Приходят ли усопшие. Можно ли играть свадьбу, если умер родственник? Он был наказан за то, что не замечал горя ближнего

Валентина, Воронеж

Действительно ли умершие видят нас и чувствуют молитву?

Батюшка, я читала, что умершие видят нас и чувствуют молитву. Но почему до 40 дней нет от них никакой весточки? По вине нейрохирурга после операции я потеряла единственного сына, Александра, 39 лет. Я очень скорблю о нем, успокаиваюсь, когда читаю Псалтырь, все остальное время - воспоминания о нём, уныние и слёзы. Я читаю Библию - Екклесиаст, гл. 9 (4-10). Бог говорит: «Просите, и дано будет». Я молюсь за своего сыночка, но оттуда - тишина, на мои молитвы, просьбы и вопросы нет ответа. А у меня такая боль и тоска в сердце. Я заказываю обедни об упокоении, панихиды, заказала несколько сорокоустов по храмам и монастырям, Псалтырь о нем читают в монастыре, сама молюсь… И никакого ответа. Почему? Ответьте, пожалуйста, батюшка, я ничего не понимаю.

Доброго здоровья, Валентина. Прежде всего, хочется по-человечески постараться успокоить вас, хотя бы через ответ помочь вам прогнать уныние и тоску. Вы ведь, будучи Христианкой, и без меня, наверное, хорошо знаете о том, что Господь управляет всем в этом мире. Свидетельств об этом очень много, и самое первое — в Символе веры: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя». Без Его воли не может ничего произойти ни в этом, ни в том мире. Также в Евангелии есть много мест о птицах, которые не упадут без воли Отца небесного (Лука, 12:6-7).

Исходя из приведенных свидетельств, мы не можем сказать о том, что сын ваш умер из-за ошибки нейрохирурга. Умер он прежде всего из-за того, что Господь позволил ему перейти из этого мира в другой. А непосредственно на земле ошибка нейрохирурга была лишь «инструментом» в руках у премудрого промысла Божия. Если посмотреть под таким углом, то человек неизбежно смирится перед промыслом Божиим (ведь этого хотел и допустил Бог, а не человек, Бог, который есть Любовь, который никогда не ошибается и точно знает, что для нас полезно и когда), а следовательно, немного успокоится. Успокоившись, человек начнёт и мыслить яснее, и молиться трезвее, без разбегания мыслей. Это первый и очень важный момент, о котором мне бы хотелось сказать вам.

Второе, на что хотелось бы обратить ваше внимание, — это на вопрос существования души вне тела. В вашем вопросе вы цитируете Священное Писание и, внутренне соглашаясь с ним, допускаете серьезную ошибку. Поставлен был знак равенства между Ветхим и Новым заветом. Ветхий завет — это то время, когда ждали прихода Мессии; время, в которое не было ясного понимания ни о спасении, ни об участи души после смерти. В беседе с самарянкой это очень хорошо выразилось: «Когда придёт Мессия всё возвестить нам» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 25). Само название Ветхий уже говорит само за себя — то есть истлевший, вышедший из употребления. В толковании на Евангелие от Иоанна Феофилакт Болгарский пишет: «Под «вином» ты можешь разуметь евангельское учение, а под «водою» все предшествовавшее Евангелию, что было очень водянисто и не имело совершенства евангельского учения. Скажу пример: Господь дал человеку разные законы, один — в раю (Быт. 2:16-17), другой — при Ное (Быт. 9), третий — при Аврааме об обрезании (Быт. 17), четвертый — чрез Моисея (Исх. 19; Исх. 20), пятый — чрез пророков. Все сии законы в сравнении с точностью и силою Евангелия водянисты, если кто понимает их просто и буквально. Если же кто углубится в дух их и уразумеет сокрытое в них, тот найдет воду претворившеюся в вино. Ибо различающий духовно то, что говорится просто и понимается многими буквально, без сомнения, в этой воде найдет прекрасное вино, пиемое впоследствии и сберегаемое женихом Христом, так как Евангелие и явилось в последние времена (Ин. 2-10), еще одно напоминает о змие и о древней истории (Чис. 21:5-9), и таким образом за раз, с одной стороны, научает нас, что древнее сродно с новым и что один и тот же Законоположник Ветхого и Нового Завета, хотя Маркион, Манес и остальное собрание подобных еретиков отвергают Ветхий Завет, говоря, что он есть законоположение злого демиурга (художника); с другой стороны, научает, что если иудеи избегали смерти чрез взгляд на медное изображение змия, то тем более мы избежим смерти душевной, взирая на Распятого и веруя в Него. Сличи, пожалуй, образ с истиною. Там подобие змия, имеющее вид змия, но не имеющее яда: так и здесь Господь — Человек, но — свободный от яда греха, пришедший в подобии плоти греха, то есть в подобии плоти, подлежащей греху, но Сам не есть плоть греха. Тогда — взирающие избегали телесной смерти, а мы — избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от ужаления змей, а ныне — Христос исцеляет язвы от дракона мысленного (Ин. 3-15)».

Ветхий Завет тем, кои в нем благоугождали Богу, обещал долголетнюю жизнь, а Евангелие награждает таких жизнью не временною, но вечною и неразрушимою (Ин. 3-16). Грубейшая ошибка — жить по Ветхому завету, от этого нужно постараться уйти.

Третье, о чем необходимо сказать, — это проблема Веры и Знания. Верить, что ваши молитвы, слёзы, воздыхания, боль сердечная, все те службы, что вы заказываете, идут в пользу и помогают душе вашего сына Александра к очищению — это одно. А вот знать — это другое. Мы очень хотим тут же видеть результат наших дел. Где господствует знание, там ещё очень мало веры. Такой человек ещё не тверд, он колеблется, качается, готов упасть. Кто твёрдо верит, тому не нужны никакие явления из того мира. В притче о богаче и Лазаре, в самом её конце, богач просит Авраама: «Пошли Лазаря в дом моего отца». Авраам возражает: «Они имеют писания, им пусть верят». Богач отвечает: «Нет, писаниям не поверят, если кто из мёртвых воскреснет — поверят». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31).

Есть и ныне подобные люди, кои говорят: «Кто видел, что делается в аду? Кто пришел оттуда и возвестил нам?» Пусть же они послушают Авраама, который говорит, что если мы не слушаем Писаний, то не поверим и тем, кто пришел бы к нам из ада. Это очевидно из примера иудеев. Они, так как не слушали Писаний, не поверили и тогда, когда видели мертвых воскресшими, даже помышляли и убить Лазаря (Ин. 12:10). Равным образом и после того, как при Распятии Господа воскресли многие усопшие (Мф. 27:52), иудеи дышали на апостолов еще большим убийством. Притом, если б это воскрешение мертвых было полезно для нашей веры, Господь творил бы оное часто. Но ныне ничто так не полезно, как тщательное исследование Писаний (Ин. 5:39). Воскрешать мертвых (хотя) призрачно умудрился бы и диавол, и поэтому ввел бы неразумных в заблуждение, всеяв между ними учение об аде, достойное своей злобы. А при здравом нашем исследовании Писаний диавол не может ничего такого выдумать. Ибо они (Писания) суть светильник и свет (2 Пет. 1:19), при сиянии которого вор обнаруживается и открывается. Итак, нужно Писаниям веровать, а не требовать воскрешения мертвых (Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19-31).

Нам не нужно искать видений и явлений, подтверждающих наши знания. Нам надо направлять все силы души и тела на приобретение веры. С каждым человеком Бог поступает наилучшим образом с точки зрения его спасения и участи в вечности.

Вам сейчас очень тяжело и больно, трудно пережить это горе. Как мне кажется, вы, может быть, по сильной материнской любви могли даже сами того не замечая возлюбить творение больше Творца, то есть сына больше Бога. Сама эта привязанность ранит вас и делает вам больно. Посмотрите, пожалуйста, Евангелие от Луки, глава 14, стих 26. Если посмотреть спокойно, то увидим, что и Бог есть как и был, и вы живы, и душа вашего сына Александра жива. Терпения вам, духовной крепости, веры и надежды на Бога.

В Писании есть несколько мест, в которых мы можем узнать о жизни после смерти. Мои рассуждения будут основаны на отрывке из Евангелия от Луки.

Отрывок следующий: Ев. от Луки, глава 16, стихи с 19 по 31.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов перевода вышеупомянутого отрывка из Писания.

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

(Лук.16:19-31)

19 Иисус сказал: «Жил однажды богач. Он одевался в самую дорогую и роскошную одежду и каждый день наслаждался своим богатством.
20 К его воротам часто приносили покрытого язвами нищего по имени Лазарь.
21 И он ожидал там, чтобы насытиться кусками еды, падавшими со стола богача. Даже собаки подходили и лизали его язвы.
22 Когда нищий умер, ангелы отнесли его к Аврааму. Умер и богач, и его похоронили.
23 И в царстве мёртвых, где истязали богача, взглянул он наверх и увидел вдали Авраама, держащего в объятиях Лазаря.
24 И закричал он: «Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы он смочил палец водой и освежил мой язык, ибо я мучаюсь в этом огне!»
25 Но Авраам сказал: «Сын мой, вспомни, что ты получал только хорошее в жизни, а Лазарь только плохое. Здесь же он утешился, а ты страдаешь.
26 И огромная пропасть лежит между тобой и нами, никто не может перейти через неё и помочь, и никто к нам не может перейти».
27 И сказал богач: «Тогда прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом отца моего,
28 ибо у меня есть пятеро братьев; пусть он предупредит их, чтобы и они не попали сюда на мучения».
29 Но Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки. Пусть слушают их».
30 Тогда богач сказал: «Нет, отец Авраам, но если кто из мёртвых придёт к ним, они раскаются».
31 На это Авраам ответил ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то даже и тому, кто воскреснет из мёртвых, они всё равно не поверят».

(Лук.16:19-31)

Кара за безчувственность

Эта притча написана с таким мастерством, что нет ни одной лишней фразы. Рассмотрим поближе лица, изображенные в ней.

1. Во-первых — богач . Каждое слово, сказанное о нем, показывает роскошь, в которой он жил. Он одевался в порфиру и в тонкую красивую льняную одежду. Так описывается обычно и одежда первосвященников, которая стоила по тем временам баснословных денег. И каждый день вкушал он роскошную пищу.

В оригинале слово пиршествовать обычно применяли к гурману, вкушающему изысканные и дорогие кушанья. Богач же делал это каждый день. Этим он несомненно нарушал четвертую заповедь. Эта заповедь не только запрещает работать в субботу, но и гласит: «шесть дней работай» (Исх. 20,9).

В стране, где простые люди были счастливы, если они ели мясо раз в неделю, и где они шесть дней недели упорно должны были трудиться, — богач воплощает праздность и потворство. А Лазарь лежал в ожидании крох, падавших со стола богача.

В те времена не было ни ножей, ни вилок, ни салфеток; пищу кушали руками, а после еды руки мыли. А в очень богатых домах руки вытирали ломтиками хлеба, которые потом выбрасывали.

Вот этих ломтиков хлеба и ждал Лазарь.

2. Во-вторых — Лазарь. Как это ни странно, но Лазарь — единственное имя, упомянутое в притчах. Имя Лазарь — латинизированная форма иудейского имени Елеазар , означающее — «Бог — моя опора и помощь «.

Он был нищим, покрыт струпьями и настолько слаб, что не мог отогнать собак, лизавших струпья его. Такова картина в этом мире. Но она меняется, и в мире грядущем Лазарь во славе на лоне Авраамовом, а богач — в аду в муках.

В чем же состоит грех богача?

Ведь он-же не приказывал убрать Лазаря от ворот своего дома. Он не возражал и против того, чтобы Лазарь получал хлеб, который выбрасывали с его стола. Он не ударил его ногой, когда проходил мимо. Нет, богач не был умышленно жесток к Лазарю.

Но грех богача заключался в том, что он попросту не обращал внимания на Лазаря, он принимал его положение как естественное и неизбежное: Лазарь должен лежать в страданиях и голодный, в то время как он, богач, купался в роскоши.

Кто-то сказал о нем: «Богач попал в ад не за то, что он сделал, а был обречен на муки за то, чего он не сделал».

Грех богача в том, что он мог спокойно видеть страдания и нужду, но они не наполняли его сердце жалостью и состраданием; он видел собрата, страдающего и голодного, и ничего не делал, чтобы что-нибудь исправить.

Он был наказан за то, что не замечал горя ближнего.

Может показаться жестоким, что Авраам отказал богачу послать Лазаря предупредить его братьев об ожидающей их участи. Но ведь совершенно ясно, что если людям дано истинное Слово Божие, и если везде, куда бы они не посмотрели — горе, требующее утешения; нужда, в которой нужно помочь; и страдания, которые нужно облегчить, — а это не вызывает у них сочувствия, помощи, — то им уже нечем помочь.

Какое ужасное предупреждение: богач согрешил не тем, что делал плохое, а тем, что не сделал ничего благотворного.

Разбираем место более детально

16,19-21 Господь завершает Свою речь об управлении материальными ценностями рассказом о двух жизнях, двух смертях и двух последствиях. Следует обратить внимание, что это не притча. Мы подчеркиваем это, потому что некоторые критики стараются объяснить серьезный смысл этого рассказа ссылкой на то, что это якобы притча.

С самого начала нужно четко указать, что безымянный богач не был осужден на пребывание в аду за свое богатство. Основание спасения — это вера в Господа, и люди будут осуждены за отказ веровать в Него.

В частности, этот богатый человек показал, что не имел истинной спасающей веры, своим равнодушным презрением к нищему, который лежал у ворот его в струпьях.

Если бы в нем была любовь Божья, он не смог бы жить в роскоши, комфорте и обеспеченности в то время, когда единоплеменник лежал у ворот его дома и умолял о крошках хлеба. Он вошел бы в Царство Божье с усилием, если бы оставил любовь к деньгам.

Также истинно и то, что Лазарь был спасен не из-за своей бедности. В деле спасения своей души он доверился Господу.

А теперь обратите внимание на портрет богатого человека , которого иногда называют «богач». Он одевался только в самые дорогие и модные одежды, а его стол был уставлен самыми изысканными блюдами. Он жил для себя, потакая удовольствиям и желаниям плоти. У него не было искренней любви к Богу и заботы о другом, таком-же, человеке.

Лазарь — прямая противоположность ему. Это несчастный нищий, который каждый день лежал перед домом богача, он был покрыт струпьями, истощен от голода и преследуем грязными псами, которые лизали струпья его.

16,22 Когда умер нищий, он был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Многие сомневаются, действительно ли ангелы участвуют в перенесении душ верующих на небеса. Мы не видим причины сомневаться в простой силе этих слов. Ангелы служат верующим в этой жизни, и есть, очевидно, причина, по которой они должны делать то же самое и в смертный час.

Лоно Авраамово — это образное выражение, обозначающее место блаженства. Для любого еврея мысль о пребывании в общении с Авраамом связана с невыразимым блаженством. Мы придерживаемся того, что лоно Авраамово — это то-же самое, что и небеса.

Когда умер и богач, его тело похоронили — то тело, которое он ублажал и на которое истратил так много средств.

16,23-24 Но это еще не конец истории. Его душа, или обладающая самосознанием субстанция, попала в ад.

Ад (греческий перевод ветхозаветного слова «шеол «) — это место обитания умерших душ. В ветхозаветный период о нем говорили как о местонахождении и спасенных, и неспасенных. Здесь о нем сказано как о месте, предназначенном неспасенным, потому что мы читаем, что богач был в муках. Учеников, вероятно, изумили слова Иисуса о том, что богач попал в ад.

На основании Ветхого Завета их всегда учили, что богатство — это признак Божьих благословений и милости. Израильтянину, который повиновался Господу, было обещано материальное процветание. Как-же тогда мог богатый еврей попасть в ад?

Господь Иисус только что провозгласил, что с проповедью Иоанна начался новый порядок вещей. Следовательно, богатство — это не знак благословения. Оно служит испытанием верности человека в домоуправлении. Кому много дано, с того много и спросится.

Стих 23 развенчивает идею о том, что «душа спит», — теорию, согласно которой в период между смертью и воскресением душа находится в бессознательном состоянии. Стих доказывает, что по ту сторону могилы есть сознательное существование.

Фактически, нас поражает обширность познания, которым обладал богач. Он увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. Он мог даже общаться с Авраамом. Назвав его «отче Аврааме», он умолял его о милосердии, и просил, чтобы Лазарь принес капельку воды и прохладил язык его.

Возникает, конечно-же, вопрос: как бесплотная душа может испытывать жажду и мучения в пламени. Мы можем лишь заключить, что здесь образное выражение, однако это вовсе не означает, что страдания не настоящие.

16,25 Авраам назвал его «чадо», подтверждая тем самым, что он был его физическим потомком, хотя, со всей очевидностью, не духовным. Патриарх напомнил ему о жизни, проведенной в роскоши, удовольствиях и утехах. Он также вспомнил о бедности и страданиях Лазаря. Теперь, по ту сторону могилы, они поменялись местами. Неравенство на земле стало обратным.

16,26 Из этого стиха мы узнаем, что выбор, сделанный нами в этой жизни, определяет нашу вечную участь, и как только наступает смерть, — эта участь утверждена. Нет перехода из обиталища спасенных в местонахождение осужденных, и наоборот.

16,27-31 После смерти богач вдруг становится евангелистом. Он хочет, чтобы кто-нибудь отправился к его пяти братьям с предупреждением, чтобы они не пришли в это место мучения.

Авраам ответил, что эти пять братьев, будучи евреями, имели ветхозаветные Писания, и их должно быть достаточно для предупреждения. Богач возразил Аврааму, сказав, что если кто из мертвых придет к ним, то они точно покаются. Однако Авраам оставил последнее слово за собой. Он заявил, что отказ от слушания Слова Божьего является окончательным. Если люди не слушают предостережений Библии, то они не поверят, даже если кто-то воскреснет из мертвых.

Убедительным доказательством этому служит то, что произошло с Самим Господом Иисусом. Он воскрес из мертвых, но люди все еще не верят этому.

Из Нового Завета мы знаем, что когда умирает верующий человек, его тело попадает в могилу, а душа идет на небеса, чтобы быть с Христом.

8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
(2Кор.5:8)

23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
(Фил.1:23)

Когда умирает неверующий, его тело точно так-же попадает в могилу, однако душа его идет в ад. Для него ад — место страданий и угрызений совести.

При восхищении Церкви тела верующих восстанут из могил и воссоединятся с духом и душой.

13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
18 Итак утешайте друг друга сими словами.
(1Фесс.4:13-18)

Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех “от века”, т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть – это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной… И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни… И как сказано в Евангелии: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.” Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…

Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой “за гранью смерти зримой”, мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…

Сегодня православные христиане молятся об “усопших отцех и братиях наших”. Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, – наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется “родительской”. Таких родительских суббот в течение календарного года – шесть. У родительской субботы есть и еще одно название: “Димитриевская”. Суббота названа так в честь воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 8 ноября. Поскольку в этом году, суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского совпадает с днем празднования Казанской иконе Божией Матери,поминальная родительская суббота совершается сегодня.

Согласно определению Архиерейского Собора РПЦ 1994 года, поминовение наших воинов совершается 9 мая. Так как Димитриевская поминальная суббота совершается накануне 7 ноября, дня начала кровавого переворота, положившего начало невиданных гонений против Церкви в истории нашего Отечества, мы сегодня поминаем всех страдальческий погибших в годы лихолетия. Сегодня мы молимся за наших сродников и за всех соотечественников, чья жизнь была искалечена в период богоборчества.

Они ушли, а любовь к ним и благодарность – остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?.. Подумаем об этом и помолимся о них.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы через нашу молитву Господь простил многие и многие вольные и невольные согрешения нашим усопшим родным и близким, и будем верить, что наша молитва не односторонняя: когда мы молимся за них, они молятся за нас.

Видят ли нас умершие после смерти

В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ: Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник, отец Владимиру Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу. Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку. «Что вам угодно?» - «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного». Тот удивляется еще больше. «Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!» Изумлен и священник. «Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает. «Позвольте все же войти к вам». - «Пожалуйста!» Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. «Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» - восклицает он. «Помилуйте! - возражает хозяин квартиры. -Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!» Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет. «Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», - решает он наконец. Исповедь была долгая, искренняя - можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн».

Это тоже урок, который всем нам преподносит сегодня Святая Христова Православная Церковь. Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца. Это очень важно всем нам сегодня вспомнить и подумать об этом, и попросить у Бога, чтобы Господь простил нам наши согрешения, вольные или невольные. И вместе с тем, приложить все усилия для того, чтобы не возвращаться к грехам, а совершать богоугодную, святую и достойную жизнь. А для этого у нас есть все: у нас есть Святая Церковь с ее Святыми Христовыми Таинствами и помощь всех святых подвижников веры и благочестия, и прежде всего - Самой Царицы Небесной, Которая готова всегда протянуть нам руку Своей материнской помощи. Вот, братья и сестры, те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего дня, который именуется Димитриевской родительской субботой. Царствие Небесное и вечный покой всем от века почившим отцам, братиям, сестрам и прочим сродникам нашим. Дай Бог, чтобы все мы с вами, достойно совершая молитву о всех от века почивших православных христианах, вместе с тем достойно совершали и свой жизненный путь. Аминь.

Статья расскажет вам о том, что происходит с душой человека после смерти и как правильно поминать усопших.

После того, как умирает человек, заканчивается жизнедеятельность его тела: прекращает работу мозг и сердце. Принято считать, что душа человека – это отдельная субстанция, которая существует вне зависимости от физического тела и умирает намного дольше, чем человек. Другие считают, что душа не умирает вовсе.

Точного и определенного мнения на этот счет не существует. Каждый делает свои определенные выводы, основанные на вероисповедании и личных предпочтениях. В православии принято считать, что после умирания тела, душа человека живет еще ровно 40 дней в мире с живыми людьми и только потом отправляется в рай. Именно на 40 день принято поминать усопшего, провожая его в «лучший мир».

Поэтому можно смело утверждать, что души умерших близких присутствуют рядом со своими родными первые 40 дней, а значит, видят, чувствуют и слышат людей. Конечно же, это происходит не тогда, когда удобно самим душам, а когда их мысленно или словесно помянут, вспомнят, обратятся к ним.

Как долго живет человеческая душа?

Видят ли нас умершие родственники на кладбище?

Еще один вопрос, волнующий людей, похоронивших своих близких, это видят ли их души усопших, когда те приходят к ним на кладбище. Следует сделать акценты на том, какие бывают души: упокоенные и не упокоенные. Первые – души тех, кто умер естественным путем или был убит, вторые – души людей, совершившие самоубийство.

Считается, что не упокоенные души не достойны того, чтобы уйти в «лучший мир» и их наказание – скитаться среди живых, не находя упокоения. Такие души часто привязаны к своему телу, месту, где они умерли или могиле, в которой их похоронили. Разговаривать с такими душами стоит, ведь за них не принято молиться и ставить свечи и только воспоминания могут хоть как-то облегчить им существование.

Считается так же, что после захоронения душа может не уходить в «иной мир», если она того не хочет. Она может существовать среди живых столько, сколько ей требуется, если она наблюдает за близкими и ждет завершения незаконченных дел. В любом случае, душа всегда привязана к телу и, если вы не можете почувствовать человека в обычной обстановке, вы можете ощутить его на месте захоронения.

Что такое человеческая душа и как она существует?

Наблюдают ли за нами души умерших родственников?

Когда душа человека уходит из тела, она уже не имеет смысла для существования, ведь все жизненные цели и проблемы полностью теряют значение. Все, что у нее остается – это чувства и именно они руководят душою, позволяя ей следить за своими близкими людьми.

Считается так же, что помимо того, что души видят все, что происходит с людьми, они помогают близким в сложных жизненных ситуациях: дают знаки, уберегают от совершения ошибок, несчастных случаев, позволяют принимать правильные решения.

Почему во сне приходят умершие родственники?

Сон – это параллельный мир, в котором живет сознание человека. В то время, пока физическое тело отдыхает, в душе и разуме человека происходит множество событий. Не отяжеленная телом душа, улетает в мир фантазий, воспоминаний, чувств, картин будущего и прошлого.

В этом «тонком» миру душа живого человека может встретиться с душами умерших близких и родных. Происходит это так, будто вы переживаете очередную сцену из жизни или что-то вспоминаете. Людей вы видите такими, какими их и запомнили.

Связаться с живым человеком, не обладающим паронормальными явлениями, души усопших могут только во сне. Там они могут просто присутствовать в качестве наблюдателей, обращаться с просьбами и вопросами, обнимать и говорить о том, что они скучают.

Считается, что если вы видели умершего человека во сне – он скучает за вами в своем мире. Пугаться этого не стоит, хорошо если вы помянете его на следующий день, сходите к нему на кладбище или поставите в церкви свечку. Так вы облегчите их существование и сделаете для них услугу, ведь это единственное, что может сделать живой человек для умершего.

Почему снятся умершие?

Как правильно поминать умерших родственников?

Поминание умерших – важное действие, которое следует делать не только тогда, когда вы это чувствуете, но и по всем православным правилам. Особо важными считаются даты для поминания:

  • Поминание после захоронения. Считается, что после того, как тело будет предано земле, на следующее утро душе усопшего следует принести «завтрак». На могилу ставится стакан водки (можно другого питья) и кусок хлеба.
  • Поминание на третий день . Первое поминание, которое следует делать после того, как человек умер. Первое поминание совершается, как честь отдачи дани уважения воскресшего Иисуса Христа, а так же почитание Пресвятой Троице. Интересный факт: первые три дня душа умершего человека ходит по земле, как живой человек, но ее не видно глазу. На третий день забрать душу в иной мир должен сопровождающий Ангел. За эти три дня душа вспоминает всю свою жизнь, все плохие и хорошие дела, мысленно прощается со всеми родными.
  • Поминание на девятый день . Обязательная традиция и обычай, отдающий почтение девяти ангелам – слугам Царя Небесного. После третьего дня (а именно после поминания) Ангел уносит душу человека в «райские обители» и все 6 дней она наблюдает за их красотой. Считается, что здесь душе становится легче и она забывает о любой скорби. Возвращается скорбь лишь тогда, когда душа входит в райские врата и если душа была грешна. Душе следует предстать перед Всевышним и потребовать у Него помилования. На земле в это время близкие стараются накрыть стол, разделить пищу с близкими и выпить за усопшего молча.
  • Поминание на сороковой день . Это важная дата, которая очень значима для души: в это время она второй раз поклоняется Господу и тот решает, куда ей направляться: в ад или рай, куда и уводят его Ангелы. В сороковой день близкие не только накрывают стол для поминания, но так же и молятся усердно, чтобы замолить все грехи усопшего перед «Страшным судом».
  • Поминание на 1 год после смерти . Год – это круговой цикл времени, который отмеряет существование. Год принято вспомнить в кругу близких и родных людей усопшего, накрыв стол и прочитав молитвы.

Как принято правильно поминать усопших?

Приходят ли души умерших к своим родственникам?

Считается, что самые близкие люди для любого умершего – это его родственники. После того, как человек умирает, его душа становится родовым духом, уберегающим младшее поколение семьи от ошибок, неверных шагов и несчастных случаев.

Можно ли и как вызвать духов умерших родственников?

Вызывание духа – это всегда противоестественное и аномальное явление, так как живому человеку следует находиться в мире с живыми, а душе усопшего в мире мертвых. Поэтому любая «ниточка», связывающая живого с мертвым – это плохой знак и угроза не только здоровью, но и жизни.

Вызывать духа лучше не стоит даже пробовать. В случае, если вам хочется к нему обратиться и что-то сказать, лучше поставить в церкви свечку за упокой и выплакать со слезами все накипевшие слова.

Можно ли и как пообщаться, поговорить с умершим родственником?

Обращаться к душам умерших близких не только можно, но и нужно. Таким образом вы не только делаете свою жизнь легче и спокойнее, но также и успокаиваете души усопших, ведь единственная отрада для них – любовь и память родных людей и друзей, которым они были дороги.

Общаться с душами умерших можно в любом месте и в любое время. Просто сосредоточьтесь на том, что вы хотите сказать. Представьте этого человека рядом с собой и говорите с ним, как с живым, не стесняясь чувств. Конечно же, вы можете только представить, что умерший человек мог вам ответить на определенный вопрос, но если вы захотите, вы сможете услышать его голос, спрятанный в ваших воспоминаниях.

Можно ли разговаривать живым с душами умерших близких?

Почему перед смертью человек видит умерших родственников?

Некоторые жизненные случаи удивляют живого человека своими предсказаниями, намеками, знаками судьбы. Возможно, это действительно правда, но считается, что перед своей смертью душа человека чувствует ее предшествие. Интуиция и предчувствие бывает настолько тонким, что ощутить подобное чувство по силам далеко не каждому.

Одним из «симптомов» такого предчувствия являются сны, в которых живой человек видит людей, ушедших из жизни. Сниться может далеко не один человек. Важно запомнить, что именно говорили люди во сне и звали ли вас с собой. Возможно, вы помните такие фразы, как: «за тобой соскучились», «хотим тебя видеть», «приходи к нам, у нас хорошо».

ИНТЕРЕСНО: Некоторые сны оказываются настолько вещими, что в них умершие люди говорят живым близким прямым текстом о том, что их смерть придет совсем скоро, как бы предупреждая об опасности или давая возможность попрощаться.

Что значат сны, в которых человек видит умерших людей?

Могут ли умершие родственники помогать живым?

Как уже говорилось, каждый, кто ушел из жизни, становится духом. Цель каждого духа – оберегать свой род и способствовать его процветанию. Именно поэтому души буквально «отводят» человека от плохих людей, мест, случаев. Живой человек может ощущать это как чувство «дежавю» или интуицию.

Как правильно попросить помощи у умерших родственников?

В сложных жизненных ситуациях или в случае плохого душевного состояния (болезни, депрессии, апатия) попросить помощи можно не только у Всевышнего, но и душ ушедших предков. Для этого важно найти тихое место и полностью сконцентрироваться на своих мыслях, чувствах, просьбах. Обращайтесь с просьбами или молитвами, говорите с душами, как с живыми людьми и желайте им упокоя.

Конечно же, спросив совета у душ усопших предков, вы не получите прямого ответа и не услышите громкого голоса. Но, если вы сделаете это со всей искренностью и любовью, духи могут послать вам знак, указывающий на любой совет и ответ.

Как просит помощи у душ умерших?

Может ли умерший родственник стать ангелом хранителем?

Умерший близкий и любимый человек часто становится Ангелом Хранителем для живого человека. Об этом можно просить Всевышнего или нет, но почувствовать это вы можете путем наблюдения за «знаками сверху», снами и ощущениями присутствия усопшего рядом.

Что делать в день рождения умершего родственника, можно ли отмечать?

День рождения умершего человека – дата, которая очень важна. Она означает жизнь и потому в этот день поминают умершего, вспоминая его живым, обсуждая и хваля его за хорошие дела. В этот день можно накрыть стол и выпить не чокаясь, поставить свечку в церкви за упокой, помолиться.

Можно ли играть свадьбу, если умер родственник?

Играть свадьбу и отмечать большие личные праздники (сватовство, юбилеи, годовщины) не принято, если в семье умер близкий и значимый человек. Соблюдать траур принято в первый год после смерти, как дань уважения и любви к нему.

Молитвы об умерших родственниках

Облегчить существование души умершего человека помогут молитвы людей, знавших его живым и любивших его. Читать молитвы можно в церкви или дома.

Молитва № 1

Молитва № 2

Молитва № 3

Видео: «Как правильно поминать усопших?»

Узнайте, помогают ли умершие, видят ли они своих близких и можно ли просить помощи у умерших родственников. Здесь вы сможете почитать советы специалистов, и узнать все тонкости.

Ответ:

На сегодняшний день в существовании такой категории, как душа, уже мало кто сомневается. Душа человека может формироваться в течение всей его земной жизни. Специалисты характеризуют душу человека как некую энергетическую субстанцию, покидающую тело после смерти и содержащую часть человеческого разума, а конкретно память и образное мышление. Чтобы понять, возможен ли контакт души живущего и души умершего и помогают ли умершие своим остающимся жить близким, следует учитывать, что общение души живого человека с его разумом происходит во сне. Поэтому нередко можно во сне увидеть своих ушедших родственников, пообщаться с ними, а иногда и получить какой-либо совет. Когда человека гложет какая-то проблема, и он не в состоянии найти решение, покойные родственники, которые при жизни очень любили данного человека, могут присниться и натолкнуть на нужную мысль, послав сгусток энергии к душе живущего. Вероятность получения подобной помощи и интенсивность контактов с потусторонним миром в целом зависит от того, насколько близко душа находится от земли. Не нашедшие успокоения, обремененные души способны поддерживать контакт с живущими более продолжительный период времени.

Видят ли умершие своих близких

В процессе отдаления души от материальных сфер динамичность контактов снижается, и образуется высокая ментальная связь. Как правило, контакт с усопшим может иметь место тогда, когда память сердца об умершем близком человеке оживает, что вызывает эманацию энергии к душе покойного вне зависимости от того, где она находится. И как только из глубин человеческой памяти начинают возникать образы умерших людей, эманации энергии нереально быстро преодолевают пространственные и временные преграды, устремляясь в точку пребывания души покойного. После этого душа умершего родственника посылает ответный луч энергии. Нередко людей интересует вопрос о том, видят ли умершие своих близких, оставшихся в живых. Возможности энергии мысли бесконечны. Умершие видят и слышат живущих, чувствуют, что происходит у живых на душе. Есть версия, что покойные не способны увидеть земное тело, физическую оболочку живых родственников, однако они могут лицезреть оболочку энергетическую, видеть ауру. Истинные чувства и состояние живущего известны умершим родственникам при любых обстоятельствах, поэтому нет никакого смысла скрывать свои мысли от усопших. Разум человека при жизни контактирует с его душой лишь во время сна. Именно поэтому имеется предположение, что когда человек спит, его душа покидает его и на время обретает способность к общению с душами умерших.

Можно ли просить помощи у умерших родственников

Как уже говорилось выше, люди, отошедшие в мир иной, периодически помогают своим близким. Тем не менее нельзя сказать, что подобное явление происходит постоянно. Прежде чем спросить, можно ли просить помощи у умерших родственников, стоит задуматься, насколько близок был покойный с оставшимися родственниками, чтобы оказать по-настоящему нужную им помощь, и действительно ли живущим нужна эта опека. Если человек не переставая думает об ушедшем родственнике, настойчиво просит его помочь, дать ответ на терзающие вопросы, то вероятность того, что он привлечет внимание умершего, увеличивается. Однако стоит ли беспокоить своими проблемами тех, кто уже прошел свой жизненный путь до конца? Не следует обременять земными проблемами тех, чья энергия, данная для жизни, уже израсходована. Своими слезами и страданиями живущие могут лишь создавать помехи движению души мертвого. Когда человек долго оплакивает покойного, он не дает душе умершего путешествовать в тонких мирах, отяжеляя и приземляя ее. Поэтому не нужно тревожить мертвых, особенно без весомой причины. Когда душа человека, оторвавшись от физической оболочки, устроится там, за гранью, тогда она сама решит, нуждаются ли в ее помощи оставшиеся в земной жизни.

Похожие публикации