Парусники 17 века самые быстрые. Основные виды военных кораблей

Барк — (гол. bark), морское парусное транспортное судно (3-5 мачт) с прямыми парусами на всех мачтах, кроме бизань-мачты, несущей косые паруса. Первоначально барк был небольшим торговым кораблем, предназначенным для каботажного плаванья. Но потом размеры этого типа постепенно увеличивались. Барки серийно строились до 30-х гг. XX в., их водоизмещение доходило до 10 тыс. тонн. Два самых крупных современных парусников «Крузенштерн» и «Седов» являются 5-ти мачтовым барком.

Барка — (итал., исп. barca, фр. barquc), первоначально это было парусное гребное беспалубное рыбацкое, иногда каботажное судно, появившиеся в первые в Италии в VII в. В последствии барка превратилась в легкое быстроходное судно, распространенное в странах Западной Европы в эпоху позднего средневековья, строившиеся по типу галеры. Еще позднее на барках исчезли весла и они стали полностью парусными судами, с двумя мачтами, которые несли фок, фор-марсель (фок-мачта) и грот, марсель (грот-мачта). Интересной особенностью было то, что бизань была установлена прямо на грот-мачте. Барки были преимущественно каботажными торговыми судами.

Варшип — (англ. warship — военный корабль). Судя по изображению и характеристикам в игре, это тот же фрегат. Вообще же военными кораблями со средины XVI столетия назывались корабли среднего и большого водоизмещения, построенные специально для военных целей.

Галеон — (исп. galeon), парусный военный корабль XVI — XVII вв. Имел в среднем длину около 40м., ширину 10-14м., транцевую форму, вертикальные борта, 3-4 мачты. На фок- и грот- мачтах ставились прямые паруса, на бизань-мачте — косые, на бушприте — блинд. Высокая кормовая надстройка имела до 7 палуб, где были размещены жилые помещения. Артиллерийское. вооружение состояло из 50-80 пушек, расположенные как правило на 2 палубах. Галеоны обладали невысокой мореходностью из-за высоких бортов и громоздких надстроек.

Каравелла — (итал. caravella), морской однопалубный парусный корабль с высокими бортами и надстройками в носу и корме. Распространен в XIII — XVII вв. в странах Средиземноморья. Каравеллы вошли в историю, как первые корабли которые пересекли Атлантику, совершали плаванья вокруг мыса Доброй Надежды и на которых был открыт Новый Свет. Характерные особенности каравелл — высокие борта, глубокая седловатость палубы в средней части судна и смешанное парусное вооружение. Корабль имел 3-4 мачты которые либо все несли косые паруса либо на фок- и грот- мачтах ставили прямые паруса. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру.

Каракка — (фр. caraque), большое парусное судно, распространенное в XIII — XVI вв. и применявшиеся для военных и торговых целей. Имела длину до 36м. и ширину 9.4м. и до 4 палуб. Развитые надстройки на носу и корме, и 3-5 мачт. Борта были закруглены и немного загибались в внутрь, такие борта затрудняли абордаж. Кроме того на кораблях применялись абордажные сетки, мешавшие воинам врага попасть на судно. Фок- и грот- мачты несли прямое вооружение (грот и фок), бизань-мачты — косое. На фок- и грот- мачтах часто дополнительно ставили марсели. Артиллерийское. вооружение состояло из 30-40 пушек. К первой половине XV в. времени каракка стала наиболее крупным, совершенным и вооруженным судном.

Корвет — (фр. corvette), быстроходный парусный военный корабль XVIII — XIX вв. Корабль имел парусное вооружение такое же как и фрегат за единственным исключением: к блинду сразу были добавлены кливер и бом-кливер. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Артиллерийское вооружение до 40 пушек, расположенных на одной палубе.

Линейный корабль — в парусном флоте XVII — XIX вв. наиболее крупный боевой корабль, имел 3 мачты с полным парусным вооружением. Обладал сильным артиллерийским вооружением от 60 до 130 пушек. В зависимости от количества пушек корабли подразделялись на ранги: 60-80 пушек — третий ранг, 80-90 пушек — второй ранг, 100 и выше — первый ранг. Это были огромные, тяжелые, маломаневренные корабли с большой огневой мощью.

Пинасс — (фр. pinasse, англ. pinnace), небольшое парусное судно типа флейта, но отличавшийся от него менее вогнутыми шпангоутами и плоской кормой. Передняя часть корабля заканчивалась почти прямоугольной поперечной переборкой, простирающейся по высоте от палубы до полубака. Такая форма передней части судна просуществовала до начала XVIII века. Пинасс был длиной до 44 м, имел три мачты и мощный бушприт. На грот- и фок-мачтах поднимали прямые паруса, на бизань-мачте — бизань и над нею крюйсель, а на бушприте — блинд и бом-блинд. Водоизмещение пинассов 150 — 800 т. Предназначались они в основном для торговых целей. распространен в странах Сев. Европы в XVI — XVII вв. Имело плоскую корму, 2-3 мачты, служило в основном для торговых целей.

Пинк — (гол. pink), промысловое и торговое судно XVI — XVIII вв. На Северном море имело 2, а на Средиземном 3 мачты с косыми парусами (шпринтовое парусное вооружение) и узкую корму. Имел на борту до 20 пушек небольшого калибра. Как пиратское судно использовался в основном на Северном море.

Флейт — (гол. fluit), морское парусное транспортное судно Нидерландов XVI — XVIII веков. Имело борта с развалом выше ватерлинии, которые вверху были завалены внутрь, закругленную корму с надстройкой, небольшую осадку. Палуба имела седловатость и была довольна узка, что объяснялось тем, что ширина палубы являлось решающим фактором при определении размера пошлины Зундской таможней. На фок- и грот-мачтах стояли прямые паруса (фок, грот. и марсели), а на бизань-мачте — бизань и топсель. На бушприте ставили блинд, иногда бом-блинд. К XVIII в. над марселями появились брамсели, над топселем — крюйсель. Первый флейт был построен в 1595 году в г. Хорне, центре судостроения Голландии. Длина этих судов в 4 — 6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру. Впервые в рангоуте были введены изобретенные в 1570 году стеньги. Высота мачт теперь превосходила длину судна, а реи, наоборот, стали делать укороченными. Так возникли небольшие, узкие и удобные в обслуживании паруса, что позволило сократить общее число верхней команды. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 — 3,5 м, грузоподъемность 350 — 400 т. Для самообороны на них устанавливали 10 — 20 пушек. Экипаж состоял из 60 — 65 человек. Эти суда отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью и большой вместимостью и потому использовались главным образом в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI-XVIII веков флейты занимали господствующее положение среди торговых судов на всех морях.

Фрегат — (гол. fregat), трехмачтовый парусный корабль XVIII — XX вв. с полным корабельным парусным вооружением. Первоначально на брушприте был блинд, позже добавили кливер и бом-кливер, еще позднее блинд убрали, а вместо него установили мидель-кливер. Экипаж фрегата составлял 250 — 300 человек. Корабль многоцелевого назначения, использовался для сопровождения торговых караванов или единичных судов, перехвата торговых кораблей неприятеля, дальней разведки и крейсерской службы. Артиллерийское вооружение фрегатов до 62 пушек, расположенных на 2 палубах. От парусных линейных кораблей фрегаты отличались меньшими размерами и артиллерийским. вооружением. Иногда фрегаты включались в боевую линию и носили название линейных.

Шлюп — (гол. sloep), корабли бывали нескольких типов. Парусный 3 мачтовый военный корабль XVII — XIX вв. с прямым парусным вооружением. По размерам занимал промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Также были одномачтовые шлюпы. Использовались для торговли и рыболовства. Распространенные в Европе и Америке в XVIII — XX вв. Парусное вооружение состоит из гафельльного или бермудского грота, гафельного топселя и кливера. Иногда дополнительно снабжали еще одним кливером и стакселем.

Шнява — (гол. snauw), небольшое парусное торговое или военное судно, распространенное в XVII — XVIII вв. Шнявы имели 2 мачты с прямым парусами и бушприт. Главной особенностью шнявы являлась шняв- или трисель-мачта. Это была тонкая мачта, стоявшая на палубе в деревянном блоке сразу за грот-мачтой. Топ ее крепили железным бугелем или поперечным деревянным брусом на (или под) задней стороне грот-марса. Шнявы, находившиеся на военной службе, обычно называли корветами или военными шлюпами. Часто они не несли шняв-мачту, а на ее месте от задней стороны топа грот-мачты был проведен трос, который на палубе набивали найтовом на юферсах. Бизань крепили к этому штагу, причем гафель был неподъемным. Длина шнявы была 20 — 30 м, ширина 5 — 7,5 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 человек. Военные шнявы вооружались 12 — 18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы.

Шхуна — (англ. schooner), парусное судно с косыми парусами. В первые появились в Северной Америке в XVIII в. и имели 2-3 мачты первоначально только с косыми парусами (гафельные шхуны). Они обладали такими достоинствами как большая грузоподъемность, возможность ходить очень круто к ветру, имели на борту меньшую команду, чем требовали суда с прямым парусным вооружением, и поэтому получили широкое распространение в самых различных модификациях. Шхуны не использовались как военные парусники, но у пиратов пользовались популярностью.

Бомбардирский корабль

Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России - в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2-18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8-12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г

Бриг

Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII - XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира

Бригантина

2-мачтовое парусное судно XVII - XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6-8 пушек малого калибра

Галион

Парусное судно XV - XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту

Каравелла

Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200-400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII - XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама

Каракка

Парусное 3-мачтовое судно XIV - XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30-40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях

Клипер

3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек

Корвет

Корабль парусного флота XVIII - середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т, с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями

Линейный корабль

Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80-130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII - первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами

Флейт

Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI - XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4-6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Фрегат парусный

3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях

Шлюп

Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.)

Шнява

Небольшое парусное судно, распространённое в XVII - XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25-30 м, ширина 6- 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел.

Шхуна

Морское парусное судно, водоизмещением 100-800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек.

Суда, построенные в XVII в., обычно снабжались тремя мачтами, дополненными марселями. Также на двух из них устанавливались брамсели, а бизань-мачту украшал дополнительный элемент, именуемый латинская бизань. Непосредственно под бушпритом находился блинд - прямой парус. Входят в обиход и дополнительные паруса: ундер-лисели и лисели.

Ост-индские суда

В XVII в. по заказу крупных торговых компаний был разработан проект нового судна, основной функцией которого являлась перевозка разнообразных грузов с Востока. Самой известной в этой области торговой фирмой являлась Ост-Индская компания, поэтому такие корабли часто еще называли ост-индскими. Их грузоподъемность равнялась приблизительно 600 т. На корабле возвышались три главные мачты, а на конце бушприта устанавливалась дополнительная небольшая мачта - блинда-стеньга, несущая прямой парус.


Ост-индское торговое судно

Чтобы более целесообразно использовать внутреннюю часть судна, ее делили палубами, количество которых зависело от его размеров. К составным частям мачты относили нижнюю мачту, стеньгу, а также брам-стеньгу. С боковых сторон мачты и стеньги удерживались вантами, которые надежно прикреплялись к корпусу и набивались специальными талями. В вертикальном направлении устойчивость мачт обеспечивали штаги. На бушприте и мачтах закрепляли прямые паруса, в нижней части бизань-мачты развевался латинский парус, а в верхней - прямой.

Военные корабли XVII столетия

В XVII в. военные флотилии преимущественно состоят из линейных кораблей. Этот термин возник после изобретения новой стратегии морского сражения. Во время битвы корабли старались выстроиться таким образом, чтобы во время артиллерийского залпа развернуться к противнику боком, а во время ответного залпа - кормой.


Испанский трехпалубный линейный корабль "Сантисима Тринидад"

Спустя небольшой отрезок времени в Англии начинается строительство меньших, чем линейные суда, фрегатов, однако в то же время с усовершенствованием техники кораблестроения они были способны нести около 60 орудий. Еще более «миниатюрными» были корветы, на которых устанавливалось всего лишь 20-30 орудий, двухмачтовые бригантины, вооруженные 10-20 орудиями, маленькие одномачтовые тендеры, также способные дать отпор врагу и снабженные кливером, гафельным и прямым парусами.

Тенденции кораблестроения в XVIII в.

В конце XVIII ст. просторы Средиземного моря бороздил корабль абсолютно нового типа, называемый бомбарда, который был снабжен двумя мачтами: задней и передней. Первая представляла собой бизань-мачту, несущую косые паруса, а последняя - грот-мачту, снабженную прямыми парусами. В этом же веке появились специфические суда, большей частью предназначенные для каперства: двухмачтовые шебеки с латинскими парусами, выделявшиеся своим острым корпусом, и фелюки - корабли с двумя мачтами, снабженные веслами и латинскими парусами.

Во второй половине XVIII в. значительно увеличивается прочность корабельного корпуса по причине увеличения количества шпангоутов. Почти каждый второй из них отличается удвоенной толщиной, при этом корма судна по-прежнему остается транцевой.


USS Constitution («Конститьюшн»)

В начале XIX ст. практически все флотилии, принадлежавшие европейским державам, комплектовались однотипными судами. США вышло на мировую морскую арену со своими мощными судами, наиболее известным из которых был «Конститьюшн», до сих пор стоящий в порту Бостона. В этот период на кораблях начинают впервые появляться . Их первые образцы занимали много места, отличались низким КПД, потребляли много угля. При этом суда несли и полный комплект парусного снаряжения на случай, если вдруг кончатся запасы угля.

Парусный флот представляет собой группу кораблей, передвигающихся с помощью паруса. Как правило, применение флота сопровождалось сразу же с появлением самих кораблей, которые пригодны для длительных экспедиций или морских сражений.

Краткая история парусников

Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.

В 12 - 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.

Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Ве­ли­кий Гар­ри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».

Судно «Ве­ли­кий Гар­ри»

Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи - Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники - пираты.


Эра парусников 17 века

С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены дредноутами и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.

Классификация парусных суден

Спрос на корабли шел с учетом выполняемых им задач - для экспедиций или венных действий. Во втором случае от судна требовалось достигать конкретных тактических целей, что привело к развитию разных типов кораблей. Основными характеристиками любой боевой морской единицы были: водоизмещение, число артиллерийских орудий и мачт. В конечном итоге сформировалась классификация кораблей по рангам:

  • К первым трем относились только линейные корабли;
  • 4 - 5 ранга были фрегаты;
  • 6 - 7 ранга остальные более мелкие суда (бриги, тендеры, корветы).

Одновременно с развитием основных боевых единиц формировались дополнительные корабли, которые должны были решать вспомогательные задачи для достижения стратегических целей на поле боя.

В основном это были:

  • Брандеры. Судно с взрывчаткой на борту для поджога вражеского корабля. Они получили развитие благодаря простой подготовке. Брандеры не строили и они, фактически, не являются самостоятельным классом судна. Решение об их применении часто применялось уже в ходе боев, я для подготовки использовалось вышедшее из строя судно, которое не может вести бой, но еще способно плыть. Особый эффект был, если вражеский кораблю был в плотном строю с другими или находился в бухте.
  • Бомбардирские корабли. По своим возможностям не отличался от основных болевых кораблей - крупное 3-мачтовое судно с арторудиями. Он имел низкие борта и предназначался для обстрела береговой инфраструктуры (бухты, доки, укрепления). В морском бою также мог эффективно проявить себя, но из-за своих бортов становился легкой мишенью.
  • Транспортные судна. Среди них также были разные типы кораблей для конкретных задач (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.)

Стоит отметить, что грузовые суда среди кораблей парусного флота колониальных держав практически отсутствовал. Грузы хранились на основных кораблях, а если нужда в транспортном корабле все же появлялась, они нанимались у частных лиц.

Основные боевые парусные корабли

Военно-морской флот в эпоху Ренессанса играл важную роль для любого государства, а его мощь определяла мировую политику того времени. Развитие кораблей продолжалось два столетия прежде, чем они получили четкую классификацию. Основными военными кораблями парусного флота были:

  • Бригантина. 2-мачтовое судно с прямой фок-мачтой и косой грот-мачтой. Появилось в 17 веке и использовалось для разведывательных операций. На борту размещалось 6 - 8 пушек.
  • Бриг. 2-мачтовый корабль 7-го ранга с водоизмещением до 400 т. Являлся основным разведывательным посыльным судном во всех флотах мира. Также на борту имел от 8 до 24 пушек, которые использовались для отстрела при уходе от погони. Появился в качестве более практичного и простого варианта бригантин, однако не вытеснил их полностью.
  • Галион. Самое крупное судно времен 15 - 17 веков. Могла включать от 2 до 4 мачт, а водоизмещение составляло до 1600 т. Галионы были господствующими суднами в сражениях до появления линкоров.
  • Каравелла. 3 - 4 мачтовое универсальное судно водоизмещением до 450 т. Более широкое применение получило в экспедициях. Хорошая мореходность достигается благодаря разносторонним мачтам и надстройками на носу и корме. Несмотря на высокий борт, каравеллы были только однопалубными суднами. В боях часто служили грузовым судном, способным отстреливаться от небольших кораблей и при абордаже.
  • Каракка. Крупное 3-мачтовое судно ранних времен. Имело водоизмещение до 2000 т. и 30 - 40 пушек на борту. Корабль мог перевезти большое число пассажиров, до 1300 человек. Каракка хорошо зарекомендовала себя в 13 - 16 веках в качестве мощного судна, способного в одиночку дать отпор. Однако с формированием флотов и появлением крупных кораблей они утратили свое значение.
  • Корвет. 2 - 3 мачтовое судно с водоизмещением до 600 т для решения тактических задач. Появился в 18 веке и один из двух (наряду с фрегатом) классов кораблей, сохранившихся до наших дней. Использовался для крейсерской охоты или уничтожения одиночных целей, реже для разведки. Оснащался открытой или закрытой артбатареей с десятками орудий.
  • Линейный корабль. Крупнейшее 3-мачтовое судно с тремя артиллерийскими палубами (в основном с закрытыми батареями). По стандарту линкорами считались судна водоизмещением до 5000 т., однако известно в истории много кораблей этого типа и до 8000 т. Вся батарея могла включать до 130 пар орудий, расположенных вдоль бортов. Использовались в основном для борьбы с такими же крупными кораблями и обстрела береговой линии. Линкоры одни из немногих боевых парусников, которые служили в морских силах до начала 20 века.
  • Флейт. 3-мачтовый транспортный парусник. Водоизмещение было произвольным, но зачастую не превышало 800 т. Имели до 6 пушек и отличались высокой маневренностью. Часто использовались корсарами для грабежей. В России первые флейты появились в Балтийском флоте в 17 веке.
  • Фрегат. 3-мачтовое судно с водоизмещением до 3500 т. Следующий по мощности после линкора и имел на борту до 60 пар пушек. Использовался в качестве крупного корабля поддержки на всей линии фронта или выполнения коммуникационных задач (охрана торговых кораблей). Являлся основной боевым кораблем парусного флота Российской империи.
  • Шлюп. 3-мачтовый корабль с низкими бортами. Имел водоизмещение до 900 т. и 16 - 32 арторудия. Служил в качестве дальнего разведывательного или экспедиционного судна. Шлюпы были популярны в 17 - 19 веках среди российских экспедиторов для кругосветных путешествий.
  • Шнява. Небольшой парусник с 2 прямыми мачтами, получивший распространенность в скандинавском регионе. В России активно использовались Петром I для разведывательных операций перед сражениями. Водоизмещение до 150 т., а число орудий колебалось от 2 до 18.
  • Шхуна. Судно с произвольным, в основном крупным водоизмещением. Могло включать до 16 орудий и распространялось в составе парусного флота Российской империи. Боевые шхуны были исключительно 2-мачтовыми, а посыльные судна имели произвольное число мачт.

В отдельных странах были уникальные типы боевых суден, которые не получили распространение. Например, португальские корабли, сравнимые по водоизмещению с фрегатом, но имевшие несколько орудийных палуб, назывались крейсерами, хотя такой тип закрепился уже за более современными кораблями.

Крупные корабли российского парусного флота

Первые упоминания о российских парусниках можно найти в «Повести временных лет», которая рассказывает о походе князя Олега в Византию на кораблях. Российский парусный флот формируется уже Петром I. Строительство первых кораблей шло по подобию европейских. Первое крупное сражение отечественного флота отмечается со Шведами в Северной войне. В дальнейшем военно-морские силы начинают только расти.


Крупный корабли Балтийского флота

Крупнейшими военными парусниками в России (как и в мире) были линейные корабли. Первые линкоры были заложены в приладожской верфи, у которой не было опыта в строительстве больших кораблей, в результате чего судна получили слабую мореходность и маневренность. Список парусных линейных кораблей российского императорского флота, которые стали первыми в строю на Балтике:

  • Рига,
  • Выборг,
  • Пернов,

Все три корабля спущены на воду в 1710 году и классифицировались как линейные корабли 4 ранга. На бортах размещались 50 орудий разного калибра. Экипаж судна составлял 330 человек. Парусные корабли в российском флоте также утратили свое значение с развитием паровых машин и броненосцев, однако еще использовались для разведывательных операций вплоть до времен гражданской войны.

Предлагается к прочтению:

Голландия вышла в океан позже других могущественных держав. Уже была открыта Америка, весь Новый Свет Папа Александр VI разделил между Испанией и Португалией и над заокеанскими землями занесли руку английские и французские монархи, а Голландия, находившаяся под пятой испанцев, все еще не имела собственного судостроения.

Толчком к его созданию, пожалуй, стал первый крупный бунт нидерландской буржуазии, которую испанские наместники обложили непосильными налогами. В 1567г. воцарившийся на испанском престоле Филипп II направляет в Нидерланды войско во главе с беспощадным герцогом Альбой, который жестоко расправляется с восставшими, казнив свыше восьми тысяч человек Ответную волну народного гнева испанцам не удалось сдержать.

На водные дороги вышли гезы - первые бесстрашные мореходы Голландии, стремительно бравшие один прибрежный город за другим. Нельзя сказать, что вождь голландского дворянства Вильгельм Оранский, в основном полагавшийся на наемные войска, был в стороне от великих битв за независимость своей страны. Но только ратные успехи морских гезов и их выносливые суда позволили свершиться главному - в 1582г.

Нидерланды наконец-то объявляют короля Филиппа низложенным. Одним из первых детищ свободной республики стала Ост-Индская компания, основанная в 1602г. с разрешения Генеральных штатов.

Голландские суда XVII в.

Благодаря собственному флоту добротной и прочной постройки, компания, получившая монополию на торговлю с азиатскими странами, вскоре становится одной из самых богатых в мире. Появляется новый тип торгового судна.

Эти суда имели три мачты и вооружались 16-20 небольшими пушками, хотя и не были предназначены для боевых действий. Водоизмещение ост-индских судов в среднем составляло порядка 600 тонн. Отношение длины корпуса к ширине у судов этого типа было даже больше, чем у галиона.

Для придания кораблю прочности, шпангоуты ставили на небольшом расстоянии друг от друга, а в местах установки мачт их делали двойными. Набор подкреплялся горизонтальными и вертикальными кницами. Корпус судна изготовляли из дубовой древесины - всего для его постройки требовалось не менее двух тысяч хорошо высушенных дубов.

При разделке дерева тщательно следили, чтобы изгиб волокон соответствовал форме вырезаемой детали. Деталь, выполненная таким способом, становилась «вечной». Дубовые доски обшивки предпочитали крепить к шпангоутам с помощью деревянных шипов - слишком быстро ржавели железные гвозди в соленой морской воде.

Между тем гвозди использовали для крепления менее ответственных элементов конструкции корабля. Так, чтобы защитить судно ниже ватерлинии от жучков-древоточцев, нижнюю часть корпуса дополнительно обшивали тонкими досками из вяза. Гвозди, крепившие эту «вторую кожу», располагались так плотно друг к другу, что из их шляпок получалось почти сплошное железное покрытие.

Голландский гукор XVII в.

Кница - деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами.

Кат-балка - балка для подъема якоря от клюза до верхней палубы с помощью талей.

Камбуз -место на корабле для приготовления пищи.

Просторная палуба ост-индских судов была свободной, а в носовой части ограничивалась поперечной переборкой (бикгедом). Выступающую носовую оконечность - гальюн, устройство которого было перенято от галер, ограничивали плавно изогнутые рейки (регели). В невысоком квартердеке на корме размещались офицерские каюты с широкими светлыми окнами.

Под баком обычно оборудовался камбуз. Появилось много новых технических приспособлений, которые облегчили нелегкий труд команды. Например, для подъема якоря начинают использовать специальную кат-балку. Помпа помогает морякам быстро откачивать воду, просочившуюся в трюмы. А для погрузки товара на торговых судах устанавливались горизонтальные лебедки - брашпили.

Японский рисунок XVII в., изображающий судно голландской Ост-Индской компании

Суда голландцев - пинасы и флейты, - часто мелькавшие в средиземноморских водах, во многом превосходили своих южных конкурентов. Флейт длиной 30-40 метров имел закругленную корму с надстройкой. Борта в верхней части были чересчур завалены внутрь, а палуба флейта была очень узкой.

Вероятно, на такое конструктивное решение повлиял размер пошлины, взимаемой в те времена Зундской таможней: он устанавливался в зависимости от ширины палубы проходящего судна. Голландские корабли чувствовали себя вполне уверенно и на тихоокеанских просторах. А после того, как Голландия устанавливает монополию на торговлю с Японией, около ста лет подряд ни одно европейское судно под другим флагом не входило в японские порты.

Флейт голландский

Тали - грузоподъемное устройство, состоящее из двух блоков, через которые проходит трос. Тали дают выигрыш в силе за счет снижения скорости подъема.

Дек - орудийная палуба на парусном корабле.

Проходит пару десятков лет, и в Англии, не пожелавшей смириться с утратой титула «королевы морей», начинают строить военные фрегаты. Прародителем первого фрегата, построенного в 1646 г. известным британским корабелом Питером Петтом, был голландский пинас с его высокими кормовыми надстройками, блинд-стеньгой и богатым декором. Но более стройный, чем у пинаса, корпус фрегата оказался и гораздо более мореходным.

В XVII в. это однодечное судно обладало самой высокой скоростью и часто использовалось для крейсерства - фрегаты состояли при многих флотах как посыльные и разведывательные корабли. Во время боя они поддерживали другие суда артиллерийским огнем или шли на абордаж. Фрегаты, сперва уступавшие по размерам линейным кораблям, постепенно становятся все массивнее и несут уже до шестидесяти артиллерийских орудий.

Наиболее крупные пушки начинают устанавливать на четырехколесных лафетах, пришедших на смену старым двухколесным. Наряду с железными все шире применяются орудия из бронзы, хотя и дорогие, но куда более легкие и надежные (железные пушки нередко разрывались при выстреле, не выдержав ударной волны). Одновременно предпринимаются попытки, поначалу не очень удачные, заменить бронзовые пушки чугунными. Пушки начинают унифицировать в зависимости от веса ядер (так, например, полуторатонная кулеврина была причислена к 18-фунтовым орудиям).

Корма голландского флагманского корабля «Зеландия», 1668г.

Пока Англия совершенствуется в постройке военных кораблей, торговый флот Голландии растет как на дрожжах. К 1643 г. он насчитывал целых 34 тысячи судов! Эта с трудом укладывающаяся в сознании, но тем не менее совершенно достоверная цифра - лучшее свидетельство огромного опыта, накопленного к этому времени голландскими мастерами-корабелами. Недаром для постижения судостроительного искусства царь всея Руси Петр I выбирает именно Голландию, где около года работает плотником на саардамских верфях Ост-Индской компании под именем Петра Михайлова.

Кстати, свой первый 44-пушечный фрегат русский царь заказал тоже в Голландии. Судно, созданное знаменитым Николосом, получило очень символичное название - «Святое Пророчество». Впрочем, не будем забегать вперед, ведь история русского регулярного военного флота берет свое начало с еще более ранних времен.

«Принц», 100-пушечный английский корабль 1672г.

Юферсы - деревянные блоки без шкивов, имеющие три отверстия для прохода троса. Служили для обтягивания стоячего такелажа.

Брам-стеньга -рангоутное дерево, являющееся продолжением стеньги.

Брам - слово, прибавляемое к названию всех парусов и снастей, принадлежащих брам-стеньге.

Бак и квар-Модель линейного корабля «Ройял Соверин», XVII в.

Английский линейный корабль конца XVII в.

К концу XVII столетия галион окончательно уступает место более совершенным по конструкции корпуса судам тердек уменьшаются по высоте. Украшения, дабы не перегружать нос и корму, упрощаются и теперь больше гармонируют с общим обликом и характером судна. Не стоит на месте и парусная оснастка кораблей.

Потомки нефов поголовно вооружаются тремя мачтами с марселями и брамселями. На каждой мачте, поддерживаемой вантами и штагами, уже четко различимы три части: нижняя мачта, стеньга и брам-стеньга. Ванты набиваются талями, в которых вместо обычных блоков начинают применять юферсы. Появляются дополнительные паруса: лисели и ундерлисели. На бизань-мачте прочно обосновывается латинская бизань, а под бушпритом - прямой блинд.

Английский линейный корабль «Соверин оф зе Сиз», 1637г.

Брамсель - третий снизу прямой парус, к его названию прибавляется название мачты, к которой он принадлежит.

Лисели - добавочные паруса на судах с прямым вооружением. Ставили в помощь прямым парусам в слабый ветер, крепили по двум сторонам рея к выдвижным рангоутным деревьям - лисель-спиртам.

Ундерлисели - нижние лисели.

Основой всех военных флотов XVII в. становятся линейные суда. Почему, собственно, линейные? Название это дала им практикуемая в то время тактика ведения морского боя. В сражении суда старались выстроиться в одну линию (кильватерную колонну) так, чтобы во время стрельбы оказаться повернутыми к вражескому флоту боком, а при ответном залпе противника успеть развернуться к нему кормой. Дело в том, что наибольший урон вражеским судам наносил одновременный залп из всех бортовых орудий линейного корабля.

Шведский военный корабль «Ваза», 1628г.

На линейных кораблях, убедительно демонстрировавших друг другу огневую мощь своих держав, обязательно присутствовали батарейные палубы. В зависимости от водоизмещения и числа таких палуб англичане начинают делить свои корабли на восемь рангов. Так, судно первого ранга имело водоизмещение 5000 тонн и три палубы со 110 орудиями, а более легкое 3500-тонное судно 2-го ранга несло 80 пушек на двух батарейных палубах. Позже английская система ранжирования кораблей почти без изменений перекочевала в остальные европейские флоты - разделить линейные суда по другому признаку попросту не представлялось возможным, слишком уж разными создавали их корабелы.

Интересным образцом голландской судостроительной архитектуры является 100-пушечный трехдечный корабль «Королева Екатерина», спущенный на воду в 1664г. При длине 82м и ширине около 18м «Королева Екатерина» считалась одним из самых крупных судов голландской постройки. На палубу судна (на шканцы) впервые был вынесен штурвал, управлять которым становится намного проще, чем румпелем. Корабль имел короткий бак, на который вело два трапа - по правому и левому борту.

На баке, неподалеку от фок-мачты, висел судовой колокол, который задавал «темп жизни» корабля. Между баком и грот-мачтой располагался шкафут, на котором был установлен шпиль для подъема якоря. В этой же части судна устроили трюм, а на рострах стояли четыре небольшие шлюпки - барказа. По боевой мощи корабль не уступал настоящей военно-морской базе. Его вооружение включало 60 тяжелых 42-фунтовых пушек, тридцать 24-фунтовых и десять 6-фунтовых орудий. Самая тяжелая судовая артиллерия размещалась на нижних деках. Как и все корабли голландцев, судно «Королева Екатерина» имело широкий нос, округлую корму и могло похвастать богатыми украшениями.

Один из этапов операции по подъему «Вазы»

Ростры - часть верхней палубы между фок,- и грот-мачтами, где размещались шлюпки и запасной рангоут.

Трап - название любой лестницы на корабле.

Шлюпка -малое судно, является вспомогательным и (или) спасательным средством на корабле.

В те времена все еще сильно увлекались декором больших военных кораблей, что иногда даже приводило к трагическим последствиям, особенно если корпус судна строился «на глазок». Нелишне вспомнить историю знаменитой шведской «Вазы». Этот корабль, построенный по приказу короля Густава II Адольфа, не только должен был носить почетный титул королевского флагмана, но и превзойти по своим размерам все остальные суда шведского флота.

Выйдя в августе 1628г. в свое первое плавание, корабль, несший около 700 разнообразных украшений и скульптур, всего в миле от берега черпнул пушечными портами воду, накренился и, опрокинувшись из-за плохой остойчивости, на глазах у зевак затонул в Стокгольмской бухте. Ни одному члену экипажа спастись не удалось.

Похожие публикации