Конспект занятия по фцкм "чёрное море"старшая группа. Проект «Морские обитатели» для детей старшей группы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по коммуникативному развитию «Путешествуем по морю»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

Закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один - много", умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;

Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

Создавать положительный эмоциональный фон.

Материалы:

Записки пиратов, бутылка, сундук с сокровищами, дерево с птицей, цветные карандаши для рисования, шаблоны птиц.

Ход занятия.

Ребята встали в круг, взялись за руки и говорим:

Вот мы встали дружно в круг,

Чтоб отправиться нам в путь.

Будем говорить красиво, громко и неторопливо,

Что вокруг мы видеть будем,

Всё запомнить мы должны.

Мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие. А на чём же можно путешествовать? (на корабле). А кто бывает на корабле капитаном? Да, капитаном бывает тот человек у которого много опыта, знаний. Как вы думаете, ая могу быть вашим капитаном? А почему?. (ответы детей) И так я буду вашим капитаном. Поплыли.

Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)

Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (читает письмо)

"Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если выполните задания, которые мы для вас придумали. «Морские пираты».

Звучит музыка(шум морского прибоя)

Психогимнастика « Дельфины»

Дельфины кувыркаются

И по волнам катаются

На спинках, на животиках,

Плывут как пароходики.

Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да). Тогда поплыли за мной. Руки в стороны ш-ш-ш (изображаем звук волны). Смотрите, впереди виднеется остров, поплыли к нему. Высаживаемся на него.

Смотрите, записка, что же там в ней? О, это первое задание от морских пиратов.

Игровое упражнение "Скажи наоборот".

Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.

Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, белый-черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, назад-вперед, верх-низ.

Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.

Игра "Назови одним словом"

Дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья)

Лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик; (домашние животные)

Волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь; (дикие животные)

Курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашние птицы)

Стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей; (птицы)

Акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия; (рыбы)

Шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые)

Воспитатель: Изобразите их. (дети изображают данных животных)

Молодцы! А сейчас поиграем в игру со звуками. Произносим скороговорки поочередно.

Ма- ма -ма - все я сделаю сама.

Мо-мо -мо - тебе письмо.

Мы-мы-мы - ждем зимы.

Мы-мы-мы - дождались зимы.

Ом-ом-ом - строим дом.

Ми-ми-ми - меня за руку возьми.

Мо-мо-мо - мы идем в кино.

Му-му-му - тетрадку я возьму.

Ем-ем-ем - я всю кашу съем.

Ми-ми-ми - меня с собой возьми.

Ом-ом-ом - у дома гном.

Ом-ом-ом - я с ним не знаком.

Ям-ям-ям - отдай друзьям.

Юм-юм-юм - где изюм.

Ма-ма-ма - дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Ом-ом-ом - гулять идем.

Ом-ом-ом - это снежный ком.

Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми - не шуми

Игра « Один, много»

Одна кукла-много кукол, один стакан-много стаканов, одна кружка-много кружек, один шар- много шаров, один круг- много кругов, один стул- много стульев, один стол-много столов, одна рука - много рук, одна девочка-много девочек, один мальчик-много мальчиков, один носок-много носков, одна машинка-много машинок и т. д.

Игровое упражнение "Закончи предложение".

Осенью птицы улетают, а весной. (прилетают)

С дерева кошка слезает, а на дерево… (залезает)

Лось через канаву перепрыгивает, а через реку. (переплывает)

Змея под камень заползает, а из под камня. (выползает)

Воробьи дорогу перелетают, а змеи. (переползают) .

Как замечательно у вас всё получилось. Плывём дальше. Посмотрите в свои бинокли (кулачки, впереди нас остров, поплыли к нему.)

Физкультминутка

На кораблике своём (крутят руками штурвал)

Дружно по морю плывём.

Здесь волна и там волна,(смотрят вдаль в «бинокль»)

Не нужна нам тишина.(топают ногами)

Много умненьких ребят (повороты вправо и влево)

Всем помочь они хотят. (хлопают в ладоши)

Игра « Выдели слова со звуком «М»

А. Борякаев

«Мам, когда пойдем на море?
Ты меня не слышишь что ли?
Дома скучно так и жарко,
А тебе меня не жалко.
Я поела суп и кашу,
Покормила Муську нашу.
Мне надует папа круг,
Я возьму с собой подруг.
И в купальник я одета.»
«Подожди, дружок, до лета.
Вот растает снег и лед,
За зимой весна пройдет,
И тогда скорей на море.»
«Это значит, завтра, что ли?»

А вот ещё одна записка, наверное опять от морских пиратов.

«На этом острове живёт птица, она живёт одна и ей скучно. Помогите ей, сделайте так, чтобы она не грустила».

Ребята, смотрите, что я здесь нашла: листы, карандаши. Я придумала как мы можем развеселить птицу, мы раскрасим карандашами птиц, и тогда ей точно не будет грустно, ведь у неё появится столько друзей.

Вот и печальная птица, я нашла её на дереве, несите сюда своих птиц, мы их посадим на древо рядом с этой птицей. Посмотрите сколько друзей появилось у птицы, дерево какое красивое получилось. Мы помогли птичке,и она нас благодарит. Внимательно приглядитесь к дереву, в какое время года бывают такие деревья? (весной) А какие приметы весны вы знаете?

Снег тает весной;

Прилетают из тёплых краёв птицы весной;

Ночь становится короче, а день длиннее весной;

Солнышко греет сильнее и светит ярче весной;

На деревьях появляются листики весной;

Ребята, вы молодцы знаете приметы весны. На этом острове мы выполнили все задания, нам пора дальше.

Я опять вижу остров, поплыли туда. Снова записка от морских пиратов, они снова нам дают задание:

Игровое упражнение "Сложные слова".

Листья падают – листопад, звезды падают – звездопад, снег идет – снегопад, лес рубит- лесоруб.

Воспитатель читает стихотворение.

Н. Белостоцкая

Море, утренней волной,

Принесёт на берег свой

И оставит для детей

Уйму нужных им вещей:

Камни гладкие, как мыло

(Ими море волны мыло);

Тину, словно прядь волос

С гребешка стряхнул утёс;

И принцесс морских игрушки –

Настоящие ракушки.

Посмотрите, что это плывёт на нас? (Это, кажется сундук) Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри. Это же букварь, вот и ещё одна записка от морских пиратов: «Вы выполнили все задания и справились вы с ними великолепно, а мы как и обещали вам отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, вот что для вас сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь.

Ребята, ну вот и всё нам пора отправляться домой, наше путешествие подходит к концу.

Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?

Какое из заданий для вас показалось самым сложным?

А какое самым лёгким?

Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Программное содержание:

  • Учить детей заботится о своем здоровье, формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми;
  • пояснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и вода;
  • побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить умение разгадывать загадки.
  • расширять кругозор и словарный запас детей;
  • закреплять навыки дыхательной гимнастики и самомассажа;

Материал : Емкость с водой, морская соль, корзина с муляжами фруктов и овощей, два блюда, поднос с фруктами, одноразовые -полотенца, одноразовые стаканчики и фруктовые и овощные соки, массажные варежки, массажные коврики.

Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

  • Соблюдение режимных моментов.
  • Беседа с детьми о витаминах, закрепление знаний об овощах и фруктах.
  • Дидактические игры: «Разложи овощи и фрукты в корзины», «Отбери и назови».
  • Спортивная игра: «Путешествие за витаминами».
  • Рассматривание иллюстраций (продукты питания, овощи, фрукты).
  • Игры в лото»Овощи и Фрукты».
  • Разучивание песен «Витамины» О. Девочкиной.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята! как вы все хорошо выглядите. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух». Уже совсем скоро придёт к нам лето. Вы любите загорать на солнышке? А купаться? Но в наших климатических условия сейчас этого сделать нельзя, потому что еще холодно, вода в водоёмах ещё не прогрелась и купаться еще рано. Но зато на юге сейчас температура воздуха 28*, а температура воды 20* - это очень тепло. Я предлагаю вам сесть в поезд и отправиться на море. Хотите? Готовы? Отправляемся!

Звучит песня «Мы едем, едем» (1 куплет). Дети едут по массажным дорожкам. Включается фонограмма звуков моря - шум волны и крики чаек.

Воспитатель: Остановка. Вот мы и приехали к морю. Послушайте загадку :

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без... (воды ).

Воспитатель: А кто из вас знает, зачем нужна вода?

Дети: Чтобы мыться, плескаться, умываться.

Воспитатель: Когда мы моем руки?

Ответы детей: Мы моем руки перед едой, после прогулки, когда испачкаются руки после рисования или лепки, после того, как погладили животных и т. д.

Воспитатель: Как часто надо мыться, умываться?

Дети: Умываться надо каждое утро, а мыться - каждую неделю, а еще перед сном каждый вечер надо мыть ноги.

Воспитатель: А еще для чего нужна вода?

Дети: Готовить еду, пить ее, стирать.

Воспитатель: Совершенно верно человек не может прожить без воды, а животные могут без воды? (Нет - они ходят на водопой к речкам и ручьям). А некоторые животные живут только в воде. Назовите мне их. (Ответы детей).

Воспитатель: Мы же приехали с вами к морю, в море есть тоже морские животные, некоторые плавают, выныривают из воды, а некоторые живут только на морском дне, а вам хотелось бы опуститься на морское дно (да). Вы знаете, морское дно хранит много интересного - ведь недаром говориться - что в воду упало - то пропало. Предлагаю нырнуть на морское дно и найти что-нибудь интересного.

Дети засучивают рукава и подходят к емкости с водой (вода подкрашена в голубой цвет), и находят на дне «Сокровища».

Воспитатель: Ой, сколько много драгоценностей вы нашли, давайте сложим их в наш походный сундучок. (Дети складывают цветные камешки в сундучок ). Хорошо поплавали на море, вода была теплой? Ласковой? А еще, какая вода на море - соленая. А вы когда-нибудь видели морскую соль? (Нет ). Тогда смотрите.

Детям показывается морская соль, рассыпанная на голубом материале, предлагают ее понюхать.

Воспитатель: Воздух на море пахнет морской солью, он очень полезен для здоровья. Давайте мы с вами сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательные упражнения.

1. «Носик».

Мы немного помычим
И по носу постучим.

И. п. - о. с.
1 - сделать вдох через нос;
2 - на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.(6 раз.)

2. «Курносик».

Очень любим мы свой нос.
А за что? Вот в чем вопрос!
И. п. - о. с.
1 - погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);
2 - на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. (6 раз.)

3. «Гудок парохода».

Прогудел наш пароход,
В море всех он нас зовет.
И. п. - о. с.
1 - через нос с шумом набрать воздух:
2 - задержать дыхание на 1-2 с;
3-е шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные «тру бочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен). (6 раз).

4. «Барабанщик».

Мы слегка побарабаним И сильнее сразу станем.
И. п. - ноги на ширине ступни, руки на поясе.
I - присесть, похлопать по коленям (выдох) ;
2 - и. п. со звуком «бам-бам-бам» (вдох) .(6 раз)

5. «Трубач».

За собой трубач зовет. Он здоровье нам дает.
И. п. ~ ноги вместе, руки перед грудью сжаты в кулаки, губы сложены «трубочкой».
1 - вдох:
2 -медленный выдох с громким произнесением звука «пф».(6 раз.)

6. «Дышим тихо, спокойно, плавно».

Все мы медленно подышим, Тишину вокруг услышим.
И. п. - о. с. Медленный вдох через нос.
Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу.
Затем плавный выдох через нос. (5-10 раз).

Воспитатель: Как же хорошо на море! Правда ребята? А сейчас я приглашаю вас на весёлую зарядку . (Выполняется музыкальная зарядка ).

Воспитатель: Слышите ребята… как Волны плещутся, кричат чайки. Давайте возьмём свои коврики и будем загорать, и слушать музыку моря. (Релаксация ).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие чудесные утята приплыли к нам. Давайте мы с вами наденем их на наши ладошки и сделаем массаж. (Дети делают самомассаж массажной варежкой ).

Воспитатель: Я хочу вам загадать загадки:

Я полезней всех на свете.
Полюбите меня, дети!
Я скажу, а ты послушай:
Называют меня (груша).

Я - крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Жёлтое и красное -
Кожица атласная.
Самое румяное
Детям всем желанное! (Яблоко ).

Этот вкусный жёлтый плод
К нам из Африки плывет,
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год даёт. (Банан ).

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец ).

Они гроздьями висят
И на солнышко глядят,
Цветом словно светофор
Красный, жёлтый. (Помидор ).

Воспитатель: Груша, яблоки, виноград, банан, что это - … фрукты, а огурец и помидор - … овощи.

Посмотрите, у меня в корзине есть и фрукты и овощи, давайте поиграем. Вам нужно разложить все фрукты в тарелку с буквой «Ф», А овощи в тарелку с буквой «О». При этом нужно их называть. Например: Я взял - КИВИ. Это - фрукт, я положу его в тарелку с буквой «Ф».

Игра «Разложи по тарелкам овощи и фрукты?»

Воспитатель: Кто из вас знает чем полезны овощи и фрукты? (Витаминами ). Скажите, а без чего никогда не вырастут овощи и фрукты? (Без тепла, воды и солнца ). Посмотрите сколько у меня на блюде фруктов, все они выросли под теплым южным солнцем и содержат в себе много полезных для нашего организма витаминов.

Детям предлагается фруктовые соки. Пока дети пьют сок включается музыка из кинофильма «Усатый нянь».

Воспитатель: Ребята, кто догадался какой сок вы пили? Из каких фруктов или овощей? А что содержат соки? Конечно - ВИТАМИНАМИ. А давайте все вместе споём песню про витамины…

Поют песню «Витамины» сл. и муз. О. Девочкиной.

Воспитатель: Понравилось вам, ребята, на теплом юге? Но наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться домой в детский сад. Занимайте места в поезде, мы возвращаемся.

Песня «Мы едем, едем» (2 и 3 куплет) .

Ребята, мы погружаемся всё ниже и ниже. Закройте глаза и слушайте звуки моря. (звучит плеск волн,шум моря)Воспитатель надевает на голову корону,прозрачную накидку и берёт волшебную палочку, превращается в Морскую Царицу.

Ребята, я рада вас приветствовать в своём царстве. Я покажу вам морские богатства и познакомлю с подводными обитателями.

Вы каких морских животных знаете? Молодцы! А сейчас я предлагаю надеть акваланги и выйти из лодки. Мы должны пройти через специальный выход.

Посмотрите, как красиво в подводном царстве. - Что вы видите?

Как передвигаются рыбы? Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.

Почему рыбы могут жить только в воде?

Чем похожи все рыбы? А чем они отличаются?

Ребята, а каких рыб называют хищными? Да, они питаются другими рыбами.

А не хищные рыбы чем питаются?

Каких только удивительных рыб не водится в морях и океанах. Недаром говорят «Рыбы-дети воды»

Дидактическая игра «Расскажи о морском обитателе».

Дети находят картинки с изображением морского животного и рассказывают о нём.

Морская звезда

Она похожа на звезду, у неё пять лучей. В случае опасности морская звезда может отбросить часть своего тела. Она хищник питается моллюсками и морскими ежами

Крабы ползают по дну тёплых морей. У них широкое и короткое тело. У крабов пять пар ножек. Передние - клешни, ими краб может разрезать пищу на кусочки. Краб собирает всё, что попадается на пути: раковины, рыбьи головы, осколки стекла и складывает на спину. Так он спасается от врагов.

Морской ёж

Тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат иголки. Иголки очень тонкие и острые. С помощью игл они защищаются от врагов и передвигаются. Маленькие рыбёшки прячутся в его иголках. Морские ежи ядовиты.

Осьминог

У осьминога мягкое тело, он не имеет костей и может изгибаться в разные стороны. Назвали его так, потому, что от его короткого туловища отходят восемь ног. Осьминог быстро меняет окраску. Они настоящие хищники, по ночам выбираются на охоту. Они могут не только плавать, но и ходить по дну.

У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика. Они похожи на студень. Медузы бывают разных размеров и очень маленькие, и очень большие. Они могут светиться в темноте, как фонарики. Зонтик и щупальца горят жёлто-оранжевым светом. Если на поверхность поднимается много медуз, кажется, что море пылает красным огнём.

Электрический скат

У ската плоское тело и тонкий, длинный хвост. У него есть ток, им он защищается. Скат быстро плавает, как будто он летает по воде.

Кит - это самое крупное животное на нашей планете. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы. Своих детенышей они кормят молоком. У них строение, как у человека. Киты долгое время могут находится под водой. Они выплывают, чтобы набрать кислород. В наши дни китов осталось мало, поэтому они взяты под охрану.

Молодцы ребята,вы хорошо подготовились к путешествию, мне очень понравились ваши рассказы.-А сейчас давайте поиграем в игру «Плавает –не плавает». Я буду называть вам различные слова. А вы должны изображать плавающих животных и просто улыбнутся на слова не плавающих.

Молодцы, вы очень внимательные дети. (Звучит тревожная музыка)

Ребята посмотрите вот эти рыбки попали в беду. Помогите им.

Дидактическая игра «Собери рыбку».

Дети подходят к столам. У каждого разрезные картинки из частей рыбы (хвост, плавники, голова, туловище).

Молодцы, все справились с заданием и помогли рыбкам.

Звучит сигнал с подводной лодки.

Ребята, вам пора возвращаться. Прошу занять места в лодке. Спасибо, что посетили моё царство. Я вам дарю на память фото-раскраски морских обитателей. Когда вернётесь в детский сад раскрасите их. До свидания!

Лодка всплывает, слышится шум моря.

Организация: МАДОУ № 12

Населенный пункт: Новгородская область, д. Григорово

Актуальность проблемы: тематические проекты стоят в центре современного дошкольного образования, на мой взгляд, они интересны детям и дают почву для педагогов, позволяют в совместной деятельности с детьми развивать их познавательные интересы, поддерживать инициативу, развивать самостоятельность.

В течение учебного года детям были интересны объекты окружающей действительности, каждый участник тематического проекта привносил в среду своё, среда пополнялась, обогащалась и давала почву для рождения всё новых и новых проектов.

С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения мною совместно с детьми и членами их семей был разработан тематический проект «Морское путешествие».

Цель проекта: поддержание детской инициативы и познавательного интереса по тематическому проекту о море, его описанию, обитателям, создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации детских идей, получение общего результата.

Ожидаемый результат: тематическая коробка, которая познакомит детей морем, с жизнью морских обитателей и обогатит представление ребенка о значении моря в жизни людей.

Задачи проекта:

1) Поддержать интерес детей и продолжать формировать у детей представления о море, морских обитателях;

2) Подобрать материал о труде моряков на корабле, особенностях труда морских профессий, слаженности в работе людей на судне;

3) Продолжать обогащать словарь, совершенствовать навыки речевого общения;

4) Развивать творчество, воображение, фантазию;

5) Формировать желание пользоваться специальной терминологией о море и морских профессиях;

6) Формировать навыки поисковой деятельности;

7) Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;

8) Воспитывать бережное отношение к природе.

Объекты исследования: море, морские обитатели, морские профессии.

Результат:

Тематическая коробка «Морское путешествие» пополнилась материалами и оборудованием по теме проекта.

1) Дети овладели понятиями: «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;

2) Дети узнали о некоторых особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

3) Дети познакомились с понятием взаимосвязи море - морские обитатели - человек;

4) Члены семьи подготовили презентации о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

5) В группе детей продолжали формироваться первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Вид проекта: тематический, групповой, исследовательский проект

Продолжительность проекта: 3 недели.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, члены семей воспитанников, воспитатель, узкие специалисты музыкальный руководитель.

Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, подбор и оформление загадок в виде книжек-малышек, чтение художественной литературы, рассматривание презентаций, энциклопедий, слушание мини-сообщений, рисование, аппликация, оригами, лепка, интегрированные виды дейтельности (объемная аппликация с использованием бросового материала для изготовления коллажа)

Продукты детской деятельности:

1) Коллаж «Морские тайны»

2) Коллекция «Морские диковинки»

3) Макет «Подводный мир глазами детей и взрослых»

4) Совместные рисунки «В море рыбки и коньки»

5) Оригами «Мир моря»

6) Книжки-малышки «Обитатели морей»

7) Фоторепортаж «Морское путешествие»

8) Презентация проекта «Пусть море будет чистым!»

  1. Познавательное развитие

Тематические беседы:
«Сокровища морей»

Цель: поддержать интерес детей и продолжать знакомство с сокровищами морей: жемчугом и кораллами.
«Море в опасности!»

Цель: поддержать интерес к теме и выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям, как помочь и спасти морских обитателей

«Тайны моря»

Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме и познакомить детей с морскими растениями и их разнообразием.
«Раковины и ракушки»

Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме познакомить детей с ракушками, их разнообразием и пользой для человека.

«Рыбы моря – кто они?»

Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме, расширить представления о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи, оформлять в виде книжек-самоделок

«Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь больших щупальцев»
Цель: познакомить с морскими животными, которые несут опасность людям.
«Кем быть?»

Цель: закреплять и пополнять знания о существующих в настоящее время профессиях, связанных с море».

Интегрированная совместная деятельность :

«Морские чудеса».

Цель: закреплять первоначальные представления о морях и океанах; формировать знания об обитателях морского дна; воспитывать эстетическое отношение к природе; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

«Моря бывают разные»

Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.
«Путешествие по глубинам морского царя».

Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
«Чайка»
Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать ножницами и иголкой; развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику; воспиты-вать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».

Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.

Ход эксперимента:

1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.

2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.

«Вода и её свойства»

Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.

2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.

3. Сделать выводы о свойстве морской воды.

Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

«Кристаллизация соли»

Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли в природе.
Задачи:

2. Проследить за кристаллизацией соли.

3. Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, палочка, скрепка, шнурок.

Ход эксперимента:

1. В стакан налить воды и добавить 3 столовые ложки соли.

2. Размешать воду до полного растворения соли.

3. Положить скрепку, привязанную к деревянной палочке.

4. Стакан поставить на солнечное окно.

Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.

«Кристаллизация соли в процессе нагревания».

Цель: экспериментальным путем доказать нахождение соли в воде.
Задачи:
1. Приготовить солевой раствор.

2. Проследить за процессом кристаллизации в процессе нагревания.

3. Сделать выводы о кристаллизации соли в процессе нагревания.
Материалы и оборудование: солевой раствор, спиртовка, пробиркодержатель, металлический сосуд.

Ход эксперимента:

1. Набрать водопроводную воду в стакан и добавить 3 ст. ложки соли.

2. Налить небольшое количество воды в металлический сосуд и поставить на спиртовку придерживая пробирку с держателем.

3. Довести солевой раствор до кипения.

4. Проследить за процессом кристаллизации.

5. Сделать выводы о том, почему при нагревании из солевого раствора образуются кристаллы соли.

Вывод: при нагревании солевого раствора происходит испарение воды, а кристаллы соли остаются на дне сосуда.

2. Речевое развитие

Пополнение книжного уголка художественной литературой:

Цель: продолжать поддерживать интерес к теме и знакомить детей с новыми изображениями морских обитателей в литературных произведениях.
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»

М. Чубученко «Морские сказки».

Г. Косова «Азбука подводного мира»,

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Чудесная полочка с книжками-саделками и рисунками детей о море и морских обитателях

Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; развивать внимание, память.

Морской конёк

В море, в зарослях игривых,

Вьется пламя огонька –

Раздувают воды гриву

Норовистого конька.

Видит он любую норку,

За добычей смотрит зорко,

Не зевай, глупыш-рачок:

От врага – один скачок. Г.Р. Лагздынь

Немного пословиц и поговорок о море:

Цель: закрепить умение детей запоминать пословицы и поговорки, понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, грамматический строй речи.

В море раз побудешь, век не забудешь.

В море дорог много.

Море шутить не любит.

Море кого любит, а кого губит.

Море любит смелых да умелых.

Перед морем все равны.

Учись, матрос,- капитаном будешь.

Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:

Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь
Рассматривание репродукций картин:

И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,

А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,

А. Боголюбов «Парусник в море»;

3. Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Угадай на ощупь»
Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя в руках.

«Занимательное море»

Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.

Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необхо-димые окошки своих карточек.

«Отгадай загадку»

Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.

Разные пазлы по теме «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.

Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»

Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».

«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.

Сюжетно – ролевая игра:

«Путешествие на корабле»

Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.

«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.
«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.

4. Продуктивная деятельность

Рисование:
«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.

«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.

«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.

«Морское дно»
Цель: продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение и творчество.
Аппликация:
«Необычные рыбки»
Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»
Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
«Подводный пейзаж»
Цель: учиться работать с природными материалами и при помощи них передавать красоту морского дна.

Берег морской

Цель: Закреплять у детей технические навыки аппликации путем нарезания и приклеивание шерстяных ниток. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.

Лепка:
«Ракушки»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей о их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.

Оригами
«Краб»
Цель: развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.

«Теплоход»
Цель: Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги. Развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
«Рыбка»
Цель: закрепление умения складывать бумагу в нужном направлении; закрепление внешнего строения рыб.

Заключение

По итогам реализации тематического проекта «Морское путешествие» была проведена презентация для детей группы №1 «Солнышко» и родителей, организованы выставки детских работ, оформлен макет подводного мира.

В ходе осуществления проекта дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.

В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети самостоятельно овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта.

У детей по результатам наблюдений появился интерес к труду моряков на корабле и профессиях связанных с морем.

Знания, полученные самостоятельно в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они научились изображать внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе.

Родители вовлечены в образовательную деятельность и раду пополнять среду. Для семьи были подобраны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на воде (на море).

Таким образом, в ходе тематического проекта цель была достигнута.

Программное содержание: формировать у детей навыки передвижения в воде, умение свободно ориентироваться под водой; х; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: якоря из цветного картона, 2 корабля, тонущие игрушки, цветные камешки, 2 палочки с верёвками, на концах привязаны рыбки, канат, доски.

Действующие лица: Моряк-Бряк (инструктор по плаванию), матросы (дети).

Дети заходят в бассейн под песню «Морячка» (сл. и муз. О. Газманова), их встречает Моряк-Бряк.

Моряк-Бряк. Я - Моряк-Бряк! Я приплыл к вам из далёких тёплых стран, чтобы найти команду для своего корабля. Мне нужны быстрые, ловкие, смелые и умные матросы.

Я приготовил для вас несколько интересных заданий. Давайте разделимся на две команды и выберем капитанов. Первая команда будет называться «Морской конёк», а вторая - «Морская звезда». Команду, которая победит, я и приглашу на свой корабль. Победитель в конкурсе получит якорь. Выиграет та команда, которая соберёт больше якорей.

Задание 1. Игра «Обитатели моря».

Игроки по очереди называют обитателей морей.

Моряк-Бряк. А сейчас мы с вами выполним разминку. Спускайтесь в воду и повторяйте за мной.

Проводится гидроаэробика под музыку.

Задание 2. Игра «Водолазы».

На дне бассейна («моря») находятся разноцветные камешки и игрушки («сокровища»). Детям надо побыть водолазами и собрать все «сокровища».

Звучит сигнал, дети одновременно ныряют и достают игрушки.

Задание 3. Игра «Море волнуется…».

Пока объясняются правила игры, дети водят руками по воде, делая волны. После фразы «Морская фигура на месте замри!» дети выполняют любую знакомую им фигуру (например, «звезда», «медуза» и т.д.). В этом конкурсе обе команды получают якоря.

Задание 4. Игра «Удержись».

Моряк-Бряк. Во время шторма корабль может наткнуться на морские скалы (рифы). Попадая на риф, корабль терпит крушение, а морякам необходимо удержаться на плаву, дождаться помощи. Кто дольше продержится, тот принесёт своей команде победное очко.

Дети ложатся животом на доску и стараются удержаться на ней. Игроки, которые коснулись ногой дна бассейна или не удержались на доске, выходят из воды.

Задание 5. Конкурс капитанов «Поймай рыбку».

Капитаны команд стоят у лестницы бассейна. По свистку они начинают крутить палочку, наматывая на неё верёвку, к которой привязана рыбка. Кто быстрее свернёт, тот и выиграл.

Задание 6. Конкурс «Перетягивание каната».

Моряк-Бряк. Хорошие у вас команды, я вам вручаю грамоты-посвящения в моряки!

Подведение итогов, награждение.

Конспект игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста выполнили: Е. Исаеня, Л. Апанасевич

Похожие публикации