Та Пром — удивительный храм Анджелины Джоли в Камбодже. Храм та пром, ангкор, камбоджи

Трудно передать впечатления от посещения таких грандиозных мест, как камбоджийский комплекс храмов, и каждый уважающий себя путешественник должен посетить эту страну и уделить как минимум пару дней на осмотр объектов мирового наследия.

Особняком здесь находится храм Та Пром (Ta Prohm), где огромные деревья , напоминающие вековые секвойи или дубы, сливаются со стенами и башнями и обнимают камни гигантскими корнями.

Камбоджа - очень простая и понятная для самостоятельных путешествий страна, на раз комбинируется с любым азиатским соседом того региона, виза по прилету, бюджет на любой вкус. Настоящий музей под открытым небом.

На плане комплекса Ангкор можно заметить несколько десятков храмов, каждый из которых имеет индивидуальные особенности и по-своему симпатичен.

Не искушенному в исторических делах туристу может стать немного не по себе от бесконечно меняющихся темплов (англоязычный термин over-templed), но, по-моему, так самый идеальный вариант - взять в аренду кондиционированные авто с водителем-гидом (20-30 дол в день) и не торопясь проехать по округе, посетив все храмы. Популярны велосипедные варианты, но это зимой, когда не жарко и нет дождя.

Карта кликабельна (1960 × 1270 px):

Помимо главных Ангкор Вата и Байона крайне рекомендуется к посещению очень выразительный храм Та Пром (Ta Prohm) , стоящий особняком и популяризированный в голливудском кино (Tomb Rider). Основная особенность - присутствие растительности на территории, как будто храм не полностью отвоевали у джунглей. Тут и там произрастают массивные деревья, сливаясь со стенами и башнями, обнимая камни гигантскими ветвями и корнями:

За несколько сотен лет храм во много утратил свои первоначальные черты и даже после облагораживания выглядит подразрушенным. В отличии от многих храмов с пирамидальной формацией Та Пром лежит в одной плоскости и напоминает лабиринт, подняться можно только на невысокую башенку, а так приходится ходить по дорожкам и крутить головой:

Эти примечательные деревья, возвышающиеся над стенами и выразительно оплетающие их корнями, называются Тетрамелес голоцветковый (Tetrameles nudiflora). Огромные деревья с массивным основанием, напоминают вековые секвойи или дубы:

Корни и храмовая стена слились и образовали единое целое. Дерево буквально вросло в каменную кладку и если попытаться спилить его, то уже сама каменная конструкция не выдержит и распадется на блоки. Природа берет верх над человеком, и без постоянной поддержки храм будет все большое утрачивать первоначальный облик:

Стены и башни храмов постоянно подшаманивают, укрепляют, приводят более благопристойный вид. Надо же поддерживать в хорошем состоянии достопримечательности, привлекающие более 2 млн. туристов в год:

Внутренние дворики особенно привлекательны. Когда вокруг нет туристов, происходит полное единение с природой. Можно порассматривать барельефы, позаглядывать в ниши, послушать шум деревьев, присев в теньке под массивным стволом:

Все стены храмов как одна большая книга расписаны информацией в графическом представлении, гиды рассказывают много тонкостей и особенностей этих барельефов. Почти везде обыгрывается образы вечно юных и не по азиатски полногрудых девушек апсар. Кто желает посмотреть на материализованных апсар местного разлива, то можно сходить на танцевальное шоу в одном из местных отелей:

Помимо доминирующего серого цвета, временам можно наблюдать игру красок, которую не сразу поймешь, то ли это остатки декорации с древнейших времен, то ли подкрашивают современные ваятели. Яркости в палитру добавляют локальные колонии зеленого мха и красноватые оттенки в местах, где использовались блоки из песчаника:

Помимо Тетрамелеса, вековые стены храма покрывают многочисленные фикусы (Ficus benghalensis или Ficus gibbosa), причем от основного взрослого ствола дерева отходит десятки воздушных корней, которые устремляются вниз, оплетая все на своем пути и, достигнув земли, укореняются, подпитывая растение и давая ему силы расти все больше ввысь и вширь.

Фикусы с такой выраженной формой вегетативного размножения называют Баньяны. Самые колоритные пейзажи можно наблюдать, когда Баньян обвивает арку или статую, скрывая часть барельефа:



Небольшой деревянный мостик, проложенный сквозь стену и проходящий под основанием дерева, позволяет увидеть, как стволы Тетрамелеса год за годом пробивают себе путь к земле, раздвигая блоки и причудливо извиваясь вдоль стыков камней:

Центральная часть храма. Кучи блоков то тут, то там говорят о том, что когда храм был в более лучшей форме. Однако же, все это напоминает такой творческий беспорядок, как будто так и должно быть в заброшенном кхмерском храме:

Многие блоки пронумерованы, один мой друг рассказал мне, что в середине двадцатого века была проведена большая работа по реставрации и сохранению храмов. Ученые из многих стран, в большей степени из Франции и Японии, разбирали храмы по блокам, нумеровали их, делали схемы и потом собирали снова, как конструктор лего по инструкции. Звучит странновато, т.к. не могли же они разобрать башню в которую вросло дерево, но, тем не менее, номера присутствуют:

Толстые корни оплетают стену подобно щупальцам осьминога. Ради этих видов туристы стремятся посетить Та Пром, хотя по сравнению с Ангкор Ваттом народу значительно меньше, ранним утром или после обеда можно побродить совсем в одиночестве:

Популярное для фотографий место. На особо впечатляющих участках установлены небольшие деревянные приступочки, взойдя на которые можно сделать фото на фоне этого участка:

Оригинальная обработка с акцентом на дерево, необычный вариант. Для любителей фотографии на храмах раздолье, столько необычных и выразительных объектов. Говорят, что на какой-то из стен храма есть статуя у которой сквозь корни виднеется только лицо. Смотрится символично, но найти в этот раз не удалось.

Камбоджа – практически музей под открытым небом. Она очень проста, легка и понятна для самостоятельных путешествий. Цены тут небольшие, виза выдается по прилету, жители добродушные и всегда рады вас видеть. Каждый турист, посещающий эту страну, обязательно должен побывать в храмовом комплексе . Впечатления, которые вы здесь получите, описать словами невозможно. Это надо увидеть своими глазами.


Комплекс располагается лишь в нескольких километрах на северо-запад от современного, модернизированного международного аэропорта Камбоджи.
В комплексе Ангкор находится сразу несколько десятков храмов, при этом каждый из них уникален и своеобразен, безумно красив и необычен. Вы можете взять в аренду как кондиционированный автомобиль, так и экологичный велосипед и самостоятельно объехать все древние постройки.

Храм Та Пром.

Особенно выделяется среди всех храмов Та Пром. Это, пожалуй, самый живописный и мистический храм комплекса. Весь Та Пром пророс многочисленными вековыми деревьями, которые, слово обнимая стены, пронизывают весь храм и буквально сливаются воедино с древними стенами. Появляется ощущение, что храм потихоньку отвоевывают джунгли.


Храм был построен в конце 12 века кхмерским царем Джаяварманом VII в честь своей матери. Занимает храм огромную площадь. Первоначально он строился как буддийский монастырь, там проживало свыше 12 тысяч человек: монахов, жрецов, слуг, танцовщиц. В сокровищницах Та Прома хранилось бесчисленное количество драгоценностей. Сейчас это сложно представить, ведь на сегодняшний день храм напоминает скорее хранилище камней, нежели драгоценностей.

По своей архитектуре Та Пром абсолютно не похож на остальные храмы, он простирается в одной плоскости и напоминает древний лабиринт. Подняться тут можно лишь на маленькую башенку, однако она дает полного обзора, поэтому придется походить и повертеть головой. Но оно того стоит.




За сотни лет храм практически не меняет свой облик, он остается таким же, каким и нашли его исследователи. Та Пром включает в себя цепочки длинных одноэтажных построек, соединяющихся между собой различными галереями, залами и проходами. Вокруг храма возведена огромная крепкая стена, но и она не спасает его от джунглей.

Кое-какие деревья проросли прям посреди залов. Они обвивают храм своими мощнейшими воздушными корнями, как бы шагая по нему. И именно эти самые деревья и предоставляют наибольший интерес и представляют собой главную достопримечательность храма, притягивающую сотни туристов. Через сотни лет после постройки храм оказался полностью заброшенным и отданным джунглям.




Новую жизнь храм начал только в 19 веке, и тогда вновь найденные строения даже попытались отреставрировать и очистить от деревьев. Однако не все так просто: деревья одновременно и рушат храм, и тут же являются единственной силой, держащей и скрепляющей Та Пром. Поэтому буйную растительность убирать не стали, и, отказавшись реставрировать, оставили храм в первоначальном состоянии, сохранив его загадочность и уникальность.

Храм, где снимали «Лару Крофт»

Конечно, такое удивительное место не могли оставить без внимания режиссеры Голливуда. Именно здесь снимались самые яркие сцены фильма «Лара Крофт – расхитительница гробниц» с Анжелиной Джоли. Именно по этому храму отважно бегала красотка Джоли. В итоге храм стал известен даже тем, кто не только не был, но и не слышал про Камбоджу и тем более про Ангкор и Та Пром. После выхода блокбастера сюда хлынул огромный поток туристов, желающих лично, собственными глазами посмотреть на чарующий Та Хром.


Поскольку теперь в храме довольно много туристов, и, если вы хотите остаться наедине с этим чудесным творением двух архитекторов: человека и природы, если вы хотите в полной мере насладиться всей загадочностью и понять все прелести этого храма, то посещать его лучше будет ранним утром или вечером, ближе к закрытию, чтобы не толпиться среди громогласным туристических групп.



Обычно экскурсия по храму начинается с западных ворот, и пройдя через весь Та Пром, заканчивается у противоположного восточного входа. Однако вы сами можете выбрать для себя маршрут и осматривать храм так, как это будет удобно вам. В Та Проме кроме груды камней и сотен деревьев можно встретить и множество интересных, уникальных растений, и представителей животного мира – маленьких ящериц и змеек.


Так как храм уже очень древний, он нуждается в постоянной заботе, уходе, и реставрации. Без вмешательства человека он долго, увы, не протянет. Храм входит в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и очень важно его сохранить. Поэтому, с 2010 года власти Камбоджи решили более активно поддерживать Та Пром. Были убраны некоторые явно мешающиеся кустарники, деревья. Появились новые дорожки, постаменты площадки. Кое-какие здания даже были восстановлены

Я в своем старом блоге показывал старым френдам почти все знаменитые храмы Камбоджи. К сожалению, теперь постов не осталось, а мне бы хотелось иметь у себя напоминание об этом чуде древних цивилизаций. Вот и сейчас не смог пройти мимо фотографии одного из храмов. Давайте расскажу еще раз, на более качественном уровне, а если френдам понравиться то и продолжим изучать Камбоджу.

Product placement (англ.), размещение продукции - приём неявной (скрытой) рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях и картинах, имеет реальный коммерческий аналог.

Неизвестно, знаком ли властям Камбоджи термин product placement, но то, что они удачно воспользовались им на всю катушку - факт. Произошло это с выходом в свет в 2001 году голливудской ленты «Лара Крофт: расхитительница гробниц». Натурные съемки проходили в Камбодже. Анжелина Джоли в главной роли традиционно ловко прыгала, метко стреляла и, выгодно подчеркивая формы, взбиралась по древним развалинам и воздушным корням гигантских деревьев. Так широкой публике был представлен Та Пром, храм, признаваемый многими визитной карточкой Ангкора - остатков огромной и мощной средневековой империи Камбуджадеша. Product placement сработал, деньги от туристов - вчерашней аудитории «Лары Крофт» - потекли в казну рекой…




Та-Пром (Ta-Prohm) это современное название храма в Ангкоре (Angkor), расположенного в провинции Сиемреап (Камбоджа). Храм был построен кхмерами в конце 12 начале 13 века. Первоначально этот храм имел название Раджавихара (Rajavihara). Храм расположен примерно в одном километре к востоку от Ангкор-Тома и на южной окраине Восточного Барайа.

Та-Пром был основан кхмерским королем Джаяварманом VII как буддистский университет и монастырь. Страна пребывала в зените своей славы - на троне сидел просвещенный монарх, не кто-нибудь, а сама Ява выплачивала империи отступной налог, ирригационная система позволяла снимать три урожая риса в год. В этих условиях император мог легко себе позволить достойно уважить память своей матери. И он уважил - построил в память о ней монастырь.

В отличие от большинства храмов Ангкора, Та-Пром остался практически в том состоянии, в котором его нашли - руины храма с вросшими в него джунглями. Именно такое причудливое состоянии храма сделало его одним из самых посещаемых храмов Ангкора и самой Камбоджи.


В те времена, как в Европе, так и в Камбодже, монастыри представляли собой небольшие настоящие города. Монахи несли службы в каменных постройках, посвященных богам, и владели некоторым количеством дарованного им королем и паствой имущества. А вокруг монастырей, с их капиталами, шла вполне мирская жизнь: в деревнях выращивали рис, за оградой из каменных стен шла бурная торговля, проходили театрализованные представления. Так вот, Та Пром был ОЧЕНЬ богатым монастырем. Размеры его богатства впечатляли даже тогда, когда империя катилась к упадку.

Точное описание имущества Та Прома дал Джоу Дагуань, китайский летописец, побывавший здесь в конце XIII века. К храму к тому времени были приписаны:

3 140 деревень с населением почти 80 тысяч человек;

12 640 человек обслуживающего персонала, включая 18 высших священников и 615 танцовщиц;

500 килограммов золотых пластин;

35 алмазов;

40 620 жемчужин;

4 540 драгоценных камней;

512 шелковых паланкинов;

876 китайских покрывал;

523 зонтика от солнца.


Взамен на это богатство храм содержал 102 больницы, бесплатно обслуживавших местное население и паломников в Ангкор Том - город Джаявармана VII.


Раджавихара ("королевский храм") был одним из самых первых построенных храмов согласно этой программе. Стела датирует храм 1186 годом.

Джаяварман VII построил этот храм в честь своей семьи. Главное храмовое изображение представляет Праджняпарамита (Prajnaparamita), олицетворение мудрости, моделью для которого послужила мать царя. Северным и южным спутником храма в третьем корпусе стали царский гуру и его старший брат. По существу, Та-Пром образует дополнительную пару с храмом Преа Хан, построенным в 1191 году, где основным изображением являются бодхисаттва Авалокитешвара, прототипом которого стал отец царя.

Стела храма повествует, что в храме жили более 12500 человек (включая 18 верховных жрецов и 615 танцовщиц). Также, дополнительно 80 тыс. человек в окрестных деревнях обслуживали храм. Стела также отмечает, что в храме были накоплены значительные богатства, включая золото, жемчуг и шелк. Активно развиваться храм продолжал аж до конца 13 века.


В 15 веке после падения империи кхмер, храм Та-Пром стал заброшен и забыт на протяжении нескольких веков. Храм обнаружили уже в 20 веке, когда началась программа восстановления храмов Ангкора. Внешний вид храма так впечатлил всех, что Та-Пром решили оставить в том виде, в котором он был найден. Тем не менее, было многое сделано для реставрации и укреплению руин храма, чтобы обеспечить безопасный доступ к нему туристов. На данный момент, как можно заметить, храм является уникальным памятником истории 2-х архитекторов - человека и природы.


Сегодня Та Пром - большой, но, в общем-то, ординарный храм - окутан особым очарованием. Кому-то из французов, ведших здесь раскопки, пришла в голову светлая мысль: а что, если мы оставим на месте деревья? Да, они разрушают древние стены. Но они же не дают им упасть! Реставраторы пощадили огромные баньяны с их воздушными корнями. Сохраненный симбиоз камня и дерева позволяет и нам увидеть Та Пром в том виде, что предстал перед изумленными первыми исследователями Камбоджи. В практике гидов нередки случаи, когда их клиенты сознательно ломают программу пребывания в Ангкоре, отказываясь от посещения других храмов ради повторного визита в Та Пром. Джаяварман VII блестяще увековечил память своей матери…

После того как храм был заброшен на него наступили джунгли - неостановимо, величественно и эффектно. Сейчас настоящие пейзажи Та Пром намного фантазийней сконструированных кадров фильма «Жизнь после людей», предполагающего, что растения быстро скроют следы нашей цивилизации, если вдруг человек с Земли исчезнет.

Так и здесь - деревьям-исполинам совершенно все равно, есть ли тут какие-то постройки. Они вытянулись прямо - как такое возможно? - на потолочных сводах, обрамили входы и оконные проемы. Джунгли, кажется, захотели потягаться в величии с созданием человеческих рук и, конечно же, победили. Во всю высоту стен деревья выпустили огромные свисающие корни, вросшие прямо в мягкий песчаник стен и перекрытий. А уже там, над стенами, распустили крону. Но и камни не сдались без борьбы - уподобили себе, погубили деревья. Видимо, питания для корней на стенах оказалось недостаточно, кроны высохли, и теперь некогда живые великаны стоят художественным продолжением стенок.

Корни и храмовая стена слились и образовали единое целое. Дерево буквально вросло в каменную кладку и если попытаться спилить его, то уже сама каменная конструкция не выдержит и распадется на блоки. Природа берет верх надо человеком и без постоянной поддержки храм будет все большое утрачивать первоначальный облик:

Джунгли надежно скрыли некогда многолюдный храм - теперь его издалека не заметишь. Так же обстояли дела и с другими постройками, например, с находящимся всего в километре комплексом Ангкор-Ват. В XIX веке, когда храмы вызвали интерес, Ангкор-Ват очистили от деревьев и максимально восстановили. А Та Пром - оставили так, уж очень он живописен. Двери, выглядывающие между корней, стали самыми узнаваемыми фотографиями Камбоджи. Странно было бы не снять ни одного загадочного фильма в этих декорациях - Та Пром стал съемочной площадкой для «Лары Крофт - расхитительницы гробниц».

Однако, с 2010 года в Та-Проме власти решили подойти более агрессивно к реставрации храма. Были убраны многие кустарники и деревья, также появились дорожки, площадки, а некоторые здания восстанавливаются практически с нуля.

Храм посещает огромная толпа туристов, особенно много китайцев. Они повсюду! Стараются везде пролезть без очереди, орут и толкают всех окружающих. Что бы сфотографироваться у знаменитого дерева, приходится стоять в очереди. Только настроишься, только прицелишься, как опять прибегает небольшая группка китайцев «в несколько миллионов», и приходиться всё начинать сначала.

На стеле храма сохранилась запись о том, что храм был домом для более чем 12500 человек, в том числе для 18 верховных священников, 2740 должностных лиц, 2202 сотрудников и 615 танцоров. Кроме того, в окрестных селах проживало около 80000 душ рабочих, которые занимались обслуживанием храма. Стела также отмечает, что в храме накопились значительные богатства. Среди имущества был набор золотых блюд весом более 500 килограмм, 35 бриллианта, 40620 жемчужин, 4540 драгоценных камня, 876 покрывал из Китая и 523 шелковых зонта.

Ta-Пром имеет всего лишь несколько галлерей с изображениями. Одно из объяснений этой нехватки заключается в том, что многое из оригинальных работ буддийского описания храма было уничтожено со стороны индуистских иконоборцев после смерти Джаяварман VII.

Деревья, растущие из-под развалин, пожалуй, самая отличительная особенность Та Прома. Преобладают два вида: Nudiflora Tetrameles и Ficus gibbosa. Забавляет то, что в фантастическом превышении масштаба стволы деревьев опутывают руины.


Камбоджа — очень простая и понятная для самостоятельных путешествий страна, на раз комбинируется с любым азиатским соседом того региона, виза по прилету, бюджет на любой вкус. Настоящий музей под открытым небом.

На плане комплекса Ангкор можно заметить несколько десятков храмов, каждый из которых имеет индивидуальные особенности и по-своему симпатичен.

Не искушенному в исторических делах туристу может стать немного не по себе от бесконечно меняющихся темплов (англоязычный термин over-templed), но, по-моему, так самый идеальный вариант — взять в аренду кондиционированные авто с водителем-гидом (20-30 дол в день) и не торопясь проехать по округе, посетив все храмы. Популярны велосипедные варианты, но это зимой, когда не жарко и нет дождя.

Карта кликабельна (1960 × 1270 px):

Внутренние дворики особенно привлекательны. Когда вокруг нет туристов, происходит полное единение с природой. Можно порассматривать барельефы, позаглядывать в ниши, послушать шум деревьев, присев в теньке под массивным стволом:

Все стены храмов как одна большая книга расписаны информацией в графическом представлении, гиды рассказывают много тонкостей и особенностей этих барельефов. Почти везде обыгрывается образы вечно юных и не по азиатски полногрудых девушек апсар. Кто желает посмотреть на материализованных апсар местного разлива, то можно сходить на танцевальное шоу в одном из местных отелей:

Помимо доминирующего серого цвета, временам можно наблюдать игру красок, которую не сразу поймешь, то ли это остатки декорации с древнейших времен, то ли подкрашивают современные ваятели. Яркости в палитру добавляют локальные колонии зеленого мха и красноватые оттенки в местах, где использовались блоки из песчаника:

Помимо Тетрамелеса, вековые стены храма покрывают многочисленные фикусы (Ficus benghalensis или Ficus gibbosa), причем от основного взрослого ствола дерева отходит десятки воздушных корней, которые устремляются вниз, оплетая все на своем пути и, достигнув земли, укореняются, подпитывая растение и давая ему силы расти все больше ввысь и вширь.

Фикусы с такой выраженной формой вегетативного размножения называют Баньяны. Самые колоритные пейзажи можно наблюдать, когда Баньян обвивает арку или статую, скрывая часть барельефа:

Небольшой деревянный мостик, проложенный сквозь стену и проходящий под основанием дерева, позволяет увидеть, как стволы Тетрамелеса год за годом пробивают себе путь к земле, раздвигая блоки и причудливо извиваясь вдоль стыков камней:

Центральная часть храма. Кучи блоков то тут, то там говорят о том, что когда храм был в более лучшей форме. Однако же, все это напоминает такой творческий беспорядок, как будто так и должно быть в заброшенном кхмерском храме:


Многие блоки пронумерованы, в середине двадцатого века была проведена большая работа по реставрации и сохранению храмов. Ученые из многих стран, в большей степени из Франции и Японии, разбирали храмы по блокам, нумеровали их, делали схемы и потом собирали снова, как конструктор лего по инструкции. Звучит странновато, т.к. не могли же они разобрать башню в которую вросло дерево, но, тем не менее, номера присутствуют:


Оригинальная обработка с акцентом на дерево, необычный вариант. Для любителей фотографии на храмах раздолье, столько необычных и выразительных объектов. Говорят, что на какой-то из стен храма есть статуя у которой сквозь корни виднеется только лицо. Смотрится символично,


Давайте посмотрим по сторонам прям на месте нашей экскурсии. Нажимайте на картинки.

Та Пром (Ta Prohm, Та Прум, Та Прохм, Та-Пром) – один из самых впечатляющих храмов Ангкора. Если ты не был в Та Пром – ты не был в Ангкоре. В народе за Та Промом закрепилось еще одно название – Храм Анджелины Джоли , ведь именно в Та Проме снимались многие сцены фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц».

Та Пром – это обязательный must see. Если времени на посещение всех храмов Ангкора нет, то, в принципе, можно ограничиться тремя: самим , куда же без него, Байоном (входит в группу храмов ) и Та Промом (храм Лары Крофт). Да, это, конечно, совсем мало, но все же лучше, чем ничего.

Та Пром в переводе с кхмерского означает “предок Брахмы”, Брахма, в свою очередь, один из главных богов . Но изначально Та Пром носил другое название: Rajavihara – «Королевский монастырь».

Как я уже рассказывала в посте про , Та Пром был построен королем Джаяварманом VII в честь своей матери королевы Джаяраджакудамани.

Свою мать Джаявармана VII отождествлял с Праджняпарминой – матерью всех богов, богинь и всего сущего, богиней «Совершенной мудрости». Та Пром был освящен лично королем Джаяварманом VII в 1186 году .

По традиции расскажу немного о «занимательной» математике Та Прома, но в этот раз будет не столько занимательная нумерология, сколько реальные цифры, статистика, позволяющая понять весь масштаб королевского монастыря.

Занимательная математика Та Прома:

  • Площадь всего храмового комплекса Та Пром около 700 тыс. м² . При этом площадь самого храма Та Пром около 10 тыс. м² ;
  • На территории монастыря проживало 12 640 человек , в том числе:
    • 18 верховных жрецов (первосвященников);
    • 2 740 рядовых жрецов (священнослужителей);
    • 2 232 прислужника (помощников жрецов);
    • 615 танцовщиц (апсар).
  • Кроме того, в подчинении у монастыря было 3 140 деревень с населением 79 365 человек и 102 больницы (привет истории про прокаженного короля);
  • Согласно записям археолога Ф. Штерна, Та Пром состоял из 39 «кукурузинок» (прасатов), 566 каменных и 288 кирпичных сооружений;
  • Помимо изваяний, посвященных матери Джаявармана VII, в роли богини Совершенной мудрости, в храме были статуи еще в честь 260 других менее значимых богов;
  • То что храм был обласкан королевским вниманием, подтверждает так же опись богатств Та Прома. Так, согласно найденным записям, в Та Проме хранилось и использовалось:
    • 5 тонн золотой посуды;
    • 512 шёлковых покрывал для кроватей;
    • 523 шёлковых зонтика.

Но с течением лет, все эти богатства либо перекочевали в другие храмы, либо были украдены захватчиками, мародёрами, колонизаторами, а стены и постройки храма постепенно были «съедены» джунглями.

Новая «архитектура» Та Прома создана природой и временем с помощью двух типов растений:

Шелково-хлопковое дерево (Ceiba Pentadra ) – это самые большие деревья в Та Проме. Они отличаются толстыми бледно-коричневыми корнями с узловатой структурой.

Фиговое дерево – душитель (Ficus Gibbosa ) – его отличительная черта в том, что корни дерева растут сверху вниз, свисая с его кроны наподобие лиан.

Тонкий гладкий корень легко просачивается практически в любую щель или отверстие, постепенно заполняя её собой и внося свои коррективы в архитектуру строений.

Но у такого глубокого проникновения есть и свои минусы, если дерево умирает, чаще всего это влечет за собой уничтожение всей постройки.

За счет своего «симбиоза» с джунглями, который современные археологи решили не разрушать, Та Пром обладает совершенно особенной атмосферой.

Храм Та Пром, Ангкор (Камбоджа). Photo credit: tasomguesthousesiemreapм, Flickr

Храм Та Пром был построен в честь матери Джайавармана и если верить преданиям, лик Праджняпарамита создавался с её лица – женщины, судя по всему, обладавшей незаурядной мудростью и душевной гармонией.

Храм Та Пром, Ангкор (Камбоджа). Photo credit: Henry der Mops, Flickr

Секрет популярности храма

Главным секретом популярности храма Та Пром является своего рода «девственность». Как известно долгое время были скрыты густым лесом. И при расчистке Та Прома от зарослей джунглей, археологи намерено оставили нетронутыми некоторые из его частей, которые буквально слились с могучими деревьями.

Благодаря этому, Та Пром сегодня служит наглядным примером того, каким Ангкор после нескольких сотен лет забвения увидели первооткрыватели. А также, что никто и ничто не в состоянии устоять перед натиском природы. Могучие столетние деревья окутали древние стены, создав единый, великолепный ансамбль.

Та Пром был построен как буддистский монастырь, который в дни своего существования, был чрезвычайно богат. В 12-13 веках в его ведомстве находилось порядка 3000 деревень и помимо огромного человеческого ресурса (в окрестностях проживало около 80 тысяч человек) под его контролем находились ювелирные магазины и лавки. Непосредственно причастны к жизни храма было порядка 12,5 тысяч человек — разные по статусу и роду деятельности, от высших священнослужителей до танцовщиц в храме.

Храм Та Пром, Ангкор (Камбоджа). Photo credit: fesign, Flickr


Лицо Апсары, Храм Та Пром. Ангкор (Камбоджа). Photo credit: Lindsey Williams, Flickr

Храм Та Пром — обязательный пункт по маршруту

Храм находится на Большом круге и добраться к нему несложно. Если есть возможность, планируйте посещение Та Прома в непиковые часы (ранним утром или ближе к вечеру), тогда есть шанс, что вы увидите не просто древние камни которые бесконечным потоком полируют туристы, а почувствуете неуловимую ауру места, некогда богатого на события и эмоции.

Та Пром, Ангкор (Камбоджа). Photo credit: Daniela A Nievergelt, Flickr


Храм Та Пром. Ангкор (Камбоджа). Photo credit: Shin Yu, Flickr

Похожие публикации