Ительмены. Ительмены, камчадалы — коренное население Камчатки

Камчадалами называют жителей Камчатки, которые являются потомками русских людей, смешавшимися с коренными северными народами. Камчадалы выделены в отдельную народность. На их культуру, жизненный уклад сильно повлияли традиции местных жителей. Несмотря на то, что этот народ является славянской этногруппой, их внешность, уклад жизни, обычаи сильно отличаются от русских.

Численность

Камчадалы относятся к малочисленным этногруппам. Их количество составляет всего около 2 300 человек.

Где живут

Представители этого народа проживают в Камчатском крае (субъект РФ), на Чукотке. Также к камчадалам относят себя люди, живущие в Магаданской области на побережье Охотского моря.

Язык

Камчадалы разговаривают на русском языке. Народности, с которыми смешивались русские переселенцы, общаются на чукотско-камчатских диалектах. Однако процесс их обрусения привел к распространению русского языка.

Религия

Русские при переселении на Камчатку принесли с собой православие. Однако распространенные до этого анимизм и вера в пантеон богов не были забыты. Поэтому до сих пор имеют место шаманские ритуалы и обряды.

История

В 17 веке русские начали осваивать северные области. Камчатку тогда заселяли ительмены, коряки, чуванцы. Местного населения насчитывалось около 13 000. Это были мирные племена, промышлявшие охотой, рыболовством. Предки ительменов жили на этой территории уже в 5 веке. Историки предполагают, что они имели тюркско-иранское происхождение. Распространенной версией происхождения термина «ительмен» является толкование как «живущий здесь». В 18 веке ительмены пережили сильные притеснения со стороны казаков, которые заставляли платить дань. Несколько раз они восставали, но безуспешно. Впоследствии коренные жители были частично истреблены, остальные ассимилированы. К концу столетия их оставалось около 3 000. От браков ительменов с русскими образовались камчадалы.

Жизнь

Традиционными занятиями камчадалов являются рыболовство и охота. Охотились на пушного зверя, мех которого использовался для изготовления одежды. Шкуры часто служили товаром. Издавна разводили собак, которые применялись для передвижения. Позднее стали выращивать оленей, лошадей. Промысел зависит от времени года. Летом, осенью мужчины занимаются рыболовством. Добывают рыб лососевых пород, тюленей, моржей. Мясо и рыбу заготавливают на зиму. Его вялят, сушат, квасят. В осенний сезон охотятся на уток, гусей, зимой - на соболей, песцов, лисиц. В летнее время женщины собирают съедобные коренья, ягоды, грибы. Земледелие у камчадалов не развивалось, причиной чему являются неплодородные земли. В небольших количествах выращивается овес, ячмень. Некоторые семьи имеют огороды, где выращивают корнеплоды.

Для изготовления тканей использовалась крапива. Верхняя одежда шьется из шкур животных. После прихода русских возникла добыча железа, кузнечное дело. Традиционными ремеслами камчадалов являются:

  • плетение из стеблей растений;
  • резьба по дереву, кости;
  • кожевенное дело;
  • тиснение на бересте;
  • изготовление меховых изделий.

Предки камчадалов жили общинами, главой которых был старейшина. Мужчины пользовались авторитетом, но в быту наблюдались и матриархальные черты. Если мужчина хотел жениться, его селили у будущей жены в доме, где он проявлял свою работоспособность. Существовало разделение труда на мужской и женский. Мужчины занимались промыслом и тяжелой работой (строительством жилья), женщины вели хозяйство, шили одежду. Несмотря на это, муж мог помогать жене по дому, например, готовить еду. Шаманы традиционно были женского пола. После сватовства калым за жену не платили, вместо него предполагалась отработка на отца девушки.

Жилище

До прихода русских ительмены жили в юртах. Они были двух типов: летние - свайные строения с конусообразной крышей и зимние (полуземлянки с деревянным сводом). Летом люди перебирались на побережье, чтобы ловить рыбу. Они сооружали пирамидальные строения временного типа, которые держались на сваях. Внутрь забирались по лестнице. Жилище имело очаг, который применяли для сушки рыбы. Рыбу развешивали на жердях по периметру строения. Такие сооружения можно увидеть и в настоящее время. В 18 веке камчадалы начали строить срубные избы.

Внешность

Камчадалов относят к европеоидам, однако в их внешности явно прослеживаются азиатские черты. Они низкого роста, коренастые, приземистые. Кожа смуглая, узкий разрез глаз. Лицо не такое плоское, как у монголоидов, губы пухлые. Волосы темные, густые. Женщины заплетают их в косы. Некоторые мужчины носят длинные распущенные волосы. Среди девушек встречаются симпатичные, с большими глазами, красивой белозубой улыбкой.


Одежда

В летний сезон женины носили своеобразные комбинезоны - рубахи, соединенные со штанами в одно целое. У мужчин летней одеждой часто служила изношенная зимняя, которая протиралась до кожи. Зимнюю одежду шили из шкур собак, оленей, иногда делали из лососевой кожи. Штаны надевали мехом внутрь. Детали скрепляли между собой жилами животных или крапивными нитями. Также их могли соединять клеем, сделанным из жировой прослойки рыб.

Мужчины и женщины носят одинаковые зимние куртки - кухлянки. Они представляют собой меховую парку свободного покроя, с капюшоном и клапаном в верхней части переда, которым закрывали лицо от ветра. Кухлянка длиной до пола, так что надежно защищает тело от холода. Переднюю часть куртки, низ и рукава отделывают шнурками, вставками из меха другого цвета.
Обувь делают из рыбьей кожи, оленьих шкур. Сапоги утепляют травой, выстилая их изнутри. Летом мужчины скрепляют волосы ремнем, закрепляя его сзади. Девушки носят красивые повязки вокруг головы, расшитые бисером, национальными узорами. Украшениями издавна являются плоские бусы, резные трубочки, которые используют в качестве подвесок.


Еда

Рацион камчадалов в основном состоит из мяса и рыбы. Рыба имеет важное значение в жизни народа. Ее разделывают на части и используют полностью. Филе готовят отдельно, внутренности добавляют в еду. Кости скармливают собакам, голову квасят, затем употребляют в пищу. Морские животные (тюлени, моржи) также используются без остатка. Из ценных лососевых пород готовят юколу. Это выпотрошенная и отделенная от хребта часть рыбы, приготовленная способом вяления. Популярным блюдом является салат с рыбой и ягодами. Вареное или свежее рыбное филе толкут, смешивают с брусникой, морошкой, водяникой, заправляют рыбьим жиром.

Религия

Религиозные верования камчадалов основаны на близости к природе, животному миру. Одним из божеств, которому поклонялись коренные народы Камчатки, является Ворон Кутха. Он главенствует в видимом мире. Существуют и другие духи: хозяин моря, леший, властелин подземного мира.

Традиции

Интересны представления о строении мира. Плоская земля имеет изнаночную сторону, на которой лето, когда здесь зима, и наоборот. Когда у нас идет дождь, он протекает сквозь землю и стекает с подземного неба, которым является обратная поверхность нашей земли. Отсчет времени происходил не по солнцу, а по луне, как это делали древние тюрки. У них был свой календарь, который также состоял из 12 месяцев. Новый год начинался в ноябре, с приходом холодов.

В конце сентября проводится праздник под названием «Алхалалалай». Он ознаменовывает конец хозяйственного периода и переход к новому циклу. В связи с этим устраивается обряд очищения. В этот день люди благодарят богов за то, что те дают им богатый улов и удачную охоту. «Алхалалалай» празднуется и в настоящее время жителями Чукотки.


Проводятся конкурсы по приготовлению национальных блюд, на лучшую хозяйку, лучшего обработчика рыбы. Также люди соревнуются в песнях, танцах, рассказывании историй. Устраиваются танцевальные марафоны, которые длятся больше 10 часов. Длительные танцы считаются национальной народной забавой.

Камчадалы любят петь и танцевать, у них насчитывается 16 музыкальных инструментов. В их фольклоре существуют следующие музыкальные жанры:

  • песенный;
  • танцевальный;
  • инструментальный;
  • повествовательный.

В последнем случае на мелодию накладывается импровизированный текст. Таким способом передаются древние предания о взаимодействии человека с богами, природой. Существуют различные заговоры, которые исполняются под определенную ритуальную мелодию. Такие обряды проводят шаманы. Вся жизнь этого народа связана с природными явлениями. Поэтому обрядовые ритуалы прочно вошли в быт камчадалов.

Камчадалы, или, как они сами называют себя, ительмены, населяют южную половину полуострова Камчатка. Говорят, что название «камчадалы» происходит от прозвища «кончало», даваемого им их северными соседями, . «Ительмен» буквально переводится как «тот, кто существует», «местный житель».
Русские познакомились с камчадалами в конце XVII в., во время покорения Камчатки. В этот период камчадалы составляли основное население Камчатки, их насчитывалось около 13 тысяч человек. Притесняемые казаками, камчадалы пробовали восстать в 1731 и 1740 гг., но были усмирены и с тех пор живут мирно. В первой половине XVIII в. Камчатка посещена учеными путешественниками Стеллером и Крашенинниковым, которые застали еще камчадалов, можно сказать, при выходе из каменного века, хотя уже знакомыми с железом и при том, как кажется, не через одних русских, но и через курильцев и японцев.

После того посещали немногие образованные путешественники, вследствие чего и сведения наши о камчадалах довольно ограничены. Резкий процесс обрусения привел к тому, что в конце XVIII в. камчадалов насчитывалось около 3 тысяч человек, они представляли собой субэтнос русского народа. В то же время русские, поселившиеся среди них,«обкамчадалились», приняли многие их слова, позабыли многие приемы , шитья, ковки железа и т.д. В XX в. этническое самосознание камчадалов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), постоянно росло, численность населения с 1959 г. по 1989 г. увеличилась с 1,1 до 2,5 тысяч человек.

По данным переписи населения 2002 года, на Камчатке проживало не более 2300 камчадалов и еще 3180 человек назвали себя ительменами.

До прибытия русских камчадалы не умели плавить металлы, заменяли их костью и камнем. Из них они делали топоры, ножи, копья, стрелы, ланцеты и иглы.
Вместо огнива камчадалы использовали деревянные дощечки и палочки, и вместо трута употреблялась мятая трава. Пища камчадалов была главным образом животная, которую они добывали рыболовством и охотой; употребляли также некоторые коренья и клубни (особенно сарану); одуряющим напитком служил отвар мухомора; домашними животными были собаки.

Для изготовления тканей служили волокна особого вида крапивы. Эти волокна употребляются для той же цели и теперь, так как лен и конопля не разводятся; скудное хлебопашество ограничивается только ячменем и овсом. Кроме того, камчадалы занимаются огородничеством, но клубни сараны и теперь в большом ходу; в жареном виде они похожи на картофель.

Традиционное занятие – рыболовство (главным образом лососевые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Средствами передвижения служили долбленые лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

Рыболовство и охота вплоть до начала ХХ в. служили главным источником пропитания (и для взноса ясака); но, кроме собак, теперь держатся еще олени и в небольшом числе рогатый скот и лошади породы. Камчадалы очень быстро обрусели, зато поселившиеся среди них русские почти обкамчадалились, приняли многие их слова, позабыли многие приемы земледелия, шитья, ковки железа и т. д.

Наиболее развитые виды прикладного искусства – вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.

По типу камчадалы выказывают многие черты, но в общем скорее сходны с народами крайнего северо-востока Азии и северо-запада Америки. Среднего или низкого роста, коренастые, смуглые, они, однако, не так плосколицы и скуласты, как другие восточно-сибирские инородцы.
По словам Дыбовского, посетившего Камчатку в 1879-80 гг., тип камчадалов нельзя назвать безобразным: среди женщин встречаются миловидные, по цвету лица не отличающиеся от русских, с небольшими блестящими глазами, длинными ресницами и густыми бровями, белыми зубами, маленькими руками и ступнями, живые и веселые.

Язык камчадалов очень гортанный, стоит особняком и существенно отличается от языка коряков; он состоит из неизменяемых корней, смысл которых подвергается изменению от предлогов (префиксов). В середине XIXв. камчадалы говорили тремя наречиями: одно - в долине реки Камчатка, почти исчезнувшее и уступившее место русскому; другое - в долинах рек Быстрая и Большая, сильно смешанное с русскими словами, и третье, пенжинское, по западному берегу, наиболее чистое. В настоящее время туземный язык, по-видимому, уже исчез, и все камчадалы говорят русским, хотя и своеобразным языком; все крещены и живут в избах на русский манер.

Камчадалы в 18 веке одевались еще в национальный костюм из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины – комбинезоны, рубахи, соединенные с просторными шароварами, мужчины – кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Жили летом в балаганах, которые строились на столбах, на высоте до 2 саженей (4 м30 см) над землей, а зимой в юртах-землянках, имели своеобразные лодки, «бамы», были по религиозным верованиям анимистами и фетишистами, хотя и признавали одного высшего бога, Кумху, отдавали своих мертвых на съедение собакам, жили в полигамии, разрозненными племенами или родами под управлением «тойонов», и отличались чувственностью, выражавшеюся в непристойных танцах, в гостеприимном гетеризме, в существовании субъектов мужского пола в женском костюме и т. д.

Общая информация

Камчадалы - современное самоназвание потомков оседлого коренного населения, преимущественно в Камчатской области, Пенжинском районе Корякского автономного округа и Ольском районе Магаданской области.

Первоначально камчадалами называли коренных жителей южной части Камчатки – ительменов. В таком понимании этноним использовался до середины 20-хг. XX столетия, хотя в научной литературе уже XIX веке происходила постепенная дифференциация понятий камчадалы и ительмены. Официальное их разделение на два самостоятельных этнических подразделения произошло в перепись 1926/27 гг.

История этнонима камчадалы восходит ко времени присоединения Камчатки к Российской империи, так русские казаки называли местное коренное оседлое население, занимавшееся преимущественно рыболовством, на морском побережье и морским зверобойным промыслом на ластоногих.

Камчадалы Магаданской области ведут свое происхождение от смешанного с потомками русских старожилов местного коренного населения, преимущественно коряков, эвенов. Камчадалы Камчатки Пенжинского района ведут свое происхождение от смешанного с потомками русских старожилов местного коренного населения, преимущественно коряков. Камчадалы Камчатской области ведут свое происхождение от смешанного с потомками русских старожилов местного коренного населения, преимущественно ительменов.

Современный родной язык русский. Но еще в середине ХХ века камчадалы говорили на особых говорах русского языка, называемого камчадальским, который представлял собой смесь северорусского говора русского языка и языков местного коренного населения. Благодаря обучению в школах на литературном русском языке и поголовной грамотности камчадальский говор постепенно утратился, им владеют в настоящее время лишь глубокие старики.

Территория расселения и численность

По реконструкции Б.О. Долгих, в 1730-е годы, то есть после первых 30 лет с момента присоединения Камчатки, на Камчатке проживало приблизительно 12-13 камчадалов, число их селений составляло около 100.

После эпидемий последней трети XVIII - начала XIX вв. в 1822 г. на Камчатке проживало около 1700 камчадалов в 35 селениях, причем в 31 селении численность населения составляла от 20 до 100 чел. Часть селений восточного побережья и нижнего течения реки Камчатки к этому времени совершенно обезлюдела! Числившихся русскими было 1409 человек в 9 селениях. Этот период малолюдности Камчатки для камчадалов и русских стал временем вынужденного массового заключения межэтнических браков. Именно в этот период сложилась смешанная группа камчадалов Камчатки, с особым языком и культурой. Большинство селений, где проживали камчадалы, сегодня нет, однако хорошо известно, что все они располагались в долине реки Камчатка и в окрестностях Петропавловска. Именно этот район и следует считать территорией концентрации коренного русскоязычного населения смешанного этнического происхождения – камчадалов.

Численность камчадалов по Переписи 2002 года 2293 человека, в том числе в Камчатской области 1881 человек, в Корякском автономном округе 132 человека, в Магаданской области – не указано.

Образ жизни и система обеспечения

Взаимодействие культур русского и коренного населения Камчатки проявлялось почти во всех областях материального производства. При этом шло формирование по существу синкретической культуры на базе традиционных промыслов и производственных занятий, а также новых видов хозяйственной деятельности, принесенных на Камчатку казаками и крестьянами.

Крестьяне, как и, в свое время, казаки, не добившись удовлетворительных результатов в хлебопашестве, перестраивались на ительменский образ жизнеобеспечения – переходили к рыболовству, пушному промыслу, собиранию дикоросов. Широкое распространение получило среди русских упряжное собоководство. Русские постройки в деревнях Камчатки (избы, амбары) дополнялись ительменскими свайными постройками – балаганами, хорошо приспособленными для хранения вяленой рыбы, продуктов собирательства.

В целом в хозяйстве камчадалов сочетались как традиционные отрасли коренного аборигенного населения (рыболовство, собирательство), так и привнесенные русскими казаками и переселенцами – пушной промысел, скотоводство, огородничество.

Быт современных сельских камчадалов мало чем отличается от вышеописанного. Основные занятия остались те же, но сильно сократились промысловые угодья под давлением многочисленного пришлого населения. Коренное население в Камчатской области, камчадалы вместе с немногочисленными ительменами, коряками, эвенами, алеутами составляет всего 2% от общей численности населения.

В настоящее время камчадалы поселков Соболево, Мильково, Ключи и г. Петропавловска-Камчатского с окрестностями создают свои общины, занимающиеся выловом рыбы, сбором дикоросов, в небольших объемах морским зверобойным промыслом. Организационно камчадалы входят в общие для коренных малочисленных народов Севера ассоциации своих регионов.

Этно-культурная ситуация

Верования камчадалов представляли собой комплекс, в котором при ведущей роли христианского мировоззрения находилось место и ранним дохристианским формам, воспринятым от местных жителей. Церковная обрядность занимала ведущее место в общественной и семейной жизни. Обязательно соблюдались основные христианские ритуалы. Все камчадалы носили нательные крестики. Православное мировоззрение активно прививалось детям в семье, в сельских школах при церквах.

Вместе с тем, достаточно стойко бытовали в сознании и многие элементы языческого мировоззрения. Традиционными почитания были водная стихия и земля. Два раза в году – весной и осенью – на реке проводился обряд благодарения. В камчадальской среде бытовало много элементов, заимствованных у ительменов и других коренных народов: вера в духов, поклонение природным объектам, обращение за помощью к шаманам и др.

В настоящее время камчадалы вместе с другими коренными народами Камчатского края проводят языческие ритуалы и праздники.

Значение слова

Слово «камчадалы» употребляют по меньшей мере в шести значениях.

1. Первоначально русские называли так коренных жителей Камчатки - ительменов. И в этом значении слово продолжает циркулировать в исторической и историко-географической литературе.

2. Позднее, когда началось смешение пришлых русских с аборигенами-ительменами, слово «камчадал» стало обозначать потомков от этих смешанных браков, владевших, как правило, двумя языками - ительменским и русским - и выработавших особый диалект русского языка. И именно в этом значении чаще всего принимает слово «камчадалы» современная этнография.

3. Название народа (этноним), родственное географическому названию (топониму), всегда привлекательно для расширительного употребления. Поэтому название «камчадалы» стали зачастую распространять на всё старожильческое (прожившее много поколений на Камчатке) русское население, не очень-то придавая значение тому, есть ли у них и в какой пропорции примесь ительменской крови .

4. В современном лексиконе камчатских СМИ и даже в обыденной административной лексике слово «камчадалы» порой употребляется как собирательное наименование всех коренных малочисленных народов Камчатки (а то ведь какой-нибудь образованный губернский деятель язык сломает, перечисляя: ительмены, коряки, чукчи, камчадалы, алюторцы, кереки...).

5. Когда волна политкорректности и толерантности «встречь солнца» дошла до Камчатки, там сообразили, что даже и эти затеи можно пристроить к своей пользе. Что под программы поддержки коренных малочисленных народов можно получить какие-то федеральные деньги и льготы. Тогда и родилась идея записать в камчадалы по возможности большее число жителей полуострова, имеющих здесь хоть какие-нибудь корни, вне зависимости от генов. Как мы увидим ниже, для охлаждения голов, обуреваемых этим замыслом, потребовалось вмешательство прокуратуры.

6. Многие люди, жившие, работавшие и служившие на Камчатке, сегодня с долей иронии, но и не без гордости, дорожа воспоминаниями, именуют себя камчадалами. В сети вы запросто можете попасть в «камчадальский чат» москвичей и петербуржцев. (С. Р.)

Происхождение

Камчадалы, в строгом этнографическом смысле, - этническая группа метисного происхождения, потомки от смешанных браков аборигенного оседлого населения и русских старожилов Камчатки. Русские стали вступать в браки с корячками и ительменками, и образовалась новая национальность, которую стали называть «камчадалы». По переписи 1926 г. их численность составляла 3704 человека. По данным Ассоциации коренных малочисленных народов Камчатки, в 1994 г. насчитывалось около 9 тыс. членов общин камчадалов . В 2000 г. камчадалы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Расселение

Потомки камчадалов, связанные с традиционным хозяйством, живут в Соболевском, Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском и Елизовском р-нах Камчатской обл. К камчадалам относит себя группа метисного населения города Петропавловска-Камчатского. Небольшая часть населения смешанного происхождения, относящая себя к камчадалам, проживает в Тигильском и Пенжинском р-нах Корякского а.о. и Ольском р-не Магаданской обл.

Культура

Группы метисного населения Камчатки начали складываться в середине XVIII в. Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Бытовало двуязычие, потом возникло «камчатское наречие» русского языка. Оно до последнего времени сохра нялось у старшего поколения камчадалов. Для мировоззрения камчадалов было характерно двоеверие: основы православного вероучения и обрядности переплелись с традиционными верованиями и промысловыми обрядами. В последнее время в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники: весенний праздник Первой рыбы (традиционное занятие камчадалов - рыболовство), осенний - «Алхалалалай» (см. с. 31–32). (Камчатский край. Краеведческая страница)

Право на признание

До 1926 г. в официальных документах писалась народность «камчадал». Но при подготовке к переписи населения встал вопрос об официальной записи национальности туземного населения. Если с коряками, чукчами и другими народностями полуострова было все ясно, то с камчадалами возник вопрос. В 1927 г. было принято постановление: «констатировать, что ту часть населения полуострова, которая именует себя камчадалами, говорит по-русски и живет оседло, не относить к числу мелких туземных народностей северных окраин». Решение было принято без тщательного изучения проблемы. Камчадалы, проживающие в южных районах полуострова, занимались и до сей поры занимаются традиционной деятельностью; у них были свои территории расселения, сложившийся быт, своя культура, но из-за интенсивной ассимиляции камчадалы утеряли язык. И вот на основании отсутствия этого признака их отлучили от своей национальности, причислили к русским. Хотя в мировой практике много примеров, когда народы говорят на языке других народов, например, жители Бразилии говорят на португальском языке.

В конце 80-х годов камчадалы объединились в областную Ассоциацию для самоидентификации и правовой защиты своих интересов. В 1991 г. Камчатским облсоветом принято временное положение, которым признавалось наличие в Камчатской обл. этнической группы - камчадалы. В области в качестве членов традиционных общин камчадалов зарегистрировались 9 тыс. чел. Появились камчадальские клубы в селах и городах, материалы по культуре камчадалов собраны в областном, Мильковском и Соболевском музеях. (Анна Асеева//www.indigenous.ru)

В селе Мильково (200 км к С от Петропавловска-Камчатского) расположен этнокультурный центр камчадалов, представляющий собой реконструированный острог XVII в., ярангу, музей с утварью, шаманскими костюмами, кухлянками. В Милькове живут потомки ительменов и казаков. Музей возрождает старинные праздники.

Кто такие сегодняшние «камчадалы»
и почему камчадалом быть выгодно?

Весь июнь члены общественной организации коренных малочисленных народов Севера, проживающие в Ключах (село /бывший город/ у северного склона Ключевской Сопки), находились в тревожном ожидании. Люди могли остаться без традиционной для камчадалов пищи - красной рыбы. Лишь 15 июня долгожданное распоряжение о выделении квот было подписано губернатором Камчатской обл. Вылов рыбы для камчадалов Ключей фактически начался только 1 июля, после окончательного разрешения всех формальностей.

Для нужд членов общественной организации коренных малочисленных народов Севера Ключей было разрешено добыть 18 т нерки, 4,7 т чавычи, почти 14 т кеты, 6,8 т кижуча. Таким образом, каждый член организации получит в среднем по 46 кг рыбы. Камчадалам повезло: практически весь июль нерка попадалась в сети, и рыбаки возвращались с неплохими уловами - по 200-300 кг. Нет сомнения, что рыбой в этом году будут обеспечены все камчадалы. (Усть-Камчатские вести. 29.06.2006)

Куда девается рыба, выловленная и предназначенная специально для членов ассоциации коренных малочисленных народов Севера Усть-Камчатска?

Проблема в том, что вот уже не один год район аккуратно выделяет лимиты на вылов лосося для местных эвенов, коряков и ительменов, но аборигены Усть-Камчатска лосося практически не видят. «Привезли один раз в три часа ночи хвост лащавой кеты, и всё», - объяснил один из присутствующих. А выделяется им более 50 т в год.

Но кому же тогда достается рыба? «Два-три человека наживаются, прикрываясь вашими именами», - твердили на собрании руководители района. Большинство представителей ассоциации тоже убеждены в этом и обвиняют своего председателя (носителя, между прочим, русской фамилии) в том, что он вылавливает и продает их рыбу.

По результатам последней переписи в районе проживало чуть более 30 представителей коренных национальностей Камчатки. По какому принципу в Ассоциацию малочисленных народов Севера записалось больше трех сотен человек, непонятно. Многие свое право состоять в ней объясняют тем, что их родители родились когда-то в Усть-Камчатске. Ссылаются они на федеральный закон, авторы которого недавно к малочисленным народом Севера причислили и «камчадалов». Что это за национальность, законотворцы не объясняют. Поэтому практически все, появившиеся на свет в Усть-Камчатске, считают себя «кореневыми камчадалами», как определила одна бабушка.

Собрались они вместе только для того, чтобы получать бесплатно рыбу. При этом те, кто по закону имеет на это право, часто остаются ни с чем.

«Я хочу раз и навсегда прикрыть эту кормушку, - категорично заявляет глава района. - Администрация согласна взять на себя обязанность обеспечить и представителей малочисленных народов Севера, и старожилов, и тех, кто родился в Усть-Камчатске. Со следующего года мы составим отдельные списки, будем контролировать, сколько для кого рыбы идет. А представителям коренных малочисленных народов Севера выделим лимитов ровно на столько человек, сколько будет их проживать в районе по данным предстоящей переписи. Ветераны и пенсионеры старше 70 лет у нас получают по 50 кг лосося. Им привозят свежую, хорошую рыбу с неводов, в этом году заложили на них 100 т, они благодарны и довольны. А вот представители ассоциации, наверняка, как в прошлом году, придут осенью жаловаться ко мне на то, что остались без рыбы». (Ольга Горбикова (Усть-Камчатск)//kamchatka.km.ru.10.07.2002)

Борьба за камчадалов

За 1998 г. областной прокуратурой был опротестован незаконный нормативный акт, принятый Законодательным собранием Камчатской обл., - закон «О территориально-хозяйственных общностях (общинах) коренных малочисленных народов Севера Камчатской обл.». Прокуратура пришла к выводу о несоответствии данного закона постановлению правительства, определяющему перечень районов проживания коренных малочисленных народов Севера. В Камчатской обл. к ним относятся Корякский а.о., Алеутский и Быстринский р-ны. Федеральным законом к коренным малочисленным отнесены народы, проживающие на территории России и насчитывающие менее 50 тыс. человек.

Областные же депутаты обозначили в принятом ими законе такую малочисленную народность, как камчадалы, дав им определение «этнической общности, исторически сформировавшейся в Камчатской области». Прокуратура усмотрела в этом превышение полномочий, поскольку в Конституции недвусмысленно указано, что в сфере национальных правоотношений субъекты федерации полномочны регулировать права коренных малочисленных народов, но не устанавливать их статус.

Может быть, мы и хотели бы, чтобы население Камчатской области пользовалось какими-то льготами и преимуществами только потому, что родилось и проживает на этой территории, но нас намного больше 50 тысяч.

Дело передано в Верховный суд. После его решения наконец и станет известно, кто же такие камчадалы... (iks.ru.21.01.1999)

Как и почему «растет»
численность камчадалов

Мильковский район считается одним из рыбных на полуострове. Рыбакам, среднему бизнесу, который работает на реках и прибрежке, на неводах, необходима стабильность, чтобы справедливо были распределены участки, а за участками закреплялись квоты в соответствующих долях.

Администрация района стремится к тому, чтобы наконец был урегулирован вопрос о малочисленных народах Севера, о коренных жителях. В свое время начала действовать программа, исходя из которой все коренные жители обязаны были предоставить подтверждение своей принадлежности к коренной народности. Вообще, необходимо определить численность камчадалов. Например, в Мильковском р-не по документам, дающим «права на рыбу», числится 2 250 камчадалов. Это они сами записали себя в малочисленные народы Севера. Любопытно, что когда проходила перепись населения, всего лишь 600 человек заявили о том, что они считают себя камчадалами. 600 и 2250 - сами понимаете, какая огромная разница между этими цифрами. Есть необходимость задуматься над тем, на какое количество пользователей нужно выделять лимиты.

Необходимо, чтобы представители малых народов объединялись не только для того, чтобы рыбу поделить. (Владимир Ямпольский//Камчатское время. 29.08.2003)

В чем, кстати, заключается принципиальная разница между современными ительменами, имеющими сильнейшую примесь русской крови и говорящими в основном по-русски, и современными камчадалами, происходящими якобы от ительмен и русских и говорящими по-русски, составителю этого материала толком выяснить не удалось.

Эта цифра сильно расходится с полученной в ходе переписи (таблица будет в следующем номере). Ниже станет понятно почему.

Похожие публикации