Рисунок к рассказу еловые шишки. Картинки на тему «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками. I. Организационный момент

КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ

Рассказ К. ПАУСТОВСКОГО

Инсценировка А. Столбова
Музыка Ю. Никольского
по мотивам Э. Грига

Григ и ведущий К. Вахтеров
Дагни — девочка М. Корлбельиикова
Дагни — взрослая Е. Коровина
Маг да 3. Станго
Нильс А. Кубацкий
ОРКЕСТР п/у Ю. Никольского
Соло на рояле — Г. Орентлихер
Песенку Дагни исп. В. Иванова
Режиссер А. Столбов

КонстантинГеоргиевич Паустовский (р. 1892) — один из крупнейших совет¬ских писателей, автор увлекательных рассказов и повестей, ярких очерков и литературных воспоминаний.
Произведениям Паустовского характерны взволнованная лиричность и искренность повествования, глубина жизненных наблюдений и отточенность стиля. К аждый его рассказ — это тонкая и глубоко выразительная миниатюра, созданная кистью подлинного художника слова.
Первый рассказ «На реке» был опубликован в 1912 году, когда автору едва исполнилось двадцать лет. Юноша Паустовский прекрасно понимал, что он еще
недостаточно знает жизнь; чтобы сказать людям что-то важное, новое, поэтому, по примеру М. Горького, ушел «в люди», скитался по России, меняя профессии, никогда не оставляя мысли стать писателем. В «Золотой розе», книге о писательском труде, вспоминая эти годы, Паустовский говорит: «Я жил, работал… мечтал… что рано или поздно, в зрелом возраста или, может быть, даже в старости, но я начну писать». Этого требовало мое существо... потому что литература была для меня самым великолепным явлением е мире».
В годы странствий К. Паустовский много и упорно работает. Однако известность пришла к нему лишь в 1932 году, когда вышел «Кара-Бугаз»— талантливая и яркая книга о покорении пустыни.
Тогда же, в 90-е годы, Паустовский перебирается с Юга в Центральную полосу России, открыв для себя заповедную землю — Мещору. Здесь было все, что привлекало его с детства; глухие леса, озера, извилистые лесные реки, заброшенные дороги… «Я, - признается писатель, — навсегда полюбил Среднюю полосу России, с ее низкими к сиротливыми, но милыми небесами, с молочным дымком деревень, ленивым колокольным звоном, поземками
и скрипом розвальней»...
На рязанской земле К. Паустовским создано большинство его самых проникновенных и искренних произведений, навеянных русской природой в дни долгих скитаний по лесу, в предрассветные часы над рекой.
Может быть, шум сосен над Окой, пересвист лесных птиц и гулкое эхо подсказа¬ли писателю и одну из замечательных но¬велл «Корзину с еловыми шишками» - взволнованный рассказ о жизни великого норвежского композитора Эдварда Грига.
Эта новелла близка к «литературному портрету» — жанру, в котором Паустовский создал удивительно точные и поэтичные образы (сказочник Андерсен, писатель-романтик Александр Грин и др.). Литературный портрет знаменитого сказочника был создан писателем еще в детства...
Однажды мальчику Паустовскому была подарена книжка андерсеновских сказок. Играла музыка, горели разноцветные свечи... Он с трепетом раскрыл книгу, и вдруг сверкающие огни елки померкли, и из тумана, внезапно наполнившего комнату, поя¬вилась нескладная фигура великого датского сказочника. «Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, — впоследствии вспоминал ату «встречу» Паустовский, — потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза…».
Все мы представляем себе Андерсона именно таким, каким его изобразил Паусустовский… Таково уж свойство большого таланта уметь в немногих словах сказать о главном, одной фразой дать характер человека, показать его сущность, подметить то, что грезилось многим.
Вот так и в рассказе «Корзина с еловыми шишками» Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком…
Вот он, невысокий, седоволосый, идет по осеннему лесу, наполненному солнцем и терпким запахом смолы... Беззвучно по¬качиваются ветви, тихо опадают желтые листы. Вокруг густая таинственная тишина. Но для Грига даже тишина была полна неповторимых мелодий и звуков. Для него весь мир — это величественная и прекрасная симфония, в которую вплетают свои голоса и золотисто-зеленые сосны, и сумрачные громады скал, и зыбкий воздух над фьордами, и даже корзина, наполненная смолистыми шишками.
Да, мир прекрасен, и его красота особенно чувствуется на закате жизни. Дочь лесника восьмилетняя Дагни Педерсен, без¬заботно собирающее шишки, даже не подозревает до чего красива земля: горы, море, люди, как красива она сама... Ста¬рый композитор, встретивший её в лесу, задумывает сделать Дагни подарок.
Это будет не тряпичная кукла и не безделушка, решает Григ, он напишет для нее музыкальную пьесу — о тишине весенних рассветов, о рокоте моря, бьющегося у норвежских берегов, о синеве неба и золотой осени. Это будет его подарок ко дню совершеннолетия Дагни, чтобы она, всту¬пая в жизнь, шла рука об руку с прекрасным, а, главное, чтобы помнила, что чело¬век счастлив и красив только тогда, когда отдает людям всю свою жизнь, работу, талант».
Мы не знаем, какова была дальнейшая жизнь Дагни Педерсен, но невольно верим, что её жизнь не прошла впустую.
«Корзина с еловыми шишками» — одно из наиболее лирических произведений Паустовского. Эта новелла радостна и чиста, как и сама музыка Эдварда Грига.
Б. Заболотских

К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками»


Автор: Вершинина Тамара Борисовна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками». Данный материал будет интересен учителям начальной школы, педагогам русского языка и литературы, музыки и МХК СОШ, преподавателям школ искусств.
Цель : Анализ композиции рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Много лет мне не давала покоя эта тема. Я посмотрела конспекты уроков на различных сайтах и в печати, побеседовала с коллегами, познакомилась с литературой о писателе и его творчеством. Ответ на вопрос, почему рассказ был назван именно так - «Корзина с еловыми шишками»- сводился к следующему:
а) если бы Дагни не пошла за шишками в лес, она не встретила бы Эдварда Грига;
б) композитор помог девочке донести тяжёлую корзину, так началось их знакомство;
в) девочка понравилась Григу, и у него появилась мысль написать музыку для Дагни.
План рассказа был, примерно, таким:
1. Встреча в лесу
2. В доме Э.Грига
3. Дагни на концерте.
4. Долгожданный подарок.
Но было ощущение, упущено что-то важное в тексте. Ведь почему-то К.Паустовский не назвал рассказ, например, «Дагни» или «Э.риг», «Музыка»! Значит, есть какой-то секрет в корзине с еловыми шишками!
Подумалось, что нужно идти от главной идеи рассказа. Это слова композитора, обращённые к Дагни: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». К этой мысли ведёт нас писатель. В конце рассказа мы слышим тихий голос Дагни: «Слушай, жизнь, я люблю тебя. Девушка счастлива!
Двигаемся в обратном направлении. Дагни благодарна композитору за музыкальный подарок, который был обещан ей десять лет назад во время встречи в лесу, когда Э. Григ помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками. Почему автор несколько раз повторяет, что корзина тяжела ? Недавно встретились слова К.Паустовского, звучащие как «завещание» нам: «Читайте, читайте и читайте, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». Мне кажется, что писатель хотел, чтобы мы «вчитались» в каждое слово рассказа и «докопались» до понимания того, что «Корзина с еловыми шишками» - это трудная Жизнь Дагни, это синоним безрадостного детства ребёнка!
Это первый секрет писателя. Смотрим, что написано в тексте и поражаемся мастерству автора:
«Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку(ей 8 лет) с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Он предложил свою помощь: «А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь . Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом….Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая . В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых…..Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки ».
Что мы узнаём из коротких фраз о жизни Дагни. В доме есть «маленькая стеклянная лодка (у дедушки), вышитая скатерть, рыжий кот, старая мамина кукла,.когда-то она закрывала глаза... А теперь она спит с открытыми глазами». Здесь единственный раз упоминается мама ребёнка. Видимо, её нет. Нет материнского тепла и заботы (иначе бы её не послали одну в лес собирать тяжёлые еловые шишки), девочке не дарят игрушки, ей нечем и не с кем играть. На ней лежит обязанность по уборке дома. Поэтому она и хотела сразу же получить подарок от композитора и не поняла, почему тот отсрочил его на десять лет. Дагни добрая девочка. Она жалеет старую куклу и больного дедушку. Может быть, шишки с целебным запахом хвои и смолы помогают ему дышать. Но, главная мысль экспозиции - радости и счастья в жизни маленькой героини нет. Описание осени и состояние девочки контрастируют друг с другом. Потому что красоту природы видит автор и Э.Григ, а печаль девочки выражается в её словах, вздохах и коротких взглядах. Потому композитор и решил написать для неё музыку, которая изменила бы её мироощущение, сделала её счастливой.


Мне нравится иллюстрация Екатерины Чудновской, которая очень точно передаёт настроение и характер первой части рассказа
Второй секрет рассказа в следующем: композитор спрашивает девочку: «Как зовут твоего отца?» – Хагеруп,–ответила Дагни. В переводе со скандинавского языка это имя означает «герой», но самое главное то, что полное имя композитора – Эдвард Хагеруп Григ! Об этом умалчивает писатель, но можно предположить, что он хотел сказать, что музыкант становится как бы «духовным» отцом девочки. Перед расставанием он «пригладил волосы девочки». Это «родительский» жест. Когда писатель называет жилище Грига домом «дровосека» (в нём нет ничего лишнего, как и у отца Дагни – лесника Хагерупа), он указывает на их близость к Дагни и родство взглядов.
Во второй части рассказа композитор-«волшебник» сочиняет музыку для Дагни. Он представляет её то девочкой, баюкающей тряпичную куклу, то Золушкой, в заштопанном платье и обиженной сестрами. Но постепенно девочка становится девушкой с зелеными сияющими глазами , и вот уже появляются хрустальные туфельки, и впереди - встреча с прекрасным – с музыкой, со счастьем!
К.Паустовский вкладывает в уста Э.Грига главную мысль рассказа, обращённую не только к Дагни, но и ко всем нам, об удивительной красоте жизни. А далее композитор добавляет, что он счастливее Дагни, потому что «отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата». Это, по моему мнению, другая, более высокая, «героическая » сторона счастья. Не всем она дана, но среди выдающихся людей можно назвать К.Паустовского и Э.Грига.


В заключительной части рассказа Дагни на концерте слушает музыку, написанную для неё. Её охватывает чувство благодарности к композитору, который когда-то помог ей донести корзину с еловыми шишками(появляется связующая нить с первой частью), а теперь открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».


Писатель показывает, как «занимается северный рассвет, как мучительно рождается новая Дагни.
«Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
«И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром». Думаю, что план рассказа может быть таким:
1.Корзина с еловыми шишками (безрадостное детство Дагни). Обещанный подарок.
2.Э.Григ музыкант – «волшебник».
«Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она(жизнь) удивительна и прекрасна».
3. Дагни на концерте. Благодарность композитору, он открыл «то прекрасное, чем должен жить человек» . 4.«Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя».
« Её жизнь не пройдёт даром».
Это уже другая, обновлённая , Дагни. Для неё начинается новая жизнь.
А вот и третий секрет К. Паустовского: имя Дагни в переводе со скандинавского языка означает «Новый день»!
Композиция рассказа К.Паустовского построена таким образом, чтобы показать постепенное изменение мироощущения человека, понимание красоты и счастья жизни, и в этом помогает музыка великого композитора Э.Грига.
"Дарить людям "сказку жизни"- способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном - вот основная задача человека на земле" Э.Григ

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Работать над разными видами и выразительностью чтения.
  2. Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству.
  3. Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению.
  4. Воспитывать любовь к литературе, через межпредметные связи.

Оборудование:

  • компьютер;
  • диск с презентацией;
  • книга для чтения «Родная речь» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова);
  • картинки с изображением еловых шишек;
  • сообщения детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вы, ребята, все готовы?
Так давайте начинать,
Дружно будем отвечать.

II. Разомнем язычки:

а) сначала читаем губами (скороговорка (Слайд 1) «На ёлке шишки, на столе книжки»);

б) шепотом;

в) в парах;

д) произнесем только согласные звуки (цепочкой, хором).

III. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, узнаем о жизни замечательных людей. (Слайд 2)

Какой рассказ мы читали?

Правильно, К. Г. Паустовский.

Домашнее задание вы выполняли по группам.

1-ая группа какое задание готовили вы?

Кто будет представлять вашу группу?

(Рассказ детей.)

А о каком замечательном человеке К.Г. Паустовский написал в своем рассказе?

Я предоставляю слово ребятам 2-ой группы.

(Рассказ детей.)

Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

А теперь обратимся к произведению и вспомним, как мы озаглавили части нашего рассказа. (Слайд 5)

  1. Встреча.
  2. В доме композитора.
  3. Дагни в гостях.
  4. В театре и на концерте.

Посмотрите на красоту горного осеннего пейзажа, которую описывает Паустовский в своем рассказе. Вспомните этот отрывок и перескажите его близко к тексту, опираясь на данные слова. (Слайд 6)

(2 человека.)

Посмотрите, какой момент рассказа изображен? (Слайд 7)

Сейчас Настя и Саша напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.

Внимательно послушайте их разговор и подумайте:

Какой подарок решил сделать композитор девочке?

(Инсценировка.)

Что же решил подарить композитор девочке?

Почему он решил сделать Дагни подарок?

Физкультурная пауза.

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.

Переходим ко второй части.

Прочитайте 2 часть про себя.

Как мы её озаглавили?

С чем сравнивали друзья дом композитора?

Скажите, ребята, дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?

Найдите в тексте, как он рассуждает.

Так почему он считал себя счастливым человеком?

Сколько же времени писал музыкальное произведение для Дагни композитор?

Что произошло за это время?

Вот так, наверное, Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели?

(Выборочное чтение - цепочкой.)

Прошло время и Дагни покидает дом.

А по какой причине она это делает? Расскажите.

Переходим к заключительной части.

Как мы ее озаглавили?

Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок из музыкального произведения Эдварда Грига «Встреча в горах».

Положите голову на парту, закройте глазки и попробуйте представить картины, которые изобразил композитор. (Слайд 11)

Какую картину нарисовало ваше воображение?

А какие картины предстали перед глазами Дагни?

(Выборочное чтение по абзацам.)

О чем думала Дагни, выходя из парка?

Зачитайте.

Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

IV. Итог урока.

Так чему же учит это произведение?

Ребята, что вам понравилось на уроке?

А что не понравилось?

У кого после этого урока появилось желание прочитать новые рассказы К.Г.Паустовского и послушать музыку Э.Грига?

Мне хотелось бы, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М. Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.

V. Домашнее задание.

На партах лежат еловые шишки с домашним заданием (одни составляют план и готовят пересказ 2 части; другие составляют план и готовят пересказ 4 части; третьи готовят план и пересказ 2, 3, 4 части, слабые дети читают рассказ).

Молодцы, ребята! (Слайд 13).Спасибо за урок. Дагни Педерсен в своей корзиночке принесла вам подарки!

Обратите внимание, в углу стоит небольшое пианино, всего лишь в пять октав, на пюпитре которого стоят ноты Эдварда Грига – знаменитого норвежского композитора, а на пианино стоит небольшая корзинка с еловыми шишками…
Корзина с еловыми шишками, стоящая на детском пианино – символ любви к жизни. Невольно, знакомясь с сюжетом рассказа Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками», каждый посетитель представит себя на месте маленькой норвежской девочки Дагни Педерсен и поверит, что чудеса сбываются…
Эдвард Григ часто уезжал из Бергена, в котором проживал, в деревню – в леса, в поля – напитаться, насмотреться, надышаться для будущего творчества. И в одной из таких прогулок он встречает маленькую восьмилетнюю девочку, она несёт корзину с еловыми шишками. Григ взял у девочки корзину, чтобы ей помочь и решил проводить её. По дороге они разговорились, ему очень понравилась девочка, её отношение к жизни, к родному краю.
Композитору захотелось что-нибудь оставить ей на память, чтобы она запомнила эту встречу так же, как её уже запомнит он. Но, к сожалению, у композитора ничего на данный момент в кармане нет, а в те времена, лет 120-130 назад, девочка обрадовалась бы и цветному стеклышку и камушку, и, возможно, хранила бы их всю жизнь в шкатулке.
Девочка уверяет незнакомца, что она ничего не потеряет, не разобьёт… ребёнок ожидает какую-нибудь вещь в подарок, предмет. Но композитор говорит, что сделает ей подарок, но через десять лет.
- Ой, как долго!.. Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? – удивляется девочка (она ожидает именно игрушку).
- Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых…
Они расстались, возможно, слегка разочарованные друг другом. Но на прощание Григ попросил девочку назвать своё полное имя.
- Дагни Педерсен, дочь лесника Хагерупа Педерсена. – ответила она грустно.
Эдвард Григ вернулся к себе домой и тут же сел к пианино. Он решил написать музыку, прекрасную музыку, наполненную светом и посвятить её этой девочке…
Прошло десять лет. Дагни, 18-летней девушкой, приезжает в Берген, устраивать свою жизнь. Селится у дяди, который делает ей подарок, ведёт на концерт симфонической музыки, сидят они в самых последних рядах, так как там билеты дешевле. Слушают исполнение за исполнением и, вдруг, в одном из объявлений следующих номеров, Дагни кажется, что она слышит своё имя.
Она вскидывает голову, смотрит на дядю, думая, что это он её позвал, но видит его удивленные глаза, направленные на неё. И в это время, со сцены объявляют: «Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет».
Композитор выполнил своё обещание, данное десять лет назад маленькой восьмилетней девочке… А Константин Георгиевич Паустовский донёс эту историю до слушателей. «Жизнь, я люблю тебя!», – слова, произнесенные героиней рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», являются жизнеутверждающей основой всех произведений писателя. Вера в добро, восхищение красотами мира, любовь к родной земле, способность видеть прекрасное в совершенно, казалось бы, обычных вещах – вот то особенное и удивительное, что отличает творчество Паустовского.

другие презентации на тему «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»»

«Рассказ Телеграмма Паустовский» - выявить, какие «зарубки на сердце» учащихся оставил рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Работа учащихся по темам проекта, отслеживание и оценка предварительных результатов. График работы над проектом: Уведомление родителей и учеников о предстоящем проекте. Что нового внёс писатель, а что не изменил?

«Писатель Паустовский» - Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть Колхида (1934). К.Г.Паустовский. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. К.Г. Паустовский с сыном Алешей. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.

«Корзина» - Как работает метод render? Что позволяет делать метод replace_html? При вызове фрагмента мы можем использовать метод render. Возможные проблемы. Код между do и end – тело формы. "Аяксификация" корзины: Какие возможности предоставляет технология AJAX? Шаг Г2: корзина, использующая технологию AJAX.

«Урок Паустовский Телеграмма» - Какие причины находит Настя, чтобы не ехать к матери? Что читает Настя в глазах скульптуры Гоголя? Для чего автор вводит в рассказ эпизод с клёном? О не будьте, не будьте В гуманности лживы! Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Какой урок совести я вынес из рассказа?

«Паустовский Заячьи лапы» - Панкрот. Мергле. Чтение мы очень любим, Обещаем не болтать. К.Д. Паустовский. Уитнс. Акту. План: Рассказ «Заячьи лапы». И выразительно читать! Ваня у ветеринара. Лесной пожар. Карл Петрович вылечил зайца. Раскрыть характер персонажей, Идею автора понять!

«Константин Георгиевич Паустовский» - В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте Награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями Умер 14 июля 1968 года. Константин Георгиевич Паустовский. Барсук. К.Г. Паустовский. Паустовский писал и для взрослых, и для детей. Паустовский тогда был ещё гимназистом.

Похожие публикации