Почему чеченцы тупые. Правда о чеченцах - «настоящих мужчинах» и «непобедимых воинах

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме………………………………… следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

В 2-х последних номерах «МК» была напечатана статья «Разговор с варваром», сделанная в форме интервью с неизвестным чеченцем (а то еще обидится кто ).

Чеченец этот еще относительно молодой, потому что закончил институт при Дудаеве, и сыну его 8 лет. Он живет в Москве, и как это водится у новых москвичей с Кавказа, рассказывает, как его тут обижают, не уважают. Конечно, нелегко отличить чеченца от русского или еще какого, но люди стараются. Так в доме, где он живет, никто не знал, что он чеченец, пока не приехала его мама и не рассказала, что она из Грозного. После этого все о них отшатнулись, а участковый стал вызывать его к себе и спрашивать, не прячет ли он террористов. Гордый сын гор платит ему теперь оброк – 200 рублей в месяц. На вопрос усомнившегося журналиста, не смехотворна ли названная сумма, чеченец разумно отвечает, что один чеченец – 200 рублей, а пять – уже 1000. Чувствуется знание жизни и арифметики. (Интересно только, что раньше, до приезда болтливой матушки, корыстный участковый не знал, где у него живут чеченцы, ведь люди же не регистрируются, не указывают национальность, прежнее место жительство, правда? )

А когда его сын пошел в школу, то все дети узнали, что он чеченец и перестали с ним играть (А как же прежняя жуткая история с раскрытием инкогнито? ) Теперь наш герой с тоской смотрит, как дети во дворе бьют его мальчика. Один раз он увидел, как его сын позорно бежал. Тут взыграла в нем кровь, и он ударил ребенка и выгнал его на улицу, чтобы тот вел себя как мужчина. Сын начал драться, с тех пор у него остался только один друг, и тот, по мнению отца, предатель, потому что сбежал с поля боя. Но мальчик не поддается наущениям отца и не хочет с ним ссориться. «Я понимаю,- горько вздыхает отец, - ему нужен хоть один друг, ведь он еще маленький».

Журналист находит поведение отца жестоким. «Но, наверное, это настоящее чеченское воспитание?» - «Нет, чеченское воспитание совсем другое». Когда герою было три с небольшим года, его отец подарил ему автомат, игрушечный. (Скажем прямо: жадноватый был папа, мог бы и настоящий подарить. ) Дети во дворе из зависти игрушку сломали (А я что говорю? Жадный платит дважды: настоящий бы, небось, не сломали. ) Он пришел домой в слезах. Отец его не только не утешил, но еще и отлупил и дал ему большой нож, чтобы он отомстил. Ребенок прижал нож к правому бедру (Обратите внимание: какие чеченские дети необыкновенные. Обыкновенный ребенок этим ножом бы уже поранился, как, например, мой дядя, которому в те же годы попался в руки отцовский кортик ) «Мои обидчики были старше меня: им было 5, 6 и 7 лет». Да, солидный возраст. Одного из них наш трехлетка догнал и стал тыкать в спину ножом, но тот был в тулупчике и мальчик все никак не мог пропороть его ножом. (Да, тулупчики в Чечне, видимо, хорошие, а ножи – скверные. Взять на заметку ) Эту сцену заметил сосед и отвел проказника к отцу. Мальчик ждал, что отец станет его ругать за то, что он не убил супостата, но отец дал ему подзатыльник. Тогда герой интервью и понял, что настоящий чеченец должен сам решать свои проблемы, не жаловаться, мстить, а если уж попался, то не сдавать напарника. (История эта мне очень понравилась. Предположим, что это – не наглое вранье с целью представить чеченцев ну очень страшными людьми, а правда. Предположим, что и отец рассказчика был не психически больным, а что таковы настоящие правила воспитания детей в Чечне. Но вот убил бы этот трехлетний ребенок своего пятилетнего обидчика, и что, разьве ему бы за это ничего не было? Разве шестилетний брат убитого не должен был убить его, чтобы отомстить в свою очередь? И так далее? И много ли людей осталось в Чечне? Так и представляю себе чудную картинку, как чеченские детки играют в песочнице и у каждого по большому ножу. «А, ты взял мою формочку, ты наступил на мой куличек? Умри же, несчастный!» )

Но что интересно, что тот же папа не позволил сыну участвовать в войне с русскими в 90-х годах. Что это с ним случилось? Поумнел? Герой наш переехал в те годы в Москву и с тех пор страдает. Правда, он еще построил на родине дом, но злые русские его взорвали, потому что сказали, что с него стрелял миномет. «А миномет стрелял?» - «Не знаю».

Герой одобряет тех чеченцев, которые ходят на Манежную площадь танцевать лезгинку. (Правда, танцуют. Я как туда не пойду, так их вижу. ) «Я бы сам пошел, но не умею танцевать.» (А кружок народного танца на что? ) Оказалось, что они там танцуют, чтобы враги не нападали на них трусливо по подворотням, а напали прямо там. (А вот это – разумно: там полно милиции, в случае чего - всех скинхедов в обезьянник – а ты танцуй себе. Танцевать у нас не запрещено. )

В заключении чеченец говорит, что уезжать из Москвы не собирается, потому что ему тут нравится. Он потерпит, что бьют его пацана, но если случится что-то серьезней детской драки, то он за себя не ручается. (И что же будет? Напоминает анекдот, как мужика грабят, а он кричит: «Ой, не подходите ко мне, а то будет, как вчера! Ой, отдайте все обратно, а то будет, как вчера!» - «А что вчера было?» - «А вчера взяли и не отдали.» )

В общем, автор этого интервью хотел напугать образом чеченца-варвара, а получилось как-то глупо. И вранья много, и передергиваний. У меня на работе, например, работает чеченка. Все к ней прекрасно относятся. Ее дочь нормально училась в школе, никто ее не обижал, подруг много, мальчики ухаживают. Сейчас у нее еще один маленький ребенок. Тоже все нормально. Хотя они – самые настоящие чеченцы, там родились, регулярно ездят к родне. И если уж на то пошло, то уровень убийств на Кавказе ниже, чем в традиционных русских областях, и сильно ниже. Так что еще разобраться надо, где живут на самом деле опасные люди.

Из разговоров с чеченцами. Записано во время последней поездки в Грозный. Все фразы принадлежат разным людям:

Ты не смейся над нашим золотом, мы под вашими бомбами ходили десять лет, теперь под золотом ходим. Имеем право!

Я на митинг не пойду. А чего его (Рамзана) поддерживать? Что он, такой слабый что ли? Я не видел, чтобы его обижали.

У нас очень безопасно. Я могу машину оставить заведенной и никто к ней не подойдет. Ни в одном регионе России такого нет.

Что вы вообще прицепились к Чечне, к Кадырову, все нормально у нас, не лезьте к нам.

- Если женщина хочет работать на нормальной должности, она должна надеть платок. С непокрытой головой карьеры не сделаешь.

Мне эти митинги не нравятся, я одиночка, зачем мне кучковаться? Я тебе так скажу: живи честно и кучковаться не надо будет.

В Коране написано что Америка под воду пойдёт, вот они и стремятся к нам перейти. На нашу землю.

Плохо, что из-за отдельных выродков весь народ начинают судить. Если какой чеченец в Москве будет беспредельничать, вы его сразу крутите. У нас вот, никто не беспредельничает, а вы им позволяете. У меня сын в Москве учится, что он там делает? Как себя ведет? Не знаю. Переживаю, чтобы не опозорил меня перед людьми.

Ты не разменяешь тысячу по сто? Нет, по пятьсот не годится, это детям на свадьбу кидать, по 500 уже тяжело, ушло время.

Что у нас плохого? Нет у нас ничего плохого, все у нас хорошо.

Нас никто не кормит. Чеченца кормить не надо, вы восстанавливаете, что разрушили.

Я не понимаю, зачем люди собираются в поддержку Рамзана. Можно подумать, ему наша поддержка нужна. Путин его поддержка, мы ему зачем?

Никто Рамзана не обижает. Он сам уже не знает, кого ему обижать.

Почему это мы черножопые? Чеченцы белее русских будут. Это они от неграмотности своей нас так называют. У настоящего чеченца кожа белая, глаза голубые.

Никто нас на митинг не собирал. Мы сами пришли. Зачем? Не знаю. Так надо. У нас народ такой, нас просить и заставлять не надо, мы чувствуем, как надо, как правильно, так и поступаем.

Если Рамзан увидит мусор, уволит префекта (главу района). Поэтому там, где Рамзан ездит, всегда идеальная чистота. А ты сверни на соседнюю улицу, там уже будет грязь. Это как получается, лицо помыл, а шею не надо? Так выходит? Зачем эта показуха?

Ай! Что ты телишься стоишь на своей Приоре?! У тебя ходовая 2 рубля стоит, не бойся!

Если какой чеченец не прав, неправильно себя ведет, Рамзан или его люди будут решать вопрос. Не важно, в Москве, в Грозном или в другой стране. У меня бизнес в Москве, когда я что-то делаю, или где-то выступаю, я всегда думаю, как к этому отнесется Рамзан.

Рамзанчик - хороший мальчик. Не бьет, 3 раза кормит, все хорошо! Я все пережил на своей шкуре, так что сейчас все хорошо. Главное кормят. Если бы не Рамзанчик, вообще беда была бы!

Говорят, у Рамзана в резиденции целый зоопарк. Там львы, тигры, рыбы разные. Ему постоянно животных дарят. А вот обезьян он не любит. Как-то ему подарили обезьяну, так он ее львам своим сразу скормил.

Я не знаю, кто такой Яшин, но если народ против него, значит плохой человек. Народ просто так говорить не будет на человека. Да, плохой он человек.

Я, если честно, в политике не очень разбираюсь и не слежу, кто там, что говорит. А почему пришел? Не могу молчать!

Ого! Это у тебя парик такой или настоящие? А можно потрогать?

О чем говорят русские.

Когда я уехал в Грозный, многие знакомые переживали, не убьют ли меня там, не кинут ли в яму и вообще, Чечня это же так опасно! Другие спрашивали, сколько мне заплатил Кадыров, когда у меня в Инстаграме появится селфи с ним и табличка в его поддержку. Конечно, из Грозного я должен был вернуться на черном Порш Кайене с номерами КРА. Ведь нельзя же просто так взять и полететь в Чечню. Тебя там должны либо убить, либо подарить тебе Кайен. Других вариантов нету.

Рассказываю. Порш Кайен мне не подарили. Селфи не будет. Убить тоже не убили. Посты про плохой и хороший Грозный будут. Извиняться, надеюсь, не придется.

Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

Забери к себе:

Происхождение чеченцев

Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

  • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
  • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
  • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

Кавказская война

Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

Национальные особенности

Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

Чеченка. Лезгинка.

Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

Традиции чеченцев

Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

Забери к себе:

Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.

О смелости, необузданности и непокорности чеченцев ходят легенды. Но что же сделало их такими? Возможно, следует рассмотреть историю чеченского народа в историческом контексте.

«Беспощадные как тигры»

Рубеж XVII-XVIII столетий ознаменовался многочисленными войнами России с Турцией, Персией, а также с крымским ханством. Поскольку от врагов нашу страну отделял Кавказский хребет, стратегически важно было захватить над ним контроль. Но это оказалось не так- то просто. Горцы вовсе не хотели быть покоренными. Так, в 1732 году чеченцы напали на русский батальон, совершавший переход из Дагестана на Ставрополье. С 1785 по 1791 год чеченские шайки не раз вероломно нападали на русские воинские гарнизоны, на мирных землепашцев, осваивавших земли нынешнего Ставрополья. Своего пика противостояние между русскими и чеченцами достигло в 1834 году, когда во главе мятежников встал имам Шамиль. Русская армия во главе с фельдмаршалом Паскевичем прибегала к тактике «выжженной земли»: аулы, население которых было на стороне мятежников, разрушали, а их жителей поголовно уничтожали… В целом сопротивление чеченцев удалось сломить, но отдельные «диверсии» против русских продолжались вплоть до революции 1917 года. «Они поражают своей подвижностью, проворством, ловкостью. На войне они кидаются в середину колонны, начинается ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны как тигры», — пишет В.А.Потто в книге «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (1887). Когда во время одного из сражений русские предложили чеченцам сдаться, те ответили: «Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских — пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили — не покоряясь чужой власти».

«Дикая дивизия»

Во время Гражданской войны многие чеченцы и ингуши пошли служить в «Дикую дивизию» под командованием генерала Деникина. В 1919 году эта «дивизия» устроила настоящую резню на Украине, куда отправилась подавлять восстание Махно. Правда, в первом же бою с махновцами «дикари» были разгромлены. После чего чеченцы объявили, что не желают больше воевать у Деникина и самовольно вернулись к себе на Кавказ. Вскоре формально на Кавказе была установлена советская власть. Однако с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний против большевиков и более 50 бунтов более мелкого масштаба. В военные годы количество диверсий со стороны местного населения привело к упразднению Чечено- Ингушской АССР и депортации местных жителей.

«Приходи свободным!»

Почему же с чеченцами всегда было так тяжело? Потому что основы их культуры в корне отличаются от нашей. Так, до сих пор у них в ходу кровная месть. К тому же, чеченец не имеет права признавать своих ошибок. Ошибившись, он все равно будет до самого конца настаивать на собственной правоте. Запрещено и прощать своих врагов. В то же время у чеченского народа есть понятие «нохчалла», что означает «быть чеченцем». Оно включает в себя свод этических правил, принятых в чеченском обществе. Согласно ему, чеченец должен быть сдержанным, немногословным, неторопливым, осторожным в высказываниях и оценках. Нормой считаются предложение помощи тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, гостеприимство, уважение к любому человеку независимо от его родства, веры или происхождения. Но при этом «нохчалла» подразумевает неприятие любого принуждения. Чеченцев с детских лет воспитывают воинами, защитниками. Даже древнее чеченское приветствие гласит: «Приходи свободным!» Нохчалла – это не только внутреннее ощущение свободы, но и готовность отстаивать ее любой ценой.4 В старой чеченской песне, которая впоследствии стала гимном «свободной Ичкерии», говорится: Скорее скалы гранитные, как свинец, расплавятся, Чем полчища врагов заставит нас склониться! Скорее земля возгорится во пламени, Чем мы предстанем могиле, продав свою честь! Никогда и никому мы не покоримся Смерть или Свобода — одного из двух добьемся. Сами чеченцы утверждают, что среди них есть истинные носители «святых традиций вайнахов» — адатов — и есть те, кто отошел от этих канонов. Кстати, слово «вайнах» означает «наш человек». И когда-то «своим» для чеченцев мог стать человек любой национальности. Но, разумеется, при условии соблюдения их обычаев. Те чеченцы, которые занимаются разбоем и грабежами, которые становятся террористами – не «истинные вайнахи». Свой могучий темперамент они используют в недостойных целях. Но судить по ним обо всем чеченском народе – большая ошибка.

По этой же теме:

Чем горные чеченцы отличаются от равнинных? Почему за 200 лет чеченцы так и не ассимилировались с русскими?

Ездил на днях во Владикавказ. Задержался там вроде бы не допоздна, но до темного времени суток - до половины шестого. Приехал на автостанцию - оказалось, ни "машруток", ни такси уже нет. Попросил товарища из местных, он заказал мне такси по вызову, но только до поста на границе с Ингушетией, дальше никто из таксистов не едет.

Приехало такси, едем. Познакомился с водителем - грузин из Казбеговского района, подрабатывает в Осетии, зимой в горах делать нечего. Предлагаю - поехали до Назрани. Он соглашается, вызывает по рации базу, чтобы узнать, сколько будет стоить такой маршрут. Ему оттуда - тебе что, жить надоело, что ты едешь в Ингушетию? Кто-то из таксистов этой же компании, видимо, услышав по рации разговор, советует – вчера за такую поездку 5 тысяч брали (цена совершенно несообразная – обычно таксисты с автостанции берут за этот маршрут 350-400 рублей, а проезд на «маршрутке» стоит 20 рублей). Мой водитель усмехается, комментирует мне - осетины боятся ездить, а мне все равно.

В итоге он, правда, все равно высаживает меня на черменском круге на границе с Ингушетией - начальство с базы категорически запретило ехать, опасаясь, что менты в Ингушетии отберут у него незарегистрированную рацию.

Такая же ситуация с таксистами в Ингушетии, если пытаешься оттуда ехать в Осетию. Все службы такси по вызову отказываются везти, например, в аэропорт возле Беслана. Приходится доезжать до того же поста на черменском круге, переходить его пешком, а там искать попутку. Однажды я предложил везшему меня из Назрани знакомому таксисту поехать до самого аэропорта. Уговорил его тем, что рассказал, как за пару дней до того проехал совершенно спокойно этим же маршрутом. И мы проехали совершенно нормально, если не считать, конечно, что нас четыре раза остановили гаишники, дважды сняв по 30-50 рублей и однажды придравшись к антенне от рации (саму рацию водитель вытащил из машины и оставил на работе). После этого случая этот таксист начал выезжать в Осетию, несколько раз встречал и меня (я обычно летаю из Москвы рейсами на Владикавказ), пока как-то не выяснилось, что его машина в угоне, а ее номера перебиты (но это обнаружили гаишники в Ингушетии).

Поэтому сейчас каждый раз поездка в беслановский аэропорт – большая головная боль. Таксисты из Ингушетии либо отказываются ехать, делая большие глаза – «мы после событий туда не ездим» (имеется в виду захват школы в Беслане), либо заламывают цены.

Побывав не так давно в Ереване, узнал, что там примерно такая же ситуация. Как правило, армяне не ездят в Азербайджан, а азербайджанцы в Армению. Один друг-азербайджанец из Баку рассказал, что когда бывает в Ереване, там к нему приставляют охрану – одного-двух сотрудников спецслужб, которые везде следуют за ним.

Обдумывая все это, в очередной раз задумался – какая же долгая негативная память у этих людей. Ведь, если исходить из вышеизложенных фактов, то, казалось бы, чеченцы после последних двух войн должны в Россию вообще носа не совать, а русские Чечню стороной облетать. Ан нет. Все наоборот. В каких только неожиданных местах в России не встретишь чеченца, а многие русские с удовольствием или же любопытством едут в Грозный.

Почему так происходит? Слишком общими стали культуры после долгого советского общежития? Не думаю. Например, ингуши с осетинами имеют немало общих фамилий, да и в поведении у них иногда замечаю немало общего. А противостояние между ними существует.

Или же дело в том, что Чечня и в первую очередь, Грозный, были полинациональными? Опять не уверен – вон сколько армян жило в Баку, да и азербайджанцев немало проживало в Ереване до начала конфликта. А сейчас?

Кажется мне, что дело в самих менталитетах чеченцев и русских. Есть, наверное, в них некая незлобивость характера, не можем мы долго помнить зло, нам причиненное. Миролюбие и добрососедство, несмотря на затасканность этих понятий, - вот что дает нам возможность жить рядом и ходить друг к другу в «гости».

Возможно, многие со мной не согласятся. И объяснят все иначе. Что-то вроде того – что выгодно это людям, потому они так себя и ведут. Дескать, чеченцы едут в Россию зарабатывать, а русские – за тем же самым в Чечню, но по приказу. И что на поверхности мы изображаем радушие по отношению друг к другу, а внутри – ненавидим. Наверное, отчасти и это справедливо – в некоторых случаях. Но я много знаю людей разных национальностей в разных концах мира, а больше всего – чеченцев и русских. Я общаюсь с людьми, и могу отличить лицемерие от правды. И я вижу – нет внутри нас ненависти, а есть желание жить, и причем жить по «полной программе» - открыто, легко, весело, щедро. Вот это вот стремление и не дает нам времени, а следовательно, и как бы возможности ненавидеть и бояться. Не до того нам.

Похожие публикации