанах по срединно-океаническим хребтам, а на материках – по горным поясам

Литосфера – внешняя твердая оболочка Земли, состоящая из осадочных и магматических пород. В настоящее время земной корой принято считать верхний слой твердого тела планеты, расположенный выше сейсмической границы Мохоровичича. Поверхностный слой литосферы, в котором осуществляется взаимодействие живой материи с минеральной (неорганической), представляет собой почву.

Остатки организмов после разложения переходят в гумус (плодородную часть почвы). Составными частями почвы служат минералы, органические вещества, живые организмы, вода, газы. Преобладающие элементы химического состава литосферы: O, Si, Al, Fe, Ca, Mg, Na, K.

Земная кора – наиболее неоднородная оболочка Земли, образованная различными минеральными ассоциациями в виде осадочных, изверженных и метаморфических горных пород, различных форм залегания.

В настоящее время под земной корой понимают верх­ний слой твердого тела планеты, расположенный выше сейс­мической границы. Эта граница находится на разных глу­бинах, где отмечается резкий скачок скорости сейсмиче­ских волн, возникающих при землетрясении.

Выделяют два типа земной коры – континентальный и океаниче­ский. Континентальный отличается более глубоким зале­ганием сейсмической границы. В настоящее время чаще используется термин литосфера, предложенный еще Э. Зюссом, под которым понимают более обширную, чем земная кора, область.

Литосфера – это верхняя твердая оболочка Земли, име­ющая большую прочность и переходящая в менее прочную астеносферу. Литосфера включает земную кору и верхнюю мантию до глубины примерно 200 км.

Строение земной коры имеет неровный характер. Гор­ные системы чередуются с равнинами на материках. Ма­терики, в свою очередь, представляют собой приподнятые над уровнем моря участки земной коры. Пространствен­ное расположение материков на планете В.И. Вернадский назвал «диссиметрией планеты». Если разделить земной шар по тихоокеанскому побережью на две половины, то получится как бы два полушария: континентальное, где сосредоточены все материки с Атлантическим и Индийским океанами, и океаническое, которое займет площадь всего Тихого океана. Это связано со строением и составом земной коры в пределах континентального и океаниче­ского полушарий. Разная толщина земной коры в области континентов и океанов связана с различием состава сла­гающих ее горных пород. Океаническая кора сложена в основном базальтовым материалом, континентальная – материалом, близким по составу к граниту. Гранитные породы содержат больше кремневой кислоты и меньше железа, чем базальтовые.

Общий химический состав земной коры определяют не­многие химические элементы. Всего лишь восемь элемен­тов: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, на­трий, магний, калий распространены в земной коре в весо­вом количестве более 1%. Ведущим, наиболее распростра­ненным элементом земной коры, является кислород, составляющий едва ли не половину массы (47,3%) и 92% ее объе­ма. Таким образом, в количественном отношении земная кора – это «царство кислорода», химически связанного с другими элементами.

Распространенность химических элементов в земной, коре неодинакова и повторяет в определенной мере кос­мическую распространенность. Преобладают легкие эле­менты четырех порядковых номеров, составляющих пер­вые четыре периода таблицы Менделеева. Преобладаниекислорода среди химических элементов земной коры оп­ределяет ведущее значение распространения минералов, в состав которых он входит. Используя данные о распрос­траненности элементов в земной коре, можно рассчитать соотношение слагающих ее минералов, обычно называе­мых породообразующими.

Поверхность континентов на 80% занята осадочными породами, а океаническое дно – почти полностью свежи­ми осадками как продуктами сноса материала континен­тов и деятельности морских организмов. Земная кора первоначально возникла как продукт выплавления первич­ной мантии, который затем был переработан в биосфере под влиянием воздуха, воды и деятельности живых орга­низмов.

Континентальная часть земной коры в течение длитель­ной геологической истории находилась в области биосферы, что наложило свой отпечаток на облик, состав и распростра­ненность осадочных пород и сосредоточенность в них полез­ных ископаемых в виде угля, нефти, горючих сланцев, крем­нистых и карбоновых пород, связанных в прошлом с жизне­деятельностью организмов. В связи с этим континенталь­ная земная кора имеет прямое отношение к биосфере Зем­ли.

Геосфе́ры (от греч. гео-Земля, и сфера - шар) - географические концентрические оболочки (сплошные или прерывистые), из которых состоит планета Земля .

Выделяются следующие геосферы:

атмосфера , гидросфера , литосфера , земная кора , мантия и ядро Земли.

Литосфера (от греч. - камень и шар, сфера)- внешняя твердая оболочка Земли, которая включает всю земную кору с частью верхней мантии Земли и состоит из осадочных, изверженных и метаморфических пород. Толщина литосферы на континентах и под океанами различается и составляет в среднем соответственно 25- 200 и 5-100км.

Ниже коры находится мантия , которая отличается составом и физическими свойствами- она более плотная, содержит в основном тугоплавкие элементы. Разделяет кору и мантию граница Мохоровичича , или сокращённо Мохо, на которой происходит резкое увеличение скоростей сейсмических волн . С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой , а меньшая находится под воздействием атмосферы .

Земную кору составляет сравнительно небольшое число элементов. Около половины массы земной коры приходится на кислород, более 0,25 - на кремний . Всего 18 элементов: O, Si, Al, Fe, Ca, Na, K, Mg, H, Ti, C, Cl, P, S, N, Mn, F, Ba- составляют 99,8 % массы земной коры

Литосфера под океанами и континентами значительно различается. Литосфера под континентами состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев общей мощностью до 80 км. включает твердое минеральное вещество горных пород, в том числе органического происхождения, воду или другие жидкие компоненты (например, жидкие углеводороды), газы, присутствующие в порах и трещинах твердой фазы или растворенные в подземных водах.

Литосфера под океанами состоит в основном из базальтового слоя.

Поверхностная и приповерхностная части литосферыявляются средой обитания человека, всеобщим средством его труда. Здесь он живет и осуществляет хозяйственную деятельность: строит наземные и подземные сооружения, из недр добывает разнообразные твердые, жидкие и газообразные компоненты, проводит мелиорацию земель и т. д.

Решение экологических проблем невозможно без изучения литосферы – внешней оболочки Земли. Литосфера является материальной основой биосферы – сферы живого вещества. Именно в литосфере формируются почвы, ландшафты, биосообщества.

В настоящее время литосфера существенно изменяется в процессе хозяйственной деятельности человека.

18. Рекультивация земель.

Рекультивация земель это:

Искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова нарушенное вследствие горных разработок, строительства дорог, плотин и т.д.

Она включает:

Восстановление рельефа (засыпку оврагов, карьеров, уничтожение отвалов горных пород и т. д.;

Восстановление почв и растительности;

Лесовосстановление;

Создание новых ландшафтов.

Выполнение выше перечисленных мероприятий позволяет вернуть не пригодные земли для возделывания сельскохозяйственных культур.

Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Нарушенными считают земли, утратившие первоначальную природно-хозяйственную ценность и, как правило, являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду.

Нарушают земли при выполнении открытых и подземных горных работ, складировании промышленных, строительных и коммунально-бытовых отходов, строительстве линейных сооружений, а также при проведении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ. При этом, как правило, нарушается почвенный покров, изменяются гидрогеологический и гидрологический режимы, образуется техногенный рельеф, а также происходят другие качественные изменения, ухудшающие экологическую обстановку в целом.

Литосфе́ра (от греч. λίθος - камень и σφαίρα - шар, сфера) - твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород. В строении литосферы выделяют подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы.

Блоки литосферы - литосферные плиты - двигаются по относительно пластичной астеносфере. Изучению и описанию этих движений посвящен раздел геологии о тектонике плит.

Литосфера под океанами и континентами значительно различается. Литосфера под континентами состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев общей мощностью до 80 км. Литосфера под океанами претерпела множество этапов частичного плавления в результате образования океанической коры, она сильно обеднена легкоплавкими редкими элементами, в основном состоит из дунитов и гарцбургитов, её толща составляет 5-10 км, а гранитный слой полностью отсутствует.

Земная кора сложена минералами и горными породами.

Минералы – это достаточно устойчивые химические соединения и самородные элементы, имеющие строго конкретное, только им присущее внутреннее строение.

В природе существуют твердые (алмаз, кварц), жидкие (вода, нефть, ртуть) и газообразные (все газы) минералы. Твердые минералы могут быть кристаллическими (галит, кварц) и аморфными (опал, все смолы). Кристаллические состоят из множества структурных элементов, представляющих собой многогранники-кристаллы, аморфные кристаллов не имеют. Строение минералов определяет их свойства. Один и тот же химический элемент (или соединение) может образовывать разные кристаллические формы, т.е. разные минералы. Так, алмаз и графит состоят из углерода (С), пирит и марказит – из сульфида железа (FeS2), кальцит и арагонит – из карбоната кальция (CaCO3) и т.д.

Магматические горные породы . Магматические горные породы, как и слагающие их минералы, формируются из магматического расплава при застывании магмы в недрах (интрузивные) и на поверхности (эффузивные) Земли.

Метаморфические горные породы. Метаморфические горные породы образуются в результате сложных преобразований в составе и строении горных пород в связи с воздействием на них высоких температур и давлений.



Осадочные горные породы . Осадочные горные породы формируются на поверхности Земли или чуть глубже из продуктов выветривания, жизнедеятельности организмов, посредством химической садки солей из перенасыщенных растворов

Обломочные породы сложены преимущественно продуктами физического выветривания и подразделяются по величине слагающих их обломков

Глинистые породы состоят преимущественно из продуктов химического выветривания и сложены частицами размером 0,01-0,001 мм и мельче.

Горючие полезные ископаемые (каустобиолиты) образуют два генетических ряда: угля и нефти

Ландша́фт (нем. Landschaft, вид местности, от Land - земля и schaft - суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) - конкретный индивидуальный ПТК, как неповторимый комплекс, имеющий географическое название и точное положение на карте.

Виды:-Городской, или селитебный, ландшафт; - Горнопромышленный ландшафт; - Ирригационно-технический ландшафт; - Сельскохозяйственный ландшафт; - Военный ландшафт

Разрушение ландшафта - процесс нарушения природных экологических связей и целостности в системе ландшафных компонентов. Разрушение ландшафта чаще всего происходит в результате различных видов промышленной деятельности, а также других антропогенных воздействий.



Уже сегодня воздействие человека на литосферу приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхностной части земной коры. В процессе преобразования литосферы человек (по данным на начало 90-х гг.) извлек 125 млрд. т. угля, 32 млрд. т. нефти, более 100 млрд. т. других полезных ископаемых. Распахано более 1500 млн. га земель, заболочено и засолено 20 млн. га. Эрозией за последние сто лет уничтожено 2 млн. га, площадь оврагов превысила 25 млн. га. Высота терриконов достигает 300 м, горных отвалов - 150 м, глубина шахт, пройденных для добычи золота, превышает 4 км. (Южная Африка), нефтяных скважин - 6 км.

Экологическая функция литосферы выражается в том, что она является “базовой подсистемой биосферы: образно говоря, вся континентальная и почти вся морская биота опирается на земную кору. Например, техногенное разрушение минимального слоя горных пород на суше или шельфе автоматически уничтожает биоценоз.

Сложена минералами и горными породами. Минералы — это достаточно устойчивые химические соединения и самородные элементы, имеющие строго конкретное, только им присущее внутреннее строение. Минералы образуются в результате эндогенных и экзогенных процессов, а также могут выращиваться в лабораториях, на заводах (драгоценные камни) и на морских фермах (жемчуг).

В природе существуют твердые (алмаз, кварц), жидкие (вода, нефть, ртуть) и газообразные (все газы) минералы. Твердые минералы могут быть кристаллическими (галит, кварц) и аморфными (опал, все смолы). Кристаллические состоят из множества структурных элементов, представляющих собой многогранники-кристаллы, аморфные кристаллов не имеют. Строение минералов определяет их свойства. Один и тот же химический элемент (или соединение) может образовывать разные кристаллические формы, т.е. разные минералы. Так, алмаз и графит состоят из углерода (С), пирит и марказит — из сульфида железа (FeS 2), кальцит и арагонит — из карбоната кальция (CaCO 3) и т.д.

Известно более 2500 минералов, а если учесть и их разновидности — около 4000, однако только немногим больше 50 (до1%) из них имеют породообразующее значение. Современная классификация минералов основывается на их составе и строении.

Горные породы — минеральные агрегаты с более или менее постоянным минеральным составом. Они могут быть мономинеральными, т.е. состоящими из одного , как, например, каменная соль (из галита), или из нескольких минералов, как, например, гранит (из полевых шпатов, кварца, биотита, амфибола). Многие мономинеральные породы носят такие же названия, как и слагающие их минералы: нефть, вода, слюда, глина, ангидрит, гипс и т.д. Сыпучие, жидкие и пластичные горные породы нередко называют геологическими образованиями.

По генезису (происхождению) горные породы классифицируют на магматические, метаморфические и осадочные. Из них только магматические породы являются первичными. Метаморфические и осадочные породы образовались за счет изменения и разрушения магматических пород.

Магматические горные породы . Магматические горные породы, как и слагающие их минералы, формируются из магматического расплава при застывании в недрах (интрузивные) и на поверхности (эффузивные) Земли. Большинство магматических пород сложено силикатными минералами и по содержанию в них кремнекислоты (SiO 2) делятся на кислые, средние, основные и ультраосновные.

Интрузивные магматические горные породы формируются при застывании магмы на глубине. Процесс этот идет достаточно медленно, и времени оказывается достаточно для роста кристаллов, поэтому интрузивные породы имеют кристаллическое строение. Эффузивные магматические породы образуются при быстром остывании вырвавшейся на земную поверхность магмы (лавы), и кристаллы не успевают сформироваться, поэтому породы имеют стекловатое (т.е. некристаллическое) строение. Особую группу магматических образований представляют собой жильные породы, с которыми связаны месторождения железа, меди, цинка, олова, золота, серебра, драгоценных камней и многих других полезных ископаемых. Таким образом, интрузивные породы отличают от эффузивных по их внутреннему строению, а кислые, средние, основные и ультраосновные — по окраске, которая отражает содержание в породе SiO 2 , а для интрузивных пород — их минеральный состав.

Метаморфические горные породы . Метаморфические горные породы образуются в результате сложных преобразований в составе и строении горных пород в связи с воздействием на них высоких температур и давлений. С каждым типом метаморфизма (региональным, дислокационным, контактном и ударном) связаны определенные породы. С региональным, типичным для обширных платформенных территорий, связан наиболее обширный спектр пород. Ближе к поверхности (но на достаточной глубине!) образуются породы так называемой зеленокаменной фации, содержащие много зеленого минерала хлорита. Наиболее типичны для этой зоны сланцы — породы со сланцеватым строением и серпентиниты. Глубже, т.е. при более высоких температурах и , формируются более плотные кристаллические сланцы, гнейсы, амфиболиты и, как результат частичного переплавления амфиболитов, — мигматиты. На больших глубинах, близ границы раздела с мантией, возникают гранулиты и эклогиты — своеобразные плотные кристаллические породы с набором метаморфических минералов.

Динамометаморфизм (дислокационный) сопровождается образованием материала разрушения материнской породы, в котором присутствуют метаморфические новообразования (хлорит, тальк, слюда). Эти рыхлые породы называются милонитами. Уплотняясь, милониты приобретают сланцеватое строение. В этой уже крепкой породе все минеральные зерна и их агрегаты расплюснуты. Такие породы называют бластомилонитами.

При контактовом типе метаморфизма преобразованию подвергаются породы, контактирующие с внедрившейся интрузией. Если вмещающей породой являются известняки, а из магмы выделяется большое количество горячих минерализованных и паров воды, в зоне контакта образуется разнокристаллическая своеобразная порода, называемая скарном. Скарны — породы, являющиеся настоящей природной кладовой промышленных скоплений железа, вольфрама, олова, цинка и многих драгоценных камней. При простом обжиге пород в контактной зоне образуются роговики.

Падение на Землю вызывает процесс ударного метаморфизма. Разумеется, степень метаморфизма в таких зонах () максимальна в точке удара и конусовидно сокращается с глубиной. Породы, возникшие в результате ударного типа метаморфизма, объединены общим названием — импактиты. С ними связаны месторождения алмазов и гранатов.

Таким образом, метаморфические горные породы очень и очень разнообразны. Различать их может помочь знание особенностей строения и набора типично метаморфических минералов.

Осадочные горные породы . Осадочные горные породы формируются на поверхности Земли или чуть глубже из продуктов , жизнедеятельности организмов, посредством химической садки солей из перенасыщенных растворов. Особую группу пород составляют горючие . Осадочные породы покрывают около 75% поверхности континентов, и подавляющая их часть образовалась из морских . По генетическому признаку их делят на четыре классификационные группы: обломочные; глинистые; химические и органогенные; каустобиолиты.

Обломочные породы сложены преимущественно продуктами физического выветривания и подразделяются по величине слагающих их обломков на: грубообломочные (валуны, щебень, галька, гравий — рыхлые, конгломераты и брекчии — сцементированные); среднеобломочные (пески и песчаники); мелкообломочные (алевриты и алевролиты). Нижний предел размера частиц, слагающих обломочные материалы, — 0,01 мм.

Глинистые породы состоят преимущественно из продуктов химического выветривания и сложены частицами размером 0,01-0,001 мм и мельче. Кроме того, глинистые породы сложены глинистыми минералами, имеющими специфические свойства. Глинистые породы составляют около 50% массы всех осадочных пород. Окаменелая глина называется аргиллитом.

В четвертичных отложениях, особенно происхождения, присутствуют песчано-глинистые (больше глины, чем песка) и глинисто-песчанистые (больше песка, чем глины), которые при содержании меньшей составной части около 30% называются суглинками и супесями соответственно.

Химические и органогенные породы по происхождению либо являются химически осажденными, либо сформированы скелетными фрагментами организмов. Некоторые породы этой группы могут быть как химического, так и органогенного генезиса (карбонатные, кремнистые, фосфатные).В специфических морских обстановках образуются железо-марганцевые, фосфоритовые, баритовые конкреции, арагонитовые иглы и оолиты и другие минеральные образования. В водоемах аридных (засушливых) зон формируются залежи хлоридных (каменная и калийная), сульфатных (гипс, ангидрит, барит), карбонатных (известняк, доломит) и других солей.

Горючие полезные ископаемые (каустобиолиты) образуют два генетических ряда: угля и нефти. Ряд угля включает торф, лигнит, бурый и , антрацит. В нефтяной ряд входят все углеводородные газы, нефть, озокерит (горный воск), асфальт. Однако, антрацит, как и относящиеся к этой группе пород горючие сланцы, По-существу, являются метаморфическими породами и к осадочным отнесены условно.

Дата:

ФИО учителя: Потанина И.А.

класс: 7 «Б»

Участвовали: 2

Не участвовали:

Тема урока . Строение и вещественный состав литосферы

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

7.3.1.1 - определяет строение и вещественный состав литосферы

Мыслительные навыки

Понимание, применение, элементы анализа

Цель урока

Все: определяют строение и вещественный состав литосферы.

Большинство: определяют разницу между океанической и материковой земной корой.

Некоторые: классифицируют горные породы по группам.

Критерии оценивания

Определяет строение литосферы;

Определяет вещественный состав литосферы.

Языковые задачи

Говорение, чтение, письмо, слушание

Используемые термины: литосфера, мантия, ядро, земная кора.

Воспитание ценностей

Формирование ценностей «Мәнгілік ел ». Любовь к родине и окружающему миру. Экологическое воспитание.

Межпредметная связь

Естествознание, физика, химия.

Предыдущие знания

Внутреннее строение Земли.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

Орг. момент

Психологический настрой «Муха».

Цель: активизация деятельности головного мозга, развитие пространственного мышления.

Актуализация знаний (И)

Термины:

Дескриптор:

ФО. Проверка по шаблону. Прием «Смайлики»

Итак, как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Совместная постановка темы и целей урока.

Раздаточный материал

Смайлики

Середина урока

Задание №1 (П)

Дескриптор:

- заполняют схему.

ФО. Самопроверка.

Задание №2(И)

Дескриптор:

Ф.О. взаимопроверка. Прием «Смайлики»

Из чего же состоит земная кора? Завершите логическую цепочку, используя текст учебника.

ХИМИЧЕСКИЕ - МИНЕРАЛЫ - ? (горные породы)

ЭЛЕМЕНТЫ

Задание №3(П)

Дескриптор:

ФО. Самопроверка. Прием «Правило большого пальца»

Конец урока

Закрепление «Опечатка»(И)

Дескриптор:

Рефлексия

Незаконченные предложения:

Мне надо поработать над …

Мне осталось непонятным …

Раздаточный материал

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация прослеживается в течение всего урока, двумя способами: 1) при выполнении заданий; 2) при работе с источниками.

Учащемуся с высокой мотивацией даются усложненные задания: использовать дополнительный материал (задание №2 в), сделать выводы.

Учащемуся со слабой мотивацией предлагаются наиболее легкие задания: выбрать из предложенного, поработать с текстом учебника. Так же оказывается поддержка при работе в паре.

Самооценивание, взаимооценивание.

ФО «Смайлы»

ФО «Правило большого пальца»

Физ.минутка.

Смена деятельности

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Цель урока и учебные цели были доступны и достигнуты учащимися.

Все учащиеся достигли цели обучения.

Учащийся со слабой мотивацией легко справился с заданиями низкого и среднего уровня, таким образом, необходимо подумать над усложнением заданий к следующему уроку.

Время урока было использовано эффективно, все задания выполнены, темп урока выше среднего.

Отклонения от плана были незначительными, так как учащиеся выполняли задания быстрее отведённого времени, возникла необходимость в корректировке заданий.

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?

1: Работа с иллюстрациями.

2: Заполнение схемы в паре.

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

1: Несколько усложнить задания для ученика уровня С.

2: Разнообразить приемы формативного оценивания

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

Ученик уровня С достаточно хорошо изучил данную тему в курсе географии 6 класса. Необходимо пересмотреть уровень дефференциации при составлении заданий к урокам в ходе изучения данного раздела.

Индивидуальная карточка учащегося

Вспомните, что вы знаете о строении Земли из курса географии 6 класса. Из предложенных терминов выберите те, которые относятся к внутреннему строению Земли.

Термины: биосфера, литосфера, гидросфера, океан, ядро, материк, земная кора, атмосфера, мантия.

Дескриптор:

- дает определение «внутреннее строение Земли»;

- определяет термины, которые имеют отношение к внутреннему строению Земли.

Задание №1 (П)

Рассмотрите рис.14 на стр. 31. Определите, какие части Земли относятся к литосфере, а какие составляют внутренние оболочки. Результат обозначьте на схеме:

Дескриптор:

- определяют, из каких слоев состоит литосфера;

- определяют, из каких слоёв состоит внутренняя оболочка Земли;

- заполняют схему.

Задание №2(И)

Используя предложенную иллюстрацию, и текст учебника на странице 32 определите:

а) из каких слоев состоит земная кора;

б) на какие типы делиться земная кора;

в) в чем отличие между разными типами земной коры.


Дескриптор:

- определяет, из каких слоёв состоит земная кора;

- определяет, на какие типы делится земная кора;

- делает выводы о различии между материковой и океанической земной корой.

Задание №3(П)

Классифицируйте горные породы по группам. Результат занесите в таблицу:

Дескриптор:

- определяют осадочные горные породы;

- определяют магматические горные породы;

- определяют метаморфические горные породы.

Закрепление «Опечатка»(И)

В тексте допущена опечатка, неправильно поставлено одно слово. Но из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку.

«Земная кора выплавилась из вещества первичной мантии. При этом выделились гранитные и базальтовые слои. В дальнейшем земная кора была существенно переработана под действием физико-химических процессов, под влиянием воздуха, воды и деятельности живых организмов. Осадочный слой возник ранее, главным образом из продуктов разрушения гранитных и базальтовых слоев и постепенного накопления осадков».

Дескриптор:

- определяет опечатку, допущенную в тексте.

Рефлексия

Незаконченные предложения:

Сегодня на уроке мне понравилось…

Лучше всего у меня получилось …

Мне надо поработать над …

Мне осталось непонятным …

Похожие публикации