Как и когда образовался пакистан. Индия, пакистан, китай после второй мировой войны. Британская Индия и создание Пакистана

У многих наших граждан представление о кадетском образовании достаточно поверхностное. Дескать, «отставные офицеры одели детей в военную форму и прививают им любовь к армии». Однако все гораздо сложнее. Среди воспитанников кадетских корпусов всегда было много выдающихся людей: государственных деятелей, полководцев, представителей науки и искусства. И одной лишь военной формой (и даже любовью к армии) не воспитать из мальчишек такие личности.

Возрождение кадетских образовательных учреждений началось в России почти 20 лет назад - в 1992 году. Происходило это чаще всего на чистом энтузиазме отдельных граждан, обеспокоенных судьбой подрастающих поколений; часто у новорожденных корпусов не было самого необходимого. Однако многие общественные организации не остались в стороне и принялись помогать кадетским образовательным учреждениям.

Одной из таких организаций стал Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана. Сегодня он активно помогает развитию в нашей стране системы кадетского воспитания и образования, разрабатывает необходимые программы и проекты, регулярно выпускает журнал «Российская кадетская перекличка». Уже несколько лет фонд успешно работает в братской Сербии; не так давно он с помощью учащихся кадетских корпусов привел в порядок мемориальное русское кладбище в городе Белая Церковь.

О работе фонда, о кадетском образовании, его перспективах и преимуществах рассказывает генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана Ольга Барковец.

- Ольга, для начала - о деятельности фонда. В чём выражается поддержка кадетских корпусов?

Трудно сегодня говорить о работе, которая началась на старте 1990-х, оформилась в середине 1990-х и продолжается по сей день. Тогда, в 1990-е годы, когда в нашем обществе начали рушиться идеалы, когда много детей оказалось на улице, потому что родителям некогда было заниматься их воспитанием, в среде нескольких поколений выпускников военных училищ родилась идея возродить кадетские корпуса. Это совпало с приездом в Россию выпускников кадетских корпусов, которые действовали в русском зарубежье в 1920- 1940-е годы. Мы называем их старшими кадетами.

В начале 1990-х годов произошло удивительное единение «белых» и «красных», потому что те, кто уехал в 1920-е годы, разделяли идеологию белого офицерства, а их потомки (многие родились в эмиграции) приехали на свою историческую родину и встретили здесь людей, окончивших советские суворовские и нахимовские училища. Это один из удивительных феноменов того времени: люди не стали выяснять идеологические разногласия и проявлять какие-то политические амбиции. Они объединились в главном: надо думать, как спасать молодое поколение страны. Первые корпуса появились в 1992 году в Новосибирске, в 1994-м - в Новочеркасске и в Москве. Это была «инициатива снизу», инициатива энтузиастов, горевших идеей возродить кадетские корпуса. Я думаю, что в новой России пока еще нет такого социального явления, такого успешно реализованного «социального заказа», как кадетские учреждения. Именно заказа гражданского общества.

Давно известно, что нельзя ничего искусственного, «мертворожденного» навязать социуму. Реальной жизнью всё равно это будет отторгнуто. Порой представители власти придумывают какую-нибудь новацию и начинают ее усиленно «внедрять». Как правило, впустую. Помнится, придумали лозунг: «Заберём всех беспризорников и отправим их в кадетские корпуса». Ничего не получилось, потому что идея была изначально неправильная, непродуманная. Но вот то, что сумело возродиться инициативой «снизу», благодаря усилиям граждан, - это и есть настоящее, прочное, необходимое.

Возрождение в стране кадетской модели наглядно свидетельствует, что о развитии системы воспитания детей и подростков надо заботиться ежедневно и ежечасно. А не по случаю либо больших праздников, к примеру, очередного юбилея Дня Победы, либо драматических событий, к примеру, как на Манежной площади. Когда вдруг снова вспомнили, что ребят, оказывается, надо воспитывать. И не только в семье, но и в школе.

У нас в стране сегодня более 150 кадетских образовательных учреждений только в системе образования и науки. Представьте динамику: в 1992-м появился первый кадетский корпус, прошло 18 лет - их уже более 150! Значит, дело это живое, жизненно необходимое! Напомню, что в 1917 году в императорской России был 31 кадетский корпус. Где воспитывали элиту Российской империи: выдающихся полководцев, военных, педагогов, художников, писателей.

А теперь о нашем фонде. Одним из старших кадет, который приехал в Россию в начале 1990-х, был Алексей Борисович Йордан, отец учредителя нашего Фонда содействия кадетским корпусам. Он, как и его однокашники, закончил в Сербии Русский кадетский корпус великого князя Константина Константиновича. Алексей Борисович был одним из самых активных деятелей, желавших возродить кадетские корпуса.

От намерений быстро перешли к действию: вместе со своими новыми друзьями-суворовцами старшие кадеты ездили по России, помогали создавать кадетские корпуса, давали деньги на покупку погон, мундиров, сапог. Как-то Алексей Борисович приехал в один из старейших кадетских корпусов, Воронежский Михайловский кадетский корпус, и видит, что воспитанники ходят по классам для занятий различными предметами со своими стульями. Он спросил: «Почему дети таскают стулья за собой?» Ему ответили, что стульев мало, у корпуса нет денег на новые. Алексей Борисович тут же нашёл деньги.


Возрождение корпусов начиналось с таким несколько юным задором, и, наверное, тогда никто и представить себе не мог, что модель кадетского воспитания скоро станет чуть ли не гордостью российского образования. Конечно, Алексей Борисович привлёк к работе своего сына, который к тому времени был достаточно известным и успешным бизнесменом. Борис Алексеевич стал давать деньги, чтобы помочь отцу реализовать светлую идею, с которой тот жил.

Потом Борис Алексеевич решил, что необходимо работать системно: надо создать благотворительный фонд, действующий по европейским стандартам, прозрачный по отчётности, работающий не на сиюминутные потребности, а на решение главной задачи - создание системы воспитания на основе кадетских образовательных учреждений.

В 1999 году мы стартовали. Зарегистрировали частный благотворительный фонд и с той поры даём гранты кадетским образовательным учреждениям на реализацию различных программ, связанных с воспитанием детей; разрабатываем свои проекты, направленные на сохранение традиций в кадетских корпусах, чтобы наши дети росли не потребителями, а занимались благотворительностью, волонтёрством.

Мы поддерживаем систему духовно-нравственного воспитания детей. Для этого подготовили программу «Добро творим вместе». Она в первую очередь направлена на развитие милосердия и сострадания у воспитанников кадетских корпусов.

Мы помогаем строить или возрождать корпусные храмы; могу с гордостью сказать, что один из самых красивых корпусных храмов в Петербурге, в кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, мы возродили совместно с начальником корпуса полковником Евгением Ермоловым. В этом году храму исполнилось 200 лет. И снова туда приходят кадеты, там проводятся уроки православной культуры, у воспитанников есть духовник.

О фонде можно рассказывать долго. Есть у нас программа, связанная с сохранением российских реликвий в Сербии; мы делаем дизайн-проекты для музеев кадетских корпусов. Об этом и многом другом можно узнать на нашем сайте. Мы помогли возродить систему кадетского образования, а теперь стремимся сделать её совершенной.

Ваш фонд проводил много мероприятий в Сербии. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. Чем отличается работа в Сербии от работы в России?

Мне кажется, нет ни одного русского человека, который, приехав в Сербию, не влюбился бы в неё. В Сербии чувствуешь какую-то особую связь с нашей историей и культурой, духовную связь.

Всё началось в 2006 году: мы поддержали инициативу переименовать центральную площадь небольшого сербского города Белая Церковь в Площадь русских кадет. Представляете, впервые в истории Сербии будет увековечена память о пребывании там русских кадетских корпусов! Мы готовили это событие совместно с Посольством России, с Обществом русских кадет, с Российским кадетским братством. Идею поддержал мэр Белой Церкви. На торжественную церемонию открытия Площади русских кадет собрались не только почетные гости, но и много жителей Белой Церкви.

А потом возникла новая идея.

Когда мы знакомились с достопримечательностями города, с местами, связанными с русским зарубежьем, нас поразило состояние русского некрополя, где похоронены преподаватели и воспитанники кадетских корпусов, офицеры русской армии. Заброшенные могилы, полуржавые кресты, бурьян... И это несоответствие тому великому событию, которое произошло два часа назад, привело нас к мысли, что нужно привезти сюда юных кадет из России, чтобы вместе с ними восстановить этот некрополь.

Через год мы вернулись в Белую Церковь вместе с 40 кадетами и гимназистками из Красноярского края и Нижегородской области. Мы видели, какой огромный резонанс вызвал наш приезд. Многие жители даже не знали, что в их городе были когда-то кадетские корпуса, и теперь словно открыли новую страницу в истории Белой Церкви. Они встречали нас с удивленными глазами, не веря, что дети из далёкой Сибири приехали приводить в порядок русское кладбище.

Это был хороший урок и для наших ребят. Мы видели, как они погружались в историю пребывания русских кадет в Сербии в 20-40-е годы прошлого века, видели, как менялись лица подростков, их отношение к тому, что они носят кадетские погоны. Возможно, именно тогда они стали чувствовать себя частью большой кадетской семьи.

Нас поражало, что сербы приходили к некрополю, где работали мальчишки и девчонки, и приносили воду и яблоки, ведь летом было очень жарко. Потом мэр города сказал нам: «Мы воспитываем своих детей по-европейски: они знают о своих правах, но подчас не знают своих обязанностей. А ваши дети знают свои обязанности и только потом вспоминают о своих правах».

Юные кадеты удивили и сербов, и нас. Мы поняли, что этот проект нужно продолжать. Через год мы привезли в Белую Церковь новых воспитанников кадетских корпусов.


Наверное, именно в Сербии я еще раз убедилась, что кадетское образование многогранно и системно. Вдумчивые родители отдают детей в кадетские корпуса не для того, чтобы, как говорят, «ребёнок не болтался на улице», а потому, что хотят видеть в своём ребёнке всесторонне развитую личность. Кадетское образование способно дать систему духовных ценностей, которые частично потеряны в современной школе. Важно также воспитать из мальчишки настоящего патриота. Ведь патриот не тот, кто лихо марширует по площади в День Победы, а тот, кто знает свою историю и гордится победами своего Отечества. И вклад наших кадет в восстановление русского кладбища - это тоже кусочек маленького личного патриотизма.

Мы приехали в Белую Церковь и на третий год. Нас ждали и принимали, нас просто полюбили. И Россия была представлена на сербской земле не какими-то официозными делегациями, а обычными смешливыми ребятами, которые по утрам работали, потом встречались со своими сверстниками, давали концерты для жителей, где под шквал аплодисментов гремела знаменитая «Катюша».


В этом году мы открываем в Белой Церкви классы русского языка. Сербские дети захотели учить русский язык, им стала интересна русская культура, история. Мне кажется, это была еще одна наша маленькая победа. Для нас важно, что мы восстановили русский некрополь, и то, что мы дали большой концерт на лучшей балканской площадке - в концертном зале имени Илии Коларца в Белграде, и что нас принял Святейший Патриарх Сербии и благословил наших детей. Сербия, наверное, один из тех проектов фонда, который по его духовной составляющей можно назвать самым мощным. Хочется, чтобы таких проектов было больше.

- Неужели все так гладко было в работе фонда?

Конечно, были и трудности. Но благодаря испытаниям мы только закаляемся. В первую очередь, имеющаяся законодательная база не позволяет работать на том уровне доверия к благотворительным фондам, который необходим. Это общая проблема благотворительного сообщества и государства. Приходилось доказывать, что у нас чистые помыслы. И что порой благотворительный фонд может более эффективно сделать то, чего не смогло сделать государство.

Конечно, система переподготовки кадров должна быть организована в Министерстве образования, но, к сожалению, пока там не сложилось. Частые реформы не закрепили структуры, которая системно занималась бы кадетскими учреждениями.

В чём преимущества кадетского образования перед обычным школьным? Отличаются ли как-то учащиеся кадетских корпусов от большей части молодёжи?

Хороший вопрос. Однажды во время интервью корреспондентка одного из западных информационных агентств довольно жёстко меня спросила: «Зачем военизировать образование?» Я объяснила, и она сказала, что хочет поехать и посмотреть сама. Через несколько дней она позвонила с просьбой: есть ли возможность устроить её сына в кадетский корпус?

Рассказываю это к тому, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодняшние кадетские образовательные учреждения отличаются стройной системой воспитания. Она реализуется со дня поступления ребёнка в кадетскую школу-интернат и до выпуска. Важно, что в кадетских школах (школах-интернатах) учатся мальчики (сейчас, правда, есть и девочки) с 10 лет. В 10 лет ещё можно формировать мировоззрение ребёнка, вкладывать в него какие-то базовые ценности. Главное отличие - система воспитания, построенная на лучших военно-патриотических и духовно-нравственных традициях.

- А как лучше прививать молодёжи любовь к православной культуре и к русской культуре вообще?

На мой взгляд, чтобы привить любовь к какому-то предмету, его надо глубоко знать. Если ребенку преподаётся, скажем, история культуры или ОПК, то очень многое зависит от педагога, от того, как он сможет заинтересовать ученика. Чтобы ребёнок, предположим, не только слышал, что есть такой композитор Рахманинов, но научился слушать и слышать его музыку. Скажем, отвезти кадетский класс в Ивановку, что в Тамбовской области, чтобы для кадет зазвучала музыка Рахманинова в его же имении. В прошлом году мы провели вместе с администрацией города Уварово там замечательный фестиваль «Кадетская симфония», в котором приняли участие более 300 кадет из Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Белой Калитвы, Шахты, Старого Оскола, Тамбова и Тамбовской области.

Можно много говорить о художнике Репине, но лучше один раз приехать в Нижний Новгород, увидеть Волгу, услышать об уникальной волжской культуре, которая вдохновляла многих художников, поэтов, писателей. Наш фонд в этом году продолжит программу «Кадетская симфония» на базе Нижегородского кадетского корпуса имени генерала В.Ф. Маргелова.

Прививая культуру и знания, важно не использовать двойных стандартов. Как ребёнок может вырасти личностью, если в школе ему говорят одно, а в жизни он видит другое?

Как сделать так, чтобы ребёнок, выйдя из корпуса, стал лидером, в том числе и духовным, для своих друзей и близких? Эти вопросы и пытается решить кадетское образование. Как мать мальчика, окончившего кадетский корпус, могу сказать, что там растут совсем другие дети, у них есть сильный стержень, помогающий стать достойными людьми.

Во-первых, этому способствует кадетское братство. Мальчики, выйдя из альма-матер, остаются друзьями на всю жизнь и помогают друг другу. Во-вторых, эти дети мотивированные, они знают, что им нужно в жизни, и цели эти не меркантильные. Любой человек должен ставить перед собой высокую цель и достигать её. Они готовы служить в армии. Раньше 50 процентов выпускников шли в гражданские вузы, остальные - в военные. Всего в высшие учебные заведения поступали 96-97 процентов выпускников. Мне кажется, такой показатель говорит о высоком качестве кадетского образования.

- Какие перспективы у кадетского образования?

Я думаю, рост кадетских корпусов продолжится. Сейчас активно развиваются казачьи кадетские корпуса. Перспективы большие, но нас настораживает количество открывшихся корпусов. От количества давно пора перейти к качеству, потому что, открыв кадетскую школу или корпус, важно не просто одеть детей в военную форму и заставить их ходить строем, а создать систему воспитания, соответствующую тем высоким идеалам, которые всегда были в кадетских корпусах страны. Сказала бы так: «Мы сегодня за чистоту жанра». Если вы назвались кадетским корпусом - соответствуйте этому. Если серьезной системы воспитания не будет - не будет и корпуса, какая бы у мальчишек ни была красивая форма.

Беседовала Ирина Обухова

ПАКИСТАН, Исламская Республика Пакистан, государство в Южной Азии. Образовалось в 1947 после раздела Индии. В современных границах существует с 1971.
На юго-западе берега Пакистана омываются Аравийским морем, на западе страна граничит с Ираном, на северо-западе - с Афганистаном, на северо-востоке - с Джамму и Кашмиром (на который предъявляют права и Индия, и Пакистан) и на востоке - с Индией. Под контролем Пакистана находятся северные и западные районы Джамму и Кашмира - т.н. Азад Кашмир (т.е. Свободный Кашмир).
Пакистан - молодое государство, возникшее в 1947, но мусульмане на его территории живут более тысячи лет. Впервые они появились в Южной Азии в 8 в. как завоеватели и оставались влиятельной политической силой вплоть до 19 в.
Ранние мусульманские государства в Индии. В 710-716 войска под командованием видного омейядского военачальника Мухаммада ибн Касима захватили Синд и южный Пенджаб. Тех, кто не принял мусульманство, новые арабские власти обязали платить специальную подушную подать на иноверцев - джизию, но им была оставлена свобода в отправлении религиозных обрядов и в сфере культурной жизни. От индусов не требовалась обязательная военная служба, но если они на нее поступали, то освобождались от джизии и получали положенные жалованье и вознаграждение.
Между 1000-1027 султан Махмуд Газневи предпринял 17 походов в Индию, проникая через долину Инда на Гангскую низменность. Его империя простиралась от Самарканда и Исфахана до Лахора, но ее западные области были утрачены наследниками престола в 11 в. Газневидский Пенджаб, включавший северо-западные пограничные области и Синд, может считаться прообразом Пакистана. Многочисленные мусульманские общины, расселившиеся в бассейне Инда, уже не рассматривали эти земли в качестве покоренной территории - она стала для них родиной.
Господство Газневидов оказалось непрочным, и в 1185 долина Инда вошла в состав державы Гуридов. Это случилось при султане Муиз-уд-дин Мухаммаде, которому удалось распространить мусульманское владычество на всю Северо-Западную Индию, а также на Бенгалию и Бихар. Преемникам убитого в 1206 в Пенджабе Муиз-уд-дин Мухаммада удалось сохранить контроль над завоеванными в Индии землями. Период после его смерти вплоть до воцарения Бабура, основавшего в 1526 династию Великих Моголов, известен как время Делийского султаната. В нем за более чем 300 лет сменилось 40 султанов, принадлежавших пяти мусульманским династиям: Гулямов (1206-1290), Хильджи (1290-1320), Туглакидов (1320-1414), Саидов (1414-1451) и Лоди (1451-1526). Административные посты в Делийской державе занимали преимущественно мусульмане, но индусы тоже привлекались на государственную службу. Для решения гражданских дел индусы имели собственные общинные суды (панчаяты).
Ислам в эту эпоху упрочил свое влияние в Индии. Обращение в него в целом обходилось без насилия, а проповедью мусульманских догматов занялись суфии, частично специально обучавшиеся, чтобы нести свет новой веры в разные области субконтинента. Контакты индусов и мусульман привели к становлению языка урду, который возник на базе одного из диалектов Северной Индии, обогатившись за счет персидской лексики. Хинди сформировался на той же диалектной основе, но испытал воздействие санскрита. В 17-18 вв. сложился современный литературный стандарт урду, который использовал персидско-арабскую графику и воспринял творческие традиции персидских и арабских писателей и идеи ислама; урду превратился в мощный двигатель мусульманской культуры в Южной Азии.
Империя Великих Моголов. Это государство известно своими достижениями в области культуры, просвещения и искусства. Созданное Бабуром в 1526, оно было консолидировано уже его внуком Акбаром (ок. 1556-1605). Акбар проводил политику примирения с индусами, и эффективная административная деятельность составляет важную черту правления этого императора. В 1579 был отменен подушной налог - джизия. Индусские храмы были взяты под защиту государства. В 1580 Акбар объявил о создании новой религии - Дин-и иллахи (Божественной религии), которая основывалась на отказе от идолопоклонства и многобожия. Цель заключалась в обеспечении лояльности и индусов, и мусульман, особенно государственных служащих. При Акбаре под руководством министра финансов, индуса Тодара Мала, была введена система земельного налогообложения, на которую впоследствии, в конце 18 в., опирались английские колониальные власти при разработке своей политики.
Преемник Акбара император Джахангир (ок. 1605-1627) тоже ориентировался на создание «секуляризованного» государства. Шах-Джахан (ок. 1628-1658) превратил империю в мусульманскую державу. Ревнитель веры Аурангзеб (ок. 1658-1707) стал наследником своего отца Шах-Джахана. Уже в первые годы правления Аурангзеб издал несколько декретов, восстановивших действие многих исламских обычаев. С возрастом религиозный фанатизм правителя усилился. Индусские храмы, возведенные без императорского соизволения, были разрушены, сооружение новых не дозволялось. В апреле 1679 индусы вновь были обложены джизией.
Притеснения вызвали сильное недовольство среди индусов и ряд волнений, в том числе бунт секты сатнами в городе Нарнауле в 1672, мятеж сикхского гуру Тегх Бахадура в 1675, восстание раджпутов в 1679, гражданская война с маратхами в 1680-1707. Войны, которые вел Аурангзеб, привели к разрыву добрососедских политических и культурных связей, возникших между мусульманами и индусами при Акбаре. В 18 в. общины индусов, мусульман и сикхов вступили в междоусобную борьбу за лидерство, но не смогли противостоять англичанам, которые заполнили политический вакуум, образовавшийся после упадка державы Великих Моголов.
Британская Индия и создание Пакистана. В 18-19 вв. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоевана в 1757, Синд в 1843 и Пенджаб в 1849. В 1857 вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур-шаху II. Восстание было подавлено, Бахадур-шах II осужден и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила свое существование.
После 1857 бесспорным лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан (1817-1898), который настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 Ахмад-хан основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии для индусов и мусульман. В 1887 Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, основанной в 1885. Раздел Бенгалии в 1905 побудил последователей Ахмад-хана требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая в дальнейшем начала борьбу за образование Пакистана. Принятый в 1909 английским парламентом закон «Реформа Морли - Минто» предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтен в законе «Реформа Монтегю - Челмсфорда» (1919) и в Законе об управлении Индией (1935).
В 1920-е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который в 1921 в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату провозгласил кампанию гражданского неповиновения. В 1920-1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876-1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877-1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии. Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии. В Лахоре 23 марта 1940 Мусульманская лига под руководством Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан (предложенное название страны было неологизмом). Лахорская резолюция 1940 декларировала: «Районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в Северо-Западной и Восточной Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, а составляющие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом». В 1946 направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая - северо-восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 на политической карте мира появились два новых независимых государства - Индия и Пакистан.
Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947-1971. После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 в стране действовала парламентская система в соответствии с Законом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в высший законодательный орган власти. В 1958 был установлен военный режим во главе с генералом (с 1959 - фельдмаршалом) Айюб Ханом. В феврале 1960 состоялись президентские выборы, на которых Айюб Хан одержал победу. Была создана комиссия по разработке конституции страны, которая была принята в 1962. Военное положение было отменено только в июне 1962. В 1965 конституционным путем Айюб Хан был переизбран президентом Пакистана. В 1969 в стране было снова введено военное положение, и к власти пришел генерал Яхья Хан (ушел в отставку в 1971).
Раздел Британской Индии в 1947 породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами и огромные потоки беженцев: ок. 6,5 млн. мусульман перешло из Индии в Пакистан и ок. 4,7 млн. индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. До 500 тыс. человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.
Препятствием к нормализации обстановки на субконтиненте стал кашмирский конфликт. До 1947 в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, которым предстояло решить вопрос о вхождении в мусульманский Пакистан либо в индуистскую Индию. В октябре 1947 махараджа Кашмира, индус по вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 вооруженные столкновения между индийскими и пакистанскими вооруженными силами происходили до конца 1948, пока с помощью ООН не была установлена линия прекращения огня. Предложения по проведению референдума среди населения Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией. В 1965 пакистанские войска возобновили военные действия в Кашмире, которые удалось остановить. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и пакистанский президент Айюб Хан встретились в Ташкенте в январе 1966 и согласились отвести свои войска на линию прекращения огня.
После длительных дебатов Учредительное собрание в 1949 под влиянием премьер-министра Лиакат Али Хана одобрило резолюцию, в которой указывалось, что «мусульмане должны руководствоваться в своей личной и общественной жизни учением и требованиями ислама, изложенными в Священном Коране и Сунне». 29 февраля 1956 Учредительное собрание приняло конституцию, в соответствии с которой 23 марта 1956 была провозглашена федеративная Исламская Республика Пакистан. В конституции было зафиксировано положение, что президентом страны должен быть мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962, действовавшей при Айюб Хане. В этой связи был образован Консультативный совет исламской идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама.
Дебаты по поводу избирательных курий имели серьезное значение ввиду того, что ок. 20% населения Восточного Пакистана составляли индусы. В 1950-1952 были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания. Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие» в ряде областей Западного Пакистана; и христиан, буддистов, зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане. Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в Восточном Пакистане в марте 1954 среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При Айюб Хане (1958-1969) проводились косвенные парламентские выборы через органы местного самоуправления (т.н. систему «основ демократии»). На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от немусульманских общин.
На год обретения страной независимости Западный Пакистан включал 4 провинции и 10 княжеств. Бенгальцы настаивали на том, что Восточный Пакистан располагает бльшими правами на автономию, чем территориально-административные единицы Западного Пакистана и, ввиду превосходства в численности населения, должен иметь приоритет в решении государственных вопросов. Чтобы пойти навстречу подобным требованиям, в Западном Пакистане были объединены в одну провинцию все 14 входивших в него административных образований. Это событие произошло в октябре 1955, затем была достигнута договоренность о равном представительстве обеих частей страны в национальном парламенте.
Восточный Пакистан имел веские причины для выражения своего недовольства. Хотя на территории провинции было сосредоточено свыше половины всего населения страны, государственные ассигнования направлялись прежде всего в Западный Пакистан, на который приходилась и основная доля средств, получаемых в порядке помощи из-за границы. Непропорционально мало восточнопакистанцев числилось в государственном аппарате (15%), а также в вооруженных силах (17%). Центральное правительство явно покровительствовало промышленникам Западного Пакистана при валютных операциях, в выдаче лицензий на импорт, займов и безвозмездных ссуд, в предоставлении разрешений на строительство предприятий новейших отраслей индустрии. Промышленное развитие после 1953 совершалось в значительной степени на фоне экономической и военной поддержки со стороны США, которые ориентировались на защиту Западного Пакистана от возможной советской угрозы.
В феврале 1966 лидер Авами лиг Шейх Муджибур Рахман выдвинул программу из шести пунктов, которая предусматривала: 1) ответственность федерального правительства перед парламентом, сформированным на основе свободных и честных выборов, 2) ограничение функций центра вопросами обороны и иностранных дел, 3) введение отдельных валют (или самостоятельных финансовых счетов) для каждой из двух провинций при контроле за межпровинциальным движением капитала, 4) передачу сбора всех видов налогов из центра в провинции, которые на свои отчисления содержат федеральное правительство, 5) предоставление обеим частям страны возможности самостоятельно заключать внешнеторговые договоры и иметь в связи с этим собственные валютные счета и 6) создание в Западном и Восточном Пакистане своей нерегулярной армии.
В Восточном Пакистане была развернута агитация в поддержку этой программы, и Муджибур вместе с 34 единомышленниками в 1968 был арестован по обвинению в разработке плана организации восстания с помощью Индии. В начале 1969 развернулась общенациональная кампания протеста против режима президента Айюб Хана. В феврале обвинения против Муджибура и его соратников были сняты. Айюб Хан созвал Круглый стол для встречи с лидерами оппозиции, на котором Муджибур предложил разработать новую конституцию на основе перечисленных шести пунктов. Подавшего 25 марта в отставку Айюб Хана сменил генерал Яхья Хан, который ввел в стране чрезвычайное положение.
Яхья Хан восстановил в Западном Пакистане четыре прежние провинции и назначил на 7 декабря 1970 первые в истории страны прямые всеобщие выборы в национальный парламент. В нем депутатам от Восточного Пакистана фактически было гарантировано большинство благодаря принятому принципу «один избиратель - один голос». Авами лиг завоевала 160 из 162 мест, предназначавшихся для Восточного Пакистана. Столь убедительная победа была одержана вследствие продолжительной кампании за претворение в жизнь программы Муджибура и решительной критики центрального правительства за недостаточную помощь жертвам разрушительного урагана, обрушившегося на Восточный Пакистан 7 ноября 1970. Партия пакистанского народа (ППН), которую возглавлял Зульфикар Али Бхутто, получила 81 из 138 мест от Западного Пакистана.
Муджибур объявил, что новая конституция должна основываться на его программе. В ответ Бхутто 17 февраля 1971 информировал, что ППН станет бойкотировать работу Национального собрания, если не получит возможности обсудить конституционную реформу. Вследствие этого Яхья Хан отложил назначенное на 3 марта открытие парламентской сессии. Авами лиг заявила, что это свидетельствует о сговоре между президентом и лидером ППН.
На 2 марта Муджибур назначил всеобщую забастовку в Восточном Пакистане, и население вышло на улицы Дакки и других городов провинции. Муджибур призвал воздерживаться от уплаты налогов, пока власть не перейдет к представителям народа. Яхья Хан выразил желание созвать новый Круглый стол для переговоров, но Муджибур отверг это предложение. 15 марта в Восточном Пакистане было создано параллельное правительство Авами лиг. В союз с Муджибуром вошли восточнобенгальские воинские формирования. 16 марта Яхья Хан провел в Дакке встречу по конституционным вопросам с Муджибуром и Бхутто, но потерпел неудачу в попытке достичь компромисса. В ночь с 25 на 26 марта Яхья Хан приказал армии начать военную акцию в Восточном Пакистане, запретил Авами лиг и арестовал ее руководителя Муджибура.
Между силами центрального правительства и повстанческими отрядами «мукти бахини», вступившими в борьбу за создание на месте Восточного Пакистана независимого государства Бангладеш, разгорелась полномасштабная война. Миллионы беженцев устремились в Индию. К лету 1971 пакистанской армии удалось установить контроль над территорией Восточного Пакистана. Но Индия поддержала вооруженных повстанцев, а в ноябре приняла непосредственное участие в военных действиях. Третья индийско-пакистанская война обострила международные отношения, поскольку СССР поддержал позицию Индии, а США и Китай - позицию Пакистана. 16 декабря 1971 индийские войска вступили в Дакку, и пакистанские части были вынуждены капитулировать. Бангладеш была провозглашена независимым государством. Первым президентом новой страны стал Муджибур Рахман.
Пакистан после 1971. Яхья Хан ушел в отставку 20 декабря 1971. Президентом Пакистана стал Зульфикар Али Бхутто. Одним из его первых шагов была договоренность с премьер-министром Индии Индирой Ганди в Шимле о том, что индийская армия покинет пакистанскую территорию. Восстанавливались также торговые и транспортные связи между обеими странами. Отношения Пакистана с США улучшились, кроме того, ему начали оказывать помощь Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и Иран.
Бхутто отменил военное положение, а в апреле 1973 был одобрен проект новой конституции, восстанавливавшей парламентскую систему правления. Расширились властные полномочия провинций. Были возрождены избирательные курии для религиозных меньшинств при сохранении главенства ислама. Придерживаясь идеи «исламского социализма», Бхутто осуществил национализацию всех частных банков, учебных заведений, страховых компаний и предприятий тяжелой индустрии. Аграрная реформа привела к передаче безземельным арендаторам заметной доли обрабатываемых площадей. Была повышена зарплата занятых в промышленности, военнослужащих и чиновников. Крупные средства были направлены на улучшение условий жизни в сельской местности. Все эти мероприятия на фоне четырехкратного роста цен на импортную нефть, сопровождались удвоением в 1972-1976 цен на потребительские товары на внутреннем рынке, что снизило популярность Бхутто в городах. Бхутто с трудом взаимодействовал с руководимой Вали-ханом Народной национальной партией (ННП) и партией Джамиат-и улама-и ислам, которые в 1972 сформировали кабинеты министров соответственно в Северо-3ападной Пограничной провинции и Белуджистане. В феврале 1973 Бхутто отправил эти правительства в отставку, запретил ННП и арестовал ее лидеров.
В марте 1977 состоялись выборы в парламент и провинциальные законодательные собрания. Оппозиция отказалась признать официальные итоги голосования и организовала движение протеста, в ходе которого погибло более 270 человек. 5 июля 1977 армия сместила Бхутто, и в стране был установлен режим военного положения. Генерал Мухаммад Зия-уль-Хак занял пост Главного военного администратора, а в 1978 стал президентом Пакистана. Бхутто обвинили в планировании убийства политических недругов и предали суду, которой приговорил его в 1979 к казни.
Зия следовал линии исламизации и стремился привести уголовное законодательство страны в соответствие с нормами традиционного мусульманского права. Были восстановлены некоторые юридические процедуры, предписываемые исламом в сфере налогообложения и банковском деле. В 1979 Зия участвовал во встрече глав государств Движения неприсоединения, состоявшейся в Гаване. Но между Пакистаном и США сохранились дружеские отношения, которые стали еще более тесными после вооруженного вмешательства СССР в гражданскую войну в Афганистане.
Зия приступил к постепенному созданию новых политических структур. В декабре 1981 было объявлено о создании Федерального консультативного совета. На непартийной основе осенью 1983 состоялись выборы в местные органы управления. Их бойкотировали оппозиционные силы, и в Синде произошли серьезные беспорядки. В декабре 1984 Зия организовал всенародный референдум, на котором была одобрена стратегия исламизации. В феврале 1985 были проведены, тоже на беспартийной основе, выборы в парламент и провинциальные законодательные собрания, после чего Зия принял решение сформировать гражданское правительство. Премьер-министром был назначен Мухаммад-хан Джунеджо, лидер Пакистанской мусульманской лиги (фракция Пагаро), оказавшейся самой многочисленной депутатской группой в Национальном собрании. В декабре 1985 Зия отменил военное положение и восстановил действие конституции 1973 с поправками, которые расширили полномочия президента, предоставив ему право роспуска правительства и законодательных органов страны и провинций. Закон о партиях, принятый спустя несколько месяцев, позволил им функционировать легально при условии выполнения официальных предписаний. Оппозиционные организации активизировали нападки на режим Зия, требуя регулярных выборов в условленные сроки и восстановления конституционных норм. Наиболее авторитетным лидером стала возглавившая Пакистанскую народную партию (ПНП) Беназир Бхутто.
В мае 1988 Зия добился крупнейшего внешнеполитического успеха, когда Советский Союз начал вывод войск из Афганистана. Безопасность северо-восточных границ Пакистана заметно окрепла с завершившимся в феврале 1989 выводом советской армии из Афганистана и ослаблением позиций левых.
Похожие публикации