Халдеи истинные и мнимые. Халдейские мудрецы Кто такие халдеи и их потомки

Перевод – К. Леонов

Древнейшая книга, в которой содержится слово «магия», – говорит христианский ориенталист Франсуа Ленорман, великолепным образом забывая о ведических и зороастрийских сочинениях, – это Библия. Первый народ, практиковавший ее, – добавляет он, – это халдеи. Но кем же они были? Ни филология, ни этнология не способна дать нам никакого определенного ответа; а в географическом или этнографическом отношении, Халдея является предметом самых противоречивых утверждений со времен Геродота до нашего дней.

Географ Птолемей сообщает нам, что Халдеей называлась юго-западная часть Вавилонии, ограниченная рубежами Аравии. В то же самое время, едва ли за четверть века до того, многие критики считали, что «Ур халдеев» или Хасдим Авраама находился на месте Месопотамии, а некий замок с таким названием упоминается Аммианом и помещается им между Нисибом и Тигром. О халдеях как о народе известно в истории столь же мало. Страбон называет их «племенем», живущим на границе Аравии. Геродот упоминает о них как о подразделении в армии ассирийцев, хотя последние завоевали их через много веков после того как халдеи стали цивилизованным царством; и Ксенофонт, в истории об отступлении десяти тысяч, видит в них «свободный и воинственный народ на Кардушийских холмах», а затем – где-то невдалеке от гор Армении. Даже сам язык кушитской Халдеи – тот язык, на котором сделан подстрочный перевод аккадских надписей на цилиндрах, выкопанных на месте древней Халдеи – обычно называется нашими филологами «ассирийским», тогда как этот язык уже существовал в те времена, когда еще не было придумано само название Ассур в генеалогии Ноя. Таким образом, поскольку никакая из отраслей науки неспособна сказать миру ничего определенного о халдеях, мы должны были выступить со своими собственными предположениями. Поэтому мы попытаемся по крайней мере выяснить, чем этот народ не мог быть , поскольку мы не можем узнать точно, кем они были.

В истории Моисея мы в первый раз читаем о Халдее (Бытие, X, 10), когда Нимрод, сын Куша и внук Хама, завоевывает четыре города, соответственно именуемые «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар»; и снова, когда нам сообщают, что Авраам «ушел из Ура Халдейского» (Бытие, XI, 31). Библия, утверждающая, что мир был сотворен в 710 году юлианского летосчисления (4004 г. до Р. Х.), потоп произошел в 2348 и Авраам родился в 1996 г. до Р. Х. (что оставило бы всего лишь период в 289 лет для развития халдейской, или аккадской, цивилизации, которой предшествовала другая, еще более древняя!), в конце концов окончательно запутывается в своей собственной хронологии и таким образом, благодаря своим собственным противоречиям и lapsus calami [опискам], доказывает совершенно обратное тому, что она намеревалась доказать в начале. Она ясно показывает существование другого и особенного элемента в Халдее, некой расы, не хамитской и не семитской, но той, которую сегодня называют аккадской. Поскольку Библия упоминает о том, что город Аккад был завоеван Нимродом, национальность которого определяется из его генеалогии, этот город должен был существовать до него; и поскольку сам кушитский, или хамитский, Нимрод не был халдеем по рождению, очевидно, что они не могли называться таким образом до его появления. Тогда этот народ несомненно предшествовал дикой расе «могущественного охотника перед Богом». И они были высокоразвитой нацией задолго до дней «всеобщего» Ноева потопа (от которого не осталось никаких геологических следов), поскольку хорошо установлено, что Нимрод, которого сегодня отождествляют с Саргоном I, прибыв туда, обнаружил народ, высокая культура которого находилась тогда в точке своего наивысшего развития. Эта нация, которая задолго до того времени отказалась от кочевого пастушеского состояния, которым патриархальные потомки Сима довольствовались впоследствии еще долгие века, и была теми «таинственными» аккадцами, или халдеями, именем которых классические и библейские авторитеты обозначали не только народ, но и особую жреческую касту, посвященную в науки астрологии и магии и всецело преданную им. Оставаясь священным во все века, это специфическое учение было сконцентрировано в Вавилоне и известно в самые удаленные от нас периоды истории как система религиозного культа и Наука, которая принесла славу халдеям.

По мнению некоторых ориенталистов, этот народ принадлежал к индоевропейской, или кавказской, расе, другие же – не меньшие авторитеты в науке – рассматривают его как монголов или туранцев, – глубокий покров тайны опустился на этот народ. Ассириологи говорят нам, что они были изобретателями клинописных надписей, авторами великой и тщательно разработанной литературы, столь таинственным образом сохранившейся на тысячах цилиндров, откопанных ныне Джорджем Смитом, Лэйардом и другими. Но, с другой стороны, мы знаем, что самим аккадцам, принадлежали ли они к туранской или индоевропейской расе, предшествовал другой еще более таинственный народ, «…вероятнее всего более темной расы, чем были они», потомков которого можно найти сегодня то там, то тут в виде изолированных групп около Персидского залива, – полагает профессор Роулинсон («Пять великих монархий»). Об этом народе не осталось сегодня никаких воспоминаний. Исчезло само его название, хотя «мы и должны признать его существование в наших объяснениях этнографических элементов древней Халдеи», – говорит автор «Очерков халдейской культуры».

Для лучшего понимания этой теории, которая уничтожает последние следы веры во «всеобщий» потоп и отрицает саму его возможность, мы вкратце сопоставим несколько мнений таких людей науки, как наши покойные ассириологи, и добавим к ним сведения, которые мы сами нашли у античных авторов. Наши ориенталисты полагают, что туранцы были не первыми жителями долин Тигра и Евфрата. Они и не были сами некой чистой, первобытной расой, так как они являются результатом смешения белой и желтой рас, и народы, принадлежащие к ним, дают нам бесконечное число оттенков и типов, постепенно переходящих от чисто европейского до китайского типа. Невзирая на все это, их общее происхождение видно в сходствах языка, религии и обычаев. Языкам туранских народов недостает той устойчивой и определенной формы некоего типа, которая позволила бы нам назвать их шагом к формированию человеческой речи, – говорит Макс Мюллер («Языки очага войны на Востоке», стр. 88). Что же касается их религий, они «никогда не поднимались выше некой формы грубого натурализма, который превращает все явления природы в два бесчисленных воинства духов добра и зла, и все культы которого неизменно состоят из магии и заклинаний», – заявляет Ф. Ленорман («La Magie chez les Chaldeens», стр. 184 и далее).

В том, что касается происхождения и древней страны обитания туранцев, как некой расы, наши люди науки уверены еще меньше. У тюрков и монголов существует общая традиция о том, что их раса возникла где-то невдалеке от южных склонов Алтайских гор, в долине, окруженной неприступными горами, полными минералов. Благодаря огню, появившемуся однажды из недр земли, одна сторона гор была разрушена, и древний народ вышел в широкий мир. Эта традиция согласуется с другой, в соответствии с которой восточные народы Сирии и Месопотамии считают, что место их появления находится к востоку от их поселений, а персы-мидийцы полагают, что к северу. Тибетцы же утверждают, что предки их хубилганов и шаберонов, или высших и посвященных лам, были теми удивительными людьми, которые жили на прекрасном острове, некоем Эдеме в центре Гоби, когда эта ужасная пустыня еще была безбрежным морем. Они были гигантами, в которых, переходя от одного к другому, непрестанно двигался дух Фо, или Будды (высочайшая мудрость). Что же касается остальных лам и тибетцев, то их предки были созданы первыми из кусочков каждого растения, минерала или животного, причем эта теория подозрительно похожа на теорию наших современных эволюционистов. В свою очередь, наши люди науки, которые еще совсем недавно должны были по крайней мере официально признавать, что они верят в басню об Эдеме, однажды единодушно заявили, что колыбелью человечества было плато Памира, откуда вытекают четыре великие реки: Инд, Гельмунд, Оксус, или Йехуна, и Яксарт, или Сыр-Дарья, древний Сихон. Разделение туранцев происходило в двух направлениях: одна ветвь поднялась к северу и обосновалась в области Алтая, Аральского моря и долин Уральских гор, откуда они впоследствии рассеялись по северным областям Европы и Азии до Балтики в одну сторону, и до Амура – в другую. В то же время другие и столь же многочисленные племена туранцев избрали южное и западное направления, и некоторые из них достигли Армении и Малой Азии, а другие обосновались у подножия гористого Иранского плато в долинах Сузианы и на берегах Тигра и Евфрата, где они в течение веков ожидали появления семитов и кушитов.

Таким образом, традиции полных дикарей и цивилизованных, но «низших» рас, так же как и научные теории европейских, или «высших» рас, удивительным образом совпадают в этом. Где бы не находилась колыбель человечества, здесь или там, она в любом случае ограничена пределами Центральной Азии. И, хотя катехизис науки и признает учение о многих и одновременно существующих «колыбелях», в которых разноцветное человечество развивало каждый из своих особенных типов и цветов, – теорию, которая еще сильнее ослабила бы красиво состряпанную басню об Эдеме и первородном грехе, или по крайней мере ограничила бы ее лишь предками семитов, мы – «высшие» белые расы – должны будем среди других неприятных вещей признать и ту истину, что наши предки были так же черны или даже еще чернее, чем у любых из тех, на кого мы смотрим ныне как на расы, которые ниже нас, ибо – они были АЗИАТСКИМИ ЭФИОПАМИ!

Это – простое и логическое следствие, исходящее из мнения ученых, сколь бы многочисленными и противоречивыми не были бы их теории. Таковы факты, вытекающие из последних достижений филологии и этнологии. И если мы должны принимать истину, откуда бы она не приходила, и придерживаться фактов, то мы должны будем поверить, что когда-то черная, или весьма темнокожая, раса населяла Западную Европу, и они были, попросту говоря, аборигенами Европы. «Азиатские эфиопы», – пишет профессор Роулинсон, – «по самому своему названию, которое близко связывает их с кушитским народом, населяющим страну невдалеке от Египта, могут быть отнесены к хамитской семье, и эта связь подтверждается единодушным мнением античности, которая говорит об эфиопах как о единой расе, живущей вдоль берегов Южного океана от Индии до Геркулесовых Столпов…» «Очевидно, что первый человек, который появился на арене цивилизации, принадлежал, по-видимому, к той семье, которую мы именуем до некоторой степени неразборчиво хамитской, кушитской и эфиопской», – говорит д-р А. Уайлдер в своей книге «Черные народы Европы». Область их пребывания не имела четких границ… Их этнические названия весьма многочисленны. В древние времена Египет назывался «землей Хамовой» [Псалтирь , CV, 22] по имени Кхема, их главного божества. Сузиана и Аравия величались Киссоей и Кушем, а страны хамитских рас назывались Эфиопией. Геродот неоднократно упоминает эфиопов Азии, помещая их страну на юге современного Афганистана, сегодня это Керман и Белуджистан. Гомер говорит о Мемноне как о сыне Эоса, или зари, а Диодор утверждает, что он был царем эфиопов и построил дворец в Сузах, библейском Шушане. Традиционное представление о том, что эфиопская раса владела Мидией, Вавилонией, Ассирией, Арменией и Малой Азией, включая Иберию и Грузию, по всей видимости подтверждается последними открытиями. Роулинсон считает, что их первыми центрами были Белуджистан и Керман, но Дж. Д. Болдуин в своих «Доисторических народах» утверждает, что древней Эфиопией была Аравия. И наконец, в «Классическом атласе» Лонга арабы помещаются в устье Инда, на его западных берегах. Евсевий заявляет, что эфиопы пришли из Индии, причем он не упоминает, из Восточной или из Западной.

Индия, или Ходду из «Книги Есфирь», была Удом, или Пенджабом, но само название «Индия» является весьма неопределенным и обозначает лишь некую страну, расположенную на реке. Сэр У. Джонс считает Иран, или Бактрию, первоначальным источником этих народов и предполагает, что черное, или эфиопское, царство некогда управляло всей Южной Азией, имея своей метрополией Сидон. Годфри Хиггинс предполагает в «Анакалипсисе», что это был Вавилон… Владения Нимрода (Саргона I ассирийских цилиндров, или табличек), очевидно, этому соответствуют. («Черные народы Европы».)

Наконец, Страбон, цитируя Эфора, говорит:

Считалось, что эфиопы населяют все восточные побережья Азии и Африки и разделены Красным морем на восточных и западно-азиатских, и африканских.

Все подобные объединения народов под одним названием эфиопов не дает нам никаких сколь-либо определенных сведений о том, кем была эта «черная раса», которая, согласно проф. Роулинсону, Ленорману и другим, предшествовала турано-аккадцам, которые, в свою очередь, предваряли появление хамитского народа, приведенного Нимродом; но это неоспоримо доказывает, что они были темнокожими, хотя вовсе и не обязательно неграми или даже хамитами. Это ясное научно-этнографическое истолкование кажется всем еще более темным и запутанным благодаря филологическим попыткам проф. Роулинсона разрешить эти противоречия. Признавая в этом авторитет Макса Мюллера, который сам лишь освящает предположение профессора Опперта, приписывая изобретение клинописных знаков и создание «некой цивилизации, предшествовавшей цивилизации Вавилона и Ниневии, туранской или скифской расе», – преп. Джордж Роулинсон, брат нашего знаменитого археолога, сэра Генри, – пытается придать этим эфиопам туранское, или скифо-татарское, происхождение. «Хамитизм», – говорит он, – «хотя он без сомнения и есть та языковая форма, из которой развился семитизм, сам является скорее туранским, нежели семитским», – и добавляет затем в качестве некоего более детального объяснения, что: «туранский язык – это ранний этап хамитского языка».

Далее мы обратимся к этой скифо-татарской расе и посмотрим, можем ли мы найти в них нечто, что связывает их с туранскими халдеями, или же с древней «черной расой», к которой принадлежали творцы древнейшей истории, и надписями, запечатлевшими «религию магии», переведенные ныне с ассирийских цилиндров.

На основании цитаты, которую приводит Юстин из некой исторической книги Трога Помпея, утраченной после второго века нашей эры, в которой утверждается, что первоначально все пограничные области Азии находились во владении скифов, которые также, как это показано, должны быть древнее египтян , и на самом деле, самым древним народом в мире, – в силу этой цитаты и путаницы, содержащейся в Библии, как мы предполагаем, и принято повсюду в наши дни смешивать этих азиатских скифов с туранскими народами, приписывая им изобретение клинописных букв и говорить об аккадском языке, на котором они писали, что он, подобно санскриту, оставался литературным языком в течение долгого времени после того, как на нем перестали говорить, и он стал мертвым языком.

Может ли это помочь нам узнать больше о том, кем были халдеи? Вовсе нет. Ибо мы знаем о скифах – это общее родовое название, данное всем азиатским племенам древности, история которых остается для нас неведомой – столь же немного, если не меньше, как и об аккадийцах, язык которых был по крайней мере приблизительно раскрыт нашими филологами. Из сообщений Геродота и Гиппократа мы не узнаем почти ничего о скифах, и становится почти невозможным связать их с халдеями с большей уверенностью, чем с любым другим народом, жившим до седьмого века до Р. Х. Говоря о них, Гиппократ описывает их внешний вид как отличный от облика, присущего остальному человечеству, и говорит, что «они не похожи ни на кого, кроме самих себя». Производящие омерзительное впечатление, «их тела грубые и мясистые, их суставы свободные и податливые, живот отвислый… и все они похожи друг на друга». Некий полукочевой народ, варварский в те времена, которые мы привыкли считать таковыми; не о них ли говорят наши современные ассириологи, что «они принимали участие и помогали в создании самой древней культуры наших человеческих рас»?

Не тот ли это народ, зарождение и развитие культуры которого, по мнению наших ориенталистов, относится к столь давним временам седой античности, что память о них исчезла даже из наиболее древних письменных памятников человечества, а их язык – причем сегодня доказано, что это был язык, на котором была написана огромная литература – «был мертвым языком по крайней мере за две тысячи лет до нашей эры»?

В историческом отношении наши источники относятся не ранее чем к первым векам до Р. Х. В то время как поэт Аристей изображает «Гриффинов» крайнего Севера, которые изгоняют киммерийцев из их страны и попадают по ошибке в Мидию вместо Малой Азии, Нибур, противореча сообщению Геродота, который цитирует Аристея, показывает, как мидийский царь Киаксар, осадивший Ниневию, встречается с неожиданным нашествием скифов, которые, одержав над ним победу, провозглашают себя хозяевами «земель до Палестины и окраин Египта». С одной стороны, Нибур, Бёкх, Тирлуолл и Грот утверждают, что скифы Геродота были монголами, а с другой стороны, такие авторитеты, как Гумбольдт, Грим, Клапрот и сэр Г. Роулинсон пытаются доказать, что они принадлежали к индоевропейской расе.

Имея на руках такие позитивные данные, нам ничего не остается, кроме как выжать все возможное из единственного имеющегося у нас безупречного источника – автобиографии этого народа, запечатленной его собственными руками на протяжении бесчисленных поколений.

В результате непрестанных попыток ориенталистов, за последние несколько лет была сделана серия неожиданных, поразительных открытий. Под грудами мусора и горами разрушенных руин недавно была откопана целая библиотека, которая, когда она будет переведена, составит много тысяч томов. Тематика этих записей по большей части имеет отношение к развитию религиозных идей аборигенов этих областей, в которых мир видит если даже не колыбель, то по крайней мере одну из колыбелей, и притом главную, из которой человечество развилось в его современном виде. Но они содержат также историю народов и рас, о которой современные люди не имеют никакого представления. На самом деле, это лишь весьма фрагментарная история, многие строки которой утрачены ныне, поскольку столь многие из табличек разломаны или разрушены в пыль; но все же их достаточно, чтобы показать, что хотя города, царства и народы, и целые расы, причем некоторые из них имели высочайшую цивилизацию, росли и развивались, они же деградировали и приходили в упадок, а религии и философии, искусства и науки, проходя подобно китайским теням по стенам Времени, появлялись – подобно всем реальным и временным вещам, – но лишь затем чтобы исчезнуть в пучине неподвижной Вечности; существуют абстрактные идеи, которые никогда не умирают. Такие идеи сегодня относят к суевериям самого грубого сорта, называют колдовством, верой в добрых и злых демонов, короче – МАГИЕЙ, и отвергают самым решительным образом. С одной стороны, именно христиане присваивают себе монопольное право учить мир об ангелах и дьяволах при помощи своего собственного метода; но с другой стороны, это происходит благодаря ученым, которые не верят ни во что и разрушили бы одним ударом всякую веру, кроме веры в самих себя.

Ориенталисты полагают, что когда туранцы, предшественники Нимрода, пришли в долину Тигра и Евфрата, они уже обладали определенной культурой, которую принесли с собой из других мест. Кроме клинописной формы письма, которую они изобрели до своего появления в этих местах, либо сами они, либо «черная раса», которую они обнаружили там, имела письменные знаки другого рода, идеографические значки, упрощенную форму иероглифов, которые использовались для выражения символического образа конкретного предмета или абстрактной идеи. Когда эти знаки приобрели фонетическое значение, идеографические формы постепенно утратили свой характер, и знаки не представляли более предметы, которые они символизировали, а стали простой комбинацией различных клиновидных черточек, главным образом, горизонтальных. Они читались слева направо, были либо выдавлены, либо вырезаны, и встречаются на табличках, вырезанные в скалах, на каменных плитах, на барельефах, на ассирийских крылатых быках, на черепках и небольших цилиндрах, высушенных на солнце или обожженных в печах, на печатях, причем некоторые из этих надписей столь миниатюрны, что для того, чтобы разобрать их, требуется микроскоп. Все эти системы знаков в полной мере отвечают агглютинативному языку туранцев и были приняты кушитами долины Тигра и Евфрата в более поздний период. Исследования этих элементарных клинообразных знаков и их связей с материальными объектами привели к тому важному результату, что известные сегодня клинописные буквы возникли в более северной области, чем Халдея, в некой стране с совершенно иной фауной и флорой, где, например, не было никаких львов, но в изобилии жили волки и медведи, где не было известно ни пальм, ни винограда, но в избытке имелись хвойные деревья, сосны и пихты (Дж. Смит, «Фонетические значения клинописных букв», стр. 4).

В то время как палеография при помощи палеологии доказала столь многое, археология открыла, что «древнейшие гробницы в Халдее уводят нас во времена столь же глубокой древности, как и египетские саркофаги» (Ленорман, «Les Premieres Civilisations», том I, стр. 118). Религия местных жителей, которые предшествовали предполагаемым туранцам, несмотря на противоположные утверждения некоторых ориенталистов, существенно не отличалась от позднейших форм халдео-вавилонских верований, как это показано сегодня благодаря табличкам и памятникам. Если одна из них была «грубой формой примитивного фетишизма», такой же должна была быть и вторая, хотя мы лично склонны верить в то, что обе эти религии были столь же философскими в своей основе, как и любая из религиозных систем античности, или, в особенности, та, которая преследовала их и помогала огнем и мечом их искоренению. Тот наводящий на размышления факт, что халдеи, чьи математические и астрономические познания принесли им славу еще на заре истории, не могли быть одновременно с этим суеверными и поклоняющимися фетишам глупцами, кажется, никогда не приходил в голову востоковедам. Неизвестно, чтобы кто-либо из них когда-нибудь заметил, что народ, получивший от Аристотеля возможность проводить в высшей степени точные астрономические наблюдения на протяжении по крайней мере 1903 лет, не мог в то же самое время верить в «магию» и заклинания, талисманы и амулеты, как они это делали, если во всем этом не было более философского основания истины, чем это предполагается в отношении данных терминов в нашем веке. Если изучающий такую религиозную систему не проводит специального ее изучения в свете оккультных наук, то он рискует никогда не подняться выше поверхностного уровня буквального понимания. Маловероятно, что в современных обстоятельствах и в связи с теми обвинениями, которые основаны на утверждениях психологии и на неправильно понятых феноменах спиритуализма и оккультизма особенно, ориенталисты зашли бы столь далеко. Их искренними, хотя и до сих пор непризнанными проводниками в их суждениях по поводу «магии» древних являются магические ритуалы и вера в добрых и злых демонов в том виде, как она практикуется под названием религиозных учений в римско-католической и греко-восточной церквях. Ибо все, что касается буквального понимания халдейской магии – бесполезные и абсурдные заклинания, церемониальные молитвы и талисманы, – перешло по большей части в католическую христианскую церковь под именем «экзорцизма», святой воды, церемоний, освященных папой амулетов и изображений ангелов и святых.

Поэтому довольно забавно слышать м-ра Ф. Ленормана, ревностного паписта, который, выражая свое мнение о религии халдеев, утверждает, что так же, как и все остальные древние верования, она «никогда не поднялась выше поклонения природе». Тот единственный факт, что аккадцы изображали землю в форме лодки не продолговатой, как те, с которыми мы знакомы, а совершенно круглой, подобной слегка уплощенному мячу с отрезанной вершиной, какие использовали халдеи, находящейся в непрестанном круговом движении в океане пространства, уже доказывает, что их древние маги сильно опередили христианских отцов средневековья. Мы сомневаемся, можно ли сравнивать какие-либо представления первых, с их огромными познаниями в астрономии, с отрицанием сферичности земли Августином на том основании, что это помешало бы антиподам увидеть Господа Христа во время его второго пришествия; или Лактанция, который полагал, что это заставило бы людей на другой стороне земли ходить вниз головами; или, наконец, святых мудрецов, которые совсем недавно сожгли Галилея за его анти-духовное богохульство. И мы все еще испытываем сомнение в том, рассеется ли столь предвзятое отношение к «магии» хотя бы в наши дни? То, что эти маги жили и творили среди халдеев, было известно с незапамятных времен как египтянам, грекам, ариям, так и многим другим народам. Но то, что, по причине предрассудков, осталось втуне, это – в чем именно заключается такая магия? И даже сегодня, имея в своем распоряжении целую библиотеку надписей, раскрывающих эту тему, найденную Лэйардом и Смитом в развалинах древних городов Халдеи, если ученые не попытаются прочитать их в свете других аналогичных сочинений, они никогда не поймут их истинного значения. Ибо у них уже имеются «Веды», «Зенд-Авеста» и [египетская] «Книга Мертвых», но они находят в них лишь буквальный смысл мертвой буквы – дух неизменно ускользает от них.

1159-1157 гг. до Р.Х. ПАДЕНИЕ КАССИТСКОЙ ДИНАСТИИ В ВАВИЛОНЕ.

Трёхлетняя война Вавилонии с Эламом, закончилась полной победой эламитов. Города в руинах, а царя, знатных граждан и даже статую бога Мардука победители увезли в Элам. В Вавилонии, остался эламский наместник. Но вскоре, он был изгнан. сопротивление возглавила династия из города Иссина.

1126-1105 гг. до Р.Х. РАЗГРОМ ЭЛАМА В ПРАВЛЕНИЕ НАВУХОДОНОСОРА I

Около города Дер произошла ожесточенная битва между вавилонянами и эламитами. Победителями оказались вавилоняне, которые затем вторглись в Элам и вернули в храм Эсагила статую бога Мардука. Это был кратковременный расцвет Вавилона.

Армия состояла из колесничих, пехоты и конницы. В течение XII-XI вв. до н.э. решающую роль в войнах играли колесничие, и Навуходоносор I был обязан своим победам прежде всего этому роду войск. При Навуходоносоре 1 имелись контингента воинов, которые были размещены на восточных границах Вавилонии. Командиром всей армии считался царь.

XI-X век до Р.Х. БОРЬБА С АРАМЕЙСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ.

Полукочевые племена арамеев и сутиев, жившие к западу от Евфрата, начали вторгаться в Ассирию и Вавилонию, грабить и разорять месопотамские города и селения. Это обусловило союз двух государств почти на 100 лет. Но непрерывные набеги всё равно привели их упадку.

Около 900 гг. ПОЯВЛЕНИЕ ХАЛДЕЕВ.

Во времена ассирийского господства халдеи - семитское племя пустыни - проникли в Южную Месопотамию. Они вложили много энергии в частые попытки Вавилона скинуть ассирийское иго. Халдеей стали называть область на северном побережье Персидского залива. Ассирийские вторжения на север Вавилонии позволили халдеям закрепить за собой юг страны.

878 г. до Р.Х. ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О ХАЛДЕЯХ.

В ассирийских источниках, рассказывается о шести племенах халдеев, живших в южной Вавилонии, на месте бывшего Шумера. Племена отставали свою независимость, отказывались платить ассирийцам царские подати и нести государственные повинности, а также грабили караваны и совершали набеги на вавилонские города. Постепенно продвигаясь на север они стали воспринимать древнюю вавилонскую культуру и поклоняться верховному богу вавилонян Мардуку.

Около 850 года до Р.Х. НА ХАЛДЕЮ НАПАЛ САЛМАНАСАР II

Походы ассирийского царя Салманасара II против халдейских княжеств на берегу Персидского залива.

729 г. до Р.Х. ЗАХВАТ ВАВИЛОНА ТИГЛАТПАЛАСАРОМ III.

Ассирийский царь Тиглатпаласар захватил Вавилон, и Вавилония на целое столетие потеряла свою независимость. Тиглатпаласар короновался в Вавилоне короной вавилонских царей.

721-710 гг. до Р.Х. ХАЛДЕИ ОБЛАДАЮТ ВАВИЛОНОМ.

Халдейскому царю удалось отбить у ассирийцев Вавилон благодаря союзу с царём Элама. У крепости 721 г. состоялось кровопролитное сражение между эламитами и ассирийцами. Вавилоняне явились на поле битвы, когда разгромленные ассирийцы уже отступали. Но через 10 лет Саргон вначале вторгся в Элам, а потом захватил Вавилон и короновался в нём.

Халдейские вожди вели долгую и упорную борьбу с ассирийскими царями за обладание Вавилонией. Эти войны сопровождалась, восстаниями, периодическими захватами Вавилона и других городов. Союзами с другими противниками Ассирии. Но мощному Ассирийскому государству удавалось побеждать и удерживать Вавилонию за собой.

689 год до Р.Х. РАЗРУШЕНИЕ ВАВИЛОНА СИННАХХЕРИБОМ.

В ответ на очередное востание Вавилонян и их союз с Эламом, а также гибель своего сына, ассирийский царь Синнаххериб после тяжёлой осады и полностью разрушил Вавилон, срыв все храмы и вырезав жителей.

626 год до Р.Х. ЗАХВАТ ВАВИЛОНА ХАЛДЕЯМИ.

Вождь племени халдеев из Южной Месопотамии Набопаласар и сатрап Ассирии захватил царский трон в Вавилонии. Но вначале он смог укрепить свою власть лишь на севере Вавилонии, а центр и юг страны сохраняли верность ассирийцам.

614 г. до Р.Х. СОЮЗ С МИДИЕЙ РАДИ РАЗГРОМА АССИРИИ.

Взятие древнего центра Ассирии - Ашшура ознаменовалось заключением союза у его развалин царями Мидии и Вавилона, скреплённый династическим браком.

612 г. до P.X. РАЗГРОМ АССИРИИ.

Ниневия была взята штурмом и разрушена, падение столицы означало конец Ассирии, хотя на северо-западе некоторое сопротивление продолжалось еще два года.

612 г. до P.X. НОВАЯ ВАВИЛОНСКАЯ, ИЛИ ХАЛДЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Вслед за падением Ассирии халдеи заняли всю ее территорию, простирающуюся к западу от Тигра; на долю Мидии пришлись бывшие ассирийские провинции к востоку от реки.

612-605 гг. до P.X. ЦАРСТВОВАНИЕ НАБУПАЛАСАРА.

Для него не составило труда установить свое господство в Месопотамии, но египетский фараон Нехо оспорил его попытку овладеть Сирией и Палестиной. Набупаласар послал в Сирию армию под командованием своего сына Навуходоносора, который нанес поражение Нехо при Кархемише.

605-561 гг. до P.X. ПРАВЛЕНИЕ НАВУХОДОНОСОРА.

Он несколько раз возглавлял военные походы в Сирию, Палестину и Финикию, иногда для подавления спорадических восстаний. Города пытавшиеся отстоять свою независимость были сурово наказаны. Завоевав всю Сирию и овладев побережьем Средиземного моря, Царь продвинулся вплоть до границ нильской дельты. Тем не менее период его правления можно назвать относительно мирным, а древняя восточная культура в Вавилонии в это время достигла наивысшего развития.

597 г. до Р.Х. ВЗЯТИЕ ИЕРУСАЛИМА НАВУХОДОНОСОРОМ.

Царь Иудеи искал помощи Египта, что привело к походу Навуходоносора на Иерусалим. Город был взят и разграблен. Царь и большая часть знати была уведена в Вавилонию. На престол был посажен брат пленного царя. Знаменитый и богатый иудейский храм был разграблен вавилонским войсками. Египетский царь не решился прийти на помощь своему союзнику.

586 г. до Р.Х. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗГРОМ ИУДЕЙСКОГО ЦАРСТВА.

Египетский царь пытался вновь укрепиться в Иудее. Поэтому Навуходоносор подверг Иудейское царство полному уничтожению. Вновь был разграблен, опустошён и сожжён Иерусалим, а большая часть населения была уведена в вавилонский плен.

585-573 г. до Р.Х. ТРИНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ОСАДА ТИРА.

Чтобы окончательно укрепиться в Палестине Вавилонскому царю, нужно было захватить финикийские города на побережье. Столица Финикии, богатый и могущественный город Тир, был расположен на острове и прекрасно укреплён. Навуходоносору так и не удалось овладеть Тиром даже после тринадцатилетней осады. Но видимо силы защитников истощились и они были вынуждены временно подчиниться

561-539 г. до Р.Х. ЗАКАТ НОВОВАВИЛОНСКОЙ ИМПЕРИИ.

Со смертью Навуходоносора, в Вавилоне происходят дворцовые смуты - за шесть лет сменилось три царя. Последний халдейский царь Набонид (555-538 гг.) пытался бороться за сохраниение государства. Но уже был не в силах противостоять Персам, которые постепенно покоряли трерритории его державы.

550 г. до P.X. ЗАВОЕВАНИЕ МИДИИ ПЕРСАМИ.

Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии.

539 г. до P.X. ПОХОД ПЕРСОВ ПРОТИВ ВАВИЛОНА.

Царь персов Кир вторгся в Месопотамию. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу.

Осень 538 года. ПЕРСЫ ВОШЛИ В ВАВИЛОН

Войска Кира взяли хорошо укреплённый город Сиппар и подступил к Вавилону. Персы без боя овладели Вавилоном. Кир отстранил от власти Набонида и присоедигил Вавилнию к могущественной Персилской державе.

Существует много версий относительно халдеев. С давних времен историки разделяли халдеев-народность и халдеев-жрецов. Халдеи-народность - это семито-арамейская народность, проживавшая в конце II - начале I тыс. до н.э. на территории Южной и Средней Месопотамии. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 612 г. халдеи в союзе с мидийцами свергли ассирийское господство. В 626-538 гг. до н.э. в Вавилоне правила халдейская династия (Навуходоносор II и др.), основавшая Нововавилонское царство. В Древней Греции и Древнем Риме халдеями называли жрецов и гадателей вавилонского происхождения. ХАЛДЕИ (мн., ивр. KAS\"DIM, греч. `oi chaldaioi) были очередным семитским племенем, давно обитавшим в Междуречье. По археологическим данным, пришли они туда с юго-запада, из Аравии, примерно около середины эры Овна (1000 до н.э.). Это были воинственные бедуины, состоявшие одно время на службе у ассирийских царей. В 626 г. халдей Набупалассар захватил вавилонский трон.

ХАЛДЕЯ – азиатская страна, в которой Вавилон был столицею, и которая потому называлась Вавилониею. Она орошалась двумя реками. Тигром и Евфратом, между которыми и находилась. Означенные реки, принимая в себя массу воды с Армянских гор, весьма часто выступали из берегов, обильно оплодотворяли всю страну наносным илом. Вавилонская равнина имеет около 400 миль в длину и 100 в ширину. Она очень плодородна. Жатва и урожай различных хлебных растений вознаграждались здесь сторицею. Обширные поля пшеницы, сжатой дважды в году, и после того давали обильный и прекрасный корм для скота. Продукты пальмовых деревьев были также различны и обильны. В 630 г. до н.э. халдеи спустились с Кавказских и Таврских гор бурным потоком, овладели западною Азией, разрушили Иерусалим, покорили под свою власть Тир и Финикию и основали государство, простиравшееся до берегов Средиземного моря и названное по имени их Халдеею. В 536 н.э. Халдея соединилась с Персиею, в 640 г. как Персия, так и Халдея подпали под власть Магомета, и, наконец, в 1639 г. под власть турок. Два названия - Халдея и Вавилония по-видимому очень часто прилагались к одной и той же стране . Первоначальное название по крайней мере известной части Халдеи было Сеннаар.

Так как иудеи долгое время находились в Вавилонском плену, то они постепенно усвоили себе язык своих властелинов. Знание еврейского языка значительно забылось по крайней мере в среде простого народа, и потому чтобы дать ему возможность читать и понимать Священное Писание, были сделаны парафрастические переводы ветхозаветных писаний на халдейский язык. Со времен вавилонского плена по-видимому ведет свое происхождение и иудейская каббала.


Стоит отметить, что «халдеями» европейцы и до сих пор по традиции иногда называют христиан - жителей Ирана и Ирака, а их церковь и официально называется Халдейской (Catholic Chaldaean Church, уния с Римом 1553, резиденция Патриарха в Багдаде). Но это, само собой, не те халдеи, о которых идет речь.

Древнее понятие халдейского жреца-мага во многом затерто понятием халдея-христианина (несторианца) . Несторианцы-христиане, в свое время спасаясь от гонений, бежали из Константинополя в Вавилон и организовали там свою церковь, получившую права патриархата и состоящую в унии с Римом. Поскольку церковь именуется Халдейской, то и христиан-несторианцев называют халдеями. Но, совершенно понятно, что к древним магам-халдеям христиане-несторианцы отношения не имеют.

Халдеи не отменяли официального культа Мардука и других астральных божеств, но у них была и своя эзотерическая традиция, очевидно «архаичного» образца. Считается, что это с их подачи на всем семитском Востоке получили распространение амулеты и талисманы, приемы первобытной магии (энвольтирование) и примитивного гипноза («сглаз»).

Шумерские жрецы-халдеи были обособленным сословием, происходившим из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным, кандидат в жрецы должен был быть здоров и не иметь физических недостатков.

Чаще всего правитель был и первосвященником, т. е. высшим жрецом, осуществлявшим на земле связь между Небом и людьми.

Вавилонские жрецы были учеными и самыми образованными людьми своего времени . Служили жрецы и жрицы в основном при храмах, которые имели форму ступенчатых башен. Жрецы знали астрономию, земледелие, математику, магию, мантику, медицину, искусство заклинаний и заговоров, времяисчисление, метрологию, религию, мифологию и др. До сих пор сохранились в различных музеях мира мистические произведения халдеев, записанные на клинописных табличках, это заклинания против злых демонов, астрологические расчеты, различные лечебно-магические наставления. Халдейские астрономы знали, что солнечный год составляет З65 и 1/4 суток, умели предвычислять солнечные затмения. Судьбы народов и государств вычислялись по положению небесных светил. По звездам вычисляли перспективы войны и мира, урожая и неурожая, судьбы правителей и простых людей, дожди и наводнения, голод, болезни и т.д.


Часть халдейской трансовой культуры была заимствована иудеями во время вавилонского пленения (VI век до н. э.) и вошла позднее в каббалу - древнееврейскую трансовую культуру.

Греки халдеями называли древнюю касту жрецов, принадлежавших к племени халдеев, которые занимались астрологией и астрономией.

Когда Александр Македонский находился на пути в Вавилон, он встретил «халдейских предсказателей», которые убедили его не входить в город, поскольку «они узнали по звёздам, что царская смерть должна наступить в Вавилоне». Халдеи были жрецами Бела-Мардука и они делали также предсказания наследникам Александра Антигону и Селевку.

Геродот (451 г. до н.э.), который упоминает группу жрецов бога Бела, которых он называет «халдеи.» («История» I 181-183).

Образ жизни этих «халдеев.» описывает Страбон в «Географии» (кн. 16, ч.1) следующим образом:

«В Вавилонии для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются главным образом астрономией, выделено особое поселение; причем некоторые из них, не признаваемые другими, выдают себя за предсказателей судьбы. Существует также племя халдеев, и территория, занимаемая ими, находится по соседству с арабами и Персидским морем… Существует также несколько племен халдейских астрономов. Некоторых, например, называют орхенами, других - борсиппенами и другими различными именами, согласно подразделению на разные секты, которые придерживаются разных учений по одним и тем же предметам. И математики упоминают о некоторых из этих людей, как, например, о Кидене, Набуриане и Судине. Селевк из Селевкии принадлежит также к халдеям...».


Так называемые халдеи .

Страбон проводит различие между «так называемыми халдеями», которые были философами и астрономами (астрологами), и племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Это различие правильно. Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живших в этой южной области, и цари Вавилона принадлежали к их числу. Уже позднее именем «халдеями» стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.

Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539 - 331 гг. до н.э.).

Основные черты учения халдеев из Вавилона изложены у Диодора (II 30-31). Это изложение состоит из семи частей:

О порядке и регулярности Космоса, о Божественном Провидении и об астрологических предсказаниях;
- о планетах и их силах;
- о неподвижных звёздах и Зодиаке;
- о влиянии планет на рождение и жизнь человека;
- о 24 важнейших звёздах вне Зодиака;
- о Луне, затмениях и о форме Земли;
- о наблюдениях, охватывающих 473 000 лет до похода Александра.
(Диодор указывает, что его источники содержали гораздо большую информацию.)


Сохранились также другие указания об астрологических концепциях и методиках халдеев.

Плутарх в сочинении «Об Исиде и Осирисе» сообщает: " Халдеи заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам". Плиний сообщает («Nat. Hist.» XVIII) о том, что существовала «Парапегма халдеев». Плиний приводит 10 пунктов из этого звёздного календаря. В части 2 сочинения «Isagoge» Гемин приводит описание астрологического учения об аспектах. Гемин приписывает это учение и его приложение в гороскопии халдеям. Цензорин («De die natali», 18, 7) считает халдейским изобретением и систему «Додекаэтерид».

Исследователи отмечают ясность изложений халдейских учений античными авторами, говорящую о стройности астрологической системы халдеев.

В литературе поздней античности халдей - восточный астролог, астролог, обучавшийся у месопотамских или других иностранных мастеров. Мидийская жреческая каста магов и халдейские жрецы считались представителями ближневосточных тайных учений, поэтому их имена заимствованы античной астрологией и магией.

А. Л. Чижевский (1897 – 1964) также отмечает, что своего пышного расцвета астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью, с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях халдеев. Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.:

«…Чем более увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма Космоса!»


Следует указать на различие между так называемыми «халдеями», которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.


Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539-331 гг. до н. э.).Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка Победителя. Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам».

Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые «халдеям», восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески, где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой основополагающей книги.

Исследователи, изучающие прошлое человеческого общества, пришли к выводу, что и числовая мистика возникла в Халдее. На территории древней Халдеи археологами найдено много письменных источников - глиняных пластинок, которые раскрывают историю и культуру населявших ее племен.

Большое развитие получили у халдеев астрономия и математика. Они выделили среди звезд созвездия, дали им названия; определили, как движутся по небосводу Солнце,

Земля, Луна и планеты; научились довольно точно предсказывать солнечные и лунные затмения. Все это требовало немалых познаний в математике. Халдеи научились извлекать квадратные и кубические корни, знали об арифметической и геометрической прогрессиях.

У халдейских племен существовало многобожие, и каждый из небожителей имел свое число. Об этом рассказали клинописные таблички, обнаруженные археологами при раскопках библиотеки древнего ассирийского города Ниневии. «Творец мира» Бел обозначался числом 20; бог Луны Син - 30, низшие духи, в соответствии с их положением среди богов, зашифровывались уже только дробными числами: Утук - 30/60, Маским - 50/60 и т. д.

Символом вечности у халдейских жрецов-математиков считалось число 653. Священным было число 6532. С ними производились различные действия: разложение на составные части, возведение в степень. Различными комбинациями цифр зашифровывались астрономические познания, истории городов и проч.

С особым почтением относились халдеи к числу 60. При раскопках древнего Ниппура (территория нынешнего Ирака) обнаружены целые хранилища пластинок с записанными на них математическими упражнениями вокруг числа 60 и особенно 604. Почему?

Объяснять смысл математических головоломок «непосвященным» халдейские мудрецы отнюдь не собирались, и сейчас мы можем только догадываться, какие реальные факты и знания того времени были зашифрованы в цифровой магии. Своему народу жрецы преподносили мистику чисел лишь в самой элементарной форме: каждый житель Халдеи знал, что среди первого десятка чисел благоприятствующими человеку, счастливыми являются три и семь. Вот из какой древности пришла к нам вера в «счастливую семерку»!


Позднее, когда числовая мистика пустила корни во всем античном мире, эта вера была повсюду непререкаема.
В числе семь древние видели отражение многих явлений мира:

Неделя делилась на семь дней; на небе было известно в те времена семь планет, а на земле насчитывалось семь чудес света: Большое место занимает эта цифра в древних мифах. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей - плеяд, которых Зевс превратил затем в созвездие; Одиссей семь лет провел в плену у нимфы Калипсо на острове Огигия; подземная река Стикс семь раз обтекает ад, разделенный, в свою очередь, на семь областей; у вавилонян подземное царство окружено семью стенами; по исламу, над нами находится семь небес, и все угодные богу попадают на седьмое небо блаженства.

Начиная с Халдеи, семерка, как добрая помощница, фигурирует в знахарских заговорах, заклинаниях. Отголоски почитания этого числа остались в разговорном языке многих народов до наших дней. И сейчас мы говорим: «Семь бед - один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один - отрежь».

Халдейская культура оказала большое влияние на культуру других народов древнего мира, а весьма заметной составной частью этой культуры, как уже сказано, была числовая символика. И вот мы видим, как она перекочевывает к народам Востока, к древним грекам и римлянам. Любопытно, что в индийской мифологии халдейская магия с числами оставила свой след главным образом в увлечении большими числами. В известном индийском сказании о битве людей с обезьянами сообщается, например, что в ней участвовало ни много, ни мало, как 10 тысяч секстильонов обезьян (!); Будда, оказывается, имел 600 миллиардов сыновей, и сам он был выдающимся математиком.

Когда думаешь о халдеях, на ум приходят «Шкидские рассказы» А. Пантелеева, именно в то время, и так называли воспитанники советских школ в первые годы после революции своих случайных учителей-шарлатанов, учителей-проходимцев, которые по своим профессиональным качествам не могли называться педагогами. Это обидное прозвище для учителей пришло в «республику Шкид» из бурсацких училищ, куда сгоняли насильно великовозрастных детей со всех окрестных деревень, и где стояли очень жестокие порядки. В те времена халдеями называли шутов и скоморохов, которые, обрядившись в восточные одежды, потешали народ на базарах, не стесняясь непристойных выходок, поэтому и слово это было бранное.

По всему миру можно было встретить странствующих шарлатанов, называвших себя халдеями. Они занимались пророчеством, гаданием, магией и снотолкованием. Вместе с тем, имя халдеев упоминается ещё в святом писании, как имя вавилонских мудрецов и учёных, занимавшихся науками, особенно астрономией и математикой. Среди них были жрецы и маги, которых в те далёкие времена люди побаивались. А ещё были предсказатели, чародеи и целители, которые заклинаниями и магическими обрядами изгоняли злых духов. Существовали целые оккультистические школы халдеев. В предсказания халдеев верили Сулла, Красс и даже Цезарь.

О халдеях, как о народе, его этнической принадлежности, географическом месте обитания, культуре и традициях, известно очень мало, кроме того, эти сведения очень противоречивы. Халдеи, по одним источникам, племена семитского происхождения, жившие в первом тысячелетии до н. э. у Персидского залива, по другим - халдеи имели более древнее происхождение и населяли территорию междуречья Тигра и Ефрата. Некоторые исследователи древней истории предполагают, что халдеи были кочевым народом и переселились в южные районы древней Месопотамии с гористых северных районов. Халдеи жили преимущественно родами, так называемыми "домами", причём во главе каждого рода стояли независимые князья. Учитывая суровые условия жизни в горных районах и трудности с добычей пропитания, халдеи упоминаются, и в апокрифических источниках, и в библейских трудах, как народ, живущий в основном грабежами и разбоем. И в действительности, халдейские племена были очень воинственными и жестокими.

Представители халдейских племен постоянно нападали и грабили ассирийские поселения, и даже небольшие древние города. Непрерывные войны халдеев с ассирийцами за обладание Вавилоном, идущие с переменным успехом, приводили к частой смене Вавилонских царей, среди которых были и халдейские князья. После окончательного разгрома и захвата ассирянами халдейских племён, одни князья были жестоко убиты, или бежали в соседние древние государства, такие как Элам, другие - были обложены данью, а их народы пленены и переселены в знаменитую в древности Вавилонию. Там они стали вести оседлую жизнь и заниматься земледелием, ассимилировав и приняв древнюю шумеро-вавилонскую культуру, жречество и религию, превратившись в своеобразную касту халдеев, которая будет передавать свои познания в магии и чародействе последующим поколениям из рода в род.

После упадка Ассирийской империи в VII - VI веках до н. э., было основано Нововавилонское царство, во главе с халдейским царём Набопаласаром. Его сын, царь Навуходоносор, расширил Нововавилонское царство, покорив ещё и Иудею. Конец владычеству халдейских царей в Вавилонии положил персидский царь Кир. Однако, благодаря войнам греков с персами, халдейская культура и магия, проникла в страны Средиземноморья. Распространению халдейской науки среди других народов способствовали и евреи, получившие от Кира разрешение вернуться на свою родину.

На территории древней Халдеи археологами найдено много письменных источников - глиняных пластинок, многие из которых очень хорошо сохранились, благодаря тому, что глина - материал практически вечный. На них были описаны не только астрономические наблюдения халдеев, но и рецепты магических процедур изгнания демонов, гадания, и лечения людей, а также числовые ряды и действия с ними. На основании длительных астрономических наблюдений халдеев, изумительных по своей точности, был сделан вывод, что положение солнца и планет влияет на смену времен года.

А ещё халдеи верили в то, что небесные тела являются причиной всего происходящего на земле, а взаимным положением звезд определяется жизнь людей и природные явления. Был составлен, так называемый, халдейский ряд планет, который использовался в астрологии. Астрологические прогнозы и составление гороскопов стали очень популярны среди правителей практически всех народов, соприкоснувшихся с халдейской магией. Халдейские жрецы могли вычислять солнечные и лунные затмения почти с совершенной точностью. Они определили продолжительность солнечного года и смены лунных фаз, на основании чего был составлен древний лунно-солнечный календарь, состоящий из 12 месяцев.

Для таких вычислений необходимы были основательные математические знания. Халдеи умели извлекать квадратные и кубические корни, знали об арифметической и геометрической прогрессиях, но точные науки переплетались у них с мистическим воззрением. Особенно их притягивала магия чисел. Они приписывали каждому своему божеству определённое число, а свои астрономические познания и реальные факты зашифровывали в числовые комбинации. Среди первой десятки чисел, благоприятствующих человеку, халдеи выделяли число три и семь. Именно им мы обязаны своей верой в счастливую семёрку!

С давних времен историки установили, что термин «халдеи» имеет два значения: определяет народность и касту жрецов. Еще в античную эпоху географ Страбон писал по этому поводу:

«В Вавилонии для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются главным образом астрономией, выделено особое поселение; причем некоторые из них выдают себя за предсказателей судьбы. Существует также племя халдеев, и территория, занимаемая ими, находится по соседству с арабами и Персидским морем...»

Первое упоминание о халдеях содержится в свидетельствах ассирийского царя Салманасара III и восходит к IX веку до нашей эры. В этих документах сообщается о древнем племенном делении халдеев. Наиболее значительными были племена бит-дакури на севере и бит-якин на юге. Ко времени Салманасара III эти племена образовали небольшие самостоятельные государства, платившие подать Ассирии.

«Грабители, нападающие на поселения»

Именно так характеризует халдеев библейская Книга Иова, указывающая на кочевой образ их жизни. О халдеях, как о народе, известно крайне мало. Кроме того, дошедшие до нас сведения очень противоречивы.

По одним источникам, халдеи - семитские племена или семито-арамейская народность, проживавшая в I тысячелетии до нашей эры у Персидского залива. По другим, это народ более древнего происхождения, который населял междуречье Тигра и Евфрата.

Некоторые исследователи предполагают, что халдеи были кочевым народом и переселились в южные регионы древней Месопотамии из гористых северных районов.

Халдеи жили преимущественно родами, так называемыми «домами», во главе которых стояли независимые князья.

Учитывая суровые условия жизни в горах, они существовали в основном за счет грабежей и разбоев. Халдейские племена постоянно нападали на ассирийские поселения и даже небольшие древние города, грабя их. При этом отличались особой воинственностью и жестокостью.

По всей видимости, ассирийский царь Тиглатпаласар III (745-727 годы до нашей эры) включил халдейские царства в состав подвластной ему Вавилонии. В правление его наследников Саргона II и Санхерива (722-680 годы до нашей эры) усилился царь бит-якин Мардук-апла-иддин (библейский Меродах-Баладан), который несколько раз захватывал власть в Вавилоне, однако в итоге вынужден был бежать в Элам.

С середины VII века до нашей эры начинаются непрерывные, идущие с переменным успехом войны халдеев с ассирийцами за обладание Вавилоном. На вавилонском троне происходит частая смена царей, среди которых были и халдейские князья. В 626 году до нашей эры правитель халдеев Набопаласар при поддержке арамеев и самих вавилонян воцарился в Вавилоне. Он разгромил Ассирию и основал Нововавилонское царство, в администрации которого халдеи стали играть важную роль, заслужив славу мудрецов.

Его сын, царь Навуходоносор II, расширил Нововавилонское царство, покорив еще и Иудею. В результате халдеи стали вести оседлую жизнь и заниматься земледелием. Они приняли древнюю шумеро-вавилонскую культуру и религию и превратились в самобытную касту халдеев, шифровавшую свои знания в магии и чародействе. Конец владычеству халдейских царей в Вавилонии положил персидский царь Кир.

Однако он же способствовал и распространению халдейской культуры среди других народов: благодаря войнам греков с персами, а также разрешению евреям вернуться на родину, она проникла во многие страны Средиземноморья.

Колдуны, чародеи и гадатели

Под такими определениями знали халдеев в Древнем мире. И неслучайно. Еще в Священном Писании они упоминаются как вавилонские мудрецы и ученые, занимавшиеся в первую очередь астрономией и математикой. И среди них было немало жрецов и магов, которых побаивались простые жители.

Они действительно были самыми образованными людьми своего времени и знали астрономию, земледелие, математику, магию, медицину, искусство заклинаний и заговоров, метрологию, религию, мифологию и т.д. Об этом известно, благодаря многочисленным клинописным табличкам, обнаруженным при раскопках библиотеки древнего ассирийского города Ниневии.

На них, в частности, удалось прочитать различные заклинания, астрологические расчеты и лечебно-магические наставления. Оказалось, что судьбы народов и государств, перспективы войны, мира и урожая, судьбы правителей, будущие дожди и наводнения, голод и болезни жрецы определяли по положению звезд.

На основании длительных и изумительных по своей точности астрономических наблюдений был сделан вывод, что положение солнца и планет влияет на смену времен года. Жрецы также установили продолжительность солнечного года и смены лунных фаз, на основании этих расчетов составили древний лунно-солнечный календарь, состоящий из 12 месяцев.

Современники отмечали ясность изложения астрологической системы халдеев. Поэтому неудивительно, что их астрологические прогнозы и гороскопы приобрели особую популярность среди правителей практически всех соседних народов. Известно, например, что встретившие Александра Македонского на пути в Вавилон «халдейские предсказатели» убедили его не входить в город, поскольку они узнали по звездам, что там его ждет смерть.

Халдеи делали также предсказания наследникам Александра Антигону и Селевку Победителю. В их предсказания верили такие знаменитые римляне, как Сулла, Красе и даже Цезарь.

Халдейские мудрецы выделили среди звезд созвездия, дав им названия, определили закономерности движения по небосводу Солнца, Земли и Луны, научились довольно точно предсказывать солнечные и лунные затмения, что производило особое впечатление на суеверных современников.

Для подобных заключений требовались глубокие познания в математике. И халдеи достигли в этой науке поразительных результатов: научились извлекать квадратные и кубические корни, знали об арифметической, геометрической прогрессиях и тд. Но точные науки переплетались у них с мистическим воззрением. Особенно их притягивала магия чисел.

Магия чисел: миф о счастливой семерке

Раскрывать тайны математических головоломок халдейские мудрецы никому не собирались. Поэтому сегодня можно лишь предполагать, какие реальные факты и знания того времени они зашифровали в цифровой магии. Тем не менее каждый житель Халдеи знал, что в первой десятке чисел счастливыми являются три и семь.

Символом вечности у халдейских жрецов-математиков считалось число 653. Священным было и число 6532. С ними производились различные действия: разложение на составные части, возведение в степень и т.д. С особым почтением относились халдеи и к числу 60. При раскопках древнего города Ниппур (территория современного Ирака) было обнаружено множество табличек с записанными на них математическими упражнениями вокруг числа 60 и особенно 604.

Почему именно эти цифры - выяснить так и не удалось. Ученые лишь пришли к выводу, что различными комбинациями цифр зашифровывались астрономические познания, природные и исторические закономерности, различные
предсказания и иные данные.

У халдейских племен существовало многобожие, и каждый из небожителей также имел свое число. Халдеев неслучайно считают основателями астрологии и астрономии. Но они также были математиками и натуралистами, теософами и философами, первыми провозгласившими бессмертие души.

Существовали целые оккультные школы халдеев. Считается, что именно с их подачи на всем семитском Востоке распространились амулеты и талисманы, первобытная магия и примитивный гипноз, известный в народе, как «сглаз».

Шумерские жрецы-халдеи были обособленным сословием, происходившим из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным, а кандидат в жрецы должен был быть здоров и не иметь физических недостатков. Чаще всего правитель был и первосвященником - высшим жрецом, осуществлявшим на земле связь между Небом и людьми.

Исследователи давно пришли к выводу, что числовая мистика и символика возникли в Халдее. Но мало кто из наших современников догадывается, что некоторые знаменитые русские поговорки («Семь бед - один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один - отрежь») дошли до нас из глубокой древности и имеют халдейские корни.

Евгений ЯРОВОЙ, журнал "Загадки истории"

Похожие публикации