Тиуанако - колыбель цивилизации. История исследования центральных анд

Версию сайта.

Поныне остается загадкой, как древнему народу удалось построить массивные каменные сооружения на высокогорном плато, ведь вес некоторых блоков достигает 200 тн. Окутан тайной и закат величайшей культуры. В любом случае, возникновение, расцвет и падение загадочной цивилизации навсегда останутся важнейшими этапами в истории человечества.

В 2000 г. уникальный археологический комплекс Тиуанако был включен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, как «свидетельство мощи культуры, сыгравшей главную роль в развитии… доколумбовой Америки».

История Тиуанако

Одной из основных сложностей в исследовании истории Тиуанако стало отсутствие письменных источников. Все важнейшие события отражены в легендах и песнях индейцев, передаваемых из поколения в поколение. Немногими письменными свидетельствами доколумбовой истории Нового Света являются летописи испанских священников, целью которых было изучение обычаев коренных индейцев для обращения их в христианство. Однако, информация, записанная священниками, зачастую была либо неверно ими понята, либо умышленно искажена аборигенами из-за нежелания сотрудничать с конкистой.

С одной стороны, испанцы собирали важную информацию, с другой — они сделали все возможное, чтобы истребить духовную и материальную культуру аборигенов. После грабежей и разрушительных деяний конкистадоров сохранилось лишь то, что было скрыто под землей.

Комплекс, к счастью, был надежно укрыт толстым слоем почвы, над поверхностью возвышались только огромные каменные Врата.

Когда-то загадочный город назывался Тайпикала (Taypikala; лосл. «Каменная сердцевина Мира»); по другим данным, в эпоху собственного расцвета он именовался Виньаймарка (Вечный город); сегодня его имя — (Мертвый город).

Вообще, название «Тиуанако» объединяет в себе целый исторический пласт – цивилизацию Тиуанако, пик величия которой пришелся на конец I тысячелетия н.э., когда огромная территория континента оказалась под ее влиянием. Сама же цивилизация зародилась в период 2000 – 1500 гг. ДО н. э. Основателями Империи принято считать индейцев Южной Америки, которые расселились на этих землях, прибыв с Северной и Центральной Америки. Поднявшись высоко в горы, некоторые племена объединились и образовали государство, столицей которого стал Тиуанако.

Впоследствии к Тиауанако присоединилась большая часть континента, причем, не было никакой агрессии и военных действий со стороны народа, объединяющего вокруг себя другие племена. Город стал культурным, экономическим и религиозным центром огромного государства.

Во время подъема города на его территории в 2,6 км² проживало около 20 тыс. жителей. Хотя мнения историков на этот счет расходятся. Так, первые исследователи предполагали, что в период между 300 г. ДО н. э. и 300 г. н. э. он не был крупным городом, а только играл роль религиозного центра паломничества, с небольшим контингентом постоянных жителей.

Ученые сходятся во мнении, что город пережил 2 катастрофы: одну — природную, вызванную потоком воды, а следом — трагедию неизвестного происхождения. То, что именно наводнение явилось причиной гибели города,свидетельствуют остатки озерной флоры и кости рыб, обнаруженные в наносах вместе с фрагментами скелетов людей, погибших в стихийном бедствии. Причем, кости людей и животных перемешаны в хаотическом беспорядке с каменными плитами, орудиями труда, церемониальной утварью и множеством других предметов. Создается впечатление, что все это сваливалось в кучу неведомой разрушительной силой.

Американский историк, археолог и антрополог Алан Колата (англ. Alan Kolata) предполагает, что причиной падения могучей цивилизации стало не наводнение, а напротив, продолжительная засуха — в андских ледниках и донных осадках озера Титикака сохранились свидетельства длительного засушливого периода (с X в. до 1300 г.), приведшего к неурожаям и, как следствие, к голоду. Спасаясь, люди покинули Тиуанако.

Культура и земледелие

В основе культуры Тиуанако лежал культ Солнца, поэтому золото, солнечный металл, являлось для народа самым почитаемым материалом: им украшались храмы, одеяния власть имущих и жрецов. Также было хорошо развито производство керамических изделий.

Особого внимания заслуживает интенсивное земледелие цивилизации, где почти 200 га земли были отведены под сельскохозяйственные угодья. Для возделывания таких территорий необходимо было обладать обширными научными познаниями.

И сегодня местность в округе озера Титикака мало пригодна для ведения земледелия классическими методами, что иллюстрирует нынешнее плачевное состояние сельскохозяйственных угодий в этом районе. Исследования же показали, что земледелие в древнем государстве находилось на необычайно высоком уровне.

На обнажившихся от отступившей воды озера землях видны характерные чередующиеся полосы. Только в 60-х годах XX в. удалось понять назначение полос и мелких каналов. Эти Вару-Вару (Varu-varu), как их называют индейцы, оказались частью сложной системы древнего экоземледелия, согласно легендам, оставленного народу Тиауанако Богами. Древний агротехнический комплекс, который превосходил современные системы землепользования, сейчас называется «поднятыми полями». Вокруг озера индейцы возводили искусственные насыпи, орошаемые с помощью системы каналов.

В 1993 г. расположенные по соседству фермерские хозяйства провели эксперимент, полностью воссоздав часть древних поднятых полей и засадив их картофелем. Результат превзошел всяческие ожидания: на экспериментальных участках фермеры получили картофель отличного качества, а количество в 10 раз превысило урожай, получаемый при обычной посадке. На такой высоте заморозки сильно вредят урожаю, а на поднятых полях их воздействие сводится к минимуму благодаря каналам, вода которых аккумулирует дневное тепло. Урожай на таких полях не страдает ни от засухи, ни от наводнений.

Разрушение и восстановление «Мертвого Города»

Священный город был портом, видимо, он строился в ту пору, когда Титикака было намного шире и почти на 30 м. глубже, о чем говорят сохранившиеся портовые сооружения, расположенные у прежней береговой черты озера. Городская гавань с пирсами и дамбами была возведена из громадных каменных блоков весом 100 — 440 тн. Сегодня портовые сооружения находятся в 20 км. от берега озера. Большинство специалистов предполагают, что причиной резкого уменьшения объема воды в водоеме явился электроразрядный взрыв некоего космического тела в атмосфере Земли. Предания и мифология южноамериканских аборигенов позволяют определить не только траекторию падения крупного фрагмента кометы, но даже места разрядных взрывов.

Предположительно, огромная взрывная волна расплескала воды озера, значительно понизив его уровень, и разбросала, словно спички, массивные каменные блоки, из которых были выстроены городские здания. Мощная сила взрывной волны гнала гигантский водяной вал высотой более 30 м. по всей поверхности озера Титикака (более 600 км), который сносил все стоящие на его пути преграды. Смертоносная лавина воды перекатилась через остров, на котором находился порт, смывая дома вместе с людьми. Вероятно, картина всесокрушающего потока и породило космогонический миф о боге Виракочи. За одни жуткие сутки объем озера уменьшился почти в 4 раза, а город погиб в результате ужасной катастрофы.

Свое имя опустевший город получил от Инков, потому что к тому времени он уже многие сотни лет лежал в руинах. Историки заявляют, что до прихода Инков на Титикаку, всей территорией нынешнего Перу владел «народ Тиуанако», однако, никто не ведает, кто были эти люди, откуда они пришли и куда исчезли.

По свидетельствам испанских летописцев, здесь первые Инки строили свою резиденцию. Неподалеку от древних сооружений города находились постоялые дворы Инков. Вблизи стоял и дом, где родился Манко Инка.

На священном острове Титикака — по легенде именно туда бог Инти опустил на землю первых Инков, Манко Капака (кеч. Manco Capac; основатель государства Инков) и Маму Окльо (кеч. Mama Occlo; сестра и жена Манко Капака) — Инки возвели Храм Солнца , полностью обшитый золотыми пластинами. Существует предание, что когда на эти земли вторглись алчные испанцы, индейцы утопили все сокровища в озере.

Храм Солнца

После разрушения и разграбления Тиуанако в XVII в., интерес к городищу заметно ослаб. Изменение отношения к древним руинам наблюдалось во время войны за независимость от испанской короны (1810 – 1826), когда борцы за независимость возвели доколумбовое прошлое в статус икон национального самосознания. Это подтверждается тем фактом, что в 1825 г. (освободитель и президент Боливии) приказал выкопать и установить на прежнем месте в Тиауанако Врата Солнца и объявить их символом рождения новой нации. Однако, эти патриотические настроения оказались недолгими.

К началу XX в. город продолжали связывать с диким прошлым, его не только не пытались сохранить, но по-прежнему варварски уничтожали. Происходило «систематическое разрушение руин древнего города. Истребление городища осуществлялось как индейским населением современной деревни Тиуанако, которое использовало руины в качестве каменного карьера для своих бытовых и коммерческих нужд, так и строителями железной дороги Гуаки – Ла-Пас (исп. Guaqui — La Paz).

В современном поселке Тиауанако с первого взгляда поражает огромное количество мастерски отесанного камня в грубых постройках, оградах дворов и мостовых. Церковь тоже построена в основном из древних блоков. Повсюду видны фрагменты древностей из соседних развалин, откуда были вывезены тесаные камни не только для окрестных деревень и храмов долины, но и для строительства Собора боливийской столицы Ла-Пас. Памятники прошлого «снабжали» материалами многие общественные здания, мостов, автодороги сегодняшнего времени. Испанцы взрывали даже уникальные гигантские скульптуры, чтобы их куски использовать для строительных целей.

Вновь отношение к Тиауанако изменилось после революции 1952 г., когда к власти пришли националистические лидеры, выдвинувшие лозунг, что Тиуанако, как славное прошлое, должно объединять всех боливийцев. В 1953 г. правительством страны были предприняты важные шаги по институционализации археологии. Так, в 1957 г. был создан Боливийский государственный Центр археологических исследований, направленный на изучение и сохранение общего андского прошлого, а также восстановление уникальных исторических памятников.

Восстановление комплекса называют «археологической пародией», затеянной для привлечения туристов. Специалисты предупреждают, что из-за неумелого «макияжа» пирамид, Тиуанако может лишиться статуса объекта культурного наследия. Древние культовые сооружения обкладываются сырцовым кирпичом, затем штукатурятся, в то время, как древние строители использовали тесанные каменные блоки. Нужно признать, что первоначального произведения высочайшего строительного искусства человечество не получит уже никогда. Так или иначе, даже разграбленные руины потрясают былым величием.

Подземный город

В основе экономики Тиуанако на всем протяжении существования цивилизации лежало земледелие.

Но в 1150 г. н. э., по данным ученых, произошли кардинальные климатические изменения. Европа заливалась дождями, а на андские высокогорья современной Боливии не пролилось ни капли осадков. Для Тиуанако начался период упадка, люди покинули город и нашли убежище в небольших горных деревушках.

В 2005 г. на озере Титикака был обнаружен подземный город в горе Тимоко - последнее убежище народа Тиуанако. Этот подземный город укрывал до 8 тыс. человек, которые жили в разветвленных лабиринтах почти 200 лет — до 1400 г. Но в 2009 г. большая часть построек народа Тиуанако было уничтожено землетрясением.

Интереснейшую информацию донесли до нас инкские легенды, рассказывающие, что первые правители Инков, основавшие , пришли со священного Тиуанако и были объявлены Богами. Примечательно, что боги основали столицу Инков около 1200 г. (через 20 лет после исчезновения Тиуанако) и за несколько лет создали могущественную Империю, ставшую величайшим сообществом народов Южной Америки всех времен.

Сегодня некоторые исследователи, не находя объяснений многим феноменам, связывают возникновение Империи Инков с неземными цивилизациями. Сам город Тиуанако является самым загадочным звеном в цепи необъяснимых событий и явлений в истории Земли, одним из самых таинственных мест в мире.

Хочется верить, что скоро человечество отыщет ответы хотя бы на часть вопросов, связанных с удивительной цивилизацией, стоявшей у истоков зарождения народов, населяющих сегодня Южную Америку.

Достопримечательности архитектурного комплекса

В знаменитый археологический комплекс входят следующие архитектурные объекты: пирамида Акапана; храм Каласасайя, на территории которого располагаются знаменитые «Врата Солнца», монолиты Понсе (исп. Monolito de Ponce) и Монах (исп. Monolito de Monje); полуподземный Храм Каменных голов (исп. Templete Semisubterraneo); храмы «Кантатальита», «Путуни» и «Врата Луны» (исп. Puerta de la Luna).

Пирамида Акапана

Одной из главных исторических достопримечательностей Боливии и доминирующим сооружением комплекса Тиуанако является священная пирамида «Акапана» (исп. Piramide de Akapana), что на языке аймара означает «Место, где гибнут люди». Для цивилизации Тиуанако эта «Священная гора» — Храм богини Пачамамы (на языке Pacha Mama; Мать-Земля) — была центром города и Мира.

Первая постройка древнего города представляет собой 17-метровую многоуровневую пирамиду (7 ступеней) с длиной основания около 200 м. Грани «Священной горы», облицованные плитами из андезита, ориентированы по сторонам света. На вершине пирамиды был устроен крестообразной формы бассейн, а внутри сооружения скрыта сложная система зигзагообразных каменных каналов, которые с ювелирной точностью состыкованы и выравнены по углам. Вода из бассейна поступала в каналы. Назначение этих трубопроводов, выполненных с величайшей тщательностью, пока не выяснено. Вследствие значительных разрушений непонятно и назначение пирамиды.

За времена, прошедшие после конкисты, около 90% облицовочных плит сооружения было выломано для строительных нужд.

В целях привлечения туристов власти страны взялись за восстановление Акапаны, используя сырцовый кирпич, который может привести к разрушению памятника. Кроме того, после изменения первоначального облика пирамиды в ходе бездарной реставрации, она, вероятно, будет исключена из списка охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Храм Каласасайя

К северу от пирамиды Акапана расположено главное сооружение Тиуанако — Храм Каласасайя (исп. Templo de Kalasasaya; с айм. «Стоящие камни»). Открытый Храм прямоугольной формы, стены которого из гигантских блоков красного песчаника и андезита (многие весом более 40 тн) были выстроены с некоторым наклоном к центру здания, что свидетельствует о необычайно высоком профессионализме тиуанакских инженеров. Предположительно, сооружение использовалось для астрономических наблюдений и исполняло роль точного каменного календаря. Излишки воды с вершины сооружения отводились посредством системы водостоков. Храм был снабжен уникальными средствами коммуникации — вырезанными в камне отверстиями в виде человеческого уха. Расположив правильно ухо в таком отверстии, можно услышать, что говорят на значительном расстоянии.

Храм Каласасайя

В 1960 г. Храм был восстановлен, но реконструкция была выполнена не очень профессионально.

Врата Солнца

Внутри Храма Каласасайя, в его дальнем северо-западном углу, находится самый внушительный каменный монумент культуры Тиуанако – Врата Солнца (исп. Puerta del Sol), высеченные из монолитного блока серо-зеленого андезита. Колоссальные Врата (весом около 44 тн, высотой — 3 м., шириной – 4 м., толщиной – 0,5 м.) были расколоты на 2 части. Так как ось пирамиды Каласасайя ориентирована с востока на запад, некоторые ученые выдвигают гипотезу, что Врата Солнца могли быть первоначально установлены в центре Храма.

Вся поверхность каменных ворот покрыта замысловатой резьбой — искусно вырезанными знаками и символами. Наверху изображено человеческое воплощение солнца со скипетрами в руках - символами власти; внизу выгравированы 12 месяцев года, точно соответствующие современному календарю. С противоположной стороны Ворот высечены глубокие ниши, предположительно, для жертвоприношений.

Врата Солнца — один из самых загадочных объектов археологического комплекса. Археологи полагают, что Врата связаны с богом Солнца, и, быть может, использовались для летосчисления.

Врата Луны

У западной части пирамиды Каласасайя стоят еще одни ворота, но меньшего размера, Врата Луны (исп. Puerta de la Luna). Они представляют собой монолитную каменную арку из андезита высотой 2,25 м, фриз которой тоже украшен резным орнаментом.

Предположительно, Врата Луны являлись частью другого сооружения и находились в другом месте.

Храм каменных голов

К востоку от главного входа в Каласасайю находится полуподземный Храм каменных голов (исп. Semisubterraneo Templete). Святилище стало первым объектом городища, где Боливийский государственный археологический Центр начал проводить систематические раскопки, и первым было восстановлено. Это почти квадратное в основании сооружение (28,5×26 м), углубленное в землю более, чем на 2 м. Дренажная каменная система Храма действует по сей день. По всему периметру святилища через равные промежутки установлены 57 массивных каменных столбов из красного песчаника, между которыми уложены гладко обтесанные плиты.

Стены Храма украшают 175 каменных голов, вытесанных из известняка и вмурованных в стены. На основании того, что все головы совершенно разные, некоторые исследователи придерживаются мнения, что это изображения представителей различных этносов, входивших в государство Тиуанако. Степень сохранности скульптур неодинакова, уровень и манера исполнения голов тоже разные — похоже, что они были созданы разными мастерами и в разное время. В центре святилища стоит монолит, называемый «Monolito Barbado» (Бородатый Монолит).

Храм каменных голов / Бородатый Монолит

Некоторые ученые полагают, что Храм олицетворял подземный мир, в то время как Каласасайя символизировал Землю.

Храм Кантатальита

К востоку от Каласасайи покоятся развалины полуподземного храма Кантатальита (Kantatallita) или «Luz del amanecer» (Утренний свет). Святилище практически полностью разрушено, от него остались лишь разбросанные огромные гранитные блоки (весом от 1 до нескольких десятков тонн). Храм был прямоугольным сооружением с массивной аркой. Резной фриз арки, видимо, был украшен золотыми пластинами, так как по его краю тянется цепочка отверстий для крепления пластин. Фриз сильно поврежден, золото снято, скорее всего, конкистадорами.

Пума Пунку

В древнем городе возвышаются еще один загадочный храмовый комплекс — «Пума Пунку » (айм. Puma Punku; «Врата Пумы»). Эти гигантские Ворота возводились из монолитных андезитовых и гранитных блоков (до 3 м. в высоту, весом до 150 тн), без использования скрепляющего раствора. Каждый камень идеально отшлифован, блоки плотно подогнаны друг к другу без малейшего зазора. Верхняя часть ворот украшена резным рельефом, в центре которого — большая человеческая фигура с ореолом солнечных лучей вокруг головы, которые стекаются в изображение пумы.

Пума Пунку

По мнению современных ученых, эта фигура символизирует верховного Бога Тиуанако. По обеим сторонам от главного божества вырезаны 48 почти одинаковых изображений «человека-кондора».

Какие же ритуалы проводились возле этих двух гигантских сооружений? Многие известные современные экстрасенсы, медиумы и парапсихологи уверены, что эти ворота – двери в иные миры и эпохи, созданные древними мастерами-магами.

«Виселица Инков»

За много столетий до того, как в Европе задумались о форме нашей планеты, андская цивилизация Тиуанако уже владела точными науками, такими как астрономия, физика и математика. Сегодня вдоль горной цепи Анд в разных местах найдены остатки городов древнего народа. Одно из таких мест находится на берегу озера Титикака, это «Виселица Инков», одна из древнейших астрономических обсерваторий мира. Первооткрыватели сооружения, построенного 4 тыс. лет назад, в 1978 г. назвали обсерваторию виселицей, ошибочно предположив, что это бывшее место казни. Собственно говоря, и к Инкам она никакого отношения не имеет.

Благодаря особой системе отверстий в камнях, древние люди определяли дни зимнего и летнего равноденствия, получали знания о с/х циклах. По сей день местные жители пользуются сигналами древней обсерватории Тиуанако при составлении графиков земледельческих работ. Боливийцы говорят: «Предки передали нам свои знания, благодаря чему мы умеем получать хорошие урожаи».

Любопытные факты

  • Вопрос о точной дате основания Т. остается открытым по сей день. Ученые свидетельствуют, что найденная в руинах керамика украшена изображениями давно исчезнувших животных. Установлено, что во время катастрофы 9612 г. до н.э., когда погибла Атлантида, вымерли десятки видов животных, в том числе мамонты, шерстистые саблезубые тигры, носороги, токсодоны и проч. Именно они изображены на керамике Т., значит, художники древней империи жили во времена, предшествующие этой катастрофе.
  • Цивилизация, исчезнувшая более 1000 лет назад, существовала на протяжении 27 столетий (в 3 раза дольше, чем Римская Империя). Но человечеству известна лишь крупица ее истории — великая Империя Инков, которая существовала чуть более 80 лет.
  • Культура Т. за века своей истории достигла высочайшего уровня развития. Удивительно то, что государство, владевшее большей частью южноамериканского континента, НИ РАЗУ не прибегло к войне! В ходе раскопок в районе древней империи не было обнаружено ни единого свидетельства применения оружия.
  • До сих пор нигде в мире не было найдено камней, обработанных с такой ювелирной точностью, как в Тиуанако. Гигантские каменные блоки сложены таким образом, что между ними невозможно просунуть даже лезвие.
  • Археологи отмечают, что многие строения Тиуанако выглядят незавершенными, словно принадлежат культуре, внезапно исчезнувшей в результате некоего катастрофического события.
  • Согласно мифам , на берегах озере Титикака жили Боги-гиганты, построившие город. Позже возникли гипотезы, утверждающие, что город когда-то был создан инопланетянами в качестве базы, гостиницы или места для контакта с избранными землянами.
  • Многие ученые уверены, что Т. был не городом для проживания, а только ритуальным центром, местом, куда стекались тысячи паломников для поклонения своим богам.
  • Именно этим объясняется странная особенность древнего городища – в нем отсутствуют жилые здания. Зато поражает своим необычайным размахом Храмовый комплекс, состоящий из 4-х главных зданий, разместившихся на площадке, равной площади современного стадиона (500 х 1000 м).
  • Много золотых изделий Тиаунако было похищено испанскими конкистадорами, их продавали на черном рынке, плавили, сбывали коллекционерам. Те предметы, которые удалось найти и вернуть, выставлены сегодня в Музее золота (исп. Museo del Oro) в Ла-Пасе.
  • С 1952 г. Боливия взялась за строительство новой модели национальной общности, а Тиуанако стал символом движения коренных индейских народов.
  • В 1992 г., в годовщину 500-летия испанского колониализма в Америке, Единая Конфедерация профсоюзов крестьян Боливии организовала по стране акцию протеста, в рамках которой аймары осуществили символический захват Тиуанако, провозгласив его столицей своего государства.
  • В 2006 г. к власти в стране пришел (исп. Juan Evo Morales; президент Боливии с 2006 г.), аймара по национальности. Две церемонии его инаугурации проходили по обрядам аймара в Т., где президент дал обещание, что работы по раскопкам комплекса будут продолжены. Однако, работы, ведущиеся на территории древнего городища, мало похожи на археологические раскопки, а состояние комплекса вызывает у мировой общественности большие опасения.
  • 21 июня, в день солнцестояния (самый длинный день в году) аймара отмечают в Т. «Machaj Mara» (Новый год). Главным событием праздника, привлекающего тысячи гостей со всех уголков Боливии и других стран, считается встреча восхода Солнца. Участники праздника, одетые в национальную одежду, совершают обряд жертвоприношения, традиционно употребляют сингани (Singani — алкогольный напиток из мускатного винограда).
  • С вторжением испанцев сокровища Т. оказались разграбленными и разбросанными по всему миру. Некоторые экспонаты были уничтожены приверженцами католицизма, которые считали их языческими символами. К счастью, некоторые артефакты попали в музеи. Крупнейшие каменные экспонаты выставлены в столичных музеях Боливии (Museo Litico Monumental и Museo National de Arqueologi), a некоторые размещены в музее на территории археологического комплекса.
  • Камни для строительства церемониального комплекса доставлялись из карьера, находящегося в 80 км от города, где по сей день остались древние инструменты и заготовки блоков. Кажется, что время здесь замерло, а рабочие только недавно отлучились на «перекур».
  • +9 баллов, 3 оценок)
Национальный археологический музей (Боливия) Учрежденный Расположение Координаты Тип Директор Куратор Сайт
Экспонат топором голове животного украшения в Национальном музее Боливии археологии
Расположение Национальный археологический музей (Боливия) в Ла-Пасе
Оригинал в 1864 году, в новой форме в январе 1960 года
Ла-Пас Боливия
16 ° 30? S 68 ° 09? Вт? /? 16.50 ° S 68.15 ° W? / -16,50; -68,15
Археологический и Антропологический
Макс Португалия Ортис Secretaria генерал.
Хулио Сезар Веласкес Alquizaleth.

The Национальный археологический музей Боливии (Исп. : Национальный музей Arqueologia де Боливия) Является национальный музей археологии Боливии. Он расположен в столице Ла-Пасе, в двух кварталах к востоку от Прадо. , работающий в Национальном институте археологии, специализированного учреждения заместителя министра культуры, он, как говорят, самый известный музей в Боливии. Музей представляет культурные антецеденты боливийского народа от доколумбовой эпохи. Есть проявления резными скульптурами, а также керамические и окрашенные изделия из камня и металлов.

    1 История 2 Коллекции 3 Справки 4 См. также

История

Архиепископ Жозе Мануэль Indaburo, считается отцом археологии в Боливии, сыграл важную роль в создании музея с коллекциями археологических, этнографических и естественнонаучных антикваров. В июне 1846 года, в присутствии генерала Хосе Ballivián, небольшая коллекция была начата в комнате в городском театре. Театр был расположен на улице Хенаро Sanjines в Ла-Пасе и назвал "Общественный музей", д-р Мануэль Кордова был ее первым директором.

В 1919 году многопрофильная "Национальный музей" был открыт в Тиуанако дворца на условиях аренды. По распоряжением от 22 мая 1922 года Президент Баутиста Сааведра уполномоченным покупке здания для размещения музея. Это продолжалось как многопрофильной музея до начала 1959 года. Доктор Карлос Понсе Sangines который занимал пост директора Центра археологических исследований в Тиуанако, кампанию и получил его вновь открыт в 31 января 1960 как Национальный археологический музей.

Коллекции

Экспонат доколумбовой зверей из золота в Национальном музее Боливии археологии.

Национальный музей является частью Национального института археологии в рамках административной юрисдикции заместитель министра культуры. Он имеет более чем 50 000 археологических предметов, которые были найдены с помощью научных исследований и земляных работ. Она представляет культуру восточных равнинах и западного горного района. Культурное развитие боливийского народа, как она развивалась на протяжении последних нескольких столетий, представлена.

Экспонаты на выставке в постоянной экспозиции состоят из ценных артефактов Тиуанако, Chiripa, Молло, инков и восточных боливийских культур. Здесь же находится коллекции епископа Indaburu и полковника Diez де Медины, в дополнение к элементов из недавних археологических раскопок. Экспонаты отражают наследие, которое развивалась на протяжении нескольких столетий. К ним относятся скульптуры, картины, музыку и танцы, представляющие собой слияние индийской и европейской культур.

Высокий рельефная резьба на дисплее выполнен из черного камня и имеет геометрическую конструкцию. Он относится к культуре Chinpa (около 1500 до н.э.), и был взят с полуострова TRACO в Лос-Анд провинции. цифры Бронзовый инков, мумии и монолит, который принадлежал к культурам Тиуанако и инков, также на дисплее. Тиуанако (который предшествовал периоду инков) является доколумбовой археологических раскопок в западной Боливии, которая восходит к ранней 1500 г. до н.э.. Другие экспонаты включают доколумбовой период животных.

Статья была переведена автоматически.




Первым ученым – энтузиастом исследования руин Тиванаку был Артур Познанский, прибывший в Боливию в конце 19 века. Имя этого ученого уважается в Боливии, хотя о нем самом известно мало. Какие только «национальные корни» не приписывают ему и называют то австрийцем, то поляком, то немцем. Также точно не знают его профессию: то ли морской инженер, то ли историк-археолог, а может, и просто – авантюрист, искатель приключений. Как бы то ни было, но именно А. Познанский впервые серьезно заинтересовался развалинами Тиванаку. Он полвека посвятил их изучению, печатал статьи и издавал книги, в которых пытался раскрыть тайну древних сооружений. Удалось ли это ему? Надо честно сказать, что не удалось. Достаточно отметить, что Познанский здорово «состарил» руины, отнеся их возникновение к 15 веку до нашей эры. Новейшие методы исследования позволили установить, что эпохой расцвета тиванакской культуры были 3-10 столетия нашей эры.

Панорама модернизированного подъезда к археологическому комплексу.


Образцы входных билетов. Для боливийцев – цена 10 боливианов, для иностранных туристов – в 8 раз дороже.
На обороте – мини-схема всего комплекса Тиванаку.


В настоящее время считается, что создателями и носителями культуры Тиванаку (именно такое произношение наиболее близко к оригиналу) были предки нынешнего индейского народа аймара, второго по численности коренного населения Южной Америки.

Систематизированное изучение гипотетической тиванакской культуры фактически только начинается. Ученым придется еще многое сделать на просторах альтиплано, переворошить горы песка, земли и камней, чтобы докопаться до новых материальных свидетельств той далекой эпохи, когда первые правители империи начинали возводить ее религиозно-культовую, экономическую и организационную базу.


Музей культуры Тиванаку по соседству с комплексом был построен в середине 90-х годов прошлого века. В экспозиции и хранилищах музея – более 4-х тысяч экспонатов. Одним из самых значительных является Монолит Беннетта, названный так в честь американского археолога, откопавшего его. Боливийцы, однако, предпочитают называть его Монолит Пачамамы (Матери-Земли). Долгие годы каменный истукан возвышался на одной из площадей Ла-Паса, обволакиваемый смогом. Тогда его фотографировали все, кому хотелось. Потом его поместили в выстроенный музей и в качестве экспоната запретили фотографировать. Запрет, впрочем, можно легко обойти с помощью традиционного для Латинской Америки способа. Догадываетесь, какого?

Как и нынешние боливийцы, жители древней империи не отличались агрессивностью и новых подданных завоевывали не силой оружия, а авторитетом, проповедью мирного сосуществования племен, занятых созидательным трудом. Поэтому в захоронениях древних аймара почти не находят оружия, но – в большом количестве обнаруживают самые разнообразные орудия труда.

До сих пор нет достоверных версий о причинах гибели империи Тиванаку. Очевидно одно: «имперские наработки» правителей Тиванаку были во многом впоследствии использованы инками, которые в 11-16 веках сумели создать на обширной территории Анд мощную цивилизацию.

Обо всем этом думаешь, когда всматриваешься в древние камни археологического комплекса Тиванаку. Нынешние его очертания вряд ли досконально соответствуют тому, что видели глаза древних аймара. Это всего лишь реконструкция былого величия тиванакской цивилизации, о которой инки говорили с почтением и восторгом. Можно только пожалеть, что значительная часть каменной облицовки древних сооружений была позднее использована в качестве строительного материала. И вообще – это чудо, что общие очертания культового центра восстановлены и не воспринимаются многочисленными туристами как своего рода «новодел».

Сразу после входа на территорию комплекса открывается вот такой вид:

Пирамида Акапана (Akapana)


...

Вид на посёлок Тиванаку:

Сейчас мы спустимся с пирамиды Акапана и пройдём к Templo Semisubterraneo (справа).

Полуподземный храм (Templo Semisubterraneo)

.


Каласасайя (Kalasasaya)


Прошлое тиванакской цивилизации прочитывается в резьбе и рисунках на Воротах Солнца и Луны, в человеческих ликах, вмонтированных в стены Полуподземного храма (Templete Semisubterraneo), в застывших фигурах безымянных правителей. Уникальным является и каменное «ухо-рупор», которое позволяло жрецам тиванакского прошлого доводить до сведения тогдашних масс важные сообщения или вслушиваться в беседы неосторожных подданных. Так что первый каменный микрофон был, как видим, изобретен в Тиванаку.

Храм Каласасайя (Templo de Kalasasaya) с его каменными ступенями и главным входом стал свидетелем не только далекого прошлого, но и потрясающего по значению события новейшей истории: именно через этот древний вход прошел и затем обратился к народу ныне правящий президент Боливии Эво Моралес, первый индейский лидер страны за последние 500 лет! Инаугурация этого потомка древних аймара 21 января 2006 года стала символической церемонией возвращения к индейским истокам государственности, свидетельством того, что прежде молчаливая индейская «масса» (около 60 % населения) пробудилась от многовековой пассивности.







Археологический комплекс Тиуанако в 70 километрах от городка Ла-Паса. Неизвестные руины одним из первых в 19 веке начал изучать ученый А. Познанский. Этому интереснейшему занятию он предназначил 50 лет собственной жизни. Этому труду он посвятил множество произведений, и в каждом пробовал как раз разгадать тайну этих загадочных руин, их назначение и происхождение. Он пришел к выводу, что зарождение комплекса состоялось еще до н.э., где-то в 15 веке, благодаря основателям индейского народа аймара. Необходимо подчеркнуть то, что новые исследования опровергли это утверждение и также установили дату культурного расцвета в Тиуанако – наша эпоха, 3-10 столетие. Старый город был возведен на озере Титикака, на южном берегу, и был защищен сильной обороной - большим искусственным рвом и сильными стенами. Мало кто знает то, что за этим процветал и развивался большой город с административными, военными зданиями, кварталами ремесленников, жилыми комплексами, обилием водоемов и каналов и складами запасов пищи. Несомненно и то, что в городе умопомрачительной архитектуры, где все строения отличались геометрической исключительной корректностью и была основана культура Тиуанако, почитаемая инками. До наших дней дошли только легенды о судьбе данной загадочной цивилизации, и руины, которые ранее являлись культурным центром с выраженным, астрономическим и церемониальным значением. Очень хочется подчеркнуть то, что древнейшие архитекторы сначала пробовали своими строениями изобразить схему движения души от жизни к гибели, т. е. процесс реинкарнации, а также достаточно передовое для того времени представление о мире.

Похожие публикации