Как сделать майское дерево. Майское дерево — символ любви и плодородия. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла

В языческой традиции циклы вращения Колеса года ознаменовались праздниками «вомсьми саббат». Это восемь ритуальный церемоний, позволяющих человеку выразить свою благодарность и принести дары матери-природе; преклониться перед ее властью и величием; восхвалять вечное течение времени и красоту каждого времени года.

Белтейн - праздник возрождения весны, плодородия, обновления жизненных сил, креативности, любви и сексуальности. Белтейн второй по значению саббат (после Самхейна) и последний из трех весенних праздников плодородия, отмечается приблизительно между весенним равноденствием и летним солнцестоянием (1 мая).
Этот день с 30 по 1 в ночь, отличается тем,что является днём силы. Как и каждый из Саббатов, он знаменует собой приход лета. Светлых энергий. Всего положительного и созидательного.

Вальпургиева ночь – канун Бельтайна (если праздновать по календарным числам). Ночь свадебного союза обновленной Богини и юного Летнего Бога. Которого называют Рогатым Властелином или Зеленым человеком.

Белтейн переводится как «огонь Бела» или «яркий огонь (английское - «bale», балто-славянские - «baltas», «белый»). Бел известен как яркий и сверкающий, кельтский солнечный Бог. Бел - это отец, защитник, и супруг Богини Матери.

Белтейн издавна считался лунным праздником плодородия, приходом кельтского лета, праздником древнего солнечного бога Бела (Беленоса) и цветочной богини римлян Флоры (иногда Белтейн называют Флоралия). Белтейн символизирует «смерть» Зимы и «рождение» Весны. Белтейн начинается зажиганием костров в полночь с апреля на май, провождением ритуала в честь Богини, плясками, угощениями, пением священных весенних песен. Ранним утром первого мая собирали росу, которую использовали в приготовлении зелий для удачи. Так же в это время обычно выпущенный из хлева скот прогоняли между двумя кострами, чтобы очистить его. В ночь Белтейна искали цветы боярышника для украшения дома, а так же прыгали через костер, разведенный на холме. Майский шест всегда был символом поклонения деревьям, символизируя древнескандинавское дерево Иггдрасиль.

Майский шест (ель, у которой срублены все ветви) один из главных атрибутов празднования Белтейна. Длинный шест украшали разноцветными лентами, листьями, цветами и венками. Молодые девушки и парни держались за концы лент и танцевали вокруг шеста, переплетая ленты. Круг танцоров должен был начинаться так далеко, насколько позволяла длина лент. Их количество должно было соответствовать числу парней и девушек. Парни шли по часовой стрелки, девушки - против часовой, двигались навстречу друг другу. По переплетениям лент предсказывали урожай в будущем году. Танцы вокруг шеста считались важным обрядом для возвращения плодородия земли. Это был магичекий эксперимент проведения энергии: парни и девушки весело танцевали вокруг шеста, держась за ленты, и энергия поднималась из недр земли, принося пробуждение и плодородие почвы.

Майское дерево являлось центральным фаллическим символом, высотой около 40 футов (12 м), символизирующим растущую силу Солнца, или урожая, бога и созревающего зерна. Юноши прыгали через костры, считалось, что чем выше прыжок, тем выше будут зерновые, и так как по причинам безопасности прыжки выполнялись без одежды, праздник был радостным и необузданно сексуальным.

Ма́йское де́рево (лат. Arbor majalis, нем. Maibaum, чеш. Máje, польск. Drzewko majowe, белор. Май, рус. Троицкая берёза) - украшенное дерево или высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно к первому мая, на Троицу или Иванов день на площадях в деревнях и городах Германии, Австрии, Чехии, Словакии, России, Скандинавии и других европейских стран.

Светлому празднику «доброй богини» (Bona Dea) предшествовала ночь разгула колдовских сил, знаменитая Вальпургиева ночь. Древо Жизни (берёзка, ель), утверждаемое наутро при пышных обрядах, должно было показать торжество доброго начала.

Форма украшений для майского дерева сильно различается в зависимости от региона. В некоторых местах каждый год ставят новое дерево, в других ствол используется много лет, но каждый год меняет свою «крону». В Восточной Фризии ствол хранится под водой и устанавливается каждый год к первому мая. В Германии и Скандинавии стволы часто очищают от коры и украшают цветными гирляндами, еловыми ветками или бумагой. В других местах кора не снимается, и ствол сохраняет естественный вид. На верхушке дерева часто прикрепляется венок (так называемая «корона») или разноцветные ленты.

В Баварии ствол майского дерева обвивают лентой из ткани или бумаги или красят спиральной полосой. При этом направление спирали установлено чётко: снизу вверх слева направо. По бокам майского дерева прикрепляют изображения бытовых сценок, рассказывающих о занятиях жителей этой деревни (рыболовство, земледелие, танцы, ремёсла и т. д.).

Установка дерева

В Германии непосредственно перед установкой дерево часто проносят по деревне к центральной площади или к ресторану. Эта процессия обычно сопровождается духовым оркестром и множеством зрителей. Вечером устанавливают дерево.

В то время, как зрители развлекаются жареными сосисками и пивом, молодые люди с помощью длинных шестов пытаются привести дерево в вертикальное положение. После завершения работы обычно начинаются танцы.

В зависимости от региональных традиций майское дерево в конце месяца часто убирают и относят на склад. В некоторых районах Баварии его оставляют на целый год.

Похищение майского дерева


Похищение майского дерева в вальпургиеву ночь - популярная традиция, связанная с майским деревом, которая сохраняется молодёжью. Майское дерево похищают по определённым правилам. Похищенное дерево принято выкупать. Выкупом может, например, служить угощение всех жителей похитившей дерево деревни. Похищать майское дерево полагается в ночь на 1 мая.

По традиции в Восточной Фризии похищение майского дерева можно предотвратить, если охрана майского дерева вовремя прикоснётся рукой к дереву при приближении похитителей. Если охрану удаётся отвлечь, либо похитители успеют три раза коснуться лопатой земли у майского дерева, то на стволе прикрепляется табличка, информирующая, что дерево похищено. Затем сразу или на следующий день оно вывозится похитившими и ставится рядом с собственным майским деревом.

Майское дерево в Верхней Австрии устанавливают за три дня до 1 мая и зорко охраняют. В этом районе традиция разрешает похитить только установленное дерево. При этом демонтировать дерево можно только тем же способом, каким оно было установлено. Тракторы и краны для похищения дерева можно использовать только если они применялись при его установке. Иногда для охраны майского дерева устанавливают настоящую сигнализацию и блокируют подход к майскому дереву грузовиками. Несмотря на все меры предосторожности, похищения майских деревьев происходят каждый год. Похищенное майское дерево выкупают за несколько бочек пива, которое пострадавшие владельцы дерева и его похитители выпивают вместе.

В баварской полиции принято закрывать глаза на такого рода преступления в отношении майских деревьев. Обратившийся в полицию по поводу кражи майского дерева будет нещадно высмеян.

Бургомистр австрийского Линца д-р Франц Добуш прославился тем, что отказался выкупать похищенное майское дерево. В ночь со 2 на 3 мая 2008 г. второе майское дерево, установленное на оживлённой главной площади Линца взамен украденного, было также украдено.

Майское дерево и любовь


В некоторых районах Германии холостые мужчины устанавливают маленькие майские деревья - берёзки - у домов незамужних женщин деревни. В других регионах, например, в Рейнланде майское дерево устанавливается парнями перед домами своих любимых. Такие майские деревья украшаются цветными лентами, при этом каждый из цветов раньше имел определённое значение. К нему также полагается майское сердце с именем любимой девушки, которое вырезается из картона или дерева.

Майское дерево стоит до первого июня, а потом поставивший его забирает. Если девушке нравится кавалер, то его приглашают на ужин или дарят ему ящик пива. В других местах существует традиция, согласно которой мать девушки дарит парню пирожное, отец - ящик пива, а девушка награждает его поцелуем.

В некоторых регионах в високосный год майские деревья ставят не парни, а девушки.

Символизирует мировую ось, вокруг которой вращается вселенная. Дерево без листьев, символизирующих изменение, становится неизменяемой осью, или центром. Столб имеет фаллическую символику, а диск, расположенный на верхушке столба, - женскую. Соединенные вместе, они олицетворяют плодородие. Семь ленточек - это цвета радуги. Кроме того, столб олицетворяет число 10, причем столб символизирует единицу, а ноль символизируется диском и хороводом, который исполняется вокруг майского дерева. Первоначально подобную роль играла священная сосна Аттиса, которую носили на праздничных шествиях или возили в колеснице к храму Кибелы и ставили там для совершения обрядов. В ходе процессии мужчины, женщины и дети сопровождали ее и танцевали вокруг. Позднее этот обычай появляется в римских хилариях, или праздниках весны, и в празднованиях Дня Майской Королевы и Зеленого Человека. Предполагается, что ленты на майском дереве соотносятся с полосками из шерсти, которыми обвешивалась сосна, посвященная Аттису. Обряд в целом символизирует обновление жизни, сексуальное соединение, воскресение и весну.

  • - растение с многолетним, в разл. степени одревесневающим, разветвлённым или неветвяшимся главным стеблем - стволом, сохраняющимся в течение всей жизни растения, и кроной...

    Биологический энциклопедический словарь

  • - жизненная форма растений, отличающаяся многолетними одревесневшими стеблями и корнями. У Д. хорошо выражена главная скелетная ось – ствол, сохраняющийся до конца его жизни...

    Анатомия и морфология растений

  • - многолетнее р-ние с одревесневшим гл. стеблем, сохраняющимся в течение всей его жизни, и ветвями, образующими крону. Выс. от 2 до 100 м, изредка больше...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - Легкое сладкое белое вино, ароматизированное специальным цветком, называющимся Вальдмейстер. Обычно производится и выпускается на рынок весной...

    Кулинарный словарь

  • - 1) благодаря удачному геогр. положению Палестины там растут почти все виды Д., обычно встречающиеся в областях с умеренным и жарким климатом...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Символизирует полную проявленность; синтез неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; одновременно axis и imago mundi...

    Словарь символов

  • - крупное многолетнее растение с одним сильно развитым одревесневшим главным стеблем и более мелкими ветвями. Ствол ежегодно увеличивается в диаметре; листья могут быть либо ВЕЧНОЗЕЛЕНЫМИ, либо ОПАДАЮЩИМИ...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - фундаментальный культурный символ, репрезентирующий вертикальную модель мира, семантически фундированную идеей бинарных оппозиций...

    История философии

  • - многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем - стволом. Более детальное или четкое определение этой "жизненной форме" дать трудно из-за разнообразия размеров и внешнего вида растений,...

    Энциклопедия Кольера

  • - на С -В Сибири; Хабаровский край. Название по расположению в басе, реки Мая и ее притока Юдома...

    Географическая энциклопедия

  • - мачта на судне...

    Морской словарь

  • - Якутской области и округа, по pp. Мае и Алдану и их притокам. Тунгусы распадаются на кочующих и бродячих; первые составляют 6 родов, вторые - 4...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Манское белогорье, горный хребет в западной части Восточного Саяна в Красноярском крае РСФСР. Длина около 250 км. Высота до 1732 м. Преобладает среднегорный рельеф...

    Большая Советская энциклопедия

  • - на северо-востоке Сибири, в Якутии и Хабаровском кр., в бассейне р. Мая и ее притока Юдомы. Высота до 2213 м. На склонах - редкостойная лиственничная тайга...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См....
  • - См. ЗДОРОВЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Майское Дерево" в книгах

МАЙСКОЕ ИНТЕРМЕЦЦО 1943 ГОДА

Из книги Репортаж с петлей на шее автора Фучик Юлиус

МАЙСКОЕ ИНТЕРМЕЦЦО 1943 ГОДА Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком можно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира! Не жди рассказа о развевающихся

Майское маянье

Из книги Книга 3. Между двух революций автора Белый Андрей

Майское маянье Письмо от Щ.: не сметь приезжать;74 во имя данного Щ. обещанья, - спешу с отъездом; письмо от Блока: вежливо изложенная неохота со мной увидеться: он держит экзамены;75 всю зиму звал! Еду к Щ., - не к нему; а ему прибавится один только лишний экзамен: короткий

Дерево будущей реальности и дерево перехода

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Дерево будущей реальности и дерево перехода Как вы помните, нестандартная идея может выражаться как описанием неких желаемых условий, так и конкретным руководством к действию. ДБР по своей сути – это лаборатория, в которой мы испытываем эффективность своих идей. Это

МАЙСКОЕ ВОССТАНИЕ 1849 ГОДА

Из книги Том 21 автора Энгельс Фридрих

МАЙСКОЕ ВОССТАНИЕ 1849 ГОДА Восстание в мае 1849 г., охватившее рейнские области и юг Германии, было вызвано отказом большей части правительств малых государств признать конституцию, принятую Национальным собранием во Франкфурте. Это Собрание никогда не располагало

«Птица выбирает дерево. Как же дерево может выбирать птицу?», или искусство управления государством

Из книги Большая книга восточной мудрости автора Евтихов Олег Владимирович

«Птица выбирает дерево. Как же дерево может выбирать птицу?», или искусство управления государством Учитель сказал:– При управлении государством, способным выставить тысячу колесниц, необходимы постоянное внимание к делам и искренность в отношении к людям,

Майское наступление 11-й армии

Из книги Демянское побоище. «Упущенный триумф Сталина» или «пиррова победа Гитлера»? автора Симаков Александр Петрович

Майское наступление 11-й армии 29 апреля генерал П.А. Курочкин доложил И.В. Сталину о своем решении, не дожидаясь полного сосредоточения частей 34, 53 и 1-й ударной армий, начать 2 мая наступление частями 11-й армии с ближайшей задачей уничтожения противника в районах Присморжье,

3. МАЙСКОЕ ВОССТАНИЕ

Из книги Закон свободы: Повесть о Джерарде Уинстэнли автора Павлова Татьяна Александровна

3. МАЙСКОЕ ВОССТАНИЕ Опасения генерала Фэрфакса оправдались. Месяца не прошло, как левеллерские полки подняли открытый мятеж. Не удовлетворенные тем, что страной правят офицеры, что новую конституцию после казни короля так никто и не собирается устанавливать, что

МАЙСКОЕ ДЕРЕВО НА ВИКТУАЛИЕНМАРКТ

Из книги Мюнхен: кирхи, пиво, заговоры и безумные короли автора Афанасьева Ольга Владимировна

МАЙСКОЕ ДЕРЕВО НА ВИКТУАЛИЕНМАРКТ Виктуалиенмаркт, 3Слово «Виктуалиенмаркт» происходит от латинского victus - продукт, запас. Сначала рынок назывался Грюнермаркт (зеленый рынок), а Виктуалиенмарктом он стал в XIX веке, когда в моду вошли латинские названия вместо

Майское белогорье

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Юдомо-Майское нагорье

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮД) автора БСЭ

Понятия «Дерево жизни» и «Дерево познания добра и зла» имеют символическое значение, или же речь действительно идёт о деревьях?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Понятия «Дерево жизни» и «Дерево познания добра и зла» имеют символическое значение, или же речь действительно идёт о деревьях? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряБлаженный Августин пишет: «Само собой понятно, что следующие затем слова: И древо

Майское утро

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Майское утро Майским утром лучезарным Блещет влагою янтарной На листве берёз роса, Голубеют небеса, Тает лунный серпик тощий. У пруда в заветной роще Дружно птичьи голоса Чистой трелью, звонкой песней Прославляют май чудесный, Свежесть утренних ветров И надежд

118. МАЙСКОЕ ДЕРЕВО

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

118. МАЙСКОЕ ДЕРЕВО Как мы видели, деревья и вообще растения всегда воплощают неисчерпаемость жизни - что в первобытной онтологии соответствует абсолютной реальности, «священному». Космос символизируется деревом; божество проявляется в форме дерева; плодородие,

9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла "и дерево жизни, посреди рая..." Посреди всех райских деревьев, услаждавших взор и питавших тело человека, стояло одно, обладавшее

Майское утро Группа, миньет

Из книги Эротические рассказы Рунета - Том 1 автора

Майское утро Группа, миньет Автор: неизвестенНа дворе стоял месяц Май. Моя жизнь превратилась в постоянную жажду. Последние несколько недель жажда сексуальных приключений больше походила на наркотическую зависимость. Порой казалось, что я просто схожу с ума - так сильно

Весна всегда символизирует любовь, пробуждение природы. Во многих странах Европы, чтобы показать своё чувство любимому человеку, используется дерево любви .

Вообще месяц май в регионе Германии, где мы проживаем, богат на праздники. Уже в ночь на 1 мая уснуть практически невозможно. Смех, разговоры, непривычные звуки не утихают до утра. И это в городах, а что «творится» в селах и деревнях….

Помните концовку из фильма с участием Игоря Костолевского Отпуск за свой счет, где героиня фильма Катя, гоняясь за любимым, едет в отпуск в Венгрию. И уже по возвращению в родной город, получает такое дерево, правда уже от другого молодого человека, искренне полюбившего её.

Так и у нас, наутро, во дворах, на балконах многих домов можно увидеть украшенные разноцветными лентами берёзки. Это символ любви. Так молодые ребята и мужчины выражают свою любовь подругам, любимым девушкам и молодым женщинам.

Традиция очень красивая, и молодёжь охотно участвует в ней. А любопытные соседи могут теперь узнать, влюблён ли кто-то в соседскую девчонку.

Эта прекрасная традиция пришла еще с древних времён. Хотя её истинные истоки ещё продолжают изучаться и являются предметом споров многих историков.

Известно, что древние германские племена почитали лесные божества, для этого и проводились специальные ритуалы с деревьями. В дальнейшем церковь старалась подавлять языческие традиции. Вновь появление майского дерева было зафиксировано в Аахане в 1224 году.

По другой версии этот обычай пришел из села. Когда ежегодно в первый день мая празднуется день земли, плодородия . В этот день устраиваются народные гуляния. Такое украшенное дерево устанавливается в центре деревни. В зависимости от страны или даже региона порода майского дерева может быть разной. Так в Баварии обычно выбирается хвойное дерево, на северо–западе страны майским деревом выступает берёза. Также и оформление может выглядеть очень разным.

Высота выбранного дерева состовляет 20, 25 метров. Но бывали случаи, когда майское дерево достигало высоты 40 метров. В Баварии в большинстве случаев кору у дерева снимают и ствол украшают различными гирляндами в виде спирали, ромбами в бело-голубом цвете, зелёными венками, флагами и гербами этой местности.

В других регионах в качестве украшений могут быть игрушки из бумаги, разноцветные лоскуты. Макушка дерева украшается специальным венком. В нашем регионе (NRW) берётся дерево в его натуральном природном виде и украшается разноцветными ленточками. Причем каждый цвет имеет определённое значение.

В деревнях — это настоящий праздник, с участием всех жителей. Специальная процессия в сопровождении местного оркестра торжественно несёт дерево(или везёт) к месту установки.

А затемк вечеру начинаются народные гуляния, с национальными танцами и застольями и спортивными состязаниями.

Пиво льётся рекой, сосиски жарятся неподалёку… А майское дерево, как атрибут весеннего праздника, стоит обычно до конца мая.

Молодые же мужчины украшают меньшее по высоте дерево, чаще всего берёзку, а затем в ночь на 1 мая устанавливают деревце во дворе дома любимой. Если девушка или молодая женщина живёт в квартире, то дерево привязывают к балкону. К середине дерева прикрепляется сердце из твёрдого картона с именем подруги. В конце месяца молодой человек забирает дерево. По обычаю отец девушки ставит перед парнем ящик пива. А мать печёт специальный пирог. В высокосный год существует обратная традиция. Девушки и молодые женщины несут украшенные деревья любви к своим возлюбленным, конечно же мужчины им помогают.

Теперь я понимаю, почему в Европе так мало берёзовых деревьев.

Собравшись все вместе, жители деревни пошли в лес за Майским деревом. Выбрали подходящее, срубили и потащили с прибаутками и песнями на луг посередине деревни. Мужчины укрепили его, счистили нижние ветки, оставив только верхушку, и предоставили украшать его девушкам. В ход пошли ленты, цветы, и вскоре Майское дерево расцвело во всей своей красе. Пляски под ним начнутся к вечеру, а перед этим выберут Королеву Мая.


Народ шел сплошным потоком, из колонны смешавшись уже в веселую толпу, подхватывая песни, размахивая березовыми ветвями, старательно украшенными цветами и бантами с развевающимися концами. Нежные листочки только что распустившейся березы придавали празднику запах и цвет весны, красные банты и ленты рождали у народа радость, энтузиазм и веселье.

Почти четыреста лет и тысячи километров разделяют эти два праздника. Одинакова лишь его дата: 1 мая. Первый проходил в Англии и описан в 1583 году пуританским писателем Филиппом Стабсом в книге «Анатомия злоупотреблений» как пример языческого и богопротивного действа. Второй праздник – мое детское воспоминание Первомайской демонстрации. Тоже своего рода «анатомия злоупотреблений»? Но факт тот, что у меня, как и у многих других, Первомай ассоциируется именно с зелеными ветками распустившейся березы, украшенными цветами и кумачовыми лентами. Впереди колонны - флаги и транспаранты, а позади мы все с ветками березы, цветами, шарами.

...а еще – воспоминание из раннего детства: хоровод детишек в детском саду, старательн о поющий:

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати...

Значит, некому наломать ветвей распустившейся березы, чтобы отметить Майский праздник. Эта песня – «Во поле береза стояла» - фольклорный памятник древнему обряду.


Древний обряд – магический обряд. Магические числа, магические праздники... Некоторые почти забыты, некоторые становятся всенародными, пышно справляются и почти потеряли свое магическое значение, как Самхейн, который в Америке превратился в шутовской Хэллоуин. Вообще-то колонисты привезли в Америку европейские традиции, а вместе с ними и некоторые обряды старой веры. Но там это не прижилось кроме карнавала Хэллоуина. В Европе старые традиции умирают медленно, а порой сохраняются в мелочах, когда уже никто и не помнит, откуда что пошло, что это значило раньше. У нас ведь тоже такое происходит. Взять, например, песню про березу, которая жива до сих пор. А наша страсть зажигать летом после заката костры? И всегда найдутся смельчаки, рискнувшие через него перепрыгнуть.



Те, кто попытается разыскать древние корни магических обрядов, обязательно выяснят, что 5-6 тысяч лет назад верования и обряды древних славян через степи Причерноморья попали на благодатную почву средиземноморского побережья Ближнего Востока, острова Эллады, захватили народы Южной Европы, стали основой кельтского мифотворчества, продвигаясь уже с юга на север и охватывая всю Европу, замыкая круг. Это похоже на общий котел, в котором сплавились представления древних народов об окружающем мире. Поэтому древние верования и обряды в разных странах так похожи. (Ниже - "Майское дерево на ярмарке" Франсиско Гойи)



Отмечались издревле как праздники дни равноденствия: весеннего (21 марта), летнего (22июня – летнее солнцестояние, знаменитый Иванов день), осеннего (21 сентября) и зимнего (22 декабря). Это подтверждает точность и высокое искусство древних астрономических наблюдений. Но были еще четыре дня в году, которые чтили даже больше. Это дни, когда энергия циклических процессов Земли, меняющих направление в дни равноденствия, набирают мощь, как Луна из тонкого серпика приобретает к середине лунного месяца вид полной, круглой, яркой небесной лампады. Эти дни были в старину днями магии, днями Силы и имели каждый свое имя. 2 февраля чтили Имболг, в ночь с 30 апреля на 1 мая наступал Белтейн или Праздник Костров, 31 июля праздновали Ламмас, или Праздник урожая, а 31 октября приходил черед Самхейну, тому самому Дню Всех Святых.

В те времена, когда закладывалась эта традиция, важнейшим было всеми способами – трудом и заклинаниями – получить от природы еще один шанс на выживание, возможность пережить еще одну зиму. А основой благосостояния была щедрость природы, дающей пищу. Главными праздниками были весенний праздник Костров Белтейн и праздник Урожая Ламмас. Весной просили милости у природы и в конце лета получали воздаяние. Насколько древним был Белтейн ясно из того, что символом его было дерево, то есть сама Природа, наделяющая пищей. Поклонение сельскохозяйственным символам (снопу, зерну) пришло позже. Белтейн отмечался как приход весны, пробуждение и расцвет природы, дающей хлеб насущный. Трудно описать это лучше, чем описал Островский в «Снегурочке». Это тот праздник, что отмечали по всей территории Европы, и который считается почему-то истинно кельтским, как будто не было у нас в Древней Руси обычаев зажигать в ночь на 1 мая костры как символ Солнца, побеждающего зимнюю тьму. Обычай прыгать через костер тоже нам знаком. Это не просто удаль. Это очищение от зимней скверны и возможность получить энергию возрожденной Природы. Ее чтили в образе Майского дерева, пережившего зиму и распустившего первые нежные листочки.

Майское дерево в Оксфордшире. Англия

Майское дерево и праздник вокруг него подробно описаны. От упомянутого Филиппа Стабса до Дж. Дж. Фрэзера, который в своей знаменитой «Золотой ветви» провел анализ обычая отмечать Белтейн в разных странах во времена от древности до 19 века. В каждой стране считают, что Майское дерево – это их изобретение, но факт тот, что от Франции до Швеции, от России до Шотландии и Ирландии весенние праздники с деревьями, березовыми ветками, первыми цветами, плясками и прыжками через костер сохраняют свою притягательную силу, хотя их магическое значение утрачено. В чем же заключалась магия?

Вспомните кадры весеннего языческого праздненства из фильма Тарковского «Андрей Рублев». Все там пронизано магической тайной: звуки леса, тихий шепот и женский смех, журчание воды и шелест листвы. Столкновение первобытной, языческой жизни, слившейся с природой и любовью, – и религиозного аскетизма; столкновение, приводящее в смятение, настолько несовместимы они друг с другом. Пуританин Стабс в шок не приходит, он полон религиозного негодования: «В майский праздник...все молодые люди, девушки, пожилые люди и их жены отправляются ночью в леса, рощи,.. где всю ночь проводят в приятных забавах. А утром они возвращаются, принося с собой для украшения своих сборищ березу и ветки деревьев. Тут нечему удивляться, потому что с ними пребывает и присматривает за их развлечениями и забавами великий правитель – это князь ада Сатана... Я слышал от людей весьма почтенных и заслуживающих доверия, что едва ли одна треть из ушедших...в лес девушек возвращалась домой столь же целомудренной.»

Так что же происходило в майскую ночь, таинство или блуд? Ну, если честно, то в 18-19 веках случался и блуд. Но истина в том, что происходит таинство. Каждый человек, пришедший в лес в ночь на 1 мая – это уже не простой человек, а символ природы, пробудившейся после зимнего сна, наполняющейся жизненными соками, готовой к цветению и плодоношению. Об этом и просили участники Белтейна: о возрождении и богатом урожае, что приносит с собой Любовь. Она рождается в магическом огне костра, в ритуальной пляске вокруг Майского дерева, в выборе Королевы Мая – самой красивой девушки, которую называют в некоторых местах Майской Розой. Королеву Мая торжественно выдавали замуж за Зеленого Человека или Лесного Человека, мужчину, с головы до ног обвязанного зелеными ветками. Инсценировка свадьбы была кульминацией игры и должна была дать толчок плодоносной природе. Вот в этом и заключалась магия. А главное – все участники сознавали свою значимость в возрождении души природы: они участвовали в таинстве, и оно приносило реальные плоды. Это как в поговорке: петух не пропоет – утро не наступит. Так и древние люди были уверены, что если не встретить как положено весну, то и урожая осеннего не дождешься!


А теперь о самом важном. Во времена, когда зарождался праздник Белтейн, культ Природы-кормилицы и поклонение Майскому дереву, единственным календарем был лунный. И Луна была главной в природе и жизни человека. Ведь так просто было выяснить, какой день месяца наступает: стоило посмотреть в ночное небо на луну, и сразу видно, в какое она находится фазе. Подозреваю, что несколько тысячелетий назад дни вообще не связывали с числами, поэтому Белтейн отмечали не с 30 апреля на 1 мая, а каждый год в полнолуние, которое приходится с разбросом с конца апреля до почти середины мая. Постепенно сформировалось привычное нам летоисчисление и все встало на свои места – по датам, но вошло в противоречие с лунным календарем, так что Белтейн не всегда празднуется в полнолуние. Но в те годы, когда нужные даты совпадают с полнолунием, праздник приобретает особо магическую силу. Если заглянуть в лунный календарь, то обнаружится, что в 2001 году, первом году тысячелетия, полнолуние наступило 7 мая, в 2002 году – 26 апреля, а в 2003 году Белтейн вообще пришелся на первый лень лунного месяца, и луны почти не было видно всю ночь. В 2004 году полнолуние было 3 мая, в 2005 году – 22 апреля, в 2006 году – аж 11 мая. И наконец, в 2007 году Белтейн приходится впервые в этом тысячелетии на полнолуние: 1 мая начинаются пятнадцатые лунные сутки. Самая магическая ночь, самый праздничный день.

Мой вам совет, если будете в этот день на природе – зажгите костер. А хватит смелости – прыгайте через него. Небось не растаете, как Снегурочка, а силы от огня, может, и наберетесь, огонь спалит все печали и болезни. И обязательно срежьте в лесу хоть одну березовую ветку, украсьте ее в память о тысячах поколений предков, которые так делали из года в год. Ну а уж спеть «Во поле береза стояла» - это на ваше усмотрение, это если музыкальный слух есть!


Ольга Борн
(Германия, Мюнхен)

Майское дерево

Предыдущий рассказ этой серии:

Вот и наступил май! В альпийской части Баварии 1 мая – это время возведения майского дерева (Maibaum) и начала народных гуляний с музыкой, танцами и, конечно же, знаменитыми баварскими сосисками и пивом.

Издавна в начале мая стада выводили на летние пастбища и отмечали приход настоящего тепла и символичное начало лета. В языческих календарях, основанных на солнечных и лунных циклах, майские празднества знаменовали середину отрезка между весенним равноденствием (21 марта) и летним солнцестоянием (21 июня).

Майское дерево – символ жизни, пробуждения природы, воплощение силы роста, плодородия и здоровья. Оно представляет собой шест с венком на верхушке, украшенный разноцветными лентами, гирляндами, фруктами, "золотыми" орехами, цеховыми гербами и символами – сапожников, мясников, стрелков, пожарных. Венок и набор гербов различаются в зависимости от местности. Дерево устанавливают 1 мая на центральном месте в деревне. Как правило, в баварских деревнях майское дерево получает "временную прописку" сроком примерно на 5 лет, потом его убирают, распиливают и устанавливают новое. Ствол дерева (обычно это ель или пихта высотой 25-30 м) по традиции жертвует крестьянская семья из числа жителей деревни, их фамилия обязательно указывается на прикреплённой к стволу табличке.

Ствол майского дерева обвит лентой или окрашен спиральной полосой. При этом направление спирали установлено совершенно чётко – снизу вверх слева направо. В баварских деревнях майское дерево имеет бело-голубую расцветку, соответствующую национальным цветам Баварии.

Однако в некоторых деревнях ствол дерева неокрашен, хотя такое встречается гораздо реже. В этом году мне довелось побывать на возведении неокрашенного майского дерева в совсем маленькой альпийской деревушке. Именно в таких местечках особенно тщательно хранят национальные традиции, любое мероприятие состоится не для показухи и туристов, а самих жителей деревни, всё происходит совсем по-домашнему, без лишнего пафоса.

С установлением майского дерева у баварцев связано много традиций. Прежде всего, ствол дерева должен быть доставлен к месту возведения на телеге по центральной улице деревни. Эта процессия сопровождается духовым оркестром и множеством зрителей.

В давние времена считалось, что пропажа дерева может навлечь на деревню разные беды и лишиться его раньше времени – позор, поэтому подготовленный для установки ствол дерева нужно охранять. Однако по другой народной традиции, сохранившейся и по сей день, ствол майского дерева следует непременно выкрасть в ночь перед его возведением. Таким "воровством" занимаются жители соседних деревень. Похищение происходит тоже по определённым правилам. На следующий день похищенное майское дерево выкупают за несколько бочек пива, которое пострадавшие владельцы дерева и его похитители дружно выпивают вместе.

Процесс установки длится неск��лько часов – с чувством, с толком, с расстановкой. Самую тяжёлую работу выполняют мужчины помоложе и покрепче. Те, что постарше и поопытнее, участвуют пассивно – дают советы, причём очень громко и на местном, только им понятном диалекте. Сначала ствол осторожно снимают с телеги, прикрепляют гербы, символы, таблички. Чаще всего ствол майского дерева устанавливают вручную с помощью парно связанных шестов, но если дерево слишком большое и тяжёлое, то без подъёмного крана не обойтись. Основание ствола при этом вставляется в стальной забетонированный каркас и тщательно укрепляется.

Пока идёт установка майского дерева, вокруг устраиваются деревенские гуляния. Больше всего мне нравится наблюдать за местной ребятнёй – маленькие баварцы принимают самое активное участие в мероприятии, суетятся вместе со взрослыми, помогают в украшении ствола и его установке, собирают посуду и мусор, протирают столы.

А как танцуют! По традиции открывает танцевальную программу самая младшая группа – маленькие, неуклюжие, не всегда попадающие в такт, иногда наступающие друг другу на ноги, но срывающие самые бурные аплодисменты. Совсем крохи года по 2-3 наблюдают за происходящим, сидя на лужайке и открыв рты, а самые смелые в промежутках между танцами наровят выбежать на сцену и тоже попробовать отбивать Plattler.

Похожие публикации