Обязанности сеньора по отношению к вассалу. Что такое вассал? Кем они были и как жили? Женщины и дети в отношениях между сеньором и вассалом

Кто такие сеньоры и вассалы?

Сеньоры и вассалы это феодалы, дворяне.

Сеньор это главный, тот, кто стоит над вассалом. А вассал это тот, кто служит своему сеньору. То есть у каждого сеньора имеется свой набор вассалов. И каждый конкретный вассал является вассалом только одного сеньора, а не нескольких.

При этом у вассала могут быть, в свою очередь, еще и свои вассалы. То есть он одновременно и вассал своего сеньора и сеньор своих вассалов. Таким образом, феодальная система сеньоров и вассалов представляла собой иерархическую структуру типа дерева.

На вершине этой структуры, как правило, располагался король, царь или великий князь. Его вассалами были герцоги, графы, маркизы и князья, которые в свою очередь были сеньорами для баронов, виконтов и бояр. А те в свою очередь были сеньорами для рыцарей (шевалье, эсквайеры и пр.)

В разных странах действовали разные правила подчинения вассалов вышестоящим сеньорам. В одних странах было правило "вассал моего вассала не мой вассал". А в других странах действовало правило "вассал моего вассала мой вассал".

В средние века земля была основным богатством и средством производства. Сеньор имел много земли. Поэтому часть своих земель сеньор отдавал другим дворянам за то, что эти дворяне служили своему сеньору, то есть становились его вассалами.

Если такой вассал получал очень много земли, то он, в свою очередь, мог ее тоже раздать другим дворянам, которые теперь становились его вассалами. А он становился их сеньором.

Служба вассала своему сеньоры имела две интересные особенности:

  1. Это была, в основном, не работа в качестве личного слуги, а военная служба по защите территории, на которой располагалась земля сеньора и его вассалов и по военному захвату чужих земель. Захваченные чужие земли доставались сеньору, который потом распределял их среди своих вассалов и приобретал новых вассалов. Иногда такая война велась с целью, чтобы владелец земли отрекся от своего сеньора и присягнул на верность новому сеньору. В случае войны вассал должен был прибыть в войско сеньора в полном вооружении за свой счет и на своем коне. А если у этого вассала были еще и свои вассалы, то он должен был приехать на войну со своим отрядом вассалов.
  2. Эта служба вассала сеньору была не просто пожизненной, а передавалась по наследству из поколения в поколение вместе с землей. Только таким способом можно было передавать землю по наследству. Если вассал передавал свою землю по наследству своему сыну, то его сын становился таким же вассалом сеньора своего отца. Иначе, сеньор лишал земли сына вассала. Точно также, сын сеньора после смерти своего отца становился сеньором всех вассалов своего отца.

Вторая особенность, которая регулирует наследование отношений сеньоров и вассалов на следующие поколения, фактически означала отсутствие реальной частной собственности на землю. Это была, как бы, пожизненная аренда земли вассалом с преимущественным правом передачи этой аренды по наследству.

Точно также вели себя мелкие помещики по отношению к своим крестьянам. Крестьянин, как бы, являлся вассалом своего помещика. Но расплачивался с ним не военной службой, а деньгами (оброк) и отработкой (барщина). В некоторых странах (например, в России) эти отношения были достаточно жесткими по сравнению с вассальными отношениями и оформлялись в виде крепостного права.

Изначально крестьянин, это был такой вассал, у которого был на столько маленький размер земли, что он не мог уже раздавать свою землю другим семьям, так как на такой маленькой земле было уже трудно прокормить целую семью. Поэтому для того, чтобы прокормить себя и свою семью, крестьянин был вынужден работать сам.

В целом феодальная иерархия берет своё происхождение от древнеримской рабовладельческой семьи патрициев. Такая семья имела иерархическую древовидную структуру, типа структуры современной итальянской мафии.

На верхней ступени стоял глава семьи, потом шли его ближайшие родственники и высшие рабы (которые обедали за одним столом с семьей), потом шли дальние родственники и рабы "среднего управляющего звена" (например, надсмотрщики, охрана), потом шли низшие рабы (работники физического труда).

При этом, если Вы являлись родственником сразу двух и более патрицианских семей, то Вы должны были выбрать, какой семье Вы будете хранить верность и служить. Если две патрицианских семьи вступали друг с другом в такой сильный конфликт, что дело доходило до взаимной резни, то Вы обязаны были встать на сторону той семьи, которой храните верность. Вы должны были взять в руки меч и со своими родственниками и рабами пойти на виллу врага и там вырезать вражескую семью вместе с их рабами.

При переходе к феодальным отношениям такая семья образовала иерархию сеньоров и вассалов. А низшие рабы, занятие физическим трудом образовали класс крестьян.

Времена средневековья вошли в историю значительным числом характерных явлений, среди которых самыми известными являются Крестовые походы, рыцарские турниры, строительство замков и жестокость инквизиции. На фоне всех этих событий развились новые государственные взаимоотношения - вассалитет.

Вконтакте

Одноклассники

Определение вассалитета

Вассалитет - это институт отношений сеньоров и феодалов с личной зависимостью первых от воли вторых . Эпоха вассалитета припадает на VII-VIII вв. , а зародилась такая система взаимоотношений в землях франков.

В то время правители поняли, что необходимо заручиться поддержкой феодалов, рассчитывать на их верность, и в случае необходимости иметь возможность распоряжаться армией для сохранности своей власти.

В свою очередь, вассалами назывались подданные сюзерена или короля, владеющие значительными и не очень земельными наделами.

Вассал в переводе с древнего кельтского языка означает «слуга», который был подчинён сюзерену и нёс военную повинность . Он был полностью зависим от своего короля политически и экономически. Изначально вассал, в переводе с кельтского языка означал «несвободный слуга». Если вначале это были личные отношения, то уже с IX века такие отношения переросли в имущественные. За свои услуги и службу наградой была земля вассала (феод) и бенефиций.

Вассалами становились как крупные феодалы, владевшие замками, городами и деревнями, так и солдаты, которые служили в государственной армии и получили в качестве награды хозяйства. Такие наделы вассалы короля в большинстве своём могли передавать своим наследникам. А дети и внуки, в свою очередь, обязаны были также нести королевскую службу.

Вассал - лицо, обязанное более влиятельному сеньору службой и личной верностью.

Повинность вассала

За свои привилегии феодалы несли повинность и были обязаны по первому требованию короля:

  • явиться ко двору;
  • привести своих людей для формирования армии.

Из таких незначительных отрядов за небольшой промежуток времени можно было собрать значительное войско. На этом обязанности вассалов не заканчивались. Им вменялось платить налоги в казну, стоять на страже границ государства.

У вельмож имелась своя иерархия, которая отражала степень власти и милости короля.

Иерархия феодалов короля:

  • герцог - сильный и влиятельный вельможа;
  • граф - наделен меньшей власти, нежели герцог;
  • барон.

Рыцари пользовались уважением и с честью представляли свои фамилии, но в качестве имущества у них были лишь лошади и доспехи. Каждый рыцарь мечтал о милости короля и заветных наделах, которые он мог получить в награду после успешной военной компании.

В обязанности слуги входила повинность - обязательное несение военной службы в количестве 40 дней в году .

А также слуга был обязан оказывать материальную помощь своему сеньору, сохранять с ним тесную связь и присутствовать в его совете.

Обязательства сеньора

Сеньор же был обязан в случае необходимости защищать своих вассалов от внешних врагов и недружелюбных соседей.

Подобная взаимовыгодная система отношений существовала на протяжении нескольких веков.

Вначале западноевропейская система взаимных обязательств посодействовала стабилизации ситуации в европейских странах, но затем в её функционировании появились проблемы. Те, кто должен был рассчитывать на помощь своего сюзерена и быть обязанными ему своим положением, нередко сами получали немыслимую власть и обзаводились несметными богатствами.

В истории бывали случаи, когда знатные вассалы (герцоги и графы) имели богатств больше, нежели их король. Да и нельзя забывать о заговорах против монархов, во главе которых нередко стояла высшая знать.

Случались времена, когда власть короля была лишь условной, номинальной, а реальная сила была в руках знатных феодалов. Их власть была настолько велика, что они даже чеканили свою монету и занимались взиманием налогов. Такие процессы влияли на стабильность экономики государства, и провоцировала ссоры и распри между вельможами. Против короля выступало ещё одно устоявшееся правило тех лет: «вассал моего вассала - не мой вассал». Это означало, что власть короля могла распространяться на графов или герцогов, но не на их баронов.

Имея земли и власть, господа стремились к независимости. Вельможи не спешили надевать королевские мундиры, сами желали править.

Подобная ситуация не шла на пользу государству и провоцировала в нём междоусобные войны.

Вассальные отношения начинались с клятвы верности, которую феодал давал своему королю . Вначале этот ритуал был спонтанным, но спустя некоторое время, он стал ритуальным и обязательным. Завершался ритуал тем, что сюзерен передавал своему вассалу перчатку.

Средневековый слуга взамен на земельные наделы и титулы был обязан нести военную службу. Поступая на службу к более знатному вельможе, феодал передавал себя ему во власть. Такой процесс получил название «коммендации», а позже - «оммаж».

Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола Пастуро Мишель

Сеньоры и вассалы

Сеньоры и вассалы

Феодальная Европа – это сельский мир, все ее богатство основывалось на земле. Обществом управляли землевладельцы, пользовавшиеся одновременно и политической, и экономической властью, – сеньоры. Феодальный строй можно представить прежде всего системой отношений взаимозависимости этих сеньоров между собой, базировавшейся на двух основных «китах»: вассальном обязательстве и предоставлении феода ..

Вассалом мог быть более или менее слабый сеньор, посвящавший себя служению более могущественному сеньору по обязательству или по причине материальной заинтересованности. Вассал обещал хранить верность, и это обещание становилось предметом договора, определявшего уже взаимные обязанности. Сеньор предоставлял своему вассалу покровительство и содержание: защиту от врагов, помощь в судебных вопросах, поддержку своими советами, всяческие щедрые подарки, наконец, содержание при своем дворе или, чаще, предоставление ему земли, которая обеспечила бы жизнь его самого и его вассалов, – феода. В обмен вассал обязывался нести военную службу в пользу сеньора (ее разновидности закреплялись в договоре), оказывать ему политическую поддержку (различные советы, миссии) и юридическую помощь (помогать вершить правосудие, участвовать в его судебной курии .), иногда выполнять домашние поручения, относиться к нему с неизменным почтением и, в некоторых случаях, оказывать денежную помощь. Таких случаев во Франции признавалось четыре: выкуп, снаряжение Крестового похода, свадьба старшей дочери, торжественное посвящение в рыцари старшего сына сеньора.

Вассальный договор редко закреплялся в письменном виде, за исключением разве что крупных сеньорий. Он служил поводом для проведения ритуальной церемонии, практически одинаковой во всех областях: сначала вассал на коленях произносил текст клятвы («Я становлюсь твоим слугой…»); затем, стоя, он клялся на священных книгах или мощах в верности своему сеньору; наконец, сам сеньор даровал ему феод, вручая предмет, символизирующий будущее владение (ветвь, траву, ком земли) или предоставляемую власть (скипетр, кольцо, жезл, перчатку, флаг, копье). Эту церемонию сопровождали коленопреклонения, обмен поцелуями, литургические жесты; иногда она совершалась лишь один раз и навсегда, иногда – периодически повторялась.

Сначала феод предоставлялся персонально и пожизненно; однако постепенно укоренился принцип наследования. В конце XIII века он распространился повсюду во Франции и в Англии. При смене владельца сеньор довольствовался правом получения налога на наследство. Часто феод не передавался старшему сыну, а разделялся между братьями. Отсюда раздробленность земельной собственности и обеднение вассалов.

На территории своего феода вассал осуществлял все политические и экономические права, как если бы он действительно принадлежал ему. За собой сеньор сохранял лишь право отобрать феод в случае пренебрежения вассалом своими обязанностями. И, наоборот, если вассал считал себя оскорбленным своим сеньором, он мог, сохранив землю, взять обратно свое обязательство и обратиться к сюзерену . – это называлось «вызов».

Феодальная система действительно выглядела своеобразной пирамидой, где каждый сеньор одновременно являлся вассалом более могущественного сеньора. На ее вершине стоял король, который, впрочем, стремился занять обособленное положение по отношению к общей системе; на низших ступеньках самые незначительные вассалы, герои рыцарских романов, демонстрировавшие образцы верности, любезности и мудрости. Между ними существовала целая иерархия крупных и мелких баронов – от герцогов и графов до обладателей самых скромных замков. О могуществе сеньора судили по обширности его земель, числу его вассалов, размеру замка или замков.

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

Глава IV ЛЮДИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Миряне и клир, сеньоры и сервы, буржуа, торговцы и ремесленники, путешественники и пилигримы, бедняки и хворые - До сих пор речь шла больше о «прекрасном» Средневековье, но не все в нем было так уж прекрасно. Например, когда мы говорим

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

МИРЯНЕ: СЕНЬОРЫ И СЕРВЫ, ГОРОЖАНЕ И БУРЖУА - Миряне - это все, кроме клириков?- Да, но они делятся на три категории: сеньоры, или знать, сервы, или крестьяне, и горожане.О первых мы уже говорили - это рыцари, они занимают самое высокое положение и могут быть именованы

автора Поньон Эдмон

Глава XIX СЕНЬОРЫ И КОРОЛИ Описанные выше крестьяне были по сути подданными сеньоров, крупных или мелких. Начнем рассмотрение с наименее

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Мелкие сеньоры Это те мелкие сеньоры, которые управляли имением, состоявшим из одной или нескольких деревень, а иногда частью имения, составленного из 287 весьма различных по происхождению владений. Дворянское сословие еще не полностью сформировалось.

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Крупные сеньоры На войне, на охоте, на турнирах, а также на ассамблеях, почти ежегодно собиравших воедино феодальную аристократию каждого большого фьефа или всего королевства, сходились вместе сеньоры различных рангов. Тем не менее существовали значительные

автора Коллектив авторов

ЛИНЬЯЖИ ЗНАТИ И ИХ СТРАТЕГИИ: СЕМЕЙНАЯ «ЧЕСТЬ», «СОЮЗНИКИ», «ВАССАЛЫ», БРАКИ, ЧАСТНАЯ ЦЕРКОВЬ Главными действующими субъектами этого смутного времени выступали семейные кланы - линьяжи. Они представляли собой большие патрилинейные семьи, обладающие сильным чувством

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

КРЕСТЬЯНЕ И СЕНЬОРЫ Средневековый Запад всегда сохранял зоны крестьянской свободы - большая часть Скандинавии, область Датского права в Англии, многие из горных районов и т. д. Но в большинстве случаев сельские жители находились под властью сеньоров, причем за столетия,

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Сеньоры бана В Германии, где в 962 г. Оттон I восстановил империю, в Англии после завоевания Вильгельма Завоевателя этим подъемом руководил монарх. Во Франции этим поначалу занимались сеньоры, владевшие землей и имевшие право бана - власть приказывать, принуждать и

Из книги Тайны пропавшей цивилизации автора Богданов Александр Владимирович

Вассалы шведского королевства Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А.С. Пушкин До «эпохи самозванцев» христиане, признающие домен Папы Римского, жили на русских землях вместе с теми, кто придерживался византийских

Из книги История отравлений автора Коллар Франк

автора Грегоровиус Фердинанд

3. Планы Стефана IX и его смерть. - Бенедикт X. - Николай II. - Гильдебранд получает помощь от норманнов. - Новый избирательный декрет. - Успехи норманнов. - Они присягают папе как вассалы. - Падение Бенедикта X Отдавая свои силы реформе церкви, Стефан IX в то же время имел в

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Государи Беневента и Капуи присягают Григорию VII как вассалы. - Роберт Гюискар отказывается присягать. - Намерение Григория превратить государей Южной Италии в вассалов римской церкви. - Его воззвание к общему крестовому походу. - Матильда и Григорий VII. - Его первый

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Латинская империя - Романия и ее вассалы Первым результатом Четвертого крестового похода стало создание новых франкских государств - Латинской империи (1204-1261 гг.) и ее вассальных владений. Императором «Романии» (так называли империю крестоносцы) стал граф Фландрский

Из книги Крестовый поход на Русь автора Бредис Михаил Алексеевич

Полоцк и его вассалы в войне 1203-1216 гг. Итак, в 1202 году против язычников Прибалтики был объявлен крестовый поход. В Ливонию вместе с епископом Альбертом прибыли уже не мирные проповедники, а крестоносцы. Одновременно с этим немцы основали крепость Ригу, в устье Двины, то

Из книги Рыцарство от древней Германии до Франции XII века автора Бартелеми Доминик

3. ВАССАЛЫ, СЕНЬОРЫ И СВЯТЫЕ В конце IX в. произошло то, что можно назвать феодальной мутацией: короли утратили всякий реальный контроль над провинциями, их дворец захирел, и состоялось возвышение графов, а также королевских вассалов и иногда епископов в ранге сеньоров

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Ван и вассалы: феодализация внешних уделов Западночжоуское государство - вопреки тому, как Г.Крил озаглавил свою известную монографию , - империей никогда не было и не могло стать. Это было военно-политическое образование достаточно раннего и неразвитого типа. И хотя

Средневековьем историки называют времена с V по XV столетия, то есть период от падения Римской империи до открытия Америки. На протяжении многих лет эти времена считались темными, варварскими, невежественными, жестокими и кровавыми. Однако наряду с этим людям известно о романтичности, рыцарских подвигах, трубадурах, строительстве величественных соборов и замков того периода.

Кто такой сеньор

В Средние века общество разделялось на три сословия, каждое из которых обладало важными обязанностями:

  • молящиеся - это духовенство;
  • воюющие - это сеньоры, охраняющие страну;
  • работающие - это крестьяне.

Принадлежность к определенной группе передавалась по наследству. Детям крестьян подобает быть крестьянами, рыцарем может стать только потомок рыцаря, священником - сын аббата.

Все сословия выполняли свои важные общественные функции. Духовенство заботилось о душах людей, сеньоры охраняли страну, члены крестьянских семей всех кормили. Согласно этой теории, представители каждого из сословий должны неукоснительно выполнять свои обязанности и жить в мире с другими.

Кто такой сеньор? Определение по истории гласит, что господин, который обладает властью короля на территории собственных земель.

Строение иерархической лестницы феодальных времен

Высшую ступеньку лестницы занимал король. Его называли верховным сюзереном или первым сеньором. Непосредственными вассалами короля считались представители знатных и богатых семей:

  • герцоги и графы;
  • архиепископы и епископы;
  • аббаты.

На следующей ступени находились вассалы вышестоящих представителей - бароны, которым, в свой черед, подчинялись рыцари. Вся эта «лесенка» поддерживалась трудом ремесленников и крестьян, обеспечивающих страну продуктами питания и одеждой.

При внимательном рассмотрении этой иерархической конструкции становится ясно, кто такой сеньор в Средние века - это имеющий в собственности поместья и своих вассалов.

Взаимозависимость сословий

Жизнь крестьян, составляющих основную массу населения, очень сильно зависела от сеньоров. В их обязанности входила не только работа для своей семьи, но и труд в хозяйстве графа несколько дней в неделю, а также общественные работы по ремонту заборов, мостов и дорог. Они платили медом, яйцами или зерном, фруктами или мясом птицы за возможность жениться, за использование местной мельницы для помола зерна.

Кто такие сеньоры для средневековых крестьян? Эти более сильные «соплеменники», которые в обмен на продукты питания и труд гарантировали землепашцам возможность получения полей в аренду для проживания, выращивания зерна. Господин служил защитой своим крестьянам от военной повинности, от набегов чужаков в нестабильные времена.

На вопрос «кто такой сеньор», история отвечает, что это своего рода покровитель. Чем больше крестьян и земельных наделов было во владениях сеньора, тем он становился могущественнее, богаче, росла его общественная значимость.

Повинности и права нижнего сословия

Некоторые крестьяне были вынуждены отказаться от собственности на земли и свободы. Они соглашались на зависимую жизнь в обмен на уверенность в защите и безопасности. Феодалам выгоднее было получить от работников как можно больше. Однако от голодных и нищих крестьян, которые также являлись подданными своего покровителя, не было никакой пользы. Поэтому в Средние века подати, оброки и поборы ограничивались некоторыми нормами обычая.

Кто такие крупные феодалы, которые всегда охотно брали под свою защиту крестьян, забирая у них в ответ на это свободу и имеющуюся землю. Однако ни продать, ни обменять, ни телесно наказывать, ни казнить этих людей они не имели права.

Даже самого зависимого из крестьян нельзя было выгнать с участка земли при уплате им установленных оброков. Отношения знати и землепашцев регулировались не капризами господина, а устоявшимися в обществе обычаями. В случае нарушений своих прав крестьяне обращались в суд и довольно часто выигрывали.

Прямые и почетные владельцы

Земельная территория с усадьбой, замком и местной церковью называется сеньорией. Принцип такого владения был сердцем средневековой экономики. В большинство поместий входили от одной до нескольких деревень с окрестными землями. Кто такой сеньор? Определение следующее: почетный или прямой владелец всей недвижимости в конкретной сеньории.

На территории обязательно должен находиться замок - значимый символ и центр управления усадьбой. Такое укрепленное строение являлось своеобразной демонстрацией власти над людьми и данной территорией.

Итак, отвечая на вопрос «кто такие сеньоры», можно сказать, что это крупные феодалы, имеющие в подчинении вассалов, обладающие возможностью вершить правосудие и получающие доходы от своих земель.

Отношения сеньор - вассал восходят к самым истокам западноевропейского феодализма . Уже в капитуляриях Карла Великого мы встречаем воинов, связанных, вероятно, на всю жизнь с вождем, который ведет их на войну. Вождь уже носит название сеньора, его люди – вассалы (это слово означает, по-видимому, домашних слуг). Эти названия сохраняются в течение всех Средних веков .

Сеньором является всегда богатый человек, сановник или крупный собственник. Он вооружает, кормит, содержит, может быть, даже обеспечивает жалованьем отряд рыцарей и оруженосцев, которые служат ему обществом и телохранителями. В рыцарских поэмах (chansons de gestes) этот отряд называется «домом» (maisnie, то есть maison) сеньора.

Сеньор и его люди живут вместе в одной и той же комнате, вместе едят, вместе идут в поход. Вассал действительно, слуга: он прислуживает своему сеньору за столом, обязан повиноваться ему и всюду за ним следовать; в сражении он должен дать убить себя, чтобы защитить своего сеньора. Это служебное положение соединяется с чувством товарищества, которое, не уничтожая расстояния между господином и слугой, создает между ними тесную связь взаимной преданности. Символом этой связи является клятва, которую дает вассал, вступая в службу сеньора.

В таких же чертах изображают эту систему, на которую намекают документы IX в., и рыцарские поэмы более позднего, впрочем, времени (XII и XIII столетий). Продолжала ли она существовать в X и XI столетиях, этого мы не можем ни утверждать, ни отрицать; воины не писали, а летописи светских знатных семейств, если и существовали, то до нас не дошли. Таким образом, происхождение феодализма остается не только спорным, но и неразрешимым вопросом.

Как и во времена Карла Великого , вассал связывается с сеньором посредством торжественного обряда, потому что вассалом не родятся, а делаются, и потому что им надо сделаться, чтобы получить возможность пользоваться феодом. Вот почему обряд клятвы, которым устанавливалась вассальная зависимость, сохранялся в течение целых веков: он служил для засвидетельствования прав сеньора. Старинный церемониал был, по-видимому, почти одинаков во всех странах.

Вассальная клятва королю Артуру. Миниатюра XIV века к «Истории святого Грааля»

Будущий вассал является к будущему сеньору с обнаженной головой и безоружный. Он опускается перед ним на колени, кладет свои руки в руки сеньора и объявляет, что становится его человеком. Сеньор целует его в уста и поднимает на ноги. Такова церемония оммажа (hommage). Она сопровождается присягой: положив руку на мощи или Евангелие, вассал клянется оставаться верным сеньору, то есть исполнять обязанности вассала. Это – присяга в верности (foi или féauté). Оммаж и присяга в верности – два различных акта: один есть обязательство, другой – клятва; но так как нет оммажа без клятвы верности, то их в конце концов стали смешивать.

Что такое феод?

Несомненно, по-видимому, то, что с X в. во Франции устанавливается обычай вознаграждать вассала не деньгами и не натурой, а поместьем, в котором есть зависимые держатели. Этот вид дарения не нов: это бенефиции . «Бенефиций» есть единственное название, употреблявшееся в латинских актах Германии и Италии до конца XI столетия. Во Франции появляется название fevum fief, feodum (феод); первые достоверные примеры этого словоупотребления, которые нам известны, относятся к началу X в. На востоке это имение, пожалованное сеньором, называют chasement (casamentum, поместье). С этих пор вассал, вместо того, чтобы оставаться при своем сеньоре, поселяется в полученном им имении, но продолжает быть слугой сеньора. Не доказано, чтобы каждый вассал, даже в XII в., непременно получал феод. По крайней мере, никто не может получить феод иначе, как стать вассалом того, кто дает ему поместье, и почти все вассалы обладают феодами.

Сеньор предоставляет в пользование вассалу принадлежащий ему феод; обычно это земля; но феодом может быть всякий доходный предмет и всякое доходное право.

Сеньор передает свое право посредством торжественного обряда: он вводит вассала во владение феодом, вручая ему соломинку или палку, или копье, или перчатку, служащую символом передаваемого предмета. Это инвеститура (investir значит вводить во владение).

Сеньор уступает не право собственности на феод, а только пользование последним; легально он остается полным собственником феода. Договор обязывает только тех, кто заключает его, и сохраняет силу, лишь пока они живы. Со смертью вассала феод возвращается к сеньору; после смерти сеньора вассал может сохранить феод лишь в том случае, если сызнова обяжется новому сеньору.

Вначале сеньор, по-видимому, пользовался после смерти вассала своим правом брать обратно феод, чтобы отдать его, кому захочет. Так поступают часто герои рыцарских поэм, и мы встречаем примеры пожизненных феодов еще в XII в. Но обычай, по которому сын наследует звание отца, был так силен в средние века, что сеньоры принуждены были предоставлять своим вассалам право завещать их звание сыновьям. Так установилась наследственность феодов, или, выражаясь более точно, наследственным сделалось право заключать договор вассальной верности с сеньором феода. Сам по себе феод никогда не становился наследственным, потому что сеньор всегда оставался его законным собственником; контракт пользования всегда был только пожизненным; он должен был возобновляться с каждым поколением вассалов и с каждым поколением сеньоров. Наследственным становится только право возобновлять этот контракт; но на практике это было равносильно наследственности владения.

Вот что такое феод. Во Франции развитие этой системы было почти закончено в конце X в.; в Ломбардии она была освящена эдиктом короля Конрада II в 1037 г.; в Германии процесс ее развития продолжался до XIII столетия.

Обязанности вассала

Феод не давался даром. Он налагал на вассала обязанности по отношению к сеньору. Эти обязательства вытекали из одного и того же общего начала, которое всегда и везде формулировалось в одинаковых выражениях; изменялись только способы его применения.

Прежде всего вассал обязан совершить клятву верности и оммаж – формальный акт, посредством которого он «признает себя человеком» сеньора и клянется ему в верности. Он обязан сделать это, вступая во владение феодом, и должен делать это каждый раз, когда его сеньор замещается другим: это называют возобновлением феода. Если вассал отказывается совершить обряд, он отвергает сеньора и, вследствие этого, теряет свое право на феод (это называется forfaire). Он должен заявить сеньору, за какой феод он становится его человеком; это объявление феода. Если феод состоит из нескольких статей, он должен перечислить все. Если есть сомнение относительно того, что содержит в себе феод, то вассал обязан допустить сеньора к проверке, которая состоит в осмотре на месте (montrée или vue). Если он недобросовестно скроет часть феода, то лишается своего права. Эти словесные формальности заменялись, особенно после XIII в., письменным актом, который назывался объявлением и перечислением феода.

Возобновляя феод, вассал принимает на себя отрицательные обязательства пользователя по отношению к настоящему собственнику. Он принимает на себя обязанность (часто особой формулой) поддерживать и обеспечивать феод: поддерживать – то есть заботиться, чтобы он не терял своей стоимости, не изменять его положения, не отделять от него частей (это называется «сокращать»); обеспечивать – то есть быть всегда готовым признать право настоящего собственника и защищать феод против посторонних лиц.

Принося клятву верности, вассал обязуется не причинять вреда сеньору, не покушаться ни на его личность, ни на его имущество, ни на его честь, ни на его семейство. Часто встречаются акты оммажа, в которых вассал клянется уважать «жизнь и члены» сеньора. Эти отрицательные обязательства были, по-видимому, взаимны. «Сеньор, – говорит летописец Бомануар, обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек – своему сеньору». Сеньор и вассал обязаны любить друг друга. Каждый из них воздерживается от какого бы то ни было враждебного поступка по отношению к другому. Поэтому сеньор не должен ни нападать на своего вассала или оскорблять его, ни соблазнять его жену или дочь. Если он сделает это, вассал может порвать связь с сеньором, сохраняя все-таки феод. Этот разрыв обозначается актом, который составляет противоположность инвеституры: вассал бросает соломинку или перчатку; это называется défi (уничтожение верности).

Церемония вассальной клятвы (оммажа). Средневековая миниатюра

Положительные обязанности вассала то выражаются одним словом service (служба), то разлагаются в формулу, которая появляется с X в.: aide et conseil (auxilium et consilium, помощь и совет).

Под помощью разумеется, прежде всего, военная помощь: вассал – солдат сеньора; он должен помогать ему в его войнах ; именно для этого он получил свой феод. В некоторых формулах вассальной присяги этот пункт оговорен особо; вассал клянется служить сеньору «против всех мужчин и женщин, как живых, так и мертвых».

Это обязательство – вначале, без сомнения, неограниченное (таким оно является еще в рыцарских поэмах), позже, благодаря ограничениям, точно определилось, и в нем стали различать несколько родов службы.

Ost и chevauchée суть обязанности вассала сопровождать сеньора как в его походах (ost), так и в его разъездах по неприятельской стране (chevauchée). Эта служба, особенно в XII в., ограничена пространством и временем: вассал следует за сеньором (по крайней мере, за свой счет) только в пределах известной области, часто очень небольшой; он служит ему только в течение известного срока, утвержденного обычаем, – чаще всего 40 дней. Estage есть обязанность держать гарнизон в замке сеньора, одному или с семейством. Вассал обязан по требованию сеньора отдавать в его распоряжение свой собственный замок; такой замок называется jurable et rendable, и в актах, особенно XIII в., часто постановляется, что вассал обязан отдать его сеньору «спокоен ли тот или разгневан, с большим войском или с малым». Сеньор может поставить в замок гарнизон, но обязан возвратить его в том виде, в каком получил, и не брать из него ничего другого, кроме соломы и сена.

Замок Каркассон, Франция. Видны цилиндрические башни и мост через существовавший прежде ров

Другой вид помощи, правда, второстепенный, состоит в помощи натурой или деньгами, которую вассал обязан оказывать сеньору в определенных случаях. Как правило, вассал, получая инвеституру, дает подарок, установленный обычаем. Часто это предмет, служащий символом вассальных отношений: копье, золотая или серебряная шпора, пара перчаток; в Орлеане – это боевой конь, в Гиени – денежная сумма (l"esporle). Обычно при каждой смене сеньоров, иногда и при каждой смене вассалов, сеньор получает вознаграждение (relief или rachat), очень тяжелое на севере Франции (годовой доход) и еще более тяжелое, если новый вассал только побочный наследник прежнего. Точно так же, в случае продажи вассалом феода, покупатель обязан получить согласие сеньора на переход феода и уплатить ему покупную пошлину (quint), доходящую иногда до тройной суммы годового дохода.

Сеньор имеет право требовать от своих вассалов денежной помощи для покрытия некоторых своих исключительных расходов. Этот вид помощи в некоторых странах носит название aide aux quatre cas (помощь в четырех случаях). Эти случаи в разных странах не одинаковы; даже их число бывает и больше и меньше четырех. Наиболее обычные: выкуп сеньора, если он попал в плен, его отправление в крестовый поход , выход замуж его дочери, посвящение в рыцари его сына. Субсидию должны платить благородные вассалы; но они не платят ее своими деньгами, а вычитают ее с держателей своего поместья.

Сеньор имеет право требовать от вассала помещения и пищи для себя и своей свиты или охотничьей команды; это есть право постоя (gîte, на юге – albergement), часто заменяемое определенным вознаграждением. В XIII в. это право строго регулировано. Так, владелец Соммьера (в Гиени) обязан, в случае приезда своего сеньора, герцога Аквитанского, приготовить для него и десяти рыцарей обед, состоящий из свиного или коровьего мяса, капусты, жареных цыплят и горчицы; он должен сам прислуживать герцогу в брюках ярко-красного сукна, с золотыми шпорами. Другой вассал должен принимать шестерых из сопровождающих герцога егерей, давать им хлеба, вина, мяса и на другой день отвозить их в лес.

Служба совета обязывает вассала помогать сеньору своими советами в затруднительных обстоятельствах; эту службу называют также придворной (service de cour). Сеньор созывает сразу всех вассалов и собирает их на своем дворе. Обязанность принимать участие в этих собраниях часто ограничена тремя съездами в год, происходящими обычно по большим праздникам – в Пасху, Троицу и Рождество.

Это собрание играет роль почетной свиты на торжествах, которые сеньор устраивает по случаю своего бракосочетания, или бракосочетания своих детей, или посвящения в рыцари своих сыновей; оно удовлетворяет его тщеславие, увеличивая пышность церемонии. Оно служит политическим советом по важным вопросам, касающимся сеньории, по вопросам о войне, мире, об изменении кутюмов. Оно является судебной инстанцией (plaid) для разбирательства споров между вассалами сеньора. Сеньор созывает и председательствует в судебном собрании (cour de plaid), которое произносит приговор. Участие в судебных съездах – не право, а повинность, которая не приносит никакой выгоды и может вовлечь судью в дуэль с проигравшим дело. Притом, это – строго узаконенная обязанность: ни вассал не может отказаться от участия в судебном съезде, ни сеньор не может отказаться от созыва съезда. Это было бы «нарушением права» (отказ в правосудии), которое разрешило бы вассала от его клятвы верности.

Женщины и дети в отношениях между сеньором и вассалом

Казалось бы, что в феодальном строе не было места ни для женщин, ни для детей, потому что вассальные обязанности мог нести только воин; но сила собственности и наследства одержали верх над логикой. Сеньор был еще более собственником, чем вождем отряда. Ребенок или женщина могли наследовать крупное поместье, розданное в феод вассалам, и таким образом эти вассалы становились людьми нового собственника.

Так как малолетний не мог сам осуществлять свои права, то ближайший родственник с отцовской стороны принимал опеку, то есть владение поместьем. Он пользовался доходами и занимал место сеньора; он носил даже его титул. Вначале в его обязанности входили также охрана и воспитание малолетнего собственника. Но так как наследником ребенка являлся опекун (baillistre), то, чтобы отнять у него искушение содействовать освобождению наследства, установился обычай поручать охрану ребенка ближайшему родственнику по женской линии, который ничем не был заинтересован в его смерти. Достигнув совершеннолетия (между 14 и 21 годами, в зависимости от страны), молодой человек приказывал посвящать себя в рыцари и затем принимал присягу вассалов.

Дочь – наследница сеньории, если она была совершеннолетняя, пользовалась правами сеньора, вытекавшими из обладания поместьем: вассалы были обязаны ей оммажем и службой. Были примеры, когда женщины лично управляли своей сеньорией, председательствовали в своем феодальном суде и даже сражались. В феодальном языке не было слова для обозначения сеньора-женщины: ее называли латинским словом dame (domina – госпожа), по-испански dona.

Дети и женщины вошли в феодальный строй как наследники сеньоров; они вступали в него также в качестве наследников вассалов. Если вассал умер, оставив малолетних сыновей, то сеньор первоначально имел право отобрать феод и передать его человеку, способному к службе; но, начиная с XI в., он ограничивался тем, что брал феод вместе с опекой над ребенком до его совершеннолетия (это была сеньориальная опека, которая позже была заменена опекой родственников малолетнего). Достигнув совершеннолетия, молодой человек вступал во владение феодом.

Больше затруднений встретило признание вассального права дочерей. Женщина не могла нести службу за феод. Поэтому были страны, где феод не переходил к дочерям; его наследовали сыновья, даже младшие, или более далекие родственники. Но привычка смотреть на дочерей, как на законных наследниц, была настолько сильна, особенно на юге Франции, что, в конце концов, в XI и XII столетиях она распространяется даже и на феоды. Женщины стали получать их в наследство, даже в приданое; они делались вассалами, как могли сделаться сеньорами. От прежней системы, исключавшей наследование женщин, осталась только привилегия в пользу побочных наследников мужского пола.

Для вассальной службы за феод женщина должна была представлять сеньору заместителя. Она не имела права выходить замуж без согласия сеньора, и в некоторых странах (Испании, Иерусалиме) сеньор указывал наследнице феода двух или трех рыцарей, между которыми она должна была выбрать себе мужа.

Похожие публикации