Самый большой японский линкор. Линейные корабли типа Yamato. Наиболее характерные конструктивные особенности

Линкоры «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Около 263 метров в длину, 40 в ширину, водоизмещение в 72 810 тонн, 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.

«Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.


Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%. Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядосопротивляемость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор.

Линкор в процессе постройки


Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.

Последний поход «Ямато»

Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.

Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.


4 апреля состав эскорта линкора уменьшился на 1 корабль. Эсминец «Хибики» вблизи базы столкнулся с плавающей миной и вышел из строя. На следующий день в 15 часов соединение получило окончательный приказ о выходе в море. В 17:30 с линкора на берег были отправлены все кадеты, проходившие на нем практику, а также больные. Все дерево, которое находилось на корабле, было выброшено за борт или отправлено на берег. Поэтому матросам и команде пришлось провести все вечернее время, распивая выданное в поход сакэ, сидя на корточках – ни стульев, ни столов на корабле не осталось.

Настроение на «Ямато» было приподнятым и вместе с тем обреченным. В 18 часов команда надела чистую форму, было зачитано обращение командующего флотом, которое экипаж встретил троекратным «Банзай». Дальнейшая судьба судна и моряков уже всецело находилась в руках противника.

Американцы не упустили свой шанс. Уже через 1 час 40 минут после выхода эскадра была обнаружена американскими подлодками, а утром 7-го апреля и разведгруппой из состава 58-го ударного авианосного соединения. Сначала американцы собирались пропустить соединение как можно дальше на юг и лишь потом атаковать. С 9:15 утра группа из 16 американских истребителей начала осуществлять постоянное слежение за эскадрой. Американцы были настолько уверены в победе, что передавали сообщения о перемещении японцев открытым текстом, данные сообщения перехватывались на линкоре и никак не способствовали поднятию боевого духа на корабле.

В 11:15 японская эскадра неожиданно повернула на юго-восток, опасаясь, что японцы идут вовсе не к Окинаве, и, не желая упустить такую лакомую добычу, американцы приняли решение атаковать. Первые группы самолетов с авианосцев 58-го ударного соединения, которое находилось примерно в 300 милях от эскадры, начали взлет еще в 10 часов. Ударная группа для уничтожения японской эскадры насчитывала 280 самолетов, из которых 98 были торпедоносцами «Авенджер». Фактически в атаке приняло участие 227 машин, еще 53 просто «заблудились» и не нашли цель. Помимо этого еще 106 самолетов вылетели для ударов по эскадре, но опоздали принять участие в бою.

Линкор в бою, видно попадание в него бомбы


Первая атака на линкор началась в 12:20, в ней приняло участие до 150 самолетов. В это время эскадра шла со скоростью в 24 узла и вела огонь из всех своих орудий, включая 18-дюймовки «Ямато». Первые американские атаки были направлены против кораблей, идущих в ордере первыми, – эсминца «Хамаказе» и крейсера «Яхаги». Эсминец затонул уже после попадания первой торпеды. В этой же атаке в «Ямато» попало 3-4 авиационных бомбы, которые повредили ряд 127-мм орудий и зенитных установок, а также вывели из строя пост управления огнем средним калибром. В 12:41 по японским данным линкор получил еще 2 попадания бомб вблизи грот-мачты, в результате чего была выведена из строя РЛС типа «13». В это же время по японским данным линкор получил попадания 3-4 торпед, хотя достоверными выглядят лишь 2 попадания, оба в левый борт. Повреждения от торпед привели к значительным затоплениям, особенно во внешнем машинном отделении левого борта, у линкора появился крен в 5-6 градусов, который в результате контрзатоплений удалось уменьшить до 1 градуса.

Вторая волна атаки началась в 13 часов. В это время «Ямато» шел со скоростью 22 узла. Американские пилоты, оказавшись под плотным огнем, применяли весьма эффективную тактику. Заходя с носа линкора и переводя самолеты в пологое пикирование, они стреляли из бортового , стараясь двигаться зигзагами, не оставаясь на одном курсе. Японские средства ПВО просто не поспевали за ними (они отличались недостаточной скоростью горизонтальной и вертикальной наводки). Помимо этого, японские наводчики были подавлены количеством американских самолетов, что также сказывалось на эффективности их действий. Этого не отрицали и оставшиеся в живых участники последнего боя линкора.

Примерно 50 самолетов из участвовавших в атаке не добились бомбовых попаданий в «Ямато», но из атаковавших линкор 20 торпедоносцев как минимум 4 смогли поразить цель (3 торпеды в левый борт, 1 в правый). В результате торпедной атаки корабль получил крен в 15-16 градусов, скорость судна сократилась до 18 узлов. Контрзатоплением вновь удалось уменьшить крен, в этот раз до 5 градусов, поступление забортной воды было взято под контроль. В результате торпедной атаки вышла из строя вспомогательная рулевая машина, было повреждено электрооборудование, вышла из строя часть артиллерии. Положение линкора еще не было критическим, но резервы живучести и устойчивости уже были на пределе. Видимо, 6-7 торпед были тем пределом, который могли выдержать корабли этого класса.

В 13:45 началась последняя атака на раненый линкор, в ходе которой «Ямато» поразили, по меньшей мере, 4 торпеды, снова большей частью в левый борт (1 в ПБ, 2-3 в ЛБ). Также в линкор попало несколько авиационных бомб, которые привели к сильным разрушениям в средней части корпуса, практически разметав всю находившуюся здесь зенитную артиллерию. Скорость судна упала до 12 узлов. В это время на линкоре работал лишь один гребной вал, а вскоре были оставлены матросами и затоплены все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход, его крен на левый борт вновь достиг 16 градусов. Огромные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили экипаж возможности вести борьбу за спасение судна.

Взрыв линкора "Ямато"


Линкор пытались прикрыть эсминцы ПВО «Юкиказе» и «Фуютсуки», лишь два этих корабля выполняли свою задачу до конца, обладая значительной скоростью и сумев избежать серьезных повреждений. В это время линкор уже агонизировал, крен на левый борт достиг 26 градусов, ни одно из 127 противоминных или зенитных орудий не могло вести огонь, как и большинство зенитных автоматов. Вышло из строя рулевое устройство и средства связи.

Башнеобразная надстройка была изрешечена пушечно-пулеметным огнем: персонал надстройки понес тяжелые потери. В центре этого ада сидел командир эскадры вице-адмирал Ито. Адмирал не произнес ни слова с того момента, как началась атака, предоставив управление командиру судна, возможно, пытаясь таким образом выразить свое отношение против того безнадежного дела, которое он все-таки должен был выполнять.

В тот момент, когда «Ямато» завалился на борт с креном в 80 градусов, раздался чудовищной силы взрыв. Мощность его была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км. Причина взрыва могла быть лишь одна – детонация пороховых погребов главного калибра (около 500 т. взрывчатки), при этом, что именно спровоцировало взрыв, навсегда останется неизвестным.

Вместе с кораблем погибли 2498 членов экипажа, включая командира эскадры и капитана судна. Всего же в сражении, кроме линкора, были потоплены 4 эсминца и крейсер, а общее число погибших достигло 3665 человек. В последнем бою «Ямато» сбил 5 самолетов и повредил 20, все соединение уничтожило 10 самолетов: 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя – не слишком дорогая цена за гибель гордости флота и кораблей эскорта. Всего в «Ямато» попало около 10 торпед с 270 кг. «торпекса» (эквивалент 400 кг. ТНТ) и 13 авиационных бомб по 250 кг.

30°43’N 129°04’E — 67 лет назад «Ямато» улегся на дно и остается по этим координатам к северу от Окинавы до сих пор . Можно отметить годовщину, посмотрев как у него там дела сейчас. В купили в музее еще пару дисков, один из которых вроде как и ничего — картинки из него.

Диск называется SENKAN_YAMATO (сигнатура на диске) — остальное мне не понятно — по-английски там ничего не написали. Про погружение к «Ямато» двух аппаратов «Jules» и «Jim» — помогали люди европейской наружности. Немного текста от участников событий 7 апреля 45 года — американский пилот палубной авиации и японские моряки (от 83 лет, судя по титрам). Собственно — погружение + немного хроники, датированное 1999 годом. Рассказывать про все кино интереса нет — зато можно посмотреть характерные места, который узнаются с первого взгляда. Чтобы были не просто скриншоты — местами сростил панорамно — чтобы «такого в кино нет» было.

Рассказывали в кино обстоятельно — это, я так понимаю, Куре — по крайней мере очень все похож — от порта до мелких островов мимо которых мы плавали на Этадзиму. Строили «Ямато» тут.

Возможно и снимок закладки «Ямато» аутентичный. Это со стороны моря снимали.

Не особо избитый кадр — видимо какая то часть надстройки.

Ну и на дно. Там везде валяются снаряды главного калибра.

127 мм гильзы. Не особо обросли.

Гильзы от 25-мм зенитных автоматов.

Местами совсем как новое что то блестит латунью. С этого места как то укрепилось ощущение что никого тут нет кроме — только вот нечастые рыбы проплывают. Вроде и вещи местами как новые, и куча народу там осталась, а как то все «покинуто» в каком то метафизическом смысле.


Сначала погружавшиеся захотели посмотреть носовую часть. Хризантема на месте и понятно почему ее нет в на Этадзиме — не демонтирована, а может и по каким соображениям не демонтировали. Хотя схожие носовые украшения с «Муцу» и какого то эсминца там есть.

Носовая часть. Узнается по первым же кадрам. Аппарат опускается довольно плавно — можно сделать скриншотов и быстро сростить в панораму. 90 метров носовой части при взрыве отделились от корпуса и лежат почти ровно на киле, разве что эта часть на правый борт завалена.


Это из музея «Ямато», наверное, — весь «сайт» обзорно.


Самый нос. Видно цепи, уходящие в клюзы. Тренога флагштока. Панорамно/кликабельно, но качество не улучшится.


Плохо видно — граница металлической и деревянной части палубы на носу.


Сама тиковая часть палубы сейчас вот такая — только крепления остались какие то что ли .


Видно ряды этих «креплений».


Тоже на носу — перед первой башней ГК — канаты так и намотаны. Больше и не размотает никто.


Треугольную мачту тоже нельзя не узнать. Огнем взрыва ее где то в пол-первого в тот день должно было тронуть первыми попаданиями.


Вроде башня ГК лежит сбоку. Башни, конечно же, вывалились при перевороте корпуса.


А это из всего подбашенного вид наверх.


7 апреля 1945 тут в последний раз повернулось 2500 тонн первой башни главного калибра. Вспомнилось, почему то из Стругацких — «реакторное кольцо».


А когда то это на верфи выглядело так. Хорошо видно ролики по которым она с присущим ужасающим грохотом поворачивалась.


Сейчас эти ролики выглядят так.


С этой катапульты (думаю она) запускали корректировщики.


Вроде она же с торца. И снаряд главного калибра.


Дошли до другой половины, которая лежит перевернувшись. Винты немного обросли.


Сразу два панорамно в кадре.


Два в кадре и едва видно киль.



Руль, наверное, немного покрутился после удара о дно и замер в этом же положении уже до момента, когда что нибудь там утратит прочность от ржавчины и он не обрушится рядом с глухим стуком. Как отпиленный люк в к/ф «Чужие».


Сложно местами представлять — но это практически точно кормовая оконечность, которую при ударе так смяло.


Если и упадет — то в кучу снарядов ГК рядом. Может даже и сдетонирует что то, хотя уже и врятли к тому времени.


Наверное, никто так киль больше и не видел.



Есть какой то призрачный шанс что эти люди из этого же автомата и стреляют на этой фотографии.


Закрытая установка лежит на грунте ровно.


155-мм башне так не повезло — после полета на глубину 350 метров она осталась перевернутой.


Вход в башню с тыльной стороны. Может кто и успел выбраться.


Носовая башня ГК.


И один из дальномерных рогов.


Тока тут тоже с 45 года нет, но проводка местами сохранилась.


Самый верх носовой надстройки.


Место разлома, мало что понятно, даже силу взрыва представить сложно. Панорамно вышло.


Подняли мелочей разных вроде крышки для емкости с порохом — по крайней мере так написано в Музее «Ямато». Сейчас приятно ощущать близость к происходящему — крышка там одна — т.е. в кино вот ее и поднимают — ту что мы видели.


Эту дудку мы потом и увидим в музее.

67 лет так и лежит успокоившийся гигант. Ничем особо не оброс, и рыб вокруг не много плавает. Вобщем тихо и спокойно там все.



В 1927 г. и в 1933 г. на корабле во время военных учений находился император Хирохито. С 1933 по 1936 год «Муцу» проходил модернизацию, как и однотипный «Нагато».


С декабря 1941 года и до июня 1942 на линкоре постоянно проводились учения. В битве у атолла Мидуэй «Муцу» входил в главные силы эскадры адмирала Ямамото но активных действий не предпринимал.


Участвовал в сражении у Восточных Соломоновых островов.


8 июня 1943 в 12.13 в Хиросимском заливе, между Хасирадзимой и островами Суо-Осима на «Муцу» произошёл взрыв погре­бов кормовых башен. Первыми его заметили на линкоре «Нагато», который в тот день направлялся в Хасирадзиму. Первыми к месту взрыва были направлены два катера с линкора «Фусо», которые приняли на борт большую часть спасшихся моряков. На место катастрофы также прибыли шлюпки с крейсеров «Могами» и «Тацута», подошли эсминцы «Таманами» и «Вакацуки».

В районе катастрофы была объявлена противолодочная тревога, так как первой версией случившегося была атака из-под воды. Однако основной причиной взрыва является, скорее всего, халатность экипажа. После взрыва корабль разломился на две части и затонул. Из 1474 членов экипажа «Муцу» удалось спасти 353 человека. В числе погибших оказались командир линкора «Миёси» и старший офицер Оно Коро. На линкоре находилась также группа морских лётчиков, из которых удалось спасти только 13 человек.


В июле 1944 г. японцам удалось откачать с «Муцу» 580 тонн топлива, но поднять корабль не удалось.

Линкор «Муцу» типа «Нагато».




Сравнительные ТТХ японских линкоров Первой мировой войны
«Кавачи» «Фусо» «Исэ» «Нагато»
Полное водоизмещение, т 22 900 34 700 36 500 38 500
Артиллерия главного калибра 4×305-мм/50

8×305-мм/45

12×356-мм/45 12×356-мм/45 8×410-мм/45
Противоминный калибр 8×120-мм/40

12×76-мм/40

16×152-мм/50 20×140-мм/50 20×140-мм/50
Бортовое бронирование, главный пояс мм 102 - 305 102 - 305 102 - 305 102 - 305
Бронирование палуб, мм 30 30 - 76 34 - 55 50 - 76
Бронирование башен ГК, мм до 280 203 - 305 203 - 305 203 - 356
Энергетическая установка паротурбинная,

25 000 л.с.

паротурбинная,

40 000 л.с.

паротурбинная,

45 000 л.с.

паротурбинная,

80 000 л.с.

Максимальная скорость, узлов 20 22,5 23 26,5



Самозатопление кайзеровского флота в Скапа-Флоу в 1919 году безоговорочно вывело японцев на третье место в мире после Британии и Соединенных Штатов. Однако Страна восходящего солнца не собиралась надолго оставаться третьей. После первой мировой войны, в которой участие Японии было скорее символическим, в строй вошли два самых быстроходных и, возможно, самых сильных линкора в мире — «Нагато» и «Муцу». Но в планах японских адмиралов они уже через 10 лет становились вполне рядовыми в восьмерке линейных кораблей новой программы «8+8″. На место «лидеров» прочили заложенные в 1920 году две единицы типа «Тоза» полным водоизмещением свыше 44 тыс. т и четыре еще более мощных — типа «Овари».


Их предполагалось вооружить десятью 16-дюймовыми орудиями в двухорудийных башнях (две в носу и три в виде ставшей впоследствии традиционной для японских крейсеров «горки» — в

корме). Бронирование при этом оставалось на прежнем уровне, зато скорость возрастала до 27 узлов на «Тозе» и до 29,5 — на «Овари». В результате флот получил бы две дивизии скоростных и очень сильно вооруженных линкоров. Подобную операцию предполагалось осуществить и с линейными крейсерами. Заложенные в 1920-1921 годах «Амаги», «Акаги», «Атаго» и «Такао» оставляли вне игры все суда этого класса, включая могущественный «Худ». Они были практически полностью аналогичны линкорам типа «Овари»; отличия состояли лишь в скорости (линейные крейсера имели на 0,5 уз. больше) и толщине главного пояса (где преимущество имели линкоры — 295 вместо 254 мм).


Намерения японцев казались исключительно серьезными. Верфи фирмы «Мицубиси» в Нагасаки продемонстрировали высокую скорость постройки, и уже в конце 1921 года «Тоза» и «Кага» сошли на воду. Остальные единицы «линии баталии» также строились полным ходом. Ни ослабевшая после войны Англия, ни набиравшие все большую экономическую мощь, но все еще недостаточно опытные в строительстве флота Соединенные Штаты не могли немедленно ответить столь же обширной программой. Зато они сумели добиться победы на дипломатическом поприще. Заключенное в 1922 году Вашингтонское соглашение нанесло самый сильный удар по Японии. Из шести строившихся новых кораблей им с большим трудом удалось сохранить только два (линкор «Кага» и линейный крейсер «Акаги»), да и то лишь в качестве «заготовок» для авианосцев. Страна не только понесла серьезные материальные потери, но и оставалась навечно третьей: соотношение с Британией и США как 5:5:3 закреплялось на 20 лет с перспективой последующего продления такой ситуации. Японцы почувствовали себя глубоко уязвленными. Но противостоять сильнейшим государствам планеты они не могли — с большим трудом удалось отстоять новейшие «Нагато» и «Муцу».



Теперь возможность усиления флота ограничивалась лишь модернизацией уже имевшихся кораблей. Здесь позиции японцев оказались наименее предпочтительными. В их распоряжении имелись три недостаточно бронированных линейных крейсера типа «Конго» (соответствовавшие британским «лайонам», исключенным из списков по тому же соглашению!) и четыре линейных корабля типа «Исэ» и «Фусо», хотя и сильно вооруженных, но так же неважно защищенных. В числе козырей оставались оба «Нагато» и… скорость японских кораблей.


Инженеры Страны восходящего солнца взялись за дело чрезвычайно серьезно. Все старые корабли в течение последующих 15 лет прошли по две-три большие модернизации, не считая многочисленных мелких переделок. Первыми уже в 1924 году вошли в док новейшие «Нагато» и «Муцу». Их передние трубы были «отогнуты» назад — таким образом уменьшилось задымление постов управления огнем. Тогда же на линкорах появились гидросамолеты. Массивная семиногая фок-мачта начала обрастать дополнительными мостиками и платформами. В результате модернизаций надстройки всех японских боевых кораблей постепенно превратились в «пагоды». В 1936 году с лучших линкоров Объединенного флота сняли пару 140-мм пушек, и вместо них установили восемь 127-мм зениток. Через год «Нагато» и «Муцу» поставили на самую большую в их истории модернизацию, занявшую свыше двух лет. В ходе работ была усилена горизонтальная броня (над всеми жизненными частями она превысила 8 дюймов), увеличен угол возвышения орудий главного калибра, установлены новые системы управления огнем, а также противоторпедные були, увеличившие общую ширину почти до 35 мм. В результате водоизмещение корабля возросло настолько, что, несмотря на полную замену турбин, котлов и удлинение корпуса на 9 м (с целью обеспечить оптимальные обводы), скорость снизилась до 25 узлов. Одновременно корабли лишились всех своих восьми торпедных аппаратов, абсолютно бесполезных в эпоху боя на дальних дистанциях, а также красиво изогнутой передней трубы — дымоходы от новых, меньших по размерам, котлов удалось вывести в единственную оставшуюся трубу.


Самые старые линкоры — «Фусо» и «Ямасиро» — подверглись большой модернизации в 1930-1935 годах. Из старых корпусов было выжато все, что можно, и даже более того. После установки булей ширина корпуса увеличилась на 4 м; в корме корпус удлинили почти на 8 м, чтобы иметь возможность разместить новые механизмы. Мощность кораблей возросла почти в два раза, что позволило им развивать скорость около 24,7 узлов. Значительно усилилась броня палуб; главная артиллерия после увеличения углов возвышения могла стрелять на 17 миль. На «Фусо» и «Ямасиро» осталось всего по четырнадцать 152-мм пушек, зато они получили стандартное для модернизированных единиц зенитное вооружение: восемь 127-мм зениток и шестнадцать 25-мм автоматов. До неузнаваемости изменился силуэт кораблей. Передняя труба исчезла, а вместо стройной треногой фок-мачты появилась высоченная «пагода».


Следующая пара, «Исэ» и «Хиуга», переоборудовалась в два приема. В 1926-1928 годах работы оказались в основном «косметическими». Хотя линкоры в ходе этой и следующей модернизации, проведенной в 1930-1931 годах, получили не только многочисленные мостики и платформы на мачте, но также гидросамолеты и более совершенные системы управления огнем, они уже к середине 30-х годов не соответствовали новому стандарту, прежде всего по скорости. Поэтому уже в конце 1934 года «Хиуга» вновь был отправлен в док, а в середине следующего года за ним последовал его систершип. Работы в основном повторяли то, что было проделано с «Фусо»: установка булей, удлинение корпуса, усиление брони палуб, замена части средней артиллерии на зенитки и увеличение угла возвышения 356-мм орудий. Новые котлы и турбины позволили обновленным линкорам развивать скорость свыше 25 узлов. Таким образом, к 1936 году небольшой линейный флот Японии состоял из шести довольно однородных, полностью обновленных единиц.


Тяжелее всего пришлось японцам с линейными крейсерами. Конечно, усиление их явно недостаточной 203-мм бортовой брони оказалось практически невозможным (проще было бы построить новый корабль, но это запрещалось Вашингтонским соглашением!), зато все остальные прорехи заделывались довольно успешно. Японии, единственной среди всех участников договоров о разоружении, удалось даже сохранить формально разоруженную для учебных целей единицу — четвертый линейный крейсер «Хиэй». С него сняли одну башню, всю среднюю артиллерию, большую часть котлов и даже бортовую броню. «Калека» имел скорость всего 18 узлов, и, казалось, у него одно будущее — дорога на разделку. Однако корабль включили в план обширной модернизации, намеченной на конец 30-х годов. К этому времени три его систершипа — «Харуна» (в 1927 году), «Кирисима» (в 1929-м) и «Конго» (в 1930-м) уже прошли первый этап работ. Их оборудовали противоторпедными булями, установили дополнительную палубную броню, увеличили угол возвышения орудий и снабдили гидросамолетами.


Вместо 36 старых котлов линейные крейсера имели теперь 16 вполне современных; однако смешанное угольно-нефтяное отопление все еще оставалось. Окончательное решение проблем, связанных с энергетической установкой, отложили до второй, не менее обширной перестройки. Первым на нее вновь, в 1933 году, отправился «Харуна», а последним, после «Конго», — «Хиэй», работы на котором завершились в начале 1940 года. На сей раз механизмы были полностью заменены на новые, число котлов сократилось до 8 (на «Харуне» — до 11), а скорость превысила 30 узлов — линейные крейсера опять стали самыми быстроходными среди японских «кораблей линии». Значительные изменения претерпело вооружение. Окончательно исчезли ненужные торпедные аппараты, количество 152-мм стволов сократилось до четырнадцати, зато появились стандартные восемь 127-мм зениток и 25-мм автоматы. В таком виде идеологические «дети» лорда Фишера стали очень опасными противниками для американских и британских тяжелых крейсеров.


В результате проведенных модернизаций японские корабли, безусловно, стали намного сильнее, однако основная идея, состоявшая в том, что каждый линкор Страны восходящего солнца должен превышать по силе боевую единицу вероятного противника, оказалась под угрозой. И США, и Англия в конце 30-х годов наконец-то приступили к постройке нового поколения быстроходных и сильных линейных кораблей. Необходим был ответный ход, и он оказался просто сокрушительным.


Проектирование сверхлинкора началось еще в 1934 году. Японцы сразу решили не пролонгировать соглашения об ограничении размеров линейных кораблей. Водоизмещение «восьмого чуда света» предполагалось равным 60-69 тыс. т — почти в два раза больше «вашингтонского» лимита. В течение трех лет специалисты тщательно и в полном секрете анализировали достоинства и недостатки 23 вариантов вооружения, бронирования и компоновки. Начатая в конце 1937 года постройка потребовала сосредоточения всех усилий промышленности и… полиции. Открытый слип в Нагасаки, на котором собирали «Мусаси», обнесли почти трехкилометровым забором из циновок и сетей; то же пришлось сделать и в Курэ, где бдительные контрразведчики установили, что «Ямато» можно будет рассмотреть с вершины ближайшей горы. Для перевозки колоссальных башен главного калибра весом свыше 2600 т каждая пришлось построить специальное судно «Касино». Что же говорить о тяжелых кранах и большом количестве уникального оборудования, созданного специально для постройки новых линкоров!


Итог всех усилий трудно оценить однозначно. Безусловно, «Ямато» и «Мусаси» являлись крупнейшими и сильнейшими в мире артиллерийскими кораблями. Их 460-мм пушки стреляли снарядами весом почти в полторы тонны на любое обозримое с марсов расстояние. Бронирование, выполненное по схеме «все или ничего», включало 410-мм наклонный пояс, еще более мощные траверзы и самую толстую палубу (230-200 мм). Даже дно чудовищной «коробки» было защищено 50-80-мм плитами. Лобовая плита башен имела толщину 650 мм — самая толстая броня, когда-либо устанавливавшаяся на боевом корабле! Сильный наклон пояса еще более увеличивал сопротивляемость, и считалось, что ни один снаряд в мире не может пробить ее даже на минимальной дистанции.


Вместе с тем в попытке сделать корабль неуязвимым конструкторы допустили ряд просчетов. Так, главная противоторпедная переборка (также самая мощная в мире — от 100 до 200 мм) крепилась к набору корпуса слишком ненадежно и при взрыве просто продавливалась в находившиеся за ней помещения. Сосредоточение очень толстой брони в пределах цитадели привело к тому, что почти 2/3 длины корабля оставались практически неприкрытыми.


Тем не менее линкоры типа «Ямато» были мощными боевыми машинами, чрезвычайно опасными в равном бою с любым линкором мира, включая американские «вашингтоны» и «айовы». Тем более что противники Японии и не подозревали, насколько их враг силен. Морские аналитики США предполагали, что японцы не пойдут дальше 16-дюймовок и водоизмещения в 40 000 т. Так что японским кораблестроителям надо отдать должное — они сделали все или почти все возможное. Слово оставалось за адмиралами.


И здесь потомки самураев и ученики знаменитого Того опростоволосились. Еще в начале войны летчики и офицеры авианосцев горько шутили, что на свете три самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды. Великая китайская стена и линкор «Ямато». Флоту Страны восходящего солнца часто не доставало присутствия на поле боя «хасирского флота», как презрительно называли моряки соединение из 7 своих самых сильных линейных кораблей, стоявшее на рейде у о. Хасира. Возможно, если бы Ямамото выдвинул свои суперлинкоры, обладавшие сильной зенитной артиллерией и достаточно устойчивые к повреждениям, в первую линию в сражении у о. Мидуэй, американцам пришлось бы направить на них часть своих самолетов, и японские авианосцы могли уцелеть и продлить войну еще надолго. Но на деле в боях участвовали в основном наименее ценные «конго». В мясорубке непрерывных сражений за о. Гуадалканал погибли восстановленный «Хиэй» и «Кирисима». Первый был буквально изрешечен снарядами американских крейсеров и эсминцев, а затем поражен торпедами. Он показал удивительную живучесть: чтобы окончательно вывести его из строя, понадобились атаки палубных самолетов и «летающих крепостей»; лишь после этого команда открыла кингстоны. «Кирисиме» пришлось вступить в ночной бой на малой дистанции сразу с двумя новейшими линкорами США — «Вашингтоном» и «Саут Дакотой». Девяти 406-мм снарядов (плюс многочисленных «добавок» от легких орудий) оказалось достаточно, чтобы линейный крейсер потерял ход; на следующее утро он был затоплен экипажем.


Остальным линкорам довелось встретиться с противником только тогда, когда исход войны уже не вызывал сомнений. На полную мощь «хасирский флот» был задействован только в 1944 году, в самом значительном сражении войны — битве в заливе Лейте. К этому времени «Муцу» уже не было: в результате взрыва погребов 8 июня 1943 года он погиб вместе с большей частью экипажа. Ядро южного диверсионного соединения составляли «Фусо» и «Ямасиро». Ночью 25 октября 1944 года они попали под торпеды и артиллерийский огонь целого флота, состоявшего из 6 линкоров, 8 крейсеров и 21 эсминца, и пошли на дно, не нанеся американцам никакого ущерба. Днем раньше «Мусаси», ставший главной целью атак палубной авиации, затонул после попадания 10 торпед и 17 бомб (японцы считали, что их корабль поразило не менее 19 торпед). Остальные линкоры, получив различные повреждения, вернулись на базы (в том числе «полуавианосцы» «Исэ» и «Хиуга», не имевшие ни одного самолета и игравшие роль приманки в северном, отвлекающем, соединении). «Ямато», «Нагато», «Харуне» и «Конго» удалось атаковать американские надводные силы, но линкорам в этом сражении явно не везло. Их тяжелые бронебойные снаряды пробивали насквозь небронированные корпуса конвойных авианосцев и эсминцев, не нанося им фатальных повреждений. Затем остатки могущественного соединения неожиданно отвернули, спасая не только себя, но и… противника, уже готового к самому худшему. Все четыре корабля благополучно (но и бесславно) вернулись на базу. На этом их боевая деятельность практически закончилась. «Конго» вскоре потопила американская подводная лодка «Си Лайон», а «Нагато» и единственный оставшийся линейный крейсер «Харуна» простояли в своих портах до тех пор, пока в 1945 году американская авиация не превратила их в груды металлолома. Только «Ямато» довелось еще раз выйти на боевое задание — неблагодарное и безнадежное. История линейного флота третьей по силе морской державы мира завершилась.

В водах Тихого океана на глубине 360 метров покоятся останки величайшего военного корабля из всех, когда-либо построенных. Чуть более шестидесяти лет назад в этих водах американские ВВС уничтожили японский «Ямато». Его тайны были скрыты до сегодняшнего дня.

Был ли действительно линкор «Ямато» самым передовым военным кораблем своего времени? И какая правда стоит за его роковой миссией? Где-то среди этой искореженный груды стали и железа покоятся ключи от одной из самых сложных загадок Второй мировой войны.

В порту Куре на юге Японии на знаменитой судостроительной верфи Kure Shipyard делают новейшие в мире суда различного типа: от контейнеровозов до танкеров. Но более 60 лет назад в этом оживленном порту появилось на свет самое грозное супер оружие времен Второй мировой войны. Созданный в полной секретности, линкор был самый смертоносным из всех когда-либо построенных кораблей и назывался «Ямато». По слухам «Ямато» был в два раза крупнее своего американского прототипа с самыми большими орудиями, когда-либо водружаемыми на военный корабль. Он считался не потопляемым, но никто не ожидал, что гордость Императорского военно-морского флота встретится с врагом один на один.

Вторая мировая война приближалась к концу. В апреле 1945 года японские города стали мишенью ежедневных атак для многочисленной флотилии союзнических бомбардировщиков. Его некогда великие вооруженные силы пытались остановить продвижение американцев к родным берегам. С приближением врага отчаявшиеся японские командиры ввели в бой новое ужасающие оружие. На борьбу с американским флотом было отправлены отряды пилотов камикадзе. Спустя нескольких жутких недель, эти пилоты-самоубийцы представили на суд современных военных новый вид террора. После этого японские командиры вышли на новый уровень смертельной битвы.

Военно-морской базе в Куре были переданы решительные приказы, требующие новые беспрецедентные жертвоприношения. Самому огромному в истории линкору было приказано идти прямо навстречу американской полутора тысячной флотилии, надвигающейся на Японию.

На рассвете 7 апреля 1945 года 3000 солдат линкора «Ямато» покинули родные воды ради выполнения самой безнадежной смертельной миссии Второй мировой войны.

С лучами солнца американские бомбардировщики покинули 12 авианосцев и поднялись в воздух. Вскоре американцы обнаружили «Ямато» - последний грозный корабль Японии, и более 400 самолетов ринулись ему навстречу. Полчища американских самолетов налетели на «Ямато» со всех сторон. Постепенно все кто был на нижней палубе линкора, утонули, но вода медленно начала подниматься и к верхней палубе. Электричество пропало. Повсюду лежали люди с оторванными конечностями, и море крови. Так как корабль дал течь, команда линкора закрыла люки водонепроницаемых отсеков, и тысячи солдат оказались в ловушке на нижней палубе.

Вскоре линкор «Ямато» начал накреняться набок, и вся левая часть погрузилась в воду. В хаосе баталий некоторые старшие офицеры отдали приказ покинуть корабль, и несколькими морякам удалось выпрыгнуть за борт, прежде чем раздался взрыв. В 10 милях от корабля американский самолет-торпедоносец успел сделать фотографию взрыва из последних моментов жизни линкора «Ямато». Казалось, что величайший корабль Японии и почти 3 тысячи членов его команды совершили самоубийство. Учитывая понесенные потери, крушение этого корабля стало самой крупной в военной истории. Но с момента гибели «Ямато» не прекращались споры, действительно ли эта миссия была суицидальной? И что на самом деле стало причиной взрыва.

В двух тысячах милях к югу от Японии международная команда ныряльщиков и военно-морских историков надеются раскрыть тайну последней миссии «Ямато». Дело в том, что история линкора продолжает вызывать острые и глубокие интересы у японцев, причем никак не связанных с кораблем. Просто читая о судьбе легендарного корабля, они погружаются в нее с головой окутанные увлеченностью.

Команда подводных исследователей используют два самых современных в мире подводных аппарата для изучения подводного мира. Каждый из них способен погрузить на глубину до 3 тысяч метров. Оснащенные механическими захватами, устройства могут подбирать со дна мелкие предметы, а их панорамный купол обеспечивает панорамный обзор. «Ямато» имел свою отличительную черту - императорский герб в виде белой хризантемы, закрепленной на носу корабля. Этот фамильный герб помещали только на самые большие корабли: линкоры и авианосцы. Но эмблема «Ямато» была самой крупной диаметром 2 метра.

обитаемый подводный аппарат Jules

Линкор «Ямато» был самым мощным военным кораблем в мире. Он был построен во времена, когда линкоры служили неоспоримым символом могущества великих наций. И всего лишь несколько лет спустя его гибели, прекратило существование такое супер оружие как «линкор».

Линкор предназначался для нанесения сокрушительного удара из больших орудий на огромном расстоянии. Японский военно-морской флот первым оценил силу линкора. В мае 1905 года он сразился с мощным Российским флотом в проливе Цусима. За один день японский флот потопил 19 русских кораблей. В результате этой битве Япония приобрела большой авторитет. Японцы были первой цветной нацией принятой в круг великих держав. Они получили пропуск в этот круг благодаря силе своего военного флота. К тому же этот клуб требовал больших затрат. В 1922 году западные державы подписали договор ограничивающий размеры флота. Как самый новый член братства, Япония была вынуждена с ними согласиться, но была очень возмущена из-за того, что Британии и Америке можно было иметь по 15 линкоров, а Японии только 9. И в этот момент император понял, что не сможет победить количеством. Но страна восходящего солнца не собиралась проигрывать гонку вооружений, и решила создать линкор колоссальной величины. Однако японцев никто недооценивал.

Строительство крупнейшего в мире линкора началось в глубокой тайне в порту Куре. Чтобы оградить его от постороннего взгляда матросы протянули вокруг сухого дока рыболовную сеть длиной в одну милю. Ни у кого не было доступа к намеченным планам. До нашего времени сохранилось всего лишь несколько чертежей и фотографий этого уникального корабля. Размеры «Ямато» просто ошеломляющие. Корабль мог заменить два любых линкора союзников. Каждая из трех орудийных башен весила больше целого американского эсминца. Его главные орудия были спроектированы так, что они поражали цель на беспрецедентном расстоянии в 25 миль. Но, как известно на таком расстоянии цель не видна, поэтому для направления цели потребовались самолеты корректировщики. Этот корабль должен был стать одним из самых передовых оружейных систем своего времени.

линкор «Ямато»

Линкор «Ямато» поступил на службу в декабре 1941 года. Чтобы оставить это все в тайне в порту Куре не проводили торжеств по случаю наименования корабля. Хотя в Японии название корабля имело почти религиозное значение. Слово «Ямато» было политическим синонимом слова «Япония». Вся информация о работе линкора была строго засекречена. Даже командир корабля не знал истинного размера «Ямато». Долго не могли подобрать форму носа, так что бы снизить сопротивление воды. И в конечном итоге остановились на луковицеобразном носе.

Степень защищенности подобных кораблей была впервые продемонстрирована в Перл-Харборе, когда японский флот атаковал военно-морскую базу ВМС США. Утром 7 декабря 1941 года 100 японских бомбардировщиков нанесли удар по 8 американским линкорам, которые стояли на якоре. Позднее, спустя 3 дня после атаки на Перл-Харбор, в западной части Малайзии японцы нанесли еще один сокрушительный удар по британскому линкору «Принц Уэльский». По мнению экспертов это было шокирующие событие, поскольку последний был новым кораблем и готовым к бою, но все же самолеты потопили его. Япония расправилась со всеми союзническими линкорами, находившимися в Тихом океане. Она продемонстрировала, что при искусном использовании авиации можно превзойти военные корабли. Даже после стольких потопленных кораблей японцы продолжали верить в неуязвимость линкора «Ямато». Однако дни когда сражались только одни линейные корабли, были на исходе.

Битва за Мидуэй стала поворотным пунктом в Тихоокеанской войне, пришло время противостояния авианосцев. В июне 1944 года американский флот заманил японцев в ловушку и отправил сотню своих самолетов на флотилию. За несколько часов японцы потеряли четыре своих авианосца и более 330 самолетов. Это было поражение, от которого японский императорский флот так и не оправится.

Во время сражения «Ямато» выполнял функцию командного пункта. Он находился в 300 милях от горизонта в не пределах досягаемости авиации противника. После битвы за Мидуэй линкор «Ямато» лишился прикрытия с воздуха, которые обеспечивали четыре японских авианосца, он был вынужден отступить в безопасные японские базы.

Команда корабля ждала, продолжая подготовку к главной битве, которая так и не началась. Японцы никогда не вводили в бой линкор «Ямато». Они не могли рисковать не заменимым сокровищем. С конца августа 1942 года по май 1943 года линкор вышел в море лишь на один день.

Пока «Ямато» стоял в Куре, японский флот проигрывал войну. С большими человеческими жертвами американские войска захватывали тихоокеанские территории Японии остров за островом. К апрелю 1945 года американцы были готовы вторгнуться на остров Окинава всего в 300 милях от Японии. Не имея недостатка в человеческих жизнях, японцы ввели в бой секретное оружие - камикадзе. К весне 1945 года камикадзе сразили 300 кораблей. Вскоре газеты начали восхищаться камикадзе. В итоге суицидальный дух стал вызывать всеобщий восторг.

При такой атмосфере как мог флот не ввести в бой свой величайший корабль, даже если битва могла окончиться поражением. Те же командиры, что обучали молодых камикадзе, подготовили секретный приказ для еще более отчаянной миссии. Не имея никакого прикрытия с воздуха «Ямато» предстояло идти навстречу сотням вражеских военных кораблей, приближаясь к берегам Окинава. Если его мощные орудия не потопят врага, он пойдет на таран. Во имя чести японский флот принял решение пожертвовать линкором «Ямато».

В ночь выхода линкора обрушился сильный ветер с дождем, скопление низких облаков затрудняло самолетам обнаружить «Ямато». В нескольких милях от корабля небольшая тактическая группа, состоящая из эсминцев, оберегала его от субмарин, а от атаки с воздуха его ничто не могло защитить. Эта ночь могла оказаться последней в жизни матросов и им разрешили выпить. Второй командир открыл кладовую, где были запасы пива и саке. И поступил приказ пить. За несколько часов до рассвета линкор «Ямато» уже держал курс на несколько сотен американских кораблей. На следующие утро первые самолеты перехватили «Ямато» когда он находился в 200 милях от американского военного корабля. Восемнадцатидюймовые орудие пытались обстреливать самолеты, но низкие облака препятствовали точному попаданию.

Вскоре почти все самолеты заняли позицию 600 метров прямо над кораблем. Первые 500 фунтовые бомбы ударили по корме, и вспыхнул пожар. Авиация скидывала торпеды, чтобы пробить самые тонкие места линкора. Авиаторам был отдан приказ торпедировать корабль только с одной стороны, чтобы затопить отсеки и опрокинуть его. Получивший дюжину торпедных ударов корабль даже не могли спасти сотни водонепроницаемых отсеков. Нижняя палуба быстро наполнилась водой. Линкор был обречен. Тогда под собственным весом около 3 тысяч тонн каждая орудийные башни сорвались и погрузились на дно, а в пороховых погребах тонны боеприпасов ударились друг об друга, вызвав самые сильные взрывы когда-либо звучавшие в море. Корабль разорвало на две части, и он опустился на глубину 360 метров.

Японцам гибель линкора сулила потерю императорского флота, а с точки зрения человеческих потерь потеря «Ямато» стала одной из крупнейших военно-морских катастроф в истории. Гигантский линкор из всех когда-либо построенных считался скорее не практическим оружием, а символом национального престижа. К концу Второй мировой войны место линкора - плавучего символа японского могущества занял авианосец. За 60 лет после гибели «Ямато» ни одна нация в мире не решилась построить еще один подобный линкор.

Линкор «Ямато» (яп. 大和) первый серийный линкор из трех однотипных линейных кораблей японского императорского флота, был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре. Он был спущен на воду 8 августа 1939 года, и официально вступил в строй 16 декабря 1941 г.; однако, боеготовым корабль объявили лишь 27 мая 1942 года. (два линейных корабля "систершипа" носили имена "Мусаси" и "Синано", последний был переделан в авианосец).

"Ямато" и "Мусаси"

Линкоры типа «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров.
460-мм (457-мм) бронебойный снаряд Type 91. Его длина - 1954 мм, вес 1460 кг.

Около 263 метров в длину, 40 (36,9) в ширину, полное водоизмещение в 72 810 тонн (стандартное 63 200 т), 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.

«Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.

Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%.
Схема бронирования линкоров типа "Ямато"

Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядостойкость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор. (на самом деле это не так, но выяснят это только после окончания войны)

"Ямато" в достройке

Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.

Попадание авиационной бомбы в "Ямато" 24 октября 1944 года во время боя в море Сибуян.

Гибель "Ямато"

Вид на носовые башни ГК линкора "Ямато"

Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.

Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.

7 апреля 1945 года японский "Ямато" и его эскорт подверглись атакам американских палубных самолётов, в налете участвовало 227 машин. Линкор вышел из строя, получив до 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб. В 14.23 по местному времени из-за смещения 460-мм снарядов от крена произошёл взрыв носового погреба артиллерии главного калибра, после чего "Ямато" затонул. Спасти удалось лишь 269 человек, 3063 члена экипажа погибли. Потери американцев составили 10 самолётов и 12 лётчиков.

Мощность взрыва была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км.

Взрыв "Ямато"

Вплоть до самого конца войны американцы плохо себе представляли характеристики "Ямато". Вот например предполагаемая схема "Ямато", нарисованная флотской разведкой летом 1944

После битвы в заливе Лейте в 1944 и массы фотографий потопления "Мусаси" -- систершипа "Ямато" -- американцы все еще думали что на "Ямато" стоят 406-мм орудия, вместо имевшихся в реальности 460-мм. И даже после потопления уже самого "Ямато", все еще считалось считалось что его водоизмещение составляет где-то сорок тысяч тонн, вместо реальных шестидесяти пяти тысяч тонн стандартного водоизмещения к середине 1944.

Газетная заметка о потоплении корабля от июня 1945:

Правда вскрылась уже после капитуляции Японии. Тут секретность сыграла против японцев: знай американцы о реальных характеристиках Ямато, они с куда большей опаской планировали бы некоторые свои операции. Из эволюции ПВО на "Ямато" очень хорошо проглядываются реалии морских сражений Второй мировой, и то как это соотносилось с довоенными ожиданиями конструкторов кораблей.

Количество различных орудий и пулеметов ПВО на корабле:

Декабрь 1941 127-мм - 12 шт; 25-мм - 24 шт; 13-мм - 4 шт.
Осень 1943 127-мм - 12 шт; 25-мм - 36 шт; 13-мм - 4 шт.
Февраль 1944 127-мм - 24 шт; 25-мм - 36 шт; 13-мм - 4 шт.
Май 1944 127-мм - 24 шт; 25-мм - 98 шт; 13-мм - 4 шт.
Июль 1944 127-мм - 24 шт; 25-мм - 113 шт; 13-мм - 4 шт.
Апрель 1945 127-мм - 24 шт; 25-мм - 150 шт; 13-мм - 4 шт.

Вот так корабль выглядел к апрелю 1945. Эдакий ощетинившийся стволами орудий ПВО ежик. Правда в его последний поход это всё ему не особо помогло.

На самом деле орудия "Ямато" при чудовищном калибре в 460-мм, по бронепробиваемости ненамного превосходили орудия американского линкора "Айова" калибра 406-мм.
Вес бронебойного снаряда орудия "Ямато" 1460 кг, "Айовы" 1225 кг.
Начальная скорость снаряда на "срезе" ствола 780 и 762 м/с соответственно.
На дистанции 0 метров бронепробиваемость снаряда орудия "Ямато" 865 мм, у снаряда пушки "Айовы" - 829 мм.
Дистанция 20 000 м 495 и 441 мм соответственно.
Дистанция 32 000 м 361 и 330 мм соответственно.

Было сделано два выстрела под прямым углом -- угол такой был выбран потому что с учетом наклона лобовых плит башен на ЛК типа "Ямато" при артиллерийской дуэли на больших дистанциях снаряды противника (американского ЛК) падали бы на них именно под углами, близкими к прямым. Для плит, ориентированных иным образом, углы встречи снаряда с броней разумеется получались бы менее выгодными для пробития. Следует учесть, однако, что и толщины этих плит были существенно меньшими.

Первый выстрел был произведен 16 октября 1946 года. Снаряд поразил плиту под прямым углом со скоростью 607.2 м/с. Плита была пробита насквозь и раскололась по месту попадания, дав множество осколков, трещин и областей расслоения в районе попадания. Сам снаряд, вероятно, существенных повреждений не получил: пробив плиту и вылетев с задней стороны, он по-прежнему имел значительную скорость и улетел в реку Потомак, где и утонул. Верхняя часть той плиты, расколотой в результате этого выстрела, сейчас стоит в U.S. Navy Memorial Museum на территории Washington Navy Yard.


Второй тест был произведен 23 октября 1946 года. Снаряд был выпущен с уменьшенной начальной скоростью и поразил плиту также под прямым углом со скоростью 502.3 м/с. Пройдя в толще плиты 533.4 мм, снаряд застрял в ней; тем не менее плита была пробита насквозь (оставшаяся доля толщины была "выбита" с задней стороны плиты). Сам снаряд остался практически неповрежденным - был лишь уничтожен его аэродинамический наконечник и смят бронебойный колпачок (как и всегда при попаданиях). В районе попадания, как и при первом тесте, плита треснула по месту удара и дала множество мелких трещин и областей расслоения.

П.С. В корабликах я не очень разбираюсь, так что... Но мне показалось инетересным

Похожие публикации