Основная идея дед мазай и зайцы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы. Работа над новым материалом

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.

Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, – крестьянским детям.

Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, – «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви

Разумной.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром – в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской

Жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал – их много с реки К нам в половодье весной нагоняет – Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек – гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом – тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит – и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» –

Больно, родимый, я зябок руками…

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями: Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты – зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.

Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи – урок бережного обращения с психикой ребенка, ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому...
  2. Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50...
  3. Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в...
  4. Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт...

Цель: учить воспринимать содержание поэтического произведения.

  • познакомить с произведением Некрасова "Дед Мазай и зайцы"
  • учить работать над стихотворением
  • учить правильному, осмысленному выразительному чтению
  • учить обобщать и делать выводы, опираясь на текст
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным
  • учить родителей умению читать совместно с ребенком и общаться с ним.

I. Организационный момент.

II. Вступление.

Сегодня познакомимся с очередным произведением русского поэта Н.Некрасова "Дед Мазай и зайцы". В нем рассказывается о крестьянской жизни, это поэтическая, с невероятными подробностями история, но правдивая (это может быть).

Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи. Послушайте, что же однажды в деревне увидел, а потом описал это Некрасов.

III. Работа над текстом.

1. Первичное чтение (учитель)

О каком интересном случае рассказал дед Мазай?

Когда этот случай произошел?

2. Работа над стихотворением по частям

словарная работа по первой части

(слова на доске)

  • разболтался
  • болотистом
  • впятеро больше
  • кабы сетями
  • гинут
  • баграми

чтение первой части (ученик)

Мазай говорит, что дичи могло быть в пять раз больше, если бы что люди не делали?

Зачитайте.

Мазай возмущается, досадует таким поведением,

"Где у них совесть?" - говорит он. Как думаете - к чему призывает дед своим вопросом? (бережное отношение к животным)

А к какому жанру относится данное произведение?

Раз это стихи, то должна быть рифма и ритм.

Как понимаете слово рифма?

Да, рифма - созвучное окончание двух или нескольких строк.

Найдите в первой части созвучные окончания - рифму.

А как думаете, рифма есть только в первой части?

Тогда, при выполнении домашнего задания найдите рифмы во всем тексте и подчеркните окончания.

Чтение второй части (ученик)

Словарная работа

(слова на доске)

  • Нагоняет - приносит водой
  • Подбиралась - вот-вот затопит все
  • Лопочут- хлопают
  • Прочим- другим
  • Пропал под водой- скрылся под водой

По книге -аршин- 71 см 21д.Зед=. 213 см=2м.13 см.

сажень - 213 см (физминутка для ума)

Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

Как поступил он?

Вывод: О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

Какой был Мазай?

(добрый, любил животных, заботился, с юмором, разговаривал с зайцами)

Каждое стихотворение состоит из стихов - коротких строк. Они объединяются в строфы.

Вы знаете, что в конце строки и строфы требуется соблюдать паузы. Я буду читать вам строфы, а вы говорить и ставить черту (паузы) карандашом.

Как ставим паузы? (1 - маленькая пауза, 11-средняя пауза, 111- длинная пауза.)

В этой части много фраз, которые кончаются на середине строчки, читать их трудно, поэтому надо внимательно следить за знаками препинания. И голосом передать доброту

Мазая. (юмор Мазая, чудной дед, разговаривает со зверюшками).

Кто попробует?

С каким ласковым словом обратился Мазай к длинноухим серым существам?

Чтение третьей части (Семяшкина Л.А. - мама К. Хатанзейского) и сразу словарная работа (поясняет учитель)

  • гуторя - разговаривая
  • горемыка - попал в беды (горе мыкает)
  • тягота не велика - маленькие, легкие
  • копошится - еле шевелится
  • толста, как купчиха - толстая тетенька
  • зипуном - кафтан (одежда - длинная куртка)
  • не рано уж было - должна разродиться
  • пластом - развалившись, на животе
  • поволок - потащил

Почему Мазай не взял в лодку зайцев с бревна?

Вывод. Какой вывод можно сделать по этим трем частям о Мазаее? (проявил заботу, заботливый, знающий, любящий, рассудительный).

Найдите слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

Действие происходит не быстро. Почему? (не упасть в воду, читаем спокойно - голос, темп).

Физминутка. "Зайка", логопедическая работа над звуками с, з, щ - закрепление (дети читают стихи и выполняют действия)

Зайка
Скачет зайка по опушке (сидя за столом)
Возле заячьей избушки (встают)
Ищет он грибы волнушки, (наклоны в стороны)
Чтоб засаливать в кадушке
Не нашел он ни волну
Ни горькушки, ни серушки, (повороты)
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке. (кивают головой)

Чтение четвертой части (учащиеся), при чтении проводится словарная работа (поясняют дети)

  • Потехи - радости
  • прокатил я деревней - залита водой
  • озимь - первая травка
  • плотно - близко очень
  • пригнал - добрался до берега
  • причалил - поставил к берегу

- "Тут мои зайчики..., грести не дают" Почему?

Давайте поиграем в Мазая. Кто хочет быть Мазаем? Автором? (чтение по ролям - автор, дед Мазай, звук изображает весь класс)

  • мигом - мгновенно
  • поклал - положил
  • приволок - принес
  • ухнул - вспугнул криком
  • стрекача - быстро помчались

Почему Мазай предупреждает "А чур зимой не попадайся!"?

Мазай не бьет их весной и летом. Почему?

Мальчики - вы будущие охотники, запомните слова Мазая и соблюдайте правила охоты.

Обобщение - какой же был Мазай? Нравится ли вам его речь?

Образное рисование

Каждый видит его по-своему.

Закройте глаза и попытайтесь представить Мазая.

Подумайте дома, каким бы вы его нарисовали.

Это пригодится вам на уроке ИЗО, когда будем иллюстрировать это произведение.

А теперь посмотрите на эту картинку

К какой части стихотворения она больше подходит? Найдите ее.

Зачитайте.

Докажите

Эти слова, которые так подходят к данной картине, и саму картину мы можем использовать при написании изложения.

Вы хорошо работали на уроке. Но чтобы ваше чтение понравилось другим, надо поработать над выразительностью. Давайте вспомним, что для этого надо или "инструменты" чтения.

  1. Дыхание (слабое дыхание не дает хороший голос, надо следить за осанкой - спина прямая, плечи, шея ненапряженны).
  2. Голос - звук, который мы издаем при разговоре (у всех свой, повышается, понижается).

Поиграем в игру.

3. Дикция - четкое произношение звуков и слов.

А теперь, используя "инструменты" чтения прочитаем стихотворение.

Итак. - Чему мы сегодня научились?

Что вам больше всего запомнилось?

А как думаете, что главное в этом стихотворении?

(учит бережному отношению к природе)

Домашнее задание - найти рифму

Словесное рисование Мазая

Выразительное чтение стихотворения

Жанна Еремченко
Урок чтения по теме: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Конспект урока по чтению

Цель : Учить воспринимать содержание поэтического произведения.

Задачи :

1. Познакомить с произведением Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы ";

2. Учить правильному осмысленному выразительному чтению ;

3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, выставка книг, портрет.

Ход урока:

1. Введение в тему

Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся еще с одним из произведений Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы ".

С какими произведениями Н. А. Некрасова вы уже знакомы ?

2. Подготовка к первичному чтению

а) Рассказ учителя о творчестве Н. А. Некрасова , знакомство с его произведениями (выставка книг) .

Н. А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.

Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.

Посмотрите, ребята, ка хороша русская природа! Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н. А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство.

Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго?

Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится, чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь.

Н. А. Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи.

Послушайте, что же однажды увидел, а потом описал Н. А. Некрасов .

3. Работа над текстом.

а) Первичное чтение (Просмотр презентации "Дедушка Мазай и зайцы ") .

б) Беседа по прочитанному.

О каком интересном случае рассказал дед Мазай ?

Кто главные герои этого произведения?

Когда этот случай произошел?

Кто рассказывает эту историю?

в) Чтение стихотворения детьми.

г) Словарная работа.

Уточнение смысла слов : разболтался, болотистом, впятеро больше, кабы сетями, гинут, баграми.

д) Анализ прочитанного.

О каком событии рассказал Н. А. Некрасов в этом отрывке ?

А что такое половодье?

Какой вы представляете себе деревеньку, в которой происходят события?

А к какому жанру относится данное произведение?

Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

Что увидел дед? Как он поступил?

Как дед Мазай обращается с зайцами ?

О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

Найдите в тексте слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

С каким ласковым словом обращался Мазай к длинноухим серым существам?

Физминутка

Скачет зайка по опушке (сидя за столом)

Возле заячьей избушки (встают)

Ищет он грибы, волнушки (наклоны в стороны)

Чтоб засаливать в кадушке.

Ни горькушки, ни серушки (повороты)

Сел и с горя чешет ушки

У избушки на опушке (кивают головой)

4. Закрепление изученного.

Как односельчане отнеслись к поступку деда Мазая ?

Прочитайте совет деда Мазая зайцам .

Давайте поиграем в Мазая . Кто хочет быть Мазаем ? Автором?

Чтение по ролям . Инсценирование отрывка "Спасение зайцев ".

5. Итог урока .

Понравился ли вам дед Мазай ?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Кто из некрасовских героев нам показывает пример в охране всего живого?

Вывод : Наш идеал - дедушка Мазай . он - охранитель природы, защитник своей Родины.

«Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов

« Дедушка Мазай и зайцы » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.

Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

Литературное направление, жанр

«Дедушка» - реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намёк на реформы Александра ІІ).

Образ главного героя

Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.

Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

Отрицательные образы поэмы

Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы - передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...». Другие - риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времён (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг». Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: «Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра». У поэмы открытый финал.

Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Размер и рифмовка

Поэма написана трёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Страница 1

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.

Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, - крестьянским детям.

Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, - «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром – в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом – тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит - и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» -

Больно, родимый, я зябок руками…

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями:

Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты – зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.


Похожие публикации