Лепка из холодного фарфора. Как слепить голову куклы. Сделать куклу в домашних условиях фото Как делается фарфоровая кукла

Авторская кукла – это редкое искусство, требующее высокого уровня мастерства и усидчивости. Существует множество техник, в которых современные мастера изготавливают авторских кукол. К более простым техникам относится работа с полимерными запекаемыми пластиками, но до сих пор чрезвычайно ценятся традиционные фарфоровые куклы ручной работы. Создать куклу из фарфора непросто, но готовая фарфоровая кукла будет радовать вас много лет своей изысканностью и утонченностью.

Инструкция

  1. В первую очередь, вам нужно подготовить модель и придумать эскиз куклы, а также определить, где именно будут соединяться подвижные части куклы. Нанесите на эскиз места креплений суставов. Закрепляйте суставы куклы с помощью шляпной резинки.
  2. Из паперклея или скульптурной глины вылепите детали куклы, зашлифуйте и разгладьте их, а затем покройте лаком. Определите, в какой части детали будет отверстие для заливки фарфора – этого отверстия не должно быть видно в готовой кукле. К деталям куклы долепите воронку, через которую вы зальете жидкий фарфор. Разделите детали на две-три части, проводя линию разреза по местам сложного рельефа.
  3. Теперь займитесь снятием формы – из пластилина сделайте подмодельник, облепите им модель по размеченной линии разделения, а затем сделайте в нем выемки обратной стороной карандаша. По краям подмодельника из пластилина сделайте бортики, после чего приготовьте раствор гипса, взбейте его и залейте в подмодельник.
  4. Когда первая часть формы застынет, снимите подмодельник и смажьте деталь формы вазелином. Сделайте бортики и залейте гипс. Части формы разнимите и извлеките модель. Края формы зашлифуйте. Просушите форму в течение двух-трех дней при комнатной температуре. Соберите вместе сухую форму и стяните ее резинкой или проволокой, оставив в нужном месте отверстие для вливания фарфора.
  5. Перемешайте фарфор и залейте в подготовленную воронку до краев формы, заливая медленно, чтобы избежать появления воздушных пузырьков. Через пять минут слейте оставшийся фарфор из формы, а через три часа снимите резинки и разъедините форму. Осторожно извлеките фарфоровую деталь, срежьте воронку и сделайте отверстия по схеме крепления суставов. Изготовьте таким способом голову, туловище, руки и ноги куклы.
  6. Просушите детали и зашлифуйте швы, оставшиеся от формы, перед обжигом. Затем обожгите фарфоровые детали, соблюдая правила изменения температур в печи, и наконец, когда детали остынут, начинайте раскрашивать лицо куклы, используя акриловые краски по керамике и фарфору.
  7. Соберите куклу воедино с помощью шляпной резинки, сначала закрепляя на теле обе руки, а затем закрепив голову и ноги. Проденьте петлю в металлическую шайбу, чтобы она не соскальзывала. Теперь вам осталось доработать куклу – придумать одежду, аксессуары, сделать ей прическу.

Нам потребуются:

пенопластовый шарик;
шарик холодного фарфора примерно такого же размера как и пенопластовый шарик;
шариковый инструмент;
инструмент для резки;
акриловые краски;
лак

1. Покрываем пенопластовый шарик слоем холодного фарфора, предварительно зарезервировав часть фарфора для изготовления ушей. Кроме того, помните, что очень трудно подобрать цвет при использовании различных партий материала. Фарфор старайтесь наносить на основу таким образом, чтобы не образовывалось завоздушин. Это впоследствии может привести к образованию трещин. Если фарфор суховат, можно нанести на шарик немного клея, это облегчит работу. Начинаем работу с того, что вдавливаем основу в пласт фарфора и постепенно вращаем шарик, прижимая его к ладони и постепенно покрывая фарфоровым слоем. Как только доберетесь до верхней части, прищепните фарфор с боковых сторон, благодаря этому контакт покрытия с основой будет более прочным.










2. Формируем шею. Катаем заготовку по плоской поверхности таким способом, чтобы она приобрела форму яйца. Находим границу пенопластовой основы и делаем углубление. Это будет задняя часть головы. Затем, используя режущий инструмент (например стеку или пластмассовый нож) делаем углубление в выступающей части головы. Данное углубление должно быть немного смещено от центра, причем нижняя часть должна быть меньше верхней. Формируем из меньшего куска шею.







3. Формируем лицо. Используем режущий инструмент для разметки участков для щек, носа, рта и подбородка. Закругляем пальцами щеки, формируем нос и подбородок. Делаем небольшие углубления над щеками, в них будут размещаться глаза. Используя все тот же режущий инструмент формируем открытый ротик.







4. Продолжаем формировать лицо. Теперь берем инструмент с небольшим шариком на конце или любой другой подходящий предмет, находящийся под рукой, и придаем очертания области вокруг рта. Раскатываем инструмент вдоль нижней губы, делая выемку. Стараемся искривить эту выемку вверх, тогда наша голова будет улыбающейся. Надавливаем в уголках рта, делая небольшие ямочки. Делаем дырочки в ноздрях и отмечаем углубление в верхней губе.









5. Устранение дефектов. На этой фотографии можно увидеть достаточно большую трещину. Такие трещины сформировались на обеих щеках в результате проталкивания глины в неправильном направлении на начальном этапе формирования лица. Чтобы исправить этот дефект, смачиваем всю область вокруг трещины водой и прокатываем по ней шариком взад-вперед. Затем делаем с помощью шарикового инструмента небольшие движения в направлении, противоположном трещине, чтобы разгладить ее.



6. Добавляем уши. Берем кусок глины, зарезервированной заблаговременно, и раскатываем его в ладошке в 2 одинаковых по размеру шарика. Размещаем данные шарики на плоской поверхности и скатываем из них конусы. Придаем конусам форму капли. Немного смачиваем на голове область крепления уха и крепим уши на уровне глаз. Надавливаем на ухо большим шариком, чтобы сделать в нем углубление и немного искривить его. Затем берем шарик поменьше и придаем уху более естественную форму. Можно их даже немного заострить, тогда они будут напоминать уши эльфа.














7. Оставляем заготовку на 24-48 часов, чтобы она высохла. Продолжительность просушки зависит от начального состояния холодного фарфора, влажности в помещении и толщины заготовки. Во время просушки необходимо хотя-бы один раз перевернуть заготовку, чтобы высохла другая ее сторона.


8. Через два дня можно осмотреть нашу заготовку свежим взглядом и исправить недостатки. Одно из преимуществ данного материала - это то, что любые недостатки легко исправить даже после его затвердевания. Кстати, трещинки в щеках стали едва уловимыми. Теперь убираем шерховатости и другие мелкие дефекты путем шлифования, увлажнения и сглаживания.









9. Добавляем детали. Вдохнем жизнь в нашего маленького эльфа с помощью акриловых красок. Глаза делаем темно-синими, после чего добавляем черный зрачок, затем - светло-голубые блики на радужной оболочке глаза и, наконец, белые блики. Дорисовываем детали карандашом и маркером. Чтобы румяна на щеках были реалистичнее, используем ватный тампон и различные оттенки розового. Чтобы губы лучше выделялись, делаем их красновато-розовыми.











10. Устраняем дефекты. Пока краска свежая, ее легко можно удалить с холодного фарфора. Для этого понадобятся немного воды, ватный тампон или бумажное полотенце. Чтобы избежать размазывания краски, работаем с внешней стороны. Следите за количеством воды, ее не должно быть слишком много, в противном случае можно удалить чрезмерное количество фарфора или сильно его увлажнить. Тогда его придется повторно просушивать.







11. Добавляем волосы. Берем небольшой кусок желтой глины и раскатываем его. Раскладываем раскатанный пласт на голове, делаем разрезы над ушами и укладываем за ушами торчащие участки. Делим прическу в задней части головы наполовину и формируем косички.















12. Устраняем дефекты прически. На фотографиях можно увидеть, что не получилось. Проще говоря, холодный фарфор высох очень быстро. В какой-то момент косички пришлось удалить.


Отличительной особенностью шарнирной куклы является подвижность суставов, что позволяет ей принимать любую позу. Создание куклы на шарнирах своими руками - настоящее искусство, обратной стороной которого является многочасовая кропотливая работа.

Индийская мастер литья Эстер Маркер продвигает технологию изготовления шарнирных кукол без обжига из литьевого пластика Flumo. Этот же способ использует отечественная мастерица Ольга Баскакова. А вот другая наша соотечественница, живущая в Канаде Марина Бычкова, предпочитает традиционную технику создания кукол с обжигом в печи.

Авторские куклы Бычковой считаются одними из самых дорогих в мире - стоимость одного экземпляра может доходить до 50 тыс у.е., самые дорогие уходят с аукционов. Серийные куклы, выпускаемые различными брендами, стоят на порядок дешевле, но тоже далеко не бюджетно - от 400 до 1000 у.е.

Основными этапами работы (каждый из которых занимает от нескольких часов до нескольких дней) являются:

  • выполнение эскиза;
  • изготовление черновой модели из пластилина;
  • создание форм для литья из глины или гипса (молдов);
  • заливка пластика в молды и создание деталей будущей куклы;
  • ошкуривание и шлифовка деталей;
  • обжиг деталей в печи (некоторые виды литьевого пластика не требуют обжига);
  • сборка куклы (установка шарниров и крючков);
  • роспись изделия;
  • финальные штрихи (одежда, парик, подставка).

С чего начинать работу?

«Рождение» авторской шарнирной куклы начинается с лепки пластилиновой модели. Несмотря на кажущуюся простоту, многие начинающие мастера застревают уже на этом этапе, поскольку вылепить своими руками из пластилина фигуру с симметричными пропорциями - довольно сложная задача.

Опытные мастера, знакомые с нормами анатомии, рисуют эскизы, по которым лепят черновые модели. Новичкам же проще использовать готовый исходник, с которым придется повозиться, но гарантированно получить одинаковые детали.

Поэтому, например, кукольных дел мастер Ольга Баскакова делает шарнирные куклы своими руками на основе кукол Барби с барахолки, разбирая их на составные части. При этом изделия Баскаковой не являются бутлегами (копиями игрушек известных брендов, в данном случае - Barbie™). Шарнирные изделия отличаются от исходников как небо и земля.

Работа мастера начинается с разборки куклы на запчасти с помощью маникюрного скальпеля. На этом этапе из частей тела куклы удаляются крепежные штырьки, которые соединяют фрагменты между собой (штырьки легко срезаются острыми ножницами). Кисти и ступни обязательно отделяются от предплечий и голеней для последующего соединения шарнирным креплением.

Изготовление черновой модели из пластилина

На этом этапе требуется воссоздать все детали исходника, но с отверстиями для шарниров. Ольга Баскакова использует для создания черновых форм скульптурный пластилин. Этот этап - самый долгоиграющий, он состоит из таких шагов:

  • Изготовление формы (молда). Кусок пластилина с деталью (удобнее всего делать их прямоугольными) ставится на пластилиновую лепешку, края которой загибаются. Получается квадратная форма, внутри которой покоится утопленный в пластилин фрагмент куклы.
  • Заливка форм гипсовым раствором. После застывания пластилин снимается и получается гипсовая платформа, внутри которой «замурована» деталь от Барби. Чтобы изготовить вторую часть молда, нужно поместить платформу с деталью на пластилиновую лепешку, загнуть края и снова залить гипсом. Таким образом у нас получится 2 одинаковые платформы (одна полая, внутри второй деталь от куклы, которую уже можно убирать).

Затем можно перейти непосредственно к созданию черновой формы:

  • выстлать матрицу пищевой пленкой и заполнить пластилином;
  • пластилин разровнять и, аккуратно потянув за пленку, извлечь заготовку. Каждая из заготовок будет половинкой определенной детали будущей куклы.

Половинки соединяются между собой. Таким образом воссоздаются все детали куклы Барби из пластилина. Теперь нужно сделать черновые шарниры из пластилина или полимерной глины (Баскакова использует глину «цернит») и соединить подвижные детали между собой. На этом этапе места установки шарниров в деталях расширяются. Если сравнить пластилиновые части куклы с фрагментами Барби — исходника, они будут отличаться как раз в местах соединения.

Черновая модель не одноразовая, на ее основе можно сделать своими руками множество шарнирных кукол.

Как выполняется литье?

Следующий шаг - отливка фрагментов будущей куклы из литьевого пластика. Хорош пластик Modeling Cast, но существуют и другие разновидности материала (напр. Flumo, LaDoll). Для этого необходимо сделать гипсовые молды на основе наших пластилиновых деталей вышеописанным способом.

При создании молдов в них вырезается литник - небольшой канал, по которому в полость формы будет заливаться пластик. После застывания пластика части молда разъединяются и получается цельная деталь.

На видео показан процесс формирования головы и тела куклы без использования форм:

Обработка готовых деталей и установка шарниров

Следующий этап - шлифовка деталей. Нежная фарфоровая фактура, за которую так ценятся шарнирные куклы, достигается скрупулезной шлифовкой каждого фрагмента. Мастера используют маникюрную фризу и мелкоабразивную наждачную бумагу.

Затем необходимо установить шарниры. Найти шарниры - не проблема, они в изобилии продаются в магазинах хенд-мейда. Некоторые мастера предпочитают делать их самостоятельно, из полимерной глины. Главное, чтобы цвет их по максимуму совпадал с цветом самой куклы. В шарнирах выпиливаются отверстия под резинки, затем производится черновая сборка куклы с резинками и крючками.

Наводим красоту

Теперь пора приступать к наведению внешнего лоска, т.е. грунтовке и покраске деталей . Большинство мастеров в качестве базы используют акриловые красители, а финальные штрихи наносят пастелью. После раскрашивания детали обрабатываются лаком.

Особое внимание уделяют росписи лица. Мастер Ольга Баскакова в совершенстве владеет искусством передачи настроений своим изделиям: ее куклы бывают веселыми, грустными, задумчивыми. Новичкам в росписи, дабы не испортить изделие, лучше срисовать лицо куклы с понравившегося исходника.

Завершающие штрихи - наряд куклы и ее парик. Если у вас получилось сделать своими руками шарнирную куклу, сшить наряд по своему вкусу труда не составит. Парик можно позаимствовать у той же куклы Барби или сделать самостоятельно из любого материала, хоть отдаленно напоминающего волосы.

Большинство кукольников отмечают, что постичь технологию создания кукол на шарнирах можно только наглядно: творить, опираясь только на инструкции, нереально. Поэтому мастер-классы по изготовлению шарнирных изделий своими руками очень популярны (как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть), например, здесь: https://www.youtube.com/user/Lbrevner/videos.

У каждой девочки в детстве была любимая кукла, у кого-то еще советская, а у кого-то уже кукла Барби. И можно заметить, что большинство девочек любили играть с ними, так как они были удобные. Некоторые сгибали ноги и руки, как настоящие, а некоторые были просто из пластика, но, тем не менее, с ними было удобно и весело играть. Многие удивляться, но такую куклу можно сделать своими руками, конечно, она будет отличаться от других, в зависимости от материала, из которого она будет создана, и навыков мастера.

Особенности шарнирной куклы

Существует много способов сделать такую игрушку для своего ребенка или в качестве элемента декора. Отличие такой куклы заключается в том, что все ее соединения на местах суставов являются подвижными, поэтому кукла может принимать разные позы. Есть зарубежные фирмы, которые могут сделать куклу по запросу покупателя, то есть, практически самостоятельно ее можно собрать, а всю работу сделают работники фирмы.

Перед тем, как приступать к созданию такой необычной куклы, необходимо понять, как правильно ее сделать. Например, для начинающих мастеров не рекомендуется сразу применять серьезные материалы для создания куклы, можно попробовать сделать ее из папье-маше, а только потом перенести полученные заготовки на более твердый материал.

Главное правило шарнирной куклы: у нее должны быть суставы, поэтому сначала надо нарисовать куклу, ее соединения в тех местах, где будут суставы, и обозначить их. Обычно это плечи, локти, руки и ноги. Особое внимание придется уделить созданию коленных суставов, так как, благодаря им, ноги будут двигаться, а кукла будет принимать желаемую позу.

Шарнирная кукла своими руками в технике папье-маше

Техника папье-маше не очень простая, но она сможет раскрыть все детали изготовления шарнирной куклы, с помощью которых можно будет сделать куклу потом из твердого материала. Для папье-маше понадобится много газет или бумаги, клей ПВА и схема куклы.

Также начинающие мастера могут попрактиковаться делать кукол из дерева. Для профессиональной работы используется клен, и после того, как готов образ куклы, тщательно вырезается каждая деталь для ее тела, после чего они обязательно обрабатываются средствами для защиты дерева. Самым тяжелым в данном процессе будет изготовление суставов для куклы, но имея все необходимые инструменты, процесс не будет сложным.

Как крепить детали шарнирной куклы

В каждом материале, из которого создается шарнирная кукла, самыми тяжелыми являются руки и крепление головы. Для того, чтобы сделать их, необходимо сначала сделать часть от плеча до локтя, после этого делается предплечье, и только потом можно приступать к созданию самой кисти, при этом каждый палец должен быть выделен так, чтобы перенести все параметры настоящей руки, то есть средний палец самый большой, а все остальные меньше.

Прикреплять голову придется с помощью веревки и крючка, поэтому с самого начала надо подготовить эти элементы, чтобы было легче в процессе. Сама голова должна как бы надеваться на шею, после чего в надо вставить глаза и залепить дырку с обратной стороны головы.

Как сделать шарнирную куклу своими руками из пластика, полимерной глины и холодного фарфора

Так делается шарнирная кукла из запекаемого пластика. Кстати, именно из этого материала кукла выглядит настоящей, и именно с помощью пластика легче всего сделать переходы в качестве суставов куклы. Запекаемый пластик в нормальном состоянии может принимать разную форму, поэтому для того, чтобы сделать руку или ногу, необходимо взять кусок фольги, сложить ее, облепить пластиком в нужной форме. После того, как элемент запечется в духовке, фольгу надо достать, чтобы внутри куклы осталась пустота.

Шарнирные куклы из полимерной глины также выглядят очень натурально. Для ее изготовления понадобится много глины, духовка и навыки работы с таким материалом. С помощью глины можно сделать правильные и удобные суставы для куклы, сделав сначала шарик, а потом разместив его в нужном месте.

Для того, чтобы сделать куклу из холодного фарфора, необходимо потратить много времени, так как этот материал тяжело принимает необходимую форму, придется каждую деталь обрабатывать наждачкой, чтобы сгладить все недостатки.

В процессе изготовления любой шарнирной куклы главное - не забыть о глазах для нее. Их необходимо делать отдельно, но в голове нужно оставить отверстие, чтобы их вставить. После того, как глаза будут на месте, голову надо заделать, и снова запечь куклу (если материал позволяет).

Такая кукла может послужить подарком как для ребенка, так и для взрослого. Имея фантазию и навыки шитья, для нее можно пошить одежду, а потом использовать такую игрушку в качестве украшения комнаты. Шарнирную куклу можно использовать и как талисман, для этого можно сделать небольшую куколку, которая будет похожа на человека.

Видео по теме статьи

Мне перепал комплект фарфоровых деталей с просьбой как-то их обыграть. И вот я сделала такую милую, вполне себе играбельную куколку, и вам сейчас расскажу как это легко можно повторить!

1. Комплект называется "Юля", состоит из головы, ручек и ножек, отлитых из грубоватого, но крепкого неглазурованного фарфора.

2. Даже очень крепкий фарфор можно немного подрихтовать с помощью напильников, надфилей и крупных шкурочек, дабы сделать отливки хотя бы немного поизящнее (как видите в правой ручке пальчики более чётко очерчены, нежели в левой. Это потому что правую ручку я уже подточила, а над левой ещё предстоит поработать).

3. Отверстия в ручках и ножках тоже нужно немного расширить (например с помощью шарошек), чтобы туда в дальнейшем беспроблемно входил будущий каркас-скелетон.

4. Замешиваем Эпоксилин или любой другой идентичный клей, загоняем его в наши детальки, а затем туда вставляем конечности скелетона. Скелетон - это пластмассовый остов куклы, состоящий из отдельных суставчиков, которые крепко входят друг в друга и благодаря этому скелетон гибкий. С ним кукла может принимать любые позы. Но, естественно, маленький скелетон из-за небольшого количества члеников менее гибкий, чем большой.

5. Шарики на конечностях скелетона полностью погружаются в клей, который находится в наших детальках, он застывает, и они теперь внедрены туда навечно, а значит вся наша конструкция очень и очень крепкая!

6. Был у меня готовый синтетический паричок (купила в той же Лавке кукольного мастера), я его примерила пока что, но в дальнейшем отказалась от него. Так что пока что приступаем к росписи. Щёчки, лоб, носик, подбородок, ушки, ладошки, пяточки - всё это можно затонировать сухими пигментами (пастелью, карандашами), натерев их на наждачной бумаге. Пигмент наносим на куклу с помощью сухой кисточки. До покрытия лаком стараемся не трогать руками кукольное личико.

7. Глаза, губы, брови я расписала с помощью акварели и туши. Пробовала акриловой краской, но она сдирается с куклы плёночкой, и выглядит грубовато. Идеально было бы расписать куклу масляной краской, но она долго сохнет, а мне хотелось всё сделать побыстрее, и я не стала ждать.

8. Вот такая получилась рожица. Очень мне понравилось наносить общий тон с помощью цветных карандашей.

9. Без покрытия лаком вся роспись не имеет смысла, она смоется или размажется от неаккуратного обращения с куклой. Поэтому матовым художественным лаком для акриловой и масляной живописи мы сбрызгиваем всю куклу. Сначала он будет блестеть, но затем высохнет и его не будет видно, но свою защитную функцию он будет выполнять исправно!

10. Выбираю новые волосы. С разными волосами кукла выглядит совершенно по разному! И даже разная причёска меняет её кардинально. Вот, например, без чёлки кукла выглядит более взрослой, но так как у неё детские пропорции, то я решила делать её обязательно с чёлкой, благодаря которой она выглядит девочкой, а не тётей.

11. Эта причёска идёт ей больше, но синтетический блеск волос убивает всю теплоту и живость куклы.

12. Клеим по прядкам на клей для потолочной плитки (также можно использовать клей Момент-кристалл). Начинаем клеить сзади снизу, сходясь к макушке по спирали.

13. Стрижём чёлку и вот такая получается девочка.

14. Начинаем наращивать тельце. Ручки и ножки обматываем парикмахерскими воротничками (продаются в специализированных магазинах для парикмахеров, стоят три копейки). Они позволяют набрать объём и при этом не мешают скелетону гнуться.

15. Для тела вырезаем выкройку из тонкого трикотажа или флиса, и набиваем её синтепоном прямо на кукле.

16. Для общей красоты ручки и ножки тоже обшиваем флисом.

17. Чтобы выкройка чётко сидела на куколке, иногда приходится шить прямо на кукле. Шьём с помощью потайного шва.

18. Получается вот так. Кукла становится менее гибкой, но ручки-ножки гнутся, голова поворачивается, ну а большего нам и не надо! Для большей эстетики место стыка фарфоровых деталей и мягкого тела можно задекорировать кружевами, приклеив их на тот же клей для потолочной плитки (он клеит крепко, при этом не оставляет жёсткой корки).

19. Украшаем голову лентой...

20. А тельце - платьем. И вот уже готова наша куколка! Аккуратная девочка даже сможет в неё играть (желательно без купания и каждодневного расчёсывания волос. Для этого нам пришлось бы расписывать её масляными красками, и волосы делать на специальном вандалоустойчивом паричке).
Ну а можно сделать просто сувенирную куколку себе на радость!

Интересного вам творчества! Смелости! И фантазии!

Похожие публикации