Зайчик из платка. Превращение носового платка методическая разработка (подготовительная группа) на тему Лялька из носового платка

Лето. Жарко. Душная электричка. Молодая мама никак не может успокоить раскапризничавшегося малыша, который хнычет, изворачивается, бросает на пол игрушки. Знакомая картина? И вдруг, как по мановению руки, ребенок затихает и начинает внимательно следить за руками пассажира, сидящего напротив. Тот не спеша что-то сворачивает из носового платка, которым только что обмахивался. Под ловкими пальцами сначала появляются заячьи ушки над узелком мордочки, а другой узелок превращается в куцый хвостик. Многие наверняка помнят с детства такого зайку из носового платка.
В одно мгновение он становился единственным и неповторимым, самым любимым и ночью занимал место под подушкой. Однажды, уйдя в стирку с очередной партией белья, он больше никогда не возвращался. Все попытки снова свернуть из носового платка милого незатейливого зайку заканчивались неудачей. Ушки не такие, рисунок носового платка не ложится по спинке, и складочки на мордочке другие. И вообще, это не тот зайка, и очень обидно, что уговорили расстаться с ним. Такого зайки не будет больше никогда, лишь в памяти останутся два-три ловких движения, ожививших детскую фантазию.

Этот зайка - родной брат старинной магической колыбельной куклы Бессонницы. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой...

Такая кукла оставалась в доме навсегда.
Чтобы сделать куклу Бессонницу, берут два приблизительно одинаковых по размеру носовых платка или два лоскута не очень плотной ткани такого же размера. Один платок складывают пополам по диагонали (рис. а). На противоположных его концах туго затягивают узлы (рис. б).

Затем платок разворачивают и в центр его закладывают клубочек из спутанных обрывков нитей или тонких полосок ткани или комок льняной или пеньковой кудели.

Платок снова складывают пополам. Плотно обжав вложенный комок, перекручивают платок в центре один раз по часовой стрелке.

В представлении наших предков все, что связывалось с жизнью, двигалось, как солнце, по часовой стрелке.
Свободные концы платка вновь расправляют. Придерживая большим и указательным пальцами скрутку в центре платка, один из свободных концов платка оборачивают по часовой стрелке вокруг скрутки. Пропустив конец платка в образовавшуюся петлю, затягивают плотный узел (рис. а).
Расстелив и расправив второй платок, на одной из его сторон расправляют заготовку из первого платка. Диагональ с завязанными узелками накладывают параллельно на сторону второго платка. Оставшийся свободный конец первого платка расправляют на втором платке. Кончик от узла по скрутке тоже расправляют в середине платка в сторону свободного конца (рис. б).

Получившуюся из первого платка деталь будущей куклы пеленают вторым платком. Для этого правый верхний конец платка оборачивают слева от скрутки первого платка и выводят из-под первого платка вновь на правую сторону ниже узла, завязанного на диагонали первого платка.

Татьяна Кулькова

Мастер - класс ‘ Изготовление Платковой куклы . ’ Платковая кукла получила свое название благодаря платку , который является основой платковой куклы . Для изготовления куклы нам понадобится - ткань для платья куклы размером 150*150 см ., резинка, нитки, иголка, разные ленточки для украшения платья куклы , белая ткань для головы куклы , плотный картон, вата, пряжа для волос куклы , ткань для оформления лица куклы . Приступаем к изготовлению нашей куклы . 1.

Из белой ткани вырезаем 2 одинаковых круга для головы куклы . 2.

Берем один круг и на него пришиваем глаза и рот. 3.


затем складываем 2 наших круга, сшиваем их. Выворачиваем получившуюся заготовку, вставляем в нее картон для жесткости. 4.


нашу заготовку набиваем ватой для объема. Получилась голова куклы . 5.


теперь сделаем нашей кукле волосы из шерстяных ниток. Отмерим одинаковой длины нужное нам количество ниток и пришьем их к голове куклы . 6.


затем волосы можно заплести в косички. 7.


теперь займемся изготовлением платья для куклы . Из ткани вырезаем полукруг, края обрабатываем швом. Голову куклы пришиваем к платью . 8.


украсим наше платье разными ленточками ,обозначим грудку и рукава у платья куклы . Пришьем ленточки с резинкой по краю платья для крепления на руках и шеи. 9.


наша кукла готова . 10.


вот такие красивые куклы появились в нашей группе. Платковая кукла-это пособие , имеющее развивающее, обучающее и воспитывающее значение. 11


Публикации по теме:

Конспект занятия НОД по теме: «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста. Количество детей:.

Задачи: формировать у детей умение последовательно выполнять все элементы работы; - Совершенствовать умение вырезать любые формы из цветной.

Конспект проведения мастер-класса для родителей 1 младшей группы Цель: Развивать навыки сотрудничества. Знакомить родителей.

Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука по ПДД. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка,.

Народных кукол делали из разных материалов: из травы, соломы, лыка, веточек, палочек, и, конечно же, из лоскутков старой ношеной одежды.

Чтобы сделать Травницу нам понадобится 1 лоскут белой ткани, ситец разноцветный, немного кружева и атласных лент. Особенность в изготовлении.

Представляю мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры -изготовление куклы” Кувадки” Мастер-класс рассчитан на.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №75 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Мастер класс по теме самообразования: «Формирование духовно-нравственной основы и первых чувств патриотизма, как общечеловеческой ценности, любви к семье, Родине, детскому саду»

Для детей подготовительной группы

«Превращение носового платка»

Подготовила:

Авдеенко Нина Владимировна,

Воспитатель 1 категории

Симферополь,2017г.

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники «народная кукла».

Задачи:

1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.

2.Укреплять субъективную позицию педагогов.

3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

4. Познакомить присутствующих педагогов с историей возникновения носового платка и изготовлением из него простых кукол, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения.

5. Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией изготовления «куклы-девочки», «куклы-мальчика», «зайчика на пальчик».

Методические приемы:

  • Беседа,
  • использование наглядного материала,
  • ИКТ,
  • театрализованное действие.

Материалы: квадрат и прямоугольник белой ткани - ситец, большой квадрат шелковой ткани, нитки мулине, вата, тесьма, нитки.

Оборудование: Презентация «Тряпичная кукла », аудиозапись «Говорят дети», ноутбук, экран, экспонаты мини-музея тряпичной куклы.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги!

(слайд №1-2)

Меня зовут Авдеенко Нина Владимировна. Я – воспитатель подготовительной группы. Стаж работы- 30 лет, первая категория. Тема, над которой я работаю третий год: «Формирование духовно-нравственной основы и первых чувств патриотизма, как общечеловеческой ценности, любви к семье, Родине, детскому саду». И сегодня я покажу мастер класс по своей теме.

Дети - удивительные, они совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на окружающий мир по-новому. И чтобы их понять, нужно самим нам стать чуть-чуть ребёнком и посмотреть на мир его глазами.

Я Вам хочу загадать загадку:

(слайд №3)

Должен быть всегда в кармане

У Надюши, Вовы, Тани,

Тети Вали, дяди Пети

И у всех людей на свете. Что это?

Правильно, это носовой платок.

Как его можно использовать? (ответы)

Дети видят в обычных предметах намного больше, чем мы взрослые. Я хочу предложить послушать высказывания моих воспитанников.

(звучит аудиозапись –«Говорят дети», как используют носовой платок).

Удивительно, как дети видят столько предметов в одном носовом платке.

Такая обыкновенная вещь - носовой платок: он должен быть у каждого аккуратного человека, который следит за своим здоровьем.

Носовые платки используются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем. На Руси они назывались ширинками.

Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого(45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом.

(слайд №4-5)

С течением времени платки становились все проще, сохранилось деление носовых платков на мужские и женские. Первые больше по размеру и менее изящны, чем вторые.

Сегодня бумажный носовой платок почти полностью вытеснил тканевый.

Появление бумажных носовых платков вызвано практическими соображениями (возможность одноразового использования, улучшение гигиены и облегчение ухода за ними).

Носовой платок становится путеводителем для детей в мир открытий. И я предлагаю Вам совершить путешествие на поезде.

(Звучит мелодия поезда. Выходят 3-4 чел имитируют, что едем)

Первая остановка «Кукольная ».

(слайд №6)

Мы с Вами сделаем из носового платка куклу - мальчика и куклу –девочку.

(слайд №7-8)

народные куклы бывают игровые, обрядовые, обереговые.

(слайд №9-10)

куклы обрядовые.

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное».

куклы обереги,

Они оберегали жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

Кукла «Берегиня»

Охраняет и приносит благополучие дому.

Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

«Кубышка – травница

Кукла наполнена лекарственной травой, травяной запах отгоняет злых духов и болезни.

Вторая остановка «Игрушечная »

(слайд №11-13)

Сделаем игрушку – «зайчик на пальчик»

Куклы игровые

(слайд №14-15)

Игровые куклы делались,чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

«Зайчик на пальчик»

Кукла «Утешница»

Делалась из цветных, красочных тканей, была яркой, с пышной юбкой, в серьгах. На пояс и руки куклы вешали конфеты. Предназначением куклы было утешение, успокоение ребенка.

«Утешницу» прятали от детей и доставали лишь в тех случаях, когда ребенок сильно плакал или болел. Увидев яркую куклу, ребенок забывал про свои горести и переставал плакать.

Фантики от конфет не выбрасывали, в них опять заворачивали конфеты

(слайд №16-17)

А еще помню, мы в детстве вот такими человечками развлекались:
Ставишь два пальца на уголки платка и туго обматываешь, чтобы ткань плотно обхватила пальцы. Теперь этот некто может бегать или плясать.

На пальчик можно сделать и куклу ангела.

(слайд №18)

Необходимо с нашими игрушками придумать небольшую сказку и показать нам её, у Вас есть 3 минуты.

(слайд №19-23)

Лев Семёнович Выготский говорил,что творчество- это не удел только гениев, которые создают великие художественные произведения, творчество существует везде, где человек фантазирует, создаёт что-то новое. Наша задача в работе с детьми развить творческое воображение, смекалку, увидеть и поддержать таланты в каждом ребёнке.

Для творчества я предлагаю детям большой выбор материалов. В процессе такой деятельности у детей появляется инициатива, формируются навыки общения, умение работать сообща. Дети с удовольствие выполняют действия с предметами, участвуют в театрализации.

Слушаем сказку, придуманную педагогами.

Следующая остановка конечная

(слайд №24)

Мы снова в нашем зале.

Вам удалось почувствовать себя детьми?

В таком случае я прошу выразить своё отношение к мастер классу,

Первый человек в 3 существительных, второй – в 3-х глаголах, 3 – в 3-х прилагательных

Любой предмет, используя в работе с детьми, развивает творческие способности детей.

Мой мастер класс назывался: «Превращения носового платка».

(слайд №25)

Заключение

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу, поскольку тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Думаю в том, что она никогда не бывает холодной, всегда нежная и ласковая. Она делается руками, поэтому именно она несет в себе заряд тепла и доброты, который вложили в нее умелые руки мастерицы.

Спасибо.

Если, вдруг, прикрыть минуту тишины.

Все славянские куклы-обереги похожи в одном: у них не было лица. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

Иглой и ножницами наши прародительницы не пользовались, чтобы жизнь ребенка была «не резанная не колотая».

Сказка для артистов

(нужно немного ваты -это борода деду, платочек -бабушке,)

Жили –были дед и баба и было у них много детей, сколько? (число зависит от количества кукол)Однажды дети пошли в лес, а в лесу сидит зайчик, его выгнала лиса из избушки, дети спрашивают

Зайчик, почему ты плачешь?

А как мне не плакать, выгнала лиса меня из избушки.

Пойдём к нам жить.

И забрали зайца, принесли они его домой. Смотрят, а следом за ними все зайцы из леса прибежали.

Дед – кто это с вами пришёл?

Бабка- пойдём,зайцы, я вас покормлю.

И стали они жить поживать и добра наживать .


Игры из подручных мелочей familyr_papa wrote in November 20th, 2012

Текст: Дмитрий Пряник

Бывает, что придумать развлечение ребенку становится проблематично: нет ни места для игр, ни игрушек. Что делать в этом случае? Создать игру из подручных материалов - будь то носовой платок, карандаш или обывок веревки. У меня на такие случаи всегда есть несколько мелочей, которые занимают совсем немного места в карманах и могут развлечь малыша получше всякого Лего.


Веревочка

Для игры понадобится:

2 карандаша

2 безделушки (например, конфеты)

2 веревочки (каждая около 1 метра)

Один конец веревки привязываем к карандашу, второй - к безделушке. То же самое проделываем и со вторым карандашом. Выдаем эти приспособления игрокам. По команде оба игрока начинают наматывать веревочки с «грузом» на карандаш. Побеждает тот, кто быстрее намотает веревку и притянет к себе безделушку.

Мини-твистер для пальчиков
Прообразом этой игры является всем известный большой напольный "Твистер", для которого, правда, требуется много свободного места. Если свободного места нет, но поиграть все-таки хочется, есть следующий выход: "Мини-твистер" - игра для пальчиков. Итак, нам необходимо:

Лист бумаги (подойдет лист из маленького блокнота)

Цветная бумага (6 цветов)

Монетка

Карандаш

Ножницы

Кубик (от любой детской игры)

Сначала делаем игровое поле: на листе блокнота рисуем круги (обводим карандашом монетку). Затем рисуем точно такие же круги на листах цветной бумаги и вырезаем их (их должно быть равное количество каждого цвета). Цветные кружки наклеиваем на игровое поле.

Теперь на каждую грань кубика наклеиваем цветные квадратики разного цвета (цветов 6, как и кружков).

Готовая игра должна выглядеть так:

Правила игры в "Мини-твистер" аналогичны правилам игры в обычный "Твистер", только все происходит в меньших размерах: кидаешь кубик, определяешь цвет и ставишь указательный и средний пальцы на кружки этого цвета.


Платочек
Обычный носовой платок может развлечь ребенка, особенно если сделать из него забавного человечка, который умеет ходить, ползать, танцевать. Раскладываем на ровной поверхности платок. На один его конец ставим пальцы.

Затем берем противоположный конец платка и протаскиваем его между пальцами (будущими ножками человечка).

Так делаем несколько раз, наматывая платок. Очень важно, чтобы у человечка были большие «ботиночки»: пальцы должны быть хорошо обмотаны платком, чтобы человечек на них крепко держался.

Вот, собственно, и все. Осталось придумать историю и рассказать ее от имени человечка.

Футбол
Для этой игры нужен только маленький квадратик бумаги (примерно 1,5 на 1,5 см).
Складываем его следующим образом:

Это будет наш мячик. Перемещать его по полю нужно хлопком ладони. Для этого ладонь складываем «горкой» и хлопаем рядом с мячиком. Теперь выбираем игровое поле. На противоположных сторонах площадки (стола, стула, скамейки) обозначаем ворота (можно положить по две палочки, монетки). Игроки бьют по очереди, задача каждого - скорее довести мяч до ворот противника и забить гол.

Пуговица

Итак, нам понадобится:

Пуговица с двумя отверстиями

Нитка (около 0,5 метра).

Продеваем нитку через пуговицу и связываем концы.

Вот игрушка и готова. Чтобы она «заработала», нужно взять свободные концы нитки в руки. Размотать посильнее пуговицу и натяжением нити заставить пуговицу вращаться.

Зайчик из платка может стать для вас палочкой-выручалочкой в дороге или в долгой очереди в поликлинике. Материал для этой немудреной игрушки всегда под рукой. Два узелка – и обычный носовой платочек превращается в зайку. Конечно, сама по себе игрушка надолго не займет малыша. Поэтому зайчик должен «поговорить» (маминым голосом) с малышом, расспросить о его делах, рассказать о своих, заячьих.

А на пасху зайчик из платка может стать прекрасной импровизированной подставной для яиц. Настоящий пасхальный заяц! Конечно, носовые платочки лучше выбрать посимпатичнее, подойдет и просто квадратный лоскут ткани.

Познакомьтесь с близким родственником зайки из платочка .

Зайчик на пальчик из платка

Кладем носовой платок на ровную поверхность

Два противоположных угла сворачиваем поэтапно с шагом приблизительно в 3 см к середине. Должно получиться вот так.

Две получившиеся полоски складываем друг с другом.

Сворачиваем нашу скадку пополам по длинной стороне.

С одной стороны получились острые углы у платка – это будущие заячьи ушки.

Берем платок за ушки и делаем узел – получилась голова у зайчика.

Ушки и туловище расправляем и наш зайчик на пальчик из платочка готов.

Пасхальный заяц из платка

Этот заяц похож на предыдущего зайчика на пальчик из платка, но так как он пасхальный, то и делается он немного по-другому. Этого зайку можно сделать из любого квадратного кусочка ткани.

1. В середину платка кладем небольшую полоску синтепона.

2. Сворачиваем платок пополам по диагонали

3. Сгибаем прямой угол платка к середине с шагом приблизительно 3 см

4. Сгибаем полоску из платка пополам.

Похожие публикации