Первый человек совершивший кругосветное плавание. Знаменитые путешественники - кругосветные путешествия по странам мира


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.


Географические знания о Земле стремительно развивались. Возникли предположения о том, что, обогнув Южную Америку, можно выйти в Южное море (так раньше называли ) и по нему дойти до берегов Азии и . Первым, кто взялся осуществить это, был Фернан Магеллан (1470-1531). Он предложил королю Испании неслыханный доселе план - достичь берегов Азии, обойдя Америку с юга.

20 сентября 1519 года флотилия в составе пяти кораблей вышла в поход. Она пересекла Атлантический океан и двинулась вдоль берегов Южной Америки в поисках прохода в Южное море. После долгих странствий смельчакам наконец повезло. Пролив, названный впоследствии Магеллановым, был найден, и флотилия вошла в Южное море. Как сообщает один из участников экспедиции, Магеллан назвал бескрайние водные просторы Тихим океаном, «потому что мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Это название - парадокс, так как штиль в Тихом океане - большая редкость.

Более трёх месяцев продолжался этот переход по безбрежному океану. Экипаж страдал от жажды, болезней. Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Запись, сделанная его рукой в судовом журнале, гласит, что, обойдя вокруг Земли, корабль вернулся в Старый Свет. Это было последнее письменное сообщение, сделанное рукой самого Магеллана.

В апреле 1521 года бесстрашный мореплаватель погиб в одной из схваток в разгар межплеменной войны. Из всех кораблей назад в , обогнув Африку, вернулся только один - «Виктория» («Победа»). Он вошёл в родную гавань 6 сентября 1522 года. Первое кругосветное путешествие продолжалось три года. Оно окончательно доказало тот факт, что Земля шарообразная.

Глобус Мартина Бехайма

С развитием географических знаний о Земле совершенствовалась и картография. В 1492 году немецкий географ и выдающийся специалист по вопросам навигации Мартин Бехайм (1459-1507) и художник Георг Глокендон (год рождения неизвестен - умер в 1553 году) изготовили первый глобус, изображающий земной шар. Его диаметр равен 54 см. Авторы назвали своё творение «Земное яблоко». На нём Бехайм разместил карту мира древнегреческого учёного Птолемея. это маленькое подобие нашей планеты стали называть позже. Конечно, изображения на нём были далеки от истины: создатели «Земного яблока» не знали о существовании Нового Света (Колумб в 1492 году только отправился в плавание). Однако позднее, когда люди оценили их преимущества, глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий. Изготовленные для кабинетов глобусы среднего размера часто снабжались механизмом, который приводил их в движение, вращая вокруг оси. Были даже глобусы высотой в человеческий рост, и на них умещались не только красочные изображения поверхности Земли, но и сведения о разных странах. Однако карты всегда имели свои преимущества и потому до сих пор остаются незаменимыми атрибутами любого путешественника, исследователя и учёного.

В 1569 году Герард Меркатор (1512-1594) создал первую карту мира на основе новейших картографических и географических знаний европейцев о Земле и выдающихся открытий того времени. На неё были нанесены материки, за исключением и Австралии (они были открыты и исследованы позднее), а также омывающие их океаны. Многие географические объекты названы в честь открывших их мореплавателей и исследователей. Имя Америго Веспуччи осталось для потомков в названиях двух материков: Северной и Южной Америки, в честь Фернана Магеллана назван пролив, разделяющий материк Южная Америка и остров Огненная Земля. Благодаря экспедициям эпохи Великих географических открытий на карте мира появились Новый Свет (Америка), Тихий океан, остров Огненная Земля, Магелланов пролив, крупные острова в Карибском море: Багамские, Гаити, Куба. Целым поколениям географов и картографов, исследователей и путешественников предстояло ещё несколько веков уточнять и дополнять карты наносить точные контуры всех материков и океанов, островов и полуостровов заливов и проливов, других географических объектов.

Нас учили в школе, что первым совершил кругосветное путешествие испанский капитан Фернандо Магеллан (1480–1521). Ответ этот неверен. Дело в том, что Магеллан был адмиралом эскадры испанских кораблей, которые вышли из Испании и обогнули Америку с целью достигнуть островов Пряностей. Сейчас они называются Молуккскими островами. На этом пути среди прочего испанцы открыли Филиппинские острова, которые назвали так в честь испанского короля Филиппа II. Именно здесь в 1521 году Фернандо Магеллана убили туземцы. Так что свое кругосветное путешествие Магеллан не закончил. Но и матросы того единственного корабля из эскадры Магеллана, который в 1522 году возвратился в Испанию, обойдя вокруг земного шара и проведя в плавании 3 года, тоже не были первыми людьми, совершившими кругосветное путешествие. Тогда кто же был первым?

Большинству из нас его имя неизвестно. Его звали Энрике де Малакка или Черный Энрике. Это был чернокожий раб Магеллана, которого он купил на невольничьем рынке в городе Малакка. Он находится на юге Малайского полуострова. Это – территория нынешней Малайзии. Отсюда и прозвище: «де Малакка», «из Малакки».

Как же попал в такую даль Фернандо Магеллан? А попал он туда в те годы, когда он был еще подданным португальского короля и звали его Фернан де Магальяиш. Фернан участвовал в экспедиции адмирала Афонсу де Албукерки (Afonso de Albuquerque) (1453–1515) к островам Пряностей. Потому что когда португальцы во главе с Васко да Гаммой обошли вокруг Африки и, преодолев Индийский океан, оказались в Индии, в городе Гоа, они обнаружили, что не все пряности, которые привозили в Европу из Индии, в Индии же и произрастают. Да, здесь выращивали черный перец, но другие ценные пряности, гвоздику и мускатный орех, привозили сюда издалека китайские купцы. По их словам, они покупали пряности очень дешево на островах, находившихся далеко на востоке. В 1511 году эскадра де Альбукерки отправилась на поиск этих островов. По пути туда они взяли штурмом Малакку. Здесь Магильяиш и прикупил себе раба, темнокожего паренька, которого купцы, как положено, не гнушавшиеся и пиратства, украли где-то на острове Суматра.

Магильяиш окрестил раба, дал ему имя Энрике и забрал с собой в Лиссабон. Когда Магильяиш, которого по его мнению обделили наградами за открытие Индии, в 1517 году переехал в соседнюю Испанию, Черный Энрике, естественно, уехал с ним. Обжившись в Испании, где он стал Фернандо Магелланом, авантюрист предложил испанскому королю захватить Острова пряностей. Как это сделать? Элементарно! Магеллан предложил попасть к Молуккским островам с той стороны, откуда португальцы «гостей» не ожидали, с востока, обогнув Земной шар. Правда, для этого необходимо было обогнуть Америку. Этот континент испанцы уже успешно осваивали. Однако о протяженности его на север и на юг понятия не имели.

Король одобрил план, но финансами экспедицию не побаловал. Только через два года, в сентябре 1519г. эскадра из пяти кораблей вышла в плавание, собственно говоря, даже не представляя, что продолжаться этому плаванию предстоит три года. Энрике де Малака находился на флагмане «Тринидад» вместе с хозяином.

Фернан де Магальяиш к этому времени на родине был объявлен предателем. Любому португальскому капитану, пленившему его, вменялось в обязанность вздернуть Магеллана на рее. Поэтому эскадра Ф. Магеллана, далеко обогнула берега Бразилии, где хозяйничали португальцы.

Магеллану три раза крупно повезло, а один раз все же не подфартило. Первая удача – он не попался португальцам. Вторая – он смог обогнуть Америку, обнаружив пролив, соединяющий два океана. И наконец, он проплыл почти четыре месяца по доселе неизвестному океану, и все это время ему сопутствовала ясная погода. Но четыре месяца – это было на пределе людских сил и возможностей. Заканчивалась еда и вода. Экипажи выкашивали болезни.

У берегов Филиппин великий капитан погиб в стычке с туземцами. По завещанию он освобождал Черного Энрике после своей смерти. Но Хуан Себастьян Элькано (Juan Sebastian Elcano) (1486–1526), который стал адмиралом изрядно поредевшей эскадры после смерти Ф. Магеллана, стал тормозить освобождение Энрике. И тогда бывший раб сбежал. На одном из филиппинских островов, Себу, он услышал, разговор местных жителей. Они говорили на наречии, знакомом Энрике с детства. С острова Себу Энрике возвратился на родную Суматру. Таким образом, он совершил кругосветное путешествие раньше, чем в Севилью возратился единственный корабль из флотилии Ф. Магеллана, уцелевший за три года нелегких приключений.

Еще по урокам школьной географии мы помним, что первое в истории человечества кругосветное путешествие совершила флотилия выдающегося мореплавателя Фернана Магеллана. Этот факт настолько общеизвестен, что на вопрос, поставленный коротко и ясно: кто совершил первое кругосветное плавание? - наверняка последует ответ не без доли удивления: как - кто? Магеллан!

Но, несмотря на уверенность такого ответа, он, тем не менее, не верен! Если вы посмотрите на карту мира или на глобус, вы без труда отыщете в южной части Тихого океана вытянутые цепочкой Филиппинские острова. И, опять же без труда, убедитесь, что этот архипелаг лежит почти точно на полпути любого корабля, отправившегося из Европы в кругосветное плавание: преодолев Атлантический океан и пройдя через Магелланов пролив в южной оконечности американского материка, корабль выйдет в необозримые просторы Тихого океана и спустя какое-то время придет к Филиппинским островам. Именно такой путь проделала флотилия под командованием адмирала Магеллана. Но для того, чтобы завершить кругосветное плавание, нужно еще пересечь огромное пространство Индийского океана, обогнуть с юга Африку, выйти вновь в Атлантический океан и, пройдя тысячи миль, добраться, наконец, до европейских берегов, откуда плавание начиналось.

Почему мы напоминаем об этом так подробно? Только для того, чтобы напомнить еще один факт - печальный, но бесспорный: Фернан Магеллан не мог совершить кругосветного путешествия, потому что он был убит на полпути - именно на Филиппинах, на одном из островов в стычке с жителями.

Однако в том, что первое кругосветное путешествие в нашей памяти прочно связано с именем Магеллана, нет ничего несправедливого: эта беспримерная экспедиция была организована и осуществлена по его замыслу. Несправедливо другое - то, что полному забвению было предано почти на четыреста лет имя человека, доведшего до конца задуманное Магелланом дело, - имя человека, впервые проведшего свой корабль вокруг земного шара и тем самым, в частности, доказавшего на практике шарообразность Земли. Ну, в самом деле, попытайтесь вспомнить: говорит ли вам что-либо такое имя - Элькано? Между тем это именно он - Хуан Себастьян Элькано и есть первый в истории человечества мореход, совершивший кругосветное плавание.

А дело было так…

Потомственный рыбак и моряк, баск из Гипускоа испанской провинции, владелец и капитан большого корабля, участник морских походов полководцев Гонсало де Кордова и Сиснероса - согласитесь, что из этого беглого перечисления встает образ мужественного и поседелого в битвах морского волка. И, тем не менее, этому «морскому волку» было едва за двадцать, когда он привел свой корабль из последнего похода в Алжир, где испанцы нанесли сокрушительное поражение маврам. Привел, чтобы… исчезнуть почти на десять лет. Почему? По одной простой причине: во все времена царственные особы с легкостью необыкновенной давали самые заманчивые обещания, а когда наступало время их выполнять, с той же легкостью забывали о них. Так случилось и на сей раз: испанский король Фердинанд, обещавший щедро вознаградить участников алжирского похода, как вы догадываетесь, и не собирался вспоминать о своих посулах. Иди речь о нем одном, молодой капитан Хуан Себастьян Элькано, возможно, и примирился бы с этим ударом - во всяком случае, через полтора десятка лет он так и поступил, снова испытав на себе «щедрость» монарха. Но на сей раз речь шла о целой команде, которой нужно было заплатить честно заработанные деньги. И капитан Элькано совершил поступок, не только справедливый, но и чрезвычайно мужественный: он продал корабль и, выручив нужную сумму, выплатил команде положенное жалованье. Постойте, можете сказать вы, - конечно, это справедливый поступок, но при чем тут мужество?

Дело в том, что королевским указом было строжайше запрещено продавать корабли португальцам - удачливым соперникам Испании на море. Нарушителя ждало такое наказание, что Элькано, продав свой собственный корабль и расплатившись с командой, вынужден был, как мы уже говорили, исчезнуть почти на десять лет, и не только из поля зрения альгвасилов (полицейских), но и историков: об этом периоде в жизни будущего великого мореплавателя мы, к сожалению, знаем мало. Точнее - ничего конкретного. Но все же главное мы можем предположить уверенно: он оставался моряком, и десять лет не прошли напрасно - к тридцати годам это был уже опытный и хорошо известный в своем кругу мореход.

Предположить это позволяет такой точный и многозначительный факт: когда в 1518 году Магеллан начал набирать людей для своих судов, которым предстояло беспримерное плавание, Элькано оказался в числе команды одной из каравелл. Серьезность проступка десятилетней давности нисколько не уменьшилась, ибо королевский указ не знал снисхождения. И то, что король Фердинанд давно скончался, а на испанском престоле восседал король Карл, ставший одновременно императором «Священной Римской империи», дела не меняло, ибо давний королевский указ никто не отменял и Элькано по-прежнему оставался преступником в глазах закона. И, тем не менее, он был взят Магелланом. А это означает только одно: Элькано был настоящим моряком, и адмирал готов был смотреть сквозь пальцы на давний проступок. Причем взят был Хуан Себастьян не простым матросом, а боцманом; то есть человеком, в те времена обязанным принимать деятельное участие в подготовке экспедиции. А всего через несколько месяцев, еще до отплытия, Элькано был назначен штурманом одного из судов флотилии Магеллана. Разумеется, такой стремительный взлет мог совершить только человек, чьи качества - мореходный талант, опыт и бесстрашие - были бесспорны.

А о том, что эти качества были бесспорны, свидетельствует, пусть пока тоже косвенно, и другой факт. Известно, что плавание с самого начала было омрачено постоянными конфликтами капитанов-испанцев с командиром флотилии - португальцем. Эти конфликты переросли в открытый мятеж, целью которого было отстранить Магеллана. Адмиралу удалось подавить бунт и расправиться с мятежниками в полном соответствии с суровыми законами того времени: один из капитанов был казнен, другой высажен на пустынный берег Патагонии, что тоже означало смерть, только медленную.

Десятки взбунтовавшихся моряков закованы были в цепи. В их числе был и бывший штурман каравеллы «Консепсьон» Хуан Себастьян Элькано… Но минуло едва полгода, и корабельный кузнец снял цепи с мятежного штурмана, потому что адмирал Магеллан, если воспользоваться современным выражением, «восстановил его в должности». Заподозрить Магеллана в мягкосердечии невозможно - по свидетельству современников, это был человек такой суровости, что она нередко доходила до жестокости, он был истинным сыном своего времени, когда жизнь человека ценилась не дороже одного мараведи, или, по-нашему говоря, ломаного гроша. И одновременно это было время Великих Географических Открытий, когда уже истинную ценность начали приобретать те качества, которыми столь щедро был наделен баскский моряк Элькано.

Мудрость решения Магеллана трудно переоценить: мы не знаем, удалось ли бы ему завершить это беспримерное плавание, вокруг света, не погибни он нелепо на полпути, но мы точно знаем, что оно закончилось бы бесславно после его смерти, если бы не Элькано.

После гибели адмирала последовательно его сменившие генерал-капитаны Эспиноса и Карвалью увели к берегам Борнео два последних уцелевших корабля, там они пустились в самый настоящий разбой. Лишь через полгода добрались корабли до Молуккских островов. И вот здесь одну из каравелл флотилии - «Тринидад» - вынуждены были поставить на ремонт, без которого она не могла продолжать путь. Таким образом, от всей флотилии Магеллана оставалось одно единственное судно - каравелла «Виктория», а капитаном на ней был не кто иной, как Хуан Себастьян Элькано.

Значение этого факта таково: именно в этот момент началось… кругосветное путешествие! Позвольте, можете удивиться вы, как же так?! Плавание ведь началось еще полтора года назад!

Верно, и тем не менее… Но для того, чтобы все стало ясно, вернемся к Магеллану. И начнем с того, что целью экспедиции было вовсе не кругосветное плавание.

Ее целью были гвоздика, черный перец и прочие пряности, столь ценимые в аристократических кругах Европы и ценившиеся буквально на вес золота. Вся беда была в том, что пряности эти произрастали очень и очень далеко, на островах Индийского океана. Вернее, это было полбеды, потому что моряки того времени ухитрялись на своих убогих суденышках добираться даже до Молуккских островов - главного района пряностей. Беда же - для испанцев - состояла в том, что на морском пути из Европы в юго-восточную Азию хозяйничали безраздельно исконные противники и соперники - португальцы, которые топили, не задумываясь, всякий чужой корабль, осмелившийся пуститься в плавание к Молуккским островам.

Таким образом, для испанских охотников до пряностей путь из Европы на юг вдоль Африки и дальше, от ее южной оконечности на восток - был заказан. Магеллану принадлежит идея попытаться достичь Молуккских островов не с востока, а с запада. Эта идея португальским королем, у которого служил Магеллан, была отвергнута - зачем искать еще какой-то западный путь, если португальцы безраздельно владеют проторенным восточным путем? Тогда-то Магеллан и предложил свою идею и свои услуги испанскому королю Карлу. А тому, как сказали бы мы сегодня, деваться было некуда: пряности нужны, а дорога к ним недоступна. И Магеллан получил, возможность снарядить флотилию и пуститься в плавание, главной и единственной целью которого было отыскать западный путь к Молуккским островам. Путь этот, как мы знаем, ценой неимоверных страданий и тягот был найден. Сам Магеллан до Молуккских островов не доплыл, погибнув, как вы помните, несколько раньше. Но не случись этого и доберись он сам до главной цели плавания, что бы произошло-затем? Иначе говоря, повел-ли бы он свои корабли дальше, на запад, чтобы, обогнув Африку уже известным, восточным путем, вернуться в Европу, или повернул бы обратно?

Утверждать трудно, но предположить с большой долей вероятности можно следующее. Итак, основная цель плавания - открытие к Молуккам западного пути - была достигнута. Этот путь существовал, португальцы о нем не имели и понятия, так что возвратиться домой можно было спокойно без всякого риска встречи с ними путем уже новооткрытым. Вот поэтому мы вправе предположить, что Магеллан, нагрузив корабли столь желанными его величеству Карлу пряностями, повернул бы обратно - через Тихий океан.

Но если мы не можем знать точно, какое все-таки решение принял бы Магеллан, решение Элькано нам известно: он назад не повернул, а свой корабль повел дальше. Начался второй этап плавания, именно кругосветный. Избегая встреч с кораблями португальцев, «Викторию» Элькано повел гораздо южнее хорошо, известного восточного пути. Иными словами, он повел и привел в Европу свой корабль путем, ранее никем не хоженым!

Кое-как державшийся на плаву обветшавший в трехлетием плавании корабль «Виктория» 7 сентября 1522 года бросил якорь у берегов Испании. На одном уцелевшем от всей флотилии корабле вернулось только восемнадцать уцелевших моряков. Эти восемнадцать человек, обогнули впервые земной шар, и доказали шарообразность планеты и то, что существует единый Мировой океан.

Как же были, встречены дома эти люди, совершившие небывалый в истории мореплавания подвиг? Поверить трудно, но было так: Элькано и его товарищей подвергли многонедельному допросу, целью, которого было выяснить: весь ли груз пряностей, взятый на Молуккских островах, сдан королевским чиновникам или моряки часть этого груза утаили? Вы представляете, это было важнее всего для короля испанского, императора «Священной Римской империи» Карла V и его чиновников! А то, что впервые в истории было совершено кругосветное плавание, что девять десятых команды флотилии погибло во время этого беспримерного по трудностям и испытаниям трехлетнего похода через четыре океана, - все это абсолютно не имело никакого значения!

Когда же власти не без удивления убедились, наконец, что драгоценный груз с Молуккских островов доставлен и сдан в полной целости, король-император решил великодушно вознаградить Элькано. И знаете, в чем заключалось это вознаграждение? Карл V простил великому мореплавателю тот тринадцати летней давности проступок, к которому молодого капитана вынудил своей «щедростью» предыдущий король! Вдобавок, в порыве, того же великодушия Карл V назначил было Хуану Себастьяну пенсию в 500 эскудо, но тут же опомнился и отсрочил ее выплату до возвращения Элькано из второго плавания к Молуккам. Вряд ли Хуана Себастьяна удивило это решение, свидетельствовавшее о «щедрости» императора, потому что любому испанскому моряку были известны горькие слова Колумба, сказанные им незадолго до смерти: «По прошествии двадцати лет тяжелых трудов и опасностей у меня в Испании нет даже собственного крова». Такова была участь многих выдающихся мореплавателей, и не только мореплавателей, и Элькано не составлял исключения…

24 июля 1525 года флотилия из семи судов под командованием капитан-генерала Лоайсы и великого кормчего Элькано пустилась в новое плавание к Молуккским островам - плавание, из которого Хуану Себастьяну не суждено было вернуться. Император Карл сохранил свои пятьсот эскудо… Здоровье Элькано было подорвано тягчайшими испытаниями, и 6 августа 1526 года мужественный капитан, которому не исполнилось еще и сорока, скончался на флагманском своем корабле «Санта-Мария-де-ла-Виктория»… Могила его, великого мореплавателя, впервые в истории человечества обогнувшего земной шар, находится посреди великого Тихого океана…

Многие годы имя и подвиг первого в мире кругосветного мореплавателя были преданы забвению и оставались неизвестными потомкам более четырех столетий.

Согласись, читатель, что всего того, о чем сказано, ты прежде не знал. Многие не слышали даже имени Элькано, и на вопрос: кто же совершил первое кругосветное путешествие, с полной уверенностью отвечали; Магеллан!

Знакомством с героями, что первыми отважились кинуть вызов стихии, я обязан своему деду. Он больше тридцати лет провел в море, но предпочитал рассказывать не про свою работу, а про храбрых первооткрывателей, что бороздили бескрайние просторы задолго до его рождения.

Корни великих географических открытий

Почему необходимо было искать этот путь в Индию? Зачем было нужно плавать непонятно куда? Чтобы понять, откуда возникла подобная надобность, необходимо вернуться в далекое прошлое и рассмотреть маршруты сообщения древних цивилизаций Евразии .

В первую очередь, я говорю о тех оконечностях:

  • Европейская цивилизация ();
  • Ханьский ;

Сообщение двух первых, насколько мне известно, началось посредством Шелкового пути во втором веке до нашей эры. Второй значимый торговый путь - дорога специй , соединяющая Индию и Европу.

Читатель, который не пропускал уроки истории в школе, возможно, уже догадался, к чему я веду. В седьмом-восьмом веке нашей эры арабские завоевания отрезают европейскую цивилизацию от описанных выше маршрутов , что приводит Европу в так называемые темные века . Спустя несколько столетий арабы из агрессивных завоевателей превращаются в оседлых торговцев и, кажется, жизнь налаживается. Или не налаживается, в 15 веке начинает свой захват пост-монгольских государственных образований империя Тимуридов , примерно в то же время турки-османы захватывают Константинополь, Европа снова начинает задыхаться .


Однако в этот раз Европейская цивилизация хорошо информирована о внешнем мире, а также имеет доступ к арабской астрономии и компасу. Появляется идея найти обходной путь сначала в Черную Африку , а если повезет, то и в столь желанную Индию .

Мотивация Магеллана и первое кругосветное путешествие

Из всех деятелей данной эпохи меня больше всего поразил подвиг одного человека, речь идет о Фернане Магеллане , чья экспедиция обогнула земной шар, совершив первое в истории человечества кругосветное путешествие .


Магеллан состоял на португальской службе , однако попал в опалу и принял решение предложить свои услуги Католическим королям (название правительства унии Арагона и Кастилии). Фернан предлагает приплыть в Индию с запада и тем самым наколоть систему (лазейка в том, что действительно находится на западе от демаркационной линии). Руководство Испании одобряет экспедицию и даже соглашается назначить амбициозного мореплавателя губернатором крупнейшего из открытых островов.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

В детстве у меня была интересная книга - «Энциклопедия географических открытий». Именно там я прочитал все подробности первого кругосветного путешествия и возьмусь добавить несколько фактов.


Первое кругосветное путешествие

Почти 500 лет назад в порт Испании прибыло судно, на борту которого находилось всего 18 человек . Эти люди изменили ход истории, проделав немыслимое на то время - кругосветное путешествие . В ходе морского похода было пересечено 3 океана , появились новые торговые пути, а главное - получены сведения о фактических размерах нашей планеты . Несмотря на осведомленность о ходе экспедиции, все же существуют и неизвестные факты.

Коммерческие цели

В августе 1519 года , руководствуясь лишь своей интуицией, Магеллан возглавил экспедицию из 5 кораблей. Цель - отнюдь не желание обогнуть земной шар. Как и в большинстве экспедиций того времени, основная цель - жажда наживы . Как и путешествие Колумба, экспедиция предполагала достижение заветных берегов Азии . Открытый до этого континент был мало изучен и не приносил существенной прибыли, чего не скажешь о португальских колониях в Индии. Было понятно, что - не Азия, а заветная страна пряностей лежит чуть-чуть далее. Именно для этих целей и было снаряжено 5 кораблей:

  • Виктория;
  • Консепсьон;
  • Сантьяго.

Выдуманное имя

На самом деле Магеллан - выдуманное имя. Настоящее имя - Фернан де Магальяйнш , и было изменено при поступлении на королевскую службу.

Тяготы кругосветного плавания

Помимо скудного рациона и психологического напряжения, члены команды испытывали чувство страха. Даже небо над их головами выглядело иначе, и набожные моряки удивлялись Южному Кресту и скоплению нескольких ярких звезд в окружении странных облаков. В наши дни эти скопления известны как ближайшие галактики, а туманности - Магеллановы облака .


Разочарование

Незадолго до своей смерти, Магеллан испытал разочарование: такие желанные берега пряностей оказались в полушарии португальцев . Все дело в договоре между Испанией и Португалией , согласно которому мир был поделен на два полушария. Все, что простиралось западнее 49 меридиана, попадало во владычество Испании, восточная часть отходила вечному противнику - Португалии .


Фернан прекрасно понимал, что это в конечном итоге означает. Ведь все ценности оказались на испанской стороне , а значит, вся затея была предпринята зря, и фактически он обманул короля. Намного больший, чем он предполагал, размер земного шара, не смог остановить его, однако сыграл злую шутку.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Первое кругосветное путешествие было совершено Фернаном Магелланом. Стартовало путешествие 20 сентября 1519 , закончилось 6 сентября 1522 года. В ней участвовало пять кораблей с экипажем около 280 человек. Но в результате междоусобиц, конфликтов и стычек обратно в Испанию вернулось всего лишь в 18 человек на борту одного корабля - "Виктории".

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Все, наверное, смотрели или читали Жюля Верна и его бессмертное “Вокруг света за 80 дней”? Кому как, а мне до жжения в пятках хотелось догнать и перегнать этот рекорд! При современной транспортной системе с этой задачей можно справиться за пару-тройку дней. А каково приходилось первым путешественникам? Как проходило самое первое кругосветное путешествие ? В учебнике об этом было скучно и мало, потому пришлось положиться на собственные силы.


Кто стал пионером кругосветного путешествия

Пионером в этом начинании был испанец Фернан Магеллан со своей флотилией. Из пяти кораблей, вышедших 20.09.1519 года из Санлукар-де-Баррамеды только “Виктория” вернулась в Испанию 6.09.1522 года. Сам Магеллан также не вернулся, погибнув в стычке возле острова Себу . Завершал маршрут к апитан “Виктории” Хуан Себастьян Элькано, поэтому лавры первой кругосветки можно смело разделить на двоих.

Состав флотилии :

  • Тринидад;
  • Сантьяго;
  • Сан-Антонио;
  • Консепсьон;
  • Виктория.

Зачем это было нужно

Как и Колумбу, многим хотелось найти западный путь к Азии . Кроме того, через Панамский перешеек было видно, что Америка не край света и перспектив для поисков предостаточно. Да и экономический стимул обойтись без посредников в торговле специями – не последняя причина. Поэтому к упцы Европы приняли самое активное участие в подготовке экспедиции. Королем Магеллану и Фалеру (компаньону-астроному) были посулены и доли в доходах от экспедиции , и наместничество в новых землях, и даже владения частью новых островов.


Маршрут

Флотилия прошла вдоль западного побережья Африки , перезимовав в б ухте Сан-Хулиан (Аргентина), пережив несколько мятежей из-за недоверия, усталости и нехватки продовольствия, потеряв “Сантьяго”, нашла-таки п ролив в южной части Южноамериканского материка , получивший название в честь Магеллана. Уже в составе 3 кораблей (мятежный “Сан-Антонио” ушел обратно в Испанию) за 38 дней экспедиция преодолела пролив.

Почти 4 месяца занял их путь до Марианских островов . Такой размер океана оказался неожиданно большим даже для бывалых моряков.

На одном из Висайских островов, Мактане , в конфликте с местными силами, Магеллан был убит .

Через несколько месяцев обветшалые корабли, уже без “Консепсьона”, оставленного и сожженного экипажем, добрались до Моллукских островов , где “Тринидад” был арестован по приказу португальского корол я .

Только команде “Виктории” , обогнув Африку, удалось завершить начатое.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Помню, в школьные годы был довольно начитанным ребенком, интересовался историей и географией (и где я свернул не туда?). Особо никогда не строил из себя всезнайку, но споры с географичкой по поводу различных точек зрения у меня периодически возникали, и как-то уж она категорически отказывалась серьезно воспринимать гипотезы именитых ученых из уст семиклассника…

Увидев вопрос про первое кругосветное путешествие , я вытер скупую ностальгическую слезу и полез освежать свои знания в гугл. Что ж, теперь я могу поведать вам, кто же на самом деле был этим отважным мореплавателем.


Первая кругосветная экспедиция

Считается, что первую кругосветку (1519-1522 г.) совершил Фернан Магеллан , португальский мореход, который собирался достичь Азии, плывя на запад и заодно разыскать новый путь к Островам Пряностей для испанцев.

Само путешествие можно разделить на несколько этапов:


И именно Элькано испанский король признал человеком, совершившим первую кругосветку , а не Магеллана . Почему? Потому что он просто не дожил до окончания экспедиции . Это был суровый 16 век: за Магелланом на запад последовало почти 300 человек на пяти судах , но возвратилось лишь 18 .

"Раб-путешественник"

Энрике де Малака родился на острове Суматра , но вскоре был взят в плен португальцами, а затем выкуплен Фернаном Магелланом . Во время путешествия он был на корабле кем-то вроде переводчика, а после гибели хозяина, когда корабли остановились на одном из Филиппинских островов , сбежал и вскоре вернулся на Суматру. Возможно, он и был тем самым первым человеком в истории, обогнувшим Земной шар.


Путешествия Чжэн Хэ

Также я хочу упомянуть одно любопытное предположение писателя и бывшего подводника Гевина Мензиса . Он утверждает, что еще в 15 веке первую кругосветку совершил китайский адмирал Чжэн Хэ , и в качестве аргумента приводит старинные карты, найденные в Китае, на которые помимо всего прочего нанесены

Похожие публикации