Вечера, посвященного духовной поэзии. Сценарий конкурса чтецов "созвучье слов живых"

Опубликовано в научном журнале Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств : журнал теоретических и прикладных исследований. - 2010. - №10. - С. 115–122.

Фото: Рисунок Н.К.Рериха "Странник Светлого Града". 1933 г.

Самое удивительное свойство лирического произведения - проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств - ощущение бытия Бога, упование на Него.

В процессе изучения стихотворных произведений в средней школе принято выделять такие виды лирики, как пейзажная, любовная, философская и совсем обходить стороной, не замечать молитвенную лирику, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, могут воспользоваться и сегодняшние читатели, «томимые духовной жаждой» и стремящиеся к самопознанию и духовному совершенствованию.

Почти у каждого русского поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, которые можно назвать жемчужинами духовной поэзии, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.

Набожность - отличительная черта русского человека прошлых столетий. Об этом свидетельствуют народные пословицы:

  • Без Бога ни до порога.
  • С верой нигде не пропадешь.
  • Не торопись - сперва Богу помолись.

Через молитву человек соединялся с Богом, укреплялся духом, и легче ему было преодолевать выпавшие на его долю невзгоды и трудности. О постоянном обращении наших предков через молитву к Богу говорят следующие пословицы:

  • Молитва место не ищет.
  • Не хлебом живы - молитвою.

За семь десятилетий воинствующего атеизма не удалось убить в русском народе память о молитве. Она сохранилась в языке, в речевом этикете. Например, вежливый человек благодарность выражает словом спасибо , совершенно не осознавая, что это кратчайшая просительная молитва за ближнего, совершившего благодеяние. Если обратиться к этимологии этого слова, то можно узнать, что спасибо образовалось путем слияния двух слов: спаси, Бог . На вопрос «Как идут дела?» до сих пор можно услышать: «Слава Богу» - что означает: все идет хорошо, ничего плохого в жизни не случилось. И, наоборот, когда заходит речь о какой-либо беде, используются выражения: «Не дай, Бог» , «Не приведи, Господи» .

Молитва - это беседа человека с Богом. Они бывают разные: хвалебные и благодарственные, просительные и покаянные, обращеные к Спасителю (Иисусу Христу), Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым угодникам.

Первые глубокие поэтические и религиозные переживания А.С.Пушкина были связаны с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал. В пору младенчества он называл ее «мамушкой» и был очень привязан к ней. Об этом рассказано в стихотворении «Сон», написанном в Лицее в 1816 году.

  • ...детских лет люблю воспоминанье.
    Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
    О прелести таинственных ночей,
    Когда в чепце, в старинном одеянье,
    Она, духов молитвой уклоня,
    С усердием перекрестит меня
    И шепотом рассказывать мне станет
    О мертвецах, подвигах Бовы...
    От ужаса не шелохнусь, бывало,
    Едва дыша, прижмусь под одеяло,
    Под образом простой ночник из глины
    Чуть освещал глубокие морщины,
    Драгой антик, прабабушкин чепец
    ........................ и тихо наконец
    Томленье сна на очи упадало .

Итак, в памяти юноши Пушкина осталась усердная вечерняя молитва бабушки, крестное знамение, которым она его осеняла в кроватке перед сном, икона с засвеченной перед ней лампадой. В годы молодости поэт будет испытывать мучительное состояние безверия, но в зрелые годы он обретет в душе своей Бога. Этому способствовала Михайловская ссылка. Там, вдали от светских развлечений, у него было время глубже заглянуть в себя, в душу русского народа, заняться своим самообразованием и задуматься над самосовершенствованием.

Впервые войдя в живое, непосредственное общение с Церковью посредством братии Святогорского монастыря и окрестного духовенства, наблюдая тесную нравственную связь народа с монастырем, читая Карамзина и древние летописи, Пушкин начинает осознавать то великое духовное влияние, которое оказывала Церковь на русский народ. Углубленно и внимательно читает он в это время жития святых, Евангелие, которое глубоко входит в его душу. «Книга сия называется Евангелие, - пишет А.С.Пушкин, - и таковая ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем Ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в Ее божественное красноречие».

Истинную поэзию он видит теперь в Евангелии и молитве. У А.С.Пушкина есть поэтическое переложение самой главной молитвы христиан - «Отче наш». Другое ее название - «Господня молитва», так как она дана в качестве образца Иисусом Христом своим ученикам. Вот как она звучит:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

А вот стихотворение А.С.Пушкина:

  • Отец людей, Отец небесный!
    Да имя вечное Твое
    Святится нашими сердцами!
    Да прийдет Царствие Твое,
    Твоя да будет Воля с нами,
    Как в небесах, так на земли!
    Насущный хлеб нам ниспошли
    Твоею щедрою рукою,
    И как прощаем мы людей,
    Так нас, ничтожных пред Тобою,
    Прости, Отец, Своих детей;
    Не ввергни нас во искушенье
    И от лукавого прельщенья
    Избави нас...

Как точен А.С.Пушкин в передаче слов молитвы! В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» поэт признается, что его любимая молитва - великопостная, читаемая в течение Великого поста:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Эта молитва была написана в IV веке преподобным Ефремом Сириным. Из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась в церковном богослужении. Она вдохновила А.С.Пушкина на одно из лучших его стихотворений.

  • Отцы пустынники и жены непорочны,
    Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
    Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
    Сложили множество божественных молитв.
  • Но ни одна из них меня не умиляет,
    Как та, которую священник повторяет
    Во дни печальные Великого поста;
    Всех чаще мне она приходит на уста
  • И падшего крепит неведомою силой:
    Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
    Любоначалия, змеи сокрытой сей,
    И празднословия не дай душе моей.
  • Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
    Да брат мой от меня не примет осужденья,
    И дух смирения, терпения, любви
    И целомудрия мне в сердце оживи .

Автор воспетой поэтом молитвы жил в Сирии и был одним из пустынников, о которых говорит А.С.Пушкин в первой строке стихотворения. Может быть, поэт чувствовал сходство между его судьбой и своей. Основанием такому предположению служит стихотворение А.С.Пушкина «Воспоминание», написанное в 1828 году.

  • ...В бездействии ночном живей горят во мне
    Змеи сердечной угрызенья;
    Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
    Теснится тяжких дум избыток;
    Воспоминание безмолвно предо мной
    Свой длинный развивает свиток;
    И с отвращением читая жизнь мою,
    Я трепещу и проклинаю,
    И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
    Но строк печальных не смываю .

А.С.Пушкин. Воспоминания. Читает Вячеслав Тихонов

В этом стихотворении выразилась нравственная мука человека, страдающего от совершенных грехов. В лирическом герое «Воспоминаний» мы узнаем самого А.С.Пушкина. Покаяние - это главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина, молодость которого, как и А.С.Пушкина, прошла бурно. «В молодые годы был я злоязычен, - вспоминал о себе святой, - бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям». Но позже он покаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах.

Вернемся к стихотворению А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны». Оно состоит из двух частей: первая часть - рассуждение о молитве, вторая - сама молитва. Следует пояснить во второй строке словосочетание «во области заочны» . Заочны (области) - те, что за очами, не видимые нашим зрением; это области духовные, приближающие человека к Богу.

Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина признается, что он знаком со многими молитвами, которые укрепляют его среди житейских трудностей, «средь дольних бурь и битв» , но милее его сердцу великопостная молитва, которая «чаще всех приходит на уста и падшего крепит неведомою силой» . Почему лирического героя умиляет именно эта молитва? Может быть, в ней упоминаются те грехи, от которых он желал бы избавиться? Праздность - впустую потраченное время, любоначалие - довольствование положением начальника, празднословие - грех, связанный с напрасно произнесенными словами.

Что просит у Бога герой стихотворения? Помощи видеть собственные грехи, смирения, терпения, любви, целомудрия. Терпение, смирение, любовь и целомудрие - это христианские добродетели, без которых не может быть духовного роста. Терпение связано со смирением, смирение - с любовью и целомудрием. Любовь - это особое, благоговейное чувство к Богу, ближнему. Апостол Павел писал, что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» .

Целомудрие - мудрость не книжная, а от Бога, такая мудрость, которой был наделен человек первоначально, но по причине грехопадения он ее утратил.

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», написанное в 1836 году, отражает духовное состояние поэта. Оно - свидетельство того, что для А.С.Пушкина христианские идеалы стали нравственным ориентиром. На память приходят слова смертельно раненного на дуэли поэта П.А.Вяземскому: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином» . Перед смертью А.С.Пушкин исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей, перекрестив каждого.

Всем хорошо известно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва», которое было написано им в 1838 году в 24-летнем возрасте.

  • В минуту жизни трудную
    Теснится ль в сердце грусть:
    Одну молитву чудную
    Твержу я наизусть.
    Есть сила благодатная
    В созвучье слов живых,
    И дышит непонятная,
    Святая прелесть в них.
    С души как бремя скатится,
    Сомненье далеко -
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко... .

"В минуту жизни трудную". Музыка - П.Булахов. Исполняет Юрий Горбунов, солист Челябинского театра оперы и балета им. Глинки. Киноконцерт "Русский романс", Челябинское телевидение, 1969 г.

Сколько искренности в его строках! Перед нами неузнаваемый М.Ю.Лермонтов, который делится опытом духовной жизни. Что значит словосочетание «духовная жизнь»? Это жизнь, связанная с устремлениями человека быть с Богом. А как человек может быть с Богом? Через молитву. И поэт поведал нам о молитве и ее чудодейственной силе. В лирическом герое этого стихотворения легко узнается его автор. В нем ясно видится причина обращения его к молитве: жизненные трудности. Их у поэта было много: рано потерял мать, бабушкой был разлучен с отцом, испытал сильную безответную любовь. Всю жизнь он ощущает себя одиноким.

Одиночество - один из главных мотивов лирики М.Ю.Лермонтова. Чувство одиночества очень мучительно. Оно вызывает тоску, грусть. Чтобы избавиться от душевной муки, поэт обращается к Богу с молитвой. В стихотворении «Молитва» можно выделить три смысловые части, каждая из которых соответствует строфе. О чем эти строфы? Первая строфа передает состояние души лирического героя, обращающегося в «минуту жизни трудную» к Богу с молитвой. Лермонтовский герой признается: «Молитву чудную твержу я наизусть». Глагол твержу говорит о том, что молитва - это духовный труд, так как лексическое и видовое значение этого глагола - многократное повторение одного и того же действия. Во второй строфе показана огромная, непонятная человеческому разуму сила молитвы. Она «благодатная», слова в ней «живые». А в третьей строфе лирический герой поведал нам о великом чуде как ответе на чистосердечную молитву: нет никаких сомнений, вновь обретена утраченная вера, поэтому от радости «плачется» и на душе «легко, легко...».

Небольшое по объему стихотворение М.Ю.Лермонтова передает неоднократно переживаемое лирическим героем состояние души: тяжелое и легкое. От первого состояния помогает избавиться простое, доступное средство - молитва, «благодатная» сила которой лечит больную душу, воскрешает ее к жизни, какой бы трудной она ни была. Знаем ли мы, какую молитву твердит лермонтовский герой? Нет. Поэт об этом умалчивает. Почему? Наверное, не важно, какая это молитва, а важно то, как она произносится. Любая молитва может стать «чудной», «благодатной», если она идет от чистого сердца и с глубокой верой.

В проанализированном стихотворении говорится о великой силе молитвы. Но у М.Ю.Лермонтова есть и стихотворения-молитвы. Одна такая «Молитва» написана поэтом в 15 лет:

  • Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей Твоих струя;
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от Тебя;
    За то, что лава вдохновенья
    Клокочет из груди моей;
    За то, что дикие волненья
    Мрачат стекло моих очей...
    От страшной жажды песнопенья
    Пускай, Творец, освобожусь,
    Тогда на тесный путь спасенья
    К Тебе я снова обращусь .

О чем это стихотворение совсем юного поэта? О грехах, в которых лирический герой признается Богу. Какое сознание! Герой говорит о своих страстях. А страсть, в христианском понимании, - высшая степень греха. Главная страсть, отдаляющая его от Бога, от «тесного пути спасения» - это поэзия. Для него она - «чудный пламень, всесожигающий костер». Он во власти пламени этого костра и не в силах освободиться от нее. Заключительные строки стихотворения свидетельствуют о том, что оно написано как сердечный отклик на Нагорную проповедь. О перекличке 4-х последних строк стихотворения с Нагорной проповедью говорит эпитет тесный . В Нагорной проповеди читаем: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» .

А вот стихотворение «Молитва», посвященное М.А.Лопухиной:

  • Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
    Пред Твоим образом, ярким сиянием,
    Не о спасении, не перед битвою,
    Не с благодарностью иль покаянием,
  • Не за свою молю душу пустынную,
    За душу странника в свете безродного. -
    Но я хочу вручить деву невинную
    Теплой Заступнице мира холодного...

Стихотворение состоит из двух частей. В первой лирический герой дает оценку современной ему действительности. Мир, в котором он живет, обозначен эпитетом «холодный», соответствующим выражению Отцов Церкви: «мир во зле лежит». Вся надежда лирического героя - только на Божию Матерь, «теплую Заступницу», которой он возносит свою молитву. Только ей он хочет вручить «деву невинную», так как себя считает «странником в свете безродным» с «душою пустынной». Вторая часть стихотворения - просительная молитва за ближнего, возносимая Божией Матери. Она полна самоотречения и любви. Любви бескорыстной, трепетной и упования на материнское предстательство, которое защитит «душу достойную», «душу прекрасную».

В последний год своей жизни, незадолго до смерти, М.Ю.Лермонтов написал еще одно стихотворение, похожее на молитву. Оно называется «Благодарность».

  • За все, за все Тебя благодарю я:
    За тайные мучения страстей,
    За горечь слез, отраву поцелуя,
    За месть врагов и клевету друзей;
    За жар души, растраченный в пустыне,
    За все, чем я обманут в жизни был...
    Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
    Недолго я еще благодарил .

Это стихотворение отражает духовный кризис поэта. Оно пронизано едкой иронией, горечью, отсутствием желания жить. Лирический герой идет навстречу своей гибели. Последние две строки - это вызов Богу. Причину своего несчастья он видит только в окружающей среде, а себя ни в чем не укоряет. В каждой фразе чувствуется безмерная гордость, не позволяющая увидеть свои недостатки. В молитве даже не упомянут Тот, к кому она обращена. Мы лишь догадываемся, что герой М.Ю.Лермонтова «благодарит» своего Создателя.

Отказавшись от Бога, человек попадает под влияние темных, демонических сил, желающих человеку только погибели. Почему же поэт в тяжелейшую минуту жизни вновь не обращается к той «чудной» молитве, сладость которой он когда-то испытывал?

Оптинский старец Варсонофий говорил своим духовным чадам о недостаточности молитвенного опыта М.Ю.Лермонтова. Молитва не спасла его, потому что он ждал только восторгов и не хотел понести труда молитвенного. Поэт А.С.Хомяков считал, что молитва - это подвиг.

  • Подвиг есть и в сраженьи,
    Подвиг есть и в борьбе;
    Высший подвиг в терпеньи,
    Любви и мольбе...

Этот высший подвиг совершали и совершают монахи.

Они молились и молятся не только о собственном спасении, но и о спасении своего Отечества, всех православных христиан.

Стихотворения-молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова свидетельствуют о том, что поэты - носители православной культуры и веры. Молитвенная лирика - это исповедь измученной житейскими невзгодами человеческой души, стремящейся к духовному совершенствованию. Духовный рост человека, по мнению и А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, возможен только с Божией помощью, которая осуществляется через молитву. Творить молитву - значит совершать высший подвиг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Библия, Новый Завет, Мф. 7; 13; 14. - М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. - 1018 с.

2. Дунаев М. М. Православие и русская литература: учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. - М.: Христианская литература, 1996. - С. 190–200.

3. Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 271 с.

4. Лермонтов М. Ю. Сочинения. - М.: Правда, 1986. - Т. 1. - 719 с.

5. Пушкин А. С. Сочинения. - М.: Художественная литература, 1985. - Т. 1. - 735 с.

. Сценарий литературно-музыкального вечера «Есть сила благодатная в созвучье слов живых»

Молитвенная поэзия в русской литературе»

1. Ведущий

Жизнь без Христа - случайный сон,
Блажен, кому дано два слуха -
Кто и церковный слышит звон
И слышит вещий голос Духа!
(Я. П. Полонский)

2. Прослушивание мелодии колокольного звона Свято-Троицкого собора

3. Слово Пастыря

4. Ведущий.

Русская поэзия началась с молитв

Среди родоначальников русской молитвенной поэзии-летописец Нестор, Феодосий Печерский, Илларион, Кирилл Туровский, Максим Грек, Иван Грозный. Это имена первых русских поэтов. Именно с молитв начинается русская поэзия. Одно из первых молитвенных стихотворений принадлежит Владимиру Мономаху:

5. Чтец:

Премудрости наставник
и смысла податель,
неразумным учитель
и нищим заступник!
Утверди в разуме сердце мое, владыка!
Дай мне дар слова, отче!

Устам моим не запрещай взывать к тебе!
Милостивый, помилуй падшего!

6. Ведущий

Первые молитвенные стихи еще не имеют рифмы, но их музыкально-ритмическая организация очевидна. Хорошо известны молитвенные шедевры авторов 19-20 веков - золотого и серебряного веков русской поэзии. Среди них:«Вечерний звон» Ивана Козлова, « В минуту жизни трудную...» Лермонтова, «Девушка пела в церковном хоре» А. Блока и многие другие.

7. Чтец

Чтение стих-я Вечерний звон»И.Козлова:
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.
Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

8. Прослушивание романса «Вечерний звон»

9. Чтец. Чтение стихотворения В минуту жизни трудную»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко-

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

10. Ведущий:

О молитвенном чуде и стихотворение Василия Афанасьева «Жаворонок».

11. Чтец. Чтение стихотворения «Жаворонок»:
Учусь у жаворонка я
С самозабвением молиться, -
Как заливается, друзья,
В лазури чистой эта птица!
Над полем, лугом, над рекой
Взлетает в небо он, ликуя...
А я?.. Подай мне, Боже мой,
Молитву дивную такую!

12. Прослушивание записи «Пение жаворонка»

13. Ведущий

Бог открывается человеку в молитве, в природе, в детях

14. Чтец. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

15. Чтец.Чтение стих-я А.Блока«Девушка пела в церковном хоре»

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

И что на чужбине усталые люди

И только высоко, у Царских врат,

Причастный тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

16. Музыкальная пауза

17. Ведущий. Поэт в русской поэзии часто выступает в образе пророка, призванного «глаголом жечь сердца людей», пробуждать в них «добрые чувства», «призывать милость к падшим».

18. Чтец. Чтение стих-я Аделаиды Герцык «Господи везде кручина...».

Господи, везде кручина!

Мир завален горем, бедами!

У меня убили сына,

С Твоего ли это ведома?

Был он как дитя беспечное,

Проше был других, добрее...

Боже, мог ли ты обречь его?

Крестик он носил на шее.

С детства ум его пленяло

Все, что нежно и таинственно,

Сказки я ему читала.

Господи, он был единственный!

К Матери Твоей взываю,

Тихий Лик Ее дышит сладостью,

Руки, душу простираю,

Богородица, Дева, радуйся!..

Знаю, скорбь Ее безмерна,

Не прошу себе и малого,

Только знать бы, знать наверно,

Что Ты Сам Себе избрал его!

18. Чтение стихотворения Н.Огнивцева «Молитва за Россию».

Боже Великий! Как больно и тяжко

Край мой рыдает огнем и свинцом.

Русь ты моя! Голубая монашка!

С бледным поникшим лицом.

Вот ты лежишь на погосте, родная,

Тряпкой заткнут твой запекшийся рот.

А по разорванной рясе, сбегая,

Алая струйка течет.

Церкви- на стойла, Иконы- на щепки,

Пробил последний Двенадцатый час.

СвятыйБоже,Святый Крепкий,

Святый Бессмертный,

Помилуй нас!

19. Чтение стихотворения Великого князя Константина Романова (К.Р.)

Когда креста нести нет мочи,

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам возводим очи,

Творя молитву дни и ночи,

Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем

Нам улыбнется счастье вновь,

Благодарим ли с умиленьем,

От всей души, всем помышленьем

Мы Божью милость и любовь?

20. Ведущий Тема искупления грехов-одна из центральных в религиозной поэзии. В основе пушкинского предсмертного стихотворения «Отцы пустынники...»- покаянная молитва Ефрема Сирина.

21. Чтец. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Отцы пустынники...»

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетатьво области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

22. Ведущий. А вот еще одно стихотворение А.Пушкина, в котором каждый услышит молитву «Отче наш»
23. Чтец.

Я слышал - в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.

/А. С. Пушкин/

24. Ведущий. . На Руси всегда особо чтились веками намоленные иконы и храмы...Намоленному храму русской поэзии уже тысяча лет...

25. Чтец. Покаяние
Страх Господень - авва воздержания,
Воздержанье дарит исцеление.
Лучшая поэзия - молчание,
Лучшее молчание - моление.

Лучшая молитва - покаяние,
Покаянье - тщетно без прощения.
Лучшее пред Богом предстояние -
В глубине высокого смирения.

Я забудусь в таинстве молчания,
Пред иконой чудной - "Умиление".
Да очистят слёзы покаяния,
Высшую поэзию - моление.

/Иеромонах Роман (Матюшин)/

26. Ведущий . Одна из тем русской молитвенной поэзии – благодарение – представлена в стихотворении И. АБунина:

За все Тебя, Господь, благодарю,
Ты после дня тревоги и печали
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне - как всегда,
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем вечерняя звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознаньи,
Что я - один в безмолвном созерцаньи,
Что всем я чужд и говорю с Тобой.

27. Ведущий. Предупреждением нации звучат стихотворные строки иеромонаха Романа (Матюшина): «Без Бога нация – толпа»

Чтец: Без Бога нация - толпа,
Объеднненная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль что еще страшней - жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

Сценарий

вечера, посвященного духовной поэзии

«Живи, Россия Православная»

Ведущий: Добрый день, дорогие гости, уважаемые учителя и гимназисты.

Ведущая : Сегодня мы проводим вечер, посвященный духовной поэзии и музыке

«Живи, Россия Православная».

Эпиграфом нашего вечера мы взяли строки поэта Евгения Санина:

До небес плывет

Песня плавная:

Оживает Русь

Православная!

Ведущий: И предлагаем начать наш разговор об известном и любимом миллионам русских людей православном поэте иеромонахе Романе (Александр Матюшин)

Ещё не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.

И всюду - Лик Распятого Христа,
И всюду - продолжение Голгофы.

(иеромонах Роман)

Ведущая: Иеромонах Роман родился в 1954 г., в семье сельской учительницы. Учился в университете на филологическом факультете, преподавал в школе.

Ведущий : Иеромонах Роман, автор духовных стихов и песен, член союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого православия. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом.

Ведущая: Сейчас для вас прозвучит стихотворение иеромонаха Романа «Блажен, кто Истину не продал…»

Блажен, кто Истину не продал,
Блажен, кто в Правде устоял.
Речь не о вас, певцы свободы,
(И не о нас, душе моя).

А ты, поэт? О чём вещаешь,
Держа плакатный материал?
К какой свободе призываешь,

Свою свободу потеряв?

Бесстрастие - удел немногих,
Познай, зовущий в никуда:
Свобода истинная в Боге,
Она - Христом и для Христа!

Поэт - кто, суету отбросив,
Перечеркнёт плотское «Я».
Поэт - всегда хоругвеносец
На крестном ходе бытия.

С тех пор, как Бога позабыли,
Народы шествуют во лжи.
И люди Истину разбили
На много правд - своих, чужих.

И мыслят страстные поэты,
Хотят друг друга побороть.
Но Истина не будет чьей-то:
Она для всех, Она - Господь.

И если Бог святую лиру
В перста избранные вложил,
Не оскверни служеньем миру,
Ему, Единому, служи.

Ведущий : Уже ранние Стихи Александра отличаются поэтической грамотностью. Призвание к монашеству он ощутил ещё в юности. В 1983 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре , потом служил на приходах Псковщины, в Киево-Печерской лавре после её открытия. В рукоположен в иеромонахи (мать его, Зоя Николаевна, также приняла монашеский постриг под именем Зосимы).

Ведущий: В 2003 г. иеромонах Роман затворился от мира, дал обет молчания. Сейчас он живет в скиту, общается с внешним миром только посредством записок, он тяжело болен и никого не принимает.
Но его стихи продолжают свою жизнь в этом мире. Дай Бог ему здоровья!

Ведущая: Сейчас прозвучит стихотворение Иеромонаха Романа «Радость моя, наступает пора покаянная …»

Радость моя, наступает пора покаянная,
Радость моя, запожарилась осень вокруг.
Нет ничего на земле постоянного,
Радость моя, мой единственный друг.

Радость моя, эта суетность грешная
Даже на паперть швыряет листы.
Но возжелали покоя нездешнего
Белые Церкви, Святые Кресты.

Белые церкви плывут в бесконечности,
О, кладенцы неземной чистоты!
Непокоренные граждане вечности,
Белые церкви, Святые Кресты.

Ведущая: Предлагаем послушать ещё одно замечательное стихотворение «Талант без Бога - у себя в плену»

Талант без Бога - у себя в плену.
Он, словно цепи на груди острожной.
С ним хорошо нырять, идти ко дну,
Ну а взлететь - взлететь, увы, не можно.

И, все-таки, однажды он поймет,
Что только в Небе смысл и откровенье,
И что свободу принесет полет,
А чистота Лазури - очищенье.

Ведущая: Песни на стихи иеромонаха Романа исполняются Олегом Погудиным , Сергеем Безруковым , Максимом Трошиным , Еленой Ваенгой, Жанной Бичевской . Позже мы предложим вам песни на стихи иеромонаха Романа в исполнении Жанны Бичевской.

Ведущий: Следующая страничка нашего вечера посвящена творчеству монаха Варнавы

(поэта Евгения Санина) ,

Монах Варнава - российский писатель, поэт, драматург, автор более 100 книг и брошюр, в том числе исторических повестей и романов, рассказов для детей и поэтических сборников, а также автор текстов около ста песен.

Взирая на жизненную панораму,
Я прихожу к такому итогу:
Что за дорога,
Если она не ведет к храму?

Что за слово,
Если оно не ведет к Богу?

Монах Варнава

Ведущая : Родился 10 июля 1954 года. Детство и юность прошли в Буденновске Ставропольского края. В 1975 г. окончил факультет журналистики Львовского военно-политического училища. По профессии - военный журналист. По увольнении из армии работал в областных газетах Вологодской, Волгоградской, Тульской и Московской областей, затем перешёл на писательскую работу. 10 октября 2009 года принял монашеский постриг в малую схиму с именем Варнава, в честь преподобного старца Варнавы Гефсиманского Чудотворца.

3. http://www.portal-slovo. ru

http :// www . esanin . ru (сайт монаха Варнавы)

Материал подготовила

Печенежская Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы,

Православная гимназия, г. Ноябрьск.


11 января 2015 года

2010. №10. С. 115-122.

">

Опубликовано в научном журнале Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств : журнал теоретических и прикладных исследований. 2010. №10. С. 115-122.

Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

В процессе изучения стихотворных произведений в средней школе принято выделять такие виды лирики, как пейзажная, любовная, философская и совсем обходить стороной, не замечать молитвенную лирику, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, могут воспользоваться и сегодняшние читатели, "томимые духовной жаждой" и стремящиеся к самопознанию и духовному совершенствованию.

">

Опубликовано в научном журнале Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств : журнал теоретических и прикладных исследований. 2010. №10. С. 115-122.

Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

В процессе изучения стихотворных произведений в средней школе принято выделять такие виды лирики, как пейзажная, любовная, философская и совсем обходить стороной, не замечать молитвенную лирику, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, могут воспользоваться и сегодняшние читатели, "томимые духовной жаждой" и стремящиеся к самопознанию и духовному совершенствованию.

Почти у каждого русского поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, которые можно назвать жемчужинами духовной поэзии, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.

Набожность — отличительная черта русского человека прошлых столетий. Об этом свидетельствуют народные пословицы:

  • Без Бога ни до порога.
  • С верой нигде не пропадешь.
  • Не торопись — сперва Богу помолись.

Через молитву человек соединялся с Богом, укреплялся духом, и легче ему было преодолевать выпавшие на его долю невзгоды и трудности. О постоянном обращении наших предков через молитву к Богу говорят следующие пословицы:

  • Молитва место не ищет.
  • Не хлебом живы — молитвою.

За семь десятилетий воинствующего атеизма не удалось убить в русском народе память о молитве. Она сохранилась в языке, в речевом этикете. Например, вежливый человек благодарность выражает словом спасибо , совершенно не осознавая, что это кратчайшая просительная молитва за ближнего, совершившего благодеяние. Если обратиться к этимологии этого слова, то можно узнать, что спасибо образовалось путем слияния двух слов: спаси, Бог . На вопрос "Как идут дела?" до сих пор можно услышать: "Слава Богу" — что означает: все идет хорошо, ничего плохого в жизни не случилось. И, наоборот, когда заходит речь о какой-либо беде, используются выражения: "Не дай, Бог" , "Не приведи, Господи" .

Молитва — это беседа человека с Богом. Они бывают разные: хвалебные и благодарственные, просительные и покаянные, обращеные к Спасителю (Иисусу Христу), Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым угодникам.

Первые глубокие поэтические и религиозные переживания А.С.Пушкина были связаны с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал. В пору младенчества он называл ее "мамушкой" и был очень привязан к ней. Об этом рассказано в стихотворении "Сон", написанном в Лицее в 1816 году.

  • ...детских лет люблю воспоминанье.
    Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
    О прелести таинственных ночей,
    Когда в чепце, в старинном одеянье,
    Она, духов молитвой уклоня,
    С усердием перекрестит меня
    И шепотом рассказывать мне станет
    О мертвецах, подвигах Бовы...
    От ужаса не шелохнусь, бывало,
    Едва дыша, прижмусь под одеяло,
    Под образом простой ночник из глины
    Чуть освещал глубокие морщины,
    Драгой антик, прабабушкин чепец
    ........................ и тихо наконец
    Томленье сна на очи упадало .

Итак, в памяти юноши Пушкина осталась усердная вечерняя молитва бабушки, крестное знамение, которым она его осеняла в кроватке перед сном, икона с засвеченной перед ней лампадой. В годы молодости поэт будет испытывать мучительное состояние безверия, но в зрелые годы он обретет в душе своей Бога. Этому способствовала Михайловская ссылка. Там, вдали от светских развлечений, у него было время глубже заглянуть в себя, в душу русского народа, заняться своим самообразованием и задуматься над самосовершенствованием.

Впервые войдя в живое, непосредственное общение с Церковью посредством братии Святогорского монастыря и окрестного духовенства, наблюдая тесную нравственную связь народа с монастырем, читая Карамзина и древние летописи, Пушкин начинает осознавать то великое духовное влияние, которое оказывала Церковь на русский народ. Углубленно и внимательно читает он в это время жития святых, Евангелие, которое глубоко входит в его душу. "Книга сия называется Евангелие, — пишет А.С.Пушкин, — и таковая ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем Ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в Ее божественное красноречие".

Истинную поэзию он видит теперь в Евангелии и молитве. У А.С.Пушкина есть поэтическое переложение самой главной молитвы христиан — "Отче наш". Другое ее название — "Господня молитва", так как она дана в качестве образца Иисусом Христом своим ученикам. Вот как она звучит:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

А вот стихотворение А.С.Пушкина:

  • Отец людей, Отец небесный!
    Да имя вечное Твое
    Святится нашими сердцами!
    Да прийдет Царствие Твое,
    Твоя да будет Воля с нами,
    Как в небесах, так на земли!
    Насущный хлеб нам ниспошли
    Твоею щедрою рукою,
    И как прощаем мы людей,
    Так нас, ничтожных пред Тобою,
    Прости, Отец, Своих детей;
    Не ввергни нас во искушенье
    И от лукавого прельщенья
    Избави нас...

Как точен А.С.Пушкин в передаче слов молитвы! В стихотворении "Отцы пустынники и жены непорочны" поэт признается, что его любимая молитва — великопостная, читаемая в течение Великого поста:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Эта молитва была написана в IV веке преподобным Ефремом Сириным. Из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась в церковном богослужении. Она вдохновила А.С.Пушкина на одно из лучших его стихотворений.

  • Отцы пустынники и жены непорочны,
    Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
    Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
    Сложили множество божественных молитв.
  • Но ни одна из них меня не умиляет,
    Как та, которую священник повторяет
    Во дни печальные Великого поста;
    Всех чаще мне она приходит на уста
  • И падшего крепит неведомою силой:
    Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
    Любоначалия, змеи сокрытой сей,
    И празднословия не дай душе моей.
  • Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
    Да брат мой от меня не примет осужденья,
    И дух смирения, терпения, любви
    И целомудрия мне в сердце оживи .

Автор воспетой поэтом молитвы жил в Сирии и был одним из пустынников, о которых говорит А.С.Пушкин в первой строке стихотворения. Может быть, поэт чувствовал сходство между его судьбой и своей. Основанием такому предположению служит стихотворение А.С.Пушкина "Воспоминание", написанное в 1828 году.

  • ...В бездействии ночном живей горят во мне
    Змеи сердечной угрызенья;
    Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
    Теснится тяжких дум избыток;
    Воспоминание безмолвно предо мной
    Свой длинный развивает свиток;
    И с отвращением читая жизнь мою,
    Я трепещу и проклинаю,
    И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
    Но строк печальных не смываю .

А.С.Пушкин. Воспоминания. Читает Вячеслав Тихонов

В этом стихотворении выразилась нравственная мука человека, страдающего от совершенных грехов. В лирическом герое "Воспоминаний" мы узнаем самого А.С.Пушкина. Покаяние — это главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина, молодость которого, как и А.С.Пушкина, прошла бурно. "В молодые годы был я злоязычен, — вспоминал о себе святой, — бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям". Но позже он покаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах.

Вернемся к стихотворению А.С.Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны". Оно состоит из двух частей: первая часть — рассуждение о молитве, вторая — сама молитва. Следует пояснить во второй строке словосочетание "во области заочны" . Заочны (области) — те, что за очами, не видимые нашим зрением; это области духовные, приближающие человека к Богу.

Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина признается, что он знаком со многими молитвами, которые укрепляют его среди житейских трудностей, "средь дольних бурь и битв" , но милее его сердцу великопостная молитва, которая "чаще всех приходит на уста и падшего крепит неведомою силой" . Почему лирического героя умиляет именно эта молитва? Может быть, в ней упоминаются те грехи, от которых он желал бы избавиться? Праздность — впустую потраченное время, любоначалие — довольствование положением начальника, празднословие — грех, связанный с напрасно произнесенными словами.

Что просит у Бога герой стихотворения? Помощи видеть собственные грехи, смирения, терпения, любви, целомудрия. Терпение, смирение, любовь и целомудрие — это христианские добродетели, без которых не может быть духовного роста. Терпение связано со смирением, смирение — с любовью и целомудрием. Любовь — это особое, благоговейное чувство к Богу, ближнему. Апостол Павел писал, что "любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" .

Целомудрие — мудрость не книжная, а от Бога, такая мудрость, которой был наделен человек первоначально, но по причине грехопадения он ее утратил.

Стихотворение "Отцы пустынники и жены непорочны", написанное в 1836 году, отражает духовное состояние поэта. Оно — свидетельство того, что для А.С.Пушкина христианские идеалы стали нравственным ориентиром. На память приходят слова смертельно раненного на дуэли поэта П.А.Вяземскому: "Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином" . Перед смертью А.С.Пушкин исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей, перекрестив каждого.

Всем хорошо известно стихотворение М.Ю.Лермонтова "Молитва", которое было написано им в 1838 году в 24-летнем возрасте.

  • В минуту жизни трудную
    Теснится ль в сердце грусть:
    Одну молитву чудную
    Твержу я наизусть.
    Есть сила благодатная
    В созвучье слов живых,
    И дышит непонятная,
    Святая прелесть в них.
    С души как бремя скатится,
    Сомненье далеко —
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко... .

"В минуту жизни трудную". Музыка П.Булахов. Исполняет Юрий Горбунов, солист Челябинского театра оперы и балета им. Глинки. Киноконцерт "Русский романс", Челябинское телевидение, 1969 г.

Сколько искренности в его строках! Перед нами неузнаваемый М.Ю.Лермонтов, который делится опытом духовной жизни. Что значит словосочетание "духовная жизнь"? Это жизнь, связанная с устремлениями человека быть с Богом. А как человек может быть с Богом? Через молитву. И поэт поведал нам о молитве и ее чудодейственной силе. В лирическом герое этого стихотворения легко узнается его автор. В нем ясно видится причина обращения его к молитве: жизненные трудности. Их у поэта было много: рано потерял мать, бабушкой был разлучен с отцом, испытал сильную безответную любовь. Всю жизнь он ощущает себя одиноким.

Одиночество — один из главных мотивов лирики М.Ю.Лермонтова. Чувство одиночества очень мучительно. Оно вызывает тоску, грусть. Чтобы избавиться от душевной муки, поэт обращается к Богу с молитвой. В стихотворении "Молитва" можно выделить три смысловые части, каждая из которых соответствует строфе. О чем эти строфы? Первая строфа передает состояние души лирического героя, обращающегося в "минуту жизни трудную" к Богу с молитвой. Лермонтовский герой признается: "Молитву чудную твержу я наизусть". Глагол твержу говорит о том, что молитва — это духовный труд, так как лексическое и видовое значение этого глагола — многократное повторение одного и того же действия. Во второй строфе показана огромная, непонятная человеческому разуму сила молитвы. Она "благодатная", слова в ней "живые". А в третьей строфе лирический герой поведал нам о великом чуде как ответе на чистосердечную молитву: нет никаких сомнений, вновь обретена утраченная вера, поэтому от радости "плачется" и на душе "легко, легко...".

Небольшое по объему стихотворение М.Ю.Лермонтова передает неоднократно переживаемое лирическим героем состояние души: тяжелое и легкое. От первого состояния помогает избавиться простое, доступное средство — молитва, "благодатная" сила которой лечит больную душу, воскрешает ее к жизни, какой бы трудной она ни была. Знаем ли мы, какую молитву твердит лермонтовский герой? Нет. Поэт об этом умалчивает. Почему? Наверное, не важно, какая это молитва, а важно то, как она произносится. Любая молитва может стать "чудной", "благодатной", если она идет от чистого сердца и с глубокой верой.

В проанализированном стихотворении говорится о великой силе молитвы. Но у М.Ю.Лермонтова есть и стихотворения-молитвы. Одна такая "Молитва" написана поэтом в 15 лет:

  • Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей Твоих струя;
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от Тебя;
    За то, что лава вдохновенья
    Клокочет из груди моей;
    За то, что дикие волненья
    Мрачат стекло моих очей...
    От страшной жажды песнопенья
    Пускай, Творец, освобожусь,
    Тогда на тесный путь спасенья
    К Тебе я снова обращусь .

О чем это стихотворение совсем юного поэта? О грехах, в которых лирический герой признается Богу. Какое сознание! Герой говорит о своих страстях. А страсть, в христианском понимании, — высшая степень греха. Главная страсть, отдаляющая его от Бога, от "тесного пути спасения" — это поэзия. Для него она — "чудный пламень, всесожигающий костер". Он во власти пламени этого костра и не в силах освободиться от нее. Заключительные строки стихотворения свидетельствуют о том, что оно написано как сердечный отклик на Нагорную проповедь. О перекличке 4-х последних строк стихотворения с Нагорной проповедью говорит эпитет тесный . В Нагорной проповеди читаем: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" .

А вот стихотворение "Молитва", посвященное М.А.Лопухиной:

  • Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
    Пред Твоим образом, ярким сиянием,
    Не о спасении, не перед битвою,
    Не с благодарностью иль покаянием,
  • Не за свою молю душу пустынную,
    За душу странника в свете безродного. —
    Но я хочу вручить деву невинную
    Теплой Заступнице мира холодного...

Стихотворение состоит из двух частей. В первой лирический герой дает оценку современной ему действительности. Мир, в котором он живет, обозначен эпитетом "холодный", соответствующим выражению Отцов Церкви: "мир во зле лежит". Вся надежда лирического героя — только на Божию Матерь, "теплую Заступницу", которой он возносит свою молитву. Только ей он хочет вручить "деву невинную", так как себя считает "странником в свете безродным" с "душою пустынной". Вторая часть стихотворения — просительная молитва за ближнего, возносимая Божией Матери. Она полна самоотречения и любви. Любви бескорыстной, трепетной и упования на материнское предстательство, которое защитит "душу достойную", "душу прекрасную".

В последний год своей жизни, незадолго до смерти, М.Ю.Лермонтов написал еще одно стихотворение, похожее на молитву. Оно называется "Благодарность".

  • За все, за все Тебя благодарю я:
    За тайные мучения страстей,
    За горечь слез, отраву поцелуя,
    За месть врагов и клевету друзей;
    За жар души, растраченный в пустыне,
    За все, чем я обманут в жизни был...
    Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
    Недолго я еще благодарил .

Это стихотворение отражает духовный кризис поэта. Оно пронизано едкой иронией, горечью, отсутствием желания жить. Лирический герой идет навстречу своей гибели. Последние две строки — это вызов Богу. Причину своего несчастья он видит только в окружающей среде, а себя ни в чем не укоряет. В каждой фразе чувствуется безмерная гордость, не позволяющая увидеть свои недостатки. В молитве даже не упомянут Тот, к кому она обращена. Мы лишь догадываемся, что герой М.Ю.Лермонтова "благодарит" своего Создателя.

Отказавшись от Бога, человек попадает под влияние темных, демонических сил, желающих человеку только погибели. Почему же поэт в тяжелейшую минуту жизни вновь не обращается к той "чудной" молитве, сладость которой он когда-то испытывал?

Оптинский старец Варсонофий говорил своим духовным чадам о недостаточности молитвенного опыта М.Ю.Лермонтова. Молитва не спасла его, потому что он ждал только восторгов и не хотел понести труда молитвенного. Поэт А.С.Хомяков считал, что молитва — это подвиг.

  • Подвиг есть и в сраженьи,
    Подвиг есть и в борьбе;
    Высший подвиг в терпеньи,
    Любви и мольбе...

Этот высший подвиг совершали и совершают монахи.

Они молились и молятся не только о собственном спасении, но и о спасении своего Отечества, всех православных христиан.

Стихотворения-молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова свидетельствуют о том, что поэты — носители православной культуры и веры. Молитвенная лирика — это исповедь измученной житейскими невзгодами человеческой души, стремящейся к духовному совершенствованию. Духовный рост человека, по мнению и А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, возможен только с Божией помощью, которая осуществляется через молитву. Творить молитву — значит совершать высший подвиг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Библия, Новый Завет, Мф. 7; 13; 14. — М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. — 1018 с.

2. Дунаев М. М. Православие и русская литература: учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. — М.: Христианская литература, 1996. — С. 190-200.

3. Иванова С. Ф. Введение во храм слова. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 271 с.

4. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — 719 с.

5. Пушкин А. С. Сочинения. — М.: Художественная литература, 1985. — Т. 1. — 735 с.

Сценарий поэтического вечера «Пока горит свеча…»

Презентация сборника местных поэтов «Знакомое вязанье букв»

1 ведущий: Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или как закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

2 ведущий: Эти строки из стихотворения Андрея Андреевича Вознесенского можно взять эпиграфом нашего поэтического вечера «Пока горит свеча».

1 ведущий: Хорошие стихи – всегда тайна. Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихов. Мир бы не рухнул, но был бы беднее, унылее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда с нами.

2 ведущий: Поэзия – это удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

Поэтому не случайно, что поэзия – это часть нашей жизни. Для кого-то большая, для кого-то совсем незаметная, но, безусловно, для всех – важная. Но есть люди, для которых поэзия, творчество – это жизнь.

1 ведущий: И в нашем городе есть люди, для которых творчество – важная часть их жизни. При еженедельнике «Город» уже много лет существует литобъединение « У негаснущей свечи», которое объединяет более 30 человек: от 10 до 80 лет. Сборник «Знакомое вязанье букв»- это результат творческой деятельности членов литобъединения.

2 ведущий: Авторам сборника от 14 до 75 лет. Люди разных поколений, но их объединяет любовь к прозе и поэзии. В книгу «Знакомое вязанье букв» вошли стихи почти профессиональные и совсем любительские, но все они очень искренние. Переживания и чувства талантливых людей отразились в их литературных строках. Они о любви, новых встречах и открытиях, о сожалениях и разлуке, осмыслении добра и зла и, конечно же, о Родине.

Чтец: Борис Пахомов «Родина»

Мне всех чужих дорог дороже

Мое родное бездорожье

И пляж на берегу Хопра,

И озорная детвора,

Резвящаяся у реки.

И головы, как поплавки

Во время утреннего клева-

Появятся, исчезнут снова,

И водных лилий белизна,

Грибная осень и весна,

С ее бунтующим разливом –

Лишь здесь бываю я счастливым.

1 чтец: Галина Дерловская.

Россия.

Старый дом наш. Дорога в поле.

И тропинка, бегущая в лес…

Как мне дорого это раздолье

Многогранностью этих чудес!

Ветер травы высокие гладит

Терпеливой и теплой рукой.

И, коснувшись серебряной глади,

Замирает, любуясь рекой.

Возле лодки травинка поникла,

И камыш у затона затих.

Индевея, глядит ежевика

Синим глазом из листьев своих.

Здесь поляны полны девясила,

Многозвучен чарующий лес…

Может родом отсюда Россия:

Вот из этих загадочных мест?

2 чтец : Борис Пахомов « На горе Тарасовой»

На горе Тарасовой у Хопра,

Повстречался с Осенью я вчера.

Говорила рыжая: « Не грусти,

Никому от осени не уйти.

Со времен творения так пошло –

Это мудрость Божия, а не зло.

Посмотри, не вечна и я сама,

Скоро одолеет меня Зима,

Спеленает саваном из снегов –

А с зимою встретиться ты готов?

Только помни, главное впереди:

Будет время новое зацвести.

И Зима проходит, за ней Весна.

Встрепенется спящее ото сна,

Нежными ростками заполнит Новь-

Все вернется: Молодость и любовь»

Я ответил Осени: « Что мне грусть.

Время скорым поездом – ну и пусть.

Еду в этом поезде у окна,

Там все время новая даль видна.

И грустить не хочется – я в пути.

Будет скоро станция, чтоб сойти.

Выйду, все выходят, когда-нибудь,

Отдохну, чтоб в новый собраться путь.

(Может Явь там будет, а может сон?!)

А потом запрыгну в другой вагон.

В прошлой жизни где-то оставлю снег

И навстречу новой помчусь Весне…»

На горе Тарасовой у Хопра

Подружился с Осенью я вчера…

1 ведущий: Оправленный в золото полей и трепетный изумруд лесов, пронизанный сапфирами рек и прудов, лежит посреди Великой России малая ее частица – Балашовский край. Ни с какими другими красотами не сравнить задумчивую тишину сосновых лесов, трепетную красоту берегов Хопра, манящую прохладу реки.

3 чтец : Владимир Алексеев «Солнечная ель»

Люблю ходить в сосновый бор:

Послушать тишину.

Люблю я ели стройный стан,

Что рвется в вышину.

Я прикоснусь к ее стволу,

И сердце запоет,

Как будто с облаком вверху

Навстречу мне плывет.

И солнца вспыхнули лучи,

И ель от ласки задрожала,

А иглы засверкали вдруг,

Как будто искры от пожара.

4 чтец: Людмила Семенкова

Радуюсь осеннему диву,

Прежде не видела такого:

Упали в саду на сливу

Осколки неба голубого.

Небесные блики сладки,

Урожай к сбору готов –

Прогнулись тонкие ветки

От тяжести спелых плодов.

Прощаюсь с осенним чудом,

Что прячется под листвой,

И долго помнить буду

Сапфиры над головой.

5 чтец: Антонина Баева

Иду – шагаю по тропинке.

Шурша клюкой от пня до пня.

Взгляд подняла, гляжу, калинка

Приветливо зовет меня.

Зовет и машет мне платочком

Заветным, алым, как заря;

Знать оказалась я в лесочке

Сегодня уж совсем не зря.

Я подошла, она мне внятно

На ушко шепчет: «Вот, сорви,

Попробуй, как она приятна,

Пылает, как огонь любви».

Губами бусинку сорвала –

Кусочек яркого огня –

Та лопнула, затрепетала

И окровавила меня.

Ну что еще сравниться может

Со вкусом ягоды лесной?

Калинка шепчет мне тревожно:

«Не уходи, побудь со мной,

Нарежь в лукошко ягод чудных,

Да осторожно, не помни.

И приходи еще, побудем

Здесь, в тишине с тобой одни»

Песня «Уголок России»

2 ведущий : Поэзия и любовь – это слова синонимы. Никакое стихотворение не может существовать без любви. Любовь к Родине, к родным местам, любовь к близким и дорогим людям.

6 чтец : Валентина Иванова «Берегите близких»

Берегите своих близких и родных,

Берегите от волнений этой жизни,

Не несите огорчений, слов пустых,

Берегите их от суеты излишней.

Оградите их от горя и тревог,

Утешайте их, когда они печальны.

Этот мир бывает так жесток.

Да и мы совсем не идеальны.

Подарите близким теплый взгляд,

Чтобы излучался он из сердца,

Пусть и их глаза теплом горят,

Как у вновь рожденного младенца.

Говорите им о счастье и любви,

Исполняйте их заветные желанья,

Пусть забудутся нерадостные дни

И останутся любви воспоминанья.

7 чтец : Надежда Ковалева

Я не дышу, я чуть жива,

Боюсь спугнуть я танец листьев.

И паутины тонких нитей

Как солнечные кружева.

Лимонный дым очарованья,

Как в детстве, любопытно нов,

И пышное природы увяданье

Сплетается с понятием любовь.

Очаровала осень, опалила

Багрянцем вишни, золотом ольху.

Какая же божественная сила

Прогнала напрочь от меня тоску.

И неба синь до слез напоминает

Мне дорогие мамины глаза.

И прошлого страницы оживают,

Но жаль, что прикоснуться к ним нельзя.

1 ведущий : На нашем вечере звучали произведения, которые вошли в сборник «Знакомое вязанье букв». Конечно, мы прочитали лишь маленькую частичку из всего количества произведений, которые вошли в сборник. Причем здесь не только стихи, но и прозаические миниатюры, интервью редактора еженедельника «Город» Виктора Пангаева с известными поэтами, цикл статей на православную тематику.

2 ведущий : Сегодня у нас в гостях авторы, чьи произведения вошли в сборник «Знакомое вязанье букв» Это люди, которые частичку своей души, сердца вложили в те стихотворения, миниатюры, которые представлены в сборнике. Это

1 ведущий: Слово предоставляется руководителю литературного объединения при еженедельнике «Город», заместителю редактора газеты, члену Союза журналистов России Ирине Висловой.

1 ведущий : Большое спасибо вам за участие в нашем вечере, больших вам творческих успехов, чтобы увидел свет еще не один сборник замечательных произведений.

2 ведущий: Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру,

Душа в заветной лире мой прах переживет

И тленья убежит. И славен буду я

Доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.

1 ведущий: Прав был Александр Сергеевич Пушкин, его дело – поэзия будет жить вечно, потому что есть люди, для которых писать, творить – это душевная необходимость, это жизнь.

Клип А.Макаревича на песню «Пока горит свеча»

Похожие публикации