Советы студентам: как выжить на первом курсе универа. Первые дни в институте: как адаптироваться в непривычной обстановке Что делать в первый день учебы

Добрый день, меня зовут Лидия, мне 33 года, я учусь в медицинском теперь уже университете города Воронежа и совмещаю это удовольствие с работой. Под катом мой день 29 мая 2015 года – не самый обычный, но и не раритетный, потому что каждые полгода таких дней бывает от одного до пяти:) Итак – нормальный рабочий день, он же день экзамена по фармакологии, первого из пяти экзаменов «экватора», в 45 фотографиях и соответствующем количестве комментариев.


Подъем. Обычно я стараюсь на сессию взять отпуск, но пять экзаменов в две недели не влезли, поэтому и встаю так рано: надо успеть сделать часть сегодняшней работы, а затем прибежать в университет достаточно рано, чтобы пройти в первых рядах – я же должна вернуться ко второй половине рабочего дня.

1.

Один глаз скосим в учебник. Перед смертью не надышишься, но все равно каждый раз хочется:) Ну ладно, бреду на кухню за завтраком.

2.

Там меня уже ждут. Фарма фармой, а обед по расписанию -- сперва им, потом себе.

3.

Ну вот, другое дело!

4.

5.

Вообще она любит ходить со мной учиться (обычно это практикуется на школьных каникулах), а моя группа считает ее своим талисманом. Но вставать в шесть и я не фанат)

6.

7.

Ага, Санька умылась и завтракает. Значит, моя очередь в ванную.

8.

Отсюда я могу уже на вас посмотреть:) Доброе утро!

9.

Однако, время -- быстренько одеваемся.

10.

Обычно я хожу в институт академию университет пешком, тут всего-то два километра, но сегодня десять минут решают многое, поэтому такси. К тому же я в нем еще раз дозы повторю. Кстати, удивительно: в конечном итоге курс любого предмета помещается между строчками на листах с экзаменационными вопросами:

11.

Ну вот, мы готовы и быстренько фотографируемся у подъезда. У меня парадный (он же «счастливый») халат, сама шила.

12.

У Сашки – белый жакет:) для мимикрии.

13.

Вот наше любимое здание, между собой мы его нежно именуем желтым домом. Но вообще я его правда люблю, несмотря на некоторые недостатки как самого здания, так и расположенного в нем учреждения. Пусть вас не обманет пустынность пейзажа: все, кого сегодняшние развлечения касаются, уже внутри:

14.

Время на Сашкином телефоне:

15.

Кафедра фармакологии на третьем этаже. А вот коллеги: лихорадочно повторяют, занимают очередь и просто нервничают. Эй, пропустите женщину с ребенком:)

16.

Что-то вещаю, кажется, про дигибинд:)

17.

А это вот ну совершенно непостановочный кадр: случайно свалили с третьего этажа учебник по фармакологии со вложенной в него кучей листочков. Красиво летели!

18.

С техникой заходить в аудиторию нельзя, поэтому я не смогу сфотографировать ни интерьер, ни свой билет, ни экзаменатора. Ни пуха нам всем, ни пера!

19.

Время! Зачетку не покажу:) Во-первых, плохая примета, до конца сессии нельзя. Во-вторых, мне ее все равно не отдадут, пока я не сдам книжки в библиотеку и не принесу на кафедру справку об этом. Но я загадывала, что если сдам отлично, то напишу пост в ОМД:)

20.

А книжки у нас все равно не приняли, въедливость библиотечных работников легендарна. Если ты что-то просмотрел, когда книжки выдавали (подчеркнутые карандашом строчки, надорванные странички), то сам виноват -- библиотекарь-то точно этого не пропустит. Забирайте домой и приводите книгу в порядок!
(Это мои подруги, они будут фигурировать и дальше. Не против публикации фото:)

21.

22.

А теперь к научному руководителю. Он обитает в одном из самых старых зданий, принадлежащих нашему ВУЗу:

23.

Ну вот, не застали, обидно. Ну ладно, тогда домой (мне-то еще работать, ага, а вот девчонки обещали прийти вечером -- мы будем отмечать фармакологию окрошкой).

24.

Это уже улица, на которой мы живем, и Сашка -- в траве, пухе и одуванчиках.

25.

Ууууф! Дома. Десять минут в кресле -- на улице страшно жарко, и я устала.

26.

Переодеваемся -- и за работу. А вон там, кстати, и время в углу экрана.

27.

Однако время-то уже обеденное. Мать-студент -- горе в семье: и раковина завалена, и на обед макароны будут. Правда, с куриными ножками в горчичном соусе, но это несчитово, я их заранее приготовила:)

28.

С посудой мы справляемся посредством эксплуатации детского труда.

29.

А квартира у нас в состоянии вялотекущего ремонта: в кухне уже красиво, а свою комнату я очень надеюсь отремонтировать в перерыве между сессией и практикой:)

30.

Санька домывает ту посуду, которую нельзя мыть в посудомойке. У нее своя методика:)

31.

А я пока режу салат.

32.

Не теряем времени даром: во время обеда привыкаю к мысли о следующем экзамене.

33.

34.

Ванна наполнена, зверьки готовы к запуску:

35.

Водоплавающие.

36.

Перед вытиранием тщательно отожмите животное!

37.

Время -- время доделывать сегодняшнюю часть работы.

38.

С работой покончено, иду искупаться. Как я уже жаловалась, у нас жарко, поэтому все время хочется в воду.

39.

Выбираюсь на берег как раз вовремя: через десять минут приходят гости. Итак, праздничная окрошка!

40.

С квасом мы несколько не рассчитали: надо было сразу его в холодильник сунуть. В результате все нарезано, квас успокаивается, а мы смотрим "Семейку Аддамс".

41.

В учебное время все наши вечеринки -- совершенно безалкогольные. И не по каким-либо принципиальным причинам, а потому что нас рубит с полбокала вина:) Чокнемся окрошкой за фармакологию!

42.

Все-таки мы здорово устали сегодня, поэтому после кино девочки уходят. Я возвращаюсь на кухню, а там опять требуют еды)

43.

Кормлю зверье, быстренько перегружаю посудомойку. Оказывается, уже пора спать:

44.

День был непростой, но отличный. Спасибо, что провели его со мной:)

45.

Ну что, первокурсники, дождались 1 сентября?! Теперь вы – полноправные представители особой социальной группы – студенчества. И чтобы оставаться студентами ещё лет пять, а , рекомендуем намотать на ус или на что вы там наматываете советы старших товарищей.

Особенности учебного процесса, или почему вуз – не школа

  1. Запомни, студент, главную вещь, отличающую вуз от школы: твой диплом – твои проблемы. Да, мы знаем, что в школах повсеместно натягивают тройки гоминидам, не достигшим даже уровня эректуса. Потому что учителя, завучи и директоры, во-первых, клепают отчёты об успеваемости школьного поголовья, а во-вторых, получают бабло за каждого барана из школьного стада. Среднюю школу не зря называют «отстойником» и «загоном», в котором держат тинейджеров до армии, чтобы те не шатались по улицам. Ты привык, что тебя тянули за уши? Забудь об этом.

В вузах отчисляют нещадно и эректусов, и неандертальцев, и даже некоторых недоэволюционировавших кроманьонцев. Потому что возраст уже позволяет сплавить их в армию! Или отправить раскладывать товары на полках супермаркета. Причём самый мощный поток отчисленных сливается в канализацию после первого семестра.

Вузовским преподам глубоко фиолетово, доползёшь ли ты до диплома. Никто не будет за тобой бегать с просьбами сдать, наконец, зачёт. И родителей в деканат вызывать не будут.

Заруби на носу: вуз – не школа! Ты стал взрослым!

  1. Но посещать нужно. К сожалению, гипотеза о том, что «студент – взрослый человек, самостоятельно контролирующий личный учебный процесс», не выдерживает проверки практикой. Практика показывает, что большинство студентов остаются великовозрастными школьниками. И если не контролировать посещения оными недорослями лекций и семинаров, в аудитории будет сидеть пяток «ботанов». Поэтому, как бы ни противоречил принцип проверки присутствующих принципам вузовского обучения, большинство преподавателей его практикуют.

Прогуливая лекции, можно попасть в «чёрный список» преподавателя, что чревато особо пристальным вниманием на экзамене. Некоторые преподы даже требуют показать конспекты пробакланеных лекций.

А прогулянные семинары, коллоквиумы, практические, лабораторные и контрольные отрабатывать придётся в 99% случаев.

  1. Выясни сразу, что нужно для допуска к сессии. К некоторым зачётам и экзаменам допускают только при условии написания реферата, доклада, эссе, контрольных. Это ещё полбеды, «макулатуру» можно в ноябре – декабре заказать у студлансеров. Хуже, если в вузе действует балльная система допуска к сессии. Баллы надо собирать прямо с сентября.
  1. Засунь учебник… ну, куда-нибудь на заднюю полку. Не надейся, что учебник тебе поможет подготовиться к экзамену. Это ещё одно ключевое отличие от школы. Учебник – вспомогательный инструмент, а основными источниками знаний в вузе являются лекции и литература, с помощью которой ты будешь готовиться к семинарам. Совсем уж выбрасывать учебник, конечно, не надо – как база, основа, вполне сгодится. Только учти, что учебники, который вам выдадут, чаще всего устаревшие. Новые нужно искать в библиотеке, покупать или скачивать в сети (если удастся). А ещё есть преподаватели, которые специально гоняют на экзаменах по своим лекциям. Впрочем, есть и такие, что лекции читают по учебнику – с этими проще.
  1. Готовься самостоятельно работать с литературой. Если ты думаешь, что цель вуза – напичкать тебя знаниями, то глубоко ошибаешься. Цель вуза – научить тебя самостоятельно получать информацию, дать навыки самообразования и, желательно, сформировать у тебя научное мышление. Учебник даёт базис, лекции структурируют материал и помогают разложить его в твоей башке по полочкам, а рулит самостоятельный поиск материалов среди статей и монографий.

Часть материалов ты найдёшь в интернете (спасибо оцифровке!), но многое ещё не попало во всемирную паутину. Поэтому придётся топать в вузовскую, областную или специализированную библиотеку, делать выписки и ксерокопии. Ужас-ужас? Ничего, потом скажешь спасибо за то, что научили тебя учиться самостоятельно. В информационную эпоху знания устаревают очень быстро. Профессионалу нужно учиться и учиться, чтобы оставаться востребованным, а для этого нужно обладать навыками самообразования.

Один из способов измерить скорость устаревания фактов - посмотреть индекс цитирования научных статей. Если публикацию не цитируют, это с большой вероятностью означает, что она нерелевантна или устарела. Так, например, в результате изучения публикаций в журналах Physical Review, представляющих разные области физической науки, выяснилось, что половину публикаций перестают цитировать в среднем через 10 лет, а, скажем, в ядерной физике - уже через 5 лет. Период полураспада книги (в смысле цитирований) составляет в физике около 13 лет, в экономике - 9,4 года, в математике - 9,1 года, а в истории и психологии - и вовсе около 7 лет.

  1. Выясни, что такое семинары, коллоквиумы, рефераты, конспекты, зачёты, курсовики и прочая таинственная фигня. На первокурсника обрушиваются мегатонны малознакомых или вовсе незнакомых слов, под которыми скрываются новые способы проверки знаний. Да, бро, тут всё не так, как в школе. Начинай разбираться со всем этим прямо с сентября.
  1. Настройся на новый ритм обучения. Уроки по 40 минут и длинные перемены остались в прошлом. Теперь придётся сидеть на парах, а перерыва хватит только на то, чтобы перебежать из аудитории в аудиторию (в столовую лучше отправляться во время «окон»). С другой стороны, есть и плюсы: возможно, в расписании будут дни, когда можно являться на вторую или даже на третью пару. Цени «окна»: вместо того, чтобы просто тупо шататься в ожидании следующей пары, сходи в библиотеку или в столовую.
  1. Запомни, что недели бывают верхними и нижними. Ещё одно новшество. Занеси данные в гаджет, которые носишь при себе. Всё-таки запутался? Подойди к расписанию – это простейший способ выяснить, какая сейчас неделя.
  1. Узнай, когда начинается сессия, а также (на всякий пожарный) правила предоставления академотпуска. И выясни всё это не в декабре, а как можно раньше.
  1. Не забывай о том, что из вуза можно вылететь за нарушение дисциплины. Жизнь студента гораздо свободней, чем у школьника, но на некоторые выбрыки деканат закрывать глаза не станет. А если дело дойдёт до ректората – сам понимаешь. Поводом для исключения может стать и особо бурная пьянка в общаге (например, с вышвыриванием холодильника в окно), и нарушение закона, и даже излишне активная политическая деятельность (например, одиночный пикет перед административным корпусом с требованием отставки ректора). Если не отчислят прямо, то создадут условия, при которых сдать сессию будет очень проблематично. Так что держи себя в руках.
  1. Попытайся понять, что ты уже взрослый и сам отвечаешь за результаты обучения в вузе. Учти, никто за тобой гоняться с напоминаниями о лекциях и семинарах не станет. И звонков родителям с вопросом: «Где ваше чадо, заболело или прогуливает?» – тоже не будет. Становись самостоятельным.
  1. Работай на зачётку. По крайней мере первые две сессии выкладывайся на все сто. Потом будет легче: чем лучше твой имидж, тем лояльней к тебе относятся преподаватели. И наоборот: к троеничкам и «хвостистам» преподы относятся с предубеждением. В общем, работай на зачётку, потом она будет работать на тебя.

Голова пухнет от советов, первокурсник? Погоди, это только начало. Если ещё не сломался, читай рекомендации, которые помогут тебе дожить до сессии и пережить оную.

Советы первокурсникам по плаванию в учебных водах

  1. Научись извлекать пользу даже из скучных лекций. Для этого нужно научиться 1) слушать (и слышать), 2) сосредотачиваться. Полезные навыки, которые тебе пригодятся в жизни.
  1. Овладей навыками имитации интереса. Это на тот случай, если препод – зверь, а лекции у него ну совсем уж тупые и бессмысленные. Но не злоупотребляй этим навыком, иначе вся твоя будущая карьера сведётся к офисной ИБД (имитации бурной деятельности). Используй скилл в исключительных случаях.
  1. Научись конспектировать. Не нужно стенографировать лекции слово в слово. Вычленяй главное, разработай свою, понятную для мозга систему сокращений и условных знаков. Конспектируй логично, структурно.
  1. Используй диктофон и прочие гаджеты с умом. Не полагайся на достижения цивилизации на все 100%. Во-первых, расшифровывать лекцию с диктофона – муторный труд. Представь: ты отсидел лекцию, а потом ещё должен потратить столько же времени на расшифровку записи! Это что, разумно? Запись на диктофон подходит только аудиалам (людям, которые лучше всего воспринимают информацию на слух). Во-вторых, преподаватели очень не любят студентов, которые включают диктофон и дальше сидят с отсутствующим взглядом.

Что касается планшетов, ноутбуков и нетбуков, то они могут здорово помочь, особенно в библиотеке. Но не забывай о том, что запись ручкой активизирует процессы запоминания в мозге. Помни о преподавателях, которым нужно сдавать конспект, написанный от руки.

  1. Запасись общими тетрадями, ручками, разноцветными маркерами. Носи с собой запасную ручку. Используй цветные маркеры для того, чтобы выделять главное, структурировать записи.
  1. Иди в вузовскую библиотеку за учебниками в числе первых. Да, учебники в вузе – не главное, но они всё равно нужны. В большинстве вузов учебников на всех не хватает. Особенно новых.
  1. Выясни, где находятся нужные тебе библиотеки и читальные залы. Записывайся и учись работать с каталогом. К сожалению, пока в интернете нет всех материалов, которые тебе понадобятся.
  1. Запиши расписание, запомни расположение корпусов и аудиторий. Можно просто ходить хвостиком вслед за своей группой, но лучше быть независимым. Стоит записать также часы работы библиотек, спортзалов, лабораторий и других мест, которые ты будешь посещать.
  1. Собери информацию о преподавателях и учитывай их индивидуальные особенности. Запиши и запомни ФИО преподов – это раз! Узнай их в лицо – два. Нет ничего глупее, чем знакомиться с преподавателем на экзамене. Узнай о характере и привычках каждого (в этом помогут старшекурсники). Выясни, кто как относится к посещениям лекций, у кого какие требования на семинарах, зачётах, экзаменах.
  1. Выбери научрука. Правильно выбранный научный руководитель не только поможет в написании курсовых и доведёт до диплома, но и будет защищать тебя перед кафедрой и даже перед деканатом. Советуем, первокурсник, .
  1. Почитай о принципах тайм-менеджментента. Научись распределять время так, чтобы его хватало и на посещение вуза, и на самостоятельную подготовку, и на отдых.
  1. Раздели предметы на важные и маловажные. Профильные – важные, в них зарывайся с головой. Всякие непрофильные учи так, чтобы получить зачёт – этого достаточно. Нет смысла погружаться в изучение аналога школьного ОБЖ в ущерб профильному предмету.
  1. Старайся получать «автоматы» по максимуму. Принятие зачёта или экзамена «автоматом», за активную учебную деятельность в течение семестра, избавит тебя от нервотрёпки перед экзаменом. У некоторых преподавателей бывают ещё и «полуавтоматы», тоже неплохая штука: из двух вопросов на экзамене сможешь выбрать один.
  1. Не садись на «камчатку». Это место для тех, кто хочет заниматься своими делами, а не учёбой. Многие преподаватели относятся к «камчатке» с предубеждением (особенно если слышат грохот пивных бутылок, случайно задетых чьей-то ногой). Кроме того, на «камчатке» обычно плохо слышно, что говорит преподаватель. Лекции лучше записывать, сидя на первых партах или в середине аудитории.

Середина, пожалуй, самое комфортное место. Слышно нормально, а в случае чего – можно немного посачковать. Первые парты любят отличники, они позволяют установить визуальный контакт с преподавателем, а также продемонстрировать трудолюбие и заинтересованность.

  1. Не стесняйся задавать вопросы преподавателю. Если что-то непонятно – спрашивай смело. Преподаватели любят активных студентов. Но не переусердствуй, имитация заинтересованности создаст тебе имидж подлизы. Или ещё хуже – имидж глупого подлизы.
  1. Лекции бывают бесполезными, на них нет смысла тратить свои силы. Если препод отмечает прогульщиков, садись в середину и имитируй занятость. Если, конечно, этот зверь не требует предоставить конспекты своей пурги.
  1. Если препод пофигист, и его лекции никто не пишет – тебе их лучше записывать. Почему? Потому что потом их фиг у кого достанешь! Учти, что пофигистичное отношение преподавателя к посещениям и записям его лекций может обернуться жесткачом на экзамене. У некоторых преподавателей пофигистичность выборочна: они считают, что студента не нужно принуждать к учёбе, это его личное дело – учиться или не учиться. Экзамен расставит все точки над «i»…
  1. Активничай на семинарах! Это прямой путь к «автомату». Или, по крайней мере, снижение риска отработок перед сессией.
  1. Боишься выступать перед аудиторией? Парадоксальный совет: выступай как можно чаще. Навык публичных выступлений здорово пригодится в жизни (не говоря уж о том, что сессию будет сдать проще).
  1. Если препод раздал всем темы докладов, постарайся свой прочитать как можно раньше. Иначе времени может не хватить, и либо «автомат» накроется, либо придётся нести доклад прямо на зачёт или экзамен, либо будешь искать преподавателя, чтобы познакомить его с плодами своего труда во внеурочное время.
  1. Практические, лабораторные, контрольные нужно сдавать вовремя. Не прогуливай их, не копи мини-хвосты. Сдавать всё равно придётся. Постепенно это делать легче, чем разбираться с грудой отработок перед самой сессией.
  1. Приступай к написанию курсовой и рефератов как можно раньше. Если собираешься заказывать их у студлансеров – тоже не затягивай. Почему – детально разъяснено в статье .
  1. Перед тем, как сдавать заказанную или скачанную работу, прочти её! Не давай повода преподавателю поймать тебя на халяве.
  1. Если твои однокурсники гоняют балду, не равняйся на них. Ты же не хочешь попасть в те 20% бездельников, что вылетят в первую же сессию?

Зачем первокурснику общественная, культурная и научная деятельность?

  1. Общественная активность – это не только интересно, но и полезно. Активность в социальных и культурных проектах повышает шанс получить именную стипендию.
  1. Если у тебя есть склонность к научной деятельности, не сдерживай себя. Участвуй в вузовских и международных конференциях, записывайся в студенческое научное общество. Это полезно для зачётки и открывает путь в аспирантуру. А то и к вкусным грантам.
  1. Международный обмен, зарубежные конференции и участие в международных студенческих проектах – шанс побывать за границей на халяву. Учи языки и будь активней!
  1. Если факультет проводит олимпиады, викторины, конкурсы – участвуй. Призом могут быть автоматы по всем предметам в зачётке, именная стипендия, разовое денежное поощрение… В общем, всякие ништяки плюс уважение преподавателей.
  1. Участие в молодёжных политических проектах тоже полезно. Именно с этого может начаться твой путь в политику – если, конечно, тебе это интересно. Но учти, что не вся политика полезна для студента. Оппозиционная политическая активность в нашей стране, к сожалению, может довести до исключения из вуза. Так что выбирай проекты, одобренные вузом.
  1. Если ты – прирождённый администратор, становись старостой или финоргом, а ещё лучше – делай карьеру в профкоме. Путь не для всех, но если это твоё – дерзай. Чувство власти и денежные ништяки прилагаются.
  1. Студенту с журналистской, публицистической жилкой есть смысл уже на первом курсе направиться в редакцию студенческой газеты. Можно завести самому или вместе с единомышленниками альтернативный блог, сайт или наладить выпуск факультетской газеты. Только будь адекватен – не нужно вываливать даже в личный блог всё, что ты думаешь о «тупаке Денисове» и «стерве Кубаревой». Они ведь тоже умеют читать.
  1. Участвуй в художественной самодеятельности. Во-первых, капустники и КВН – это весело! Во-вторых, если ты претендуешь на именную стипендию, эта активность тоже пойдёт в зачёт. В-третьих, ценные творческие кадры могут рассчитывать на поблажки от деканата при проблемах с сессией. Но в разумных пределах, конечно.
  1. Художникам, поэтам, писателям и прочим ну очень творческим личностям есть смысл участвовать в конкурсах, записываться в студенческие профильные сообщества. Иногда творчество студентов публикуют вузовские газеты. Ну а в интернете для самопрезентации вообще раздолье. Эти таланты очень востребованы и при подготовке всяческих мероприятий.
  1. Умникам и умницам стоит записаться в команду ЧГК. Если не берут, создайте свою команду и порвите соперников на клочки!
  1. Участвуй в спортивных соревнованиях. Волейбольные, баскетбольные и даже шахматные турниры – не только способ самореализации, но и шанс получения «автомата» по физре. Возможны денежные поощрения. В США даже очень тупые спортсмены настолько ценятся колледжами и вузами, что сдают сессии даже при полной атрофии мозга. У нас поблажки не такие шикарные, но на них тоже можно рассчитывать.
  1. Думай о будущем. Уже с первого курса стоит задуматься о том, как ты будешь строить свою карьеру после выпуска. Будешь ли работать по специальности? Собираешься ли идти на красный диплом? Интересует ли тебя аспирантура? Нужен ли для твоей карьеры иностранный язык? Собираешься и искать рабочее место по специальности во время учёбы в вузе? Чем чётче будут твои планы – чем больше шансов, что к выпуску ты подойдёшь с точным знанием того, где будешь работать и, возможно, даже с предложениями от работодателей.

Полезные контакты

  1. Вливайся в коллектив. Не будь высокомерен, не провоцируй конфликты с первых же дней в вузе. Не бойся однокурсников – им тоже страшно
  1. Веди себя с достоинством. Не стелись перед «сильными», не становись «шестёркой». Не бойся быть изгоем, если не сошёлся с доминирующей на курсе группировкой. Ищи единомышленников. Будь самим собой.
  1. Не интригуй, избегай враждующих микрогрупп. Это позволит избежать многих неприятностей.
  1. Обменяйся контактами с однокурсниками. В случае чего будешь знать, кому позвонить, написать или стукнуться в скайп, чтобы уточнить расписание или задание на семинар.
  1. Если любишь прогуливать, закорешись со старостой. Хорошие отношения со старостой уменьшат число значков «Н» напротив твоей фамилии в журнале посещений. Шоколадки рулят.
  1. Контакты со старшекурсниками – реально полезны. Старшие товарищи помогут конспектами и материалами, расскажут о характере преподавателей.
  1. Дружи с теми, кто живёт в общаге. Во-первых, у них весело. Во-вторых, в общаге всегда есть конспекты. У кого-нибудь.
  1. Заведи полезных знакомых. Это могут быть студлансеры, которые помогут написать учебные работы или сотрудники медучреждений, которые могут выписать нужную справку. Не факт, что эти знакомства пригодятся, но в форс-мажорной ситуации ты будешь знать, к кому обратиться.
  1. Создай сообщество поддержки с однокурсниками. Вместе проще готовиться к семинарам (каждый готовит свою часть, потом обмениваетесь материалами). При подготовке к зачётам и экзаменам друзья проверят знания (при проверке получают интеллектуальный бонус обе стороны). А или ответы на тесты, упражнения по латыни или английскому вскладчину дешевле.
  1. Отсеивай халявщиков и пиявок. Взаимовыгодная помощь – это хорошо, наглость – плохо. Помогай друзьям, но не в ущерб себе. Помни: кто везёт, на том и едут. Пока ты пишешь рефераты халявщикам бесплатно, .
  1. Постарайся получить контакты научного руководителя и других преподавателей. Возможно, понадобится с ними связаться. Но не заваливай преподов сообщениями, не доставай людей. Это контакты на крайний случай. Впрочем, с адекватным научруком можно связываться в процессе написания курсовой регулярно. Многие преподы перешли на консультации по скайпу.
  1. Познакомься с куратором курса, возьми контакты деканата. Тоже, возможно, пригодятся.
  1. Завязывая контакты с преподами, не влюбляйся Этот совет адресован прежде всего прекрасному полу. Влюблённость в преподавателя – известный психологический феномен. Опасная штука!

Правила безопасности

  1. В первые же дни оформи все нужные документы. Прежде всего – студенческий и читательский. Принеси справки, которые требует деканат.
  1. Не зли охранника. Не забывай пропуск (студенческий билет), не пытайся прошмыгнуть мимо, не ной и не раздражай человека. Особенно если у него есть дубинка.
  1. Продумай маршрут до вуза. Учитывай расписание транспорта и пробки. Выходи из дома на 10 – 15 минут раньше, чтобы иметь запас времени.
  1. Не храпи на лекциях
  1. Не складируй пивные бутылки под партой. И тем более их не роняй!

О деньгах

  1. Разузнай правила предоставления стипендии в своём вузе. Выясни, в каких случаях можно лишиться стипухи и постарайся в эти ситуации не попадать.
  1. Уточни, в каком банкомате снимать стипендию. Ошибка обойдётся в несколько сотен, которые ты отдашь «чужому» банку. Если стипендия минимальная, можно потерять 30%.
  1. Узнай о том, как получить губернаторскую, президентскую стипендию (есть и другие виды). Возможно, ты сможешь претендовать на одну из них. Для этого нужно хорошо учиться, активно участвовать в научной и общественной деятельности.
  1. Загляни в профком. Узнай всё о получении социальной стипендии и материальной помощи. Если подходишь под условия – собирай справки, не затягивай.
  1. В профкоме распределяют льготные путёвки и билеты на всякие мероприятия. Пользуйся! Многие студенты даже не знают, что могут что-нибудь получить в профкоме. Значит, больше достанется тем, кто не ленится ходить на разведку.
  1. Не поленись узнать обо всех льготах, которые полагаются студенту. Они касаются проезда, бесплатного посещения некоторых музеев и т. д. Регулярно отслеживай изменения в законодательстве, касающиеся студенческих льгот.
  1. Подумай о том, как ты можешь заработать. Грузить вагоны? Мыть полы? На каникулах можно записаться в студотряд, поучаствовать в строительстве какого-нибудь космодрома. Правда, говорят, что в этом году из-за финансовых трудностей студентам заплатили меньше, чем они рассчитывали. В любом случае, работа не должна мешать учёбе. У нас нет ограничений на работу студентов, как в Европе (там студенту можно работать только определённое число часов в неделю), поэтому рассчитывай свои силы сам.

О здоровье, порядке, дресс-коде и отдыхе

  1. Береги печень. Забудь о стереотипном представлении о студенте как о вечно бухающем существе. По крайней мере, если собираешься дожить до второго курса, а тем более – до пятого.
  1. Подружись с физкультурой. Не прогуливай пары физры, запишись дополнительно в спортзал, в бассейн, на йогу или на фитнес. Физическая активность не только укрепляет здоровье и помогает поддерживать вес в норме, но и улучшает деятельность мозга.
  1. Питайся правильно. Не давись бутерами всухомятку. Выбирай продукты, полезные для тела и мозга. Кстати, можешь почитать статью о .
  1. Разведай, где находятся кафе и столовые, где лучше кормят и где дешевле. Это, конечно, на тот случай, если в корпусе и поблизости их несколько. Чтобы не опаздывать на лекции и не стоять в дикой очереди, выясни не только часы работы, но и время, когда наплыв голодных спадает.
  1. Одевайся в деловом стиле или в стиле casual. Не эпатируй преподавателей дредами, цветными ирокезами и голыми ягодицами (это совет первокурсницам, обожающим мини-юбки). Индивидуальность в почёте, но помни об адекватности. Особенно при выборе одежды на экзамен.
  1. Приведи в порядок рабочее место. Не оправдывай бардак склонностью к творческому беспорядку. Читай статью . Прикинь, приведение в порядок места, где работаешь – прочищает мозги!
  1. Отдыхай! Погрузившись в учёбу, регулярно выныривай на поверхность. Отдых помогает мозгу бороться со стрессами. Учёба без отдыха – путь к срывам, истощению нервной системы и хронической усталости. Работая на красный диплом, не заработай себе астению.
  1. Помни о том, что студенческие годы – отличное время! Дружи, веселись, развлекайся! В меру, конечно Но так, чтобы было, что вспомнить!

В жизни каждого студента был такой волнующий момент как первый день в университете! Это поистине важный момент в жизни каждого. Как правило, в этот день может произойти, что- то такое, что в корне изменит жизнь, и в большинстве случаев – в лучшую сторону! Нам стало интересно узнать у студентов нашего вуза, что же знаменательного у них произошло, и какой след в их памяти оставил этот день. Поэтому мы провели опрос, результаты которого вы можете прочитать прямо сейчас!

Опрос проходит в рамках конкурса «Самая интересная история первого дня», по итогам которого победитель станет участником рубрики «СтудLife в лицах». Друзья, начинаем голосовать! Ждем ваших писем с именем участника, который на ваш взгляд, рассказал нам самую интересную историю своего первого студенческого дня на адрес электронной почты Lets_speak@mail.ru .

Ирина Лошадкина , факультет экономики и управления, 3 курс

— В мой первый день в стенах университета ничего примечательного не случилось. Первого сентября было очень интересно, много новых лиц. Преподаватели давали нам грандиозные напутствия. Наша новоиспечённая группа собралась в деканате. Все мы были очень разные, да, собственно, такими и остались.

Марат Кабдиров

— Свой первый день пребывания в университете я помню достаточно хорошо. Начался он с того, что, когда я зашёл в университет, то увидел стоящую в стороне знакомую девушку. Я подошёл к ней, мы разговорились и оказалось, что она будет учиться в одной группе со мной. Также я узнал, что первой парой в моей жизни будет «Римское право». Этот предмет вел очень неординарный преподаватель, который рассказывал интересные истории. Поначалу мне было тяжело сидеть на паре полтора часа. Я мало с кем познакомился в первый день в университете и ощущал небольшой дискомфорт. Но он быстро исчез.


Анастасия Сазонова , факультет истории и права, 3 курс

— Первый день в университете…как давно это было! В тот день я встала очень рано, потому что к восьми утра нужно было быть на торжественной линейке в университете по поводу начала нового учебного года. Уже не в школе, а в вузе. Я очень пунктуальна и так получилось, что я приехала раньше, чем нужно было. Площадь перед университетом только готовили к торжеству. Мне пришлось около получаса сидеть на лавочке. Я выискивала знакомые лица в толпе прибывающих на линейку первокурсников. Наконец, линейка началась. Было очень интересно, все было так необычно и ново для меня! Ректор приветствовал нас, пожелал нам удачи. Затем мы пошли на этаж своего факультета, в конференц-зал, где нам выдали наши студенческие билеты. Я была очень рада. Мне его выдали первой! Я почувствовала себя настоящей студенткой. Тогда я ещё не понимала, что таковой я стану только после первой сессии. Мы выбрали старосту, групорга, профорга и счастливые пошли к расписанию. Не разобравшись, что в нём написано и какие у нас завтра будут занятия, я пошла домой. Так прошёл первый день!

Юлия Халанская , факультет истории и права, 2 курс

— Воспоминания об этом дне довольно обрывистые. Отчетливо вспоминается конференц-зал, в котором сидели тогда ещё незнакомые люди. Помню это радостное ожидание, когда смотришь в толпу и гадаешь, с кем из них будешь учиться. После мероприятия в конференц-зале мы познакомились с нашим куратором. И, наверное, самое яркое, что осталось в памяти – игры, которые для нас организовали старшекурсники. Было классно! Ощущение сплочённости не покидает нас до сих пор.

Виктория Хмелёва, естественно-географический факультет, 2 курс

— В первый день в университете я впервые увидела свою любовь! и СРАЗУ поняла, что мы будем вместе!

Юлия Борисенко , Институт иностранных языков, 4 курс

— Я всегда мечтала поступить в наш университет, и когда это свершилось, была чрезмерно рада. Особенно первые дни и весь первый курс ходила в ВГПУ (тогда еще), как на праздник. Помню, как волновалась, что с группой своей встречусь новой, хотя из восьми человек троих уже очень хорошо знала по учебе в колледже.

Евгений Буданов , Институт иностранных языков, 3 курс

— Мой первый день в университете… Прошло 2,5 года, а кажется, целая вечность. Просторные холлы и длинные коридоры, высоченные потолки и охрана, упорно не желающая понимать, что я здесь уже учусь, но студенческий мне еще не выдали. Потом первое собрание, где-то на восьмом этаже, с деканом факультета, несравненной Людмилой Анатольевной Миловановой. Тогда все было в новинку. И шутка декана со звонком во время собрания, которая, как выяснилось позже, повторяется ежегодно на каждом собрании первокурсников. Выдача студенческого, и первое разочарование от того фото, что вклеили туда. А дальше – распределение по группам с двусмысленной аббревиатурой АИ, что мне всегда напоминало октановый индекс, тем почетней было узнать цифру 112. Такого на заправках не сыщешь. Ну, и конечно, знакомство с моими сокурсниками. Многие из них навсегда останутся в моем сердце, да и надеюсь, найдется им место в моей жизни после окончания вуза. Много, что случилось за эти 2,5 года, но свой первый день помню, как сейчас.

_______________________________________________

Елена Суржина, Артём Румянцев

Facebook

Twitter

Первый раз на первый курс. Мальчики и девочки, закончившие школу, впервые открывают для себя настоящий мир "взрослых". Тут нет добреньких учителей, которые воспитывали тебя с первого класса, тут нет друзей, с которыми ты съел не один пуд соли, тут тебя не будут "тянуть" – всего нужно добиваться самостоятельно. Как не утонуть в море новых знаний, знакомств и обстоятельств узнавали журналисты .

Артем Третьяков, эколог из НГУ

"У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление", - обязательно запомните эту пословицу. А вторая, которая вам пригодится – "Встречают по одежке, провожают по уму". С самого первого дня в вузе к вам будут присматриваться преподаватели и однокашники и тут нужно не упустить шанс показать себя, ведь впереди еще 5 лет учения бок о бок.

Я сменил три специальности и, соответственно, три группы. В первой были одни парни, причем некоторые после армии и техникума. В таких группах важно сразу показать, что ты "нормальный мужик", а не "задрот" и ботан, в противном случае можно легко стать объектом для насмешек и притеснений на ближайшие пару лет. Помните, что почти в каждом коллективе есть такая "паршивая овца" – вам ведь не хочется занять это место?

Встречают по одежке. Фото: metroszexualis.hu

Ни в коем случае не надо хитрить и лицемерить – таких "скользких типов", как правило, быстро вычисляют и перестают с ними общаться, или просто "чмырят". Больше уважения вызывают те, кто правдив и откровенен в отношениях – не бойтесь сказать, если вам что-то не нравится, или спровоцировать конфликт – лучше в первые месяцы решить все возможные вопросы и счастливо жить остальные 5 лет.

Во второй группе я не задержался, а вот в третьей было 30 девочек и 3 парня. Но это уже совсем другая история…

Денис Минин, компьютерный инженер из ДНУ

Когда я учился в университете, я не воспринимал некоторые предметы в виду того, что они просто мне не нужны были в будущем и именно поэтому не уделял внимания их изучению и не тратил драгоценное время на подготовку к экзаменам. Но тут важно ПОСЕЩАТЬ их и быть постоянно на виду у лектора - это является важнейшим для него. Учителя никогда вас не завалят на экзаменах, если они будут видеть ваше уважение к ним.

Студент спит – лекция идет. Фото: foto.rambler.ru

А в плане общения с коллективом - не пить, не курить, заниматься спортом! Именно это является важнейшим фактором для того, что бы тебя воспринимали люди. Сейчас те, кто курит, пьет и, тем более, это делает во время учёбы - воспринимаются как дети, несостоявшиеся в этой жизни (подростки, возомнившие себя взрослыми) и при этом выглядят смешно.

Особенно это касается девушек, которые дымят возле корпуса на ленте! Они даже и не подозревают, что молодые ребята на них смотрят как на ходячих пепельниц…

Андрей Логвиненко, инженер по охране труда из ДИИТа

Учился в ДИИТе - сами понимаете, о чем это говорит. Обучение в этом вузе является одним из наиболее сложных в Днепропетровске.

С 1 дня пребывания в стенах университета осознал, что будет нелегко. Два огромных корпуса с множеством аудиторий, строгие преподаватели и спартанское расписание занятий. А перфокарты, ПК и МК - мало кто из студентов других вузов города знает, что это такое. Главное, что нужно сразу понимать, поступая в такие вузы - либо ты ходишь на ленты и посвящаешь максимум времени учебе (так как ее будет в избытке с каждым новым семестром), либо ты не сдаешь сессию (деньги и связи практически не решают вопросы успеваемости) и не будешь поселен в общежитие на следующем курсе. Вот это мотивация!

Выяснение отношений вполне может закончиться дракой. Фото: youngtv.ru

Общежитие - это отдельная история. Ни для кого не секрет, что между факультетами университета существует некий дух соперничества, иногда перерастающий в настоящую вражду. Бывали случаи своего рода "дедовщины" в стенах общежития. Инженеры - ребята со стальным стержнем! Исходя из всего вышесказанного, несколько советов новобранцам: 1. Учиться в системе и не пропускать - все сдашь и вовремя, так как в ДИИТе. как нигде, ценится именно знание! 2. Сразу найти друзей и сплотиться, так как взаимовыручка и дружеское плечо - это поддержка и в учебе, и в общении со старшекурсниками. А в целом - все реально и без особых проблем для тех молодых людей, кто настроен получить высшее образование. Вперед, друзья, вперед без остановки - недаром нас зовут ДИИТ!

Игорь Божченко, журналист из ДНУ

Есть три варианта, три стратегии поведения, каждая со своими плюсами и минусами.

1. Найти своих людей. В течение пары недель вы поймете, с кем (обычно это 2-3 человек из всей безликой толпы, составляющей вашу группу) можно весело бухать и прогуливать пары, а потом судорожно готовиться к сессии и выручать друг друга. Или там, ходить на турники, в качалку и кататься на велосипеде. Или смотреть артхаусное кино в "свободных пространствах" и делиться впечатлениями от свежепрочитанной книги Славоя Жижека. Эти люди, вероятно, станут вашей семьей на ближайшие 5 лет, держитесь их, прикрывайте тылы и все будет круто, вам будет, о чем вспомнить, когда прихватит радикулит. Учеба? Не, не слышали!

2. Общественная стезя. В каждом вузе есть разного рода студенческие советы, молодые парламенты и ячейки "Молодых ре..нов", по указу ректората всегда готовые собрать сотню-другую кретинов из сельских районов на митинг, субботник или лекцию Леонида Даниловича Кучмы. Чтобы продвинуться и стать важной фигурой в подобного рода формированиях, нужно уметь: а) льстить; б) прогибаться; в) смеяться над глупыми шутками начальника. Перво-наперво нужно путем интриг и маневрирования стать старостой группы, а там все пойдет как по маслу. Плюсы: бесплатные поездки в санатории, ректор жмет вам руку, одногруппники бегают за вами и просят "порешать". Минусы: вас все ненавидят, а круг общения ограничивается такими же зомби с других факультетов.

3. Учиться. Учиться грустно, скучно и неинтересно.

Мнение психолога

Елена Белецкая, психолог. Фото из личного архива

– Первый курс – это всегда стресс. Вокруг все новое и страшит своей неизвестностью. Даже у самого храброго и смелого закрадываются тревожные мысли – как сложатся отношения с одногруппниками и преподавателями, что будет, если я опоздаю на лекцию к этому страшному профессору, а правильный ли выбор я вообще сделал?! А что уж говорить о тех студентах, которые и в знакомых ситуациях не отличаются смелостью и раскрепощенностью?

Первое, что нужно понять, – ваша тревога абсолютно естественна и нормальна. Разрешив себе бояться, мы автоматически снижаем градус опасности как минимум вдвое.

Чтобы чувствовать себя более уверенным в незнакомой обстановке, желательно заручиться поддержкой кого-то из старшекурсников. Полезными знакомствами можно обзавестись в буфете, спортзале или на курилке. Да и вообще, необходимо поскорее разузнать, где находятся стратегически важные объекты – учебные корпуса, столовая, библиотека, профсоюз, деканат. И не стесняйтесь спрашивать, если чего-то не знаете.

Быстрее влиться в студенческую жизнь поможет активное участие в самой студенческой жизни. Узнайте, какие волонтерские программы поддерживаются вашим вузом, и принимайте в них активное участие. Это может быть высадка деревьев в парках, помощь детским домам или бездомным животным. В любом случае, вы почувствуете свою причастность и нужность. Ведь студенчество – это не только учеба, но и отдых, знакомства, вечеринки.

Хочется все же немного предостеречь ребят-первокурсников. Смена школьного статуса на студенческий несет за собой свободу и независимость. Но это как раз та самая медаль, обратной стороной которой является ответственность. Конечно, иногда можно и занятия прогулять, и к семинару не подготовиться, а пойти вместо этого с друзьями в кофейню. Главное, чтобы это не вошло в систему, потому что зима, а вместе с ней и сессия, наступит очень быстро.

А сейчас радуйтесь – вы поступили! Впереди 5 лет веселой, насыщенной студенческой жизни. Так что перестаньте бояться – расслабьтесь и получайте удовольствие!

Похожие публикации