История «огуречного» орнамента. Что такое «турецкий огурец»

В современном fashion-мире принты стали ключевой приметой идентификации бренда. Видоизменяющиеся в ту или иную сторону формы изобретены уже много лет назад, и зачастую лишь работа с принтами позволяет выделиться из массы похожих вещей.

Среди многообразия рисунков на тканях совершенно особенное место отведено пейсли. Сказочный узор, в народе прозванный «огурцами» , представляет собой декоративный орнамент с основными элементами каплеобразной формы.

В мире моды этот принт является визитной карточкой марки Etro, но в текущем весенне-летнем сезоне «огурцами» одержимы и самые продвинутые дизайнеры, среди которых Раф Симонс для Jil Sander и Стелла Маккартни. Красота и многообразие пейсли очевидны, и тем интереснее узнать, что его история уходит в далекое-далекое прошлое.



Jil Sander весна-лето 2012



Stella McCartney весна-лето 2012

Широкое распространение мотив получил в XVI веке в Персии во время правления династии Сафавидов. Узором украшали царские регалии и одежду знатных персов, считая его символом плодородия, изобилия и гармонии. Со временем «огуречный» рисунок получил распространение в Индии, откуда и был привезен в Европу: возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани.

Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил свое название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. Производство тканей с пейсли продолжалось в Шотландии примерно 50 лет, а затем постепенно сошло на нет.



Альфред Стивенс, 1859; 1820-е


Актриса Иви Николсон, 1952



Christian Dior, 1954; Balenciaga, 1954



Vogue, июль 1957

Вновь свою популярность узор обрел лишь в 60-х, когда на экраны вышел фильм «Лето любви», а Джон Леннон обзавелся «роллс-ройсом», украшенным узором пейсли. Тогда же в мужской моде произвел фурор галстук-пейсли, который по сей день считается классическим образцом галстуков.



Мик Джаггер и Марианна Фэйтфулл




и Марианна Фэйтфулл



Модели Верушка и Мариса Беренсон




Шер и Клаудиа Кардинале


В 70-х пейсли ознаменовал собой эпоху хиппи. Рисунок пейсли стал визитной карточкой многих известных домов моды, среди которых Etro, Pucci, Missoni и многие другие.




Шарлотта Ремплинг и





Актриса Сэди Фрост


По сей день узор не теряет своей актуальности. Пережив века, он по-прежнему остается одним из самых востребованных и цитируемых орнаментов.



Редактор британского Vogue Алекса Чанг



Актриса Оливия Палермо и певица Флоренс Уэлч






Лондонский fashion-блоггер Сьюзи Баббл

Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы.

Очень люблю этот роскошный и загадочно-этнический узор. Интересная статья и конечно картинки. Лично для меня много нового:)

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.




А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли», причем свое имя орнаменту дал городок в Шотландии. Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные.


Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию.









Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».




Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом".
Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное.


В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому.
Как видите, это очень доброжелательный знак.


Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений.

Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.


Найдено тут: http://www.liveinternet.ru/users/siddha_ridha/post123225338/












Индийский огурец -

этот орнамент по форме напоминает проросший боб, завязь, зародыш.

Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты.
Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом".


Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia) - однолетняя травянистая лиана семейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, а также странах Карибского бассейна и в Китае.
Ее плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией. У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными. У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу. Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца, чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой. Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.



Бута

Азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня.
Слово - «бута» на санскрите означает - «огонь» (буте - пута - бута).
Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже - Ахура-Мазда.
Узоры и рисунки с мотивами бута встречается в рисунках ковров и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений.

Пейсли - декоративный орнамент каплеобразной формы.

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам - Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли».
В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком.

Следующий всплеск популярности пришелся на 1960-е годы (Джон Леннон даже обзавелся желтым «Роллс-Ройсом», украшенным пейсли). Затем снова десятилетия забвения, возвращением из которого орнамент обязан в первую очередь итальянской марке «Etro». Еще в 1980-е годы она сделала "огурец" своим фирменным знаком и с тех пор не перестает поражать обилием современных вариаций на эту тему. Пока «Etro» украшала восточным орнаментом текстиль, английская марка «Cole & Son» выпустила с ним несколько коллекций обоев, которые сразу же стали классикой.
Далее заинтересовались принтом и другие дизайнеры, в том числе модный Дом «Kenzo».












Теперь «огуречный» орнамент используется повсеместно: от штор и обоев до фарфоровой посуды.

"Пейсли" можно встретить в основном в двух видах:
- каплевидный узор с четко очерченной границей
- цветочно-растительная композиция виде капли без акцентированных границ.
Первый, по мнению знатоков, есть трансформировавшийся со временем культовый образ фазана или петуха, которые имели магическое значение оберегов в древние времена.

А второй является изображением цветочной ветки, которое повсеместно использовалось в древнем восточном прикладном искусстве.


Пейсли в интерьерах

































































Горошек, клетка, полоски, ромбы, «елочка»… Орнаменты окружают нас повсюду, являясь важными составляющими современного дизайна. Совершенно нейтральные на первый взгляд, на самом же деле паттерны организуют вещи нашего практического мира, покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, задают определенные способы их восприятия, направляют движение взгляда, соотносят целое с его частями.

Можно сказать, что узоры вплетены в саму жизнь. Воплощенный в той иной форме, цвете и материале, паттерн поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка.


Мы не могли обойти без внимания такую важную тему, как узоры в дизайне. Причем, рассмотреть ее захотелось целостно и всеобъемлюще, охватывая как рисунки, распространенные в культуре многих стран и характерные сразу для нескольких культурных традиций, так специфические, редкие паттерны. Так родилась идея создания цикла статей об истории узоров и, недолго думая, назвать его «Д.Узор».


А право стать первым среди героев историй нового цикла выпало никому другому, как «турецкому огурцу». Что ж, экзотический восточный гость, широко известный еще и под названием «пейсли», посещает Д.Журнал впервые. Встречайте!


Многообразие орнамента каплеобразной формы, его пластичность и готовность к трансформациям стали причиной огромной популярности «турецкого огурца» в качестве принта, которым усеяна одежда, всевозможные аксессуары, канцелярские предметы, а также весь интерьерный дизайн. Он известен как индийский огурец, турецкий огурец или боб, но чаще всего в Европе его называют «пейсли» (Paisley), хотя на родине величают «бута», что в переводе с санскрита означает огонь.


Полемика о происхождении паттерна «пейсли» ведется до сих пор. Трудность заключается в его расшифровке и датировке первоначального происхождения. Ведь этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии способствовали перемещению символов, идей и стилей. Поэтому версий происхождения и символического значения пейсли существует несколько. Мы не будем вдаваться в научные дебри и кратко, в общих чертах перечислим самые главные из них.


Растительный орнамент, который изображает шишку, цветок и символизирует плодородие, богатство, достаток. В Иране изображение «турецкого огурца» - пожелание счастья, благополучия дому. Узоры и рисунки с изображением бута встречаются в рисунках ковров, тканей, произведений декоративно-прикладного искусства, а также декоре архитектурных сооружений.


Один из символов древнейшей религии зароастризма (или маздаизма). В данном варианте «бута» - это языки пламени, которые воплощают жизнь и вечность. Такое же название имеет и растение, цветки которого по форме напоминают символ бута и обладают будоражащим ароматом и наркотическими свойствами. В зароастрийских ритуалах его использовали в знак почтения зеленой богини Веги, Анахит, Митры, а позже Ахура Мазды.

В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой косточки манго. Также обозначает он динамику, развитие, размножение, так как его форма напоминает проросшее зерно или эмбрион. Египетский узор, который изображает пшеничный колос, - знак бессмертия. А Дальний Восток сравнивает пейсли с половинкой знака Инь-Янь.

Такое множество версий дает возможность говорить уверенно только об одном: орнамент пришел с Азии, а если точнее - с Персии (современный Иран), хотя по некоторым источникам, как было замечено, из Индии. В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность, что можно сказать и об этом орнаменте.

Сам по себе орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.


Паттерн «турецкий огурец» можно назвать славным детищем британской мануфактуры и восточного влияния. Утверждают, что появился он во времена правления династии Сасанидов (ІІІ - VII век н.э.), а распространился к XVI-XVIII в. Производить восточные шали с данным принтом начали в средние века в Индии, а затем и в других восточных странах. В те времена он украшал регалии и одежду знати, появлялся на ювелирных украшениях, посуде, предметах домашнего обихода и религиозного культа. В этой же форме выпекались лепешки.

У пейсли была бурная история завоевания Европы, в разные времена он то возносился на пик популярности, то куда-то исчезал, но скоро вновь возрождался. В Европу он попал в конце ХVІІІ века, когда аристократия пребывала в восторге от кашемировых шалей с необычным для того времени рисунком.


Альфред Эдвард Шалон. Мать и двое детей (1812, Музей Джеффри в Лондоне, Великобритания)

До начала ХIХ века ключевым центром производства тканей с таким узором был шотландский город Пейсли, в честь которого орнамент и получил свое второе название. «Пейсли» или «пейслийский» - так и сегодня величают его в текстильной промышленности, в кругах дизайнеров и историков моды. В начале ХХ века производство ткани с таким орнаментом приостановилось: он постепенно начал выходить из моды.

Дэвид Боуи в костюме с элементами узора пейсли

Следующей волной популярности были времена хиппи - 1960-е года. По стилистике и цветовой гамме яркая восточная «капля» отлично подошла жизнерадостным и миролюбивым хиппи, пленив их своей насыщенностью, пестротой и магической формой. В те времена «турецкие бобы» можно было встретить где угодно, даже Джон Леннон украсил ими свой Роллс-Ройс.


Узор на тенте

В 1981 году дом моды Etro выпустил коллекцию декоративных тканей с «огуречным» принтом, подсмотренном основателем бренда Джироламо Этро в его путешествии по Индии. Орнамент, наносимый местными жителями на кашемир - paisley pattern (пейсли) - очаровал знаменитого антиквара, коллекционера, путешественника, эксперта в области красоты и основателя бренда Etro, и с тех пор принт украшал все его изделия: мебель, текстиль, парфюмерию, одежду и аксессуары.


Позже волну подхватила английская марка Cole&Son, дизайнерский дом Kenzo и многие-многие другие. Сейчас этот орнамент, воплощенный в насыщенных красках, этнических мотивах, оригинальных аксессуарах, по праву считается визитной карточкой Etro.


В дизайне интерьера он появляется на постельном белье, декоративных подушках, шторах, посуде, облицовочной плитке, обоях, разных аксессуарах и элементах декора (кованых, вязаных, вышитых, расписных и пр.). Кроме этого, огуречные узоры используют в ювелирном деле, кулинарии, татуаже и маникюрном искусстве, ландшафтном дизайне и пр. «Турецкий боб» не только изображают на предметах, но и сами предметы повторяют их форму - пусть даже это сходство очевидно только для самих дизайнеров.

Вито Сельма (Филиппины). Кресло «Пейсли»

Его традиционная палитра - яркие насыщенные цвета. Благодаря своей универсальности он прекрасно подходит для любого интерьера, но не любой узор примет в свое окружение. Однотонный и ненавязчивый фон поможет «огурцу» проявить себя во всей красе, кроме того, достаточно сложно будет подобрать гармоничное сочетание узоров в интерьере.



Тем ценнее удачные находки и открытия, которые можно совершить, вооружившись фантазией и собственным чутьем. Узоров на свете так много, что с ними можно экспериментировать до бесконечности, объединяя в тех или иных цветовых и фактурных сочетаниях в интерьере, графическом дизайне, одежде, аксессуарах и многом-многом другом.

Paisley - благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута... каждый называет его по-своему. На востоке - бута, в Европе - Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам - Индия).
Этот орнаментальный мотив был характерен для Персии и Ирана со времён династии Сасанидов (III-VII века) и развился до многообразия форм уже к XVI-XVIII векам - времени правления династии Сефевидов.

Робер Лефевр. Портрет Елизаветы Демидовой. 1805

Таким орнаментом украшали одежду, ювелирные изделия, посуду, предметы домашнего обихода и религиозного культа, в форме "огурца" даже пекли лепёшки.
Нет однозначных трактовок происхождения формы "огурца". Одни источники говорят, что это растительный орнамент, изображающий колючку, шишку, цветок и символизирующий плодородие, богатство. В современном Иране подарок с таким изображением считается пожеланием благополучия дому.

По другим - это один из символов зороастризма, изображающий языки пламени и символизирующий мужество, храбрость. Слово «бута» (название орнамента) на санскрите означает «огонь».
В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой семечка манго - Карри на пакистанском и Амби на хинди.
В русской традиции название «огурец» переняли из английского языка. В Америке в профессиональном сленге производителей покрывал иногда встречается название «груша».

Антуан Жан Гро. Императрица Жозефина, 1808

Узор стал популярным в России и в Западной Европе в новое время (XVIII-XIX века) благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.
В Великобритании «индийский огурец» получил распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани (первая половина XVII века). Основным центром производства дешевых тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Пейсли был не единственным местом, где производили ткани с этим рисунком. Так «огурец» с Востокапокорил всю Европу. Производство тканей с пейсли продолжалось в Шотландии примерно 50 лет, а затем постепенно сошло на нет.

1840-е гг.

1850-е гг.

Платье 1860-х гг.

Альфред Стивенс.После бала.1874.

Полупальто-доломан 1880-х гг.

Начало 20 века.

Очередной взрыв популярности пришёлся на время хиппи - 1960-е.

Пестрота орнамента подошла психоделическим и цветочным предпочтениям субкультуры. Тогда же в мужской моде произвел фурор галстук-пейсли, который по сей день считается классическим образцом галстуков.

Рисунок пейсли стал визитной карточкой многих известных домов моды, среди которых Etro, Pucci, Missoni и многие другие.

1950-е гг.

1970-е гг.

Этот узор остаётся актуальным и сегодня и время от времени снова появляется в коллекциях известных модных дизайнеров.

Jil Sander весна-лето 2012

Похожие публикации