Тайна загадочных взрывов в фатежском районе. Опровержение официальной версии гибели курска Курский подрыв 1991

"Всем привет, отчаиваться не надо" - предсмертная записка капитан-лейтенанта Колесникова.

12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут на крейсере "Пётр Великий" зафиксировали сильную вспышку в акватории, где шли учения российского Северного флота, а затем - гидравлический удар. В тот момент этому не придали особого значения. Ещё через пять часов по плану следовал сеанс связи с подводной лодкой К-141 "Курск". Но в назначенный срок в эфире стояла тишина. Руководившие учениями адмиралы забеспокоились, но ещё никто не думал, что разворачивается одна из крупнейших трагедий современности.

Подводный крейсер в смутное время

Ещё в брежневскую эпоху командование флота СССР размышляло над тем, как противостоять авианосным группировкам США. Аналогичную программу строительства тяжёлых авианесущих кораблей СССР не мог себе позволить. Поэтому ответ на этот вызов решили искать асимметричный. Так появились на свет подводные лодки проекта 949А, они же "Антеи", подводные ракетные крейсеры. Эти монстры с девятиэтажный дом размером оснащались противокорабельными ракетами "Гранит".

Правда, уже исходная конструкция "Антеев" содержала немало спорных решений.

В течение 80-х годов "Антеи" постепенно вводились в строй на Тихоокеанском и Северном флотах. Они стали своего рода последним подарком советской кораблестроительной программы морским силам современной России: последнюю из 11 достроенных подлодок заложили в августе 1991 года, когда СССР уже распадался. Десятый "Антей", заложенный в 1990 году и спущенный на воду в 1994-м, получил номер К-141 и название "Курск".

В 90-е годы "Курск" нёс службу на Северном флоте. Этот период был для страны и флота невероятно трудным, что сказалось, разумеется, на состоянии подлодки, а также на квалификации экипажа и командования. На возможностях "Курска" сказывались все проблемы тогдашних Вооружённых сил России. Нехватка средств не позволяла постоянно проводить тренировки. В 1998 и 1999 годах "Курск" ни разу не проводил торпедных стрельб в море.

Летом 2000 года начался плановый ремонт корабля, проведённый со множеством нарушений регламента. К июлю экипаж не выходил в море уже почти девять месяцев. Теперь ему предстояло участвовать в крупных учениях Северного флота совместно с другими боевыми кораблями.

При этом задача, поставленная морякам "Курска", вовсе не выглядела элементарной. Дело в том, что перед походом "Курск" получил торпеды типа "Кит", которыми экипаж ранее не стрелял вообще никогда. На борту не имелось даже соответствующих эксплуатационных документов. Команда "Курска" попросту не была подготовлена к использованию конкретного типа торпед, моряки никогда не имели с ним дела.

10 августа "Курск" ушёл в свой последний поход и приступил к выполнению программы учений. 12-го числа в 08:45 утра командир субмарины Геннадий Лячин вышел на связь и сообщил, что всё идёт по плану. В десять часов лодка занимает позиции для учебной стрельбы.

Гаснущие надежды

Позднее гибель "Курска" породила множество версий о том, что произошло на борту. Однако о некоторых моментах можно судить точно. В 11:28 происходит взрыв торпеды в первом отсеке. Все, кто находится в первом и втором отсеках, убиты наповал, а внутри возникает высокотемпературный пожар. Моряки, находившиеся в третьем отсеке, начинают уходить на корму, но успевают пройти лишь до четвёртого. Лодка клюёт носом и через короткое время бьётся о дно на глубине 108 метров. В этот момент из-за пожара детонируют оставшиеся на борту торпеды. Взрывная волна идёт по отсекам. Её остановили только сверхпрочные переборки вокруг атомного реактора.

В живых остались 23 моряка в кормовых отсеках. Сигнальный буй, который мог указать точное место для поисков, оказался заблокирован. Выжившие подводники собрались в девятом отсеке после остановки ядерного реактора.

Тем временем над поверхностью воды уже начали испытывать беспокойство. Как ни странно, на доклад акустиков с "Петра Великого", зафиксировавших хлопок и гидравлический удар от взрыва, никто не отреагировал. Однако часы шли, стрельб подлодки не наблюдалось, затем она не вышла на связь.

Крейсер "Пётр Великий" начал подавать сигналы, вызывая "Курск" на поверхность. Ответа нет. Только за полчаса до полуночи на флоте объявили тревогу. Учения прекращаются, спасатели выходят в море.

В 04:51 утра лодку обнаружили лежащей на дне. "Рудницкий" отправляется туда и прибывает около девяти утра следующего дня. Беда в том, что на Северном флоте просто нет необходимого оборудования, чтобы добраться до лодки, а уровень подготовки моряков недостаточен.

В это время в кормовом отсеке "Курска" мучительно умирали последние моряки.

Частично свет на их судьбу проливают записи капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Он составил список собравшихся на корме, вкратце описал положение дел и, наконец, набросал пару строк для своей жены Ольги. Офицер понимал, что, скорее всего, погибнет: "Шансов, похоже, немного, процентов 10–20".

Тем не менее паники среди оставшихся на борту не было. Чтобы избежать затопления, подводники слегка увеличили давление и облачились в утеплённые костюмы. Освещение отсутствовало, но пока функционировали фонари.

Теоретически моряки могли бы спастись через аварийно-спасательный люк. Однако спасательного снаряжения не хватало на всех, а главное - пока никаких оснований использовать его и не было. Самостоятельная эвакуация через аварийно-спасательный люк вообще в большей степени жест отчаяния, чем реальная возможность покинуть лодку.

У группы Колесникова оставалась возможность продержаться ещё довольно долгое время за счёт системы регенерации воздуха. Тем не менее ситуация в любом случае неизбежно ухудшалась. В девятый отсек медленно, но всё же поступала вода.

Капитан-лейтенант Садиленко также набросал короткий текст о состоянии дел на лодке, и из него становится ясно, каким кошмаром были последние часы:

"В девятом отсеке 23 человека. Самочувствие плохое, ослаблены действием угарного газа. Кончаются регенерационные патроны. При выходе на поверхность не выдержим компрессии. Протянем ещё не более суток".

Вскоре произошло событие, ещё сильнее сократившее время жизни остаткам экипажа. Аварийную регенерацию воздуха на лодке обеспечивали устройства на основе перекиси калия и натрия, выделяющие кислород. Проблема в том, что при определённых условиях эта смесь может легко вспыхнуть. Во время перезарядки регенерационного устройства на пластины попало машинное масло.

Мгновенно последовала химическая реакция, вызвавшая короткий, но очень интенсивный пожар. Он быстро погас, и моряков убили не ожоги. Огонь быстро выжег кислород, остававшийся в девятом отсеке, и наполнил помещения угарным газом, который и убил всех, кто до сих пор оставался в живых.

Фактически это означало, что к началу спасательной операции спасать уже было некого.

Бессильные спасители

Фактически к моменту, когда "Рудницкий" появился на месте происшествия, речь шла уже об извлечении тел. Однако в первый же день работ командование Северного флота дало ложную надежду всей стране. Было объявлено, что с экипажем установлен контакт, изнутри подают сигналы стуком. Убийственная реальность состояла в том, что стучали якорь-цепь о якорный клюз и автоматическая аварийная станция подлодки. Однако прежде чем на месте разобрались с природой звуков, командование флотом уже успело доложить о якобы имеющемся контакте высшему руководству страны и публике.

Безответственное поведение как командования, так и СМИ только подливало масла в огонь. По мере того, как угасали надежды на спасение хотя бы части команды, наружу выплёскивались эмоции. Не только родственники моряков, но и вся страна была возмущена.

19 августа на место трагедии прибыли норвежские спасатели. Водолазы, обследовав лодку, по косвенным данным решили, что, судя по всему, девятый отсек затоплен. Вскоре они вскрывают люк и обнаруживают воздушный пузырь, но ни одного живого человека. 21-го числа после полудня командующий Северным флотом доложил о гибели экипажа.

Началось следствие, но оно не могло дать никаких ответов прежде, чем удастся поднять лодку на поверхность. Подъём "Курска" стал отдельным сложным международным проектом. В течение 2001 года лодку удалось оттранспортировать в док. 115 тел погибших были обнаружены и захоронены. Однако после траурных мероприятий осталось много вопросов.

Разбор полётов

Следствие рассмотрело широкий круг версий.

Версия о подрыве на мине времён Второй мировой критики не выдерживает. Мина не может свободно плавать в толще воды десятилетиями, а повреждения от неё достаточно характерны, чтобы не перепутать их с чем-либо ещё.

Куда шире разошлась и намного популярнее оказалась версия о гибели АПЛ от столкновения с американской подводной лодкой, а то и торпедирования "вероятным противником". Эту версию под большим секретом излагали некоторые старшие офицеры Северного флота, благо предательская атака списывает всё и позволяет не отвечать на вопросы о собственном профессиональном уровне.

Однако в ходе следствия эта версия также отпала. Натовские подводные лодки, разумеется, находились в Баренцевом море. Между тем обе американские подлодки, теоретически способные участвовать в столкновении, намного меньше "Курска" и столкновение - тем более такое, что вызывает взрыв торпеды в аппарате - просто уничтожило бы их.

Гораздо любопытнее версия о торпедировании "Курска". Однако здесь сторонников конспирологической версии тоже поджидает неудача. В пользу этой версии трактовали фотографию "Курска", на которой видно круглое отверстие в борту. Однако на пробоину от торпеды оно похоже только на первый взгляд. Торпеды не оставляют круглых отверстий с ровными краями.

Ч тобы обосновать версию о торпедировании "Курска" американцами, приходится допустить слишком много случайностей: чужая субмарина должна войти в зону учений, не быть никем обнаруженной, зачем-то выпустить торпеду и поразить "Курск", не оставив следов, в участок, куда торпеда, по идее, попасть не должна.

Внутри подлодки не было обнаружено никаких фрагментов чужой торпеды. Зато обнаружились следы деформации от внутреннего взрыва торпедного аппарата № 4.

Что же произошло в реальности? Судя по известным сведениям, произошёл взрыв "практической" (учебной) торпеды. В торпеде 65-76, использовавшейся в тот день на "Курске", применяются пероксид водорода и керосин. При контакте с керосином пероксид водорода разлагается на воду и кислород с чудовищным выделением тепла (до трёх тысяч градусов), то есть, попросту говоря, взрывается. Следы именно этого взрыва были обнаружены на уцелевших и поднятых со дна обломках торпеды. Вопрос в том, произошёл взрыв в результате дефекта торпеды или в результате действий экипажа. Следствие остановилось на первом варианте.

Ближе к полуночи 20 августа защитники Белого дома увидели, что колонна бронетранспортеров направляется к Белому дому: чтобы помешать продвижению БМП, они заблокировали проезд по Садовому кольцу с помощью сдвинутых троллейбусов.

Первые шесть машин прорвались через баррикаду, седьмую машину (БМП № 536) толпа блокировала вновь, на броню вскочили молодые люди и набросили на приборы наблюдения брезент.

Дмитрий Комарь, набрасывая брезент на смотровые щели БМП, зацепился за него, и когда машина сделала резкий маневр, упал под траки.

Владимир Усов был убит одним из предупредительных выстрелов, рикошетом от люка БМП. Илья Кричевский был убит выстрелом в голову при невыясненных обстоятельствах.

21 августа для советский диссидентов это всегда был особый день: 21 августа 1968 года советские войска, подавляя Пражскую весну, оккупировали Чехословакию. В своих «лучших» традициях режим отметил этот день кровью и трупами.

Похороны погибших состоялись 24 августа 1991 года. Многотысячное траурное шествие от Манежной площади до Ваганьковского кладбища по улицам Москвы возглавлял тогда вице-президент РСФСР Александр Руцкой (спустя два года он стал одним из лидеров красно-коричневого путча, закончившегося расстрелом здания парламента России).

Президент РСФСР Борис Ельцин просил прощения у родителей и близких погибших: «Простите, что не смог защитить, уберечь ваших сыновей», — сказал Ельцин слова, которые никогда раньше советских граждане не слышали от своих руководителей.

Тогда еще президент СССР Михаил Горбачев благодарил родителей погибших: «Глядя в эти молодые лица и глаза их родителей, трудно говорить. Но позвольте мне не только от себя, от вас, но и от имени всей страны, всех россиян низко поклониться им, отдавшим жизни, ставшим на пути тех, кто хотел вернуть страну в мрачные времена тоталитаризма, столкнуть в пропасть, привести к кровавой бойне. Спасибо их родителям!»

По указу Горбачева семьи погибших получили единовременно по 250 рублей и автомобиль «Жигули» (осенью 1991 года «Жигули» стоили три годовые зарплаты младшего научного сотрудника НИИ).

Комарь, Кричевский и Усов были и первыми награжденными (в 1992 году) медалью «Защитнику свободной России» — первой государственной наградой Российской Федерации.

Ежегодно в день их гибели проводились траурные мероприятия, в их числе — возложение венков от президента России к могилам Героев на Ваганьковском кладбище и мемориальному камню на Новом Арбате.

В 2004 году традиция была нарушена, и впервые возложения венков от высоких официальных лиц не было. «Я возмущен, — заявил тогда газете «КоммерсантЪ» Александр Усов, отец Владимира Усова. — Власть перестала соблюдать даже минимальные нормы приличия». А мать Дмитрия Комаря, Любовь Комарь, сказала журналисту, что ей «все равно, был венок от Путина или нет». «Мне иногда кажется, что, кроме меня, о гибели Димы все уже забыли», — сказала она. В июле 2012 года президент России Владимир Путин учредил дополнительную ежемесячную выплату для родственников погибших в августовском путче 1991 года.

Спустя 26 лет люди продолжают спорить, как тогда надо было поступить. Было ли произошедшее неизбежностью или случайностью? «КИ» выясняли, чего хотели куряне в 1991 году, почему они выходили на улицы, и воплотились ли их мечты в жизнь.

Фрезеровщика не так поняли

В августе 1991 года курян волновали самые разные вопросы - от борьбы с тараканами до перемен в политике. Так, «Курская правда» (газета выходила ежедневно, кроме воскресенья и понедельника) писала об уборке урожая, о том, какие полезные вещи можно сделать из протёршихся детских колготок, давала разъяснения по поводу бензина по договорным ценам. Также на страницах издания было опубликовано письмо ветерана, который выступал против департизации государственных и управленческих структур. В общем, отражала обычную провинциальную жизнь со своими победами и неприятностями.

(ФОТО: Несмотря на дождь, люди вышли на Красную площадь)

В ночь с 18 на 19 августа представители Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР попытались взять власть в свои руки. В понедельник, 19 августа, утро для многих началось с «Лебединого озера». На следующий день в «Курской правде» сообщается, что Михаил Горбачёв по состоянию здоровья больше не может управлять страной. Для эффективного управления страной создаётся ГКЧП, местами вводится чрезвычайное положение. Один из читателей газеты, фрезеровщик по профессии, пишет письмо в редакцию (оно опубликовано на первой полосе, рядом с заявлениями центральных властей). Автор послания считает 19 августа едва ли не поворотным днём в истории страны, перестройка зашла в тупик, необходимы решительные действия, порядок и дисциплина, тогда удастся решить многие проблемы.

22 августа в газете написали, что поступили сведения: Горбачёв вполне здоров, но его держат в изоляции в Крыму. На следующий день в обращении к гражданам страны события в ночь на 19 назвали антиконституционным переворотом. 23 августа размещена информация об отмене указов ГКЧП (один из них ограничивал выпуск газет). В номере от 24 августа автору уже упомянутого письма пришлось уточнять свою позицию. Фрезеровщик заявил, что его неправильно поняли. На самом деле он вовсе не поддерживал антиконституционные действия, а всего лишь отметил, что в стране действительно тяжёлое положение. И действительно необходимы порядок и дисциплина. Ну и неосведомлённость об истинных целях ГКЧП сказалась.

(ФОТО: Незнакомцы хотели попасть в кадр, чтобы «попасть в историю»)

Повод для гордости

Что же происходило в те дни на городских улицах? 19 августа с утра в Курске на здании ЦНТИ появилась надпись «Нет красному фашизму». Кто её оставил, не известно. Представители молодёжи решили оригинальным способом поддержать президента страны. Три студента педагогического вуза 21 августа прошли по главной улице с портретом пленённого руководителя государства.

В это время мы после первого курса были на археологической практике под Беседиино, - вспоминает Пётр Горбачёв. - Мои друзья Нечаев Владимир, Коноваленко Максим, Паньков Владимир отпросились у руководителя, купили портрет Горбачёва в магазине, тогда продавались портреты партийных лидеров, и прошли с ним, кажется, от площади Перекальского до Красной площади. Тогда движение было организовано по-другому, они шли по разделительной полосе, их все видели, в том числе те, кто ехал в транспорте.

В самом центре города молодых людей встретили сотрудники милиции. Их доставили в 1-й отдел, но никаких санкций за своевольной прогулкой не последовало. Там некий майор одобрил их действия. Как потом рассказывали участники своим друзьям, он отметил, что будь у нас больше таких людей, жизнь в стране была бы лучше.

Их никто не осудил, ни студенты, ни преподаватели. Потом ребята полгода или год рассказывали об этом случае, гордились этим, - рассказывает Горбачёв. - И какое-то время они собирали деньги и отправляли поздравительные телеграммы Горбачёву к государственным праздникам и ко дню рожденья. Тогда они действительно ему верили.

Сменили флаг

Кульминацией августовских событий в Курске можно назвать 23 число. В этот день энтузиасты поменяли советский флаг на триколор. Как вспоминает Константин Крупенин, работавший тогда инженером в «Курскэнерго», начальник его отдела с первых тревожных дней пресекал разговоры о свободе.

23 числа мы, не сговариваясь, решили пойти на Красную площадь. Решили зайти в гости к художнику Татьяне Крюковой, которая нарисовала за несколько минут импровизированный плакат. Моросил дождь, но люди не спешили расходиться, - рассказывает Константин. - Первая попытка поменять флаг оказалась неудачной, его пришлось поднимать второй раз. Я полез на крышу вместе с остальными участниками событий, подъём по шаткой наружной лестнице занял меньше минуты. Среди участников событий были сын известного российского журналиста Виктора Чемодурова Александр, московский художник Владислав Вакарев и питерский историк Алексей Раздорский. Эти фото раньше не публиковались в СМИ. Только одно, где водружают флаг, систематически публиковалось в одной из газет, правда, без моей подписи.

Трёхцветный флаг, похоже, был сшит на скорую руку, его и установили на крыше. Активистам никто не мешал. У свидетелей тех событий осталось ощущение, что все только этого и ждали. Люди на улицах хотели попасть в кадр объектива и, одновременно, в историю.

(ФОТО: На здании горисполкома меняют флаг)

27 августа «Курская правда» опубликовала и репортаж о смене флага, и интервью с народным депутатом Вячеславом Федотовым, с которым созванивалась корреспондент газеты, и статью редактора, который не знал об этих звонках, об указах и прочих московских делах, и был удивлён такой позицией сотрудников. Также было сообщение о приостановке деятельности КПСС и о похоронах за счёт государства троих москвичей, погибших при столкновении сторонников и противников ГКЧП.

А потом все вернулись к своим обычным делам. Только время от времени вспоминали о тех событиях и ломали головы, что нужно было делать тогда.

У нас была дискуссия с друзьями, как бы мы поступили, будь у нас тогда нынешние мозги, - говорит Крупенин. - И мне кажется, что точно так же. Мы тогда действительно устали от коммунистической замшелости, считали, что надо что-то менять. Тогда была радость, что справедливость восторжествовала.

По словам Крупенина, в августе 1991 года люди искренне верили в перемены к лучшему. Это потом они узнали, что такое шоковая терапия в экономике, инфляция, свободные цены. А в те дни в умах людей царила эйфория. Хватило её до 1993 года.

Подготовила Юлия Голубчикова

В Курске в районе улицы Гремяченская произошел взрыв на электроподстанции. Без света осталась половина Северо-западного микрорайона. Также света нет на ряде улиц в центре города и в микрорайоне КЗТЗ. Об этом сообщили в пресс-службе МЧС по Курской области.
По предварительным данным, взрыв произошел из-за короткого замыкания, которое вызвало частичное разрушение электроагрегатов.
Город Курск граничит с Украиной (Сумская область), в области расположена 4-я по мощности в Европе атомная электростанция.
Кадры взрыва зафиксировали очевидцы. Информации о пострадавших пока нет.

Как утверждают очевидцы, взрывы происходили на подстанции в районе «нового Счётмаша». Процесс «срабатывания защиты» был запечатлён несколькими курянами. Для человека незнакомого с ньюансами, процесс «срабатывания» выгладит как взрывы. В результате нештатной ситуации, большая часть жилых домов на Северо-западе Курска осталась без света. Отключилось освещение телевышки. На некоторое время перестало работать кабельное телевидение и сотовая связь. Как сообщали жители СЗ, сантехники начали принудительно сливать воду из системотопления — во избежание «разморозки». Не было света и в нескольких торговых центрах и это обстоятельство породило немало случаев грабежей. Ситуация стала стабилизироваться, спустя час. В дома на Северо-западе начало поступать электричество, прекратились перебои с телефонией и телевидением. Вышка ОРТПЦ и трубы СЗ теплостанции пока остаются без обязательной подсветки. Нет тепла и в батареях квартир.

Жители северо-западного района Курска остались без электричества из-за короткого замыкания, которое сопровождалось яркой вспышкой и заревом. Многие посчитали, что это взрыв, кто-то решил, что пожар, были и те, кто увидел в этом явлении знак свыше. Вспышка, перепугавшая весь Курск, оказалась электрическим замыканием. В понедельник около 19 часов жители Курска стали свидетелями необычного явления. Некоторые горожане успели заснять яркую вспышку, похожую на взрыв, которая осветила небо на несколько секунд. На кадрах видно, что люди, снимающие вспышку, напуганы и принимают случившееся за взрыв.

Бегите из дома! — настоятельно советует закадровый голос окружающим. Едва вспышка исчезла, исчезло и электричество во всем Северо-Западном районе. — У нас было короткое замыкание, однако, защитные системы сработали и обошлось без происшествий. Сейчас электричество уже подается, — рассказала «МК» представитель местной энергетической компании Эльмира Бобрякова, — никакого взрыва и уж тем более пожара у нас не было. Какие-то проблемы были на подстанции.

Как оказалось подстанция принадлежит «МРСК ЦЕНТР» представители которой рассказали, что все произошедшее — результат короткого замыкания, которое и создало яркую вспышку. В 19.10 на подстанции 110кВ «Счетмаш» в результате короткого замыкания произошло нарушение энергоснабжения потребителей. На место аварии оперативно были направлены аварийно-восстановительные бригады. В течение 58 минут энергоснабжение всех потребителей было восстановлено, — рассказала «МК» официальный представитель «МРСК ЦЕНТР» Евгения Фисенко В результате вспышки никто не пострадал, об этом «МК» сообщили в региональном центре МЧС, по сути пожарным даже не пришлось расчехлять гидранты, чтобы потушить пламя.

Прошло 14 лет со дня трагедии 12 августа 2000г., когда во время учебного похода в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка Северного флота «Курск». Это произошло в 175 км от Североморска. По официальной версии в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды. Через 2 минуты 18 секунд в 11 часов 30 минут 44 секунды прогремел второй взрыв мощностью в 3,5 балла по шкале Рихтера. Первый взрыв был мощностью до 1,5 балла. В этот день экипаж должен был выполнить учебную стрельбу, однако вместо этого в районе учений был зафиксирован взрыв, после которого атомная подводная лодка (АПЛ) перестала выходить на связь. Спустя два дня лодка была найдена лежащей на дне на глубине 108 м. 21 августа было официально объявлено о гибели всех 118 подводников, находившихся на борту подводной лодки. После гибели «Курска» на затонувшей подлодке еще несколько часов боролись за жизнь оставшиеся в живых подводники. Но никто не был спасен! Подводная лодка К-141 (проект 949-А класса «Антей», по классификации НАТО «Оскар-II») была заложена на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске 22 марта 1990 года.
31 января 1991 года строящаяся АПЛ была зачислена в списки кораблей ВМФ, а 6 апреля 1993 года ей было присвоено наименование «Курск». Строительство лодки было закончено в конце 1994 года. 30 декабря 1994 года госкомиссия подписала акт приема корабля, были подняты Андреевский флаг и гюйс. Гюйс - носовой флаг корабля или судна, который наряду с государственным, гражданским или торговым флагом или военно-морским флагом обозначает государственную принадлежность кораблей и судов.
Хронология событий: 10 августа 2000 года , выполняя план учений, атомный крейсер «Курск» вышел на учебную задачу недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. 12 августа подводная лодка находилась на полигоне боевой подготовки в Баренцевом море. В 17.30 по московскому времени она не вышла на связь в установленное время. О трагедии на «Курске» военному руководству стало известно вечером в субботу 12 августа , когда в 23.00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23 часа 30 минут подводная лодка «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной». 13 августа , на поиски подлодки отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04.51 гидроакустической аппаратурой крейсера «Петр Великий» был обнаружен корабль, лежащий на грунте на глубине 108 метров. 14 августа в 11.00 утра командование флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка «Курск» в результате аварии легла на грунт. 15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. 16 августа при волнении моря около 2 баллов с судна «Рудницкий» был спущен глубоководный спасательный аппарат «Приз». Всего за ночь, несмотря на сложные погодные условия, было предпринято несколько попыток проникнуть к лодке. 15.00 - президент России В.Путин заявил, что «ситуация с подводной лодкой „Курск“ тяжелая, критическая, но флот располагает всем необходимым арсеналом средств спасения, и попытки спасения будут продолжаться до конца». Адмирал Куроедов заявил, что Россия примет любую предложенную Западом помощь. Была запрошена помощь Великобритании и Норвегии. Все попытки пристыковать спасательные капсулы к лодке остались безрезультатными. 17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно «Seaway Eagle» с глубоководными водолазами на борту, а из порта Тронхейм вышло транспортное судно «Normand Pioneer» с британскими специалистами и оборудованием. 18 августа операция по спасению была продолжена силами российских спасателей, но достоверных данных о состоянии лодки и экипажа по-прежнему нет, ситуация на борту «Курска» оценивается уже как «закритическая». 19 августа во второй половине дня к месту аварии прибыло норвежское судно «Normand Pioneer» с британской спасательной мини-лодкой LR-5. 20 августа в первом часу в район катастрофы подошло спасательное судно «Seaway Eagle» с 12 глубоководными водолазами на борту. После окончательных согласований начался второй этап операции. 20 августа за несколько часов работы норвежскими водолазами АПЛ обследована на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Утром 21 августа норвежцам удалось открыть крышку аварийного люка и проникнуть в лодку. Однако 9-й отсек подлодки, к которому вел люк, оказался затоплен. 15.27 - внутрь подлодки была введена видеокамера, с помощью которой попытались определить состояние 7-го и 8-го отсеков. В 9-м отсеке было обнаружено тело моряка. 16.23 - начштаба Северного флота Михаил Моцак заявил РИА «Новости», что «подтвердились самые худшие ожидания, все отсеки полностью затоплены водой, и в живых не осталось ни одного члена экипажа». Начальник пресс-службы Северного флота Владимир Навроцкий сообщил, что норвежскими специалистами принято решение о нецелесообразности дальнейшего обследования подлодки. 17.00 - вице-адмирал Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск». 22 августа президент России вылетел в Североморск. В гарнизоне Видяево он встретился с родными и близкими погибших моряков. Путин не смог ответить на вопросы о том, что именно произошло с «Курском» и почему не смогли спасти подводников. После встречи с родственниками Путин своим указом объявляет 23 августа днем траура и отбывает в Москву. 23 августа – день траура в России. 24 августа - генеральный прокурор РФ Владимир Устинов объявил о возбуждении уголовного дела по факту гибели АПЛ «Курск». 26 августа - Владимир Путин подписал Указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки «Курск». Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану 1-го ранга Геннадию Лячину (посмертно). Остальные 117 членов экипажа посмертно награждены «Орденом Мужества». В этот же день Путин подписал Указ «Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера „Курск“. 29 августа - военные и разведывательные круги США признали, что в момент аварии „Курска“ рядом с ним находились две американские субмарины, однако отрицали, что причиной катастрофы стало столкновение с одной из них. 6 сентября - США передали России имеющиеся у них данные о катастрофе АПЛ „Курск“, в частности, точное до секунды время взрывов на борту „Курска“. 19 сентября - президент Путин принял решение начать операцию по подъему останков экипажа АПЛ и самой субмарины. 25 октября – началась операция по подъему тел погибших моряков. В ночь на 26 октября водолазы, вскрывшие корпус подлодки, осмотрели тела моряков „Курска“. Стало ясно, что после взрыва в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках люди были живы. В кармане погибшего командира 9-го отсека Дмитрия Колесникова нашли предсмертную записку.
7 ноября 2000 года - водолазы законсервировали все люки „Курска“. К этому дню из лодки извлечены 12 тел членов экипажа АПЛ „Курск“. Информация взята: funeral-spb.narod.ru; ru.wikipedia.org; podlodka.info

Похожие публикации