Семинар – практикум для родителей «Формирование фонематического восприятия через игру. Семинар-практикум для педагогов «Развитие фонематических процессов через использование игр и игровых упражнений в непрерывной образовательной деятельности по подготовке

Дата публикации: 18.12.17

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Семинар-практикум

«Развитие фонематических процессов через использование игр и игровых упражнений в непрерывной образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

(для педагогов)

Подготовила: учитель – логопед

Е.Г. Котелянец

Ноябрьск 2017-2018 уч.г.
Семинар-практикум

«Развитие фонематических процессов через использование игр и игровых упражнений в непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Цель семинара – практикума : формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений в непрерывной образовательной деятельности «Подготовка к обучению грамоте».

Задачи :

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить типичные ошибки при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средства для развития фонематического восприятия.

План семинара:

1. «Развитие фонематического восприятия через использование игр и игровых упражнений в подготовке детей к обучению грамоте (доклад).

2. Экспресс-тест «Поверь себя»

3. Работа в микрогруппах

1) «В игру играем, фонематические процессы развиваем»

3) «Раскрась схему слова»

4) «Найди ошибки»

4. «Составляем конспект НОД»(практикум)

5. Оформление и пополнение библиотеки электронных ресурсов.

6. Подведение итогов семинара-практикума.

ХОД СЕМИНАРА

1. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематических процессов:

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Этот термин был введен Л. С. Выготским.

Как проверить, развит ли он у ребенка.

  • Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса, ложки-рожки.
  • Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.

На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.

Д. Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие», которое включает в себя 3 операции:

Умение определять линейную последовательность звуков в слове;

Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

Осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.

Отвечает на вопросы:

Сколько слогов в слове «сок»?

Сколько в нем звуков?

Какой согласный звук стоит в конце слова?

Какой гласный звук в середине слова?

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ, мы его называем звуковой анализ.

Звуковой анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Однако сейчас принято объединять эти два понятия.

В настоящее время появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, педагоги, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

  • Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Наблюдается произвольное знакомство с буквами без учета онтогенеза обозначаемых ими звуков (т.е. последовательности их развития), что приводит к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

При звуковом анализе выделяют 4 гласные буквы, которые иногда образуют сразу два звука, а не один. Эти буквы: "Е", "Ё", "Ю", "Я". Их называют йотированными .

Поэтапность появления звуков у детей отображена в таблице. Именно этот принцип следует сохранять при составлении рабочей программы по грамоте.

Последовательность появления звуков у детей

  • Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]...Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;
  • не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов; принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах):

По этим правилам мы знаем, что

Звонкие согласные на конце слова оглушаются ЗУБ - [ЗУП], таз – «тас», снег – «снек»,

- глухие согласные в середине слова могут озвончаться просьба – «прозьба»,

Мягкий согласный может смягчать предыдущий твердый согласный ветви- «ветьви»

Удвоенная согласная буква обозначает один звук: шоссе, Анна.

Гласные звуки в предударной позиции произносятся по-другому КОМОК - [КАМОК], огурец- «агурец», шестой – «шистой», петух – «питух»

Вывод : речевой материал для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием (памятка «Слова для звукового анализа»):

прямые и обратные слоги (АМ, ПА)

трехбуквенные односложные слова (СОК, СУК)

двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ.)

трехсложные (МАЛИНА) слова,

слова со стечением согласных (СТУК, САНКИ, ВОЛК)

Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения.

Таким образом, при обучении детей грамоте, педагоги должны иметь соответствующие знания. Предлагаю выполнить экспресс-тест «Поверь себя» (приложение № 1):

3. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

1) «В игру играем, фонематические процессы развиваем»

(проводит микрогруппа со всеми педагогами)

Проводит учитель-логопед: Д/и «Живые звуки» (на слух)

Цель: формировать умение синтезировать отдельные звуки в слово.

Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится.

О.А. становишься первым звуком слова «Мышь».

Е.Б. превращаешься в последний звук, слова «колесО».

Г.Ю. ты третий звук слова «коСа».

Н.Н. второй звук слова «сТол» (слово: МОСТ)

К.А. становишься последним звуком слова «меЛь».

М.И. главный звук «И»

О.В. превращаешься в третий звук, слова «миСка».

С.Б. ты первый звук слова «Ток» (слово: ЛИСТ)

Дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

Практическое упражнение : выкладываем коврик со словами, в которых звук «О » стоит в начале слова

Давайте проверим себя.

3 ) «Раскрась схему слова» (приложение № 3)

По одной схеме на педагога, затем проверяем.

4) «Найди ошибки» (приложение № 4)

Очень часто мы используем готовые пособия и наглядные материалы, иногда скачиваем из Интернета. К сожалению, очень часто этот материал выполнен или оформлен методически не грамотно. Предлагаю вам найти ошибки, и объяснить их:

Распечатанные задания из интернета для изучения звуков, букв;

Ошибки в звуковой схеме;

Кубики, фишки, при обозначении символов букв;

Вывод: рассмотрим советы :

  • не брать изучение букв в обязательном порядке в старшей группе;
  • не брать йотированные гласные, Ь, Ъ в старшей группе, в подготовительной изучают в конце года;

У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы.

4. «СОСТАВЛЯЕМ КОНСПЕКТ НОД» (ПРАКТИКУМ)

Каждой микрогруппе даётся по 1 листу с перечнем структурных элементов НОД. Необходимо выбрать те, которые относятся только к грамоте, подойдут к теме, и выстроить их логически, можно дописать свое. У вас получится мини конспект (приложение № 5)

1 вариант, тема (старш.гр.) «Звук Т», лексическая тема

2 вариант, тема (подг.гр.) «Звуки Ш-Ж», лексическая тема

Основные структурные элементы представлены на СЛАЙДЕ

1 ) Оргмомент

2) Сообщение темы НОД через обыгрывание звука:

Какой общий звук в словах

А) изолированное произношение звука

Б) анализ артикуляции звука (подводим к характеристике звука – гласный/согласный)

Возьми фишку, если…

Придумай слово со звуком…

Где находится звук в словах

6) Звуковой анализ:

7) Знакомство с буквой (по следам звукового анализа)

Лепка, вырезание

Рисование в воздухе

Ребусы, кроссворды

5. ОФОРМЛЕНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ .

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир родного языка: игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М., 2008.
  • Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2010.
  • Дербина А.И., Кыласова Л.Е. Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2016.
  • Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М., 2014.
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушением речи. Конспекты занятий. – М., 2009.
  • Новоторцева Н.В.Развитие речи детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  • Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 109, с. : ил. - (Сердце отдаю детям).
  • Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 2014.
  • Юрчишина В.Д. Вижу, читаю, пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы ДОУ. – М., 2012.

Приложение №1

Экспресс-тест «Поверь себя»:

  • На какие две большие группы делятся все звуки русского языка?
  • Чем отличаются гласные от согласных?
  • Каким цветовым символом принято обозначать гласные звуки? (выбрать)

- Гласные – согласные

- Звонкие – глухие

- Твердые – мягкие

___________________________________________________________

4. На какие группы делятся согласные?

- Гласные – согласные

- Звонкие – глухие

- Твердые – мягкие

Свой ответ ________________________________________________

  • Каким цветовым символом принято обозначать твердые согласные звуки? (выбрать)
  • Каким цветовым символом принято обозначать мягкие согласные звуки? (выбрать)
  • Какие звуки всегда твердые?
  • Какие звуки всегда мягкие?
  • Чем отличается звук от буквы?

Красным, синим, зеленым, желтым, белым

Красным, синим, зеленым, желтым, белым

Ш, Ж, Ц Й, Щ, Ч Р, Л, М

Ш, Ж, Ц Й, Щ, Ч Р, Л, М

___________________________________________________________

10. Е, Ё, Ю, Я – это йотированные буквы или звуки?


Приложение № 2

Игра представляет собой игровое поле, разделенное на 16 квадратов и набор фишек (3-х цветов -фишки синего, зеленого, красного цвета).

Принцип игры строится на наличии или отсутствии заданного параметра. Данный параметр обозначаем фишкой.

Педагог объясняет детям, что игровое поле – это коврик, на котором мы будем выкладывать узор. Коврик состоит из клеточек, каждая клеточка обозначает слово. Узор будем выкладывать фишками, которые обозначают звуки. Для каждого звука своя фишка (красная – гласный, синяя – твердый согласный, зеленая – мягкий согласный звук).

Простой вариант игры:

Например, если в слове имеется данный звук, то на клеточку кладем фишку. Напоминаем, что если в слове звука нет – пропускаем клеточку. Также следует обратить внимание детей о необходимости следить пальцем по клеточкам, чтобы не пропустить слово. Обращаем внимание детей, что выкладываем фишки с 1-й клеточки 1-го ряда, когда ряд заканчивается – возвращаемся на начало следующего ряда.

В первый раз играем с детьми вместе, разбирая каждое слово, интонационно выделяя заданный звук. У каждого ребенка индивидуальный коврик, у педагога демонстрационный на доске. Обычно после 2-3–х совместных игр со взрослым, дети запоминают правила и справляются самостоятельно. В дальнейшем после игры проверяем ошибки, совместно разбирая их на доске.

«Звуковой коврик» можно использовать при автоматизации и дифференциации звуков. При дифференциации звуков используем одновременно фишки двух цветов, например при различении звуков «Ц-Ч» берутся синие и зеленые фишки.

Можно слова подобрать так, чтобы на коврике получился определенный узор: буква, геометрическая фигура.

В качестве фишек можно применять различные мелкие предметы: ракушки, морская галька, камушки марблс, пуговицы, бусины; буквы.

Варианты заданий могут быть разными:

  • Отмечать фишкой наличие заданного звука в слове,
  • Отмечать фишкой слова, которые начинаются с (гласного зв.)
  • Отмечаем фишкой короткие слова,
  • Отмечаем фишкой слова с 3 звуками,

Отмечать фишкой слова со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова)

Различаем парные твердые-мягкие звуки и т.д.

Практическое упражнение :

выкладываем коврик со словами, в которых звук «о» стоит в начале слова

Давайте проверим себя.

Кроме развития фонематических процессов, какие еще задачи реализует эта игра? Как вы считаете?

Развивает зрительное внимание, ориентировку на листе в клетку, счётные операции.

Ценность этой игры еще в том, что ее можно модифицировать под любую задачу:

Например, что могли бы предложить вы?

живое-неживое, летает - не летает, овощи – фрукты, верно – не верно и т.д.

Надеюсь информация была полезной и вы найдете ее применение в своей работе.


Приложение № 3

«Используя звуковую линейку, раскрась схему слова»


Приложение № 4

«Найди ошибки»


Приложение № 5

Структура НОД по подготовке к обучению грамоте.

Задание: выбрать структурные элементы, которые входят в НОДпо подготовке к обучению грамоте, выстроить их логически, можно дописать свое. У вас получится мини конспект.

1 группа, тема «Звук Т» (для старш.гр.)

2 вариант, тема «Звуки Ш-Ж», (для подг.гр.)

Оргмомент

Сюрпризный момент

Отгадывание загадки

Д/и ________________________

Звуковой анализ

Развитие фонематического слуха, восприятия

Знакомство с буквой

Пересказ рассказа

Изолированное произношение звука

Анализ артикуляции звука

Характеристика звука

Закрепление звука в словах, фразах

Д/и на лексику, грамматику

Чтение сти-я о букве

Чтение сказки

Физминутка

Пальчиковая гимнастика

Дыхательное упражнение


Приложение № 6

СЛОВА ДЛЯ ПОЛНОГО ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ.

  • О дносложные слова, состоящие из закрытого слога:

бак, бык, бок, вар, вол, ваш, гол, гам, гул, дар, дым, дом, душ, жук, зал, ком, кот, лом, лак, лук, мак, мыл, нос, наш, пар, пух, пол, рак, рот, сам* сок, сон, сыр, сын, ток, тук, хор, шум, жар.

2. Д вусложные слова, состоящие из открытых слогов:

ванна, ваза, вата, вазы, губы, жара, жаба, зубы, куры, каша, козы, каша, лапа, Луша, Лара, луна, Лора, Маша, мама, мука, ноги, норы , ноша, наша, Паша, пары, папа, рама , роза, раки, розы, рыбы, рана, рука, сады, совы, супы, Саша, сода, сушу, тазы, Тома, шары, шуба, Шура, шаги.

3. Д вусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов:

банан, бара н, батон, вагон, гамак, газон, дымок, диван, дубок, запах, замок, забор , завал, загон, загар, кулак, кусок, кивок, камыш, кабан, казак, лаваш, пушок, насос, рыбак, рывок, судак, салат, сынок, табун, халат, шалаш, шумим, шуруп, шалун, шагал.

4. Двусложные слова со стечением согласных зву­ков на стыке слогов:

банка, булка, банты, вафли, горка, галка, гонка, Жучка, зайка, корка, каска, карта, кукла, кошка, лапша, мышка, мушка, марка, маска, майка, мойка, ночка, норка, парта, пышка, пушка, палка, полка, паста, кофта, кусты, ранка, санки, сушка, сосны, туфли, тапки, тайна, точка, форма, халва, чашка.

5. Д вусложные слова со стечением согласных звуков в начале:


болт, брат, брал, бант, блок, волк, врун, воск, гром, грач, двор, драп, ждал, звал, знал, крот, корм, квас, куст, клок, лифт, лист, мост, мрак, план, край, клык, парк, порт, прут, писк, пуск, рост, рвал, сорт, стол, стул, стон, смотр, сноп, спор, спорт, стук, стоп, торт, трос, тост, трон, холм, флот, шкаф, шарф, шрам, шланг, штык, штамп.


ЧТО ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ДЕТИ

ПО «ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»:

Старшая группа:

  • Дифференцируют речевые и неречевые звуки.
  • Различает гласные-согласные звуки.
  • Умеют давать характеристику звука и обозначать фишками, выделяют звук из состава слова, определяют его место в слове, подбирают слова на заданный звук.
  • Умеют дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости.
  • употребляют термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».
  • производят анализ обратных слогов типа ГС и прямых слогов типа СГ.
  • осуществляют звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой;
  • употребляют термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук»,
  • делить слова на слоги.
  • употребляют термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук»;
  • различают гласные и согласные звуки;
  • различают твердые и мягкие согласные звуки;
  • дифференцируют пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р);
  • выделяют в слове ударный слог, ударный гласный;
  • проводят звуковой анализ слов различной структуры из 3-4 звуков;
  • называют слова с заданным звуком;
  • выделяют первый и последний согласный звук из слов типа СГС
  • определяют позицию звука в слове
  • делят слова на слоги;
  • составляют предложения из ряда слов (3-4 слова);
  • различают образы букв

Подготовительная группа:


ПРИМЕРНАЯ структура НОД по подготовке к обучению грамоте

1 ) Оргмомент (сюрпризный момент, отгадывание загадки, блиц-опрос, д/и)

2) Сообщение темы НОД через обыгрывание звука:

Отгадай загадку, назови 1-й (последний звук)

Какой общий звук в словах

А) изолированное произношение звука

Б) анализ артикуляции звука (подводим к характеристике звука – гласный/согласный)

5) Развитие фонематического слуха, восприятия :

Хлопни в ладоши, если услышишь…

Возьми фишку, если…

Придумай слово со звуком…

Где находится звук в словах

6) Звуковой анализ:

Интонационное выделение каждого звука,

Назови 1-й звук, почему гласный/согласный и т.д.

Сколько звуков в слове, гласных, согласных, твердых согласных, мягких согласных

Сколько слогов, как проверить

7) Знакомство с буквой (по следам звукового анализа)

Какие задания можно предложить на закрепление зрительного образа буквы?

Выкладывание из палочек, шнурка

Лепка, вырезание

Рисование в воздухе

Нахождение правильно изображенной буквы

Узнавание букв наложенных друг на друга

Ребусы, кроссворды

8) Д/И на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи .

Обязательно включают в НОД физминутку или динамическую паузу, пальчиковую гимнастику, по желанию - дыхательное упражнение, зрительную гимнастику.

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОНР»

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка. Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара родители старших дошкольников, учитель- логопед ведущий практикума.

Продолжительность: 40 мину -1 час.

Оборудование: презентация «Развиваем фонематический (речевой) слух, аудиозаписи природных и бытовых шумов, компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно», памятка – консультация для родителей « Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет», красная и синяя вазы, искусственные цветы.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2.Оформление презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух».

3. Разработка памятки – консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет».

Ход практикума:

1.Организационный момент

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов).

1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик»вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных(Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

Чтобы этого не случилось, позаботимся об этом прямо сейчас- поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

2. Выступление учителя –логопеда с сообщением «Речевой и неречевой слух»

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько записей бытовых и природных шумов, а родители определяют, какие это звуки).

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

3. Совместная деятельность логопеда и родителей, которые выступают в роли детей. ( показ презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух» с обыгрыванием игр).

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».

Игра «назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Игра «Придумай имя»

Задача –учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ,не МЭ,а М, например, в слове «МОСТ».

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е,Ё,Ю),так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).

Игра «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове(начало,середина,конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).

Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием:кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова(названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты- ударный гласный О.

4. Знакомство родителей с компьютерной игрой «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи. Учимся говорить правильно». (показ игры)

Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха, например, «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Скотный дом», «Птичий дом» и др.., так и на развитие речевого слуха, например «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки – двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».

5. Обмен впечатлениями о встрече.

Логопед раздает памятки –консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7лет» с описаниями игр, представленных выше.

Сейчас, уходя с семинара, выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились –в красную вазу. Если не понравилось –в синюю вазу.

Семинар - практикум «Фонематический слух – основа правильной речи».


Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать знания воспитателей;
- дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематических процессов.
Оборудование: презентация
Ход мероприятия:
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно узнавать и различать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

При нарушении речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».

Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.

Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие . Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова. А именно умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Что в свою очередь, делает проблематичным, процесс овладения чтением и письмом (письменной речью).
Развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов, является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Для проверки состояния фонематического слуха проводят обследование по нескольким компонентам.

Выявление умения ребёнка узнавать и различать неречевые звуки.

Задание "Отгадай,что звучит?"

Выявление умения различать слова, близкие по звуковому составу.

Задание «Покажи картинки»: где коза, а где коса; где удочка, а где уточка...


Задание «Назови предметы, которые звучат похоже».
Лейка - скамейка, чашка - рубашка, подушка - лягушка.

Изучение дифференциации слогов

Далее выявляем умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости.
Упражнение «Повтори как я скажу» .
- с одним согласным и разными гласными звуками
та-то-ту, шу-ши-ша, ло-ла-лы
сы-са-со, ро-ру-ры, цу-цо-ца
- с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости
па-ба-па, та-да-та, ва-фа-ва
са-за-са, жа-ша-жа, ка-га-ка

Изучение дифференциации звуков

Выявляем умение различать звуки родного языка. Работу по различению звуков начинаем с гласных. Гласные звуки легче услышать, легче произнести, легче выделить. Их можно тянуть, петь.
Игра «Поймай звук». Послушай ряд звуков. Если услышишь звук А, хлопни в ладоши. А, О, У, А, И, О, А.
После гласных звуков переходим к упражнениям на узнавание согласных.
Игра «Различай и повторяй»
«Повторяй за мной только слова со звуком м» - предлагаемые слова:
калина - малина, море - горе, мох - пух, мухи - сухо, раки - маки, монета - ракета, мука - рука,
магазин - бензин, зайка - майка, мыло - шило.

На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие.

Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:
Игра «Помоги Незнайке собрать портфель».
Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.


И второй тип заданий на дифференциацию звуков схожих по звучанию.
Игра «Размести картинки по ящикам» на дифференциацию звуков Ц – С – З.

Выявление навыков звукового анализа слова.

Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа применяют следующие задания:
Игра «Назови первый звук в слове» .
Слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции.


Игра «Разложи картинки» учит детей выделять 1-й гласный звук в слове на фоне собственной громкой речи. Назовите картинки, определите первый звук в слове. Подарите картинки: Алику со звуком А, Уле со звуком У.


Определение гласного звука в середине слова.


Определение гласного звука в конце слова.


Изучение умения определять место звука в слове.


Выявление умения определять последний согласный звук в слове.


Выявление умения определять первый согласный звук в слове.


Выявление умения различать мягкие и твёрдые согласные
Задание «Помоги Кате разложить предметы». Предметы, в названиях которых слышится звук К, положи в синюю корзинку. Предметы со звуком Кь - в зелёную.


Выявление умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова)
Задание «Новоселье в зоопарке»
Рассели животных по вольерам в соответствии со схемой слова.


Выявление умения выполнять полный звуковой анализ слова
Задание "Составь звуковую схему слов"


И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Задание "Отгадайте загадку" (по первым звукам слов-картинок).


Задание "Как зовут детей?" (по последним звукам слов-картинок).


Вывод: проведя это несложное обследование, можно сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка. Если выявились какие-то проблемы, то начинаем работу по их устранению. Для развития фонематического слуха существуют специальные игры и упражнения.

Семинар-практикум для родителей

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 8

Бижова О.А.

Г.Новочеркасск

На семинаре демонстрируется презентация «Развиваем фонематический слух ребенка» (является приложением к данному сценарию)

Ход семинара:

    На демонстрационной доске показаны вопросы, которые планируется рассмотреть в ходе встречи:

    Что такое фонематическая функция?

    Этапы развития фонематических процессов.

    Игры упражнения для формирования и коррекции фонематических процессов

    Семинар начинается с игры «Посидим в тишине», после чего предлагаем назвать как можно больше звуков, которые они смогли услышать. (Ответы родителей, дополнения логопеда)

    Фонематические функция включает в себя:

Фонематический слух;

Фонематическое восприятие;

Фонематические представления;

Фонематический анализ и синтез.

    Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух является частью физиологического слуха и направлен на сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: ребенок не может отличить парные согласные (твердые-мягкие, глухие-звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы

    Фонематическое восприятие- специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?

Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.)

    Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе правильного произношения, понимания речи, грамотного письма и чтения в процессе школьного обучения

При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

    Этапы развития фонематического слуха:

На начальном этапе развития фонематического слуха - до 2-3 лет, ребёнок развивает свои способности различать окружающие звуки, которые не связаны с речью: звон, стуки, шорохи и шелест, шуршание, звуки природы и т.д. Одновременно с этим, слушая речь взрослых, малыш начинает различать речевые звуки и учится вычленять каждый звук.

    Звуковой анализ и синтез.

    Родителям предлагается вспомнить некоторые правила русского языка из школьной программы.

    Демонстрируется слайд «Звуки и буквы»

    Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, читаем и пишем.

    Вспоминаем схему характеристики звуков, в игровой шуточной форме предлагаем 2-3 родителям охарактеризовать звуки, остальные родители выступают в роли судей или помощников. (возможно проведение соревнований между двумя командами) На слайде представлена схема характеристики звуков (Звук гласный или согласный, гласный- ударный или безударный; согласный –звонкий или глухой, твердый или мягкий)

Следующий слайд:

Послушайте - и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете.
Конфуций

    Игры с родителями .

I этап. Определение неречевых звуков.

    «Угадай, что звучит?»

    « Кто позвал?»

    «Посидим в тишине»

I I этап. Формирование слухового внимания

    . «Узнай слово»

Бумага - пумага - тумага - бумага - пумака - бумака”

Буман-паман-банан-гамман.

    «Стихи-небылицы»

Сели в лоЖку и - айда! -

По реке туда-сюда!

Жучка буДку не доела:

Hеохота. Hадоело.

Тает снег. Течет ручей.

Hа ветвях полно Врачей.

Hа виду у детворы

КрыСу красят маляры.

Мама с Бочками пошла

По дороге вдоль села.

Врач напомнил дяде Мите:

"Hе забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять Цапель перед сном".

Старый дедушка Пахом

Hа коЗе скакал верхом.

Закричал охотник: "Ой!

Двери гонятся за мной! " А.Шибаев

    «Незнайкины стихи»

з-ж

У Светланы и у Лизы

Есть и санки, есть и лызы.

ж-з

Что стучишь так громко, дождик? Не забьёшь ты даже гвождик.

с-ш

Лежали на улице свежие доски. На них отдыхали ленивые коски.

с-ш

Миша и Маша лежали в коляске. Были они, безусловно, двойняски.

ш-с

Двое маленьких мышат Тоже ходят в детский шад.

р-л

Грустят на пригорке Две стройные ёрки.

л-р

Был закат и тих, и светел, Но потом поднялся ветел.

рь-ль

Мама, мама, мне поверь: Сам убрал свою постерь.

рь-ль

Огибает речка Рощу, как коречко.

ль-рь

Встал Илья на тонкий лёд И хотел пойти впелёд.

ч-ть

Не за рыбой охотится чайка,

А за булкой - ну что за ленчайка!

    «Подскажи словечко»

Не грозит рыбешкам скука,

Если где-то рядом…(Щука)

Мчится, от собак спасаясь,

Меж кустов пугливый…(Заяц)

В теплице, словно светофор,

Алеет спелый…(Помидор) и др.

I I I этап Развитие навыков звукового анализа и синтеза

    «Поймай звук»

    «Найди место звука в слове»

    Найди картинку со звуком [Л]

Лев слон лампа

    Определи место звука [З] в слове

Заяц роза

    « Помоги собрать вещи» . В чемодан надо положить предметы, в названии которых есть звук «ш».

    Составьте слова из первых звуков названий картинок.(утюг, рак, облако, конфеты)

    Попробуйте еще (Рыба, удочка, часы, кот, автобус)

    Подбери схему к слову

Игры, с использованием картинного материала (для ознакомления)

В конце встречи с родителями логопед демонстрирует пособия из подручного материала и дает задание изготовить подобные игры и игрушки в домашних условиях. Лучшие работы будут представлены на выставке детско-родительских работ при следующей встрече.

Шумящие коробочки

Музыкальная шкатулка

    Лабиринты

Семинар-практикум для родителей

«Фонематический слух-основа речи»

Подготовила учитель-логопед: И.С. Бобрешова

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей.

Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара родители старших дошкольников, учитель-логопед, воспитатель- ведущий практикума.

Продолжительность: 40 минут -1 час.

Оборудование: презентация «Развиваем фонематический (речевой) слух, аудиозаписи природных и бытовых шумов, компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно», памятка – консультация для родителей « Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет», красная и синяя вазы, искусственные цветы.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2.Оформление презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух».

3. Разработка буклета для родителей «дома играем, фонематический слух развиваем».

Ход практикума:

1.Организационный момент

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов).

1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот(«томик»вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных(Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

Чтобы этого не случилось, позаботимся об этом прямо сейчас- поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

2. Выступление учителя –логопеда с сообщением «Речевой и неречевой слух»

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько записей бытовых и природных шумов, а родители определяют, какие это звуки).

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

3. Совместная деятельность логопеда и родителей, которые выступают в роли детей. (показ презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух» с обыгрыванием игр).

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».

Игра «назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Игра «Придумай имя»

Задача –учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ,не МЭ,а М, например, в слове «МОСТ».

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е,Ё,Ю),так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).

Игра «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове(начало,середина,конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).

Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием:кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова(названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты- ударный гласный О.

4. Знакомство родителей с компьютерной игрой «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи. Учимся говорить правильно». (показ игры)

Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха, например, «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Скотный дом», «Птичий дом» и др.., так и на развитие речевого слуха, например «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки – двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».

5. Обмен впечатлениями о встрече.

Воспитатель раздает памятки –консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7лет» с описаниями игр, представленных выше.

Сейчас, уходя с семинара, выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились –в красную вазу. Если не понравилось – в синюю вазу.

Похожие публикации