Биография Жанны Д’арк. Жанна Дарк: биография кратко национальной героини Франции

«О Жанне д’Арк мы знаем больше, чем о ком-либо другом из ее современников, и в то же время трудно найти среди людей XV века другого человека, чей образ представлялся бы потомкам таким загадочным.» (*2) стр.5

«...Родилась она в деревушке Домреми в Лотарингии в 1412 году. Известно, что она рождена от честных и справедливых родителей. В ночь на Рождество, когда народы имеют обыкновение в великом блаженстве чтить труды Христовы, вошла она в мир смертный. И петухи, cловно провозвестники новой радости, кричали тогда необыкновенным, до сих пор не слыханным криком. Видели, как они на протяжении более чем двух часов хлопали крыльями, предсказывая то, что суждено было этой малютке». (*1) стр.146

Об этом факте сообщает Персеваль де Буленвилье, советник и камергер короля в письме милонскому герцогу, которое может быть названо ее первой биографией. Но скорее всего это описание является легендой, т. к. об этом не упоминает ни одна хроника и рождение Жанны не оставило ни малейшего следа в памяти односельчан — жителей Домреми, выступавших в качестве свидетелей на процессе реабилитации.

Она жила в Домреми с отцом, матерью и двумя братьями, Жаном и Пьером. Жак д’Арк и Изабелла были, по местным понятиям «не очень богатыми». (Более подробное описание семьи см. (*2) стр.41-43)

«Неподалеку от деревни, где выросла Жанна, росло очень красивое дерево, „прекрасное, как лилия“, как заметил один свидетель; у дерева по воскресеньям собирались деревенские юноши и девушки, они танцевали вокруг него и умывались водой из соседнего источника. Дерево называли деревом фей, говорили, что в незапамятной древности вокруг него танцевали чудесные существа, феи. Жанна также нередко ходила туда, только никогда не видела ни одной феи.» (*5) стр.417, см. (*2) стр. 43-45

«Когда исполнилось ей 12 лет, пришло к ней первое откровение. Внезапно перед очами ее возникло сияющее облако, из коего раздался голос: „Жанна, тебе пристало другим путем идти и чудесные деяния совершать, ибо ты — та, которую избрал Царь Небесный для защиты короля Карла..“ (*1) стр.146

„Вначале я очень испугалась. Голос я услышала днем, это было летом в саду моего отца. За день до этого я постилась. Голос пришел ко мне с правой стороны, оттуда, где была церковь, и с этой же стороны шла великая святость. Этот голос всегда руководил мной. “ Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что нужно „идти и снять осаду с города Орлеан“. Голоса называли ее „Жанна де Пюселль, дщерь Бога“ — помимо первого голоса, который принадлежал, как думается Жанне, архангелу Михаилу, присоединились вскоре голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Всем тем, кто пытался преградить ей путь, Жанна напоминала древнее пророчество, которое говорило, что „Францию погубит женщина, а спасет девственница“. (Первая часть пророчества сбылась, когда Изабелла Баварская заставила своего мужа, французского короля Карла VI, объявить своего сына Карла VII незаконным, в результате чего ко времени Иоанны Карл VII был не королем, а только дофином).» (*5) стр.417

«Я пришла сюда в королевскую палату, для того, чтобы говорить с Робером де Бодрикуром, дабы он отвел к королю или приказал своим людям отвести меня; но он не обратил внимания ни на меня, ни на мои слова; тем не менее мне необходимо предстать перед королем в первой половине поста, пусть даже для этого я сотру себе ноги до колен; знайте, что никто — ни король, ни герцог, ни дочь шотландского короля, ни кто-либо другой — не сможет восстановить французское королевстве; спасение может прийти только от меня, и, хотя я предпочла бы остаться с моей бедной матушкой и прясть, не в этом мое предназначение: я должна идти, и я сделаю это, ибо моему Господину угодно, чтобы я действовала таким образом». (*3) стр. 27

Трижды ей приходилось обращаться к Роберу де Бодрикуру. После первого раза ее отправили домой, а родители решили выдать ее замуж. Но Жанна через суд сама расторгла помолвку.

«Время для нее тянулось медленно, „как для женщины, ожидающей ребенка“, говорила она, да так медленно, что она не выдержала и в одно прекрасное утро в сопровождении своего дяди, преданного Дюрана Лаксара, жителя Вокулера по имени Жак Ален пустилась в путь; ее спутники купили для нее лошадь, которая стоила им двенадцать франков. Но далеко они не уехали: прибыв в Сен-Никола-де Сен-Фон, находившийся по дороге на Совруа, Жанна заявила: „Не так нам пристало удаляться“, и путники вернулись в Вокулер. (*3) стр. 25

В один прекрасный день прибыл гонец из Нанси от герцога Лотарингского.

„Герцог Карл II Лотарингский оказал Жанне милостивый прием. Он пригласил ее к себе в Нанси. Карл Лотарингский вовсе не был союзником Карла Валуа; напротив, он занимал по отношению к Франции позицию враждебного нейтралитета, тяготея к Англии.

Она сказала герцогу (Карлу Лотарингскому), чтобы он дал ей своего сына и людей, которые проводят ее во Францию, и она будет молить бога об его здоровье“. Сыном герцога Жанна называла его зятя, Рене Анжуйского. „Добрый король Рене“ (прославившийся впоследствии как поэт и покровитель искусств), был женат на старшей дочери герцога и его наследнице Изабелле... Эта встреча укрепила позиции Жанны в общественном мнении... Бодрикур (комендант Вокулера) изменил свое отношение к Жанне и согласился отправить ее к дофину.» (*2) стр.79

Существует версия, что Рене д’Анжу являлся магистром тайного ордена «Сионского приората» и помогал Жанне выполнять ее миссию. (См. главу «Рене д’Анжу»)

Уже в Вокулере она одевает мужской костюм и отправляется через всю страну к дофину Карлу. Испытания продолжаются. В Шиноне под именем дофина ей представляют другого, но Жанна безошибочно из 300 рыцарей находит Карла и приветствует его. Во время этой встречи Жанна что-то сообщает дофину или показывает какое-то знамение, после которого Карл начинает ей верить.

«Рассказ самой Жанны Жану Паскерелю, ее духовнику: «Когда король увидел ее, он спросил в Жанны ее имя, и она ответила: „Милый дофин, зовусь я Жанной Девой, и моими устами обращается к вам Царь Небесный и говорит, что вы примете миропомазание и будете коронованы в Реймсе и сделаетесь наместником Царя Небесного, истинного короля Франции“. После других вопросов, заданных королем, Жанна вновь ему сказала: „Говорю тебе от имени всевышнего, что ты истинный наследник Франции и сын короля, и Он послал меня к тебе, дабы повести тебя в Реймс для того, чтобы ты был там коронован и миропомазан, если того захочешь“. Услышав это король сообщил присутствовавшим, что Жанна посвятила его в некую тайну, которую никто кроме Бога, не знал и знать не мог; вот почему он ей полностью доверяет. Все это, — заключает брат Паскерель, — я услышал из уст Жанны, так как сам при этом не присутствовал». (*3) стр. 33

Но, тем не менее начинается расследование, собирается подробная информация о Жанне, которая в это время находится в Пуатье, где коллегия ученых богословов епископства Пуатье должна вынести свое решение.

«Полагая, что предосторожности никогда не излишни, король решил увеличить число тех, кому доверено допросить девушку, и выбрать из них самых достойных; а собраться они должны были в Пуатье. Жанну поселили в доме метра Жана Рабато, адвоката Парижского парламента, присоединившегося к королю двумя годами ранее. Нескольким женщинам было поручено тайно наблюдать за ее поведением.

Франсуа Гаривель, советник короля, уточняет, что Жанну допрашивали неоднократно и следствие заняло примерно три недели.» (*3) стр. 43

«Некий адвокат парламента Жан Барбон: «От ученых богословов, с пристрастием изучавших ее и задававших ей множество вопросов, я слышал, что отвечала она весьма осмотрительно, как если бы она была хорошим ученым, так что их повергли в изумление ее ответы. Они считали, что в самой ее жизни и ее поведении крылось нечто божественное; в конце концов, после всех допросов и расспросов, проведенных учеными, они пришли к заключению, что в ней нет ничего дурного, ничего противоречащего католической вере и что, принимая во внимание бедственное положение короля и королевства — ведь король и верные ему жители королевства пребывали в это время в отчаянии и не знали, на какую помощь еще надеяться, если только не на помощь Бога, — король может принять ее помощь». (*3) стр. 46

В этот период она обретает меч и знамя. (см. главу «Меч. Знамя.»)

«По всей вероятности, дав Жанне право иметь личное знамя, дофин приравнял ее к так называемым «знаменным рыцарям», которые командовали отрядами своих людей.

Жанна имела под своим началом небольшой отряд, который состоял из свиты, нескольких солдат и обслуги. В свиту входили оруженосец, духовник, два пажа, два герольда, а также Жан из Меца и Бертран де Пуланжи и братья Жанны, Жак и Пьер, которые присоединились к ней в Туре. Еще в Пуатье дофин поручил охрану Девы опытному воину Жану д’Олону, который стал ее оруженосцем. В этом храбром и благородном человеке Жанна нашла наставника и друга. Он обучал ее военному делу, с ним она провела все свои походы, он был рядом с ней во всех битвах, штурмах и вылазках. Они вместе попали в плен к бургундцам, но ее продали англичанам, а он выкупился на свободу и спустя четверть века, будучи уже рыцарем, королевским советником и, занимая видную должность сенешаля одной из южно-французских провинций, написал по просьбе реабилитационной комиссии очень интересные воспоминания, в которых рассказал о многих важный эпизодах истории Жанны д’Арк. До нас дошли также показания одного из пажей Жанны — Луи де Кута; о втором — Раймоне — мы ничего не знаем. Духовником Жанны был монах-августинец Жан Паскерель; ему принадлежат весьма подробные показания, но в них, очевидно, не все достоверно. (*2) стр.130

«В Туре для Жанны собрали военную свиту, как и полагалось военачальнику; назначили интенданта Жана д’Олона, который свидетельствует: «Для ее охраны и сопровождения я был передан в ее распоряжение королем, господином нашим»; у нее также два пажа — Луи де Кут и Раймон. В ее подчинении оказались также два герольда — Амблевиль и Гийенн; герольды — это гонцы, одетые в ливреи, позволяющие опознать их. Герольды были неприкосновенны.

Раз Жанне дали двух гонцов, значит, король стал относиться к ней как к любому другому воину высокого ранга, облеченному полномочиями и несущему персональную ответственность за свои действия.

Королевские войска должны были собраться в Блуа... Именно в Блуа, пока там находилась армия, Жанна заказала хоругвь... Духовник Жанны растроган почти религиозным обликом выступающей армии: «Когда Жанна выступила из Блуа, чтобы идти в Орлеан, она попросила собрать всех священников вокруг этой хоругви, и священники шли впереди армии... и пели антифоны... так же было и на следующий день. А на третий день они подошли к Орлеану.» (*3) стр. 58

Карл медлит. Жанна его торопит. Освобождение Франции начинается со снятия осады Орлеана. Это первая военная победа войска, верного Карлу под предводительством Жанны, что является одновременно и знамением ее божественной миссии. «См. Р.Перну, М.-В. Клэн, Жанна д’Арк /стр. 63-69/

Для освобождения Орлеана Жанне потребовалось 9 дней.

«Солнце уже склонялось к западу, а французы все еще безуспешно сражались за ров передового укрепления. Жанна вскочила на коня и отправилась в поля. Вдали от взоров... Жанна погрузилась в молитву между виноградных лоз. Неслыханные выдержка и воля семнадцатилетней девушки позволили ей в этот решающий момент отвлечься от собственного напряжения, от охватившего всех уныния и изнеможения, теперь она обрела тишину внешнюю и внутреннюю — когда только и может возникать вдохновение...»

«...Но тут случилось невиданное: стрелы выпали из рук, приведенные в замешательства люди глядели в небо. Святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе. Архангел сражался на стороне французов.» (*1) стр. 86

«...англичане, спустя семь месяцев после начала осады и девять дней после того, как Дева заняла город, отступили без боя все до последнего, и произошло это 8 мая (1429 г.), в день, когда много столетий назад святой Михаил явился в далекой Италии на Монте-Гаргано и на острове Искья...

Магистрат вписал в городскую книгу, что освобождение Орлеана является величайшим чудом христианской эпохи. Доблестный город с тех пор на протяжении всех столетий торжественно посвящал этот день Деве, день 8 мая, обозначенный в календаре как праздник Явления архангела Михаила.

Многие современные критики утверждают, что победу под Орлеаном можно отнести лишь на счет случайностей или же необъяснимого отказа англичан от боя. И все же Наполеон, основательно проштудировавший походы Жанны, заявил, что она была гением в военном деле, а никто не посмеет сказать, что он не разбирался в стратегии.

Английский биограф Жанны д’Арк В. Сэнквилл Уэст пишет уже в наши дни, что весь образ действия ее земляков, участвовавших в тех событиях, кажется ей до такой степени странным и медлительным, что это можно объяснить только сверхъестественными причинами: «Причинами, о которых мы в свете нашей науки двадцатого столетия — или, может быть, во тьме нашей науки двадцатого столетия? — ничего не знаем». (*1) стр.92-94

«Для встречи с королем после снятия осады Жанна и Орлеанский Бастард отправились в Лош: „Она выехала навстречу королю, держа в руке свой стяг, и она встретились, — рассказывает немецкая хроника того времени, донесшая до нас много сведений. Когда девушка склонила голову перед королем так низко, как только могла, король тотчас велел ей подняться, и подумали, что он чуть было не поцеловал ее от радости, охватившей его“. Это было 11 мая 1429 года.

Молва о подвиге Жанны облетела всю Европу, проявившую необычайный интерес к случившемуся. Автор процитированной нами хроники — некто Эберхард Виндекен — казначей императора Сигизмунда; очевидно, император выказал большой интерес к деяниям Жанны и повелел разузнать о ней. (*3) стр.82

О реакции за пределами Франции мы можем судить по очень интересному источнику. Это „Хроника Антонио Морозини“... отчасти это собрание писем и донесений. Письмо Панкраццо Джустиниани своему отцу, из Брюгге в Венецию, от 10 мая 1429 г.: „Некий англичанин по имени Лоуренс Трент, человек почтенный и не болтун, пишет, видя, что говорится об этом в донесениях стольких достойных и заслуживающих доверия людей: „Это сводит меня с ума“. Он сообщает, что многие бароны относятся к ней с почтением, равно как и простолюдины, а те, кто смеялся над ней, умерли плохой смертью. Ничто не является, однако, столь ясным, как ее бесспорная победа в диспуте с магистрами теологии, так что кажется, будто она — вторая святая Екатерина, сошедшая на землю, и многие рыцари, которые слышали, какие удивительные речи произносила она каждый день, считают это за великое чудо... Сообщают далее, что сия девица должна совершить два великих дела, а потом умереть. Да поможет ей бог... “ Какой предстает она перед венецианцем эпохи Кварточенто, перед купцом, дипломатом и разведчиком, т. е. перед человеком совершенно иной культуры, иного психологического склада, нежели она сама и ее окружение?...Джустиниани растерян.» (*2) стр.146

Портрет Жанны д’Арк

«...Девушка имеет привлекательную внешность и мужскую осанку, говорит она мало и выказывает чудесный ум; речи она произносит приятным высоким голосом, как и подобает женщине. В еде она умеренна, еще более она умеренно в винопитии. Она находит удовольствие в прекрасных конях и оружии. Многие собрания и разговоры Деве неприятны. Часто глаза ее наполняются слезами, любит она и веселье. Претерпевает неслыханно тяжкие труды, а когда носит оружие, показывает такое упорство, что день и ночь в течение шести дней может непрерывно оставаться в полном вооружении. Она говорит, что у англичан нет права владеть Францией, и для этого, говорит она, послал ее Господь, чтобы она их изгнала и одолела... »

«Ги де Лаваль, юный дворянин, присоединившийся к королевской армии, описывает ее с восхищением: «Я видел, как она, в доспехах и при полном боевом снаряжении, с маленькой секирой в руке, садилась у выхода из дома на своего огромного черного боевого коня, который пребывал в большом нетерпении и не позволял оседлать себя; тогда она молвила: „Отведите его к кресту“, который находился перед церковью на дороге. Затем она вскочила в седло, а он не шелохнулся, как если бы был связан. И тогда она обернулась к церковным вратам, находившимся совсем близко от нее: „А вы, священники устройте процессию и помолитесь Богу“. И тогда она отправилась в путь, приговаривая: „Спешите вперед, спешите вперед“. Миловидный паж нес ее развернутое знамя, а она держала в руке секиру». (*3) стр.89

Жиль де Ре: «Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним — большинство воинов делает это вместе с ней, — и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова — в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания.» (*1) стр.109

«Жан Алансон, который в те дни был главнокомандующим, много лет спустя вспоминал: „Она разбиралась во всем, что имеет отношение к войне: могла вонзить пику и провести смотр войска, выстроить армию в боевой порядок и разместить пушки. Все удивлялись, что она была столь осмотрительна в своих делах, как боевой командир с двадцати или тридцатилетним опытом.“ (*1) стр.118

„Жанна была красивой и очаровательной девушкой, и все встречавшиеся с ней мужчины это чувствовали. Но это чувство было самое подлинное, то есть самое высокое, преображенное, девственное, возвращенное в то состояние „Божией любви“, которое отметил Нуйонпон у себя самого.“ (*4) стр.306

" - Это очень странно, и мы все можем об этом свидетельствовать: когда она едет с нами, птицы из леса слетаются и садятся к ней на плечи. В бою случается, голуби начинают порхать возле нее." (*1) стр.108

«Я припоминаю, что в протоколе, составленном моими коллегами о ее жизни, было написано, что у нее на родине в Домреми хищные птицы слетались к ней, когда она пасла коров на лугу, и, садясь к ней на колени, клевали крошки, которые она отщипывала от хлеба. На стадо ее стадо ни разу не напал волк, а в ночь, кода она родилась — на Крещение — были замечены разные необычные вещи с животными... А почему бы и нет? Животные ведь тоже Божьи твари... (*1) стр. 108

„Кажется, что в присутствии Жанны воздух становился прозрачным для тех людей, кому жестокая ночь еще не омрачила разум, а в те годы таких людей было больше, чем принято считать сейчас.“ (*1) стр.66

Ее экстазы протекали как бы вне времени, в обычной деятельности, но без отключения от последней. Она слышала свои Голоса среди боевых действий, но продолжала командовать войсками; слышала во время допросов, но продолжала отвечать богословам. Об этом может свидетельствовать и ее жесть, когда под Туреллями она вырвала из раны стрелу, перестав ощущать физическую боль во время экстаза. И надо добавить, что она отлично умела определять свои Голоса во времени: в такой-то час, когда звонили в колокола.» (*4) стр.307

«Рупертус Гейер, тот самый „анонимный“ клирик», понял личность Жанны правильно: если для нее и можно подыскать какую-то историческую аналогию, то лучше всего сравнить Жанну с сивиллами, этими пророчицами языческой эпохи, чьими устами говорили боги. Но между ними и Жанной была огромная разница. На сивилл воздействовали силы природы: серные испарения, одурманивающие запахи, журчащие ручьи. В состоянии экстаза они высказывали такие веще, о которых сразу же забывали, как только приходили в себя. В повседневной жизни они не имели никаких высоких прозрений, они были чистыми листами, на которых писали силы, неподдающиеся контролю. «Ибо присущий им пророческий дар подобен доске, на которой ничего не написано, он неразумный и неопределенный», — писал Плутарх.

Устами Жанны также говорили сферы, чьих границ никто не знал; она могла впадать в экстаз на молитве, при звоне колоколов, в тихом поле или в лесу, но это был такой экстаз, такой выход за пределы обычных чувств, которым она управляла и из которого могла выйти с трезвым рассудком и осознавая собственное «я», чтобы затем перевести увиденное и услышанное на язык земных слов и земных поступков. То, что языческим жрицам было доступно в отрешенном от мира затмении чувств, Жанна воспринимала в ясном сознании и разумной умеренности. Вместе с мужчинами она ездила верхом и сражалась, вместе с женщинами и детьми она спала, и, как и все они, Жанна могла смеяться. Просто и ясно, без недомолвок и тайн она рассказывала о том, что должно было случиться: «Подождите, еще три дня, тогда мы возьмем город»; «Потерпите, через час вы станете победителями». Дева намеренно сняла покрывало загадочности со своей жизни и поступков; загадкой оставалась лишь она сама. Так как ей самой была предречена грядущая беда, она замкнула уста, и никто не знал о мрачной вести. Всегда, даже перед смертью на костре Жанна отдавала себе отчет в том, что ей можно говорить и чего нельзя.

Со дней апостола Павла женщинам, «глаголющим языками», в христианских общинах надлежало молчать, ибо «за глаголение языками несет ответственность дух, дающий вдохновение, а за разумное пророческое слово — говорящий человек». Духовный язык нужно перевести на язык людей, чтобы человек сопровождал речь духа своим разумом; и лишь то, что человек может понять и усвоить собственным рассудком, он должен выражать словами.

Жанне д’Арк в те недели яснее, чем когда-либо, удалось доказать, что она несет ответственность за свои наделенные разумом слова пророчеств и что она высказывает их — или молчит, — находясь в здравом рассудке." (*1) стр 192

После снятия осады с Орлеана в Королевском совете начинаются споры о направлении похода. При этом Жанна была того мнения, что нужно идти на Реймс, чтобы короновать короля. «Она доказывала, что, как только король будет коронован и миропомазан, сила врагов будет все время убывать и в конце концов они не смогут более вредить не королю, ни королевству» стр 167.

Коронация дофина в Реймсе становилась в этих условиях актом провозглашения государственной независимости Франции. Такова была основная политическая цель похода.

Но придворные не советовали Карлу предпринимать поход на Реймс, говоря, что на пути из Жьена в Реймс расположено много укрепленных городов, замков и крепостей с гарнизонами из англичан и бургунцев. Решающую роль сыграл огромный авторитет Жанны в войске и 27 июня Дева повела авангард армии на Реймстр. Начался новый этап освободительной борьбы. При этом освобождение Труа решило исход всей кампании. Успех похода превзошел самые смелые ожидания: менее чем за три недели армия прошла почти триста километров и достигла конечного пункта, не сделав ни одного выстрела, не оставив на своем пути ни одной сожженной деревни, ни одного разграбленного города. Предприятие, которое поначалу представлялось столь трудным и опасным, превратилось в триумфальный марш.

В воскресенье 17 июля Карл был коронован в Реймском соборе. Жанна стояла в соборе, держа в руке знамя. Потом на суде у нее спросят: «Почему ваше знамя внесли в собор во время коронации в предпочтение перед знаменами других капитанов?» И она ответит: «Оно было в труде и по праву должно было находиться в почести»

Но дальше события разворачиваются менее триумфально. Вместо решительного наступления Карл заключает странное перемирие с бургунцами. 21 января армия вернулась на берега Лауры и тотчас же бвла распущена. Но Жанна продолжает сражаться, но при этом терпит одно поражение за другим. Узнав, что бургунцы осадили Компьень, она бросается на выручку. Дева входит в город 23 мая, а вечером, во время вылазки попадает в плен.....

«В последний раз в жизни вечером 23 мая 1430 года Жанна штурмовала неприятельский лагерь, в последний раз она сняла свои доспехи, у нее отняли штандарт с изображением Христа и ликом ангела. Борьба на поле брани окончилась. То, что начиналось теперь в ее 18 лет, было борьбой другим оружием и с другим противником, но, как и прежде, это была борьба не на жизнь, а на смерть. В тот момент история человечества свершалась через Жанну Д’Арк. Завет святой Маргариты был исполнен; пробил час исполнения завета святой Екатерины. Земное знание готовилось сразиться с мудростью, в утренних лучах которой Дева Жанна жила, боролась и страдала. В потоке перемени уже приближались столетия, когда силы отрицающей Бога учености начали бескровное, но неотвратимое наступление против брезжущего в человеке воспоминания о его божественном происхождении, когда человеческие умы и сердца стали ареной, на которой падшие ангелы боролись с архангелом по имени Михаил, провозвестником воли Христа. Все, что совершила Жанна, послужило Франции, Англии, новой Европе; это был вызов, сияющая загадка для всех народов последующих эпох.» (*1) стр 201

Полгода пробыла Жанна в бургунском плену. Она ждала помощи но напрасно. Французское правительство ничего не сделало для того, чтобы выручить ее из беды. В конце 1430 г. бургунцы продали Жанну англичанам, и те немедленно предали ее суду инквизиции.

Памятник в соборе
Архангела Михаила
в Дижоне (Бургундия)
Фрагмент из фильма
Роберта Брессона
«Процесс Жанны Д’Арк»
Позолоченный памятник
Жанне д’Арк в Париже
на площади Пирамид

Прошел год с того дня, когда Жанна попала в плен... Год и один день..

Позади был бургунский плен. Позади были две попытки побега. Вторая едва не закончилась трагически: Жанна выбросилась из окна на верхнем этаже. Это дало судьям повод обвинить её в смертном грехе — попытке самоубийства. Её объяснения были просты: «Я сделала это не от безнадежности, но в надежде спасти свое тело и пойти на помощь многим славным людям, которые в этом нуждаются».

Позади была железная клетка, в которой ее держали первое время в Руане, в подвале королевского Буврейского замка. Потом начались допросы, её перевели в камеру. Пятеро английских солдат стерегли ее круглые сутки, а ночью приковывали к стене железной цепью.

Позади были изнурительные допросы. Каждый раз на неё обрушивались десятки вопросов. Ловушки подстерегали ее на каждом шагу. Сто тридцать два члена трибунала: кардинал, епископы, профессора теологи, ученые аббаты, монахи и священники.... И юная девушка, которая по ее собственным словам, «не знает ни а, ни б».

Позади были те два дня в конце марта, когда ее ознакомили с обвинительным заключением. В семидесяти статьях перечислял прокурор преступные деяния, речи и помыслы подсудимой. Но Жанна отводила одно обвинение за другим. Двухдневное чтение обвинительного акта закончилось поражением прокурора. Судьи убедились, что составленный ими документ никуда не годится, и заменили его другим.

Второй вариант обвинительного заключения содержал только 12 статей. Отсеялось второстепенное, осталось самое главное: «голоса и ведения», мужской костюм, «дерево фей», обольщение короля и отказ подчиниться воинствующей церкви.

От пытки решили отказаться, «дабы не дать повода для клеветы на образцово проведенный процесс».

Все это позади, и вот Жанну привезли на кладбище, окружили стражей, подняли над толпой, показали палача и начали читать приговор. Вся эта до мелочей продуманная процедура была рассчитана на то, чтобы вызвать у нее душевное потрясение и страх смерти. В какой-то момент Жанна не выдерживает и соглашается подчиниться воле церкви. «Тогда же, — сказано в протоколе, — на виду у великого множества клириков и мирян она произнесла формулу отречения, следуя тексту составленной по-французски грамоты, каковую грамоту собственноручно подписала.» Вероятнее всего формула официального протокола представляет собой подделку, цель которой заключается в том, чтобы распространить задним числом отречение Жанны на всю ее предыдущую деятельность. Возможно на кладбище Сент-Уэн Жанна не отреклась от своего прошлого. Она лишь согласилась подчиниться впредь предписаниям церковного суда.

Однако, политическая цель процесса была достигнута. Английское правительство могло оповестить весь христианский мир, что еретичка всенародно покаялась в своих преступлениях.

Но, вырвав у девушки слова покаяния, организаторы процесса вовсе не полагали дело законченным. Оно было сделано лишь наполовину, ибо за отречением Жанны должна была последовать ее казнь.

Инквизиция располагала для этого простыми средствами. Нужно было лишь доказать, что после отречения она совершила «рецидив ереси»: человек, повторно впавший в ересь, подлежал немедленной казни. Перед отречение Жанне обещали, что, если она покается, ее переведут в женское отделение архиепископской тюрьмы и снимут кандалы. Но вместо этого по приказу Кошона ее снова доставили в старую камеру. Там она переоделась в женское платье и ей обрили голову. Кандалы не сняли и английскую стражу не убрали.

Прошло два дня. В воскресенье 27 мая по городу распространились слухи, что осужденная вновь надела мужской костюм. У нее спросили, кто принудил ее сделать это. «Никто, — ответила Жанна. Я сделала это по своей доброй воле и без всякого принуждения.» Вечером этого дня появился протокол последнего допроса Жанны — трагический документ, в котором сама Жанна рассказывает обо всем, что она пережила после отречения: об отчаянии, которое охватило ее, когда она поняла, что ее обманули, о презрении к самой себе из-за того, что она испугалась смерти, о том, как она проклинала себя за предательство, она сама произнесла это слово, — и о победе, которую она одержала, — о самой, пожалуй, трудной из всех ее побед, потому что это победа над страхом смерти.

Существует версия, согласно которой Жанну насильно заставили одеть мужской костюм (См. стр. 188 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы.«

О том, что ее казнят, Жанна узнала на рассвете в среду 30 мая 1431 года. Ее вывели из тюрьмы, посадили на повозку и повезли к месту казни. На ней было длинное платье и шапочка....

Только через несколько часов костру дали погаснуть.

А когда все кончилось, по словам Ладвеню, «около четырех часом по полудню», палач пришел в доминиканский монастырь, «ко мне, — говорит Изамбар, — и к брату ладвеню, в крайнем и страшном раскаянии, как бы отчаиваясь получить от Бога прощение за то, что он сделал с такой, как он говорил, святой женщиной». И он рассказал еще им обоим, что, поднявшись на эшафот, чтобы всё убрать, он нашел её сердце и иные внутренности несгоревшими; от него требовалось сжечь всё, но, хотя он несколько раз клал вокруг сердца Жанны горящий хворост и угли, он не мог обратить его в пепел" (тот же рассказ палача передает со своей стороны и Массеь со слов заместителя руанского балльи). Наконец, пораженный, «как явным чудом», он перестал терзать это Сердце, положил Неопалимую Купину в мешок вместе со всем, что осталось от плоти Девы, и мешок бросил, как полагалось, в сену. Нетленное сердце ушло навсегда от человеческих взоров и рук." (*1)

Прошло Двадцать пять лет и наконец — после процесса, на котором были заслушаны сто пятнадцать свидетелей Была и её мать), — в присутствии папского легата Жанну реабилитировали и признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и франции. (*1) стр. 336

Всей своей короткой судьбой Жанна д’Арк, «земной ангел и небесная девушка», вновь и с небывалой силой объявила реальность Бога Живого и Небесной Церкви.

В 1920 году по Рождестве Христовом, на четыреста девяностом году после Костра, Римская Церковь причислила её к лику святых и признала истиной её миссию, исполняя которую, она спасла Францию. (*1)

Пять с половиной столетий минуло с того дня, когда на площади Старого Рынка в Руане была сожжена Жанна дАрк. Ей было тогда девятнадцать лет.

Почти всю свою жизнь — семнадцать лет — она была никому неведомой Жаннетой из Домреми. Её соседи потом скажут: «такая, как все». «такая как другие».

Один год — всего один год — она была прославленной Жанной-Девой, спасительницей Франции. Её соратники потом скажут: «как если бы она была капитаном, проведшим на войне двадцать или тридцать лет.»

И еще один год — целый год — она была военнопленной и подсудимой инквизиционного трибунала. Её судьи потом скажут: «великий ученый — и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые её задавали.»

Конечно, она не была такой как все. Конечно, она не была капитаном. И, уж конечно, она не была ученым. И вместе с тем все это в ней было.

Проходят столетия. Но каждое поколение снова и снова обращается к такой простой и такой бесконечно сложной истории девушки из Домреми. Обращается, чтобы понять. Обращается, чтобы приобщиться к непреходящим нравственным ценностям. Ибо если история — учитель жизни, то эпопея Жанны дАрк — один из её великих уроков. (*2) стр.194

Литература:

  • *1 Мария Йозефа, Крук фон Потуцин Жанна д Арк. Москва «Энигма» 1994.
  • *2 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы. Ленинград «Наука» 1982.
  • *3 Р. Перну, М. В. Клен. Жанна д Арк. М., 1992.
  • *4 Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. Самара, АГНИ, 1994.
  • *5 Бауэр В., Дюмотц И., Головин СТР. Энциклопедия символов, М., КРОН-ПРЕСС, 1995

Смотрите раздел:

Каждый из нас слышал легендарное имя Жанны Д’Арк, народной героини Франции, юной девушки, спасшей свою Родину от английских захватчиков во время Столетней войны .

Появление Жанны на политической и военной арене тех событий обозначило новый виток в судьбе Франции, и это действительно было спасением для страны, иначе, кто знает, чем могла закончиться война между Англией и Францией, которая длилась целых 116 лет.

Сегодня мы поговорим о бесстрашной девушке, сумевшей возглавить французские войска, вселить в них боевой дух и привести Францию к победе.

А во Франции в это время бушевала Столетняя война, о которой мы подробно говорили уже на нашем сайте.

Кроме того, бедная Франция буквально раздирается на части междоусобными войнами между Бургундцами и Арманьяками. То тут, то там вспыхивают крестьянские восстания, чего только стоили стране Парижское восстание во главе с парижским прево Этьеном Марселем и Жакерия.

Король Карл VI Безумный умер, Франция по договору, подписанному в Труа, перешла во владение Англии, а настоящий наследник французского престола, будущий король Карл VII вынужден скрываться.

Вот такие события предшествовали появлению Жанны Д’Арк, и она пришла как нельзя вовремя.

Несколько слов о народной героине

Считается, что дата рождения Жанны – 1412 год, хотя историки расходятся во мнении. Девушка родилась в деревне Домреми, которая находилась на границе провинций Шампань и Лотарингия. Некоторые считают, что она родилась в семье обедневших дворян, другие же утверждают, что её родители были зажиточные крестьяне.

Жанна уверяла, что в 13 лет впервые услышала голоса архангела Михаила, а также святой Екатерины Александрийской и, как считается, Маргариты Антиохийской, которые время от времени являлись ей и в видимом облике. Девушка утверждала, что спустя некоторое время они открыли ей, что именно она, Жанна, должна снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать английских захватчиков из королевства.

Жанна понимала всю ответственность возлагаемой на неё миссии. Она не испугалась, и ей исполнилось 16 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Роберу де Бодрикуру и там объявила о своей миссии. Конечно же, её высмеяли, Жанна вынуждена была вернуться в деревню, но через год снова повторила свою попытку. Капитан Робер де Бодрикур, поражённый её настойчивостью, на этот раз был более внимателен и согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к дофину. Кроме того, он снабдил девушку мужской одеждой - шапероном, хуком и шоссами. Жанна до конца предпочитала одеваться именно так, говоря, что в мужской одежде ей легче будет воевать и при том не вызывать к себе нездорового внимания со стороны солдат.

Жанна преодолела расстояние от Домреми до замка Шинон (резиденции дофина Карла) за 11 дней и 4 марта 1429 года Жанна прибыла в этот замок. Дофин Карл воспользовался тем, что девушка писала ему в письме, что непременно узнает его. Карл устроил ей проверку, посадив на трон другого человека вместо себя, а сам встал в толпе придворных. Тем не менее, Жанна выдержала этот экзамен и узнала Карла. Она объявила дофину, что послана Небом для освобождения Франции от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана. В Шиноне Жанна изумила будущего Карла VII своим мастерством в верховой езде, совершенным владением оружия.

Жанна Д»Арк

Однако, дофин Карл не решался сразу поверить юной девушке, он колебался. Сначала он приказал, чтобы опытные матроны подтвердили девственность Жанны, после этого отправил её в Пуатье, где она должна была пройти допрос богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы опорочить репутацию Жанны, Карл решился передать ей командование войсками и назначил её главнокомандующим. Ведущие французские военачальники должны были пойти под её командование. Определяющую роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорождённость и права на престол, в которых многие сомневались, включая самого Карла.

Жанна – талантливый военачальник

После того, как Жанну назначили главнокомандующим, для неё изготовили доспехи, знамя и хоругвь. Меч для неё нашли в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа по повелению самой Жанны. Согласно легенде, этот меч принадлежал самому Карлу Великому.

Во главе армии она выступила к Орлеану. Весть о том, что армию возглавила посланница Бога, воодушевила солдат и вызвала необычайный моральный подъём в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, вновь обрели храбрость и надежду.

29 апреля Жанна с небольшим отрядом проникает в город Орлеан. И уже в начале мая её армия одерживает первую победу, взяв бастион Сен-Лу. Победы следуют одна за другой, и вскоре англичане принуждены снять осаду с города. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники посчитали невыполнимой, Жанна д’Арк всего за несколько дней.

После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девой» (la Pucelle d’ Orlé ans ). День 8 мая (день снятия осады с города) до наших дней отмечается каждый год в Орлеане, как главный праздник города. В следующие несколько дней июня Жанна одерживает одну победу за другой.

Жанна отправилась к дофину и убедила его отправиться на миропомазание в Реймс, то есть короноваться на французский престол. 17 июля Карл был торжественно миропомазан в Реймсском соборе в присутствии Жанны д’Арк, это вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Французы ликовали, они видели в Жанне свою надежду.


Жанна на поле битвы

После коронации девушка убеждала Карла начать наступление на Париж, тем более, что ситуация была благоприятной, в стане англичан было смятение, однако Карл колебался. Атака на столицу Франции была предпринята только в сентябре, однако Карл отдал приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена.

Весной 1430 года военные действия по наступлению на Париж были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставили препоны королевские придворные. В мае Жанна приходит на помощь Компьени, осаждённой бургундцами. 23 мая в результате вероломного предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне и её войску путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну; он снова колебался, испугавшись последствий. Бургундцы продали Жанну англичанам за 10 000 золотых ливров. В ноябре-декабре 1430 года Жанна была перевезена в город Руан в Нормандии.

Ложное обвинение

Конечно же, юная девушка, сумевшая одержать столько побед и вселить боевой дух смелости в сердца французов, вызывала ненависть и страх у врагов.

Формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, но, несмотря на это, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Процесс суда возглавлял епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции (предатели были и среди своих).

Жанну бросили в тюрьму, где содержали в ужасных условиях, с ней грубо обращались, а английские стражники оскорбляли её. Жанну пытались заставить сознаться с ереси и связи с дьяволом. Поскольку девушка мужественно и стойко опровергала все обвинения, судьи прибегли к тем фактам, где добровольное признание Жанны не требовалось: её обвинили в ношении мужской одежды и пренебрежении авторитета Церкви.

Народная героиня Жанна Д‘Арк была приговорена к сожжению на костре заживо. 30 мая 1431 года приговор был приведен в исполнение. На голову девушки надели митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костер. С высоты костра Жанна крикнула: «Епископ, я умираю из-за вас! Я вызываю вас на божий суд!». Она попросила дать ей крест, палач протянул ей две скрещенные хворостины. Огонь охватил Жанну, она крикнула «Иисус!», все плакали от жалости. Пепел народной спасительницы был рассеян над Сеной.

После казни

После гибели Жанны Франция не успокоилась, французское ополчение продолжало гнать англичан со своей земли. Франция продолжала одерживать победу за победой и освобождать свои города и провинции от врага. В 1453 году французы взяли Бордо, это и положило конец Столетней войне.

После окончания войны король Карл VII занялся процессом реабилитации Жанны. Её дело было пересмотрено и в суде над ней нашли множество грубейших ошибок. Процесс суда над девушкой был объявлен недействительным, и доброе имя Жанны было восстановлено.

Жанна Д‘Арк сегодня

Имя народной героини не забыто, оно остается в сердцах людей по сей день, оно вдохновляет художников, режиссеров, писателей, даже обычных обывателей.

Каждый год 8 мая во Франции отмечается «День Жанны д’Арк». В честь народной героини назван астероид (127) Жанна, который открыли в 1872 году. Именем национальной героини назван французский крейсер-вертолетоносец «Жанна д’Арк», который был спущен на воду в 1964 году.

В литературе о ней писали произведения Шиллер, Марк Твен, Анатоль Франс и другие. В музыке Жанне посвятили целые симфонии и рок-оперы различные композиторы и музыкальные коллективы. В живописи образ Жанны встречается у Гогена, Рубенса, Энгра. Жанна – героиня кинематографа, мультфильмов, аниме и даже компьютерных игр.

Эта национальная героиня Франции известна далеко за пределами своей страны, несмотря на прошедшие с момента ее смерти более шести столетий. Эта хрупкая девочка всего за парочку месяцев смогла круто развернуть историю собственного государства, которое стояло на краю гибели. Кто такая Жанна д’Арк, тогда не знал никто, но она встала в полный рост и объявила, что пора избавиться от многолетнего английского господства.

За ее спиной не было практически ничего: ни связей, ни влиятельных покровителей, ни армии поклонников. На ее стороне оставалась лишь безупречная репутация, бесконечная любовь к своему народу, бесстрашное сердце и безоговорочная уверенность в собственной правоте. Давайте вместе разберемся, кем была эта милая девушка до того, как судьба бросила ее в самое жерло народного восстания и как сложилась ее жизнь.

Непростая Жанна д’Арк: биография самой мистической девы Столетней войны

Если верить современным школьным учебникам, то эта девушка действительно сыграла колоссальную роль в подъеме всего французского народа на борьбу с английскими оккупантами. Считается, что глубочайшая уверенность обычной крестьянки из небольшой деревушки на границе Лотарингии и Шампани, напрямую повлияла на поднятие боевого духа войск. Однако правда ли это и есть ли иные варианты?

Существует мнение, что с раннего детства Жанне стали являться всевозможные святые и ангелы, которые наставляли ее на путь борьбы и непокорности. Многие считают, что она являлась экстраординарным экстрасенсом, обладала невероятными способностями, потому и имела необычайно веское влияние на сильных мира сего. Но почему тогда эти таланты не спасли ее от костра?

Собственное мнение по поводу истории жизни Жанны д’Арк имел пресловутый кардинал Мазарини, чья фигура отлично освещена писателем Дюма в романе о трех мушкетерах «Двадцать лет спустя». Он считал, что вся шумиха вокруг Орлеанской девственницы была поднята целенаправленно. Якобы все это было специально придумано королем Карлом VII, чтобы народ, впечатленный небылицами, отправился туда, куда и требовалось – свергать захватчиков.

Что значит Орлеанская Жанна для Франции

Чтобы лучше вникнуть в судьбу девушки, добровольно или принудительно сделанной героем, стоит разобраться, какая обстановка царила на то время в стране. В конце тридцатых годов четырнадцатого века английский правитель Эдуарда III из рода Плантагенетов вдруг объявил о своих претензиях на престол Франции. Он мотивировал это собственным происхождением. Боевые действия шли с переменным успехом, но к началу пятнадцатого века положение французов усугубилось в крайней степени.

Внутриполитическое положение Англии «устаканилось», так как к власти пришел король Генрих V из Ланкастеров, который тут же начал массированную экспансию на материк. Вернее, вместо него этим занялся формальный регент герцог Бедфорд, так как правителю на то время едва исполнилось девять месяцев. Львиная доля французских земель была захвачена англичанами, а на другой свирепствовали внутренние враги – арманьяки и бургиньоны.

В октябре пятнадцатого года сражение под Азенкуре решило дальнейшее направление: герцог бургундский Иоанн (Жан) Бесстрашный захватил Париж, прогнав несчастного дофина (наследника) Карла, заключил пакт с Англией и стал править, оперируя именем Безумного короля Карла VI Валуа. Оставалось соединить контролируемые северные территории с южными, но на пути стоял Орлеан, который и стал настоящим камнем преткновения. Защитники сражались, как львы, но в окружении врагов исход битвы был известен заранее. В этот момент на исторической арене, как раз в подходящее время появилась информация про Жанну д’Арк – святую девственницу, посланную небесами, чтобы спасти Францию и отдать корону законному наследнику.

Дальше все было делом техники: во главе большого числа войск Жанна отправляется под Орлеан и уже за две недели делает то, что ранее не смогли сделать мужчины и за сотню лет. По пути хорошо защищенные города сдавались на ее милость, потому что слава о том, что сделала Жанна д’Арк и кем она является, бежала далеко впереди нее.

Впоследствии Наполеон Бонапарт сказал, что именно эта девушка оказалась куда гениальнее множества мужчин в аспекте сражений, а уж точно кое-что понимал в тактике и стратегии ведения боя. День снятия блокады с Орлеана вошел в историю страны – 8 мая стал национальным праздником. За что сожгли Жанну д’Арк, за то же и прославили – такая ирония судьбы. Однако уйти от предначертанного не получается ни у кого. Жизнь ее оборвалась в девятнадцать, но заслуг хватило бы и на десяток здоровых, довольных жизнью, мужчин.

Рождение и первые годы святой девы

Происхождение этой удивительной девушки, как место ее рождения, покрыто тайнами. Скорее всего, докопаться до истины уже не получится, однако попробовать вычленить правду из разрозненных свидетельств все же можно. По одной из версий происходила она из достаточно зажиточных крестьян, что проживали в живописной деревушке с поэтичным названием Домреми у самой границы с Лотарингией. Согласно иным данным, она была «принцессой крови» - потомственной дворянкой из обедневшего рода. Фамильный герб, по всей видимости, у семейства имелся, так как в двадцать девятом году она принимала участие в рыцарском турнире, что для простолюдина было невозможно.

Доподлинно известно немногое: отец девчушки, Жак д’Арк, был старшиной (старостой) округа Вокулер и служил комендантом крепости, а также имел несколько довольно крупных земельных наделов. У него был неплохой доход и в положенное время он женился на Изабелле де Вутон, которую прозвали Роме из-за ее поездки в Вечный город – Рим. Традиционно считается, что родилась будущая героиня в 1412 году. Однако при причислении ее к лику святых, Пий X в начале двадцатого века записал годом рождения 1408-й – 1409-й. В детстве малышку называли Жанеттой, но в округе сразу же после рождения, поползли странные слухи. Говорили, будто кроха – дочь Изабеллы Баварской и ее любовника Людовика Орлеанского, родного брата ее собственного супруга.

Юность воительницы

Если кратко, Жанна д’Арк, по мнению большинства историков и литераторов, провела свои детские годы в спокойной сельской обстановке. Она пасла коров, занималась домашним хозяйством, помогала матери на кухне и вышивала при свечке долгими зимними вечерами. Немецкая писательница Мария Йозефа Крук фон Потурцин в своей книге о подвиге девушки рассказывала, что у малышки Жанетты никогда не пропало ни одно животное, а птицы слетались и садились ей на руки и плечи. Похоже на красивую, заранее придуманную легенду.

Вероятно, она получила неплохое домашнее образование. Герцог Алансонский, а также и сам король Карл VII, ее трудами посаженный на трон, отмечали совершенное знание придворного этикета, популярных среди знати игрищ, и безупречное владение оружием. Едва ли такими талантами могла обладать обычная крестьянская девчушка. В тринадцать лет (иудейское совершеннолетие) Жанетте впервые явились ангелы. Порой «призраки» Маргариты Антиохийской, архангела Михаила и Екатерины Александрийской просто разговаривали с ней, а в иные моменты она даже видела святых. Они и сказали воительнице, что она должна снять окружение с Орлеана и возвести на трон «правильного» дофина.

Впоследствии на этом тоже базировалось обвинение, вынесенное ей Святой Инквизицией. Братья иезуиты составили целый список из множества пунктов, некоторые из которых следует рассмотреть.

  • Видения Жанны скорее всего, являются выдумками или галлюцинациями. Если же они и реальны, то исходят, скорее всего, от дьявола, а не от Бога.
  • Ангел, возлагающий корону на голову дофина в видениях, явное посягательство на его высокий чин.
  • Девушка постоянно нарушает закон божий, когда носит мужские одежды.
  • Бросив престарелых мать и отца, она покинула отчий дом, чем нарушила заповедь о почитании родителей.
  • Утверждение, что она обязательно попадет в рай, ввиду своей девственности, расценивалось как пренебрежение основами веры.
  • Попытка прыжка с башни Боревуар является явной попыткой совершения суицида.

До момента осуждения было еще далеко. В возрасте шестнадцати лет Жанна явилась пред светлые очи Робера де Бодрикура, капитана города Вокулёр. Она объявила о своей миссии, но в ответ получила искренний смех – ее освистали. Девушка была вынуждена вернуться к родным пенатам. Но спустя год она решила повторить попытку.

Удивленный такой настойчивостью, капитан прислушался, а когда сбылось прорицание крестьянки о Битве селёдок (битва при Руврэ) у стен Орлеана, выдал ей мужское платье, снабдил солдатами для сопровождения и отправил с благословением в замок Шинон у реки Вьенна – официальную резиденцию дофина Карла. Как раз в это время у Жанетты появилось двое закадычных приятелей, которые пройдут рядом весь ее короткий и непростой путь: рыцари Бертран де Пуланжи и Жан де Нуйонпон (де Мец).

Ведомая Богом на благо Франции

Свой длинный путь от родного Домреми до Шинона путешественникам удалось осилить всего за одиннадцать дней, несмотря на то, что пролегал он по захваченным бургундцами землях. В начале марта двадцать девятого года «делегация» вступила в замок наследника.

Интересно

Еще будучи в пути, останавливаясь в Сент-Катрин-де-Фьербуа, Жанна написала дофину, что узнает его из тысячи. Тогда Карл решил устроить проверку: посадил на свой трон кого-то из приближенных, а сам встал среди разношерстной толпы придворных. Но девушка сразу же указала именно на него, подошла и заговорила.

Военный поход, победа и коронация нового правителя

Как именно и почему Жанна д’Арк узнала мужчину, доподлинно неизвестно. Каким образом обычная крестьянка могла быть допущена до аудиенции с ним – тоже, но историки описывают их разговор достаточно подробно. Девушка заявила, что послана самим Небом для освобождения великой Франции от оккупантов, потому он должен отправить с ней войска. Однако авторитет ее был не настолько высок, чтобы ей просто так отдали в распоряжение целую армию, учитывая, что она была женского пола в обществе мужского засилья.

Первым делом ее отправили на экспертизу, где в присутствии королевы проверили на девственность. Потому беседу с девушкой проводили богословы – отцы иезуиты. Все говорило о безгрешности репутации и правдивости слов, потому Карл решил выделить воинов и даже сделать ее военнокомандующей, вопреки общепринятым нормам того времени (запрет на ношение доспехов женщинами). Для Жанетты изготовили белоснежные латы, что подчеркивали ее невинность. Было специально сделано знамя с лилиями и надписью «Иисус Мария», а также хоругвь с изображением Бога Отца. Меч, выданный Жанне, по преданию принадлежал самому Карлу Великому.

В конце апреля началась истинная война Жанны д’Арк Орлеанской девы: с небольшим отрядом она берет первый рубеж – крепость Сен-Лу, а к восьмому мая английские захватчики снимают осаду, напуганные ее победами. С тех пор эта дата стала знаковой для города и всей Франции. Двенадцатого июня того же года она взяла крепость Жаржо на Луаре, затем Мён-сюр-Луар и Божанси. Восемнадцатого числа произошла решающая битва у Пате, после чего английские оккупанты были вынуждены капитулировать.

Тогда она возвращается в Шинон, чтобы призвать дофина на миропомазание в Реймс, традиционное место для коронации. По пути города сами распахивали ворота, чтобы принять будущего короля и смелую воительницу. Семнадцатого июля 1429 года коронация состоялась по всем правилам, а девушка была пожалована собственным гербом с изображением белой лилии – символа чистоты и девственности. Девушка убеждала Карла сразу же выступать на столицу, но он мешкал, а к сентябрю и вовсе распустил армию на зиму по домам.

Обвинение девы в ведьмовстве

К тому времени Жанна д’Арк прославилась на всю Францию. Каждый знал, что это за дева, но хватало и недовольных, в особенности тех, кому английская оккупация была выгодной. Весной 1430-го снова стала актуальной проблема взятия Парижа, были созваны войска, но подкупленные Британией аристократы постоянно мешали воительнице развернуться в полную мощь. Двадцать третьего мая они поднимают мост, после чего девушка попадает в плен к бургундцам, а новоявленный король не предпринимает совершенно никаких попыток спасти ее – такова благодарность власть имущих «помазанников божьих».

За десять тысяч ливров золотом Жанну продали британцам, и в конце ноября она уже была доставлена в Руан, где последовало обвинение в ведьмовстве. Нападки следовали от церкви, но содержалась девушка в военной темнице под охраной имперских солдат. Всем было понятно, почему схватили и за что казнили Жанну д’Арк в итоге: ее считали вдохновителем борьбы, ее символом.

Однако оказалось, что сфабриковать дело не так просто. Девушка была мужественной, на вопросы отвечала здраво, на запугивания и угрозы не поддавалась, на пытки не реагировала, а вину свою совершенно не признавала. Инквизиторы понимали, что если сама обвиняемая не сознается, то казнив ее, они вознесут ее до уровня героини-мученицы. Потому решено было базироваться на том, что не требовало ее подтверждения. В первом слушании Жанна была оправдана, но на свободу так и не вышла. Тогда у нее отобрали ее одежду, а оставили только мужское платье. После оправдательного приговора это уже выглядело, как рецидив, а инквизиторам только того и нужно было.

Ее пугали костром, подменяли бумаги для подписи, делали все, чтобы сделать приговор законным. Это свидетельствует о том, что читать и писать девушка все же не умела. На официальных документах церкви имеется крестик, вместо подписи. Тридцатого мая 1431 года, повозка с девственницей въехала на главную площадь Руана, где и казнили Жанну д’Арк. На голове у нее была бумажная корона с надписями о вероотступничестве и ереси. В качестве креста она получила две связанные веревкой хворостины, и костер был зажжен. Несколько раз она выкрикнула имя Сына божьего – Иисуса, и погибла, а пепел ее развеяли над Сеной.

Посмертная реабилитация

Годы Жанны д’Арк, описание которых способно впечатлить даже самых закоренелых скептиков, не прошли даром. От такого сокрушительного удара, какой она нанесла, оккупанты так и не смогли оправиться. Осенью тридцать пятого года Франция окончательно помирилась с Бургундией, заключив Аррасский союз против британцев. Завершить войну полностью удалось только в пятьдесят третьем, но в конечном итоге страна получила полную независимость. Сразу после завершения боевых действий в Нормандии, в 52 году Карл VII, раскаявшись, приказал поднять все бумаги по казненной деве и расследовать достоверность обвинений. Нарушений отыскалось множество, несмотря на прошедшее время.

В пятьдесят пятом году папа римский Каликст III инициировал оправдательный процесс и даже назначил от себя троих наблюдающих. Проводились заседания в Руане, Париже и Орлеане. Допросили более сотни свидетелей, записали множество листов их показаний, а летом следующего года был зачитан вердикт – каждое обвинение полностью опровергается показаниями очевидцев. Доброе имя девушки было восстановлено, родителям ее возданы полагающиеся почести, а старый приговор публично разорван. На заре двадцатого века папа Пий X решил объявить Жанну блаженной и канонизировать, что с успехом и сделал шестнадцатого мая 1921 года.

Альтернативная версия жизни после сожжения и память о героине Франции

Однако многие считают, что на самом деле все было иначе. Известно, что «Книга Пуатье» (протоколы допроса Жанны) не сохранилась, а судить о ней можно только по отсылкам на нее протоколов двух судов – сперва инквизиционного, а потом и оправдательного. Сам смертный приговор, по которому сожгли деву, тоже не был найден, но тут дело спорное. Ведь известно, что его порвали и уничтожили перед толпой зевак.

Есть версии, будто она так и не была сожжена, а после четырех лет заточения вышла из темницы и сразу выскочила замуж за Робера дез Армуаза под именем Жанны дю Лис. Согласно иным слухам, инквизиторы сожгли другую женщину, похожую внешне. Существует документ, который указывает на выделение от Орлеана двух сотен ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады», но докопаться до истины уже едва ли получиться, а лжепророков и авантюристов хватало во все времена.

Открытый в конце девятнадцатого века астероид был наречен в честь героини: (127) Жанна. В двадцатом веке ее именем было названо множество площадей, улиц, а памятники великой воительнице можно найти по всей стране. Поэты, художники, писатели, режиссеры и другие деятели искусства зачастую обращаются к теме ее существования и подвига, среди них Вирей де Гравье, Симфорьен Шампье, Марк Твен, Роберт Саути, Карл Теодор Дрейер, Люк Бессон, Клеманс Поэзи и многие другие.

Жанна Дарк биография которой до сих пор поражает людей, вполне могла бы послужить примером многим современным женщинам. Другой такой национальной героини Франции, да и любой другой страны, не было и вряд ли когда-то будет. Итак, приступим!


Родилась Жанна Дарк в 1412 году в деревеньке Домреми. Сегодня родной город Жанны Дарк и сохранившийся дом - любимое место паломничества туристов. До 13 лет Жанна предавалась активным играм и росла боевой девчонкой, а по достижению упомянутой даты стала слышать голоса святых. Иногда Жанна видела настоящие видения, в которых ей пророчилась участь спасительницы Франции. Через некоторое время Жанна отправилась в город Вакулёр к местному воинскому начальнику, который ее, конечно, высмеял. Через некоторое время Жанна снова пошла к нему и открыла ему ряд пророчеств, в которых военачальник нашел массу фактов, заставивших его поверить юной деве. Он дал ей воинов и направил к дофину Франции Карлу VII-му.

Над биографией Жанной Дарк многие люди склонны иронизировать. Однако, целый ряд фактов красноречиво говорит о том, что мистическая необъяснимая составляющая в этой истории, несомненно, была. Дофин был заранее предупрежден о визите Жанны и знал, что по пророчеству она должна была его узнать. Поэтому он посадил на трон похожего на себя подчиненного, а сам встал вместе со свитой в толпе. Войдя в замок Жанна Дарк безошибочно подошла к настоящему дофину, чем немало удивила окружающих. И все же дофин в чудо не поверил, а устроил Жанне целый ряд проверок, в ходе которых все его сомнения были развеяны.

Великие победы и плен

Жанне Дарк король дал войско и даже подарил меч Карла Великого. Франция в те времена была в ужаснейшем положении и потеряла многих территорий в ходе продвижений англичан. Жанна Дарк биография которой славится именно чудесными победами, стала быстро освобождать города один за другим. После первой победы – взятом в Орлеане бастионе Сен Луи, Жанну окрестили «Орлеанской Девой» и даже самые большие скептики поверили в то, что она от Бога. Она выполнила в несколько дней задачу, которые военачальники считали невыполнимой.

После Орлеана Жанна Дарк играючи завоевала Луару, Жаржо, Мён-Сюр-Луар и на голову разбила англичан в битве при Пате. Среди плененных англичан был непобедимый английский барон Талбот, на счету которого было 47 побед и ни единого поражения.

Жанна уговаривала Карла начать наступление на Париж, однако, тот долго сомневался, в результате чего наступление не состоялось. В 1430 году Жанна бросилась на помощь в осажденный город Компьеню, где ее блистательная карьера оборвалась из-за предательства одного из подчиненных. Жанну взяли в плен и повезли в Руан. Победная биография Жанны Дарк окончилась, впереди предстояли страшные испытания и ужаснувшая мир казнь.

Процесс и казнь

Почему Жанну Дарк сожгли на костре? Примечательно, что ее судили не как военную преступницу, а как еретичку. Ей вменяли ношение мужской одежды и то, что она слышала голоса – по мнению английский католических священников эти голоса были от нечистой силы. Епископ Пьер Кошон, имя которого через некоторое время собственные потомки предали проклятию, почти полностью сфабриковал процесс над Жанной Дарк. В частности, он обманным путем заставил подписать ее «отречение от ереси», чем она признала свою вину.

30 мая 1431 года Жанну Дарк сожгли на костре в Руане, на площади Старого рынка. Сегодня на это место люди до сих пор несут цветы. Во время сожжения народ, несмотря на то, что Жанна была противников в войне, сильно плакал. В последние минуты Жанна крикнула епископу, что умирает из-за него и он будет вызван на суд Божий. Когда огонь стал опалять ее тело, она несколько раз крикнула «Иисус!» и больше толпа не услышала ни стона.

Ее прах развеяли над речкой, а мужеством и силой девушки долго восхищались знатные особы и простые люди.

Жанна Дарк биография кратко которой некоторым может показаться безрезультатной, все-таки одержала победу над Англией. Франция нанесла англичанам, которые были ослаблены победами Жанны, сокрушительный удар и победила.

Э тот пост о мученнице святой Жанне, как о ней не вспомнить, да еще в день ее казни...
Впрочем, казни возможно и не было вовсе... но 30 мая официальная история считает днем сожжения Жанны д’Арк (Jeanne d"Arc), простой крестьянки, которая до сих пор известна во всем и особо почитаема во Франции, как национальная героиня.

Жанна была одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре по обвинению в ереси и колдовстве. Спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) причислена Католической церковью к лику святых...

Господь дал народу 4 обещания через Жанну: что будет снята осада с Орлеана, что дофин будет посвящен и коронован в Реймсе, что захваченный англичанами Париж будет возвращен законному королю Франции и что герцог Орлеанский, бывший тогда в плену у англичан, вернется на родину. Всё это казалось невероятным, но исполнилось в точности.

Ее образ был воспет в различных художественных и литературных произведениях — в том числе Вольтером и Шиллером. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это — а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках.

Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375-1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377-1458) около 1412 года.

Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337-1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства.

В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V.

Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой.

В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне — музей.

Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403-1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году... вроде бы все просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны.

Хронисты колеблются в названии даты казни девы. Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422-1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470-1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года. Разница большая.

Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет.


Башня в Руане, где допрашивали Жанну и памятник у места ее сожжения.

Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»? Мало ли в то время было хитропопых блаженных с голосами? Да полно!

Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379-1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404-1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

Как вам такая Жанна, ню... да еще с нацистким приветствием? Это от французского художника Gaston Bussiere (1862-1929).

Некоторые исследователи считают, что отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д"Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d"Orleans, 1394-1465).

Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371-1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368-1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Некоторыми исследователями считается, что дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Но подобная традиция возникла во франции лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка, так что не все так однозначно...


«Жанна д"Арк». Картина Рубенса.

Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

Герб Жанны д"Арк. Иллюстрация (Creative Commons license): Darkbob/Projet Blasons

Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны.

Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401-1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421-1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после... ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться... наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». Это только на картинах художников она с открытым лицом и в нарядных одеждах.

По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее».

А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора. Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее.

В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404-1440), Жан Дюнуа и многие другие.

Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто. Основа инфы: исследование Елены Анкудиновой.

Существует более 20 фильмов, снятых по мотивам истории Жанны Д’Арк. Первый из них был снят на заре кинематографа, в 1898 году. Кстати, вы смотрели фильм «Посланница: история Жанны д"Арк»? Картина 1999 года, но рекомендую, там Жанну играет Милла Йовович.

А французы Жанну и помнят и любят... и уже не важно согжгли ее или нет, веру народа в ее мученическую смерть уже невозможно опровергнуть. Это уже личность - легенда...


Памятник Жанне в Париже.

Картинки и фото (С) разные места инета.

Похожие публикации