Се время покаяния. Се время благоприятно, се время покаяния…. О нашем безумии и о бегстве от греха

«Се, время покаяния» - это сборник избранных поучений схиархи-мандрита Авраама на воскресные и праздничные дни Великого поста.

Круг великопостных евангельских чтений премудро определен Церковью так, чтобы души слушающих исполнились истинных покаянных чувств: сокрушения духа, надежды на милость Божию и благодарности к искупившему нас Спасителю. Автор книги побуждает читателя взглянуть на знакомые евангельские события и притчи как бы впервые и помогает ему глубоко пережить их смысл.

Особый раздел в книге составляют толкования на Великий канон святого Андрея Критского. Простые, доступные и одновременно исполненные духовного опыта объяснения отца Авраама делают этот канон живым и близким для каждой души, жаждущей покаяния.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

О необходимости возвыситься над собой через смирение

Неделя о Закхее

Покаяние — высшая добродетель.
Неделя о мытаре и фарисее

О Божией любви к человеку.
Неделя о блудном сыне

О важности поминовения усопших.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота

О необходимости жить по Евангелию.
Неделя мясопустная о Страшном суде

О тайном совершении добродетелей.
Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания

ВЕЛИКИЙ КАНОН ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Гимн покаяния.
О Великом каноне преподобного Андрея Критского

О том, что святые искренне считали себя хуже всех

О том, как стяжать дух покаяния

О первородном грехе и покаянии

О том, что и мы причастны греху Адама

Глубина богословия в Великом каноне.
о догмате Пресвятой Троицы

О добродетели трезвения

Как мы можем подражать подвигу праведных Авраама и Исаака

Спасительный ковчег Церковный

О покаянном плаче

О нашем безумии и о бегстве от греха

Жертва Богу — сокрушенный дух

«И вижду Тя умно, Света Превечна...»

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

О почитании святых икон.
Неделя 1-я Великого поста, Торжество православия

О расслаблении нашего ума.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

О самоотречении твердости в вере.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Как преодолеть страстность?
Неделя 4-я, преподобного Иоанна Лествичника

О правильном чтении духовных книг

О том, когда Пресвятая Богородица помогает нам.
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

О том, что покаяние творит великие чудеса.
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской

Непостижимое чудо Спасителя.
Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря

О восприятии евангельских событий сердцем.
Неделя 6-я Великого поста, Ваий. Вход Господень в Иерусалим

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

О духовном и телесном служении Богу.
Великая среда

О достойном и недостойном причащении.
Великий четверток

Невозможное человеку возможно Богу

О принятии Крестной жертвы.
Великий пяток

О Божественном смирении.
Великая суббота

«Постное время светло начнем» - взывает святая Церковь при наступлении Великого поста и в целом ряде умилительных песнопений призывает нас радоваться тому, что «прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира в 1-й день поста), ибо «преблагословенна благодать всечестнаго поста» (седален во вторник).
В то же время святая Церковь напоминает нам, что истинный пост состоит не в одном только телесном воздержании: пост, «приятный и благоугодный Господеви» - это «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (стих. в понедельник 1-й седмицы поста).
Перед самым наступлением Великого поста – в Неделю Сыропустную – св. Церковь приводит нам на память грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая, то есть потерю ими того райского блаженства, для которого они были созданы. Это скорбное воспоминание объясняет нам, для чего нужен пост.

Мы унаследовали от наших прародителей поврежденную грехом природу, а потому и сами грешим – грешим так же, как и они, непослушанием Богу и невоздержанием, увлекаясь всевозможными страстями и пороками, душевными и телесными. Мы не здоровы, а больны, а какой больной не хотел бы выздороветь? Вот св. Церковь и идет нам навстречу, предлагая нам «курс лечения» - святой пост. Через добровольно принимаемый на себя подвиг поста, подвиг послушания и воздержания, мы можем снова восстать и возвратить себе потерянное райское блаженство. Пользу от поста, как могущественного средства освобождения от гнетущей нас греховности, может испытать каждый.
Множество примеров постного подвига дает нам Ветхий Завет. Новый Завет точно так же утверждает важность и необходимость поста. Великим постником был Предтеча Господень св. Иоанн Креститель. Сам Господь Иисус Христос перед выходом Своим на общественное служение человеческому роду, удалившись в пустыню, сорок дней и ночей провел в посте. Во время Своей Нагорной проповеди Он дал наставления, как следует поститься: не для похвалы человеческой, а для Бога (Матф. 6, 17-18). Объясняя Своим ученикам, почему они не могли изгнать беса из приведенного к ним отрока, Господь указал на пост, как на необходимое средство в борьбе с темной бесовской силой: «сей род не исходит токмо молитвою и постом» (Матф. 17, 21).
Постились святые апостолы, отцы Церкви и все великие подвижники христианского благочестия. Они оставили нам множество замечательных наставлений о пользе, важности и необходимости поста, имеющего огромное значение в деле Богоугождения и нашего духовного преуспеяния.
Святитель Василий Великий учил о посте: «Соблюдайте заповедь о посте, почтите седины поста, ибо он так же стар, как род человеческий».
Изречение св. Иоанна Златоуста: «Постящийся легок, глубоко внимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога и горделивую душу смиряет».
«Пост – колесница, возносящая на небо, - учил преп. Ефрем Сирин, - пост – доброе предохранение души, надежный сожитель телу. Пост – оружие доблестным, училище подвижников. Пост – путь к покаянию».
Таких святоотеческих свидетельств можно привести безчисленное множество.
Ничего мрачного, как это кажется некоторым, подвиг поста собой не представляет. Наоборот, правильно проводимый, по уставам Церкви, пост дает необыкновенную духовную легкость и ни с чем земным несравнимую радость. Он дает здравие душе и телу. Не случайно при наступлении Великого Поста святая Церковь радуется и ликует, указывая нам в нем славное поприще борьбы с грехом вплоть до окончательной победы над ним. И всякий, кто понимает это, не может не радоваться при наступлении поста, ибо пост, по образному выражению наших церковных песнопений, есть как бы весна для наших душ. Великий Пост – время духовной отрады для всех кающихся грешников, для всех истинных христиан, возненавидевших фарисеев «гордынный глас» и ревнующих мытаревой «благоумиленной молитве»: «Боже, милостив буди мне грешнику!»
Не будем же лишь внешним образом «отбывать» пост, не забудем, что он состоит не только в отказе от скоромной пищи: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне… да приимем от Христа Бога велию милость» (стихира в среду 1-й седмицы). И как ежегодно проводимый нами Великий пост приводит нас к светлой радости Христова Воскресения, так и жизнь каждого из нас, если мы добровольно и охотно уподобляем ее великопостному подвигу, приведет нас в свое время к преславному воскресению из мертвых, к оправданию на Страшном Суде Божием и к вечной нескончаемой радости в блаженных чертогах райских.

– светлое и благоприятное поприще добродетелей, которое Церковь нам предлагает в определенный период и открывает нам свои двери, чтобы все мы с радостью и добрым расположением вошли в нее, дабы воспринять на себя особый подвиг и принести Богу как дар наше собственное время.

«Се время благоприятное, се ныне день спасения», – такие умиленные слова мы слышим на вечерней службе. Се ныне время благоприятное для служения Богу, время покаяния и время спасения. Святая Четыредесятница характеризуется благодатью покаяния, которое привлекает благодать Святого Духа в сердце человека. По этой причине с первого дня святой Четыредесятницы Мать-Церковь полагает как фундамент прощение и оставление обид между нами. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный» (Ср.: Мф. 6, 14), – говорит Христос в Евангелии.

Когда человек борется со страстями и немощами, он нуждается в присутствии Божественной благодати, потому что это не просто борьба собственными силами с самим собой, страстями, диаволом и миром (в отрицательном понимании этого слова). Также пост не является диетой, которую соблюдают ради телесного здоровья, по строго заданной программе, надеясь только на свои собственные ресурсы. У Великого поста совершенно другой смысл и предназначение. Смысл его состоит в привлечении Божественной благодати в сердце человека, в избегании греха, в том, чтобы умертвить страсти, мертвящие нашу душу. Сердце, очистившееся от страстей, Господь просвещает Своим Божественным светом, и оно становится способным узреть правильный путь в Царствие Небесное. Нам необходимы телесные подвиги и труд поста, но они нуждаются и в Божественной поддержке. Для того мы и просим прощения друг у друга, смиряясь друг перед другом, – чтобы Дух Святой освятил наши души и открыл наши глаза, дабы мы смогли узреть нашу собственную греховность и стали способными всецело развернуть себя к Богу и испросить прощения наших собственных согрешений. Потому что если весь наш подвиг не направлен на прощение грехов и благословенное состояние покаяния, то тогда он, к сожалению, остается бесплодным.

Путь покаяния сопряжен с душевной болью и слезами, но только такое покаяние приносит свои плоды

Подвиг покаяния, по учению отцов Церкви, очищает сердце человека. «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50: 9), – говорит божественный Давид в Псалтири. Сам путь покаяния сопряжен с сердечным сокрушением, с душевной болью, слезами и сожалением о соделанных грехах. Однако только такое покаяние приносит свои сладостные плоды, потому что лишь такое подлинное покаяние «смывает» с нас бремя греховности. Сердце, предочищенное покаянием, снова посещает Божественная благодать, которая нас обновляет, облегчает нашу совесть и возвращает нас в состояние первозданности, к тому, какими нас создал Бог, творя по Своему образу и подобию. Вот в чем заключается покаянный подвиг святой Четыредесятницы.

Телесный пост, бдение, множество долгих богослужений и стояние на них, коленопреклонения – все эти подвиги Великого поста направлены на то, чтобы привести уязвленное грехом сердце человека в умиление. Это окаменевшее, бесчувственное ко всему духовному от бесчисленного множества грехов сердце человека, которое не в состоянии принести равносильный своим грехам плач, потому что удалилось от Бога, Церковь своим аскетическим, покаянным настроем и учением сначала раскрывает, делает более чувствительным и наконец «сокрушает» всю его окаменелость. От этого сокрушения, этих методических «ударов» по сердцу человек постепенно приходит в умиление, умиление же, в свою очередь, очищает нашу душу, обновляет ее и просвещает.

В самом начале подвиг покаяния можно уподобить попаляющему огню, сжигающему в человеке все ветхое, он оставляет в душе некое томление; потом, когда христианин упражняется в покаянии постоянно, этот огонь уже не обжигает, но превращается в свет, который его просвещает, услаждает и извещает, что Иисус Христос простил его и Сам является Сладчайшим Светом, по сравнению с Которым все мирские блага меркнут.

Так давайте же приступим к этому подвигу с большой ревностью, а не с малодушием и трусостью. Человек трусливый нисколько не преуспеет на сем пути, потому что он нисколько не причастен к Царствию Небесному, так как полагается только на свои собственные силы. Он забывает о Всемогуществе Божием, он забывает о том, что говорит апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13); и еще: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27); и еще: «ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Я всё могу – не сам по себе, конечно, и не своими силами, но силой Христовой, которая меня укрепляет. С такими мыслями и радостным настроением мы должны приступить к этому благословенному подвигу; святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: мы, подобно львам, готовящимся к прыжку, даже и помыслить не должны, что не выдержим подвига Великого поста.

«С нами Бог», – поется на великом повечерии, а если Он с нами, то нас не оставит, но даст нам силы. Дай Богу свое доброе расположение, и получишь от Него силу совершить дело спасения своей души, а не только пройти весь Великий пост.

Если же нам по телесной немощи не удается держать пост так, как это предписывает Устав Церкви, то мы должны взять благословение у духовника на послабление поста, нисколько не смущаясь, так как в Церкви существует такое понятие, как икономия (то есть бережное отношение к кому-либо или чему-либо).

Кто нам мешает смириться и покаяться, кроме самих себя?

Кто нам мешает смириться и покаяться, кроме самих себя? Для смирения от человека не требуется, чтобы он был молод и полон телесных сил. Ему нужно лишь иметь смиренное о себе мнение, всеми силами избегать греха и постоянно иметь сердце сокрушенное. Мы все, молодые и старые, здоровые и больные, можем привлечь в свое сердце благодать, рождающуюся от смирения. То, что требует от нас Господь, – это наше сердце: все его желания и любовь должны быть устремлены к Богу – «сыне, даждь Ми сердце твое». Нам удастся это, если мы освободимся от самих себя и от страстей, связывающих нас. Пост является на этом пути только первой, но очень необходимой ступенькой, которая возводит нас к мужественному состоянию, в котором мы «обрываем» всю связку страстей. А потом мы с большим дерзновением в духовной борьбе сможем избавиться от злобы, лукавства и всего того, что очерняет икону Божию – человека. Но всем нам, повторю еще и еще раз, необходимо приобрести смирение. А о том, как достичь смирения, очень много написано в аскетической литературе.

Человек смиренный с легкостью может покаяться в своих грехах, помолиться, вернуть здравое состояние души и тела. Гордый же покаяться не может. Он не может трезво оценить действительное положение вещей: понять, что он нуждается в поддержке Бога. Гордый никогда не испытывает чувства вины. Он всегда прав, он никогда не скажет «Прости», он все время оправдывает себя. И что еще хуже, в его жизни нет Христа. Христос в сердцах тех, кто смиренно признаёт себя грешником и кается, но никакого места для Него нет в сердце, исполненном гордости. «Бог гордым противится, а смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6), – сказано в Священном Писании.

Давайте примем решение в этот благословенный период вместе с телесным подвигом поста наибольшее внимание уделять покаянию. Поразмыслим над тем, какую жертву принес ради нас Христос, над тем, как Он любит нас и как далеко мы от Него находимся. Видя это расстояние, отделяющее нас от Бога, да будем сокрушаться об этом, да будем умолять Его, чтобы Он простил нам наши грехи, приблизился к нам и вошел в наше сердце. И да будем уверены, что Господь, видя такое наше смирение, придет в наше сердце, утешит нас и поддержит, удостоверит нас в Своей любви и в нашем спасении.

В Церкви мы живем не ложными утопическими идеями, не нравственной набожностью, но живем личным опытом общения с Богом. Бог всегда «обращает Лицо Свое» к нам, Он всегда рядом, и человек призван обрести свой личный опыт общения с Богом, который становится для него самым значимым, самым главным опытом его жизни. Примером служат нам святые, в жизни которых было явное присутствие Бога.

Живя так, мы со временем станем подлинными христианами. А исполнение евангельских заповедей, если мы будем следовать этому постоянно, в свое время принесет достойный плод, преображая нашу сущность, соделывая ее храмом Святого Духа и благословенным сосудом Божиим.

Проповедь архимандрита Алексия (Поликарпова) , наместника Свято-Данилова монастыря в Москве.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сей благословенный вечер мы стоим на пороге Святой Четыредесятницы Великого и славного поста – времени делания, времени спасения души.

Сегодня с трепетом и робостью вступаем мы в это великое поприще. Господь не желает смерти грешника, но «еже обратитися… и живу быти ему» (Иез. 18:23), дает и нам время для исправления, время для улучшения нашей жизни. «Се весна покаяния, се время исправления», – так взывает к нашим сердцам Святая Православная Церковь, призывая нас в эти дни ко спасению, чтобы мы, покаявшись, исправились.

Для того, чтобы мы смогли пройти это поприще, чтобы у нас была духовная нива для исправления наших черствых сердец и мы смогли иметь духовные плоды святого поста, мы должны стяжать благодать Божию, Божию силу через покаяние, через исправление наших грехов. И, прежде всего, мы должны примириться с ближними нашими. Господь в Евангелии, которое читали сегодня на Литургии, говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Как мы желаем, чтобы нам прощали грехи, так и мы должны простить ближним нашим.

А ближний наш – это всякий человек, с которым мы общаемся. Ближний – это тот, который, может быть, обижен на нас, тот, который претерпел от нас неправду. И когда мы, делая поклон, просим прощения и говорим: «Прости ради Христа», – не всегда за этим стоит искреннее и горячее сердце. Мы часто говорим слова, но в нас нет искреннего движения к Богу и ближнему нашему. Мы можем говорить и не делать. Мы можем оскорбить ближнего не только делом, мы можем оскорбить словом, движением, взглядом. Это тоже оскорбление, и за это надо просить прощения.

Мы испрашиваем друг у друга прощения и, кажется, не имеем зла, однако помним обиды, нанесенные нам. Если мы радуемся, когда нашего обидчика бесчестят и злословят, это говорит о том, что мы помним зло, что не простили обиды. Если даже мы не радуемся его бедам и сочувствуем, когда он претерпевает оскорбления, но не радуемся вместе с ним его успехам, – это также плод злопамятства, как говорят святые Отцы. А надо простить все, простить искренне, от всего сердца.

Простить – значит забыть, не помнить, не причинять зла ближнему, не иметь в сердце никакого злого движения или не мыслить о нем злое. Но высшая мера – радоваться радостью ближнего. Вот тогда можно сказать, что искоренены все наши нечистые, все греховные чувства.

Настоящая любовь и настоящее прощение простираются даже до смерти. Мы имеем много примеров христианского отношения к врагам. Вот пример из истории Церкви: один военачальник был смертельно ранен своим слугой-еретиком. На смертном одре, уже умирая, военачальник призвал слугу к себе и сказал: «Дай свою руку, которая нанесла мне смертельную рану, и я дам тебе свою; в знак любви и прощения я дарю тебе свободу и жизнь. Ты только скажи, – обратился умирающий к слуге, – за что же ты убил меня? Я всегда любил тебя и старался делать только добрые дела». Потрясенный слуга ответил: «Я думал, что, убив тебя, я принесу пользу своей религии». Умирающий христианин воскликнул: «Какова же твоя религия, которая заставляет убивать ближнего своего?! И какова же наша вера, которая повелевает любить врагов своих! Нам наша вера, наш Господь Спаситель заповедуют: «Любите врагов ваших»» (Мф. 5:44; Лк. 6:27,35).

К этой истинной вере мы все принадлежим. Мы все именуем себя православными христианами. Значит, мы должны прощать друг друга, не помнить обид, и только тогда с Божией помощью и с благодатью, которую подает нам Господь, вступить на это великое поприще спасительного поста Четыредесятницы и достигнуть Светлого Христова Воскресения. Каждый знает свою немощь, свою слабость – трепещет и просит помощи Божией.

Будем же здесь в этот вечер искренне просить друг у друга прощения и приложим наши слова к делам, которые будут свидетельствовать о нашем исправлении.

Я, как человек немощный и грешный, прошу прощения у братии святой обители, у вас, братья и сестры, если кого обидел, осудил, соблазнил своим недостойным поведением, оскорбил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами. Прошу прощения и святых молитв. Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас. Аминь.»

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

«Се, время покаяния» — это сборник избранных поучений схиархимандрита Авраама на воскресные и праздничные дни Великого поста.
Круг великопостных евангельских чтений премудро определен Церковью так, чтобы души слушающих исполнились истинных покаянных чувств: сокрушения духа, надежды на милость Божию и благодарности к искупившему нас Спасителю. Автор книги побуждает читателя взглянуть на знакомые евангельские события и притчи как бы впервые и помогает ему глубоко пережить их смысл.
Особый раздел в книге составляют толкования на Великий канон святого Андрея Критского. Простые, доступные и одновременно исполненные духовного опыта объяснения отца Авраама делают этот канон живым и близким для каждой души, жаждущей покаяния.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
О необходимости возвыситься над собой через смирение. Неделя о Закхее
Покаяние — высшая добродетель. Неделя о мытаре и фарисее
О Божией любви к человеку. Неделя о блудном сыне
О важности поминовения усопших. Вселенская родительская (мясопустная) суббота
О необходимости жить по Евангелию. Неделя мясопустная о Страшном суде
О тайном совершении добродетелей. Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания

ВЕЛИКИЙ КАНОН ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО
Гимн покаяния. О Великом каноне преподобного Андрея Критского
О том, что святые искренне считали себя хуже всех
О том, как стяжать дух покаяния
О первородном грехе и покаянии
О том, что и мы причастны греху Адама
Глубина богословия в Великом каноне. О догмате Пресвятой Троицы
О добродетели трезвения
Как мы можем подражать подвигу праведных Авраама и Исаака
Спасительный ковчег Церковный
О покаянном плаче
О нашем безумии и о бегстве от греха
Жертва Богу — сокрушенный дух
«И вижду Тя умно, Света Превечна…»

ВЕЛИКИЙ ПОСТ
О почитании святых икон. Неделя 1-я Великого поста, Торжество православия
О расслаблении нашего ума. Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы
О самоотречении твердости в вере. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
Как преодолеть страстность? Неделя 4-я , преподобного Иоанна Лествичника
О правильном чтении духовных книг
О том, когда Пресвятая Богородица помогает нам. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
О том, что покаяние творит великие чудеса. Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской
Непостижимое чудо Спасителя. Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря
О восприятии евангельских событий сердцем. Неделя 6-я Великого поста, Ваий. Вход Господень в Иерусалим

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
О духовном и телесном служении Богу. Великая среда
О достойном и недостойном причащении. Великий четверток
Невозможное человеку возможно Богу
О принятии Крестной жертвы. Великий пяток
О Божественном смирении. Великая суббота

Похожие публикации