Ужасы варшавского гетто в запрещённых фотографиях Вилли Георга

Почему евреи не исследуют жизнь в гетто Черновиц, Проскурова, Кременчуга, Винницы, Жмеринки, Каменца-Подольского, Минска и десятков других городов? Не потому ли, что еврейские юденраты и раввинат сотрудничали с нацистами, а евреев терроризировали вовсе не немцы, а своя родная еврейская полиция?

Всего в Европе было создано около 1000 гетто, в которых проживало не менее миллиона евреев. В «Справочнике о лагерях, тюрьмах и гетто на оккупированной территории Украины (1941-1944)», подготовленном Государственным комитетом архивов Украины в 2000 г., упомянуты свыше 300 гетто — это значит, в Украине было 300 юденратов, в каждый из которых входило 10-15 влиятельных евреев и раввинов, и десятки, а то и сотни еврейских полицейских (в гетто Львова было 750 еврейских полицейских).

Напомню, гетто — это существовавшие на принципах еврейского самоуправления жилые зоны на подконтрольных немцам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения.

Органом самоуправления гетто являлся юденрат («еврейский совет»), в состав которых входили самые авторитетные в городе или местечке люди. Например, в Злочеве (Львовская область) членами юденрата стали 12 человек со степенью доктора наук. Юденрат обеспечивал хозяйственную жизнь в гетто, а за порядком там следила еврейская полиция.

Чаще всего в контексте холокоста упоминают образованное в 1940 г. Варшавское гетто, максимальная численность которого достигала около 0,5 млн. человек. Евреи работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его.

Верхний слой в гетто составили преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты гестапо. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки.

«Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского “дамы» с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, — так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноимённого фильма Романа Поланского. — В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом — во французских шелках и дорогих шляпах ».

В гетто было 6 театров, рестораны, кафе, но евреи развлекались не только в общественных заведениях, но также в частных борделях и карточных клубах, возникавших чуть ли не в каждом доме...

Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигало астрономических размеров. Члены юденрата и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши.

Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных. Они использовали сырьё, провезённое в гетто контрабандой. Собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной мздой своей же полицией, юденратом и гангстерами.

Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо — сообщали о припрятанном золоте, о деятельности банд. Такими были контрабандисты Кон и Геллер, захватившие в свои руки всё транспортное дело внутри гетто и промышлявшие, кроме того, в широких масштабах контрабандой. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.

Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций — чёрная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране.
Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни чёрной биржи гетто: один чудом выживший еврей вспоминал, что там торговали земельными участками в Палестине!

Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведённую немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, разврате и коррупции Варшавского гетто? Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»?
Ведь рейд немцев спровоцировали вооружённые до зубов еврейские воры, рекетиры и контрабандисты, подставив тем самым под угрозу мирное население — стариков, женщин, детей.

Еврейские боевики «восстали» вовсе не против немцев, как гласит легенда, а перебили внутри гетто свою еврейскую полицию и почти весь юденрат, они убивали артистов театров, журналистов — от рук еврейских мафиози погибло 59 из 60 (!) сотрудников газеты «Жагев» (Факел). Они зверски лишили жизни одного из руководителей гетто, скульптора и видного сиониста 80-летнего Альфреда Носсига.

Бандиты терроризировали население Варшавского гетто, обложив практически всех рекетирским налогом. У тех, кто отказывался платить, они похищали детей или забирали их в свои подпольные тюрьмы на ул. Мила, 2 и на территории предприятия Тебенс — и там зверски пытали.

Шайки грабителей забирали всё без разбору и у бедных, и у богатых: они снимали с рук часы, украшения, забирали деньги, ещё не изношенную одежду и даже припрятанные на чёрный день продукты. Эти еврейские банды наводили ужас на гетто. Часто в ночной тишине начиналась перестрелка между самими бандами — Варшавское гетто превратилось в джунгли: один нападал на другого, по ночам слышались крики евреев, на которых напали грабители.

Бандиты трижды средь бела дня грабили кассу юденрата, отбирая деньги, которые шли на питание бездомных детей, лечение больных тифом и другие социальные нужды. Они обложили юденрат контрибуцией в четверть миллиона злотых, а отдел снабжения юденрата контрибуцией в 700 тысяч злотых.

Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения — отказался. Тогда еврейские гангстеры похитили сына кассира отдела и продержали его несколько дней, после чего получили требуемую сумму.

Но лишь после того как бандиты начали нападать на немецкие патрули, вмешались долго терпевшие все эти безобразия немцы, и начали «рейд против воров и бутлегеров». В акции активное участие приняли еврейские полицейские — они, как люди хорошо знающие местность, очень помогли немецким штурмовым группам при прочёсывании кварталов.

Не немцы, а еврейские гангстеры уничтожили гетто, взрывая дома и поджигая их бутылками с зажигательной смесью. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чём неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно — бандиты поджигали новые здания.
Вот как о неудачной попытке заминировать здание рассказывает один из боевиков Аарон Карми: «И они таки не заложили там мины… Трое наших парней спустились в подвал, чтобы его взорвать.

И что? Они там торчат с языком, прилипшим к заднице. А я тут кручусь… и это была трагедия! ».

Один из боевиков Казик Ратейзер признался через много лет: «Какое право имели мы, небольшая группка молодёжи из ZOB (одна из банд), решать судьбу многих людей? Какое мы имели право устроить бунт? Это решение привело к уничтожению гетто и смерти многих людей, которые, иначе возможно, остались бы живы ».

Чем закончилось «восстание»? Гетто было полностью разрушено, всех жителей гетто отправили в трудовые лагеря — практически все они выжили. Немцы даже не расстреляли захваченных с оружием боевиков.

В Интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа — Малка Здроевич, она была схвачена с оружием, но её не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек, конечно же она «чудом пережила холокост».

Ещё более популярно фото, на котором изображена группа евреев, которых выводят из подвала. На переднем плане идёт мальчик в коротких штанишках с поднятыми руками, за ним виден немецкий солдат в каске с винтовкой в руках.

Этот мальчик — Цви Нуссбаум (Zwi Nu;baum) — ЛОР-доктор, живущий недалеко от Нью-Йорка, а немецкий солдат — Йозеф Блоше (Josef Blosche) был предан суду в Восточной Германии после войны и казнён по обвинению в участии в акции для подавления «восстания» в Варшавском гетто.

Командир «восстания» — Мордехай Анилевич вместе со своим штабом совершили коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла, 18, где размещался штаб одной из банд.

Несколько слов к портрету руководителя восстания: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: «Мордка, почему ты закрываешь руками миску? » Он отвечал: «Я так привык, чтобы братья не отняли ». Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалось: свежая.

В начале мая руководители другой банды обнаружили ход через канализацию и покинули гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе) — покинули, бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах.

По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи... Последнюю банду уголовников немцы уничтожили 5 июня на Мурановской площади.

Убежавшие за пределы гетто воры, рекетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян. Генерал Бур-Коморовский, командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение мародерствующих еврейских преступных группировок, обвинив их в бандитизме.

Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рекета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия?

Как пример, можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей, гетто Терезиенштадт, где немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями, учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призывал к её уничтожению.

Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые работали на нужды немецкой армии.

Приезжали комиссии, в том числе из Берлина и осматривали эти фабрики. Бараш организовал на арийской стороне выставку, чтобы показать, как гетто способствует военным усилиям Германии. В ноябре 42-го немцы ликвидировали некоторые бесполезные окрестные гетто, а гетто Белостока не тронули.

Следует заметить, что во многих гетто Восточной Европы еврейские кварталы из-за тотальной антисанитарии превращались в зону повышенной эпидемиологической опасности — там вспыхивали эпидемии тифа и дизентерии.

Наиболее частой причиной смерти среди еврейского населения в гетто был совсем не «холокост», а инфекционные заболевания. И если быть совсем откровенным, то основной причиной этих заболеваний было обусловленное иудаизмом неприятие европейских гигиенических процедур .

Приведённая здесь история Варшавского гетто выглядит достаточно необычно, однако всё, что здесь было написано, на 100% взято из еврейских источников, а вся статья строится на них примерно на 80%.

Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи, избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать «голую информацию» — вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл произошедшего .

Когда мой хороший приятель, а по совместительству следователь в г.Москве, гуляя по парку показывал мне, где, кого и каким образом убил маньяк Пичужкин (Битцевский маньяк), мне было довольно некомфортно. Но мне интересно, тем более, что зло в итоге наказано. Однако то, что испытал гуляя по польскому городу Лодзь, иначе как жестью не назвать. Представьте себе целую армию битцевских маньяков, которая вошла в ваш город с одной целью - убивать. Вас всех вырезать как баранов, пустить реки крови по этим улицам. Вам не на кого надеяться, вас никто не спасет, а живые будут завидовать мертвым. Все эти дома видели страдания и смерть и они стоят вот уже более 70 лет в том виде, в котором их оставили их жители. Есть много версий того, почему немалая часть третьего по величие города Польши по сей день выглядит столь кошмарно. Многие местные говорят, что в этих квартирах плохая аура, жить тут никто не желает. Факт остается фактом - в этом городе в 1939-1944 годах случился натуральный ад, какой может присниться лишь в самом кошмарном сне.

До войны Лодзь был самым развитым и богатым городом Польши, здесь был один из крупнейших индустриальных центров страны, а также третий по важности (после Варшавы и Кракова) как культурный и политический. Всему этому был положен конец в один миг, 1 сентября 1939 года, когда германская армия напала на Польшу и спустя несколько дней солдаты Вермахта маршем вошли в Лодзь. Плохо пришлось всем, но в особенности местным евреям, которых было в Лодзе порядка 250 тысяч человек, или примерно 30% населения города. Уже 18 сентября немцы отобрали весь бизнес принадлежащий евреям, включая немалую часть городских мануфактур, магагазинов, гостиниц, доходных домов. С этого же дня евреям запретили снимать свои средства со счетов в банках. Собственно, с этого момента стало понятно, что евреев ждет незавидная участь и некоторая их часть покинула оккупированную немцами часть Польши и бежала; кто в ту часть Польшу, что оттяпал Советской Союз (как мы помним, двухсторонняя оккупация Польши стала результатом пакта Риббентроп - Молотов), кто в тогда еще свободную Чехословакию.

Те же, кто не успели бежать в течении первого месяца после прихода немцев - подписали себе смертный приговор, поскольку 28 октября 1939 года евреям было запрещено появляться в центре города и был введен комендантский час. Любой, кто был пойман на улице после семи вечера - расстреливался на месте. Дальше пошло по нарастающей: в феврале 1940 года началось насильственное выселение евреев из их квартир и переселение в северную часть города, где активно огораживался каменными стенами новый район, куда переселяли всех евреев. Излишне говорить про адские условия жизни в гетто: ни отопления, ни воды, ничего. Все было отключено. Полная антисанитария и голод. Собственно, для этого гетто и создавалось, чтобы люди не пережили зиму. Тем не менее, гетто просуществовало четыре года, прежде чем немцы приняли решение об его полной ликцидации и отправке оставшихся в живых евреев в концлагеря. К этому моменту, от живших там 230 тысяч человек, от голода и болезней умерла примерно треть. Но это было в гетто, за высокими стенами.

А в других частях Лодзя, у поляков, жизнь все же как-то теплилась. Люди ходили на работу, покупали продукты в магазине (правда к 1943 голод начался и у поляков), рожали детей и даже могли выезжать из города. Собственно, с тех пор город мало поменялся -

Но за стеной все было совсем иначе. Сегодня в Лодзе нет даже намека не стены гетто. Только вот такие штуковины в земле, указывающие, где стена проходила. Мы с вами идем туда, откуда каких-то 70 лет назад можно было выйти только одними способом - в виде трупа.

Примечательно, что эта церковь на фото оказалась внутри гетто. Почему? Во многом это показывает отношение немцев к религии в целом. Еще до создания гетто, немцы превратили действующую церковь в полицейский участок. Здесь заседало Гестапо. Но вскоре они перевели Гестапо в другое место (его я вам покажу чуть далее), а здесь разместили еврейскую полицию. Да-да, немцы создали еврейскую полицию в гетто, так называемый "Юденрат", который отвечал за поддержание порядка в гетто. Немцы предпочитали вообще без необходимости внутрь периметра не заходить. За порядком следили сами евреи, предотвращая любые попытки поднять восстание, или даже просто высказывать недовольство. Это отдельная и весьма печальная страница еврейской истории и об этом можно почитать в интернете, введите в поиск "юденрат".

Этот большой дом справа какое-то время пустовал и это было странно, с учетом того, в какой кошмарной тесноте жили люди в гетто. Вы только представьте себе: 230 тысяч человек на территории размером 3 на 2 километра. Так вот, в итоге в этот и пару соседних зданий заселили несколько тысяч(!) пригнанных сюда евреев из Чехословакии. Люди ютились по 7-10 человек в каждой комнате -

Что-то захотелось мне купить водички. Зашел в этот супермаркет сети "Tesco" и только потом прочитал, что в этом белом здании, где до войны был кинотеатр, немцы заселили пригнанных евреев из Гамбурга. Сколько, на глазок, людей может жить в этом здании? Вы удивитесь, но очень много -

Все эти убогие дома были битком набиты людьми, спали везде, даже в туалете и на чердаке. Зимой это был вопрос выживания, при минусовых температурах только пребывания в закрытой комнате впритык друг к другу могло спасти от обморожений. Все эти деревья посажены уже после войны. В холодные зимы умирающие люди вырубили абсолютно все деревья, чтобы хоть как-то согреться, топя печки -

Обратите внимание на этот дом и улицу -

А теперь взгляните на фотографию 1940 года. Поскольку сквозь гетто проходила трамвайная линия, а пользоваться трамваями евреям не полагалось, то улицу для евреев закрыли, связав две части гетто несколькоми мостами. Один из них находился прямо возле этого здания -

А вот и здание, вызывавшее ужас у узников гетто. Оно называлось "Красный дом", или "Крипо". Последнее расшифровывается как криминальная полиция, фактически Гестапо. Сюда попадали все те, кто был пойман при попытке побега, незаконной торговле (попытка обменять у поляков часы на булку хлеба вела к расстрелу), любой форме неповиновения. Подчеркну, что основная часть убитых здесь евреев попадали в это здание посредством еврейской полиции, Юденрата, которые выполняли за немцев немалую часть черной работы по контролю над гетто -

Еще одно здание с мрачной историей. До 1941 года это был рынок, но потом немцы его закрыли и превратили в место для массовых расстрелов -

О-о, а работе в этом здании позавидует любой сотрудник российского УФМС! Это паспортно-статистическое управление лодзинского гетто. Здесь вели учет живущих, умерших, родившихся, приехавших, уехавших. В последнем случае, как вы понимаете, уехать можно было только в Освенцим. Представляете, как бы тетушки из паспортных столов хотели бы нас с вами отправить в газовые камеры, чтобы не морочили им головы со своими загранпаспортами. А тогда было легко работать: родился младенец, не сообщили (надеясь, что дите выживет и если о нем не узнают) - расстрел! Мечта паспортистки, она бы и ваше имущество присвоила. Какая досада, блин, времена не те, думают чиновники. Люди в этих конторах не меняются, в этом я уверен -

Главное управление еврейской полиции и здесь же заседал главный комиссар, Леон Розенблат. Достойный был человек, честный, правильный. Тысячи людей отправил на убой в концлагеря, надеясь, что отобранное у них имущество сможет присвоить себе. Не вышло. Его в 1944 отправили вслед за другими евреями -

Вот он, главный еврейский полицейский гетто, справа -

Впрочем, Розенблатт был далеко не главным палачом собственного народа. Руководил гетто другой человек, Хаим Румковский, который вначале командовал Юденратом и лишь потом стал фактически "мэром" гетто. Как и все руководители юденратов, Румковский лавировал между попытками сохранить еврейское население гетто и выполнением приказов нацистов. Безусловно, что он не забывал и о себе любимом. В Израиле личность Румковского является крайне спорной, поскольку он активно сотрудничал с нацистами и сдал им немало еврейских подпольщиков, а кроме того по сути отбирал у жителей гетто и присваивал себе их жилье, имущество.

Румковский считал, что прилежный труд евреев в пользу оккупационных властей позволит избежать уничтожения гетто и всячески привлекал людей к каторжному труду взамен на еду. По сути, евреи работали на предприятиях, снабжавших германскую армию одеждой, обувью, запчастями для танков и так далее.

В сентябре 1942 года, когда нацисты приказали выдать еврейских детей для отправки их в лагерь смерти (детей и стариков убивали первыми, ведь они не могли работать), Румковский произнёс перед жителями гетто агитационную речь с рефреном с требованием отдать детей по-хорошему, угрожая в противном случае привлечь Гестапо. Он пытаяся убедить людей, что ценой жизни детей можно будет спасти жизни многих других узников гетто. Примечательно, что Румковский был отправлен в итоге в Освенцим вместе с другими узниками.

Приятный парк, называется Пиастовский. Сегодня тут приятно прогуляться, посидеть на лавочке. Лучше всего сидеть вот на тех лавочках, что видны на фото. Сидя на них, вы могли бы наблюдать за казнями. Прямо тут, откуда я фотографирую, стояли виселицы и ежедневно на них вздергивали очередных несчастных. Вот прямо тут, да, где только что прошла тетенька с девочкой -

Это следственный изолятор гетто, тут еврейская полиция держала задержанных. Собственно, редко кому удавалось выйти из этого здания живым. Пишут, что некоторым удавалось откупаться. Но большинство отсюда отправлялись к немцам, а далее путь один - в концлагерь. А здание так ничего, крепкое, вон, даже люди живут в нем и спутниковую антенну поставили, чтобы смотреть много иностранных каналов -

Гетто состояло из нескольких сот подобных домов -

Раньше тут был госпиталь, а что сейчас - я не в курсе.

Заметили, что улицы мощеные? Еще с тех времен -

Это здание с удивительным граффити ужасно для цыган -

Дело в том, что это и несколько других зданий гетто немцы выделили для цыган. От еврейской части цыганскую часть гетто отделяла каменная стена. Здесь жили около 5000 цыган и все они были отправлены в концлагерь, где погибли -

Когда я остановился напротив этого мрачного здания, ко мне неожиданно подошел пожилой дядечка и спросил, не журналист ли я. Ответил, что нет, но интересуюсь. И он мне сказал, что это место проклято. По его словам, в 1941 году здесь был магазин. Ну, сами понимаете, что такое магазин в гетто, где народ умирал от голода. Хлеб по карточкам. Так вот, тут всегда была очередь, днем и ночью. И однажды сюда приехали немцы выбрали из толпы 20 человек и расстреляли их прямо тут, перед входом. Это за то, что какой-то еврей сумел сбежать из гетто. Так немцы приучали людей к дисциплине и порядку, чтобы на будущее не вздумали молчать, если кто-то соберется бежать.

С тех пор, про словам дядечки, тут открывались и закрывались многочисленные магазины, конторы. Но место проклято, ничего тут не функционировало и в итоге решили его просто замуровать -

Друзья, а вы не в курсе, что это за железяки на стене здания? Таких очень много на старых домах -

Поразительно, но подъезды абсолютно не поменялись со времен войны -

Я не впечатлителен, но мне было не по себе. Вы правильно догадались, я полез в то самое проклятое здание, в котором расстреляли людей. Здесь, меж тем, живут люди. Пара квартир заселены бомжами -

А тут вообще такое ощущение, что сделано все, чтобы сохранить до мелочей память об ужасах. В этом здании содержались польские дети, чьи родители были расстреляны за партизанщину. Немцы отправляли таких детей сюда, в гетто, причем держали детей отдельно от евреев, за забором. Но если вы думаете, что дети выжили, то ошибаетесь. Большинство из них использовались для выкачки крови, которая требовалась раненным солдатам Вермахта, прибывающим с восточного фронта.

Ирония жизни и судьбы состоит в том, что теперь в этом жутком месте, где из детей откачивали кровь, размещается гостиница для собак -

Большинство туристов... хотя, Лодзь далеко не туристический город, а уж гулять по мрачной разрухе в бывшем гетто - и вовсе представляет интерес для абсолютных маньяков, вроде меня. Так вот, большинство туристов везут сюда, в место под названием "Радегаст" на окраине города. Принято считать, что это самое страшное место в в Лодзи, ибо это название железнодорожной станции, откуда в последний путь уезжали выжившие узники гетто -

Место страшное, это вне всяких сомнений. Но не менее страшна и жизнь в гетто, где еще до отправки в крематории люди умирали от голода, болезней, расстрелов, пыток. Многие уезжали в концлагерь будучи сломленными настолько, что даже ощущали некое освобождение в виде скорой смерти -

Последний гудок и в путь. В последний путь -

А это уже мемориал на станции -

Рядом со станцией расположено огромное кладбище, между прочим самое большое в Европе еврейское кладбище. В нем почти 150 тысяч могил, большая часть которых разбита нацистами, но немало и сохранилось. Про кладбище расскажу отдельной статьей, а пока обратите внимание на этот мавзолей и замните фамилию - Познанский. Человека звали Исраэль Познанский и о нем я тоже расскажу отдельно -

Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

Медико-санитарное обслуживание

На оккупированной территории нехватка местного медицинского персонала была очевидной. Часть медицинских работников была призвана в армию или эвакуирована. Оставшиеся по разным причинам евреи-врачи, удельный вес которых был весьма высок и до оккупации, составляли от 30 до 75% квалифицированного медицинского персонала и аптечных работников большинства городов Украины, Белоруссии и Прибалтики. Тем не менее с осени 1941 г. подавляющее их большинство изгоняется из всех медицинских учреждений и лишается права обслуживать нееврейское население. Одновременно они становятся сотрудниками еврейских больниц и других медицинских учреждений гетто.

В некоторых городах (например, в Барановичах) именно врачи стали одними из первых жертв массовых расстрелов. Однако оккупанты вскоре оценили важность этой категории работников для нужд оккупационного режима. Этому в немалой степени способствовала высокая квалификация еврейских врачей.

Евреям запрещали пользоваться городскими поликлиниками. Обеспечить медицинскую помощь в гетто удавалось не всегда. Узникам Калуги было отказано не только в открытии амбулаторного пункта в гетто, но и в медикаментах. В более крупных гетто открывались больницы. Очень часто за пределами гетто оказывались все или почти все больницы и другие медицинские учреждения, даже те из них, где евреи-медики работали в первые месяцы оккупации до переселения в гетто (так было во Львове, Одессе, Белостоке и других местах). Еврейским врачам запрещали брать из них в гетто не только оборудование, но и медикаменты, бинты, вату. Более того, в ходе контрибуций изымались даже личные медицинские инструменты врачей гетто. При отсутствии лекарств, бинтов и ваты врачи умудрялись не только лечить от тифа и других болезней, но даже выполнять небольшие операции в совершенно неприспособленных помещениях.

Невозможность соблюдать элементарные правила личной гигиены обуславливалась практически полным отсутствием водопровода и канализации в гетто. Изнурительный физический труд создавал непосредственную угрозу не просто здоровью, но и жизни обитателей гетто. В первые месяцы (особенно зимой) на оккупированной территории смертность узников была чрезвычайно высокой. В ряде гетто (например, в Транснистрии) вспыхнули эпидемии. В том, что эти эпидемии не стали массовыми, а смертность удалось свести к минимуму, - огромная заслуга еврейских медиков. В Пружанах врачи смогли остановить эпидемию и скрыть ее от оккупантов. Летом 1942 г. медицинским работникам гетто Гродно ценой неимоверных усилий удалось предотвратить распространение дизентерии. В Вильнюсе была проведена серия профилактических мероприятий среди детей и взрослых.

Помогала и солидарность медиков разных национальностей. Исключительным был подвиг русского врача Жукова, оказавшегося в гетто Велижа Смоленской области по своей воле вместе с женой и тремя детьми. Он бескорыстно лечил всех больных.

Руководство юденратов всемерно содействовало профилактическим и санитарным мероприятиям. На территории Транснистрии наиболее эффективно работали медицинские подразделения жмеринского и джуринского гетто. Смертность узников была здесь самой низкой в Транснистрии (лишь 9% от численности еврейского населения). В целом же в условиях гетто уровень смертности узников превосходил в 4-10 раз смертность остального населения.

Согласно нацистской теории о недопустимости воспроизводства "еврейской расы", с середины 1942 г. на оккупированной советской территории действовал приказ о запрещении родов в гетто. Молодая мать и ее ребенок, а также все члены семьи подлежали уничтожению. Позднее гитлеровцы распространили действие этого приказа на всех проживающих в одном доме с роженицей, а затем ввели принцип коллективной ответственности: юденрат и все гетто могли быть расстреляны за нарушение этого приказа. Так, за сокрытие фактов родов и проведенные аборты были расстреляны лучшие врачи каунасского гетто. Тем не менее, врачи (например, в Шауляе) скрывали от оккупантов факты родов; отказывались умерщвлять младенцев; предоставлять списки беременных. Лишь по просьбе самих женщин врачи способствовали преждевременным родам со смертельным исходом.

Религиозная, культурная и педагогическая деятельность

Предметы культа, здания синагог и еврейских религиозных учебных заведений стали особыми объектами ненависти нацистов и их пособников. Почти повсеместно разрушались синагоги; оккупанты открыто издевались над верующими. Ничего подобного не делалось по отношению к представителям других конфессий. Отношение к иудаизму на советской территории было более нетерпимым, чем в других странах, включая Польшу. Из 5 округов, вошедших в генерал-губернаторство, раввинаты были разрешены в четырех (за исключением дистрикта "Галиция").

Все синагоги и молитвенные дома были разрушены либо использованы для хозяйственных нужд (в этом подходы нацистов мало отличались от практики использования культовых зданий при советской власти). Однако этот процесс сопровождался сожжением священных книг и разграблением имущества, а также показательными издевательствами над служителями культа и верующими. В местечке Любавичи Смоленской области (оккупанты называли его "святой город Иеговы, раввинов и ритуальных убийств") они подвергли жестоким пыткам десятки стариков. Их публично избивали, заставляли танцевать на свитках Торы, выдергивали волосы из бороды. Все они были затем расстреляны. Оккупанты повсеместно запретили кошерный забой скота; заставляли религиозных людей брить бороды и пейсы.

Роль религиозных лидеров в жизни гетто и еврейской общины в целом была достаточно высока. Так, во Львове почти все раввины города оказались в оккупации. Некоторые из них были убиты уже в первых погромах летом-осенью 1941 г. В отдельных случаях раввины становились во главе или избирались членами юденратов. Однако в большинстве случаев они оставались неформальными лидерами, к мнению которых прислушивались не только верующие. Как показано выше, при их активном участии именно достойные люди становились во главе юденратов. К раввинам обращались за советом - составлять ли списки людей, которые требовали немцы. Мнения их были разные, но большинство склонялось к тому, что во имя сохранения жизни большинства следует выполнить; приказ нацистов. Обращает на себя внимание, что мало кто из религиозных лидеров пережил оккупацию.

Несмотря на неимоверно тяжелые условия, религиозная жизнь в гетто продолжалась. В структуре юденратов отделы религии были невозможны. Однако некоторые вопросы религиозной жизни решались в отделах культурной деятельности. Во Львове полулегально была возобновлена деятельность раввинского суда, регистрировавшего браки и разводы (по требованию властей, "арийские жены", перешедшие в иудаизм, и их дети только после развода получали право не жить в гетто).

В вильнюсском гетто работали две йешивы (еврейские религиозные учебные заведения), в которых обучались 200 учеников. Также полулегально шло обучение небольшого количества учащихся религиозным дисциплинам во львовском гетто.

В больших и малых гетто проводились нелегальные службы. Некоторые религиозные мероприятия проводились под видом культурных. По вечерам в уголках холодных, неотапливаемых бараков собирались на молитву религиозные евреи. В ряде гетто (прежде всего в Транснистрии, Нальчике) удавалось соблюдать обряды при похоронах.

Несколько мягче было отношение к иудаизму у румынских оккупационных властей. В гетто Кишинева евреям формально не запрещалось исполнять религиозные обряды, были открыты две синагоги. В гетто Жмеринки и Джурина евреи ежедневно собирались в молитвенных домах, причем, помимо религиозных целей, встречи в синагоге позволяли узникам получать необходимую информацию как о внутренней жизни гетто, так и обстановке на фронте. В некоторых гетто местные евреи и депортированные из Бессарабии и Буковины молились раздельно.

В отличие от территории Польши, культурная жизнь и образование были разрешены оккупантами лишь в нескольких гетто. Так, в Вильнюсе работали театр; два хора (на идише и иврите); оркестр, которому разрешали исполнять произведения только арийских композиторов; детские и юношеские клубы, при которых работали кружки по истории, драматургии, литературе, рукоделию и другие. Дети ставили спектакли на исторические темы, умело обыгрывая современные события. Были открыты: архив (он собирал все официальные и неофициальные документы о жизни гетто); музей, комплектовавшийся коллекциями умерших, погибших и эвакуированных, а также спортивная и музыкальная школы, книжный магазин. При вильнюсском юденрате был создан союз писателей и артистов. Регулярно проходили концерты, на которых выступали музыканты и чтецы.

Издавались "Известия гетто" (в гетто на территории СССР было разрешено еще только два издания - "Еврейская газета" в Черновцах и информационный листок во львовском гетто "Сообщения еврейского совета Лемберга еврейской общине").

Другим важным культурным центром еврейской жизни была Жмеринка, находившаяся в румынской зоне оккупации. В гетто работали детский сад и средняя школа, имелся театр, школьники проводили конкурсы "изящества и красоты". Здесь также издавались (но нелегально) информационные листки на румынском и немецком языках.

Одним из главных событий культурной жизни некоторых гетто стали театры. Театр гетто Вильнюса работал ежедневно или через день. В течение 1942 г. на 120 его представлениях побывало 38000 зрителей. В Жмеринке также был организован театр, где выступали бывшие артисты Черновицкого еврейского театра.

Первым культурным учреждением, открытым в гетто Вильнюса, стала библиотека. Она насчитывала около 100000 томов и даже занималась комплектованием библиотек в трудовых лагерях и других гетто, куда попадали жители Вильнюса.

Еврейские дети были лишены права на любое образование. В немногих гетто школы работали нелегально или полулегальным образом и достаточно короткий промежуток времени. В гетто Несвижа в Белоруссии была создана начальная школа. Помещения для нее не было. Дети приходили на занятия прямо на дом к учителям, В школе изучались арифметика, письмо, чтение, история и география. Занятия здесь велись на русском языке.

Школа вызывала особую гордость узников гетто Вильнюса. Число учеников охватывало 2/3 юных узников школьного возраста. Занятия велись на идише. Любопытно, что немецкий язык не был обязательным предметом. Зато изучали иврит, арифметику, географию, общую и еврейскую историю, латынь, физику.

В Каунасе по инициативе юденрата школы открылись в обоих гетто в декабре 1941 г., но легально просуществовали лишь до августа 1942 г. Они были преобразованы в ремесленные училища, затем (после ликвидации гетто) открылись при рабочих мастерских. В рижском гетто также были организованы школа, детский сад и интернат.

Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей.

Принудительные работы

В специальном распоряжении главы министерства по делам оккупированных Восточных территорий А. Розенберга от 16 августа 1941 г. говорилось об обязательном привлечении евреев обоего пола в возрасте от 14 до 60 лет к принудительным работам. Все трудоспособные евреи указанного возраста выполняли их еще до переселения в гетто или трудовой лагерь. Это были, как правило, самые грязные и тяжелые работы. Нередко они носили бессмысленный характер и сопровождались издевательствами и побоями, преследуя цель унизить человеческое достоинство евреев и показать их бесправное положение.

Узников задействовали на восстановлении разрушенных зданий, проведении ремонтных и погрузочных работ. Их привлекали к расчистке улиц от развалин, разгрузочным и погрузочным работам, мытью вагонов, машин и военной техники, чистке мостовых, уборке подсобных помещений.

Узники гетто переносили неразорвавшиеся авиабомбы, разбирали завалы; занимались зимой расчисткой снега на железнодорожных путях; привлекались к ремонту дорог и мостов; сооружению бетонных дотов.

Главным предназначением евреев был изнурительный физический труд, в котором было занято подавляющее большинство узников. Обычно они работали по 10-14 часов на самых тяжелых работах.

Сначала на такие работы выгоняли мужчин, затем и женщин. Лишь незначительная часть узников была задействована на уборочных работах на территории гетто.

Вскоре рабочие колонны стали вывозить на работы за пределы гетто.

При незначительной оплате труда или даже ее отсутствии работа за пределами гетто давала единственную возможность обмена вещей на продукты питания, кражи товаров первой необходимости и установления контактов с внешним миром.

Переселение евреев в "закрытые" гетто приводило к возникновению новых форм трудовой деятельности узников. Именно они были вынуждены ограждать его колючей проволокой, деревянным забором или каменной стеной.

В военной зоне оккупации евреев привлекали прежде всего к неквалифицированному физическому труду. Оккупанты активно использовали на самых тяжелых работах евреев, эвакуированных в станицы Краснодарского края.

Потребность в использовании еврейских квалифицированных трудовых ресурсов в зонах немецкой военной и гражданской администрации отчасти влияла на последовательность уничтожения еврейского населения на территории СССР. Одной из первоочередных задач оккупационного режима было скорейшее открытие ремесленных мастерских и предприятий сферы обслуживания. Отсутствие или недостаток квалифицированных рабочих вынуждал власти использовать еврейских специалистов. Еще накануне или после первых расстрелов в немецкой зоне оккупации на территории Украины, Белоруссии и России нацисты отбирали таких специалистов (сапожников, кузнецов, портных) и помещали в отдельное огороженное помещение или здание. Их труд оккупанты использовали от недели до нескольких месяцев, а иногда и в течение полутора лет.

Вплоть до весны-лета 1943 г. евреи работали на предприятиях, обслуживавших потребности вермахта в Минске. Необходимость столь интенсивного и продолжительного использования труда евреев объяснялась прежде всего отсутствием местных кадров. Эта же проблема остро вставала и на других оккупированных территориях.

Ситуация с использованием принудительного труда узников была непосредственно связана с экономической деятельностью данного гетто, организацией производства в том или ином населенном пункте, использованием еврейской рабочей силы. Она во многом зависела от политики оккупационных и местных властей в еврейском вопросе; роли и количества еврейских и иных квалифицированных рабочих кадров в данном регионе; экономического положения в нем; ситуации на фронте.

Продолжительность существования того или иного гетто (если не принимать во внимание положение на фронте и настойчивость карательных органов) чаще всего зависела от вклада еврейских рабочих в немецкую военную экономику. Менее значимым, хотя и весьма существенным было отношение к судьбе гетто местной администрации (этот вопрос решался иногда с помощью взяток, которые могли лишь отсрочить ликвидацию части узников или уменьшить количество жертв). Еще одним важным моментом можно считать наличие связей с местным населением и готовность его представителей участвовать в хозяйственной жизни гетто. Здесь были задействованы не только такие ресурсы, как заинтересованность вермахта и гражданской администрации в обеспечении экономических нужд военного и гражданского населения, но и личный интерес частных предпринимателей, в том числе немцев.

Вторым важным ресурсом выживания стала организация различных производств и мастерских. Эта деятельность опиралась на надежду руководителей юденратов доказать властям "полезность" и "эффективность" всей еврейской рабочей силы, а не одних лишь квалифицированных рабочих и ремесленников. Именно в этом многие руководители юденратов видели единственную возможность избежать массовой депортации.

Оккупационные власти в конце 1941-начале 1942 г, под влиянием того, что война против СССР явно затягивалась, стали обращать большее внимание на экономические ресурсы и производственный потенциал гетто. Первоначально евреи активно использовались за пределами гетто. Например, в Белостоке на отдельных фабриках работали тысячи узников. Руководители юденратов Минска, Львова и Вильнюса пытались убедить оккупационные власти в целесообразности использования еврейской рабочей силы на созданных в этих городах многочисленных ремонтных заводах и складах вооружений, горючего и продовольствия. Здесь, как и в Смоленске, находились важные железнодорожные узлы, которые также нуждались в рабочей силе. Вот почему экономическая деятельность большинства узников была сосредоточена в так называемых рабочих отрядах, которые ежедневно направлялись на производство.

В конце марта 1942 г. число трудоспособных евреев только в Минске составляло 20 тысяч человек. Большинство из них было занято на предприятиях и в мастерских вермахта. В апреле 1943 г. евреи составляли более 18% всего трудоспособного населения города.

По инициативе оккупационных властей в некоторых гетто открывались государственные предприятия и артели. Они возникали прежде всего в гражданской зоне оккупации. Только в западных районах Белоруссии было создано свыше 100 предприятий, на которых трудились около 20000 рабочих. Они производили самые разнообразные товары (фурнитуру, конскую сбрую, химическую продукцию и электрооборудование, а также одежду, шапки, текстиль), зачастую являясь "монополистами" в регионе, что значительно облегчало сбыт через оптовых покупателей.

Главной целью юденратов при организации производств являлось максимальное увеличение числа рабочих мест с целью избежать депортации нетрудоспособных. Во Львове юденрат добился разрешения на создание так называемых "трудовых коммун" из дорожных рабочих, швейников и портных

В создании производств с привлечением узников гетто активно участвовали немецкие предприниматели, почувствовавшие возможность неплохо заработать на дешевой еврейской рабочей силе. По их инициативе был создан ряд крупных предприятий в разных частях Львова: оружейный завод

фабрика по переработке и сбыту утильсырья, которая была единственной в Галиции и где трудились тысячи евреев; мастерские по починке одежды и пошиву обмундирования для немецкой армии; столярные, слесарные, механические железнодорожные.

В Вильнюсе первоначально были созданы многочисленные мастерские для нужд самих узников. Особенно активно работали те, кто был связан со строительством, расчисткой и реконструкцией зданий. Число мастерских и занятых в них работников на территории гетто постоянно росло.

В середине 1943 г. общий оборот белостокского гетто составлял миллионы рейхсмарок. Немецкие частные предприниматели основывали в гетто своего рода индустриальные комплексы по производству мебели и кожаных товаров. В гетто было два военных производства, резко возрос выпуск товаров для нужд самих узников, включая продукты питания. Они работали в примитивных условиях, им не хватало сырья, часть мастерских действовала нелегально и была закрыта по приказу гестапо. Производительность труда рабочих гетто постоянно возрастала.

Во многих городах (например, в Моздоке) утаивалось сырье и часть продукции. Нелегальная экономика (зачастую с ведома, а иногда - и при участии еврейских советов) служила основой выживания узников гетто. Юденраты были естественными монополистами в регулировании цен на продукцию внутри гетто; они получали часть средств от частных предпринимателей и распределяли их на выплату зарплаты и социальные нужды.

Производства в целом ряде гетто и работа евреев на предприятиях за его пределами играли важную роль на территориях как под немецким, так и румынским контролем. Однако политические соображения превалировали над экономическими. Под давлением СС даже в западных областях Украины и Белоруссии шло активное вытеснение евреев из мелкого производства. Ввиду нехватки сырья и высоких налогов, многие мастерские прекратили свое существование. В этот период оккупанты с учетом нужд военной экономики стремились к укрупнению производств и одновременно постепенно налаживали через сеть ремесленных училищ подготовку новых кадров из местного населения. Потребности военной экономики обуславливали поэтапный процесс ликвидации гетто и сохранение части еврейской рабочей силы.

Ликвидация гетто

В зоне военной администрации полиция безопасности и СС последовательно и без особых проблем ликвидировала гетто. В основном это было сделано до или вскоре после проведения Ванзейской конференции. На территории, входившей в оперативное управление войск тыла групп армий "Центр", одним из последних 15 июля 1942 г. было уничтожено гетто Смоленска. Как правило, ликвидация гетто носила в зоне военной администрации одномоментный характер.

Процесс ликвидации гетто несколько замедлился в ряде регионов в связи с массовым угоном молодежи в Германию. Но полностью остановить его он уже не мог ввиду политических приоритетов нацистов в решении еврейского вопроса.

В зоне гражданской администрации ряд высокопоставленных чиновников пытался сохранить квалифицированных работников-евреев, занятых прежде всего в оборонной промышленности и жизненно важных для городского хозяйства службах. В рейхскомиссариате "Остланд" и округе "Белосток" эсэсовцы встречали скрытое, а иногда и явное противодействие идее ликвидации всех гетто. В трех крупных гетто на территории Литвы (Вильнюс, Каунас, Шауляй) акции не проводились в течение всего 1942 и первой половины 1943 годов.

Одним из вариантов ликвидации гетто являлась их замена рабочими лагерями. Нацистов привлекала идея содержания евреев на "казарменном положении" в гетто, которое становилось не только местом жительства, но и работы. Это позволяло превратить гетто в рабочие лагеря, избавившись от всех нетрудоспособных узников. Отчасти по этому пути пошли власти дистрикта "Галиция". С ноября 1942 г. гетто Львова перешло в ведение гестапо. Фактически гетто получило статус концлагеря. В нем уже не было юденрата. Узники подчинялись своим бригадирам. В июне 1943 г. несколько тысяч работоспособных узников перевели в Яновский концлагерь.

Летом 1942 г. рейхсфюрер СС Г. Гиммлер распорядился о ликвидации гетто в рейхскомиссариате "Украина". К концу 1942 г. этот приказ на территории Украины и Западной Белоруссии был в основном выполнен. Процесс ликвидации в каждом крупном гетто в рейхскомиссариате "Остланд" развивался по-своему. В минском и нескольких других гетто в генеральном комиссариате "Белоруссия" весной 1943 г. оставались еще тысячи специалистов и их семьи.

21 июня 1943 г. Гиммлер в категорической форме требует ликвидации оставшихся гетто и перевода специалистов (без членов семей) в рабочие лагеря. Сюда были переведены уцелевшие квалифицированные рабочие и специалисты-мужчины (всего несколько тысяч человек; численность их постоянно сокращалась). Этот приказ был выполнен эсэсовскими службами в течение нескольких месяцев.

8 сентября 1943 г. А. Розенберг издал приказ о полном устранении евреев из сферы обслуживания и об их использовании исключительно на физической работе. По хронологии это совпало с завершающим этапом ликвидации последних крупных гетто в рейхскомиссариате "Остланд" (в Минске, Каунасе, Шауляе, Риге, Вильнюсе). Если гетто Минска прекратило свое существование, то гетто Каунаса и Шауляя (после их значительного сокращения) получили статус рабочих лагерей, повторив судьбу львовского гетто. Узники рижского гетто были переведены в лагерь смерти Саласпилс (Кайзервальд) на окраине города. Значительная часть уцелевших и трудоспособных узников вильнюсского и несколько тысяч евреев каунасского гетто были направлены в лагеря на территории Эстонии.

Создание гетто и лагерей принудительного труда, несмотря на их очевидную ценность для германской экономики, являлось промежуточным этапом "окончательного решения" еврейского вопроса. Изоляция еврейского населения, лишение его элементарных средств к существованию, полное ограбление, жестокая эксплуатация были звеньями этой единой политики.

В телефонной трубке я услышал взволнованный голос моей приятельницы, живущей в Германии:

– Недавно путешествовала по Италии. Впечатления незабываемые. Была, конечно, и в Венеции. Там я узнала, этот город – родина первого в Европе еврейского гетто, и что слово «гетто» означает «литейная фабрика». Сегодня гетто – это название одного из семи венецианских городских районов. Посетив его, я пришла в шоковое состояние. Сделала там несколько фотографий. Пришлю обязательно.

Должен сказать, что и меня это сообщение потрясло. И дело не только в том, что понятие «гетто» заставляет сжиматься сердца многих людей, тем более, евреев, каковыми мы с ней являемся, но и в том, что мы с приятельницей еще и профессиональные литейщики – люди, полностью посвятившие себя этой трудной и очень интересной профессии. Моя национальная и профессиональная причастность к понятию «гетто» породила во мне множество вопросов. И вот к чему привели поиски ответов на них.

Положение евреев в христианской Европе в эпоху Возрождения было тяжелым. Великая диаспора сефардов, хлынувшая из Испании в 1492 г. и из Португалии в 1497 г., привела евреев к активной миграции. Венеция, крупный центр торговли в Средние века, была естественным местом поселения евреев. Со временем, когда их численность достигла «критического значения», им пришлось столкнуться там с враждебностью христианского населения. Монахи своими проповедями спровоцировали кампанию выселение евреев из города. Ее кульминация пришлась на 1515-1516 г. Власти Венеции были, отнюдь, не в восторге от изгнания евреев. Дело в том, что иудеи были мощным источником пополнения городской казны. И тогда 29 марта 1516 г. Сенат венецианской республики издал указ, узаконивающий проживание евреев в Венеции и одновременно ограничивающий их права:

Все иудеи, живущие на разных улицах нашего города, а также те, которые прибудут к нам из других мест, должны будут селиться в домах Гетто, что около церкви св. Иеронима. Иудеи должны селиться все вместе, а чтобы не выходили они оттуда по ночам, с одной стороны через мостик, а с другой – через большой мост, должны быть построены двое ворот, … которые будут охранять четверо стражей-христиан, оплачивать которых будут иудеи…

Первый еврейский квартал получил название «гетто нуово», что переводится как «новая литейка». (Ит. Ghetto – getto; венецианск. ghetum – литейная фабрика, от ghetta’r – лить.) Квартал этот расположен в части центральных островов, наиболее удаленной от центра города – площади Св. Марка. Напомним, Венеция – островной город. Новая литейка была превращена в остров при помощи каналов, по которым плавали две патрульные лодки с шестью стражниками-христианами. Кроме того, гетто ограждалось высокими стенами, а все окна домов, смотрящие наружу, были заложены кирпичом. Снаружи оно ничем не отличалось от других жилых районов города. Улицы такие же узкие и темные. Дома обшарпанные и совсем не похожи на великолепные строения, поныне стоящие в районе Сан-Марко и Санта-Кроче. Простота внешнего вида гетто диктовалась желанием не вызывать зависти христиан.

Ко всем упомянутым выше ограничениям жизни в гетто надо отметить и увеличенную на одну треть плату за аренду собственности. Конечно, унизительные ограничения не могли не вызывать у евреев протест и сопротивление. Однако в те времена они нередко сами поднимали вопрос об ограждении их кварталов стенами и о наращивании их высоты. Дело в том, что стены ограждали евреев от проявления религиозного фанатизма и от завистливых глаз. В то же время жизнь внутри гетто никем не притеснялась. Поэтому, войдя в еврейский дом, можно было обнаружить мир красоты и хорошего вкуса. В гетто существовали консерватория и театр, проводились занятия в музыкальных и танцевальных школах, работали великолепные музыканты, которых нередко приглашали в самые благородные венецианские дома. За высоким забором трудились великие мудрецы над переводами древних текстов, развивалось книгопечатание. Благодаря жителям гетто Венеция в XVI в. стала признанным центром еврейской культуры. Правда, за все это приходилось платить… Евреев облагали большими налогами, им запрещали заниматься ремеслами, земледелием и коммерческими сделками, но разрешали торговлю, занятия медициной и банковско-денежные операции. Последние были запрещены христианам.

Со временем в Венеции возникли еще два гетто. Были они расположены, как и первое, на двух близлежащих островах. В 1541 г. евреев выходцев из Леванта (городов восточной части Средиземного моря – Сирии, Ливана, Египта, Турции, Греции и др.) поселили около старой литейки. Так возникло «гетто векью», а в 1633 г. поселение евреев в Венеции было расширено путем присоединение к нему «гетто новиссимо», или «новейшей литейки».

В XVIII в. венецианские евреи подвергались сильным притеснениям, и население гетто стало сокращаться. В 1797 г. генерал Наполеон, будущий император Наполеон I, своим указом снял все ограничения на перемещение евреев по городу и отменил статус венецианского гетто как резервации. Видимо, и в этом сказалась верность генерала принципам Французской революции. В наши дни евреев в Венеции практически нет, а бывшее гетто стало объектом туризма.

Итак, термин «гетто» родился в Италии, и, начиная с 1562 г., им начали называть изолированные еврейские поселения в городах христианских стран. С этого года слово «гетто» стало официальным термином, употреблявшимся в папских буллах и антиеврейских законах.

Пора обратиться к «литейной стороне» столь зловещего термина. В многочисленных литературных источника абсолютно ясно только одно: все литейки, вокруг которых возникали гетто в Венеции, были брошенными и когда-то в них отливали пушки. Если учесть время и место, когда и где они функционировали, то можно предположить с высокой степенью вероятности, что это были бронзовые изделия. И, по всей вероятности, в венецианских гетто трудились отличные литейщики. Из исторических документов известно следующее. В XIII-XIV вв. Венеция, Византия, Генуя и Флоренция славились своими литыми изделиями. В 1474 г. русский царь Иван III дал наказ своему послу в Венеции С. Толбузину пригласить в Москву опытного зодчего, который бы хорошо знал литейное производство. Этот наказ был выполнен блестяще. Посол в том же году привез с собой мастера Аристотеля Фиораванти. В 1478 г. Фиорованти построил в Москве пушечный литейный завод, находившийся в Китай-городе и носивший название «Пушечная изба». Позднее он возвел на реке Неглинке новый завод – «Пушечный двор».

В связи с упомянутыми выше различными аспектами возникновения гетто в Европе нельзя не обратить внимания на следующее. В течение всего XV в. шла активная миграция евреев, изгнанных из Испании и Португалии. Большая их часть осела тогда в Османской Империи. Среди прибывших было множество ремесленников. Именно они привезли в Турцию порох и высокое искусство литья. Вот как оценил роль прибывших евреев султан Турции Баязет: «Вы считаете Фердинанда (испанский король; В. С.) умным королем, однако он разорил собственную страну и обогатил нашу». К этому можно добавить, что в XVI в. в руках евреев была вся дипломатия Османской империи.

Вскоре после первых двух упомянутых выше гетто в Италии возникло еще одно – римское (1555). Без рассказа о нем история еврейского гетто была бы неполной.

В XVI веке политика папства, как и князей, нередко была благосклонна к евреям, поскольку их использовали с выгодой. Папа Павел III (1534 – 1549) даже поощрял поселение в Риме евреев, изгнанных из Неаполя (1541), и спустя шесть лет он удостоил аудиенции марранов (так называли евреев, обращенных в христиан и возможно поддерживающих Иудаизм в тайне), пообещав им защиту от инквизиции. Его преемник Юлиан III возобновил эту гарантию. Однако в мае 1555 года на папский престол взошел под именем Павла IV кардинал Караффа. При новом папе отношение к евреям резко ухудшилось. Он считал, что иудаизм несет смертельную угрозу христианской вере. Через два месяца после избрания Павел IV специальной буллой (папский документ, скрепленный свинцовой, а иногда и золотой печатью) распространил на Рим венецианское решение о выселении евреев в гетто. В результате 26 июля 1555 года римские евреи были вытеснены на левый берег Тибра и два месяца спустя окружены стеной. При этом они были вынуждены продать всю свою недвижимую собственность, находящуюся вне территории гетто. Кроме того, согласно папскому решению, евреям запрещалось владеть землей, торговать зерном, а христианам лечиться у еврейских врачей. Почти все синагоги в Риме были закрыты.

Итак, римское гетто стало районом проживания самой древней общины Вечного города. Евреи начали приезжать сюда задолго до того, как был построен Колизей, задолго до того, как на противоположном берегу Тибра появился Ватикан. Поначалу гетто было не очень крупным – на 2000 человек, и занимало небольшую площадь. Его обитатели вынуждены были ютиться в невероятной тесноте. Из-за ограниченности территории дома приходилось строить по тем временам очень высокие – 5-6 этажей. Через 30 лет территорию расширили к Тибру, но это не повлияло на условия жизни, так как в гетто сгоняли евреев со всего папского государства. К концу XVII века там проживало больше 9000 человек. Место, где размещалось гетто, было «гнилым», нездоровым, оно затоплялось при наводнениях. Была там также проблема с питьевой водой: из-за недостатка фонтанов люди пили прямо из реки. В свете всего изложенного жителей гетто непрестанно косили эпидемии. Условия жизни в гетто были тяжелые: его ворота от заката до восхода солнца запирались.

В 1826 году гетто несколько расширили: стену перенесли к площади Маттеи, но за это евреи обязаны были посещать христианские богослужения. За отказ полагался драконовский штраф. И жителям пришлось подчиниться, правда, во время службы они плотно затыкали уши воском.

В 1870 году со светской властью папы в Италии было покончено. Тогда-то и произошло освобождение евреев римского гетто от заточения. Вместе с его стеной разрушению подверглись многие здания, включая старинную синагогу. Казалось, черная страница истории на этом перевернута. Но, увы… Спустя семьдесят лет фашисты возродили гетто.

В октябре 2008 года в средствах массовой информации появилось сообщение, что 5 числа в итальянской столице скончался Леоне Сабателло, последний из обитателей римского еврейского гетто, которые пережили расправу, учиненную гитлеровскими оккупантами 16 октября 1943 года. В тот день он был отправлен в концлагерь Освенцима вместе с тысячами своих товарищей. Сабателло, заключенного с лагерным номером 158621, освободили советские солдаты. Позднее он категорически отказывался посетить Освенцим в качестве «туриста».

Любителям русской словесности, особенно поэзии, хорошо известно стихотворение И. Бродского «Пьяцца Маттеи» (1981). Первое слово переводится как «площадь», а второе – известнейшая итальянская аристократическая фамилия. В комментарии Петра Вайля к упомянутому стихотворению сказано: «Площадь – на краю старого римского гетто, где теперь попадаются кошерные лавочки и закусочные, неподалеку – лучшее в городе заведение римско-еврейской кухни «Piperno”, со специально панированной треской и жаренными артишоками alla giudea». Главной достопримечательностью площади является, пожалуй, один их многочисленных фонтанов Рима – «Фонтан черепах»: четверо бронзовых юношей подталкивают черепах в чашу в виде вазы. Первые четыре строчки стихотворения Бродского буквально завораживают: «Я пил из этого фонтана/ в ущелье Рима./ Теперь, не замочив кафтана, / канаю мимо». Ощущения поэта от описываемой части Рима Вайль передает нам такими словами: «То, от чего становишься физически счастлив».

В нынешние времена бывшее римское еврейское гетто стало «кварталом художников», местом обитания богемы, «римским Монмартром». Шарм этого шумного района завораживает. Здесь встречается старое и новое, библейское и богемное.

Варшавское гетто - жилая зона, созданная нацистами в период оккупации Польши, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек. Немецкому солдату-радисту и по совместительству фотографу Вилли Георгу (Willy Georg), будучи в Варшаве в 1941 году, удалось нелегально пробраться в гетто и отснять четыре плёнки происходящего ужаса, после чего, при задержании, у него был конфискован фотоаппарат, но плёнки сохранились до наших дней.

Торговец газетами за работой

После вступления в Польшу войск Третьего рейха в октябре 1939 года оккупационные власти отдали приказ, согласно которому евреям предписывалось сдать наличные деньги в кредитно-финансовые учреждения. На человека разрешалось оставить не более 2000 злотых.

Молодая еврейка в толпе

В общественном транспорте нацисты расклеивали плакаты оскорбительного характера с целью разжигания межнациональной розни.

Уличные букинисты

Говоря о причинах создания гетто в населённых пунктах Польши, нацисты утверждали, что евреи являются переносчиками инфекционных заболеваний, и их изоляция поможет защитить нееврейское население от эпидемий.

Прохожая

В марте 1940 года ряд городских районов с высокой концентрацией еврейского населения были объявлены карантинной зоной. Из этих районов было выселено около 113 тысяч поляков и на их место заселено 138 тысяч евреев из других мест.

Уличный торговец

Решение об организации гетто было принято 16 октября 1940 года генерал-губернатором Гансом Франком. К этому моменту в гетто находилось около 440 тысяч человек (37 % населения города), при этом площадь гетто составляла 4,5 % площади Варшавы.

Человек без сознания у витрины

Первоначально выход из гетто без разрешения наказывался тюремным заключением сроком 9 месяцев. С ноября 1941 года стала применяться смертная казнь. 16 ноября гетто было огорожено стеной.

Уличный попрошайка

Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода. Во второй половине 1941 года продовольственная норма для евреев равнялась 184 Килокалориям.

Торговля дровами вразвес

Однако, благодаря нелегально поставлявшимся в гетто продуктам питания, реальное потребление составляло в среднем 1125 Килокалорий в день.

Старики, просящие подаяние на улице

Часть жителей была занята на немецком производстве. Так, на швейных предприятиях работало 18 тысяч евреев. Рабочий день длился 12 часов без выходных и праздников. Из 110 тысяч рабочих гетто постоянная работа была лишь у 27 тысяч.

Группа женщин с корзинами на улице варшавского гетто

На территории гетто были организованы нелегальные производства различных товаров, сырьё для которых поставлялось тайно. Продукция так же тайно вывозилась для продажи и обмена на пищу за пределы гетто. Кроме 70 легальных пекарен в гетто работало 800 нелегальных. Стоимость нелегального экспорта из гетто оценивалась в 10 миллионов злотых в месяц.

Пожилой еврей на улице варшавского гетто

Труп жителя варшавского гетто, лежащий на тротуаре

В гетто выделялась прослойка жителей, деятельность и положение которых обеспечивали им относительно благополучную жизнь (коммерсанты, контрабандисты, члены юденрата, агенты гестапо). Большая часть жителей страдала от недоедания. Худшее положение было у евреев, переселённых из других районов Польши. Не имея связей и знакомств, они испытывали трудности в поиске заработка и обеспечении своих семей.

Две женщины, торгующие на улице варшавского гетто

В гетто происходила деморализация молодёжи, образовывались молодёжные банды, появлялись беспризорники.

Старик просящий подаяние

В гетто циркулировали слухи о массовом уничтожении евреев в провинциях Польши. Чтобы дезинформировать и успокоить жителей гетто, немецкая газета «Варшауэр цайтунг» сообщала, что десятки тысяч евреев занимаются строительством производственного комплекса. Кроме того, в гетто было разрешено открыть новые школы и приюты.

Чаепитие на улице

22 июля 1942 года юденрат был проинформирован, что все евреи за исключением работающих на немецких предприятиях, работников госпиталей, членов юденрата и их семей, членов еврейской полиции в гетто и их семей будут депортированы на восток. Еврейской полиции было приказано обеспечить ежедневную отправку 6 тысяч человек на железнодорожную станцию. В случае неисполнения распоряжения нацисты угрожали расстрелять заложников.

Торговцы обувью

В тот же день состоялось собрание участников подпольной еврейской сети, на которой собравшиеся решили, что отправка жителей будет производиться с целью переселения в трудовые лагеря. Было принято решение не оказывать сопротивления.

Овощной торговый прилавок в варшавском гетто

Ежедневно из здания больницы, назначенной пунктом сбора, людей выгоняли на погрузочную платформу. Физически крепких мужчин отделяли и направляли в трудовые лагеря. Кроме того, освобождались занятые на немецких предприятиях. Остальных (не менее 90 %) загоняли по 100 человек в вагоны для скота. Юденрат делал заявления, опровергая слухи о том, что вагоны следуют в лагеря уничтожения. Гестапо распространяло письма, в которых от имени выехавших жителей рассказывалось о трудоустройстве на новых местах.

Истощенный человек, сидящий на тротуаре

В первые дни полиция захватывала нищих, инвалидов, сирот. Кроме того, было объявлено, что добровольно явившимся на пункты сбора будут выданы три килограмма хлеба и килограмм мармелада. С 29 июля началось окружение домов с проверкой документов, не имевших справок о работе на немецких предприятиях отправляли на погрузочную платформу. Пытавшиеся скрыться расстреливались. В этих проверках также принимали участие литовские и украинские коллаборационисты. К 30 июля было вывезено 60 000 человек.

Истощенный ребенок

Двое детей, просящие подаяние на тротуаре в варшавском гетто

21 сентября были окружены дома еврейской полиции, большинство полицейских вместе с женами и детьми были отправлены в лагеря уничтожения.

Чаепитие на улице варшавского гетто

В течение 52 дней (до 21 сентября 1942 года) около 300 тысяч человек было вывезено в Треблинку. В течение июля еврейская полиция обеспечила отправку 64 606 человек. В августе было вывезено 135 тысяч человек, за 2-11 сентября - 35 886 человек. После этого в гетто осталось от 55 до 60 тысяч человек.

Уличные торговцы дровами и углем в варшавском гетто

В последующие месяцы оформились Еврейская боевая организация численностью около 220-500 и Еврейский боевой союз численностью 250-450 человек. Еврейская боевая организация предлагала оставаться в гетто и оказывать сопротивление, тогда как Еврейский боевой союз планировал покинуть гетто и продолжать действия в лесах. Участники организаций были вооружены преимущественно пистолетами, самодельными взрывными устройствами и бутылками с горючей смесью.

Пожилые евреи

С 19 апреля по 16 мая 1943 года в Варшавском гетто произошло вооружённое восстание. Восстание было подавлено войсками СС. В ходе восстания было убито около 7000 защитников гетто и около 6000 сгорели заживо в результате массовых поджогов зданий со стороны немецких войск. Оставшиеся в живых жители гетто в количестве около 15000 человек были отправлены в лагерь смерти Треблинка.

Групповой портрет жителей варшавского гетто

Прохожий подает детям на улице в варшавском гетто

Уличное движение в варшавском гетто. На переднем плане конный катафалк и велосипедист

Похожие публикации