Три Спаса августа: мед, яблоки, хлеб. Приметы и поверья. Обычаи и приметы на Ореховый Спас

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, Третьем Спасе, вы и сегодня сможете встретить этот день по старым заветам наших предков.

Конечно, некоторые традиции и приметы могут устаревать. Но большинство из них спустя столетия остаются все также правдивы и полезны. И в наши дни можно отметить народный праздник Орехового Спаса так, как это делали раньше в деревнях и селах, привлекая в дом уют, изобилие и благополучие.

Спасы или Спасовки — это народные торжества, завершающие лето. Они связаны с церковными праздниками, посвященными Христу, отсюда и их общее название: «Спас» — от слова «Спаситель».

Всего в августе принято отмечать три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Таким образом Ореховый Спас отказывается в этой тройке последним — его отмечают 29 августа. За что он и носит название Третий. Но есть и другие наименования этого замечательного народного праздника.

Ореховый Спас

Орехи — это то блюдо, которым было принято отмечать этот день. На Медовый Спас ели мед, на Яблочный — угощались блюдами из яблок. Также и на Ореховый (или Орешный) Спас старались потчевать домочадцев и гостей угощениями, принятыми именно в эту дату. И если первые два Спаса были праздничными днями, то Третий считался полупраздничным. Так что орешки в этот день приветствуются и сегодня.

Хлебный Спас

В конце августа принято было в первый раз выпекать хлеб из нового урожая — собранного только в этом году: Третий Спас хлеба припас , так говорили в народе. В этот день обязательно нужно поесть свежего хлеба. И молитвой поблагодарить Небеса за хлеб на столе.

Холщовый Спас

Это еще одно название Орехового Спаса. Звали его также Спас на холстах, Спас на полотне, Полотняный Спас — потому что с этого времени было принято устраивать торги, на которых выставляли домотканые холстины.

Холодный Спас

Наконец, Холодный, Осенний Спас — связан был с календарным циклом народа. Лето заканчивалось, а значит, наступала пора осени. В это время наблюдали за перелетом птиц: начинаясь, он возвещал осень.

Помните о народных праздниках и приметах на Ореховый Спас ; некоторые из них способны предупредить о беде, а другие — принести в дом деньги. Желаем вам благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

23.08.2016 04:16

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...

Ореховый (Хлебный) Спас - народный праздник, который отмечают 29 августа на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы - это последнее, третье празднество уходящего лета, который символизирует окончание сбора урожая.

Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской.

Что за праздник

Ореховый Спас, как и первые два - Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.

Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи, после освящения в церкви. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

© photo: Sputnik / Алексей Мальгавко

Название праздника "Спас" образовалось как сокращение от "Спаситель". За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.

Еще одно название Третьего Спаса — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое своими корнями уходит в христианскую традицию.

Спас Нерукотворный

По Преданию, Спас назвали Нерукотворным из-за чуда, случившегося во времена жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Едесса — Авгарь, который был поражен проказой, не видя Иисуса, уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

С письмом в Палестину он послал своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя, если Он не сможет приехать.

По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа, но подойти к нему не было никакой возможности. Поэтому художник встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Христа, но у него ничего не получалось.

Иисус заметил живописца и назвав его по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Спаситель обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере.

Затем Иисус попросил людей принести воду и полотенце (убрус), умыл лицо и отер его убрусом, на котором проявился Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу — с благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Икона "Спас Нерукотворный"

До прихода обещанного Господом ученика на его лице оставалась лишь малая часть следов страшной болезни. Им был апостол от 70-ти Святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.

Образ стал очень почитаем в Едессе. Плат был прибит на доску и помещен над городскими вратами — жители города считали его великой святыней.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворный образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года — император Константин Багрянородный (912-959) выкупил Образ у эмира, правителя города и перенес его в Константинополь, тогдашнюю столицу православия. С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира.

Однако во времена крестовых походов Образ был безвозвратно утерян, и сегодня мы имеем возможность прикладываться к копиям этого изображения в православных храмах.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы: "Третий Спас — хлеба припас", "Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас".

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки — считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались — пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным —Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.

Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды — ее добавляли в горячий чай.

Приметы

Существовало множество примет и обрядов, связанных с Ореховым Спасом. К примеру, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

© photo: Sputnik / Валерий Шустов

По орехам молодые девушки гадали и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех съедали и по его вкусу определяли, что ждет их в будущем году.

Созревший и вкусный орех — к большой любви, горький — любимый будет изменять, если орех не доспел — жди важное известие, а если гнилой — быть беде.

С приходом Орехового Спаса осень полностью вступает в свои права - по народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень. На Ореховый Спас отлетают последние ласточки, а если к 29 августа отлетают журавли — зима будет ранняя.

Материал подготовлен на основе открытых источников

По церковному календарю 29 августа у православных христиан наступает праздник, именуемый в народе Ореховым Спасом. Перед этим праздником в последний месяц летнего времени года отмечаются Медовый Спас и Яблочный Спас.

Название праздника

Третий Спас имеет несколько названий и все они берут своё начало у истоков традиций.

Хлебный Спас . Раньше в этот день на столе непременно должен был стоять свежий каравай, испечённый из зерна первого урожая, благодаря этой традиции Третий Спас называют Хлебным Спасом.

Третий Спас имеет название Орехового Спаса, поскольку 29 августа было принято собираться всем вместе и идти в лес для сбора орехов, отсюда и название.

Спас на холсте . Ещё одной традицией, связанной с историей этого праздника, стало изготовление холстов. Женщины, девушки к этому празднику ткали множество холстов и полотен, после чего продавали их – эта традиция породила ещё одно название Третьего Спаса – Холщовый Спас.

Церковное название . В церковном календаре праздник Третьего Спаса имеет длинное и красивое название - Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

История Третьего Спаса

История этого православного праздника уходит корнями в далёкое прошлое, когда Иисус ходил по миру и проповедовал православную веру. В одном городе под названием Едесса правителем был царь Авгарь, страдавший ужасными язвами, полностью покрывавшими его тело, и ни одному целителю не удавалось помочь мучавшемуся правителю. Но вскоре в Едессу долетели слухи о Сыне Господа, который находясь на Земле творил невероятные чудеса. Царь решил, что это его единственное спасение и написал Иисусу письмо, в котором просил помочь ему и спасти от ужасного недуга. Своё послание Авгарь отправил вместе с художником по имени Ананий, которого попросил изобразить Сына Господа на холсте.

В Иерусалиме художник нашёл Иисуса, вокруг которого толпилась огромное количество жителей, поэтому Ананий даже не смог прикоснуться к Учителю. Поднявшись на высокий камень, художник хотел изобразить Иисуса на холсте, но все попытки оказались тщетны. В один момент, Христос заметил Анания и подозвал к себе, после чего попросил чашу, наполненную водой и убрус. Иисус умыл лицо своё в чаше и вытерся полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Именно это полотно с изображённым ликом Учителя принёс художник царю Авгарю.

Вскоре Авгарь был исцелён руками одного из последователей Иисуса, святым Фаддеем, а образ Спаса Нерукотворного царь повесил над вратами, ведущими в город.

Традиции, связанные с Третьим Спасом

Благодаря библейской истории происхождения праздника Орехового Спаса появилось множество традиций, связанных именно с полотнами. В этот день в народе обязательно освящали тканевые полотна в храмах. К Ореховому Спасу женщины изготавливали своими руками ткани, ходили их освящать в церковь, а затем шили из этой ткани одежду всей семье. Также в этот день принято освящать и два других символа этого православного праздника: орехи и хлеб.

Интересной традицией празднования Третьего Спаса является очищение колодцев. Эта традиция сохранилась во многих поселениях до сих пор. 29 августа в сельской местности занимались очищением колодцев, святых источником, а также освящением новых колодцев. В этот праздник по обычаю пили чистую воду из освящённого источника.

Приметы, связанные с Третьим Спасом

На Руси было огромное количество примет, связанных с этим праздником. Люди говорили, что веник, собранный в этот день из ореховых веток, послужит оберегом и защитой от различных хворей и напастей.

Кроме того, считалось, что если в этот день было собрано много орехов, то в следующем году урожай зерновых культур будет радовать.

Обычаи по празднованию Хлебного Спаса

Обязательно следует приобрести небольшую вещичку, сувенир, если этого не сделать, считается, что в предстоящем году будет крайне нестабильное и шаткое финансовое положение. Обязательно надо посетить церковь и желательно осветить предметы, характерные для этого праздника: хлеб, орехи и полотна.

Ореховый Спас празднуется уже на протяжении многих десятков лет. История и большинство традиций берут своё начало в незапамятных временах, но многие обряды по празднованию этого светлого праздника сохранились до сих пор. Три Спаса глубоко почитались во все времена и не забываются в наше неспокойное время.

Корни праздника Ореховый Спас уходят в дохристианские времена. Приметы и традиции праздничного дня, а также ритуалы и заговоры, которые можно читать только в эту дату, найдете в этой статье.

Третий Спас - сутьи дата праздника

Август богат праздниками. На последний месяц лета приходится три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый. Последний является заключительным, Третьим Спасом. Отмечается Ореховый Спас 29 августа, на следующий день после Успения и завершения Успенского поста. Согласно дате, называют еще Осенним, или Холодным Спасом.

В дохристианские времена Ореховый Спас был праздником жатвы, как Медовый и Яблочный . Созревает лесной орех, подходил к концу сбор зерна, отсюда еще одно наименование - Хлебный Спас. Это отражено в пословицах: «Третий Спас хлеба припас».

Несколько столетий назад с 29 августа начинали торговать холстами и полотном. Поэтому дату иногда именуют Холщовым Спасом. Ярмарки наполнялись новыми товарами, свободные от сбора урожая люди стремились приобрести полезные в быту вещи.

С приходом православия на русские земли к аграрному смыслу праздника добавился религиозный. Праздник урожая превратился в выражение благодарности Господу за «хлеб насущный». На Осенний Спас почитают мученика Диомида . Ему молятся о выздоровлении. Почитается Федоровская икона Божьей Матери . Перед ней молятся женщины о ладе в семье, избавлении от житейских трудностей, беременности и легких родах.

С датой Хлебного Спаса совпадает годовщина перенесения Нерукотворного образа Спасителя . С его помощью ученик Христа исцелил Авгаря. После этого мусульмане похитили образ. Века спустя императору Михаилу удалось вернуть его в Константинополь. В 13 веке икону снова украли в ходе одного из крестовых походов. Ее везли на корабле, он затонул, реликвия была утеряна навсегда.

Традиции и обряды

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

Православный крестьянин день начинал с молитвы, церкви, участия в водосвятии. Как и в Медовый Спас, на Хлебный принято освящать воду в колодцах. Обычно уделяют внимание тем, которые обошли стороной предыдущие водосвятия. Колодезную воду набирали про запас, она считалась целебной. Кто не успел почистить колодец 14 августа, приступал к этому сейчас. Его обходили вокруг, что символизировало завершение лета и начало осени.

Бытовых забот не избегали, это будний день , посвященный сбору зерна и орехов, выпечке, заготовке и консервации овощей и фруктов. Хлеб пекли из муки нового урожая, крошки не выбрасывали, отдавали птицам. Если удавалось закончить сбор зерна к Хлебному Спасу, серпы перевязывали последними колосками и оставляли в красном углу - на урожай в будущем году.

Несмотря на разгул лесной нечисти, отправлялись на сбор грибов и орехов. Первой приступала к поискам самая уважаемая женщина населенного пункта, после нее заходили в лес остальные. Девушки предсказывали будущее на год. Первый найденный орех окажется спелым и вкусным – ждать большой любви. Недозрелый принесет новости, гнилой - горе. С виду спелый, но горький на вкус обещает проблемы в личной жизни.

Консервированные овощи, грибы и компоты - на этом домашние заготовки не заканчиваются. Третий Спас считался подходящим временем для изготовления настоек на водке и самогоне. Особенной популярностью пользовалась настоянная на орехах, собранных в этот же день. Она хороша при простуде.

Ореховый Спас, как говорилось ранее, - торговый день, с него начинались продажи тканей. Традиционно посещали ярмарки и рынки. В конце лета пригодятся новые сельскохозяйственные инструменты взамен изношенных. Следовало подготовиться и к осенним холодам, обзавестись теплой одеждой.

Приступали к работе после службы в церкви, а после трудового дня накрывали столы и праздновали. В селах праздник с большим размахом не проходил, слишком много работы в конце лета. В городах народные гулянья были более шумными и массовыми. В некоторых регионах праздновали прямо на полях. Работающих там встречали хлебом-солью, угощали гречневой кашей, к закату приглашали за стол.

За день до Третьего Спаса заканчивается Успенский пост, запрещающий употребление мяса, рыбы и некоторых других продуктов. Поэтому застолья на хлебный праздник урожая были обильными. Основное украшение стола – каравай. Обязательно подавались блюда с орехами, в основном, выпечка и сладкая каша. Запеченые яблоки, мясные и грибные пироги, шарлотки красовались на каждом столе.

Большой популярностью пользовалась водка, настоянная на ореховых перепонках. За столом желают здоровья крепкого, словно ореховая скорлупа, благодати и благословения. Не лишним пожелать богатства.

Как и в любой другой христианский праздник, следует посетить церковь. Ниже описаны продукты, которые можно освятить на Ореховый Спас. Раздайте милостыню, угостите бедных орехами и хлебом. Молиться следует о достатке, семейных неурядицах, зачатии и легких родах, выздоровлении.

Не избегайте работы, связанной с заготовкой продуктов. Хлебный Спас - праздник урожая , поэтому заняться домашней консервацией - не грех. Можно работать в саду или огороде, печь хлеб, который должен стать главным украшением праздничного стола.

Ярмарки - одна из традиций Третьего Спаса. Стоит последовать примеру предков, покупки на Хлебный Спас приносят удачу.

Для застолья готовят выпечку с орехами и яблоками. Мед уже не является главным героем стола, как на Медовый Спас, но добавлять его никто не запрещает. Пироги с грибами, овощами и мясом уместны на трапезе. Выпечка должна стоять на первом месте - все-таки это праздник урожая. Приглашают гостей, угощают соседей - на Спас принято делиться.

Что можно святить в церкви

Орех - главный атрибут даты. Освящать можно любые орехи. В идеале - собранные лично в лесу или на приусадебном участке. Но можно святить и купленные. Орехи символизируют здоровье и благосостояние.

Нельзя обойти вниманием хлеб и другую мучную выпечку . Она должна быть изготовлена из муки нового урожая. Опять же, лучше всего святить изготовленные лично вами продукты.

Не запрещается добавлять в корзины яблоки и мед , но обычно их освящают в предыдущие Спасы. Иногда приносят в храм овощи. Мак, изюм также не будут лишними.

Воду святят практически в любой церковный праздник, и 20 августа - не исключение. Святая вода поможет от любой беды. Обычная колодезная вода, также приобретает целительные свойства.

Суеверия и приметы на Третий Спас

Обычно в православные праздники нельзя работать, но Третий Спас - время сбора урожая. Поэтому работы не избегают, занимаются консервацией продуктов на зиму и сбором плодов и зерна. Лень будет наказана жизнью в нужде на протяжении года.

Считалось, что урожая хлеба и орехов одновременно не бывает. Если много зерна - мало будет орехов, и наоборот. Больше двух лет подряд, как считали предки, обилия лесного ореха не бывает. Из ореховых веток в конце лета делают банные веники. Ими лечили самые тяжелые болезни. Но хранить такой веник нужно отдельно от остальных, чтобы не терял свойств.

Нельзя отказывать в угощении нищим, иначе придется самому просить милостыню. Не впустивший на ночлег странника рискует оказаться без крыши над головой. Нельзя ругаться и желать зла. Все плохие слова и действия вернутся к отправителю, каждый получит по заслугам за содеянное на Ореховый Спас.

Следует что-нибудь купить, хотя бы недорогую вещь. Скряга, оставивший купцов без денег в этот день, рискует целый год просидеть в нищете. За столом нужно попробовать каждое блюдо и похвалить хозяйку - целый год проживете в достатке. На каждое угощение нужно загадать желание. Если хозяйка смутится в ответ на похвалу, быть вам удачливым.

Нельзя ходить в лес без оберега. 29 августа там хозяйничает нечистая сила. Она может навести блуд - заставить потеряться «в двух соснах».

Упал орех на голову - к удаче. Богатство обещается тому, кто найдет два или три сросшихся ореха. Их нужно хранить в кошельке или кармане, подняв с земли или сорвав с дерева левой рукой. Получить мешок орехов в подарок - на счастье.

Если журавли улетели, к Покровам уже будут морозы, а весна окажется богатой на солнечные деньки. Птицы не спешат отправляться на юг - осень будет теплой, зима придет поздно, а весной будет холодно. Гроза обещает теплую осень и позднюю зиму.

Ритуалы и заговоры на Хлебный Спас

Существует поверье - ведьмы 29 августа изготавливают посохи, жезлы и волшебные палочки. Традиционный материал - орешник . Обладающие нужными навыками маги обзаводятся новыми инструментами, наполненным силой Орехового Спаса. Она же усиливает заговоры и ритуалы, основными компонентами для которых служат орехи и хлеб.

Заговор на двойной орех

Сам по себе двойной или тройной орех является денежным талисманом, привлекающим богатство. Его можно усилить заговором:

Пусть счастливый орех станет для меня оберегом,
Принесет мне удачу и денег целую телегу.

Как и советует денежная примета, храните его в кошельке или кармане - поближе к деньгам.

Ореховый приворот

Все три Спаса способствуют любовной магии . На Третий можно сделать приворот, крепкий, как грецкий орех. Сорвите один и расколите на две половинки. Съедобную часть употребите по назначению. На маленьком листе бумаги напишите ваше имя и имя возлюбленного. Положите его в орех и свяжите его половинки красной ниткой так, чтобы они держались вместе. Возьмите в руки и читайте заговор:

В одно целое две части соединила, нашу любовь скрепила.
Будет раб Божий (имя) обо мне рабе Божьей (имя) тосковать,
Обо мне одной думать и мечтать.
Наши сердца в унисон забьются,
А судьбы навсегда переплетутся.
Пусть Ореховый Спас моё желание исполнит,
Мою жизнь счастьем наполнит. Аминь.

После прочтения орех нужно закопать там, где живет любимый. Делать это надо молча, уходить домой - не оглядывясь, не вступая в разговоры.

Талисманы из орехов

Внутрь ореховой скорлупы можно положить записку с заветным желанием, перемотать половинки ниткой и носить при себе. В течении года желание исполнится. На Руси таким способом делали привороты, в Китае - привлекали удачу, Европе - ворожили на деньги. Допускается склеить половинки клеем - если записка выпадет, желание не сбудется.

Тонко истолченная скорлупа грецкого ореха привлекает деньги. Ей посыпают купюры, товары перед торговлей, рабочие инструменты. Среди современных неоязычниц популярна денежная косметика на основе соответствующих растений - мяты, базилика, ромашки . Толченая скорлупа может войти в состав скраба.

Ореховые ветки свяжите крест накрест красной ниткой и повесьте возле входной двери. Оберег закроет вход нечисти, черным колдунам и прочим сомнительным личностям.

Денежный заговор на хлеб

Наговаривают на богатство хлеб, испеченный своими руками из муки нового урожая . Делают это перед тем, как поставить его на праздничный стол в честь Хлебного Спаса. Произнести заговор нужно три раза:

Зерно в землю упало, ростком взросло, колосом зазолотилось, хлебушком оборотилось. Как в полях вволю хлеба, так и денег у меня до неба. Как хлеба растут - колосятся, так и денежки мои растут-прибавляются. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Первый кусочек должен достаться тому, кто наговаривал.

Обряд на исполнение желания

Нужно отложить кусок хлеба, отрезанный от выставленного на праздничный стол 29 августа. Наговаривать его нужно в следующую после Орехового Спаса субботу или воскресенье - не позже, чем через неделю. Если хлеб испортился, Высшие Силы не готовы исполнять загаданное желание. Встаньте на рассвете, зажгите свечу. Посолите хлеб с такими словами:

Хлебом-солью богов встречаю, свою мечту привечаю. Желаю, чтобы (описать желание одной фразой). Хлеб-соль съедаю, желаемое получаю, богов благодарю.

Съешьте соленый хлеб. Сделайте три глотка воды из полного стакана и скажите:

Как вся жизнь из воды происходит, так и мое желание из нее выйдет. Вода-водица, исполни мою мечту.

Свечу затушите, окунув в стакан с остатками воды с заговором:

Хлеб, соль и вода не подведут никогда. Хлеб, соль и вода - радость, а не беда. Как я сказала, так и будет. Аминь.

Свечу - в церковь, остатки воды - в канализацию.

Лечение детей хлебом

В дату Орехового Спаса знахарки издавна принимали больных детей. Лечили энурез, испуг, сглаз, заикание. С таким заговором следует обкатывать голову малыша куском черного хлеба:

Хлеб качу, катаю, с раба Божьего (имярек) беду сгоняю. Выкатываю, выманиваю, выганиваю все страхи, пристреки, уроки, сглазы, приглазы, завидки хвалу неискреннюю, злобу тайную. Выгоняю лихо из ручек, из ножек, из головушки, из щечек, из жилок, из прожилок, из белых кудрей, из ясных очей. Испуг, испуг, изыди! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Такой хлеб есть людям нельзя, его отдают собакам или птицам. Еще один способ лечения детских проблем не требует заговоров, достаточно знать молитву «Отче наш» наизусть. Девять раз прочитайте ее над трехлитровой банкой с теплой водой. Ребенка разденьте, поставьте в таз и облейте ей с головы до ног. В воду бросьте кусок черного хлеба на пару часов. Потом его отдайте собаке или птицам.

Третий Спас - праздник урожая и окончания лета, который с приходом православия приобрел еще и религиозный смысл. Это день, наполненный силой земли и природы. Его энергетику можно направить на лечение, обогащение или приворотное колдовство. Существует множество примет и традиций Хлебного Спаса. Соблюдающий их обретет счастье.

Август не только считается главным месяцем лета, в который поспевают практически все овощи и фрукты, но и является важнейшим с церковной точки зрения. В этом месяце православные соблюдают который посвящен Успению Богородицы. Существует несколько постов, но этот особенный. Он является одним из многодневных, особо чтимых и завершается празднованием Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, в наше время церковные традиции утратили свое великое значение, не все посещают храм и постятся. Сегодня не все помнят, например, какого числа В этой статье мы разберемся со всеми особенностями трех праздников.

Успенский пост: отец трех

Успенский пост соблюдают с 14 по 27 августа по новому стилю. В это время налагается множество строжайших запретов, которые верующие обязательно должны соблюдать. Так, запрещено в понедельник, среду и пятницу употреблять в пищу все, кроме хлеба, овощей и фруктов. Во вторник и в четверг церковь позволяет кушать горячие блюда, но без добавления постного масла, и только в субботу и в воскресенье разрешено есть пищу, сдобренную растительным маслом. Кроме пищевых ограничений, миряне должны воздержаться от плотских утех, скандалов, обмана, лжи. В пост важнее духовные ограничения, нежели «бытовые». Хотите знать другие особенности Успенского поста, какого числа Ореховый Спас или Медовый?

Сладкий пост - сладкие праздники

Несмотря на строгость Успенского поста, у него есть одна замечательная особенность: именно в это время собирают урожай и отдают дань трем если не основным, то важным дарам природы - меду, яблокам, орехам. Каждому из продуктов питания предки придавали особое значение, считалось, что так сама Матушка-Природа дарит людям свою благодать и силу. Наши воцерковленные прабабушки отмечали 3 праздника - 3 Спаса. Это были и Ореховый Спас. Праздновали их широко, с размахом, несмотря на то что август - тяжелый и хлопотный для крестьянина месяц. Название праздника - «Спас» - неслучайно: оно стало сокращением от слова «спаситель». Отсюда берут свое начало много важных слов: «спасибо», «спасите». Несмотря на то что в настоящее время народные традиции сдали свои позиции, интересно знать, как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.

Медовый Спас

Первый Спас - Медовый - отмечается традиционно 14 августа. Считается, что именно после этого дня пчелы несут мед, который потерял свои целебные свойства, и его не следует употреблять в пищу. До Медового Спаса старались собрать весь урожай и в этот день освятить его в церкви. Принято дарить друг другу баночки с новым урожаем, причем даже нищим возле церкви оставляли вкусное полезное лакомство. Кроме меда, 14 августа особо чтили воду. Именно в этот день по старому стилю произошло важнейшее событие - Крещение Руси.

Яблочный Спас

День Яблочного Спаса - 19 августа. Только теперь по традиции можно попробовать в первый раз яблоки и любые блюда их них. С восходом лучей солнца наши предки спешили в сады нарвать лакомых яблочек, шли на рынок приобрести свежий урожай. Кроме яблок, 19 августа снимали пробу винограда и груш. В этот же день в церквях батюшка освещал плоды, и тут начинался настоящий праздник. Столы прабабушек ломились от пирогов, пирожков, запеченных с медом яблок. Пришедших гостей щедро угощали наливками.

Ореховый Спас

Ореховый Спас - третий по счету, отмечается 29 августа и является наиболее важным среди остальных летних праздников. По-другому этот день называют Хлебным Спасом. Именно это название и является более точным и правдивым. 29 августа заканчивается уборочная страда, и в первый раз хозяйки пекут из муки урожая нынешнего года. В церкви проводят освящение праздничного каравая, и только после этого снимают пробу. Вместе с зернами, хлебом приносили в храм и орехи, которые как раз поспевали. Название Спаса «Ореховый» оправдывают и природоведы: исследования доказали, что именно к этому времени происходит окончательное созревание орехов, и теперь их без опаски для здоровья можно употреблять в пищу.

Особо этот праздник некогда было отмечать, так как конец августа - горячее время для сельского жителя. Но наши предки обязательно пекли специальный хлеб и угощали им тех, кто просил подаяние. Считалось, что даже те, кому не хватает зерна, должны щедро одарить хлебом нового урожая всех нуждающихся - тогда богатство и удача придут в дом. и Ореховый Спас - это главные праздники лета, так как именно с конца августа начиналась пора сбора и заготовок практически всех даров природы.

Народные приметы на Ореховый Спас

В Ореховый Спас, третий «вкусный» праздник лета, оканчивали жатву и делали специальный «именинный сноп» - последний сноп уходящего года. В этот день улетают зимовать последние ласточки. Сельским жителям было важно знать, какого числа Ореховый Спас, чтобы закончить все дела на полях. Крестьяне торопились убрать хлеба до 29 августа, а тем, кто не успевал, с удовольствием помогали соседи и родственники - считалось, что за это Бог даст здоровья и благополучия.

Если в день, когда отмечают Ореховый Спас, журавли улетают на юг, то зиму ожидают холодную и снежную, если птицы остаются, то зимнее время будет теплым. Ореховые веточки, сорванные и освещенные 29 августа, способны исцелять больных, изгонять из дома злых духов.

Интересное высказывание сложилось в народе: «Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка». Слово «Спасовка» берет свое начало от слова «Спас», которым называют три главных православных летних праздника. С наступлением Орехового Спаса жизнь становилась по-настоящему лакомой: крестьяне угощались спелыми лесными орехами, сочными сладкими яблочками, вкусным ароматным медком.

Чудо-полотно

Интересна история, которую рассказывает Библия. Легенда гласит, что Иисус Христос во время чуда исцеления владыки Авгаря вытер лицо полотном чистой ткани, на котором позже проступил божественный лик. Ткань с ликом Иисуса по сей день хранится и собирает толпы паломников. Полотно способно творить чудеса, вылечивать больных, успокаивать души ищущих. В память об этом волшебном событии издавна 29 августа в церковь для освещения приносили полотна ткани, из которых потом весь год шили одежду домочадцам.

Сохранилась поговорка: «Первый спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Событие, произошедшее тысячи лет назад с обыкновенным полотном, почитается и в церкви: 29 августа православные отмечают праздник перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Это знаменательное действо произошло аж в 944 году, но и сегодня воцерковленные люди помнят и прославляют событие.

Спас многоликий

Удивительно, но именно Ореховый Спас имеет множество названий, которые оправданы с православной, культурно-бытовой, аграрной точки зрения. Ореховый, Хлебный, на Холстах, на Полотне, Холщовый - такие имена носит праздник, который традиционно с размахом отмечают 29 августа. Важно знать, какого числа будет Ореховый (Хлебный) Спас, ведь этот день обязательно нужно отметить так, как это делали наши предки.

Праздничный рецепт

Существует рецепт, который идеально подходит к завершению Успенского поста, когда уже заканчиваются все церковные запреты. Под занавес Медового, Яблочного и Орехового Спаса подходят запеченные яблоки с медом и орехами. Это блюдо является неким ритуальным угощением, которое ознаменовывает окончание основных работ в поле и предвещает сытую зиму.

Для приготовления вкусного лакомства нужно взять несколько крупных яблок, 250 г меда, 100 г любых орехов. Яблоки хорошо вымыть, вырезать сердцевину, сложить в глубокую сковороду и запечь до полуготовности. Растопить на водяной бане мед, добавить измельченные орехи, тщательно перемешать. Начинить яблоки смесью, отправить в духовку еще на пару минут. По желанию можно сверху посыпать сахарной пудрой.

Три дня августа не просто так выделены среди других и наделены особой магией. Столетиями люди отмечали, что в эти дни в природе происходит что-то особенное, таинственное. В наше время мы отмечаем другие праздники, которые зачастую выдуманы совершенно случайно и не несут никакого глубокого смысла. Так зачем же нам теперь знать, какого числа Ореховый Спас? Для чего нужно следовать традициям предков? Так ли важно помнить, как на Руси было принято отмечать Яблочный Спас и Ореховый Спас?

Мы должны знать, помнить, отмечать и чтить православные посты, праздники не только ради уважения к нашим прабабушкам. В старину строго придерживались законов Библии, которые действуют во все времена. Для улучшения жизни, здоровья, сохранения душевного и психического равновесия важно верить в Бога, ценить и уважать знания, накопленные тысячелетиями.

Похожие публикации