Овощи корешки и вершки. Дидактическая игра «Вершки и корешки. Подвижная игра «Вершки и корешки»

Данное пособие состоит из 13 слайдов.
Цель игры: Способствовать развитию знаний об овощах.
Задачи: - В игровой форме познакомить детей с миром съедобных растений;
-Расширять кругозор – помочь узнать историю появления овощей на нашем столе, а также
получить сведения о питательных и целебных свойствах овощных культур.
Содержание работы со слайдами: На каждом из восьми слайдов (с 3 по 10 слайд) изображение одного
какого-либо овоща. Начиная знакомство с овощами, ребёнок должен отгадать загадку, потом подобрать
соответствующий рисунок и кликом мышки проверить правильность выбора – изображение овоща встанет на
место его контурного изображения. Если ребенок ошибся в выборе, картинка при нажатии на нее мышкой
станет прозрачной. Рассмотрев получившееся изображение, нужно ответить на вопрос: какая часть растения
использует человеком в пищу.
Когда все эти задания будут выполнены, ребёнок послушает небольшой рассказ о каждом из овощей и узнает,
почему он стал незаменимым продуктом на нашем столе. Смена слайда производится кликом мышки по
квадрату в правом нижнем углу слайда.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (Морковь).
Что съедобно у
морковки:
надземная часть, листья –
вершки, или подземная корешки?
ПОСЛУШАЙ
Морковь
называется
корнеплодом, потому что в
пищу используется ее корень.
В толстом оранжевом корне
моркови
накапливаются
питательные вещества. Если
осенью
морковку
не
выкапывать, а оставить в
земле, на будущий год она
снова даст зеленые побеги и
принесет семена. Для этого и
нужен
растению
запас
питательных веществ.
Морковь едят сырой и вареной.
Особенно полезен морковный
сок,
в
котором
много
витаминов,
необходимых
человеку
для
здоровья.
Морковный
сок
нужен
больным людям с плохим
зрением.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
-Как же мне без хруста,
Если я … (Капуста)
Что съедобно у капусты:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Кочан капусты – это огромная
почка, в которой большие
сочные
листья
тесно
прилегают друг к другу. В
пищу у кочанной капусты
используют именно эти листья,
поэтому
ее
называют
листовым овощем.
Капусту можно есть в сыром,
вареном и жареном виде, а
также квашенную. В листьях
капусты много витаминов.
Кроме кочанной за долгие
века люди вывели много
сортов капусты. Есть среди
них растения, у которых едят
цветочные бутоны – цветная
капуста, а есть и такие, у
которых
в
пищу
идет
разросшийся, как шар, стебель
– капуста кольраби.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не промокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы меня? Я - …
(Свекла)
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Люди используют свеклу в
пищу с глубокой древности.
Свекла – корнеплод, у нее
съедобная нижняя, корневая
часть. В массивном, красно –
фиолетового
цвета
корне
свеклы
содержаться
питательные вещества, сахар и
витамины.
Свеклу едят в вареном и
маринованном виде.
Кроме
обычной
столовой
свеклы люди вывели и другие
сорта: крупную оранжевую
свеклу для скота и белую
сахарную,
из
которой
получают сахар.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Круглый, круглый желтый бок
Сидит на грядке колобок,
Врос он в землю крепко.
Кто же это… (Репка).
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Репа – крупный, сладковатый
на вкус корнеплод. Она может
быть разных оттенков желтого
цвета: от ярко оранжевого до
почти белого.
Кроме питательных веществ в
репе
содержится
много
витаминов. Её можно есть в
сыром и вареном виде. Раньше
любимым
блюдом
была
пареная репа. Готовить её было
просто: очистить от кожуры,
положил в горшок с водой и
ставь в печь. Когда хотят
сказать о каком – то деле, что
оно
очень
простое,
вспоминают про это старинное
кушанье: «Проще пареной
репы».

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Он круглый, красный, как глаз
светофора.
Среди овощей нет сочней…
(Помидора).
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Родина помидоров – далекая
тропическая
Америка.
Поэтому они хорошо растут
только там, где тепло и
влажно. Помидоры называют
плодовыми овощами, потому
что в пищу употребляют их
спелые плоды. Из небольших
желтых цветков вырастают
плоды. Во второй половине
лета под лучами жаркого
солнца
эти
плоды
превращаются в крупные,
ароматные,
красные
помидоры. Они очень сочны и
вкусны. Помидоры едят в
сыром и консервированном
виде. Из них получают сок
который называют томатными,
потому что второе название
помидоров – томаты.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
И зелен и густ
На грядке куст.
А капни немножко –
Под кустом … (Картошка).
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Листья, стебли и корни
картофеля несъедобны, а его
плоды – маленькие зеленые
шарики

«яблочки»,
вырастающие
на
месте
опавших цветков, - даже
ядовиты. Но у картофельного
куста
есть
необычные
отростки стебля, на которых
появляются сочные клубни.
Мы привыкли называть их
картошкой.
В этих клубнях растение
запасает
питательные
вещества. В них содержится
крахмал
и
витамины.
Картофель едят в вареном,
жареном и печеном виде.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Летом в огороде свежие,
зеленые, а зимою в банке –
крепкие, соленые.
Угадайте, молодцы, как зовут
нас…(Огурцы)
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
У огурцов используют в пищу
молодые, сочные, зеленые
плоды, внутри которых можно
увидеть много мелких семян.
Огурчик покрытые мелкими,
колючими
бугорочками,
вырастают на месте ярких,
желтых цветов. Их не сразу
заметишь среди стелющихся
по земле стеблей и широких
резных листьев. Родина огурца
– жаркие страны, он любит
тепло и влагу, поэтому в наших
краях его выращивают в
теплицах. Едят огурцы в
свежем,
соленом
и
маринованном
виде.
Питательных веществ в них
много, огурцы очень вкусны и
улучшают аппетит.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Ощипали с Егорушки
Зеленые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук)
Что съедобно у лука: вершки
или корешки?
А может быть, и то, и другое?
ПОСЛУШАЙ
Лук – удивительное растение.
Над землей торчат его узкие
длинные
листья,
словно
зеленые перышки, а под
землей прячется луковица,
похожая на репку. Луковица –
это
подземный
побег,
покрытый толстыми сочными
чешуями

измененными
листьями. Лук родом из
засушливых мест, поэтому в
луковице растение запасает
воду на тот случай, если долго
не будет дождя.
У лука съедобные зеленые
листья – вершки и луковицы –
корешки. В луке много
витаминов, его сок обладает
целебными свойствами. Он
убивает вредных микробов,
поэтому в старину говорили:
«Лук – от семи недуг».

Существительные: овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки); помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй (вершки); огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища. Признаки: красный, оранжевый, коричневый, зелёный, белый, фиолетовый, жёлтый, чёрный, бордовый (цвет); кислый, сладкий, горький (на вкус); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шерша­вая, ровная, неровная (поверхность); овощной (-ая, -ое), картофельный (-ая, -ое) и т.д. Действия: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, есть.

2. Игра «Вершки и корешки».

Перечисли овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй, - «вершки», и овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле, - «корешки».

Корешки -_

3. Игра " Повар».

Назови блюда, которые можно приготовить из различных овощей.

Из кабачков можно приготовить _

Из капусты можно приготовить_

Из лука можно приготовить_

Из картофеля можно приготовить_

4. Игра «Готовим суп и борщ».

Соедини те овощи, из которых варится борщ, с большой кастрюлей, а те, из которых варится суп, - с маленькой ка­стрюлькой.

Я положу в борщ _

Я положу в суп______

5. Отгадай и выучи загадку, нарисуй отгадку.

Тема «ОВОЩИ»

(задание 2)

1. Игра «Один - много».

Измени слова по образцу.

Образец. Один огурец. Пять огурцов.

Один помидор. Пять _ (помидоров).

Одна луковица. Пять _ (луковиц).

Один баклажан. Пять _(баклажанов).

Одна свекла. Пять_ (свекол).


Один качан капусты. Пять _ (кочанов капусты).

2. Игра «Большой - маленький».

Поиграй с мамой в игру. Пусть мама назовёт тебе большой овощ, а ты скажи, как он будет называться, если станет маленьким.

Образец. Картошка - картошечка.

Свёкла -_ (свеколочка),

баклажан -_(баклажан чик ),

луковица -_ (луковичка),

морковь -_ (морковочка),

капуста - _ (капусточка),

огурец -_(огурчик),

помидор - _ (помидорчик).

3. Игра «Собираем урожай».

Назови действия, которые нужно выполнить, чтобы собрать овощи на огороде. дёргаю морковь. Я срезаю ка­пусту. Я срываю горох. Я копаю картошку)

4. Игра «Урожай».

Какие действия нужно выполнить для того, чтобы вырос урожай?

Вскопать землю, _

5. Игра «Дорисуй картинку».

Дорисуй изображение овоща до целого.

6. Составь по плану (приложение, рис. 1) и выучи рассказ о любимом овоще. Нарисуй картинку.

Рассказ _____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Тема «ЯГОДЫ»

Ход игры:

(Вариант1) Сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Взрослый разделяет детей и ставит их друг против друга) — Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Все взяли? А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.

(Можно провести под музыку, как подвижную игру). Дети после первого раза обмениваются вершками и корешками.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок).

(Вариант 2) Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что — корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле — вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

дидактической игры экологического содержания

«Вершки и корешки»

Материалы:

1.Распечатанные изображения овощей (морковка, капуста и т.д.)

2.Плёнка для ламинирования или широкий скотч

3.Ламинатор

4.Ножницы

Изготовление:

1.Распечатанные изображения овощей наклеить на плотный картон, проклеить с внешней стороны скотчем или заламинировать.

2.Вырезать подготовленные карточки.

Использование : Игру можно проводить с одним ребёнком или подгруппой детей 3-4 человека.

Цель: Закрепление знаний об овощах, формирование умения составлять целое из частей. Воспитание целенаправленности действий, усидчивости, умения играть по правилам.

Ход игры: Показать ребёнку (детям) игрушку. Рассмотреть. Предложить назвать овощи, представленные на картинках. Отметить, что у каждого овоща есть верхняя часть «вершки» и нижняя часть «корешки». Объяснить игровое: нужно соединить карточку с изображением «корешка» и карточку с изображением «вершка». Чтобы получился целый овощ.

В ходе игры следить, чтобы ребёнок (дети) проговаривали названия овощей.

При последующих проведениях игры можно проводить соревнование- Кто быстрее найдёт «вершки» и «корешки» и соберёт все овощи.

Игра может использоваться в самостоятельной деятельности детей.


«У жирафов»
«Это я»
«Шел король по лесу»
«Солнышко, заборчик, камешки»
«С добрым утром
«Ровным кругом»
«Передай мяч»
«Мартышки»
«Летает – не летает»
«Как живешь?»
«Звериная зарядка»
«Жучок»
«Дни недели»
«Ворота»
«Вершки и корешки»


Разложить все плоды по корзинкам, но не произвольно, а в зависимости от цвета! Например, жёлтый фрукт или овощ нужно положить в корзинку с жёлтой серединкой, красный - в красную корзинку и т.д. Обратите внимание, что многие плоды имеют зелёные листики или стебельки, но при выборе подходящей корзинки нужно смотреть только на цвет самого фрукта или овоща. Игра не только поможет развить логическое мышление, но и познакомит детей с различными плодами, растущими в саду и огороде!


19 jpg / A4 /
В архиве игра с разрезанными картинками, игровое поле А3 или 4 листа А4, демонстрационный материал "Полевые цветы" и описание.
Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Составитель: fantastisch


Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
4jpg/A3/300dpi/rar/7mb
Автор-составитель Никитина А.В., nialeksandra-piyavochka.
Идея:Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи" - Москва: Просвещение, 1983


Цели:
Обобщать знания по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
Развивать словарь и понимание обращенной речи.
Закреплять лексику по вышеуказанным темам и дифференцировать данные понятия.
В начале занятия предлагается детям вспомнить, что такое урожай. Это слово встречалось на занятиях, поэтому дети обычно без особых затруднений вспоминают его значение.
Далее спрашивают у детей, где растут овощи, фрукты, ягоды.
Дети берут со стола перевернутые картинкой вниз изображения овощей, фруктов, ягод и кладут их в соответствующее блюдо, комментируя все свои действия.
Распечатайте иллюстрацию, сделайте прорезь по пунктирной линии, с обратной стороны приклейте прямоугольник чуть больше прорези для того, чтоб вставленные предметы не падали на пол.
Инструкция проведения игры в файле.
Автор-составитель:limush


Игра для детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста, которая поможет им научиться правильно употреблять в речи слова с противоположными значениями.
В комплекте 48 разрезных карточек.
Правила игры:
Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям, у вас получится 48 карточек с картинками.
1.вариант
Раздайте детям 24 карточки, затем ведущий показывает карточки с противополож¬ными выражениями (если дети не умеют читать, взрослый читает сам). Дети подбирают карточки парами.
2.вариант
Ведущий читает ребенку словосочетание, ребенок должен самостоятельно назвать противоположное по смыс¬лу словосочетание. Затем можно проверить себя, найдя соответствующую картинку.


На превью представлены игровые поля для игры "Кто на чем поедет" и для Лото.
"Кто на чем поедет"
Игра сложная, играть в неё можно в два этапа. На первом этапе достаточно ограничится подбором пары для фигурок на игровом поле, закрыв листом бумаги пустые квадратики слева или справа. В оставшийся пустой квадратик ребенок положит летчика к летчику, моряка к моряку и т.д. На следующем этапе ребенок будет подбирать машины, связанные с деятельностью изображенного человека, для строителя – самосвал и подъёмный кран, для ребенка – велосипед и снегокат. Карточки с выбранными машинами нужно класть в пустые квадратики слева и справа.
Когда ребенок освоится с темой «Кто на чем поедет», можно поиграть без игрового поля, на столе. Возьмите 6 карточек с человечками и 6 с машинками, в которых человечки могут поехать. Они раскладываются изображением вниз. Начиная игру, ребенок открывает любую пару карточек. Если изображения оказались парными (моряк и корабль), то эти карточки выходят из игры (малыш забирает их себе). При отсутствии пар карточки переворачиваются изображением вниз и ход переходит другому игроку. Если в процессе игры малыш запоминает местоположение карточек, то поиск пар становится осмысленным, а не случайным. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Лото.
Играть можно от 2 до 4 человек поделив игровые поля, или взрослый будет только водить, а ребенок – закрывать картинки. Ведущий берет карточку, показывает её и спрашивает: «У кого машина?», ребенок отвечает: « У меня» или просто показывает. Он получает свою карточку и накладывает её на изображение машинки. Игра будет закончена, если на игровом поле будут закрыты все картинки.
В файле 4 листа формата А4 с игровыми полями и 2 листа А4 с карточками.

Похожие публикации