Логическими формами мышления являются суждение и. Логическое мышление - развитие логики

Логические формы мышления

Мышление изучают и психология, и логика, но они изучают разные стороны мышления. Психология изучает мышление как процесс : выявляет мотивацию мышления, то есть психологические причины, которые порождают процесс мышления, изучает взаимосвязь мышления со способностями человека как субъекта мышления. Логика изучает результат мышления , мысли, соотношение между отдельными мыслями.

В логике выделяют три логические формы мышления :

1. Понятие - мысль, выраженная словами, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений окружающей действительности. Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем определяется количеством объектов, охватываемых этим понятием (человек – все люди, а студент – часть людей). Содержание понятия определяется теми признаками, которые входят в данное понятие. Между объемом и содержанием понятия существует обратная зависимость. Чем уже объем, тем шире содержание и наоборот. Бывают понятия, имеющие содержание, но не имеющие объема – искусственные или сказочные понятия (Змей Горыныч).

Существует множество способов введения понятий :

- указание (это береза, это Маша Иванова и так далее).

Указание того, что делает объект , каковы его функции.

- перечисление внешних признаков , которыми обладает данный объект.

Указание того, чем не является данный объект.

- указание ближайшего родового признака и видовых отличительных признаков (так вводятся научные понятия). Цель любого обучения – цель научных понятий (определения ощущений).

Наряду с научными различают житейские понятия, которые употребляются в быту. Научные понятия легко поддаются определению, а житейские – трудно, но зато житейские усваиваются легче, чем научные.

Житейские понятия отражают те сферы жизни и деятельности людей, которые еще не стали объектами научного исследования, но отражают важные для жизнедеятельности людей явления.

Каждое понятие усваивается человеком и результат этого усвоения не совпадает с тем определением, которое дается в словаре. В связи с этим возникают два аспекта в изучении понятийной сферы человека:

1) формирование понятий

2) строение понятийной сферы человека.

2 .Суждение – это мысль, выраженная словами, в которой отражаются связи между двумя понятиями. Каждое суждение состоит из двух понятий и связано между ними (Иванова Катя – студентка. Иванова Катя – первое понятие, студентка – второе понятие, пропущенное лет – третье понятие).

Они бывают : - истинные – соответствуют реальной действительности,

- ложные – не соответствуют реальной действительности.

Суждения могут относиться к определенному объему объектов данного класса. По этому признаку различают :

1. Единичные суждения. Относятся к отдельному объекту данного класса (студентка Иванова – отличница).

2. Частные суждения. Относятся к определенной части объекта данного класса (некоторые студенты нашей группы – отличники).

3. Общие суждения. Относятся ко всем объектам данного класса (все студенты нашей группы переболели гриппом).

3. Умозаключение – это вывод нового суждения из двух или нескольких имеющихся суждений. Существует три вида умозаключений :

1 . Индуктивные умозаключения представляют собой переход от единичных суждений к общим суждениям (Алюминий, железо и медь проводят электричество. Они металлы. Следовательно, металлы электропроводны). Индуктивные умозаключения имеют прогностический характер, так как обобщение распространяется и на те объекты, которые не изучались, то есть делается прогноз их свойств. Поэтому всегда остается место для сомнения относительно того, что впоследствии может обнаружиться такой объект, который не будет соответствовать полученному умозаключению.

2 . Дедуктивные умозаключения п редставляют собой переход от общего суждения к частному или единичному суждению (Сократ – человек. Все люди смертны. Следовательно, Сократ смертен).

3 . Умозаключения по аналогии представляют собой переход от частного к частному, опираются на предположение о том, что если два объекта сходны в одном отношении, то они сходны и в другом отношении (Медь проводит электричество. Медь – металл. Алюминий тоже металл. Следовательно, алюминий проводит электричество.

Совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение - мыслительная операции, основанная на

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование - выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения илиотрицания.

Умозаключение

Умозаключение - вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний , умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Физиологические механизмы мышления.

Физиологическим процессом мышления является сложная аналитико- синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления прежде всего имеют значения те временный связи (ассоциации), которые образуются между мозговыми центрами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражителями, образующиеся при этом нервные связи отражают действительную связь вещей и явлений. Эти закономерности вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. Мышление ничего другого не представляет, как ассоциации, сначала элементарные, состоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация – это и есть момент рождения мысли.

Мышление опирается не только на первоначальные связи. В процессе мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры.

Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить основные взаимосвязи и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами, а обобщенными символами.

На основе философских предельно общих принципов теории познания человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими, конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией.

Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения.

Понятие есть мысль, в которой отображаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда вырыжаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – это отражение –связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение “Металлы при нагревании расширяются” выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказыванием чего-то о чем-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметам, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Истинным является, например, высказывание: “Киев – столица Украины”. Ложное суждение, наоборот, выражает такую связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, например: “Сумма внутренних углов треугольника в геометрии Евклида не равна двум прямым”.


Суждения бывают общими, частными, единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты – отличники”; в единичных суждениях – только к одному, например: ”Этот ученик плохо выучил урок”.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждение. Например, Д.И. Менде-

леев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Когда впоследствии эти элементы были открыты и исследованы, то оказалось, что многие теоретически выведенные предсказания (суждения)

Д.И. Менделеева подтвердились.

В такой умозаключающей, рассуждающей (и, в частности, предсказывающей) работе мышления наиболее отчетливо проявляется его опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение – это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суждение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что “данное вещество горюче” (третье суждение выведенное из первых двух); причем уже не требуется специально прибегать к непосредственной опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называется посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: ”Все сланцы горючи” (общая, или большая, посылка), “Данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая, посылка).

Вывод, получаемый в ходе умозаключения из этих двух посылок, большей и меньшей, называется заключением (“Данное вещество горюче”).

Различают умозаключения двух основных видов: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключения от частных случаев, примеров и т.д. (т.е. от частных суждений) к общему положению (к общему суждению).

Например, после того как установлено, что электропроводностью обладают и железо, и медь, и алюминий, и платина, и т.д., становится возможным обобщить все эти частные, отдельные, единичные факты в общем суждении: “Все металлы электропроводны”.

Дедукция, наоборот, есть умозаключение от общего положения (суждения) к частному случаю, факту, примеру, явлению. Одним из распространенных видов дедуктивного умозаключения является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно”.

С помощью такой силлогистической дедуктивной формулы из двух посылок (общей и частной) выводится суждение об электропроводности олова.

Силлогизм – это простейшая и вместе с тем очень типичная логическая форма мышления. На основе подобных способов и формул рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. По мере такого сопоставления осуществляется проверка всех основных мыслей, возникающих в процессе обдумывания постепенно решаемой задачи. Истинность, правильность каждой мысли становится тогда строго обоснованной и доказательной. По существу, весь процесс доказательства

(например, математической теоремы) строится в конечном итоге как цепь силлогизмов, соотносящих друг с другом различные суждения, понятия и т.д.

Таким образом, силлогизм и все остальные логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы для нормального протекания мыслитель-

ной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, значит, правильно отражает объективную действительность. Поэтому формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение, тем самым изучает весьма существенные закономерности мыслительной деятельности.

Закономерности, изучаемые формальной логикой, хотя и необходимы, но совершенно недостаточны для полного, глубокого, всестороннего объяснения человеческого мышления.

Предмет формальной логики – это не все мышление, а только одна его сторона, хотя, как мы видели, и весьма существенная (логические формы мышления). Формальная логика исследует как бы готовые, имеющиеся, уже возникшие мысли – понятия, суждения и т.д. – и устанавливает определенные соотношения (формулы) между ними. Силлогизм и является одними из примеров такого соотношения или такой формулы. Тем самым формальная логика отвлекается, абстрагируется от непосредственных условий возникновения и развития этих мыслей – понятий, суждений, умозаключений.

Понятие – это форма мышления, с помощью которой познается сущность предметов и явлений действительности в их важных связях в отношениях, обобщаются их важные признаки.

Важные признаки – это такие признаки, которые принадлежат объектам при любых условиях, выражают их природу, сущность, отличают эти объекты от других объектов, то есть это их важнейшие свойства, без которых они не могут существовать.

Понятие всегда существует и обнаруживается в слове, через слово оно сообщается другим людям. С помощью языка получаются системы понятий, которые составляют разные области наук.

Понятия делятся на общие и единичные. Те понятия, которые отображают важные признаки единичных объектов, называются единичными (“страна,””город”, “писатель”, “ученый”). Понятия, которые отображают признаки целых классов предметов, есть общими (“элемент”, “оружие” и т.п.).

Понятия разделяют на конкретные и абстрактные. В конкретных понятиях отображаются определенные предметы, явления. В абстрактных понятиях отображаются важные признаки и свойства отделенные от самых объектов.

Суждение – форма мысленного отображения объективной действительности, которая состоит в том, что мы утверждаем наличие или отсутствие признаков, свойств или отношений в определенных объектах.

Суждение – это акт мышления, которое отображает связи, отношение вещей, а предложение – это грамматическое соединение слов, которое проявляет и фиксирует это отображение.

Каждое суждение выражается в предложении, но не каждое предложение есть суждением. Субъектом есть предмет суждения, о котором идется и что отображается в нашем сознании. Предикат – это отображения тех отношений, признаков, свойств, которые мы утверждаем. Например: “Все металлы при нагревании расширяются”, где “все металлы” – это субъект, а “при нагревании расширяются” – предикат..

Суждение является истинным, если оно правильно отображает отношения, которые существуют в объективной реальности. Истинность суждения проверяется практикой.

Умозаключением называется такая форма мышления, в которой мы из одного или нескольких суждений выводим новое.

В умозаключении через уже имеющиеся у нас знания мы приобретаем новые. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные или по аналогии.

Индуктивное умозаключение – это суждения, в котором на основании конкретного, частичного делается обобщение (например: “Серебро, железо, медь – металлы; серебро, железо, медь при нагревании расширяются: итак, металлы при нагревании расширяются”).

Дедуктивное умозаключение – это суждения, в котором на основании общего приобретаются знание про частичное, конкретное (например: “Все металлы при нагревании расширяются; серебро – металл: итак, серебро при нагревании расширяется”).

Умозаключение по аналогии выводится на похожести отдельных важных признаков объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести этих объектов за другими признаками.

Исследование мышления

Важное значение при исследовании мышления имеют характеристики за темпом (скоростью) протекания умственных процессов. Различают ускоренный, замедленный исредний темп мышления. Для изучения процессов абстрагирования испытуемому предлагают объяснить содержание поговорок, пословиц, метафор, передать содержание прочитанного ранее текста.

Понятийное мышление исследуется с помощью наборов предметов или изображений, предложенных для их классификации, объяснение назначения (например, транспорт, мебель и др.). Проводится анализ соотношений понятий (прибавление 4,6), при котором оценивается умение устанавливать и обобщать соотношения между понятиями. При этом обнаруживается способность к суждениям и умозаключениям.

При исследовании интеллекта испытуемому задают вопросы, направленные на выяснение его знаний в области истории, географии, литературы, политической жизни и др. Для исследования мышления используются методики Бине-Симон, Векслера и др., по результатам которых определяется так называемый интеллектуальный коэффициент. Этот коэффициент указывает в цифрах уровень интеллектуального развития.

Мышление человека, качественно отличающееся от зачатков мышления животного, появилось вместе с речью. Слово дало возможность отделить признак от познаваемого предмета и оперировать отвлеченным понятием. Хотя существуют мыслительные акты вне речи (например, интуитивные звенья мышления) и речевые фрагменты, не сопровождающиеся мышлением (например, речевые штампы или бред больного человека), основополагающим является тезис о единстве мышления и речи. Не случайно JI. С. Выготский говорил о «единстве общения и обобщения».

Возникающие в жизни проблемы мы осознаем и формулируем, т. е. выражаем их в устной или письменной речи. В рассуждениях мы проверяем наши гипотезы. Наконец, в устной или письменной речи интерпретируются результаты проверки предположений и формулируются выводы. Там, где нужны точные формулировки, особенно важна письменная речь.

Интеллект - это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

    объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике,

    многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,

    сознание,

Воображение - это процесс создания человеком из материала предыдущего опыта образов объектов, которых он никогда не воспринимал.

К созданию новых образов человека понуждают разнообразные потребности, которые постоянно порождают деятельность, развитие знаний, усложнение условий жизни, необходимость прогнозировать будущее.

Создание образов воображения всегда связано с определенным отрывом от реальности, выходом за ее пределы. Это значительно расширяет познавательные возможности человека, обеспечивая способность предвидения и творения нового мира как среды своего бытия. Деятельность воображения тесно связана с мышлением.

Процесс создания образов воображения

Наиболее элементарной формой синтеза новых образов является агглютинация (от латинского aglutinare - “склеивание”). Это создание образа путем сочетания качеств, свойств или частей, взятых из разных предметов. Агглютинациями являются, например, сказочные образы русалки - наполовину женщины, наполовину рыбы, кентавра - наполовину мужчины, и наполовину коня, в техническом творчестве - троллейбуса - соединения черт трамвая и автомобиля, танка-амфибии, объединяющего качества танка и лодки, и т.п.

Приемом создания новых образов является аналогия . Суть этого приема состоит в том, что новый образ похож на реально существующий предмет, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта.

Новые образы могут создаваться при помощи акцентирования . Этот прием состоит в умышленном усилении в предмете определенных признаков, которые становятся доминирующими на фоне других. Рисуя дружеский шарж или карикатуру, художник находит в характере или внешности человека что-то неповторимое, свойственное только ему и делает ударение на этом, используя средства художественного выражения.

Создание новых образов может быть достигнуто путем преувеличения (или уменьшения) характеристик предмета. Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой (Супермен) и совершают подвиги.

Виды воображения

В зависимости от участия воли в деятельности, воображение делят на непроизвольное и произвольное. Непроизвольное - это такое воображение, когда в основе создания новых образов не лежит специальная цель. Потребность в непроизвольном создании образов постоянно актуализируется разными видами деятельности, в которые включается человек.

Примером непроизвольного возникновения образов воображения являются сновидения. В состоянии сна, когда сознательный контроль психической деятельности отсутствует, следы от впечатлений, которые сохраняются, легко растормаживаются и могут создавать неестественные и неопределенные сочетания.

Процесс воображения может быть произвольным , когда он направляется специальной целью создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий. Включение произвольного воображения в процесс познания обусловлено потребностью сознательной регуляции построения образа в соответствии с заданием и характером выполняемой деятельности. Произвольное создание образов имеет место, главным образом, в творческой деятельности человека.

В зависимости от характера деятельности человека его воображение разделяют на творческое и репродуктивное.

Воображение, которое включается в творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим .

Воображение, которое включается в процесс освоения того, что уже создали и описали другие люди, называется воспроизводящим или репродуктивным .

В зависимости от содержания деятельности, воображение подразделяется на техническое, научное, художественное и другие его виды, связанные с характером работы человека.

Источники информации.

Основная литература:

    Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

    Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского А.В. – М., Изд. Центр “Академия”, 1996.

    Крутецкий А.В. Психология. – М., Просвещение, 1986.

    Максименко С.Д. Общая психология. – М.- К., 2004.

    Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2002.

    Психические состояния / Сост. и ред. Л.В. Куликова. – СПб., 2001.

    Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2001.

    Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Педагогика, 1989.

Дополнительная литература:

    Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К., МАУП, 1999.

    Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – К., 1989.

    Джини Г. Скотт. Конфликты. Пути их решения. – К., 1991.

    Климов Е. Общая психология. Общеобразовательный курс. – М.,1999.

    Климов Е. Основы психологии. Практикум. Уч. пособие. – М., 1999.

    Клиническая психология / Сост. и ред. Н.В. Тарабриной. – СПб, 2002.

    Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н.В.Казариновой. – СПб., 2001.

    Основы психологии: в помощь студентам-иностранцам: в 2-х ч., Ч.2. Практикум. /сост. Лазуренко Е.А. – К., 2005.

    Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова А.И. – М., Просвещение, 1990.

    Практикум по общей и медицинской психологии / Под общ. ред. проф. В.П. Блохиной. – Киев, 1990 г.

    Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2003.

    Психология (словарь) /Под ред. Петровского, Ярошевского. – М., 1990.

    Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров./ Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1997.

    Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

    Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.

    Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

Утверждено на заседании кафедры

«____»_____________ 201__г. Протокол № ________

Похожие публикации