Что делать, если стало скучно жить. Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Так жизнь скучна, когда боренья нет…"

Лермонтовские строки -- "Так жизнь скучна, когда боренья нет" -- прозвучали 28 сентября на открытии мемориальной доски Почетному гражданину Новосибирска академику Андрею Алексеевичу Трофимуку (1911--1999 гг.). На его могиле высится памятник-обелиск, напоминающий буровую вышку... Но не о смерти, -- о жизни говорили в этот памятный день на торжественном мемориальном митинге.

У здания Объединенного института геологии, геофизики и минералогии СО РАН собрались руководители города и области, Сибирского отделения Российской академии наук, многочисленные соратники, ученики А.Трофимука, его родные, близкие, друзья и "простые" математики, физики, биологи, химики, для которых новосибирский Академгородок давно стал второй малой родиной. Слышалось и чувствовалось искреннее слово о великом человеке, жизнь, дела и деяния которого неразрывно связаны с жизнью и судьбой нашей страны.

Вспомним хрестоматийные, исторические факты и события. Имя геолога-нефтяника А.Трофимука стоит на первом месте в числе первопроходцев -- открывателей большой нефти Поволжья -- "Второго Баку". Более того, он руководил поисковыми и разведочными работами на всей территории СССР -- от Карпат до Прибалтики на западе, до Камчатки и Курильских островов -- на востоке. Вот тогда, задолго до открытия в Сибири первых нефтяных фонтанов, начались его борения за масштабную нефть Западной и Восточной Сибири. Он так и назвал свою последнюю книгу, вышедшую в свет в 1997 году: "Сорок лет борения за развитие нефтегазодобывающей промышленности Сибири". Эпиграфом он выбрал строку из стихотворения семнадцатилетнего студента Московского университета Михаила Лермонтова: "Так жизнь скучна, когда боренья нет".

Эта лирическая нота одухотворяет строго документальное повествование и проясняет яркую личность автора, посвятившего свою книгу геологам, геофизикам, буровикам, промысловикам, строителям, создавшим крупнейшую в СССР базу нефтегазодобычи в Западной Сибири, подготовивших ресурсы нефти и газа для новой мощной базы нефтегазодобычи в Восточной Сибири. Иначе и не мог поступить гражданин нашей Родины, крупный организатор науки и государственный деятель, один из основателей Сибирского отделения Академии наук СССР, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации, Герой Социалистического Труда... Здесь можно было бы поставить знак вопроса для остроты восприятия и всяческих намеков. Или вспомнить случай, когда Андрей Алексеевич Трофимук отказался получить награду из рук первого президента России -- "Орден за заслуги перед Отечеством"... Откровенно заявил, что не согласен с реформами, разрушающими страну и ее народ, унижающими достоинство нации и каждого человека. Особенно он переживал за судьбу науки, за судьбу людей, живущих в Сибири. Ведь сам убеждал, что в Сибири люди могут жить не хуже, чем в богатом Кувейте, то есть как при коммунизме, что Сибирь не только "плавает на нефти", -- ее полезные ископаемые, в том числе углеводороды, разведаны не более чем на двадцать пять процентов. А что получилось? "Вся слава Сибири, все деньги -- Москве".

Кстати, его свобода слова всегда была органична -- и в советское время и в перестроечное, когда все ликовали: наконец-то "сверху" дали эту свободу слова. Но потеряли державу. Академик Трофимук до конца своих дней не смог смириться с распадом СССР. О таких несгибаемых принято говорить, что это люди своей эпохи, им трудно. Обостренное чувство справедливости мешает им понять, почему Россия снова разделилась на богатых и бедных и что таков порядок вещей. Каков порядок? Одни создают, другие разрушают? -- Оставь надежды, всяк сюда входящий? Отними надежду у человека, -- и Человека не будет.

Пессимисты не делают открытий. Развивающаяся личность, человек с очень сильным запасом энергии, способный дело делать и гордиться людьми, работающими вместе, рядом с ним -- это академик Трофимук. Он сам был эпохой со своим летоисчислением -- шестьдесят лет служения науке! Своими трудами и деяниями он обогатил российскую историю и культуру. Его соратники, сподвижники, ученики вспоминали, как начинался новосибирский Академгородок, как создавались академические институты. В числе уникальных был Институт геологии и геофизики. Подобного в то время не существовало. И хотя этот институт разделился на четыре, -- все-таки коллектив остался Объединенным и носит имя первого директора, а его кабинет теперь стал мемориальным. А.Трофимук создал сильную научную школу классической и современной геологии. Имя создателя -- это как знак качества в науке, обоснованности, основательности исследований.

Вспомним, что в августе -- в день рождения Андрея Алексеевича -- в НГУ открылась именная аудитория главного геолога Сибири. А в Казанском университете, который гордится своим выдающимся выпускником, имя академика А.Трофимука присвоено кафедре по геологическим дисциплинам.

Отмечая важность мемориальных событий, председатель Сибирского отделения РАН академик Н.Добрецов сказал, что по сути Андрей Алексеевич Трофимук сам себе воздвиг памятник, говоря словами Пушкина, -- памятник себе воздвиг нерукотворный.

Блистательными назвал научную мысль своего учителя и его государственные дела академик А.Конторович. Борение осмысливает жизнь -- это длительный процесс. Короткое слово "борьба" здесь не подходит и смысл совсем другой... Жаль, что большой жизни ученого оказалось недостаточно.

Но как будто лед тронулся -- за последнее десятилетие близки к реальным планам разработки крупных месторождений Восточной Сибири и конкретно -- Юрубчено-Тохомской зоны. И Новосибирская область скоро войдет в число нефтедобывающих. Более того, как написано в документальной повести А.Трофимука, -- "Советской наукой открыты новые, возобновляемые энергетические ресурсы -- газогидраты -- в зонах вечной мерзлоты на материках и в природных осадках морей и океанов, а также в глубоководных озерах, подобных Байкалу..." И ни строчки, что он один из авторов открытия!

В репортаже о мемориальном событии отражены только некоторые мысли, высказывания из воспоминаний, связанных с жизнью и деятельностью настоящего человека. Каждый нашел свои слова, чтобы почтить светлую память Андрея Алексеевича Трофимука.

На мемориальном митинге выступили: академики С.Гольдин, Н.Добрецов, А.Конторович, Н.Пузырев, В.Пармон, В.Ревердатто, В.Сурков, члены-корреспонденты Н.Диканский, А.Каныгин, профессор Н.Запивалов, заместитель главы администрации Новосибирской области В.Косоуров, вице-мэр Новосибирска Г.Пошевнев, руководители нашей области прошлых лет В.Боков и А.Филатов.

Самым пронзительным был момент, когда Николай Леонтьевич Добрецов предложил символически бросить горсть земли под молодой кедр, недавно посаженный рядом с памятником на могиле. Вспомнилось, как Трофимуки -- Андрей Алексеевич и его жена Амина Тауфиковна -- привезли из Брестской области, где родился главный геолог Сибири, трогательный мешочек родной белорусской земли. Соединим эти горсти -- светлая память.

Г.Шпак, "НВС".

Ты – человек скучающий? Тебе скучно на привычной работе, скучно дома, даже на вечеринке с друзьями тебе скучно. Каждый день одно и то же. И уже нет сил и желания что-то менять. Скучно так, что часто просто хочется выть. Скучно, потому что все привычно, все давно уже приелось. Нового в жизни становится все меньше и меньше, удивляешься ты все реже и реже. Даже развлечения уже не приносят былого удовольствия, удивления первооткрывателя. Надо что-то с этим делать.

Предлагаю тебе сделать свою жизнь ярче. Однако для этого нужно делать всё не так, как всегда…

1. Импровизируй

Если ты ездишь на работу на машине или общественном транспорте – пройдись пешком, не спеша, лучше по какому-нибудь парку. Или в выходные вместо того, чтобы смотреть телевизор – соверши прогулку в какое-нибудь прекрасное место (помнишь осенние шашлыки из фильма « »?). Если ты жить не можешь без компании – побудь в одиночестве, подумай.

2. Экспериментируй

Убери подальше поваренную книгу и сделай какое-нибудь оригинальное, экспериментальное блюдо. Вместо обычного домашнего ужина сделай его с праздничной сервировкой стола, изысканными блюдами, свечами, вином… Экспериментируй в сексе: ароматические свечи, ароматические масла, массаж, неожиданные места, эротическое белье и буйная фантазия.

3. Меняйся

Измени стиль в одежде, прическу, цвет волос. Одевайся, как захочется тебе, а не в то, что продиктовано модой.

4. Выпускай наружу зажатые чувства

Отпускай себя, например, на час. В этот час делай все, что тебе захочется, не сдерживай ничего: кричи, прыгай, бегай, пой, бесись…

5. Учись руководствоваться интуицией

Придумай для себя медитацию: найди положение тела, в котором тебе удобно, прими его и просто расслабься – тебя нет. Следи за своими мыслями, они проносятся у тебя в голове, но ты сторонний наблюдатель. Или поставь диск с природными звуками, слушай их и сливайся с природой.

6. Учись быть собой

Старайся меньше играть роли, которые тебе навязывает общество. Учись определять чужие ценности и навязанные стереотипы. Отбрось их и наслаждайся собой, своей уникальной красотой, ведь ты – уникум, никогда никто не сможет тебя повторить. Не пытайся походить на кого-то, этим ты убиваешь себя.

7. Чувствуй себя

Ощущай себя при разных обстоятельствах, в разных местах, в разных ситуациях… Старайся ощущать себя и ощущать мир вокруг. Одновременно. Себя – как часть окружающего мира, а мир – как часть себя.

8. Люби себя

Каждый у себя один-единственный. Себя надо любить, любить как есть, не придумывая разных себе недостатков.

9. Проживай этот день, как последний

Подумай, что наша жизнь очень скоротечна, может быть этот день будет твоим последним на Земле. Я ездила к родственникам в другой город. И видела на трассе аварию. Три машины разбились. Видимо, две встретились лоб в лоб. В этой аварии погибла девушка. У меня по этому поводу появилась только одна мысль: «Спешите жить!». Что это значит? Да посмотри вокруг. Все живут как будто начерно, вполсилы… Как мы все думаем? «Ну, вот пусть сейчас плохо, неинтересно… А может через … будет хорошо?» Или так: «Вот сейчас я поживу для… семьи, друзей, работы… (нужное подчеркнуть), а потом уже для себя, когда-нибудь…» И что получается? Если человек, допустим, завтра умирает, значит, и не пожил толком… Жизнь откладывал на потом… Жил не для себя. А этого «потом» может не быть. Спеши наслаждаться жизнью…

10. Спеши творить, выражать себя

Спеши работать творчески, чтобы себе нравилось. Старайся делать то, что нравится.

11. Спеши любить

Любить просто так, любить по-настоящему, любить безусловно…

12. Спеши радоваться

Даже самым маленьким победам. И даже проигрышам, ведь они – уроки, которые тебе позволят в другой такой же ситуации уже одержать победу. Отпусти все свои прошлые негативные опыты. Ведь перебирая их в памяти, переживая их, ты упускаешь настоящее мгновение своей жизни. Мы рождены счастливыми. Мы рождены для счастья. Это наше предназначение. Так почему мы забыли об этом? Почему несчастные, угрюмые лица – это нормально, а на радостных, счастливых смотрят как на сумасшедших?

13. Спеши удивляться

Удивляться нашему прекрасному миру, нашей красивой природе. Просто остановись. Останови мысли. Оглядись вокруг. Улыбнись. Удивись тому, как прекрасен мир и как удивительно хорошо жить в этом мире.

14. Сделай по-максимуму из предложенного списка

Или сделай что-то одно, но уже сейчас, сегодня. Проживи этот день тотально, полно и красиво. И ты удивишься, как внезапно жизнь наполнится красками, яркими и сочными.

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон,
Как мир, не мог быть ими омрачен.

Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал. Не раз,
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! всё было ад иль небо в них.

Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.

Известность, слава, что они?- а есть
У них над мною власть; и мне они
Велят себе на жертву всё принесть,
И я влачу мучительные дни
Без цели, оклеветан, одинок;
Но верю им!- неведомый пророк
Мне обещал бессмертье, и, живой,
Я смерти отдал всё, что дар земной.

Но для небесного могилы нет.
Когда я буду прах, мои мечты,
Хоть не поймет их, удивленный свет
Благословит; и ты, мой ангел, ты
Со мною не умрешь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;
С моим названьем станут повторять
Твое: на что им мертвых разлучать?

К погибшим люди справедливы; сын
Боготворит, что проклинал отец.
Чтоб в этом убедиться, до седин
Дожить не нужно. Есть всему конец;
Немного долголетней человек
Цветка; в сравненье с вечностью их век
Равно ничтожен. Пережить одна
Душа лишь колыбель свою должна.

Так и ее созданья. Иногда,
На берегу реки, один, забыт,
Я наблюдал, как быстрая вода
Синея, гнется в волны, как шипит
Над ними пена белой полосой;
И я глядел, и мыслию иной
Я не был занят, и пустынный шум
Рассеивал толпу глубоких дум.

Тут был я счастлив... О, когда б я мог
Забыть, что незабвенно! женский взор!
Причину стольких слез, безумств, тревог!
Другой владеет ею с давных пор,
И я другую с нежностью люблю,
Хочу любить,- и небеса молю
О новых муках; но в груди моей
Всё жив печальный призрак прежних дней.

Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там - ей всё равно.

Темна проходит туча в небесах,
И в ней таится пламень роковой;
Он, вырываясь, обращает в прах
Всё, что ни встретит. С дивной быстротой
Блеснет, и снова в облаке укрыт;
И кто его источник объяснит,
И кто заглянет в недра облаков?
Зачем? они исчезнут без следов.

Грядущее тревожит грудь мою.
Как жизнь я кончу, где душа моя
Блуждать осуждена, в каком краю
Любезные предметы встречу я?
Но кто меня любил, кто голос мой
Услышит и узнает? И с тоской
Я вижу, что любить, как я,- порок,
И вижу, я слабей любить не мог.

Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая!- любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

И отучить не мог меня обман;
Пустое сердце ныло без страстей,
И в глубине моих сердечных ран
Жила любовь, богиня юных дней;
Так в трещине развалин иногда
Береза вырастает молода
И зелена, и взоры веселит,
И украшает сумрачный гранит.

И о судьбе ее чужой пришлец
Жалеет. Беззащитно предана
Порыву бурь и зною, наконец
Увянет преждевременно она;
Но с корнем не исторгнет никогда
Мою березу вихрь: она тверда;
Так лишь в разбитом сердце может страсть
Иметь неограниченную власть.

Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей...

Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Ярма не знает резвый здесь табун,
И кровожадный тешится летун
Под синевой, и облако степей
Свободней как-то мчится и светлей.

И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.

Кто посещал вершины диких гор
В тот свежий час, когда садится день,
На западе светило видит взор
И на востоке близкой ночи тень,
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом всё горы чудной высоты,
Как после бури облака, стоят,
И странные верхи в лучах горят.

И сердце полно, полно прежних лет,
И сильно бьется; пылкая мечта
Приводит в жизнь минувшего скелет,
И в нем почти всё та же красота.
Так любим мы глядеть на свой портрет,
Хоть с нами в нем уж сходства больше нет,
Хоть на холсте хранится блеск очей,
Погаснувших от время и страстей.

Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О ребра их дробятся темных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ небес, тот не сражен земным.

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.

Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!- Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых,
Хотя я презираю жизнь других.

Есть время - леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чем.

Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном всё чисто, а в другом всё зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.

Никто не получал, чего хотел
И что любил, и если даже тот,
Кому счастливый небом дан удел,
В уме своем минувшее пройдет,
Увидит он, что мог счастливей быть,
Когда бы не умела отравить
Судьба его надежды. Но волна
Ко брегу возвратиться не сильна.

Когда, гонима бурей роковой,
Шипит и мчится с пеною своей,
Она всё помнит тот залив родной,
Где пенилась в приютах камышей,
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя: кто в морях блуждал,
Тот не заснет в тени прибрежных скал.

Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать;
И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать.
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне.

Все. Нет, не все: созданье есть одно,
Способное любить - хоть не меня;
До этих пор не верит мне оно,
Однако сердце, полное огня,
Не увлечется мненьем, и мое
Пророчество припомнит ум ее,
И взор, теперь веселый и живой,
Напрасной отуманится слезой.

Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом; пустота
Кругом. Лишь чужестранец молодой,
Невольным сожаленьем, и молвой,
И любопытством приведен сюда,
Сидеть на камне станет иногда

И скажет: отчего не понял свет
Великого, и как он не нашел
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привел?
Он был ее достоин. И печаль
Его встревожит, он посмотрит вдаль,
Увидит облака с лазурью волн,
И белый парус, и бегучий челн,

И мой курган!- любимые мечты
Мои подобны этим. Сладость есть
Во всем, что не сбылось,- есть красоты
В таких картинах; только перенесть
Их на бумагу трудно: мысль сильна,
Когда размером слов не стеснена,
Когда свободна, как игра детей,
Как арфы звук в молчании ночей!

Коровы проводят большую часть дня, пережевывая жвачку, собаки бегают для развлечения за своим хвостом, а кошки любят играть с клубками. У людей более высокий уровень функционирования, поэтому, для того чтобы поднять человеку настроение, требуется большая ментальная стимуляция. Если вам кажется, что ваша жизнь стала слишком скучной и тянется со скоростью улитки, разберитесь в ситуации! Вот десять причин, по которым такое отношение к жизни появляется у большинства людей.

Вы чувствуете ограниченность

Когда вы ощущаете, что сами контролируете свою жизнь, вам куда проще считать ее интересной. Если же вы чувствуете, что вы в ловушке, вы ограничены жизненными обстоятельствами и не можете самостоятельно принимать решения, к примеру, потому что вас во всем контролирует партнер, вам становится слишком сложно справляться со скукой. Постарайтесь взять собственную жизнь в свои руки и проявлять инициативу - поверьте, это моментально преобразит ваш взгляд на мир.

Вы не пытаетесь развивать в себе способность находить развлечения

Некоторые люди чувствуют заинтересованность только при просмотре телевизора или игре на смартфоне. Полагаться исключительно на внешнюю стимуляцию вредно для психики. Рано или поздно, ничто не будет восхищать и казаться новым. Если же вы развиваете в себе способность более конструктивно справляться со скукой, вам всегда интересно жить. Неслучайно говорят, что умным людям никогда не бывает скучно, - учитесь находить интересное во всем, что вас окружает, и ваша жизнь станет богаче.

Вы не ставите перед собой цели

Ставить перед собой цели важно, если вы хотите сделать свою жизнь богаче. Существует множество сфер жизни, в которых можно добиться улучшения, - это может быть связано с работой, здоровьем или социальной жизнью. Читайте книги, ставьте перед собой спортивные цели, если любите активный образ жизни, занимайтесь самообразованием и развивайте у себя новые практические навыки, знакомьтесь с людьми. Существует просто бесконечное количество возможностей, вам нужно просто сделать первый шаг к цели!

Вы боитесь неудачи

Будем откровенны: делать одно и то же каждый день не слишком интересно. Но что мешает вам попробовать что-то новое? Возможно, вы просто боитесь неудачи. Это вполне понятно, тем не менее вы должны понять, что не сможете справиться с унынием, если никогда и ничего не пробуете. Покиньте пределы своей зоны комфорта и поищите новые возможности, поверьте, вы не пожалеете об этом.

Вы всегда отказываетесь от приглашений друзей

Всегда есть основания для того, чтобы никуда не выбираться из дома: на улице холодно, вы устали, боитесь встретиться с кем-то, кто вас раздражает... Забудьте про эти отговорки и начните чаще встречаться с друзьями! Всегда есть вариант для совместного времяпрепровождения, который вас развлечет, так что перестаньте проводить все свое время дома.

Вы слишком редко выбираетесь из своего города

Не важно, где вы живете, в провинции или в мегаполисе, время от времени всем требуется сменить обстановку. Дайте себе возможность попутешествовать, побывайте в городе, где прежде никогда не бывали, если можете - отправляйтесь в экзотический уголок земли и найдите по пути новых друзей. Это подарит вам яркие эмоции и позволит забыть о скуке.

Вы не пытаетесь развиваться

Человек получает от жизни куда больше удовольствия, если готов меняться и расти. Вы не должны отказываться от собственных принципов и своей индивидуальности. Просто сфокусируйтесь на саморазвитии и двигайтесь в направлении, которое вас по-настоящему вдохновляет.

Вы перестали делать то, что вам нравится

Если прежде вы чаще занимались спортом или увлекались рисованием, а потом все бросили, неудивительно, что жизнь кажется вам скучной. Постарайтесь вернуться к своим любимым хобби, чтобы начать снова ощущать радость от собственной жизни.

У вас негативное отношение ко всему новому

Если вы отказываетесь от приглашений друзей, не обращаете внимания на мероприятия, потому что уверены, что это будет пустая трата времени, и никуда никогда не собираетесь, проблема неизбежна. С таким подходом к жизни вам гарантированно будет скучно. Постарайтесь быть более открытым к новому человеком и попробуйте что-нибудь необычное. Так вы обнаружите отличный способ справиться со скукой!

Цели:

  • формирование и расширение знаний о литературном направлении, об основных мотивах произведения;
  • углубление представлений о романтических тенденциях в литературе на примере лирики Лермонтова;
  • совершенствование навыков анализа лирического произведения;
  • совершенствование монологической устной и письменной речи;
  • закрепление понятия «лирический герой».

Тип урока: урок-исследование.
Оборудование:

  • выставка книг о Лермонтове,
  • оформленная доска,
  • рабочие карты.

Класс: 9

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (объявление темы и целей урока)

II. Актуализация изученного

– На прошлом уроке мы вспоминали факты биографии М.Ю.Лермонтова. Мы говорили о сложном, противоречивом характере поэта и его удивительном таланте. «Непозволительные стихи корнета Лермонтова», разошедшиеся в списках и опубликованные лишь в 1856 г. в «Полярной звезде» А.И.Герцена, сделали имя поэта известным.
– Вспомните, как называлось стихотворение, которое принесло Лермонтову известность? («Смерть поэта».)
– С болью скажет Лермонтов о Пушкине:

Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один, как прежде…и убит!

– А против чего или против кого восстал Лермонтов? Он одинок или он со всеми, с обществом? Почему «жизнь скучна, когда боренья нет»? Как лирические размышления поэта помогают понять мироощущение поэта? (Два последних вопроса пишутся на доске.) Об этом наш разговор сегодня.

III. Новый материал

– Напишите в рабочих картах: Лермонтов. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя поэта? Запишите их. (Чтение вслух вариантов, запись на доске.)
– Попробуйте, опираясь на слова, составить портрет Лермонтова-поэта или Лермонтова-человека. Каким мы представляем себе Лермонтова?
– А вот что говорит критика о таланте поэта. Прочитайте отрывки (Работа с картами.) из критических статей и выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш взгляд, положительную оценку творчества, в другую – отрицательную. (Чтение записанных вариантов.)
– Противоречивые суждения возникли на основе непосредственного читательского восприятия. А мы погрузимся в собственные читательские впечатления.
– Вы, конечно, помните стихотворения «Парус», «Тучи», «На севере диком», «Утес». Кто может прочитать наизусть стихотворение «Парус»? (Чтение.) Вы можете найти его в ваших рабочих картах.
– Выпишите слова, которые создают образ лирического героя. Напомните определение лирического героя. (Выписываются слова: «одинокий», «белеет», «ищет», «просит бури» и др.)
– Каким вы увидели героя? Почему он просит бури? (Поэт сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Морская стихия не может одновременно быть умиротворенной и бушующей, бурной. Следовательно, реальная картина исключена. Пейзаж мыслится не как произошедшее событие, а как предмет анализа. Умиротворенное состояние природы побуждает парус «просить» бури. И здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Парус зависит от стихии, подчинятся ее капризам, но каждый раз их желания не совпадают. Так возникает характерное для романтизма противопоставление природных и предметных образов, символизирующих состояние человеческой души.)
– Какие художественные средства использует автор в стихотворении? (Инверсия, метафора, антитеза, эпитеты, риторические вопросы.)
– Какова их роль в произведении?
– Запишем наш вывод: Лирический герой одинок, но жаждет борьбы. Героя не радует окружающий мир, он не находит в нем счастья. Вечная неудовлетворенность мешает счастью, становится основой конфликта героя с миром. Именно поэтому произведение строится на контрасте: буря – покой, свобода – неволя.
– Какие мотивы звучат в стихотворении? Запишите их в ваших картах. (Мотивы одиночества, борьбы, невозможности желаемого.)
– Какому литературному направлению присущи эти мотивы, записанные нами характеристики героя? (Романтизм.)
– Итак, романтизм. Я просила вас повторить определение романтизма и найти черты романтизма в выбранных вами стихотворениях Лермонтова. К доске в это время пойдет ученик и составит литературную мини-статью из терминов, предложенных мной. (Ученику предложены листы с написанными на них словами: МЕЧТА, ОДИНОЧЕСТВО, ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА, ВООБРАЖЕНИЕ, РАЗУМ, ЭЛЕГИЯ, ЧУВСТВО, РЕГЛАМЕНТ, СТРОГАЯ ЛОГИКА и т.д. При помощи магнитов к доске надо прикрепить только те таблички, содержание которых соотносится с понятием РОМАНТИЗМ.)
Идет опрос, комментарии учителя, уточнения.
– Кроме того, вам было предложено подобрать строфы из стихотворений Лермонтова, которые характеризуют его как романтического поэта. (Чтение стихотворных строк, уточнения, возможные вопросы.)
– Кто может прокомментировать цитаты с позиций требований романтизма? (Настроение, мотивы, образ героя.)
– Проверка задания на доске и запись в картах: Романтизм – это литературное направление, в котором звучат мотивы… Для лирического героя романтического произведения характерно…

VI. Самостоятельная работа по группам

– Мы вспомнили определение романтизма, лирического героя, попробовали дать краткий комментарий основных мотивов произведения на примере стихотворения «Парус». Сейчас я предлагаю вам самостоятельно поразмышлять над лермонтовскими строками. Каждая группа получит задания к стихотворению. Можно выполнить только то задание, которое кажется вам доступным. Если вы чувствуете уверенность, попробуйте сделать задание с буквой «С»

V. Сообщения учащихся («И скучно и грустно» – страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с собой и миром и осознанием бесплодности человеческих желаний и страстей. В стихотворениях Лермонтова ставятся проблемы поисков смысла жизни.)

VI. Ответы на вопросы учащихся, учителя, коррекция

VI. Выставление оценок, комментирование домашнего задания (учебник стр. 373–376 Литература 9 класс п/р В.Г.Маранцмана, прочитать стихотворение «Родина», ответить на вопрос «Какой видит поэт свою Родину?»)

VIII. Обобщения, выводы

– Мы увидели, что в лирике Лермонтова нашли отражение основные принципы романтизма (перечислить, опираясь на запись на доске). Творчество поэта поражает беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты, причем оба эти начала теснейшим образом связаны. Глубина и сила разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к людям, к миру, к себе. Неприятие действительности лишь усиливает страстное стремление к идеалу, укрепляет веру в «жизнь иную». Лирический герой Лермонтова одинок, но жаждет действия. Исповедь лермонтовского героя всегда соотносится с вечными проблемами человека и человеческого бытия. Его духовная мощь не уступает творческой силе Бога.

Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!

Лермонтов с гордостью скажет: «Нет, я не Байрон, я другой». Конечно, другой. Ибо преодолеет ограниченность романтического сознания и сумеет подняться до вершин реалистического изображения действительности.

Похожие публикации