Беттины реймс. Девушки из высшего общества. Новый фотопроект Беттины Реймс

Беттина Реймс обожает провокации. Она всю жизнь балансирует на какой-то пограничной и рискованной территории, где кончается глянцевый порношик и начинается modern art, где прекрасная дива при ближайшем рассмотрении может оказаться вполне себе взрослым дядей, а неземной красавец — бывшей девицей с Пляс Пигаль. Реймс не боится шокировать. С первых же шагов ее манило запретное, тайное, о чем не принято говорить в приличном обществе. Но во всем, что она делает, неискореним дух фронды 60-х, сексуальной революции, рок-братства.

Беттина великолепна, когда расплачивается по счетам своей молодости. Но еще больше она впечатляет, когда заставляет платить других. Ведь не секрет, что все ее шокирующие фотографии прекрасно продаются. Что имя ей сделали не только фотографии Мадонны, но и откровенные серии Сhambre close и Morceaux choisis. Сама она не видит особой разницы между коммерческой фотографией и чистым творчеством. «Есть плохие фотографии, а есть хорошие. К тому же наивно полагать, что я могу снять трубку и позвонить Шарон Стоун или Монике Белуччи. “Мы что-то давно не виделись, давай я сделаю твой новый портрет”. Тут же последует вопрос: “Для кого? Для какого журнала?” Значит, по большей части все эти проекты — это чей-то заказ. Без посторонней поддержки и помощи такие съемки невозможны. И я люблю работать на заказ, будь то рекламная компания L’Oreal, портрет какой-нибудь арабской принцессы или подруги русского олигарха. Это всегда мобилизует, дисциплинирует фантазию, заставляя точно укладываться в сроки и бюджет».

Amber le Bon has lost … her car Keys, London, june 2013 © Bettina Rheims

Georgie Bee wearing her own amazing shoes, June 2013, London © Bettina Rheims

Помню, как она рассказывала мне про съемку Мадонны, когда та была на пике славы. Великой поп-звезде понравилась серия портретов Беттины на фоне бумажных обоев. Ее агенты позвонили и сказали, что она хочет себе сделать такой же. Съемки должны были состояться в каком-то третьеразрядном нью-йоркском отеле, где можно было бесплатно оклеить стены обоями. «Жуткое место где-то в Бруклине. Я притащила массу света: ассистенты, менеджеры, осветители… Ну, все как полагается. Мадонна опоздала на два часа. Но это было не самое страшное. Как только ее белый “кадиллак” прикатил к подъезду отеля, началось форменное безумие. Казалось, весь Бруклин, Бронкс и Гарлем собрались под нашими окнами. Люди на улице свистели, кричали, залезали на фонарные столбы. Все хотели увидеть Мадонну живьем. Мне казалось, еще немного — и они разнесут наш отель по кирпичу. Кстати, “материальная девушка” отработала сессию очень профессионально. Фотографии получились очень удачными. А через какое-то время ее ассистентка мне позвонила и сказала, что Мадонна очень хочет со мной поговорить. Я провисела на телефоне минут 15, после чего мне было сказано, что она сама мне перезвонит. С тех пор прошло уже 18 лет, а я все жду ее звонка».

Сама Беттина предпочитает снимать исключительно женщин. Почему? «Нет, я люблю снимать мужчин, но с женщинами мне как-то легче. Потому что с ними мне не надо думать, как я выгляжу. Потому что, когда я фотографирую, я перестаю быть женщиной. В эти моменты я существо без пола. Больше всего я напоминаю себе дальнобойщика, который должен довести свою фуру до места назначения. Вряд ли в такие моменты я могу понравиться мужчине. А с женщинами я как будто возвращаюсь в свое детство. Мы снова играем с ними в куклы или в дочки-матери. Я их наряжаю или раздеваю, раскрашиваю, причесываю. Им хорошо со мной, а мне с ними. Может быть, поэтому женские портреты у меня получаются лучше».

Harriet Verney, Queenie standing on the bed, London, June 2013 © Bettina Rheims

Mary Charteris knocking on Heaven"s Door, London, June 2013 © Bettina Rheims

Новый «английский» проект Беттины Реймс — исключительно женский. Лондонские it girls, модели и девочки из приличных семей собрались, чтобы разыграть перед ее объективом свой последний девичник, оторваться по полной, напомнив еще раз себе и всем, что наша жизнь — всего лишь безумная игра. «У меня был не слишком веселый год, — признается Беттина. — В Париже все было плохо, серо и скучно. Я собрала чемодан и махнула в Лондон. Настоящие эксцентрики и прожигатели жизни могут обретаться только там. Все получилось быстро, легко, между двумя рейсами, двумя фэшн-показами и двумя after parties. Но эта съемка меня здорово взбодрила. Я вдруг снова почувствовала себя дебютанткой, которая когда-то выискивала себе моделей на Пляс Пигаль, с той лишь разницей, что на этот раз мне не надо было объяснять, кто я такая и что мне от них надо. Англичанки меня понимали с полуслова».

Выставка BONKERS! Беттины Реймс пройдет в галерее Camera Work в Берлине с 19 сентября по 29 ноября 2014 года.

Беттина Реймс (Bettina Rheims) родилась в 1953 году в Париже в респектабельной семье. Ее отец Морис Реймс был известным историком искусства, что несомненно заложило основы ее тяги к одному из самых противоречивых и сложных видов творчества — фотографии. «Всю свою жизнь, с тех пор как начала ходить, я смотрела на великие произведения искусства, выросла с ними. Вокруг меня на стенах всегда были картины – Дега, Тулуз-Лотрек, Климт. Все эти художники, и итальянское искусство, и церкви – вот, что влияло на меня» — так говорит Беттина Реймс о своем зарождающемся интересе к фотографии.

Фотографией Беттина Реймс начала увлекаться с 14-ти лет. Но началом карьерного пути Беттины Реймс была работа фотомоделью. После этого будущий культовый фотограф Франции Беттина Реймс занималась журналистикой, а позже попробовала себя в роли арт-дилера.

Серьезно заниматься фотографией Беттина Реймс начала лишь в возрасте 26 лет. Имея опыт в качестве «объекта фотографирования» и зная правила, действующие в мире торговли произведениями искусства, Реймс быстро вышла на профессиональный уровень, что позволило ей получить работу в известном парижском журнале «Egoiste» и вскоре стать его его ведущим фотографом. В 80-е годы с началом первых же публикаций в «Egoiste» Реймс становится одним из самых популярных и востребованных фотографов Франции.

Основным объектом работы Беттины Реймс всегда было женское тело. Ее стиль - нарочито постановочные снимки, художница не признает в своей работе ни документальности, ни спонтанности. В 1989 году выходит в свет ее монография «Female Troube» — серия необыкновенно чувственных женских портретов, в которых образ эротичности представлен с оригинальностью, присущей только неповторимому стилю Реймс. Одновременно состоялись выставки альбома «Female Troube» в Мюнхене и Токио.

В начале 90-х Беттина Реймс создает серию черно-белых снимков «Животнoе». Особенностью ее работы было то, что снимала художница не живых животных, а чучела. Фотографируя животных в зоопарке, Реймс не увидела в этом воплощения своей идеи. Результат работы впечатлил многих откровенным драматизмом произведений. Швы таксидермиста на телах животных, немигающие, «стеклянные» глаза, которые напряженно смотрят в глаза зрителей - снимки создают пугающее ощущение странного сочетания жизни и смерти.

В начале 90-х Беттина Реймс начала работу над серьезными проектами, которые и принесли ей мировую известность. Замысел художницы состоял в создании глубоких произведений искусства, Беттина Реймс захотела придать более яркую смысловую окраску своим работам, связать фотографии и повествование о каждой из них в единое целое. Именно воплощение этой идеи принесло Беттине Реймс мировую славу. В 1992 году выходит ее альбом «Сhambre Close» («Закрытая комната»). Положенная в основу этого произведения история рассказывала о жизни парижского вуайериста, «подглядывающего» за обнаженными женщинами в объектив камеры, как в замочную скважину, и находившего в этом источник наслаждения. Обнаженные женщины сфотографированы в номерах отеля, причем коллекция снимков сочетает в себе и непринужденные, снятые как бы случайно, и откровенно постановочные, продуманные до мелочей сцены.

Нарастающая известность Беттины Реймс открыла перед ней двери в мир моды, кинематографа и прессы международного уровня. Ее фотографии публиковались в самых известных журналах мира, таких как «Vogue”, «Harpers», «Bazaar». Реймс стала создавать портреты самых знаменитых людей того времени. Работы Беттины Реймс несут в себе оригинальный, порой даже шокирующий сюжет. В них всегда присутствуют четко выраженные провокационные мотивы — альбом с фотографиями гермафродитных подростков «Modern Lovers», модели которого представило новое поколение того времени — «унисекс», альбом «X-mas» — пятьдесят пять несовершеннолетних девушек, каждая из которых впервые позирует обнаженной, «KIM» — фотографии, в которых художница отразила всю сложность внутреннего мира транссексуала, I.N.R.I. (1999) - серия фотографий, основанная на библейских сюжетах, рассказывающая о жизни Иисуса Христа, попытка художницы представить его живущим в современном мире.

Помимо откровенно провокационных произведений Беттина Рейнс создает и серьезные работы с целью запечатлеть волнующие ее глобальные проблемы. Одна из таких работ - серия «Шанхай», в основе которой лежит проблема столкновения традиционной китайской цивилизации и современной западной культуры.

Одно из последних произведений Беттины Реймс, которому присвоен статус самого сексуального альбома художницы за все ее карьеру — серия эротических снимков русской модели Ольги Родионовой, часть из которых представлена сценами садо-мазо. Альбом вышел ограниченным тиражом - всего 1000 экземпляров. Во Франции он имел оглушительный успех и был назван великим произведением искусства. Беттина Реймс находит образы для своих произведений, не ограничивая себя никаким рамками - среди героинь ее работ есть и девушки «с улицы», и профессиональные натурщицы, и звезды мирового масштаба. Среди них портреты Софи Марсо, принцессы Монако Каролины, Фанни Ардан, Катрин Денев, Мадонны, Наоми Кэмпбелл, Шарлотты Рэмплинг.

Свои работы Беттина Реймс называет «обнаженными портретами», а себя — «психологом с камерой». Хотя рецензии критиков пестрят сравнениями работ Беттины Реймс с творчеством крупнейшего мастера фотографии Хельмута Ньютона, сама она не считает его своим учителем, а в своих интервью упоминает, что будучи начинающим фотографом, часто получала от него настолько жесткую критику своих первых произведений, что в конце концов это заставило ее прервать с ним дружеские отношения. Сама же Беттина Реймс считает, что сравнение ее работ с искусством Хельмута Ньютона не имеет оснований и видит в них только одно сходство - оба они фотографировали женщин. Однако художница признает влияние его личности на формирование ее собственного стиля.

Вот уже 25 лет Беттина фотографирует, в основном, обнаженных женщин: от ранних серий со стриптизершами до шанхайских женщин, снятых в 2002 году. За четверть века тема обнаженного женского тела постоянно повторялась, оставаясь актуальной. Поставив этот факт на заметку, я хотел бы сосредоточиться на моменте обновления в фотографиях Беттины Реймс. Боюсь, что многие любители краткого изложения, явно обеспокоенные избранным сюжетом (хотя он представляет собой всего лишь один из объектов фотографии) об этом просто не подумали.

Для Беттины Реймс фотография, прежде всего, состоит из черного и белого, это очень личный подход к другому человеку. Вначале она обратилась к бродячим артисткам и акробаткам в духе Дианы Арбус, чтобы через неожиданный взгляд на исполняемый трюк, зафиксировать то, что обычно остается скрытым от глаз. Уже здесь можно говорить о фирменном знаке Беттины Реймс: создании некоего «места встречи». У этой художницы реальность – это не павильоны на бульваре Пигаль, куда она отправлялась в поисках моделей; это в первую очередь человек, а не среда, не атмосфера, не обстоятельства, которые она сводит к минимуму, стремясь любой ценой сделать свои снимки не похожими на фоторепортаж. Вместо того чтобы запечатлеть действие или событие, Беттина стремится снять объект в абстрактной среде, чтобы ничто не мешало его изучению.

Когда-то Беттина Реймс задумала серию фотографий «Животное». Вскоре после начала работы над ней она была сильно разочарована не послушностью зверей на ферме и зоопарке, после чего художница стала снимать чучела. Это в высшей степени показательно для ее творчества. Чучела лучше соответствовали требованиям: их было проще извлечь из контекста и, если можно так выразиться, они не отвлекались, они тщательно следовали указаниям художницы.

Многочисленные коммерческие заказы Беттины Реймс - фэшн и рекламные съемки, фотопортреты, снимки на обложки пластинок и афиши кинофильмов – помогали ей финансово независимо проводить исследования в области фотоискусства. Она научилась контролировать пространство и активнее вмешиваться в изображение. В результате плодотворного диалога со своими моделями, Беттина развила в себе способность тонко чувствовать атмосферу, тщательно продумывать окружающие декорации. Сами же модели всегда специально настраивались к съемкам, чтобы образ получился выразительнее. Они как бы заучивали роль, но эта роль была о них самих. Абсолютно ясно, что не готовясь и не играя при фотографировании, они не смогли бы до такой степени оставаться собой.

Мне кажется, что коммерческая фотография для фотографа то же, что и рисунок для художника. Она дает возможность для экспериментирования. Беттина выработала собственный стиль, гармонично объединивший гламурную фотографию и фотоискусство. Серия «Женские беды» - первый результат, где рекламно-постановочный свет использован абсолютно в иных целях.

Начиная с 1990-х, для Беттины, как и для меня, началась эпоха больших проектов, и я горжусь тем, что в них участвовал. Тогда мы вместе мечтали о книге, которая была бы не просто альбомом с набором картинок. Мы мечтали о полноценном произведении искусства, где фотографии и текст взаимно дополняли бы друг друга, где бы все элементы макета, образовывали единое целое. Наша затея предполагала смешение реальности с вымыслом, логическое повествование с элементом случайности.

Переходя от одного проекта к другому - «Современные любовники», «Шпионки», «Ким», или даже «Избранные кусочки», - Беттина следовала той же программе, что и в работе со стриптизершами. Она продолжала рискованное исследование тех радикальных возможностей, на которые способна фотография.

«Закрытая комната» рассказывала о жизни человека, помешанного на видео-съемке. Он прижимался глазом к видоискателю камеры как к замочной скважине; этот Дон Жуан наслаждается женщинами, показывая их на пленке. В то время как я описывал этого персонажа и его действия, Беттина представляла, как именно он мог бы выглядеть.

После этого, в проекте “I.N.R.I.”, мы хотели, как будто бы на фресках, рассказать о жизни Христа, перенеся его в наше время. В данном случае Беттина Реймс создала повествовательную серию, в которой, прежде всего, видна попытка понять таинственный механизм превращения образа в икону.

Потом было «Рождество», я бы назвал эту серию деконструкцией фотографического процесса. Затем «Шанхай», показавший мучительный процесс поиска нового. Этим проектом Беттина Реймс бросила вызов самой себе, рассказав об органической смерти тела, даже подчеркнув ее.

Беттина накладывает тени темной ночи на изначально тривиальную ясность фотографии, тем самым, создавая напряжение между полюсами вымысла и реальности; и если она предпочитает снимать женщин, то, возможно, это лишь способ создать собственный автопортрет, разделив его на тысячу персонажей.

Серж Брамли

Более подробная информация о выставке и фотографии для прессы расположены на сайте
Московского Дома фотографии: www.mdf.ru
Пресс-служба Московского Дома фотографии:
тел.: 231 3325/26/27, факс: 202 4346


В этом выпуске вы найдете фотографии необычных людей, которые носят название «андрогины». Автором этой серии стала американская фотограф Беттина Реймс (Bettina Rheims), которая сейчас проводит фотовыставку в Берлине с этими работами (открыта для посетителей с 19 октября по 1 декабря).

Для справки: Андрогин — это человек, в котором совмещаются сразу два типа личности, мужская и женская. Все эти люди не являются геями и лесбиянками, просто они не знают, как себя позиционировать в обществе. Тема андрогинности очень актуальна в последнее время.

(Внимание! Под катом — обнаженная натура)

(Всего 23 фото)

Беттина Реймс (Bettina Rheims) родилась в 1953 году в Париже в респектабельной семье. Ее отец Морис Реймс был известным историком искусства, что несомненно заложило основы ее тяги к одному из самых противоречивых и сложных видов творчества — фотографии.

«Всю свою жизнь, с тех пор как начала ходить, я смотрела на великие произведения искусства, выросла с ними. Вокруг меня на стенах всегда были картины – Дега, Тулуз-Лотрек, Климт. Все эти художники, и итальянское искусство, и церкви – вот, что влияло на меня» — так говорит Беттина Реймс о своем зарождающемся интересе к фотографии.

Фотографией Беттина Реймс начала увлекаться с 14-ти лет. Но началом карьерного пути Беттины Реймс была работа фотомоделью. После этого будущий культовый фотограф Франции Беттина Реймс занималась журналистикой, а позже попробовала себя в роли арт-дилера.

Серьезно заниматься фотографией Беттина Реймс начала лишь в возрасте 26 лет. Имея опыт в качестве «объекта фотографирования» и зная правила, действующие в мире торговли произведениями искусства, Реймс быстро вышла на профессиональный уровень, что позволило ей получить работу в известном парижском журнале «Egoiste» и вскоре стать его его ведущим фотографом. В 80-е годы с началом первых же публикаций в «Egoiste» Реймс становится одним из самых популярных и востребованных фотографов Франции.

Основным объектом работы Беттины Реймс всегда было женское тело. Ее стиль - нарочито постановочные снимки, художница не признает в своей работе ни документальности, ни спонтанности. В 1989 году выходит в свет ее монография «Female Troube» — серия необыкновенно чувственных женских портретов, в которых образ эротичности представлен с оригинальностью, присущей только неповторимому стилю Реймс. Одновременно состоялись выставки альбома «Female Troube» в Мюнхене и Токио.

В начале 90-х Беттина Реймс начала работу над серьезными проектами, которые и принесли ей мировую известность. Замысел художницы состоял в создании глубоких произведений искусства, Беттина Реймс захотела придать более яркую смысловую окраску своим работам, связать фотографии и повествование о каждой из них в единое целое. Именно воплощение этой идеи принесло Беттине Реймс мировую славу. В 1992 году выходит ее альбом «Сhambre Close» («Закрытая комната»). Положенная в основу этого произведения история рассказывала о жизни парижского вуайериста, «подглядывающего» за обнаженными женщинами в объектив камеры, как в замочную скважину, и находившего в этом источник наслаждения. Обнаженные женщины сфотографированы в номерах отеля, причем коллекция снимков сочетает в себе и непринужденные, снятые как бы случайно, и откровенно постановочные, продуманные до мелочей сцены.

Нарастающая известность Беттины Реймс открыла перед ней двери в мир моды, кинематографа и прессы международного уровня. Ее фотографии публиковались в самых известных журналах мира, таких как «Vogue”, «Harpers», «Bazaar». Реймс стала создавать портреты самых знаменитых людей того времени. Работы Беттины Реймс несут в себе оригинальный, порой даже шокирующий сюжет. В них всегда присутствуют четко выраженные провокационные мотивы — альбом с фотографиями гермафродитных подростков «Modern Lovers», модели которого представило новое поколение того времени — «унисекс», альбом «X-mas» — пятьдесят пять несовершеннолетних девушек, каждая из которых впервые позирует обнаженной, «KIM» — фотографии, в которых художница отразила всю сложность внутреннего мира транссексуала, I.N.R.I. (1999) - серия фотографий, основанная на библейских сюжетах, рассказывающая о жизни Иисуса Христа, попытка художницы представить его живущим в современном мире.

Помимо откровенно провокационных произведений Беттина Рейнс создает и серьезные работы с целью запечатлеть волнующие ее глобальные проблемы. Одна из таких работ - серия «Шанхай», в основе которой лежит проблема столкновения традиционной китайской цивилизации и современной западной культуры.

Свои работы Беттина Реймс называет «обнаженными портретами», а себя — «психологом с камерой». Хотя рецензии критиков пестрят сравнениями работ Беттины Реймс с творчеством крупнейшего мастера фотографии Хельмута Ньютона, сама она не считает его своим учителем, а в своих интервью упоминает, что будучи начинающим фотографом, часто получала от него настолько жесткую критику своих первых произведений, что в конце концов это заставило ее прервать с ним дружеские отношения. Сама же Беттина Реймс считает, что сравнение ее работ с искусством Хельмута Ньютона не имеет оснований и видит в них только одно сходство - оба они фотографировали женщин. Однако художница признает влияние его личности на формирование ее собственного стиля.

Похожие публикации