Портсмут линейный корабль 1714. Из морских глубин — в музей

В Кронштадте подводники подняли пушку с затонувшего корабля XVIII века.
Предполагают, что это линейный корабль «Портсмут» Петровского флота.
Об этом в пятницу рассказали в Центре подводных исследований Русского географического общества.
В РГО предполагают, что это линейный корабль «Портсмут» Петровского флота.
Артефакт подняли на Лондонской отмели.
Ккорабль «Портсмут» являлся одним из первых линкоров российского флота, был построен в 1714 году в Амстердаме.
Боевой корабль участвовал в походах в Швецию, но через пять лет после строительства затонул в районе острова Котлин.
Останки этого корабля поручил разыскивать еще Петр I в 1722 году.

В музее истории Кронштадта есть экспозиция «Подводной археологии», где экспонируются крупные фрагменты "Портсмута" поднятые ранее.
01. Часть обшивки корпуса.


02. Схема расположения обломков на дне.

03. Часть днища корабля.


04. Хорошо виден т.н. степс- гнездо, в которое вставляется мачта своим основанием.
А поперёк идёт кильсон-продольный брус сверх киля, внутри судна.

Виртуальная выставка подводной археологии

Музей истории Кронштадта проводит кропотливую работу по сбору предметов, связанных с подводной археологией, для расширения экспозиции «Тайны затонувших кораблей». Представляем Вашему вниманию виртуальную выставку «Парусный корабль «Портсмут», на которой представлены предметы, поднятые с затонувшего корабля, а также его фрагменты.


Парусный корабль «Портсмут»

Парусный линейный Корабль «Портсмут» был заложен в июле 1714 года в Амстердаме по проекту Петра I и после спуска на воду в ноябре того же года вошёл в состав Балтийского флота России. Вооружение судна составляли 54 орудия, а экипаж состоял из 330 человек.

Корабль «Портсмут» навечно вошел в боевую летопись Отечества своим участием в качестве флагманского корабля капитана 2-го ранга Наума Сенявина в первой по-настоящему морской победе российского флота над шведским 24 мая 1719 года между островами Эзель и Готска-Сандё. Эту первую победу русских кораблей в открытом море без абордажа Петр I назвал "добрым почином Российского флота". В память об этой победе была выбита медаль с надписью: "Прилежание и верность превосходят сильно", а Наум Сенявин был произведен, минуя чин капитана флота, сразу в капитан-командоры.

Однако осенью 1719 года «Портсмут» вместе с кораблем английской постройки «Лондон» при тихой погоде и ясной видимости сел на мель близ Кронштадта. Эта мель до сих пор называется Лондонской. «Портсмут» штормом сорвало с мели и отнесло в сторону, а через два года в сильное наводнение утащило еще дальше. При Петре его искали, чтобы обезопасить фарватер, но не нашли. И вот спустя почти 300 лет обнаружены останки легендарного корабля. Лишь в 2008 году специалисты Центра подводных исследований обнаружили то, что три века назад было «Портсмутом». Подводные археологи нашли большой фрагмент носовой части корабля и другие детали, которые также ему принадлежали. Работа на месте гибели "Портсмута" продолжается: часть деталей корабля поднята из воды и законсервирована.

1. Ядра пушечные

2. Книппель цепной

3. Наконечник пики абордажной

«Пернов» . 50/45 пушек. Заложен в октябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен в 1710 г. Строитель ГА. Ментиков. Назван в честь города и порта Пернов, взятого русской армией 14 августа 1710 г. В сентябре 1711 г. перешел в С.-Петербург. Участвовал в Северной войне 1700 - 1721 гг. Разломан в 1721 г.

Вооружение: нижний дек - 18-фн пушки; верхний дек - 12-фн пушки; фор­дек и бак - 4-фн пушки.

Без названия . 50 пушек. Заложен в ноябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен в июле 1711 г. Строители Бент и Граф. В 1712 г. разбился и затонул на Ладоге.

«Полтава» . 54 пушки. Длина 39,82 м. Ширина без обшивки 11,69 м. Глубина трюма 4,64 м. Осадка 4,57 м. Заложен 5 декабря 1709 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 15 июня 1712 г. Строитель Петр I. Назван в честь победы русской армии над шведами 27 июня 1709 г. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. В августе 1717г. сел на мель, получил повреждения и был отправлен в Петербург на ремонт. Тимберован там на эллинге Адмиралтейства в 1718-1719 гг. Разломан в 1732 г.

Вооружение: нижний дек - 18-фн пушки; открытые батареи - 12-фн и 3-фн пушки.

«Антоний Падуанский» . 50 пушек. Длина 34,6 м. Ширина 13,38 м. Осадка 4,4 м. Куплен в 1711 г. в Гамбурге. Первоначальное название «Дон Антониоди Падуа» . В ноябре 1712 г. пришел в Христианзанд, а в декабре - в Копенгаген. В марте 1713 г. пришел в Ревель. В 1716 г. обращен в транспорт. 10 ноября 1716 г. в шторм был вынесен из Ревельской гавани, выброшен на мель и разбит волнами.

«Рандольф» . 50 пушек. Длина 36,65 м. Ширина 9,75 м. Осадка 4,3 м. Куплен в Англии в августе 1712 г В декабре 1712 г пришел в Копенгаген, а 2 марта 1713 г. - в Ревель. Разломан в 1725 г

«Билинбрук» (до покупки «Суссекс» ). Длина но килю 36,58 м, по палубе - 29 м. Ширина 9 м. Куплен в Англии в 1712 г. В 1713 г. по пути из Англии в Россию был захвачен шведами.

«Виктория» (до покупки «Венкер» ). 50 пушек. Длина 38,86 м. Ширина 10,9 м. Осадка 4,27 м. Куплен в Англии (в Бристоле) в 1712 г. 25 мая 1713 г. пришел в Ревель под британским флагом. В 1716 г. обращен в транспорт, а в 1719 г. - в прам. Разломан в 1732 г. Вооружение: 12-фн, 6-фн и 4-фн пушки.

«Оксфорд» (до покупки «Танкервиль» ). 50 пушек. Длина 34,75 м. Ширина 9,15 м.Осадка4,27 м. Куплен в Англии
в 1712 г. 1 июня пришел в Ревель. В октябре 1715 г. в составе отряда П.П. Бредаля пришел из Ревеля в Лондон для конвоирования купленных в Англии судов. Из- за ветхости корпуса в 1717 г продан в Лондоне.

Вооружение: 12-фн, 9-фн, 6-фн и 3-фн пушки.

«Страфорд» (до покупки «Винфорд» ). 50/46 пушек. Длина 31,7 м. Ширина 8,53 м. Осадка 3,66 м. Куплен в Англии в 1712 г. В 1717г. обращен в госпитальный корабль, а в 1727 г. - в брандер. Разломан в 1732 г.

Первоначальное вооружение: 46- 9-фн, 6-фн и 3-фн пушек, но в 1714 г. мог нести только 13-8-фн и 20-6-фн пушек.

«Фортуна» . 50/48 пушек. Длина по килю 32 м, по палубе - 38,4 м. Ширина 9,45 м. Осадка 4,1 м. Куплен в Англии в 1713 г. 30 апреля 1714 г. пришел в Ревель. 9 ноября 1716 г. штормом был вынесен из Ревельской гавани на отмель и на следующий день разбит волнами.

«Армонт» . 50 пушек. Длина 34,32 м. Ширина 9,25 м. Осадка 4,2 м. Куплен в Англии в 1713 г. 30 апреля 1714 г. пришел в Ревель. В сентябре 1717 г. вышел из Кронштадта с грузом канатов, воска, смолы и железа и 7 мая 1718 г. прибыл в Венецию. Выгрузив товары, отправился обратно в Россию. 17 мая 1719 г. прибыл в Кронштадт. С 1728 по 1733 г. стоял невооруженный в Ревеле. В июле 1733 г. перешел в Кронштадт. Участвовал в боевых действиях под Данцигом в 1734 г. в качестве брандера. Разобран в 1747 г.

«Арондель» . 50/48 пушек. Длина 34,6 м. Ширина 9,15 м. Осадка 4,18 м. Куплен в Англии в июле 1713 г. 30 апреля 1714 г. пришел в Ревель. Разломан в Кронштадте в 1747 г.

Вооружение: 12-фн и 6-фн пушки.

«Перл» . 50/48 пушек. Длина 36,58 м. Ширина 11,3 м. Осадка 4,23 м. Куплен в Голландии в 1713 г. В июле 1714 г. пришел в Ревель. В 1734 г. во время боевых действий под Данцигом был переоборудован в госпитальный корабль. Разломан после 1734 г.

Вооружение: 12-фн, 6-фн и 3-фн пушки.

«Леферм» . 70 пушек. Длина 47,19 м. Ширина 13,4 м. Осадка 5,18 м. Двухдечный. Куплен в Англии в 1713 г. 9 июня 1714 г. пришел в Ревель. С 1719 по 1723 г. тимберован в Петербурге. Разобран в 1737 г.


«Гавриил» . 52 пушки. Длина 38,71 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,71 м. Заложен в 1712 г. в Архангельске на Соломбальской
верфи, спущен в июне 1713 г. Строитель П.В. Геренс. 17 октября 1713 г. вышел из Архангельска на Балтику, зимовал в Кольском заливе, в июле 1714 г. пришел в Ревель. Участвовал в Северной войне 1700- 1721 гг. В 1719 г. обращен в брандер. В 1721 г. разломан.

«Архангел Михаил» . 52 пушки. Длина 38,71 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,71 м. Заложен в 1712 г. в Архангельске на Соломбальской верфи, спущен в июне 1713 г. Строитель П.В. Геренс. В 1714 г. переведен из Архангельска в Ревель. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. В 1718 г. перешел в Кронштадт, больше в море не выходил. В 1722 г. разломан в Кронштадте.

Вооружение: 24-12-фн, 20-8-фн, 8-4-фн пушек.

«Рафаил» . 52 пушки. Длина 38,71 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,71 м. Заложен в 1712 г. в Архангельске на Соломбальской верфи, спущен в июле 1713 г. Строитель П.В. Геренс. 17 октября 1713 г. вышел из Архангельска в Ревель, зимовал в Кольском заливе, в апреле 1714 г. прибыл в Ревель. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. 9 мая 1721 г. у м.Дагерорт во время шторма получил сильные повреждения и 20 мая на буксире фрегата «Самсон» пришел в Ревель. В 1724 г. затоплен в Ревельской гавани, его корпусом укрепили пролом в стенке гавани.

Вооружение: 24-12-фн, 20-8-фн, 8-4-фн пушек.

«Святая Екатерина» 1721 г. «Выборг» ). 60 пушек. Длина 36,12 м по килю, 44,2 м - по палубе. Ширина 12,5 м. Осадка 5,28 м. Двухдечный. Заложен 29 июня 1711 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 8 октября 1713 г. Строитель Р. Броун. Участвовал в Северной войне 1700- 1721 гг. В 1727 г. за негодностью обращен в прам.

«Шлиссельбург» . 60 пушек. Длина 36,12 м по килю, 44,2 м - по палубе. Ширина 12,5 м. Осадка 5,28 м. Заложен 29 июня 1712 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 28 сентября 1714 г. Строитель Р. Броун. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. В 1725 г.тимберован в Петербурге, причем для удлинения был распилен, а в середину введена вставка. Разломан после 1736 г.

«Нарва» . 60 пушек. Длина 36,12 м по килю, 44,2 м по палубе. Ширина 12,5 м. Осадка 5,28 м. Заложен 20 июля 1712 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 26 октября 1714 г. Строитель Ф.М. Скляев. В 1715г. взорвался от удара молнии и затонул на Кронштадтском рейде.

«Лондон» . 54 пушки. Куплен в Англии в 1714 г. 19 июня 1715 г. пришел в Ревель. 1 октября 1719 г. разбился на мели у Толбухина маяка, эта мель до 1920 г. называлась Лондонской.

«Британия» (до покупки «Грейт Ален» ). 50/44 пушки. Длина 32,6 м. Ширина 9,45 м. Осадка 4,4 м. Куплен в Англии в 1714 г. 19 июня 1715 г. пришел в Ревель. Разломан в 1725 г. Подругой версии, в 1728 г. обращен в прам.

«Портсмут» . 54 пушки. Заложен в июне 1714 г. в Амстердаме по заказу России, спущен в ноябре 1714 г. В сентябре 1719 г. разбился на Лондонской мели у о. Котлин.

«Девоншир» . 52 пушки. Длина 39 м. Ширина 11,65 м. Осадка 4,42 м. Заложен в июне 1714 г. в Амстердаме, спущен в ноябре 1714 г. Разломан после 1732 г.

«Мальбург» . 60 пушек. Длина 44,4 м. Ширина 13 м. Осадка4,92 м. Двухдечный. Заложен в июне 1714 г. в Амстердаме, спущен в ноябре 1714 г. Разломан в 1747 г.

«Ингерманланд» . 64 пушки. Длина 46,2 м. Ширина 12,8 м. Осадка 5,52 м. Двухдечный. Заложен 30 октября 1712 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 1 мая 1715 г. Строитель Р. Козенд.

Участвовал в Северной войне 1700- 1721 гг. Петр I велел хранить корабль «для памяти». В 1735 г. находился в Кронштадте в полузатопленном состоянии. В 1736 г. разломан.

Вооружение: 24-30-фн, 24-16-фн, 2-12-фн, 14-14-фн, 2-2-фн на шкафуте и шканцах - 6-фн пушки.

«Москва» . 64 пушки. Длина 46,2 м. Ширина 12,8 м. Осадка 5,52 м. Двухдечный. Заложен 30 октября 1712 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 27 июня 1715 г. Строитель Р. Козенц. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. Разломан после 1732 г.

Вооружение: 24-30-фн, 24-16-фн, 14-14-фн, 2-2-фн пушки.

«Уриил» . 52 пушки. Длина 39,63 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,68 м. Заложен в 1713 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен в июне 1715 г. Строитель П.В. Геренс. 2 февраля 1721 г вышел из Ревеля в Голландию, 9 февраля был поврежден льдами у берегов Дании, 28 февраля пришел в Копенгаген и встал на ремонт. В ноябре 1721 г. пришел в Амстердам, при осмотре был признан негодным к плаванию и в июне 1722 г. продан в Амстердаме. Орудия и экипаж переведены на купленные суда.


Вооружение: 18-фн, 8-фн и 4-фн пушки.

«Селафаил» . 52 пушки. Длина 39,63 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,68 м. Заложен 20 июня 1714 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен в июне 1715 г. Строитель П.В. Геренс. В августе - ноябре 1715 г. перешел из Архангельска в Копенгаген. Участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. Разломан в 1724 г.

«Варахаил» . 52 пушки. Длина 39,63 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,68 м. Заложен 20 июня 1714 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен в июне 1715 г. Строитель П.В. Геренс. 24 августа 1715 г. вышел из Архангельска на Балтику. В декабре 1715 г. из-за повреждений зашел в Христианзанд (Норвегия). Весной 1716 г. пришел в Копенгаген. Участвовал в Северной войне 1700-1721it ., в т.ч. в Эзельском сражении 24 мая 1719 г. Разломан в 1724 г. в Кронштадте.

Вооружение: 18-фн, 8-фн и 4-фн пушки.

«Ягудиил» . 52 пушки. Длина 39,63 м. Ширина 10,7 м. Осадка4,68 м. Заложен в 1713 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен в июне 1715 г. Строитель П.В. Геренс. 2 февраля 1721 г. вышел из Ревеля в Голландию, 9 февраля был поврежден льдами у берегов Дании, 28 февраля пришел в Копенгаген и встал на ремонт. В ноябре 1721 г. пришел в Амстердам, при осмотре был признан негодным к плаванию и в июне 1722 г. продан в Амстердаме.

Вооружение: 18-фн, 8-фн и 4-фн пушки.

«Святой Александр» . 70 пушек. Длина 47,24 м. Ширина 13,1 м. Осадка 5,33 м. Двухдечный. Заложен 8 ноября 1714 г. в С.-Петербургском адмиралтействе, спущен 13 октября 1717 г. Строитель Р. Броун. Участвовал в Северной войне 1700- 1721 гг. В 1729-1732 г. тимберован в Петербурге на эллинге. Участвовал в войне со Швецией 1741 - 1743 гг. Разломан после 1746 г.

ИСТОРИЯ ПОДЪЁМА, КОНСЕРВАЦИИ И ПОДГОТОВКИ К ЭКСПОНИРОВАНИЮ АРТЕФАКТОВ КОРАБЛЯ «ПОРТСМУТ»

Копейкин Михаил (Санкт-Петербург)

Предпосылками для проведения оперативных работ стала угроза уничтожения выявленных в 2008 году останков линейного корабля «Портсмут» (1714-1719), являющегося памятником создания Балтийского флота, на сегодняшний момент фрагментарно расположенного в пределах полигона подводной добычи песка. Основанием для экспедиционных работ послужило предписание выданное Департаментом государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Ленинградской области в Дирекции строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга о необходимости спасения этого уникального объекта.

Историческая справка о корабле «Портсмут»

Объект представляет большой интерес и является историческим памятником национального значения. Корабль был построен в Республике Соединенных провинций Северных Нидерландов голландскими мастерами, но по проекту, разработанному лично Петром I, который вносил коррективы в конструкцию даже в процессе постройки, посылая письменные директивы наблюдавшему за строительством своему порученцу архангельскому купцу Осипу

Соловьеву. Впрочем, построен корпус был на удивление быстро. Закладка состоялась на верфи Амстердама в июле 1714 года, а спуск на воду произошел уже 11 ноября 1714 года. Следующей весной корпус был отбуксирован в Англию, где на верфи в Гревзен-де с 19 июня 1715 года по 31 мая 1716 года корабль был оснащен парусным вооружением. В июне 1716 года он перешел в Копенгаген, где 17 июля официально вошел в состав Балтийского флота под номером «25». В Копенгагене корабль был вооружен пушками подаренными русскому царю королем Дании. В августе 1716 года «Портсмут» участвовал в знаменитом плавании четырех флотов- русского, голландского, датского и английского под общим командованием Петра I. Весной 1717 года «Портсмут» перешел в Россию и базировался в Ревеле. В августе 1717 года он участвовал во взятии у Аландских островов шведской шхуны «Поллукс». Но главный триумф «Портсмута» состоялся 24 мая 1719 года, когда он был флагманом русского отряда из 5 кораблей, который одержал победу над 3 шведами у острова Эзель. Этот бой считается первым морским

сражением в истории русского корабельного флота, которое Петр I объявил по его результатам «добрым почином».

Таким образом, корабль «Портсмут» не только является памятником созданию российского военно-морского флота, но и флагманом его первой победы. Погиб корабль в районе юго-западнее острова Котлин осенью 1719 года, когда отряд из 3 кораблей совершал переход из Ревеля в Кронштадт. Два корабля стали на неизвестную мель у южного берега Невской губы, при этом «Лондон» так и остался стоять на мели и как минимум до 1730 года исполь-

зовался в качестве основания маяка обозначавшего с запада мель получившую название «Лондонской». Корабль «Портсмут» спустя сутки был сорван ветром с мели и затонул недалеко от места первоначального крушения. В рапорте вице-адмирала Томаса Сандерса от 1 октября 1719 года сказано «... как ветер стал ^Ш, стащило его с якорей через песок и потопило в глубокой воде и теперь чем больше, что его шканц поверх воды...»

Вторая жизнь дедушки Балтфлота

В 2011 году силами подрядчиков ФКП «Северо-западная дирекция Росстроя», ООО «Мортехника» и ООО «Балтспецфлот», были подняты фрагменты деревянного корпуса корабля начала XVIII века, предварительно атрибутированного как линейный корабль «Портсмут» (1714-1719 гг). Подъём осуществляется плавкраном. Под водой аквалангисты заводили стропы под фрагменты корпуса.

Эта работа требовала определённых навыков и строгого соблюдения правил безопасности. Видимость в Финском заливе плохая (от 2,5 до 0,5 м) и при отрыве фрагментов поднимается сильная взвесь, что моментально и надолго уменьшает видимость до 0,2 м. В таких условиях, даже при наличии мощных источников света работать очень тяжело и опасно. Тем не менее, основные части корпуса, которые были видны над грунтом удалось извлечь из воды и уложить на специальный плавучий понтон.

Чтобы доставить артефакты к месту их складирования для проведения в дальнейшем работ по консервации, потребовалось несколько трейлеров и автокраны для погрузо-разгрузочных работ. В порту погрузку с понтона на трейлеры осуществляли с помощью стрелы плавучего крана. В дальнейшем для перекладки артефактов неоднократно приходилось вызывать автокран. В качестве концепции для консервации были выбраны рекомендации финских археологов из морского музея в Котке, где хранятся элементы Русского военного корабля «Святой Николай», погибшего во втором Роченсальмском сражении 1790 года, рекомендации канадских археологов Sawada

М., Grattan Р, Mecawley Y. из Оттавы, а также рекомендации отдела консервации и реставрации Новгородской археологической экспедиции (Кубло Э.К.).

Выбор идеологии первичной консервации был сделан исходя из значительных габаритов и массы артефактов корабля «Портсмут». В течение осени-зимы 2011 года, при наличии хороших морозов деревянные артефакты подвергались вымораживанию в естественных условиях, что по мнению многих экспертов (реставраторов из Великого Новгорода) позволило дереву высохнуть с наименьшим образованием трещин и поводок. К началу процесса очистки мы получили достаточно сухой материал. В течение зимы дерево вымораживалось и к моменту обработки имело определённую степень влажности, необходимую для консервации.

Консервация любого вида древесины начинается с её очистки и удаления сгнивших и не подлежащих сохранению участков. Для обработки конструкций корабля пришлось применять как механические методы так и химические методы, т.е. осуществлять пропитку каждого элемента корабля специальными антигрибковыми

и стабилизирующими растворами. Основная часть деревянного набора «Портсмута» изготовлена из дуба. Дерево в малосолёной холодной воде Балтики сохранилось достаточно хорошо и после первичной очистки перед нами открылся 300-т летний морёный дуб. Очистка всех элементов заняла около двух лет. В процессе работы производилась пропитка антисептиками. По прошествии 4,5 лет мы можем констатировать отсутствие гниения и плесени на всех частях корабля. После дополнительной обработки и сушки элементы корпуса подвергаются пропитке специальным консервантом, который полностью стабилизирует каждый отдельный деревянный элемент. Древесина как бы герметизируется, что позволяет устранить поводки и набухание при изменении температуры и влажности помещения-хранилища.

Для антисептической обработки древесины использовался антисептик для наружных работ фирмы «ЫЕОМГО», который дал очень хорошие результаты по наблюдениям в течение не менее 4-х лет. Это антисептик марки «440С0». В некоторых случаях после неоднократной обработки артефактов (3-4 раза) антисептиком, отпала необходимость в пропитке укрепляющим раствором. Об этом также пишет в своей книге «Резное дерево в храме» (стр. 181) Г. А. Преображенская, ведущий специалист в области консервации и реставрации древесины. Пропитка укрепляющим раствором является финишным этапом по настоящей технологии. Используется пропитка фирмы «Неогард» на основе кремнеорганики. Эти гидрофобизаторы представляют собой оли-гомерные соединения или их растворы, содержащие группы, способные химически связываться с поверхностью материала: Si-OH, Si-OCH3, SI-OC2H5.

Благодаря «щётке» из группы «Р» поверхность обработанного материала перестаёт смачиваться водой в той же мере, как например воск или парафин. Однако промежутки между группами «Р» достаточно велики, поэтому не нарушается обмен газами (кислород, пары воды) между поверхностью и окружающей средой поверхность «дышит».

Гидрофобизаторы проникают в поверхности материалов и закрепляются в них за счёт образования химических связей с целлюлозными волокнами и одновременной полимеризацией.

В результате образуется безвредное для человека и животного покрытие, обладающее высокой устойчивостью к внешним воздействиям. Дополнительно это покрытие предотвращает рост плесени, грибков и микроорганизмов на поверхности изделий. Так как действие гидрофобизаторов «Неогард-Дерево» проявляется на молекулярном уровне, они не изменяют внешний вид изделия, его структуру и механические свойства. Стоимость компонентов гидрофобизаторов невысока, поэтому готовые композиции могут применятся в широком масштабе.

После высыхания состав не изменяет цвет, структуру и запах древесины; не препятствует влаго- и газообмену с поверхности изделия. Результаты обработки этой пропиткой одобрены сотрудниками археологической лаборатории в Великом Новгороде (Э. Кубло) и многими участниками конференции «По сохранению подводного культурного наследия» в Калининградском Музее «Мирового Океана», где демонстрировались образцы «мокрой» древесины, прошедшие консервацию данным методом. Последний этап консервации продолжается до сих пор. Весь процесс консервации до передачи на экспозицию занял 4,5 года. И ещё потребуется около года, чтобы завершить процесс.

Также очень важным моментом является проектирование и изготовление поддерживающих конструкций, без которых невозможно представить артефакты на экспозициях музеев. Но это отдельная история, которая для «Портсмута» только начинается.

В настоящее время в «Музее Истории Кронштадта» проводится сборка поднятых и прошедших консервацию артефактов линейного корабля «Портсмут» в единое целое, как они находились

под водой. Для проведения этой операции требуется проработка и изготовление специальных конструкций для установки шпангоутов, килей, досок обшивки и т.д. Работы планируется завершить марте 2016 года, когда артефакт будет открыт для осмотра публикой в одном из залов музея. Конечно, экспозиция будет развиваться и дальше, т.к. работы по подъёму артефактов с этого корабля продолжаются. Так в ноябре 2015 года были подняты ещё 2 пушки, обнаружена бортовая часть, замытая в песке. На фотографиях можно увидеть, как продвигаются работы по монтажу экспозиции линейного корабля «Портсмут» на декабрь 2015 года.

Ученые обнаружили ядро, якорный канат и фрагмент накладки на киль длиной около 6,5 м, принадлежавшие русскому кораблю «Портсмут». Бывший флагман флота затонул в 1719 году.

Археологи обнаружили ядро и якорный канат на русском корабле «Портсмут», который считался в начале XVIII века одним из самых быстроходных судов Балтийского флота и затонул во время шторма в Финском заливе почти 300 лет назад. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на начальника экспедиции «Память Балтики» Константина Шопотова.

«День назад мы открыли новый полевой сезон и провели работы на месте обнаружения «Портсмута». Здесь нами были найдены пушечное ядро и фрагмент пенькового якорного каната. Кроме того, в стороне от находки, на мели был найден фрагмент накладки на киль длиной около 6,5 метра», -- рассказал Шопотов.

По его словам, археологи «Памяти Балтики» летом намерены продолжить исследование затонувшего корабля. Кроме того, в планах экспедиции дополнительное изучение 44-пушечного шведского фрегата «Земира», погибшего в Выборгском морском сражении 22 июня 1790 года. Также ученые надеются провести работы под Волховом, где, по предварительным данным, на дне реки лежит средневековая ладья.

Шопотов напомнил, что год назад участники экспедиции провели работы на Лондонской отмели в Финском заливе в районе Кронштадта, где во время шторма в 1719 году погибли два русских линейных корабля -- «Лондон» и «Портсмут». Тогда специалисты обнаружили одно из погибших судов -- «Портсмут», останки второго корабля пока так и не найдены.

Всего за годы более чем 20-летней работы экспедицией «Память Балтики» найдено и исследовано более 20 кораблей.

«Портсмут» и «Лондон»

Эзельское сражение Произошло 4 июня 1719 года, на заключительном этапе Северной войны, между эскадрами боевых кораблей России и Швеции.

«Портсмут» был построен в Амстердаме по русскому проекту в 1714 году и считался одним из самых скоростных кораблей Балтийского флота. В 1719 году он был флагманом русского отряда, который 4 июня в Эзельском сражении захватил в плен линейный корабль «Вахтмейстер», фрегат «Карлскрон Вапен» и бригантину «Бернгардус».

Корабль «Лондон» приобретен в Англии в 1714 году и прибыл в Россию 19 июня 1715 года. В 1719 году он участвовал в походе к берегам Швеции.

Оба корабля -- «Портсмут» и «Лондон» 12 октября 1719 года при возвращении в Кронштадт налетели на мель, где через два дня их разбил шторм.

Северная война

Северная война велась Россией и ее союзниками против Швеции в 1700-1721 годах. Петр I в результате этой войны планировал закрепиться в Балтийском море, поэтому сражения на море оказали значительное влияние на ее ход.

Перелом в войне случился после Полтавской битвы в 1709 году, но несмотря на это, она продолжалась. Значительные сражения произошли на море. В 1714 году русский флот одержал первую победу у мыса Гангут (Ханко). В 1719 году шведский флот потерпел поражение у Эзеля, а в 1720 году -- у Гренгама. Попытка английской эскадры вмешаться в ход военных действий на стороне шведов окончилась неудачей. В 1721 русский отряд высадился в районе Стокгольма, что заставило англичан покинуть Балтику. Оставшись без союзников, Швеция заключила Ништадтский мир с Россией, уступив ей Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию и Западную Карелию, но сохранив за собой Финляндию.

В результате Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю, было покончено с господством шведов на Балтике.

Похожие публикации