Крещение: "инструкция" для крестных. Молитвы крестных за своих крестников. Православная молитва крестной матери

Быть крестной мамой – значит взять ответственность за малыша, играя большую роль в его жизни. Мать перед Богом – это духовная наставница. Ее обязанности очень значимы и многочисленны, и все они относятся к духовному развитию ребенка и его приобщению к церкви.

Ритуал крещения священен. После того, как младенца погружают в купель, священнослужитель передает его крестным родителям. И, передавая малыша, он вместе с тем возлагает на них ответственность заботиться о духовном воспитании своего крестника.

Во время крещения устанавливается духовное родство между крестником и крестными родителями (их называют восприемниками). На эту роль подходит не каждая женщина. К выбору предъявляются определенные требования. Не может стать крестной родная мать малыша, то же касается и приемной. Более того, крестные родители не могут быть между собой женаты.

В настоящее время традиционные обязанности при крещении несколько искажены. А ведь крестная мать — это мама перед Богом. Для нее важно не только полностью взять на себя заботы о ребенке во время крестин, но воспитывать его, заниматься духовным развитием и приобщать к церкви после. И самое важное — взять на себя роль родителей, если с ними что-то случится.

Чтобы обряд прошел согласно традициям, нужно, чтобы восприемница отвечала определенным требованиям:


Нередко встречались случаи, когда приобщение к церкви происходило после участия в обряде. Главное при выборе крестной мамы – это отдать предпочтение человеку, который будет чувствовать ответственность и со всей серьезностью отнесется и к таинству крещения, и к последующему духовному воспитанию малыша .

Сегодня стать восприемницей может любая крещеная девушка, которую выбирают среди родственников или близких друзей. Как показывает практика, выбирает крестную обычно родная мать.

Что обязана делать крестная

Обязанности крестной матери определены четко, поэтому исходя из церковных уставов, она должна:

  • молиться о духовном развитии и здоровье малыша;
  • приобщать дитя к церкви, совместно посещать ее, по мере взросления знакомить с православными традициями, водить в храм Божий и быть настоящей наставницей;
  • обязательно оказание поддержки, помощи;
  • быть хорошим примером, то есть должна воплощать в себе идеал православной верующей женщины, способной направить на совершение благочестивых поступков.

В обязанности крестной матери входит объяснение, что такое библия, ее чтение, разъяснение смысла религиозных обрядов, праздников и традиций. Наличие собственных детей, младших сестер и братьев, а также племянников не должно становится преградой заботе о крестнике.

Что нужно для крестин

Крестины — это значимое событие, символизирующее рождение ребенка. Считается, что его совершение помогает жизни малыша быть безгреховной, благочестивой.

Восприемники берут на руки младенца сразу из купели, когда он чист, лишен греховных мыслей и деяний, когда с него снят первородный грех.После окунания малыша облачают в ритуальную рубаху (крыжму) и надевают на шею крестик.

Во времена наших предков покупка крестика осуществлялась крестным, а вот крыжму приносила женщина. Сегодня же эта традиция несколько нарушена, и порой все важные атрибуты приобретают сами родители.

Поскольку в настоящее время крыжма для крестин в ее истинном виде – это редкая находка, ее аналогами могут служить рубашечка, ажурная пеленка или полотенце, обязательно новые, которые до этого еще не стирались.

Что должна знать духовная наставница ребенка

Подготовка должна осуществляться заранее. При этом обязательно знание молитв, которые потребуются на крещении. Кроме того, нужно понимать их смысл и смысл самого таинства. Хотя в настоящее время мало кто заучивает молитвы наизусть, и во время обряда присутствующие попросту повторяют слова за священнослужителем или читают с листа.

Обратите внимание! Независимо от того, что сейчас для многих это лишь формальность, стать крестной должна женщина, которая прилагает усилия к тому, чтобы жить по заповедям.

Важно знание нескольких молитв:

  • «Отче наш»;
  • «Царю Небесный»;
  • «Богородице Дево, радуйся».

Также очень важно чтение Символа веры. Молитвы отображают суть православной христианской веры. В идеале их должны знать все присутствующие. Хотя сейчас это большая редкость.

Чтобы лучше разобраться в необходимости знания молитв, стоит отметить, что первая «Отче наш» является непосредственным обращением к первому, кто стоит в Пресвятой Троице – Отцу. Христиане верят, что эту молитву люди познали благодаря своему Спасителю. «Отче наш» является олицетворением стремления к жизни, которое так угодно Господу Богу, а также упованием на его благосклонность и заботу о каждом смертном.

«Царю Небесный» — это обращение к Святому Духу, который во время таинства незримо для всех очищает душу младенца от грехов, наделяет его силой для преодоления любых препятствий, способных возникнуть на пути к спасению, и силой нести свой жизненный крест.

«Богородице Дево, радуйся», или же «Авэ Мария», как она звучит на латинском языке, является приветствием Пресвятой Девы. Этой молитвой посланный Богом Архангел приветствовал Деву Марию. Чтением «Богородице Дево, радуйся» мы выказываем ей почтение.

Что касается Символа веры, то это основные догматические положения Православия, которые нужны для крестин. Поскольку младенец не в состоянии еще произнести Символ и держать ответ перед богослужителем, за него это делают восприемники. Собственно этому в дальнейшем они должны научить своего крестника.

В наше время воспитание ребенка в традициях православия – очень тяжелый труд, который самостоятельно осилить просто невозможно. Нужно молить Бога о том, чтобы он помог и ниспослал силы, а также понимать и благодарить его.

Правила для крестной

Для начала требуется несколько раз прийти в церковь для беседы с катехизатором. После следует покупка всего необходимого, так как после окунания младенец должен быть закутан в новые чистые одежды. Прежде чем крестить малыша, выбранная на эту важную роль женщина должна исповедаться и причаститься. Помимо этого, есть ряд правил, которые также требуются к выполнению.

Как уже было сказано, она должна быть крещеной. Причем не обязательно обряд проводится в младенчестве. В некоторых случаях это может происходить уже в более сознательном возрасте. Главное, чтобы решение прийти в веру было обдуманным и искренним.

Внимание! Представители другой веры не могут быть восприемниками. Во время таинства участники обязаны иметь на груди свой крестик.

А вот что касается родных родителей, то они могут исповедовать другую веру или вовсе быть атеистами, хотя подобные ситуации встречаются крайне редко. Церковью приветствуется выбор родственников в качестве восприемников, так как эти связи являются самыми крепкими и рвутся гораздо реже, если сравнивать с дружескими.

Полезное видео: всё о крестных родителях: теория и практика

Обязанности крестной при крещении девочки и мальчика

Когда обряд проходит девочка, обязательно должна присутствовать духовная мать, при этом, что касается крестного папы, то он может присутствовать заочно. Мама несет за девочку большую ответственность и представляет для нее духовную наставницу.

Обязанности крестной на крещении:

  1. За некоторое время до проведения таинства читает молитву о ребенке, а также Символ веры.
  2. Должна войти в церковь с покрытой платком головой и в длинном скромном платье.
  3. После окунания малышки в купель в первую очередь берет крестницу на руки и надевает на нее белую одежду, символизирующую чистоту и невинность.
  4. Во время прохождения вокруг купели вслед за священником, который читает молитвы о ребенке, держит малышку на руках.

Когда посвящают в веру мальчика, большая роль уже отдается не крестной матери, а крестному папе. На него возлагаются основные обязанности при крещении.

Считается, что для мальчика именно мужчина в дальнейшем будет являться духовным наставником и отвечать перед Богом за деяния своего крестника. Крестная в это время выполняет те же функции, что и для девочки, за исключением того, что после погружения в купель дитя отдается на руки крестному отцу.

Кроме того, священник проносит мальчика за алтарь, чего не делается с девочками.

Полезное видео: о крестных родителях

Заключение

В настоящее время правила крещения соблюдают немногие, хотя этот обряд проводят большинство христиан. И обязанности крестной при этом многие очень упрощают, сводя его только к участию в таинстве. Но те, кто чтит церковные традиции, выберет однозначно такую восприемницу, которая сильна верой и сможет выполнить все, что от нее требуется.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Крещение – первое и самое значимое событие в жизни ребенка. Согласно церковным обрядам таинство должно проходить на 8-й и 40-й день от рождения малыша, но в принципе родители могут самостоятельно выбирать время для проведения обряда. Большое значение имеет выбор крестных, поскольку на их плечах будет лежать серьезная ответственность. Важно разобраться, какую молитву читают на крещении, поскольку крестные являются непосредственными участницами ритуала. Кроме молитвенных текстов вторые родители должны иметь хотя бы базовые представления о вере и религии.

Для начала стоит поговорить об обязанностях крестного отца и матери, поскольку их они заключаются не только в присутствии на обряде и покупке подарков, но и в оказании помощи на протяжении всей жизни ребенка. Считается, что крестные родители будут отвечать за грехи своего крестника на суде Божьем, поэтому важно воспитать его хорошим человеком, который верит в Бога. Обязанности крестного родителя следующие: молиться за крестника, регулярно ходить с ребенком в храм и рассказывать ему о Боге. Еще нужно научить ребенка молиться и креститься. Важно привить его добрые качества, чтобы он жил по правилам.

Молитва для крестных при крещении

Отправляясь в церковь на крещение, необходимо надеть крестик, отказаться от использования декоративной косметики, а что касается одежды, то на женщине непременно должна быть надета юбка ниже колен. Перед началом ритуала обязательно священник проведет беседу с потенциальными крестными родителями.

Молитвенные тексты важно не только знать наизусть, но и понимать их значение. Во время таинства их произносит священник, поэтому можно просто шепотом повторять слова за ним. Первая и самая главная молитва, причем не только для крестных, но и для всех верующих – «Отче наш». В ней происходит обращение к Богу, чтобы он помог справиться с существующими искушениями, дал еду для жизни и простил за грехи. Текст молитвы крестной матери и отца при крещении следующий:
На церковнославянском:

Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

По-русски:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Следующая сильная и обязательная молитва при крещении – «Символ веры».
Желательно, при подготовке к таинству, выучить Символ веры наизусть, в крайнем случае, допустимо чтение с листа. Эта молитва содержит, в виде кратких формулировок, все православное вероучение – то есть во что веруют христиане, что это означает, к чему направлено или с какой целью они в это верят. И в древней Церкви, и в последующие времена, знание Символа веры было необходимым условием для того, чтобы прийти ко Крещению. Эту основополагающую христианскую молитву должны знать крестные младенцев, взрослые и дети сознательного возраста, принимающие Крещение. Символ веры разделяют на 12 членов – 12 кратких утверждений. В первом члене говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно – о Боге Сыне, в восьмом – о Боге Духе Святом, в девятом – о Церкви, в десятом – о Крещении, в одиннадцатом – о воскресении мертвых, в двенадцатом – о вечной жизни.

В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры, но когда в 4 веке появились ложные учения о Боге Сыне и Боге Духе Святом, возникла необходимость дополнить и уточнить эту молитву. Современный Символ веры был составлен отцами 1 Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее (первые семь членов Символа веры) и отцами 2 Вселенского Собора, проходившего в 381 году в Константинополе. (остальные пять членов) Поэтому полное название этой молитвы – Никеоцареградский Символ веры.

Символ веры
На церковно-славянском На русском языке
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день, по Писанием. 5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых. 11. Ожидаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь 12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Третья молитва при крещении ребенка для крестного и крестной – «Богородице Дева, радуйся». Она вошла в перечень молитвенных текстов при крещении, поскольку церковь возносит Божью Матерь выше всех святых и ангелов. Кстати, эту молитву еще называют «Ангельское приветствие», так как она была составлена согласно словам архангела Гавриила, которыми он приветствовал Богородицу, говоря ей о том, что она родила на свет Спасителя.

Текст этой молитвы следующий:
Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Перевод:
Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Повторяют эту молитву несколько раз, но сама Богородица завещала верующим произносить эти строки ровно 150 раз.

Еще стоит разобраться, каким святым должны молиться крестные за своих крестников. Обращаться к святым рекомендуется как можно чаще, что позволит оградить ребенка от разных проблем и направить его в правильное русло. Время для чтения молитв не имеет значения, и произносить их можно и утром, и вечером. Рекомендуется обращаться в молитвенных текстах к Спасителю, а также к Богородице.

Дополнительные молитвы, которые необходимо знать крестным

Молитва ко Господу за детей и за крестников

Боже, наш милостивый и небесный Отче!

Помилуй наших детей (имена) и крестников (имена), за которых мы смиренно молим

Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту.

Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко

любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.

Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали

во славу Твоего имени.

Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами

и полезными людьми.
Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.

Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных

страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей.

Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой

Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они

со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и

животворящим Твоим Духом. Аминь.

Молитва за детей и за крестников, отца Иоанна (Крестьянкина)

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего!

Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе.

И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию.

Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель,

благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена),

огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и

привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра.

Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же

Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами!

Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена)

дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои,

откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

Молитвы для человека, который принимает крещение

Человеку, желающему принять Крещение, нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть состояния, не являющиеся для него естественными в обычное время: усилятся страстные привычки и греховные помыслы, появится равнодушие к происходящему, возникнет беспричинный гнев, надменность, тщеславные помыслы и другое. Все это – свидетельство усиленного воздействия на человека демонических сил. Именно поэтому в чине оглашения есть три молитвы запрещения на злых духов: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает (отталкивает) диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере» (Св. Кирилл Иерусалимский. «Огласительное поучение»).

Отречение от сатаны

После молитв запрещения священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4; 22).

Крещаемый должен стоять с воздетыми горé (поднятыми вверх) руками, символизирующими его подчинение Христу. По словам Иоанна Златоуста, это подчинение «превращает рабство в свободу… возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим…».

Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Поэтому эти вопросы нужно знать и крестным (если крестят младенца), и крестнику.

Священник спрашивает:

«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех aггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

И отвечает оглашенный или восприемник его, и глаголет: «Отрицаюся».

Вопросы и ответы на них повторяются трижды. При Крещении младенца ответы за него дает либо крестный отец, либо крестная мать, в зависимости от того, кого крестят: мальчика или девочку.

«Отреклся ли еси сатаны?»

И отвечает оглашенный или восприемник (крестный) его:

«Отрекóхся».

Таже глаголет священник :

«И дуни, и плюни на него».

После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры .., чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6; 16).

Исповедание верности («сочетание») Христу

После того как крещаемый отрекся сатаны, священник поворачивает его к востоку: «Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света» (св. Кирилл Иерусалимский). В этот момент руки крещаемого опущены, символизируя его согласие со Христом и послушание Ему.

Затем крещаемый (или крестный младенца) трижды исповедует верность Христу.

И глаголет (говорит) ему священник :

«Сочетаваеши ли ся (сочетаешься ли) Христу?»

И отвещает оглашенный или восприемник , глаголя:

«Сочетаваюся».

И затем — паки глаголет ему священник :

«Сочетался ли еси Христу?»

И отвещает :

«Сочетахся».

И паки глаголет :

«И веруеши ли Ему?»

И глаголет :

«Верую Ему, яко Царю и Богу».

Простые вопросы. Мои вторые родители

(статья из журнала "Православный вестник", издательство Екатеринбургской епархии, сайт журнала orthodox-magazine.ru)

Есть православные люди, которых сегодня ищут «днем с огнем» - это крестные для ребенка. Лет 20 назад крестным мог стать любой, быстро найденный перед совершением таинства крещеный человек. Главное, чтобы он в принципе был! Сегодня же отношение к крестным изменилось. Найти таких людей сложно, ведь, по мнению современных христиан, они должны быть крепки в вере, должны молиться, жить полноценной церковной жизнью, воспитывать крестника в вере. Но даже если родителям посчастливилось «выследить» потенциальных крестных в среде прихожан своего храма, то предстоит еще уговорить их принять на себя ответственность за крестника. Все главные нюансы взаимоотношений крестных и крестников, а также их родителей мы решили обсудить с протоиереем Евгением Попиченко.

О. Евгений, кто же такие крестные?

Мне очень нравится мнение о. Андрея Кураева о крестных. Он говорит, что крестный - это такой человек, который ненавязчиво присутствует в жизни ребенка. Он появляется, как солнышко, согревает, сорадуется, общаясь с крестником и родителями. Но когда ребенок входит в подростковый возраст и начинает оспаривать родительский авторитет, протестовать, крестный и должен стать тем авторитетным взрослым, с которым можно обсудить жизненно важные вопросы. Например, вопрос жизни и смерти, вопросы взаимоотношений между полами и тому подобные. Таким образом, крестный становится и для крестника, и для родителей дополнительной опорой. Но это в теории, а на практике… мне трудно вспомнить из истории пример какого-нибудь крестного, который привел бы своего крестника к святости.

Вообще, трудно проследить, когда в обязанности крестного стала входить обязанность воспитания. Ведь изначально крестные были просто свидетелями верности крещаемого.

Краткая историческая справка:

Святой Ипполит Римский (конец II — начало III века) упоминает восприемников (или крестных) в качестве людей, которые приводят к епископу желающего креститься. В III веке «Дидаскалия» (Наставление апостольское), несколько позже «Апостольские постановления» увязывают лицо воспринимаемого с половой принадлежностью восприемника: восприемником мужчины является диакон, восприемницей женщины - диакониса. Восприемники становились поручителями (от греч. «anadochos» - поручитель за должника), которые ручались за чистоту жизни и серьезность намерений желающего креститься.

Неизвестно, обязан ли был восприемник участвовать в жизни своего крестника после крещения. Если крестился ребенок, то его поручителями становились его верующие родители. И только в V веке, когда крещение детей стало распространенным явлением, начал развиваться институт восприемничества, а также появились и представления о «духовном родстве» крестных и крестников, отраженные, например, в законе Юстиниана, запрещавшем брак между восприемником и его крестницей. При этом восприемник оставался поручителем, а задача воспитания лежала на родителях ребенка. В крещении участвовал лишь один восприемник, и только в XIV веке появился обычай приглашать двоих крестных родителей - по образу обычной семьи.

Какие требования предъявляются к крестному сегодня?

Интересный момент - требования к крестному могут предъявляться с двух сторон, со стороны близких ребенка и со стороны Церкви. У родителей младенца требования вытекают из мотивов выбора крестного. В своей практике я встречался с несколькими мотивами. Во-первых, в крестные приглашали обеспеченных, авторитетных в обществе людей, чтобы те потом помогли крестнику в решении жизненных ситуаций. С житейской точки зрения все очень правильно: ведь родители выбирают «родственника с перспективой» и для своего ребенка, и для себя. Но при этом, как правило, родители не смотрели на качества души человека, на то, живет ли он христианской жизнью или формально числится крещеным. Главное качество крестного в этом случае - мирская успешность. Главный мотив - корыстный расчет.

Во-вторых, это дружеский мотив: родители приглашают в крестные к детям своих друзей, чтобы дружба продолжалась и крепла. В-третьих, стать крестными приглашают родственников. Так было и раньше, в деревнях часто старшие братья и сестры, дядьки и тетки становились крестными. Это обеспечивало реальную помощь в воспитании детей. Но если раньше большие семьи жили вместе, или хотя бы рядом, то теперь родственник-крестный - это дополнительное укрепление слабых родственных связей современной семьи.

С точки зрения Церкви, главный критерий крестного - он должен быть живым христианином, то есть, он должен знать Православие, он не должен смертно грешить, но должен бороться со страстями, пытаться жить по Евангелию, участвовать в таинствах. Но эти критерии актуальны и для родителей ребенка, иначе все бессмысленно. Нет ничего хуже, чем крестить детей у безбожных родителей, формальных христиан. Ведь именно родителям Господь на время дает ребенка, чтобы они его воспитали для вечности, воспитали настоящим христианином. Вряд ли безбожные родители смогут уразуметь предназначение своего ребенка для вечности, развить данные ему Богом таланты, данные ему в крещении дары Святого Духа. Скорее, они духовно погубят его, ища для него мирского «счастья». Поэтому сначала должно быть глубокое, осознанное воцерковление родителей, которые создадут для ребенка нужную атмосферу, а потом уже крещение их детей.

Но ведь часто отношение ко крещению у родителей магическое; они надеются, что крещение избавит ребенка от всех бед и по жизни «Бог будет ему помогать» только из-за факта крещения. В истории Церкви есть прецеденты решений по вопросу крещения детей не-христиан. Например, в Византии не-христиане (язычники или мусульмане) обращались к православным священникам с просьбой окрестить их детей из суеверия («от крещеных детей будет отогнан злой дух»). Но такое крещение не признавалось действительным, потому что родители не верили православно (и потому не было исполнено евангельское требование «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мр. 16, 16), а воспринимали крещение своих детей как телесное лекарство и чародейство.

Крещение - это только возможность спасения (и не обязательно Бог спасет человека через мирную и спокойную жизнь, чаще Господь спасает через скорби), это потенциальная возможность, зерно, для которого нужна хорошая почва.

О. Евгений, часто бывает так, что родители являются теми самыми «формальными христианами», «крещеными безбожниками», а бабушки - воцерковленными христианками. Бабушка хочет крестить своего внука, родители «в принципе не против». Они даже не против того, что бабушка водила бы внука в церковь к Причастию. Церковная жизнь для них непонятна, далека и безразлична. Можно ли крестить таких младенцев, возлагая ответственность за духовную жизнь не на родителей, а на бабушку и крестных?

К сожалению, это частая и драматичная ситуация. На одном из интернет-форумов, где обсуждалось крещение, мамаша высказалась так: «Я саркастически настроенная воинствующая атеистка, сама против крещения, но, видимо, родственнички меня «добьют». Пускай крестят, если хотят». То есть, родственники настаивают на своем желании крестить ребенка, исключая влияние родителей на его будущую духовную жизнь.

Так же показательно высказывание интернет-форумчанки: «Считаю это фарсом, крестить ребенка в неверующей семье. Так и объясняю родственникам. Все равно мы не дадим детям религиозного воспитания. Хотя пользу можно найти. Будут крестные - родственники, которых можно выбрать. Лишние подарки на праздники...».

Некоторые церковные каноны намекают: нельзя крестить детей в неверующих семьях, то есть в тех семьях, в которых родители более трех воскресений подряд без уважительной причины не пришли на Литургию. В трудах мученика Иустина Философа и священномученика Ипполита Римского («Апостольское предание») говорится, что главнейшими условиями крещения являются волеизъявление (то есть сознательная решимость принять Христа в свою жизнь), вера и покаяние.

Эти условия на первый взгляд не актуальны для младенцев, принимающих крещение. Но ведь за детей эти условия должны соблюсти их родители. «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). А если родители живут без веры, воли на крещение своего ребенка они не изъявляли, да и покаяние для них «не актуально»? О каком крещении их ребенка может идти речь?

Не нужно забывать и об ответственности священника за крещение детей неверующих родителей: «Священник аще крестит турчину детищ... да извержется» , то есть, будет лишен сана и будет нести ответственность перед Богом (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).


Но есть и другое мнение некоторых священников. Они считают, что крестить детей неверующих родителей можно, как бы «на будущее». Как это? Имеется в виду кредит доверия, которое выдается такой семье в момент крещения ребенка: «Мы вашего ребенка крестим, а может быть, потом Бог и вас к Себе приведет и ребеночка вашего оградит от всяческих бед». И вроде бы все логично, но нужно обязательно помнить, что крещение - это вызов дьяволу, вызов, после которого ребенка нужно научить борьбе со злом. Крещение - это начало войны, выдача оружия (даров Святого Духа). Конечно же, Господь поддержит человека в этой войне, но только в том случае, если человек пребывает в единстве с Богом. В случае же формального крещения без последующего научения духовной жизни, без поддержания единства с Богом ребенка просто безоружным сдают врагу рода человеческого. Подготовка к этой борьбе и ложится на плечи родителей и крестных: это и принесение, а затем и подготовка ребенка к таинствам, и молитва в храме, и ежедневное-ежечасное питание ребенка правильным духовным настроем (воспитание).

Вот два момента, которые нужно помнить в связи с крещением. Первое - человек выходит на бой. И второе - в крещении человек получает дары Святого Духа, которые нужно возрастить, а не растерять. Идеальная ситуация - когда крестных находят из той же духовной семьи, в которой живут и родители, то есть из одного прихода. Потому что если у людей есть единство веры, если они вместе молятся, то это самая надежная основа для взращивания души ребенка.

Но вернемся к конкретной ситуации, описанной в вашем вопросе. Если ребенок живет у бабушки (как это часто бывает, когда родители отдают дитя на воспитание бабушке, так как у них «на него времени и сил не хватает»), то крещение допустимо. А если бабушка живет отдельно и иногда приходит понянчиться с внуком, то ситуация кардинально иная. В таком случае, каково влияние бабушки на духовную атмосферу в семье? Способна ли она не просто быть бабушкой, но еще и восполнять несознательность в вере родителей? Возможно ли будет крестному участвовать в воспитании? Вот будет он иногда приходить и что-то о Боге или заповедях говорить, будет ли от этого эффект, если ребенок впитывает иной образ жизни? Выдержит ли он войну с сатаной?

За маленького ребенка вызов сатане бросает крестный. Он же приносит за него крещальные обеты, которые в сознательном возрасте ребенок должен подтвердить (подтвердить, что он верный христианин). Можно ли сказать, что дьявол будет бороться именно с крестным, пока ребенок не войдет в сознательный возраст? И насколько же, все-таки, тесной является духовная связь между крестным и крестником?

Если позволите, в ответ я процитирую слова святого Иоанна Златоуста. В одной из своих огласительных бесед святитель так объясняет роль восприемника: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность.

Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность».

Итак, своей христианской жизнью мы помогаем нашему крестнику, но и наша развращенная жизнь развращает доверенную нам душу ребенка, даже если мы об этом не подозреваем.


А если, несмотря на все усилия родителей и крестных, ребенок по достижении сознательного возраста крещальных обетов не подтверждает, но позиционирует себя атеистом или язычником, говоря: «меня не спрашивали, хочу ли я креститься!». В таком случае ответственность с крестного снимается или, напротив, усугубляется?

Никто с крестного и с родителей ответственности за ребенка не снимает. Но и не надо отчаиваться и опускать руки. Ведь человек будет отвечать перед Богом уже после своей смерти. А до этого момента всегда есть возможность повлиять на ситуацию. И не нужно забывать, что Господь смотрит не столько на результат, сколько на усилия. Насколько крестный пытался вразумить крестника, как участвовал в его жизни, усердно ли он молился за свое чадо, стремился ли он исправлять свою жизнь?

Именно поэтому крестный должен четко и трезво оценивать свои силы в вопросе количества крестных детей. Скольким крестникам он может реально уделять время, водить в храм, общаться? У нас же часто люди воспринимают приглашение в крестные как награду, как признание их добропорядочными христианами. В этой ложной позиции не просто заблуждение и не осознание ответственности, но и огромная доля тщеславия: «Вот какой я хороший! Меня уже третий раз в крестные позвали!». И не думает такой человек, что за каждого ребенка он будет давать ответ…

Вот я это говорю, и сам внутренне содрогаюсь, потому что у меня множество крестников, которых я теперь даже и не знаю, и не вижу, и не общаюсь с ними. Только среди наших прихожан у меня двое крестников. При этом священник как бы автоматически становится восприемником и для тех детей, которым родители не нашли крестных. То есть, у меня, наверное, несколько тысяч крестников… и за всех нужно будет давать ответ.

Я иногда людям перед крещением задаю вопросы: «Зачем вы хотите креститься или крестить ребенка? Какую роль в вашей жизни играет Христос? Как вы к Нему относитесь? Хотите ли вы действительно жить по-христиански?». Люди обычно как-то «зависают», не могут ответить. Видимо, эти вопросы даже не возникали в их головах.

А правильный ответ может быть только один: «Я долго искал Истину. И однажды я открыл Евангелие и узнал Истину, поэтому я хочу стать учеником Христа». Все остальные мотивы слишком пошлые, чтобы принимать это Таинство. Ведь Христос не для того пришел в мир, чтобы нам «везло и было легче жить», «чтобы грыжа у ребеночка рассосалась», чтобы нас «никто сглазить не мог». Крещение - это погружение в смерть Христову, чтобы потом во Христе воскреснуть. Если человек готов за Христа умереть - это серьезный мотив, который, к сожалению, есть у единиц современных людей, пришедших креститься. Тогда как в первые века христианства люди как раз с такими мотивами и приходили к купели, осознавая, что завтра их могут за Христа убить. Все это я напоминаю людям перед крещением.

И какова реакция? Кто-нибудь передумывал креститься?

Реакция - шок. Но пока никто не передумал. Люди осознают, что они совершенно не готовы к новой жизни, к новой ответственности, они не уходят… хотя это было бы понятно, правильно и честно.

Часто потенциальные крестные как раз и отговаривают подобных «верующих» креститься или крестить детей, говоря: «Зачем вам это нужно, ведь вы не будете жить по-христиански. Поймите ответственность». Правильно ли они делают?

Конечно, правильно, потому что вера и жизнь с Богом могут осуществляться только при условиях осознанности и свободы. Если человек не понимает, что он делает, то он уже недееспособный человек. К сожалению, в духовной жизни у нас множество людей именно недееспособных. Поэтому правильно будет, если мы призовем их к серьезности, ведь и Господь в Евангелии все время призывает человека к серьезности жизни: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14)

Батюшка, как крестному нести ответственность за ребенка в такой ситуации: родители до определенного момента не были против церковной жизни своего ребенка, они иногда даже привозили его на Причастие, сами не воцерковлялись, а были «издалека сочувствующими». Ребенку исполнилось 7 лет, и оказалось, что без исповеди его не причащают. Родители, не желают входить в церковную жизнь и даже слышать о ней, перестают даже изредка привозить ребенка в храм, отвечая на недоумения крестного так: «У каждого свой путь в жизни».

Одна из основных задач крестного - воспитывать родителей ребенка, приводить их к нормальной церковной жизни. И эту задачу потенциальный крестный должен обдумывать «на берегу», еще до того, как он связался с этой семьей духовными узами. Насколько он сможет повлиять на еще неустойчиво-сочувствующее сознание людей, насколько у родителей есть к нему доверие как к христианину? Если мы приходим к выводу, что это нереальные задачи, что мы не способны на подобные отношения, то зачем, собственно лицемерить? Зачем изображать из себя крестных, а из родителей изображать христиан?

Нам по человекоугодию бывает трудно отказать людям в просьбе стать крестными, или мы боимся испортить с друзьями отношения. Но это не основание для согласия. Надо Богу угождать более, чем человеку. Если родители изначально не готовы ребенка посвятить Христу, если для них крещение - это всего лишь магическое мероприятие, то почему христианин должен в этом участвовать? Если я попал в такую ситуацию, то просто должен смириться и сказать: «Извините, братья, но я в такие игры не играю». Главное условия для крещения в отношении родителей - это согласие слушаться и доверять. И за то время, пока ребенок растет до сознательного возраста, нужно и родителей подвести к духовной сознательности.

Но ведь в момент крещения и сами крестные могут быть еще не воцерковленными и лишь со временем осознать значимость произошедшего и полноту ответственности…

То есть, человек сглупил? Что делать? Во-первых, нужно искренне покаяться, что крайне небрежно отнесся ты к Божьему делу. Господь на тебя надеялся, как на Своего помощника, а ты не исполнил данного тебе Богом послушания. А во-вторых, несмотря на то, что и пути крестного с родителями вроде бы разошлись, и ценности теперь разные, но остается очень важная миссия - молитва за крестника и его родителей.

В качестве некой епитимьи человек может каждый вечер делать земной поклон с молитвой: «Господи, прости меня, грешного и нерадивого, Ты мне поручил отроча сего, а я не исполнил послушания. Спаси и помилуй крестника моего, вразуми и его родителей, направи их по истинному пути». Бывает же и другая уродливая ситуация: родители воцерковляются, а крестный их ребенка продолжает блуждать в неверии. Тогда родители могут взять на себя покаянный молитвенный труд за своего крестного.

Сегодня в силу того, что проходят огласительные беседы перед крещением, некоторые родители решают серьезно подходить к этому Таинству. Но бывает так, что у человека, который только начал воцерковляться и желает крестить ребенка, просто еще нет крепких в вере православных друзей. Он один. Где взять крестного?

В своем храме.

Но он там еще никого не знает.

Значит, нужно узнать. Значит, нужно стать живым прихожанином приходской семьи. У нас, в Пантелеимоновском приходе, часто бывает так: молодые семьи приглядываются друг к другу, начинают близко общаться и потом просят стать восприемниками у своих детей. И вроде бы человек не является родственником или близким другом, но впоследствии они становятся одной духовной семьей. И хочется надеяться, что и через десять, и через двадцать лет они так же будут дружить и общаться, и их дети вырастут, как братья и сестры.

Вот естественная ситуация: крестный, крестник и его родители живут в одном храме, каждое воскресенье крестный подносит свое дитя ко Святому Причастию. Я вообще не представляю, как можно нормально воспитывать детей вне церковной общины. Не случайно же св. Кирилл Александрийский сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог - не Отец». Кто от таинств Церкви не питается, кто не любит ее, тот никогда не будет христианином.

Давайте посмотрим на эту же ситуацию глазами потенциального крестного. Допустим, я с человеком не знакома, близко мы не общаемся, да и, честно сказать, не очень хочется возлагать на себя ответственность за ребенка. Но человек просит… как мне быть?


С одной стороны, не нужно сразу же соглашаться или отказываться. Нужно присмотреться друг к другу, сходить в гости, пообщаться. Ведь это замечательная возможность найти братьев во Христе. Многие люди сегодня как раз жалуются, что у них очень маленький круг общения и единомышленников. Вот для тебя замечательная возможность. И еще более замечательная возможность - расстаться со своим себялюбием и ленью. Что значит «не очень хочется возлагать что-то на себя»? Как христианин боится брать на себя ответственность? А если это важно и для людей, и для спасения твоей души? Ведь христианин как раз и пришел в мир, чтобы исполнять волю Божию, чтобы отдавать себя другим людям в трудах и жизни по евангельским заповедям.

С другой стороны, есть церковная иерархия и мудрое правило добродетельной жизни - жизнь по совету. У каждого христианина есть духовный наставник, священник, который поможет определиться с тем, хватит ли у тебя сил душевных и телесных, чтобы взять на себя обязанности крестного.

Если ты и отказываешься, то не потому, что по ложному смирению считаешь себя «недостойной грешницей», а потому, что духовник твой, видя твои немощи, не советует тебе браться за труды крестного. Вместе с духовником нужно взвесить все «за» и «против», определить, воля Божия или искушение то, что тебе предлагается - а затем спокойно делать то, что ты должен делать.

В конце концов, все мы «скованы одной цепью, связаны одной целью», если один спасается, то спасаются и все, кто с ним связан принадлежностью к Телу Христову, к Церкви.

Есть такой момент в жизни прихода, когда абсолютное большинство прихожан не могут сдержать радостных улыбок - это воцерковление малышей. Когда батюшка предлагает помолиться за новокрещеное дитя, затем берет его на руки, вносит в алтарь и, выйдя на амвон, торжественно поднимает, показывая всем прихожанам нашего нового ребенка. Когда мы наблюдаем воцерковление, в душе рождается и радость, и мир, и любовь.

Да, мы делаем это для детей наших прихожан, ведь это действительно наш новый ребенок. Детей родителей, которые не являются нашими прихожанами, мы не воцерковляем таким образом, ведь для них это формальный обряд, лишенный смысла. Они просто ставят себя в положение «вне семьи», которую они не знают и знать не хотят. Другое дело - прихожане, которые уже члены «нашей семьи».

В таком случае, можно ли сказать, что община и является восприемником для крещаемого?

Это и должно быть нормой. Приход - семья, где каждый связан с другими членами, где есть любовь, сопереживание, помощь, поддержка, воспитание, где все вместе решают общую проблему, где радость также общая. В такой семье человек никогда не останется один. Святитель Филарет Московский сказал: «Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания». Потому и мы, если не хотим быть забытыми нашими детьми, должны сделать все, чтобы самим стать настоящими родителями.

Крещальные СУЕВЕРИЯ или то, во что НЕ МОГУТ ВЕРИТЬ православные:

  • Крестными нельзя брать людей, у которых вы сами крестили детей, «потому что возвращается крест, а это очень нехорошо для вашего ребенка».
  • Девушке впервые нельзя стать крестной у девочки, но только у мальчика, иначе она замуж долго не выйдет, а потом еще и брак несчастливым будет.
  • Нельзя называть и крестить ребенка в честь мученика - жизнь будет тяжелой, мучительной.
  • Ребенок обязательно должен заплакать, когда его опускают в святую воду или поливают водичкой лицо - это хороший знак.
  • Беременная женщина не может быть крестной ребенка, иначе крестник умрет.
  • Нельзя отказываться, если предложили быть крестными родителями.
  • Имя, под которым крестят ребенка, нужно от всех скрывать, «чтобы знакомые не сглазили».
  • Все грехи ребенка автоматически становятся грехами и его крестных родителей
  • Крестить нужно только на 40-й день после рождения, так как он самый удачный!

Беседовала Ксения Кабанова

Обязанности крестных и молитвы за крестников

(материал сайта azbuka.ru)

У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:

1. Молитвенная . Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.

2. Вероучительная . Обучать крестника основам христианского вероисповедания, а если вы сами не достаточно осведомлены, то сначала восполните пробелы у себя сами.

3. Нравоучительная . На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели - любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.

Вы обещали Богу, что приведете к нему этого малыша. Помните об этом.

священник Михаил Зазвонов

Молитва за детей и за крестников, отца Иоанна (Крестьянкина):

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

О воспитании детей добрыми христианами:
Молитва родителей ко Господу Богу

Боже, наш милостивый и небесный Отче!
Помилуй наших детей (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту.
Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.
Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени.
Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми.
Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.
Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей.
Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом.
Аминь.

Молитва ко Господу Богу, составленная преподобным Амвросием Оптинским:

Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чад моих (имена) познанием истины Твоей и воли Твоея Святыя, укрепи их ходити по заповедям Твоим и мене грешного помилуй.
Аминь.
Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю чад моих, которых Ты даровал мне, исполни моление мое.
Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости, и да не коснется душ их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им, и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.
Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить Твою Святую волю, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Твоим Святым.
Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорою, отрадою в скорбех и утешением жизни их, и дабы молитвою их спасались и мы, их родители.
Ангелы Твои да хранят их всегда.
Да будут чада мои чутки к горю ближних своих, и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их.
Когда же кончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесные Обители, куда пусть ведут они с собой и других рабов Твоих избранных.
Молитвами Пречистыя Матери Твоея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй нас, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Крещение - это одно из важных событий в жизни православного человека. Считается, что он получает некий пропуск в Царство Божие. Это момент духовного рождения человека, когда его прежние грехи отпускаются, а душа очищается. Особое внимание следует уделить выбору крестных для ребенка, так как они-то и имеют влияние на духовную жизнь и спасение верующего. Поэтому крестный отец, обязанности и ответственность которого заключаются во всем вышеописанном, должен быть достойным.

Роль крестного в жизни ребенка

Теперь рассмотрим поподробнее, какую же роль играет крестный отец в православии, обязанности которого, заключаются не только в подарках на праздники. Самое главное, что он должен сделать, - это оказать помощь в духовной жизни своего крестника. Итак, рассмотрим обязанности по порядку:

  1. Показывать для него достойный пример своей жизнью. Это значит, что в присутствии крестника нельзя употреблять спиртное и курить сигареты, говорить бранных слов. Нужно быть благородным в своих действиях.
  2. Обязательны молитвы за своего крестника, особенно в трудные моменты.
  3. Посещение храма вместе с ребенком.
  4. Обязательно духовное воспитание крестника (рассказы о Боге, обучение Библии и др.). Если есть проблемы в жизненных ситуациях, то оказывать посильную помощь.
  5. В обязанности крестного отца также входит и материальная поддержка при необходимости (если у родителей сложная ситуация с деньгами или работой).

Что нужно знать для выбора крестных родителей?

Итак, как же выбрать крестного, или восприемника? Чем нужно руководствоваться? Во-первых, следует знать, что в духовной жизни ребенка более всего важен крестный одного с ним пола (для мальчика - крестный отец, для девочки - крестная мать). Однако по устоявшейся традиции в кумовья выбирают двоих.

Конечно, решение, кто будет духовным воспитателем ребенка на протяжении всей его жизни, принимают на семейном совете. Если есть какие-либо затруднения при выборе, то посоветуйтесь с батюшкой или духовным отцом. Он наверняка подскажет подходящую кандидатуру, ведь это довольно почетная обязанность.

Очень важно, чтобы крестные родители не потерялись в жизни, чтобы они продолжали духовно окормлять ребенка на протяжении всей жизни. Как крестная мать, так и крестный отец, обязанности и функции которых описаны выше, несут свою ответственность перед Господом.

Исходя из всего этого, на роль духовных родителей подходят христиане, которые старше четырнадцати лет. Они принимают на себя ответственность за дальнейшую духовную жизнь малыша, совершая молитвы за него, а после научая жить в Господе.

Кто не может быть крестным?

При выборе крестного отца или матери нужно знать, кто не может им быть для вашего ребенка:

  • Те, которые собираются стать супругами в будущем или уже являются таковыми в настоящем.
  • Родители малыша.
  • Те, кто принял монашество.
  • Некрещеные люди или неверующие в Господа.
  • Нельзя брать в крестные людей, которые имеют душевную болезнь.
  • Те, кто исповедует другую веру.

Все это следует учитывать перед тем, как будет выбран крестный отец. Обязанности его довольно обширны, поэтому человек, согласившийся им быть, должен все четко осознавать.

Необходимые предметы для обряда

Следует более подробно рассказать о том, какие предметы необходимы для этого обряда:

  • Крыжма. Это особое полотенце, на котором вышит или просто изображен крест. В него заворачивают ребенка во время миропомазания, а также когда читают запретительные молитвы. Иногда на таком полотенце вышивают имя младенца и дату его крещения.
  • Крестильная пеленка. Это не совсем необходимый атрибут, но должен быть, когда холодно. Этой пеленкой вытирают младенца после окунания в купель, а после вновь заворачивают в крыжму.
  • Одежда для крещения. Это может быть крестильный набор (платье) для девочки или специальная рубаха для мальчика. Желательно, чтобы эту одежду приобрела в дар восприемница малыша.
  • Необходимо иметь при себе нательный крестик для будущего христианина. Обычно его приобретает крестный отец. Обязанности при крещении для него, конечно, не ограничиваются только этим приобретением, но о них будет написано ниже.
  • Необходимо взять с собой конвертик для обрезанных волос малыша.
  • Также следует приобрести иконы для ребенка и сделать пожертвование храму (это необязательное условие).

Существует ли особая подготовка для восприемников перед обрядом?

Также следует уделить внимание и подготовке к крестинам. Самым правильным шагом будет обращение к духовнику или батюшке за советом. Однако вы должны знать, что обычно перед таинством необходимо исповедоваться и причаститься. Перед этим нужно соблюсти пост (о количестве дней вам должен рассказать батюшка). Возможно, понадобятся дополнительные действия, как то чтение молитв, духовной литературы и др. Также желательно не посещать в это время шумные вечеринки, различные увеселительные заведения, отказать от просмотра телевизора. Все свободное время желательно уделить молитве.

Если вы впервые находитесь в роли крестного, то желательно ознакомиться с тем, как проходит таинство, какие читаются молитвы, какой порядок песнопений. Это необходимо потому, что, когда вы становитесь духовным воспитателем маленького человека, нужно не просто формальное присутствие. Необходима искренняя молитва, которая не должна прекращаться и после завершения таинства, ведь в этом суть становления крестного.

Более подробно о том, какие крестный отец обязанности имеет во время совершения этого обряда, будет рассказано ниже.

Подарки

Рассматривая вопрос про обязанности крестного отца на крестинах, следует сказать, что в этот день принято дарить подарки, причем как малышу, так и куме. По желанию можно преподнести подарок родителям.

Для ребенка уместно подарить как развивающую игрушку, так и что-то более важное для духовной жизни, например Библию для детей с картинками. К слову сказать, подарок можно заранее оговорить с родителями, ведь может что-то другое оказаться более важным в этот момент.

Есть один главный дар, который должен преподнести малышу его крестный отец. Обязанности во время крещения - это не только подержать ребеночка, но и показать первый пример почитания Господа. Ведь дети все понимают уже с рождения на уровне чувств. Помимо чтения молитв таким даром становится нательный крестик, который является крестильным. Его обязательно должен купить и подарить восприемник.

Для родителей, особенно для мамы малыша, хорошим подарком станет молитвослов, где будут необходимые молитвы для всей семьи.

Как отмечались крестины в далекие времена?

Раньше, как и сейчас, крестины были очень значимым событием в жизни людей. Совершали это таинство обязательно не позже двух месяцев от роду малыша, а иногда и раньше, на восьмой день. Это происходило потому, что раньше была высокая смертность младенцев, поэтому для близких очень важно было окрестить ребенка до того, как произойдет непоправимое, чтобы его душа попала на небеса.

Празднование приобщения маленького человека к церкви совершалось с большим количеством гостей. Особенно это было заметно в больших деревнях. На такой праздник собиралось множество людей, которые приходили с гостинцами и наилучшими пожеланиями младенцу. При этом приносили в основном различную выпечку - кулебяки, пироги, крендели. В доме, где жил маленький человечек, для гостей был накрыт пышный стол, причем спиртного практически не было (могло быть только красное вино в очень маленьких количествах).

Были традиционные праздничные блюда. К примеру, запеченный в каше петух для мальчика или курица для девочки. Также очень много было фигурной выпечки, что символизировало богатство, плодородие, долголетие.

За стол принято было приглашать повитуху, которая принимала младенца. Также могли позвать и батюшку, который совершал обряд крещения. Во время празднества пели многочисленные песни, желая таким образом ребенку всего самого наилучшего. Провожали же всех гостей, одаривая каждого сладостями.

Как проходит крещение? Обязанности крестного отца

Теперь рассмотрим, как проходит сам обряд, что следует делать в это время и какие обязанности у каждого из присутствующих. В наше время это таинство обычно происходит на сороковой день после рождения. Родители или будущие крестные должны сходить в выбранный храм заранее и записаться на выбранную дату, а также согласовать сам процесс. Ведь можно провести индивидуальные крестины или общие.

Обязанности крестного отца при крещении девочки одни, мальчика - другие (хотя отличаются и незначительно). Если ребенку еще нет года и он не может сам стоять, то его все время держат на руках. Первую половину обряда (до окунания в купель) мальчиков держат крестные матери, а девочек - отцы. Уже после погружения все меняется. Так как для мальчика главным является отец, то именно он принимает в крыжму ребеночка, а мать принимает девочку. И до конца обряда все так и продолжается.

Сама служба длится около сорока минут (больше времени требуется, если людей много). Начинается она после совершения литургии. Совершение таинства начинается с возложения рук на крещаемого и чтения особой молитвы. После этого следует отречься от сатаны и его дел. За малыша, который не умеет разговаривать, отвечают взрослые.

Следующим шагом в обряде будет освящение воды в купели. Перед тем как погрузить в нее крещаемого, его следует помазать елеем (спину, грудь, уши, лоб, ножки и ручки.) Только после этого происходит погружение в купель. Священник читает при этом молитвы. Это действие символизирует умирание для мира и воскрешение для Господа. Так происходит как бы очищение.

Затем ребенок передается крестному, его заворачивают в крыжму (как было сказано выше, мальчик передается отцу, а девочка - матери). Теперь малыша помазывают миром.

Итак, теперь вы знаете обязанности крестного отца при крещении мальчика и девочки. Как видите, они немного отличаются.

Крещение дома

Помимо крещения в храме не будет предосудительным совершить это таинство и дома, в кругу семьи. Однако лучше все-таки сделать это в положенном месте. Это исходит из того, что после крещения мальчиков следует обязательно внести в алтарь (девочки просто прикладываются к иконам).

После того как обряд совершен, маленький человечек становится полноправным членом церкви. Сильнее всего это можно ощутить только в храме. Поэтому домашние крестины возможны только в случае неспособности младенца выдержать обряд в церкви. Также их совершают тогда, когда ребенок в смертельной опасности (болезнь и др.). Если же все таинство проходит в домашней обстановке, то крестный отец обязанности на крещение имеет такие же, как если бы обряд совершался в храме.

Церковная жизнь новых христиан

Следует знать, что после крещения для человека только начинается его духовная жизнь. Первое знакомство с церковными правилами начинается с молитвы родной мамы и крестной. Именно так, незримо малышу прививается слово Божье. И уже в дальнейшем, когда он сам все видит, можно приобщать его потихоньку к семейной молитве, объясняя ее ценность.

Особо следует сказать про крестильные принадлежности. Крыжму и специальную одежду (если вы ее приобретали) следует хранить отдельно и не использовать в быту. Крестильную рубашку (платье) можно надевать в моменты болезни ребенка (или просто заматывать в нее). Икону, которую использовали во время таинства, нужно поставить возле кроватки малыша или на домашний иконостас (если таковой имеется). Свечу используют в особых случаях и тоже хранят всю жизнь.

Обязанности крестного отца при крещении только начинаются. В дальнейшем, когда ребенок подрастет, с ним нужно будет ходить в храм, причащаться и на службы. Конечно, это можно делать и с родителями, но лучше, если это будет крестный. К слову сказать, брать ребенка в храм нужно с малых лет. Именно там, в лоне церкви, он сможет осознать все величие Бога. Если же он чего-то не понимает, нужно терпеливо объяснить трудные моменты.

Так происходит привыкание и благотворное воздействие на душу человека. Церковные песнопения и молитвы успокаивают и укрепляют. Во время взросления могут возникать сложные вопросы. Если крестные или родители не смогут на них дать ответы, то лучше обратить к батюшке.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, какие имеет крестный отец обязанности. К ним нужно отнестись со всей серьезностью с самого начала, как только вам сделали такое предложение. При необходимости посоветуйтесь с батюшкой о том, что вы должны делать для малыша, как воспитывать в духовной жизни и какую поддержку оказывать. Будьте внимательны, ведь отныне вы и ваш крестник связаны навеки духовно. За его грехи вы будете тоже отвечать, поэтому к воспитанию нужно отнестись с особой важностью. К слову сказать, если вы не уверены в своих силах, то лучше отказаться от этого.

Во время таинства Крещения, в его предварительной части, крещаемый читает вслух молитву Символ веры. Желательно, при подготовке к таинству, выучить Символ веры наизусть, в крайнем случае, допустимо чтение с листа. Эта молитва содержит, в виде кратких формулировок, все православное вероучение - то есть во что веруют христиане, что это означает, к чему направлено или с какой целью они в это верят. И в древней Церкви, и в последующие времена, знание Символа веры было необходимым условием для того, чтобы прийти ко Крещению. Эту основополагающую христианскую молитву должны знать крестные младенцев, взрослые и дети сознательного возраста, принимающие . Символ веры разделяют на 12 членов - 12 кратких утверждений. В первом члене говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о Крещении, в одиннадцатом - о воскресении мертвых, в двенадцатом - о вечной жизни.

В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры, но когда в 4 веке появились ложные учения о Боге Сыне и Боге Духе Святом, возникла необходимость дополнить и уточнить эту молитву.

Современный Символ веры был составлен отцами 1 Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее (первые семь членов Символа веры) и отцами 2 Вселенского Собора, проходившего в 381 году в Константинополе. (остальные пять членов) Поэтому полное название этой молитвы - Никеоцареградский Символ веры.



Символ веры

На церковно-славянском

На русском языке

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшаго в третий день, по Писанием.

5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

10. Признаю одно крещение для прощения грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

11. Ожидаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь

12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).


Символ веры

1.Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2.И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3.Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4.Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5.И воскресшаго в третий день по Писанием. 6.И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7.И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8.И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9.Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10.Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11.Чаю воскресения мертвых, 12.и жизни будущаго века. Аминь.

Текст молитвы Символ веры с ударениями

Распечатайте эту листовку как памятку

Похожие публикации